1 История вопроса 5
Выводы 6
2 Современное состояние 7
Выводы 9
Заключение 10
Список литературы 11
ВведениеВ условиях экономического спада наиболее гибкими являются предприятия среднего и малого бизнеса. В 80-е годы, кризисные для экономики Великобритании, важным направлением политики Маргарет Тэтчер стало развитие среднего и малого предпринимательства, повышение его экономической самостоятельности. На сегодняшний день президент Российской Федерации, В. В. Путин, во главу угла ставит вопросы по развитию и поддержке среднего и малого бизнеса: «Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание. И в большинстве развитых экономик этот сектор занимает заметное, а часто даже ведущее место» [8]. Для развития этого сектора экономики предпринимаются следующие действия: расширение свободы предпринимательства, защита собственности и прав предпринимателей, оказание финансовой поддержки. Именно среднее и малое предпринимательство поможет России выйти из трудной экономической ситуации.
Объект: предпринимательство
Предмет: средний и малый бизнес
Цель: изучение истории развития и современного состояния малого и среднего предпринимательства в России
Задачи:
Изучить основные периоды развития малого и среднего предпринимательства в России.
Ознакомиться и проанализировать информацию по современному развитию среднего и малого бизнеса.
Сделать основные выводы
Краткий обзор используемой литературы и источников. Для изучения истории развития малого и среднего предпринимательства в России в работе использовалась статья доктора экономических наук М.П.Улицкого и А.О.Холодовой «История развития малого и среднего предпринимательства в России». Авторы выделяют несколько периодов, включаю до революционный, тем и интересна это статья, так как большинство исследователей выделяют периоды с 1987 года.
При анализе современного предпринимательства в России использовались статьи В.А. Гельмана «Становление и развитие предпринимательства в современной России» и Г.В.Гриценко «Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономике России: усиление роли государственной поддержки».
Степень научной изученности: интерес к развитию малого и среднего бизнеса в мире среди исследователей вызван тем, что данный сектор экономики России сегодня вышел на передней план. А если учесть, что после значительного перерыва о предпринимательстве заговорили во всеуслышание относительно недавно, то эту тему экономисты не могут обойти стороной. Исследованиями развития малого и среднего предпринимательства в России в разное время занимаются такие авторы как М.П.Улицкий, Е.А.Андрюхин, В.Ю.Буров и другие. Становления, особенности и проблема развития современного малого и среднего бизнеса в РФ нашли отражения в трудах О.В.Старова, Г.В.Грищенко, Е.В. Виноградовой и др.
На сегодняшний день есть учебные пособия отечественных авторов, например Г.Н.Франовской «Малый бизнес», Э.Н.Камышева «Малый бизнес. Пособия начинающим предпринимателям».
1 История вопросаПредпринимательство зародилось ещё в глубокой древности, поэтому трудно определить точную дату его появления. Есть множество работ о мировых тенденциях развития малого бизнеса. Россия всегда шла своим путем, поэтому нет единства мнений об исторических периодах развития среднего и малого предпринимательства.
Авторы статьи «История развития малого и среднего предпринимательства в России» М.П.Улицкий и А.О.Холодова выделяют 3 периода [5]:
История малого и среднего бизнеса до революции 1971 года
Предпринимательство того времени имело свой этнический окрас и свои традиции. В городах свою деятельность развернули кустари и ремесленники. В этот же период появляются первые объединения предпринимателей, которые даже регулировались нормативными актами. Стоит отметить, что мелкое предпринимательство того времени имело отраслевую и региональную направленность. В конце 19 века появляются первые идеи о программах поддержки «правильного хозяйства» со стороны государства [5, с. 67]. Малое предпринимательство того времени имело главную особенность: взаимодействие с крупными предприятиями. Но вызовы того времени, политические изменения внесли свои коррективы в развитие предпринимательства.
Советский период в истории развития малого и среднего предпринимательства
Этот период ярок на событие, но, что касательно, развития предпринимательства, то в этот период оно просто «ушло» с экономической арены. Немного изменила ситуацию Новая Экономическая Политика (НЭП), что позволило на некоторое время основывать мелкие частные предприятия. Такая уступка завершилась тем, что уже через некоторое время началась реконструкция, заключающаяся в искоренение мелких частнохозяйственных предприятий. С этого времени понятия частное предприятия практически перестало существовать.
С 1986 года по настоящее время
Законное возвращение малого бизнеса, авторы статьи связывают его с изданием Закона СССР от 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». В этот период был запущен процесс по формированию у граждан нового экономического мышления. И переход к рыночной экономике. Происходит расширение предпринимательской деятельности. Основной закон регулирующие правовые отношения в данной сфере: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
ВыводыИстория развития российского малого и среднего предпринимательства имеют интересную и богатую историю. В разные периоды времени, предпринимательство было важным составляющим развития экономики. Несмотря на то, что долгое время «частники» были под запретом, необходимость развития именно этого сектора неоспорима.
2 Современное состояниеНа развитие малого бизнеса влияют множество факторов, но значительнее всего – внешние. Но большинство из них можно урегулировать только при поддержке государства.
С 2005 года действуют Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в которых задействованы все регионы страны, реализуются «Дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы. Тем не менее, Россия продолжает отставать по многим количественным и качественным показателям от стран с развитой рыночной экономикой.
На сегодняшний день исследователи этого вопроса выделяют следующие причины, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России [4]:
сложная экономическая и финансовая обстановка в стране;
слабая правовая защищенность предпринимателей;
низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей;
негативное отношение к предпринимателям части населения;
спад производства;
слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса;
снижение покупательной способности население на массовую продукцию (в связи с кризисной обстановкой в стране);
плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
В 2011 году, по данным ежегодника Росстата, количество малых предприятий увеличилось с 1,4 млн. в 2008 году до 1,8 млн. в 2011 г. Количество микро предприятий выросло с 1,1 млн. в 2008 году до 1,6 млн. в 2011 г. А вот уровень средних предприятий за эти годы находился на отметке 14-16 тысяч предприятий, за исключением 2010 года, когда количество средних предприятий составило рекордные 25 тысяч [7, с.232].
На сайте Ресурсного центра малого предпринимательства приведена статистика на 1.01.2015 год. Так, в течение 2010-2014гг. по количеству предприятий сектор МСП демонстрировал положительную динамику только для категорий малых и микропредприятий, хотя за последние 2 года темпы роста и этого сегмента существенно замедлились. Так, количество микро- и малых предприятий за 5 лет выросло на 28% - с 1644,3 тыс. в 2010 году до 2103,8 тыс. в 2014 году. Количество микропредприятий в 2014 году увеличилось почти на треть по сравнению с 2010 годом и достигло 1868,2 тыс. Вместе с тем, прирост микропредприятий в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 40 тыс., что составляет лишь 2,2% [6].
Рост количества малых и микропредприятий отмечен на фоне снижения количества средних предприятий. Их количество по итогам 2014 г. составило 13,7 тыс., как и в 2013 году. При этом почти двукратное уменьшение количества средних предприятий в 2013 году по сравнению с 2010 годом – 25,2 тыс. [6].
Стоит обратить внимание на опыт государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области. Базовая отрасль экономики является промышленность, а в условиях санкциях на первое место выходит программа по импортозамещению и создание конкурентной продукции. Поэтому необходимо развитие более «поворотливого» малого и среднего бизнес.
Этому будет способствовать создание в области в ЗАТО Территорий опережающего-экономического развития (ТОР) - Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
В Челябинской области их будет 3: Снежинск, Трехгорный, Озерск. Губернатору Челябинской области Б.А.Дубровскому на одном из совещаний с руководством ГК «Росатом» и региональным министерством экономического развития была представлена концепция создания ТОРов. Участие в этой программе выгодно: всевозможные налоговые льготы, понижение ставки по страховым взносом (в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования). Это позволит вывести Челябинскую область на лидирующие позиции по развитию малого и среднего предпринимательства.
ВыводыНепростая экономическая ситуация «придерживает» развитие среднего и малого бизнеса в России. Но программы и мероприятия по поддержке этого сектора экономики способствуют созданию комфортных условий для предпринимателей. Сегодня , в кризисное время для отечественной экономике создание малых предприятий становится реальным выходом из сложившейся ситуации.
ЗаключениеПолитический фактор один из существенных влияющих на развитие среднего и малого предпринимательства. В зависимости от выбранного курса государства будет и развиваться экономика.
Изучение истории малого и среднего предпринимательства в России позволило сформировать основные периоды развития. Динамично развивающаяся поначалу и попавшая под запрет, данная сфера экономике в нашей стране по сей день имеет свои отличительные черты. Можно с уверенностью сказать, что опыт, приобретенный еще в начале 20 века, используется сегодня: взаимодействие с крупными предприятиями.
На сегодняшний день, большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства: разрабатываются программы и мероприятия. У каждого региона имеется своя стратегия с учетом особенностей и объемом финансирования. Проанализировав статистические данные, информацию по этому вопросу, следует сказать о том, что в эти кризисные для нашей экономики года, поддержка малых и средних предпринимателей продолжается. Важно, что контролирует исполнения президент РФ – В.В.Путин, и тема о проблемах развития, о тенденциях развития малого и среднего бизнеса часто им обсуждается.
В целом, курс выбранный Правительством РФ, правильный. Ведь более мобильный, легкий на модернизацию малый бизнес сможет восстановить утерянные позиции Российской Федерации на мировом рынке.
Список литературы«В Челябинской области появятся территории опережающего развития» // [электронный ресурс]; URL: http://www.infox.ru/business/finances/2015/11/27/V_CHyelyabinskoy_obl.phtml (дата обращения 14.12.2015)
Гельман В.А. Становление и развитие предпринимательства в современной России / В.А.Гельман // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №6. –С. 292-299.
Греценко Г.В. Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономики России: усиление роли государственной поддержки. – 2011. - №8. – С. 64-69.
Грицунова С.В. Развитие малого предпринимательства в России / С.В.Грицунова, К.М. Лотарева. // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №2. - С. 1-8.
«Путин остался недоволен работой государства по развитию малого бизнеса» // [электронный ресурс]; URL: http://www.interfax.ru/business/480073 (дата обращения 5.02.2016)
Статистика МСП 2010-2014: основные показатели деятельности малых и средних предприятий // [электронный ресурс]; URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения 19.01.2016)
Старова О.В. Особенности развития российского предпринимательства / О.В. Старова // Экономика и управление в XX веке: тенденции развития. – 2013. - №12. - С. 229-234.
Улицкий М.П. История развития малого и среднего предпринимательства в России / М.П.Улицкий, А.О.Холодова // Международный академический вестник. - 2015. - №4. –С.64-68.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // [электронный ресурс]; URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ - Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (дата обращения 15.11.15)
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // [электронный ресурс]; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения 12.12.2015)
Франовская Г.Н. Малый бизнес. Учебное пособие для вузов / Г.Н.Франновская – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 204с.
12