Оглавление
Стр. |
||
Введение……………………………………………………………. |
3 |
|
1. |
Развитие русского народного костюма………………........….….. |
5 |
2. |
Особенности уральского традиционного женского костюма.…… |
6 |
3. |
Описание модели уральского традиционного женского костюма, подлежащего изготовлению……………………………………….. |
9 |
Заключение…………………………….…………………………… |
10 |
|
Список литературы…………………………………………………. |
11 |
|
Приложение 1. Южнорусский костюм |
12 |
|
Приложение 2. Севернорусский комплекс |
14 |
|
Приложение 3. Косоклинный распашной сарафан |
17 |
|
Приложение 4 . Пояс |
18 |
|
Приложение 5. Сравнительная характеристика русского народного костюма и уральского традиционного костюма |
19 |
|
Приложение 6. Изменения, внесенные в уральский традиционный женский костюм |
21 |
|
Приложение 7. Технологическая карта изготовления сарафана с притачной кокеткой |
22 |
|
Приложение 8. Технологическая карта изготовления рубахи |
24 |
|
Приложение 9. Праздничная женская одежда (конец XVIII – начало XIX века) и учебное пособие – подарок для учащихся Детской художественной школы им. С.П. Кодолова |
28 |
Введение
Пролетели годы обучения в художественной школе, закончился еще один большой и очень важный для меня период жизни, позволивший мне понять, что изготовление различных изделий, подарков, освоение технологий их создания, - для меня самое увлекательное занятие, и что, моя будущая профессия должна быть связана с творческой деятельностью, с созданием новых форм, концепций – это профессия «дизайнер».
Дизайн (от английского «design» - проект, план, рисунок) – термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.
Дизайнер одежды (кутюрье) – это работник индустрии моды, изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары и адаптирует их к повседневной жизни.
Показательно, что Вячеслав Зайцев [5], Валентин Юдашкин [4] – самые знаковые дизайнеры России обращались к национальным и народным традициям и продолжают с ними работать.
Следовательно, современный специалист в области дизайна одежды, не должен оставаться равнодушным к тому, что является достоянием культуры – к народному костюму.
Я и мои родители родились и выросли на Урале, в Свердловской области, поэтому чтобы провести первичную профессиональную пробу по профессии «дизайнер одежды» и изготовить учебное пособие – подарок для художественной школы необходимо изучить особенности уральского традиционного костюма.
Проблема: определить особенности, которые имеет уральский традиционный женский костюм.
Объект исследования: уральский традиционный женский костюм.
Предмет исследования: особенности уральского традиционного женского костюма.
Цель: изучение истории русского народного костюма и выявление особенностей уральского традиционного женского костюма для последующего его изготовления.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать задачи:
Изучить историю русского народного костюма.
Выявить особенности уральского традиционного женского костюма.
Осуществить профессиональную пробу по профессии «дизайнер одежды».
Изготовить учебное пособие - подарок для учащихся ДХШ им. С.П. Кодолова – уральский традиционный женский костюм и проанализировать выполненную работу.
Теоретическая значимостьработы заключается в изучении русского народного костюма и выявления особенностей уральского традиционного женского костюма.
Практическая значимость заключается в изготовлении учебного пособия для учащихся Детской художественной школы им. С.П. Кодолова.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение, наблюдение, а также практический опыт учащегося.
Развитие русского народного костюма
«Чудо чудное, диво дивное – русский народный костюм», - считает известный специалист по истории русского костюма и быта Мерцалова М.Н. [3, с. 8].
В женской одежде, ученые выделяют четыре четко выраженных комплекса: рубаху с поневой и головным убором сорокой, рубахой с сарафаном и кокошником, рубаху с юбкой андараком и платьем – кубельком.
К началу XIX века из четырех комплексов наиболее распространенными были два: южнорусский с поневой и севернорусский с сарафаном.
Первый комплекс охватывал не только южные районы России, но и Тульскую, Московскую, Калужскую области. Отпечаток на формирование его элементов наложило и соседство с украинцами, белорусами, мордвой и др. [7, с.8].
Южнорусский костюм состоял из длинной холщовой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду – поневу. Непременной принадлежностью был передник (занавеска, запон). Далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые разные названия: насов, навершник, шушун, сукман, шушпан (Приложение 1). Обязателен для женщин был полностью скрывавший волосы, многосоставный головной убор. Девушки носили разного типа повязки. Костюм жительниц южных районов почти полностью изготавливался из материалов домашнего производства.
Комплекс с сарафаном, или севернорусский, бытовавший не только на Русском Севере, в центре, но в районах Поволжья, Урала, в Сибири, в Смоленской, Харьковской губерниях, Воронежской, Курской областях, состоял из рубахи и длинного сарафана (Приложение 2). Поверх сарафана надевали душегрею – короткую нагрудную одежду на лямках (Приложение 2), в холодное время года – шугай в талию с рукавами и воротником (Приложение 2). С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние женщины – цельный жесткий головной убор – кокошник.
Итак, по причине обширности территории расселения, замкнутости отдельных мест, различных климатических и природных условий и др., в России не сложилось единого национального костюма. Однако для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда, значительной длины. Общее проявляется в способе ношения одежды, создающем «многослойный» костюмный ансамбль, когда одежда надевается одна поверх другой.
Итак, проанализировав развитие русского народного костюма, пришли к выводу, что развитие костюма каждого народа всегда происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. На Урале проживают представители более 120 национальностей, поэтому необходимо выявить особенности уральского традиционного женского костюма.
2. Особенности уральского традиционного женского костюма
Активное заселение Урала русскими началось во второй половине XVI века. Увеличение населения Урала, происходившее за счет выходцев из центральноевропейских районов, Среднего Повольжья и Поморья, обусловила сосуществование и взаимодействие северорусского и среднерусского компонентов традиционной материальной культуры: переселенцы принесли с собой региональные варианты русского костюма.
Развитие горнозаводской промышленности на Урале в начале XVIII в. вновь вызвало волну переселенцев, в основном из Среднего Поволжья, центральных уездов России и Вятской земли.
Основным типом женской одежды на Среднем Урале является комплекс с сарафаном. В комплекс с сарафаном входила рубаха, пояс, иногда запон (фартук) или душегрея, головной убор - шамшура или кокошник.
Разные типы сарафанов последовательно сменяли друг друга или существовали одновременно у разных групп населения. По признаку кроя различают сарафаны туникообразного, косоклинного (Приложение 3) и прямого типа и сарафан на кокетке.
Сарафаны шьют из шелковых и хлопчатобумажных материй: штофа, тафты, бархата, поплина. По месту застежки или серединного шва сарафана пришиты воздушные петли из шелкового или золотого шнура. На этот же шнур с другой стороны застежки нанизаны дутые металлические или хрустальные в оправе пуговицы.
Глухой туникообразный сарафан – наиболее древний тип сарафана, который подпоясывали шелковым или шерстяным поясом с кистями [8, с.24].
Прямой сарафан начинал входить в употребление в Пермской губернии в начале XIX в. Старожилы Алапаевского и Режевского районов Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышивкой и бисером.
До конца XIX в. наиболее используемой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки и оформляется узкой обшивкой или небольшим воротником. Край широкого по всей длине рукава собирали в складки и обшивали, зауженного – могли украшать кружевом.
Во второй половине XIX – начале XX века женские повседневные и праздничные рубахи шили из разных материалов: будничные поликовые рубахи – из холста и пестряди в мелкую клетку, праздничные – из хлопчатобумажной фабричной ткани (ситец, кисея), их украшали вышивкой по вороту, поликам и краю рукава.
Сарафан с отрезной деталью - кокеткой (лифом, перелинкой) – наиболее поздний, появившийся под влиянием городской моды. Его носили с белой или цветной рубахой из хорошего, покупного материла.
В комплекс одежды с сарафаном могла входить душегрея – короткая распашная одежда на лямках, которую носили городские и заводские жительницы. Изготавливалась она из покупной хлопчатобумажной, шелковой или парчовой ткани, иногда расшивали золотом.
Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов Урала шугаем (шугайкой) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой.
Тканый пояс играл важную роль в обрядовой жизни крестьян, выполнял ряд ритуально-магических функций. Он является центром композиции и равновесия, завершает костюм, разделяя его на две части – верх и низ, скрепляет в единую форму части костюма и человеческое тело (Приложение 4). В Свердловской области различались способы ношения поясов мужчинами и женщинами: в Ирбитском районе женщины носили кисти слева, а мужчины спереди. В Каменском районе мужчины завязывали пояс кисточками назад, а женщины – кисточками вперед.
Фартук – запон – был принадлежностью как женского, так и мужского традиционного костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские – без нагрудки [1, с. 29].
Прически и головные уборы девушек и замужних женщин – строго регламентированы. Девушки заплетали волосы в одну косу и носили головной убор – ленту (повязку), которая не закрывала волосы полностью. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Женские головные уборы полностью закрывали волосы.
Наиболее старинные женские головные уборы крестьянок и заводских жительниц – кокошник и шамшура.
Кокошник – головной убор, лицевая часть которого – очелье – имеет твердую основу, задняя часть – мягкая. Передняя часть кокошника украшалась вышивкой, бисером, полоской позумента или кружевом. В начале XX века кокошник сохраняется лишь в качестве свадебного головного убора.
Шамшура – головной убор с твердым плоским стеганым дном и нешироким мягким околышем – широко бытовала на Урале в костюме заводского и сельского населения, у жительниц городов.
Сорока на Среднем Урале – мягкий головной убор: к куску ткани, имеющему закругленные края в верхней части, пришито очелье, переходящее в завязки, которые завязываются на голове поверх хвостовой части. Шили сороку из холста или шелковой ткани.
К концу XIX в. кокошники и шамшуры вытесняются: наколкой, сборником, моршенем. Во второй половине XIX в. повсеместным головным убором девушек и женщин становится платок.
Сравнительная характеристика русского народного и уральского традиционного женского костюма представлена в Приложении 5.
Итак, уральский традиционный женский костюм сложился под воздействием региональных вариантов костюмов жителей Среднего Поволжья и Поморья. Изготавливался как из домотканых тканей, так и из привозных шелковых и хлопчатобумажных тканей, кожи, меха, липового лыка и бересты, волос копытных животных, вяленых материалов.
Значительные изменения в крое уральского традиционного женского костюма, в частности сарафана, происходили в период с середины XIX – начала XX в.в. под влиянием моды у жителей городов и заводского населения.
Уральский традиционный женский костюм в целом он мало отличается от русского народного костюма, в частности севернорусского комплекса. Однако на формы одежды, их конструктивное и декоративное решение оказали влияние климатические условия, уровень развития производительных сил, промышленности, традиционные занятия жителей Урала.
3. Описание модели уральского традиционного женского костюма, подлежащего изготовлению
В ходе анализа русского народного женского костюма и выявленных особенностей уральского традиционного женского костюма пришли к выводу, что для реализации поставленных задач, а также с целью рационального использования современных материалов, необходимо внести изменения в конструкцию уральского традиционного женского костюма (Приложение 6), разработать технологические карты изготовления сарафана с притачной кокеткой (Приложение 7) и рубахи (Приложение 8).
В Приложении 9 данной работы представлены фотография праздничного женского костюма из книги Мерцаловой М.Н. «Поэзия народного костюма» и фотография костюма, изготовленного нами. На основании сравнительного анализа фотографий можно сделать вывод о том, что в процессе изготовления уральского традиционного женского костюма его характерные исторические особенности не нарушены.
Заключение
«Русский народный костюм»,- как отмечают Н.М. Калашникова и Г.А. Плужникова, - отражал «не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней складывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение. …это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа» [3, с. 6].
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей. Для самых известных отечественных и зарубежных кутюрье традиционный костюм – неиссякаемый источник вдохновения, способствующий созданию современных нарядов. Изготовленное нами учебное пособие – подарок для Детской художественной школы имени С.П. Кодолова не только пополнит натурный фонд школы, но и предоставит возможность изучить уральский традиционный женский костюм, воспитать любовь к истории своего народа.
Выполненный нами уральский традиционный женский костюм изготовлен в соответствии с историческими сведениями, является собирательным, так как отражает длительный период его исторического развития. Внесенные нами изменения в покрой сарафана и рубахи обусловлены рациональными методами раскладки выкроек на ткани, использованием современных технологий пошива изделия.
Проведенное нами исследование, анализ развития русского народного костюма и выявление особенностей уральского традиционного женского костюма позволило нам успешно осуществить первичную профессиональную пробу профессии «дизайнер одежды». Поэтому дальнейшее обучение планирую в Уральской государственной архитектурной академии.
Колдовская сила русского костюма так велика, что однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё.
Список литературы
Большой энциклопедический словарь [Текст] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/264014
Голышев, В. Русская одежда. Заговор против русской одежды [Текст] / В. Голушев. – М., 2000. - Режим доступа: http://russianinfant.ru/russkaya-odezhda/russkaya-odezhda-zagovor-protiv-russkoy-odezhdy-modeler-zaycev-vm-i-averyanova-vn
Калашникова, Н.М. Одежда народов СССР [Текст] : альбом / Н.М. Калашникова, Г.А. Плужникова. - Москва: Планета, 1990. – 230 с.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Текст] / энциклопедический мультимедийный интернет – ресурс - Режим доступа: http://megabook.ru/search?SearchText=юдашкин&EntityKind=Article
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Текст] / энциклопедический мультимедийный интернет – ресурс - Режим доступа: http://megabook.ru/article/Зайцев%20Вячеслав%20Михайлович
Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма [Текст] / М.Н. Мерцалова, – М.: Молодая гвардия, 1975. – 224 с.
Молотова, Л.Н. Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР [Текст] : альбом / Л.Н. Молотова, Н.Н. Соснина - Л.: Художник РСФСР,1984. - 28 п.л.
Народное искусство Урала. Традиционный костюм [Текст] =L’art pjpulaire d’Oural / ред. – сост. А.А. Бобрихин [и др.]. - Екатеринбург: Издательство «Баско», 2006. - 112 с.
Приложение 1
Южнорусский костюм
Костюм молодой женщины праздничный. Начало XX в. Тамбовская область
Понева
Первая половина XIX века. Орловская губерния
Приложение 2
Севернорусский комплекс
Костюм женский. Конец XIX в. Смоленская губерния
Шугай
Душегрея
Приложение 3
Косоклинный распашной сарафан
Костюм молодой женщины. Конец XVIII начало XIX в.
Уральская область
Приложение 4
Пояс
Пояса. Конец XIX – начало XX. Курская, Рязанская, Вологодская, Ярославская губернии
Приложение 5
Сравнительная характеристика русского народного и уральского традиционного женского костюма
Элементы костюма |
Русский народный костюм |
Уральский традиционный женский костюм |
Наличие отличий, сходств |
1 |
2 |
3 |
4 |
Комплекс |
Два основных комплекса: южнорусский рубаха с поневой и головным убором сорокой; севернорусский с рубаха с сарафаном и кокошником |
Основной тип одежды - севернорусский комплекс с сарафаном |
Основа уральского традиционного женского костюма - севернорусский комплекс |
Рубаха |
Длинная поликовая рубаха белого цвета из шелковых и хлопчатобумажных тканей. Форма рукава: прямой или суживающийся к кисти, пышный у плеч или у запястья, свободный или сборчатый, собранный под узкую обшивку или на широкий украшенный кружевом манжет. Украшение - тканевые нашивки, аппликация, тесьма, кружево, блестки, прорезная гладь. Дорогие фабричные ткани повсеместно не использовались. |
Поликовая рубаха белого цвета или цветная, ворот плотно обхватывает горло, оформлен узкой обшивкой или небольшим воротником. Рукав широкий по всей длине по низу, собран в складки, зауженный – край рукава украшен кружевом, оборкой. Изготавливались из тканей домашнего производства (будничные) и фабричной ткани (праздничные). |
Крой рубах в целом един. Отличие в использовании ткани: на Урале будничные рубахи изготавливались из ткани домашнего производства, а праздничные - из дорогих тканей. |
Сарафан |
Длинный сарафан (глухой косоклинный; распашной или со швом спереди; прямой, собранный на обшивке с лямками; сарафан с лифом) |
Глухой туникообразный; косоклинный; прямой; сарафан с отрезной деталью – кокеткой. |
Сарафаны северного комплекса и жителей Урала отличаются только названиями. |
Передник (запон) |
Туникообразный передник с рукавами или узкими проймами; с креплением выше груди; запон (фартук) с грудкой, завязывающийся на талии. |
Запон – элемент как мужского, так и женского костюма. Мужские фартуки шили с грудкой, женские – без грудки. |
На Урале фартук использовался как элемент мужской одежды. |
Плечевая одежда на лямках |
Душегрея или шугай, бастрог |
Душегрею носили только городские и заводские женщины. Шугай использовался всеми категориями женского населения в |
Женщины Урала использовали в основном шугай. Душегрея не имела широкого распространения |
1 |
2 |
3 |
4 |
качестве как верхней, так и домашней одежды. |
среди крестьянского женского населения. |
||
Головной убор |
Девушки: сложенный жгутом и завязанный концами назад платок; замужние женщины – сорока, шамшура (самшура), кокошник. |
Девушки – лента (повязка) или сложенный платок; замужние женщины – кокошник и шамшура. |
На Урале «сорока» - мягкий головной убор простой конструкции. |
Приложение 6.
Изменения, внесенные в уральский традиционный женский костюм
Элементы костюма |
Описание уральского традиционного костюма |
Изменения модели |
Сарафан |
Косоклинный распашной сарафан на кокетке, расширенный книзу, изготовленный из плотной пестротканой хлопчатобумажной ткани. Проймы и горловина обработаны тесьмой. |
Расширение по линии низа сарафана будет достигнута за счет ширины ткани, из которой будет изготавливаться изделие. Застежка на пуговицы круглой формы будет носить декоративный характер. |
Пояс |
Шелковый или из шерстяной ткани с кистями для завязывания высоко под грудью |
Пояс из витого шнура. Витой шнур внешне напоминает веревку, которую изготавливали жители Урала из конопли. |
Рубаха |
Рубаха из светлой хлопчатобумажной ткани (кисея). Ворот оформлен узкой обшивкой. Рукав широкий по всей длине, по краю собранный в сборку. Край широкого рукава оформлен оборкой. Спинка и перед цельные. |
Замена кисеи на батист. Осуществим замену узкой обшивки на косую бейку. Рукав по ширине и по нижнему краю украшен кружевом. В среднем шве спинки – застежка на пуговицу. |
Головной убор |
Атласная лента |
Атласная лента |
Приложение 7.
Технологическая карта на изготовление сарафана
с притачной кокеткой
№ п/п |
эскиз |
Материалы, инструменты, оборудование |
||
Обработка притачной кокетки |
||||
|
Складки сколоть булавками по намеченным линиям, уточнить симметричность и заметать. |
Булавки, ручная игла, нитки, ножницы |
||
|
Подготовленную деталь сложить с кокеткой лицевыми сторонами внутрь, приметать, стачать, удалить нитки приметывания, шов обметать. |
Булавки, ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина |
||
|
Шов заутюжить в сторону кокетки. |
Утюг, гладильная доска |
||
Соединение плечевых и боковых швов |
||||
|
Детали спинки и полочки изделия сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы и, распределяя посадку, сметать со стороны спинки. |
Ручная игла, нитки, ножницы |
||
|
Стачать плечевые срезы со стороны полочки швом шириной 1,5см, обметать. |
Швейная машина, нитки |
||
|
Шов заутюжить в сторону спинки. |
Утюг, гладильная доска |
||
|
Детали переда и спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, совмещая контрольные метки, уравнивая срезы, сметать со стороны переда. |
Ручная игла, нитки, ножницы |
||
|
Стачивание произвести со стороны спинки швом шириной 1,5см, обметать. |
Швейная машина, нитки |
||
|
Шов заутюжить в сторону переда. |
Утюг, гладильная доска |
||
|
Припуски под застежку отогнуть на изнаночную сторону, приметать и приутюжить. |
Ручная игла, нитки, ножницы, утюг, гладильная доска |
||
Обработка пройм и горловины тесьмой |
||||
|
Тесьму согнуть вдоль пополам и заутюжить. |
Утюг, гладильная доска |
||
|
Тесьмой обогнуть срезы пройм, заметать, застрочить. Удалить нитки заметывания и приутюжить. |
Швейная машина, нитки, утюг, гладильная доска |
||
|
Тесьмой обогнуть срезы горловины заметать, застрочить. Удалить нитки заметывания и приутюжить. |
Швейная машина, нитки, утюг, гладильная доска |
||
Обработка низа изделия |
||||
|
Низ изделия выровнять на фигуре. На линейке, установленной на пол вертикально около ног, от пола отметить нужную длину изделия. Затем передвигая линейку вокруг фигуры вдоль низа, и отмеченную на ней длину зафиксировать на сарафане мелом или булавками через каждые 5-10 см. |
Линейка, мел |
||
|
Нижний срез подогнуть на изнаночную сторону, низ заметать по сгибу и приутюжить. |
Ручная игла, нитки, ножницы, утюг, гладильная доска |
||
|
Обработать низ швом вподгибку с открытым предварительно обметанным срезом. |
Швейная машина |
||
|
Выполнить окончательную ВТО изделия. |
Утюг, гладильная доска |
||
|
Пришить пуговицы |
Ручная игла, нитки, ножницы |
Приложение 7.
Технологическая карта изготовления рубахи
№ п/п |
Операция |
эскиз |
Материалы, инструменты, оборудование |
Обработка рукавов |
|||
|
На лицевую сторону рукава наметать и настрочить кружево. Нитки сметывания удалить. Приутюжить. |
Булавки, ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, гладильная доска |
|
|
Обметать низ рукава |
Швейная машина |
|
|
Наметать и настрочить кружево на низ рукава |
Ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина |
|
|
Сметать, стачать швы рукавов, уравнивая срезы. Нитки сметывания удалить. Срезы обметать вместе. |
Булавки, ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина |
|
|
Швы заутюжить в сторону передней части рукава |
Утюг, гладильная доска |
|
|
На расстоянии 1 см. от шва притачивания кружева настрочить резинку |
Швейная машина |
|
|
Посадка рукава. Проложить 2 параллельные машинные строчки: расстояние от срезов до 1 строчки 0,7, между строчками 0,9 см. |
Швейная машина |
|
Обработка спинки |
|||
|
Заложить встречную складку |
Булавки, ручная игла, нитки |
|
Обработка застежки "капля" |
|||
|
Косую бейку наложить на лицевую сторону спинки, приметать, притачать. Удалить нитки сметывания |
Ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина |
|
|
Шов притачивания косой бейки заутюжить в сторону косой бейки |
утюг |
|
|
Подогнуть второй края косой бейки, обогнуть им шов притачивания, приметать, притачать. Удалить нитки сметывания. Приутюжить |
ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, гладильня достка |
|
Обработка плечевых швов рубахи |
|||
|
Детали спинки и полочки изделия сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы и, распределяя посадку, сметать со стороны спинки. |
Ручная игла, нитки, ножницы |
|
|
Стачать плечевые срезы со стороны полочки швом шириной 1,5см, обметать. |
Швейная машина, нитки |
|
|
Шов заутюжить в сторону спинки. |
Утюг, гладильная доска |
|
Обработка боковых швов рубахи |
|||
|
Детали переда и спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, совмещая контрольные метки, уравнивая срезы, сметать со стороны переда. |
Ручная игла, нитки, ножницы |
|
|
Стачивание произвести со стороны спинки швом шириной 1,5см, обметать. |
Швейная машина, нитки |
|
|
Шов заутюжить в сторону переда. |
Утюг, гладильная доска |
|
Обработка горловины |
|||
|
Косую бейку наложить на лицевую сторону изделия, приметать, притачать. Удалить нитки сметывания |
Ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина |
|
|
Шов притачивания косой бейки заутюжить в сторону косой бейки |
Утюг, гладильная доска |
|
|
Подогнуть второй края косой бейки, обогнуть им шов притачивания, приметать, притачать. Удалить нитки сметывания. Приутюжить. |
ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, гладильня достка |
|
|
Выровненный низ обработать швом вподгибку с закрытым срезом |
Ручная игла, нитки, швейная машина, утюг, гладильная доска |
|
|
Пришить петлю и пуговицу |
Ручная игла, нитки |
|
Соединение рукава с рубахой |
|||
|
Рукав и рубаху сложить следующим образом: рукав вывернуть на лицевую сторону, а рубаху на изнаночную. Совместить контрольные метки на рукаве и рубахе, прикрепить булавками. |
булавки |
|
|
Рукав вметать в пройму, втачать со стороны рукава, следя за правильным распределением посадки. Шов обметать. |
Ручная игла, нитки, швейная машина |
|
|
Шов приутюжить. |
Утюг, гладильная доска |
|
Окончательная отделка изделия |
|||
|
Изделие очистить, провести окончательную ВТО |
Утюг, гладильная доска, щетка |
Приложение 9.
Праздничная одежда
Север России. Конец XVIII – начало XIX века
Учебное пособие – подарок
для учащихся Детской художественной школы им. С.П. Кодолова