ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3

1 История вопроса 5

Выводы 6

2 Современное состояние 7

Выводы 9

Заключение 10

Список литературы 11

Введение

В условиях экономического спада наиболее гибкими являются предприятия среднего и малого бизнеса. В 80-е годы, кризисные для экономики Великобритании, важным направлением политики Маргарет Тэтчер стало развитие среднего и малого предпринимательства, повышение его экономической самостоятельности. На сегодняшний день президент Российской Федерации, В. В. Путин, во главу угла ставит вопросы по развитию и поддержке среднего и малого бизнеса: «Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание. И в большинстве развитых экономик этот сектор занимает заметное, а часто даже ведущее место» [8]. Для развития этого сектора экономики предпринимаются следующие действия: расширение свободы предпринимательства, защита собственности и прав предпринимателей, оказание финансовой поддержки. Именно среднее и малое предпринимательство поможет России выйти из трудной экономической ситуации.

Объект: предпринимательство

Предмет: средний и малый бизнес

Цель: изучение истории развития и современного состояния малого и среднего предпринимательства в России

Задачи:

  1. Изучить основные периоды развития малого и среднего предпринимательства в России.

  2. Ознакомиться и проанализировать информацию по современному развитию среднего и малого бизнеса.

  3. Сделать основные выводы

Краткий обзор используемой литературы и источников. Для изучения истории развития малого и среднего предпринимательства в России в работе использовалась статья доктора экономических наук М.П.Улицкого и А.О.Холодовой «История развития малого и среднего предпринимательства в России». Авторы выделяют несколько периодов, включаю до революционный, тем и интересна это статья, так как большинство исследователей выделяют периоды с 1987 года.

При анализе современного предпринимательства в России использовались статьи В.А. Гельмана «Становление и развитие предпринимательства в современной России» и Г.В.Гриценко «Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономике России: усиление роли государственной поддержки».

Степень научной изученности: интерес к развитию малого и среднего бизнеса в мире среди исследователей вызван тем, что данный сектор экономики России сегодня вышел на передней план. А если учесть, что после значительного перерыва о предпринимательстве заговорили во всеуслышание относительно недавно, то эту тему экономисты не могут обойти стороной. Исследованиями развития малого и среднего предпринимательства в России в разное время занимаются такие авторы как М.П.Улицкий, Е.А.Андрюхин, В.Ю.Буров и другие. Становления, особенности и проблема развития современного малого и среднего бизнеса в РФ нашли отражения в трудах О.В.Старова, Г.В.Грищенко, Е.В. Виноградовой и др.

На сегодняшний день есть учебные пособия отечественных авторов, например Г.Н.Франовской «Малый бизнес», Э.Н.Камышева «Малый бизнес. Пособия начинающим предпринимателям».

1 История вопроса

Предпринимательство зародилось ещё в глубокой древности, поэтому трудно определить точную дату его появления. Есть множество работ о мировых тенденциях развития малого бизнеса. Россия всегда шла своим путем, поэтому нет единства мнений об исторических периодах развития среднего и малого предпринимательства.

Авторы статьи «История развития малого и среднего предпринимательства в России» М.П.Улицкий и А.О.Холодова выделяют 3 периода [5]:

  1. История малого и среднего бизнеса до революции 1971 года

Предпринимательство того времени имело свой этнический окрас и свои традиции. В городах свою деятельность развернули кустари и ремесленники. В этот же период появляются первые объединения предпринимателей, которые даже регулировались нормативными актами. Стоит отметить, что мелкое предпринимательство того времени имело отраслевую и региональную направленность. В конце 19 века появляются первые идеи о программах поддержки «правильного хозяйства» со стороны государства [5, с. 67]. Малое предпринимательство того времени имело главную особенность: взаимодействие с крупными предприятиями. Но вызовы того времени, политические изменения внесли свои коррективы в развитие предпринимательства.

  1. Советский период в истории развития малого и среднего предпринимательства

Этот период ярок на событие, но, что касательно, развития предпринимательства, то в этот период оно просто «ушло» с экономической арены. Немного изменила ситуацию Новая Экономическая Политика (НЭП), что позволило на некоторое время основывать мелкие частные предприятия. Такая уступка завершилась тем, что уже через некоторое время началась реконструкция, заключающаяся в искоренение мелких частнохозяйственных предприятий. С этого времени понятия частное предприятия практически перестало существовать.

  1. С 1986 года по настоящее время

Законное возвращение малого бизнеса, авторы статьи связывают его с изданием Закона СССР от 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». В этот период был запущен процесс по формированию у граждан нового экономического мышления. И переход к рыночной экономике. Происходит расширение предпринимательской деятельности. Основной закон регулирующие правовые отношения в данной сфере: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Выводы

История развития российского малого и среднего предпринимательства имеют интересную и богатую историю. В разные периоды времени, предпринимательство было важным составляющим развития экономики. Несмотря на то, что долгое время «частники» были под запретом, необходимость развития именно этого сектора неоспорима.

2 Современное состояние

На развитие малого бизнеса влияют множество факторов, но значительнее всего – внешние. Но большинство из них можно урегулировать только при поддержке государства.

С 2005 года действуют Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в которых задействованы все регионы страны, реализуются «Дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы. Тем не менее, Россия продолжает отставать по многим количественным и качественным показателям от стран с развитой рыночной экономикой.

На сегодняшний день исследователи этого вопроса выделяют следующие причины, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России [4]:

  • сложная экономическая и финансовая обстановка в стране;

  • слабая правовая защищенность предпринимателей;

  • низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей;

  • негативное отношение к предпринимателям части населения;

  • спад производства;

  • слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса;

  • снижение покупательной способности население на массовую продукцию (в связи с кризисной обстановкой в стране);

  • плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.

В 2011 году, по данным ежегодника Росстата, количество малых предприятий увеличилось с 1,4 млн. в 2008 году до 1,8 млн. в 2011 г. Количество микро предприятий выросло с 1,1 млн. в 2008 году до 1,6 млн. в 2011 г. А вот уровень средних предприятий за эти годы находился на отметке 14-16 тысяч предприятий, за исключением 2010 года, когда количество средних предприятий составило рекордные 25 тысяч [7, с.232].

На сайте Ресурсного центра малого предпринимательства приведена статистика на 1.01.2015 год. Так, в течение 2010-2014гг. по количеству предприятий сектор МСП демонстрировал положительную динамику только для категорий малых и микропредприятий, хотя за последние 2 года темпы роста и этого сегмента существенно замедлились. Так, количество микро- и малых предприятий за 5 лет выросло на 28% - с 1644,3 тыс. в 2010 году до 2103,8 тыс. в 2014 году. Количество микропредприятий в 2014 году увеличилось почти на треть по сравнению с 2010 годом и достигло 1868,2 тыс. Вместе с тем, прирост микропредприятий в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 40 тыс., что составляет лишь 2,2% [6].

Рост количества малых и микропредприятий отмечен на фоне снижения количества средних предприятий. Их количество по итогам 2014 г. составило 13,7 тыс., как и в 2013 году. При этом почти двукратное уменьшение количества средних предприятий в 2013 году по сравнению с 2010 годом – 25,2 тыс. [6].

Стоит обратить внимание на опыт государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области. Базовая отрасль экономики является промышленность, а в условиях санкциях на первое место выходит программа по импортозамещению и создание конкурентной продукции. Поэтому необходимо развитие более «поворотливого» малого и среднего бизнес.

Этому будет способствовать создание в области в ЗАТО Территорий опережающего-экономического развития (ТОР) - Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В Челябинской области их будет 3: Снежинск, Трехгорный, Озерск. Губернатору Челябинской области Б.А.Дубровскому на одном из совещаний с руководством ГК «Росатом» и региональным министерством экономического развития была представлена концепция создания ТОРов. Участие в этой программе выгодно: всевозможные налоговые льготы, понижение ставки по страховым взносом (в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования). Это позволит вывести Челябинскую область на лидирующие позиции по развитию малого и среднего предпринимательства.

Выводы

Непростая экономическая ситуация «придерживает» развитие среднего и малого бизнеса в России. Но программы и мероприятия по поддержке этого сектора экономики способствуют созданию комфортных условий для предпринимателей. Сегодня , в кризисное время для отечественной экономике создание малых предприятий становится реальным выходом из сложившейся ситуации.

Заключение

Политический фактор один из существенных влияющих на развитие среднего и малого предпринимательства. В зависимости от выбранного курса государства будет и развиваться экономика.

Изучение истории малого и среднего предпринимательства в России позволило сформировать основные периоды развития. Динамично развивающаяся поначалу и попавшая под запрет, данная сфера экономике в нашей стране по сей день имеет свои отличительные черты. Можно с уверенностью сказать, что опыт, приобретенный еще в начале 20 века, используется сегодня: взаимодействие с крупными предприятиями.

На сегодняшний день, большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства: разрабатываются программы и мероприятия. У каждого региона имеется своя стратегия с учетом особенностей и объемом финансирования. Проанализировав статистические данные, информацию по этому вопросу, следует сказать о том, что в эти кризисные для нашей экономики года, поддержка малых и средних предпринимателей продолжается. Важно, что контролирует исполнения президент РФ – В.В.Путин, и тема о проблемах развития, о тенденциях развития малого и среднего бизнеса часто им обсуждается.

В целом, курс выбранный Правительством РФ, правильный. Ведь более мобильный, легкий на модернизацию малый бизнес сможет восстановить утерянные позиции Российской Федерации на мировом рынке.

Список литературы
  1. «В Челябинской области появятся территории опережающего развития» // [электронный ресурс]; URL: http://www.infox.ru/business/finances/2015/11/27/V_CHyelyabinskoy_obl.phtml (дата обращения 14.12.2015)

  2. Гельман В.А. Становление и развитие предпринимательства в современной России / В.А.Гельман // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №6. –С. 292-299.

  3. Греценко Г.В. Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономики России: усиление роли государственной поддержки. – 2011. - №8. – С. 64-69.

  4. Грицунова С.В. Развитие малого предпринимательства в России / С.В.Грицунова, К.М. Лотарева. // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №2. - С. 1-8.

  5. «Путин остался недоволен работой государства по развитию малого бизнеса» // [электронный ресурс]; URL: http://www.interfax.ru/business/480073 (дата обращения 5.02.2016)

  6. Статистика МСП 2010-2014: основные показатели деятельности малых и средних предприятий // [электронный ресурс]; URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения 19.01.2016)

  7. Старова О.В. Особенности развития российского предпринимательства / О.В. Старова // Экономика и управление в XX веке: тенденции развития. – 2013. - №12. - С. 229-234.

  8. Улицкий М.П. История развития малого и среднего предпринимательства в России / М.П.Улицкий, А.О.Холодова // Международный академический вестник. - 2015. - №4. –С.64-68.

  9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // [электронный ресурс]; URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ - Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (дата обращения 15.11.15)

  10. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // [электронный ресурс]; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения 12.12.2015)

  11. Франовская Г.Н. Малый бизнес. Учебное пособие для вузов / Г.Н.Франновская – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 204с.

12

Просмотров работы: 2462