Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме 5
Глава 2. Построение макета железной дороги 6
2.1 Общие рекомендации по созданию макета железной дороги 6
2.2 Мой опыт создания макета железной дороги в домашних условиях 7
2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм» 8
Заключение 9
Список источников и литературы 10
Приложения 11
ВведениеЛюбите ли Вы встречать и провожать железнодорожные составы? Возможно, у Вас вызывает восторг и восхищение проезжающий мимо поезд, поражает мощь и сила локомотива, который тянет за собой груженые вагоны. Однако, у Вас пока нет возможности связать свою профессию и жизнь с железной дорогой. Тогда Вам будет интересно узнать, что есть такое увлечение, которое позволит иметь свой собственный поезд с вагончиками, станциями, рельсами и окружающим миром. Это железнодорожный моделизм.
Железнодорожный моделизм не такое простое увлечение, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы результат от занятий железнодорожным моделизмом радовал, необходимо иметь достаточно знаний в общих вопросах железнодорожной техники, стремиться к приобретению новых знаний в этой области, применять различные техники и технологии, выбирать материал для создания объектов макета или модели, уметь правильно пользоваться инструментом и, конечно, не забывать о технике безопасности.
В своей работе мы хотим собрать такую информацию и предложить свой вариант макета железной дороги.
Мы считаем, что наше исследование поможет вызвать интерес к технике, будет способствовать развитию воображения и фантазии у детей, возможно, кому-то поможет определиться с выбором будущей профессии.
Проблема исследования: выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях.
Объект исследования: макет железной дороги.
Предмет исследования: условия и технологии создания элементов макета железной дороги.
Цель исследования: описать создание макета железной дороги в домашних условиях.
Задачи исследования: изучить литературу по данной теме; исследовать современные методы и технологии построения макета железной дороги; описать макет железной дороги, созданный в домашних условиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность.
Теоретическую значимость работы мы видим в том, что проведенные исследования будут способствовать развитию интереса у учащихся к технике в целом и к железнодорожному моделизму в частности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учителями и учащимися на дополнительных занятиях по окружающему миру и технологии. Также материалы исследования могут быть интересны тем, кто хочет заняться железнодорожным моделизмом.
Методы исследования: изучение специальной литературы; обобщение и систематизация материала; наблюдение и фиксация результатов, фотографирование.
Краткий обзор используемой литературы и источников. Теме железнодорожного моделизма посвящено огромное количество практических и теоретических пособий, каталогов, справочников и периодических изданий. В нашем распоряжении имеется подборка периодического издания «Железная дорога в миниатюре», в котором подробно описываются инструкции по созданию объектов макета [2]. Много общих сведений о железнодорожном моделизме (история, развитие, современные достижения, самые известные модели и технологии изготовления макетов) собрано в трехтомном издании «Искусство железнодорожного моделизма» [3]. «Модели железных дорог» под редакцией Барковскова Б.В. является одним из первых отечественных изданий о железнодорожном моделизме [1], эта книга очень популярна в нашей стране, недаром ее называют «Библией моделизма». Здесь собраны общие сведения об этом увлечении, его видах, технологии производства и хранения макетов и моделей. Также достаточно широко эта тема обсуждается в Интернет-сообществах и форумах.
Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме«Моделизм» — это изготовление модели, воспроизводящей геометрические формы натуры, линейно уменьшенной во всех плоскостях и повторяющей фактуру наружных поверхностей оригинала. Само слово «модель» — французское, означает подобие какого-то предмета в уменьшенном виде. Таким образом, моделизмом принято называть масштабное воспроизведение существующего или ранее существовавшего объекта. [1, с.4]
Сегодня уже никто уверенно не сможет сказать, что было вначале: настоящий паровоз или его модель. По некоторым сведениям, английский инженер Ричард Тревитик, прежде чем построить свой первый локомотив, испытал его уменьшенную копию. В любом случае несомненным остается исторический факт, что в начале девятнадцатого столетия железнодорожная модель пришла в наш мир практически параллельно с реальной железной дорогой. [3, с.11]
Развитие железнодорожного транспорта в России способствовало развитию железнодорожного моделизма в мире. Строительство Транссибирской магистрали в начале XX столетия стало явлением всемирного масштаба. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получила модель сибирского экспресса, которая является классическим примером модели крупномасштабных форм. [3, с.5]
Сегодня модельная железная дорога занимает важное место в ряду самых популярных хобби во всем мире. Люди разных возрастов и профессий увлекаются созданием копий подвижного состава и целых железнодорожных комплексов – макетов. [3, с.11]
В первой половине XX века наметились три пути развития железнодорожного моделизма. Первый из них — крупномасштабный, включает в себя музейные, выставочные модели высокого класса, изготовленные профессионалами-макетчиками; второй — ученический, который популярен в нашей стране и имеет большое воспитательное значение; третий путь — мелкомасштабный любительский. [1, c.6]
Ученический моделизм знакомит учащихся с техникой железных дорог. Этот вид моделизма не ставит своей целью строгое масштабное воспроизведение подвижного состава и других элементов железной дороги. Главные его отличительные признаки — это большой выбор масштаба моделей и произвольная их форма.
Любительский мелкомасштабный моделизм включает в себя постройку миниатюрных моделей-копий железнодорожного подвижного состава, а также постройку для этих моделей макетных комплексов, воспроизводящих как бы железную дорогу в целом. Этот вид моделизма может быть домашним или клубным, т. е. индивидуальным или коллективным. [1, c.7]
Глава 2. Построение макета железной дороги 2.1 Общие рекомендации по созданию макета железной дорогиМакет железной дороги - это макет, воссоздающий объекты железной дороги в миниатюре. Макет может содержать модель железнодорожной станции, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо, городской инфраструктуры с железнодорожными путями, природные объекты, по которым проходит железнодорожная линия. [4]
Первое, с чем мы должны определиться, решив создать макет железной дороги, – это масштаб. В железнодорожном моделизме понятие масштаб тесно связано с типоразмером. Типоразмер характеризуется масштабным уменьшением и шириной модельной колеи. Существуют несколько основных типоразмеров модельных железных дорог, познакомиться с основными из них ними можно в приложении (Приложение 1).
Изучив в литературе различные инструкции по созданию макетов железных дорог, мы составили примерную последовательность работы по изготовлению макета железной дороги в домашних условиях.
Сделать подмакетник, платформу на которую крепятся все элементы макета и кладется рельсовый путь. Для простого макета можно обойтись фанерным листом нужного размера.
Нанести разметку путей, автодорог, расположения строений и другое.
Уложить подложки для имитации балластной призмы.
Уложить рельсы. Перед этим необходимо купить достаточное количество рельсового материала.
Разработать электрическую схему и смонтировать её на макете.
Провести отсыпку балласта. Имитация балласта – обязательный элемент макета. Балласт можно подобрать по размеру среди аквариумных грунтов или других бытовых сыпучих материалов сходного вида.
Изготовить рельеф (возвышенности, горы, долины рек и т.п.).
Покрасить основания под различные элементы ландшафта (траву, песок, лесную почву).
Наклеить автодороги.
Изготовить и установить строения.
Нанести травяной покров и другую растительность.
Расположить фигурки людей и транспорт на макете.
Решив создать собственный макет железной дороги, мы с папой подписались на журнал «Железная дорога в миниатюре» (Приложение 2).
Поскольку мы решили создать несложный макет, остановились на настенном варианте. Для подмакетника использовали полоски фанеры шириной 30 см. С помощью деревянных брусков прикрепили их к стене саморезами.
В Интернет-магазине с папой купили рельсы и стрелки. Маленькими гвоздиками прибили их к макету (Приложение 3).
Для имитации отсыпки балласта использовали просеянный речной песок. Папа нанес клей, а я насыпал песок (Приложение 4).
Из окрашенных зеленой гуашью опилок сделали траву, и приклеили на макет (Приложение 5).
Здание вокзала плоское – папа выпилил его из куска фанеры, а я раскрасил и нарисовал окна (Приложение 6).
Здание станции объемное. Я работал выжигателем, шуруповертом, стамеской, молотком и канцелярским ножом. Стены, пол и потолок – это фанерные части, скрепленные зубочистками. Для придания реалистичности крышу оклеили черной бумагой (Приложение 7).
Еще мы купили светофоры и приклеили их на макет. Папа подсоединил провода, мы поставили на макет локомотивы с вагонами, и я проверил, как все это работает (Приложение 8, 9).
Макет готов, но это не значит, что больше в нем ничего не измениться. Мы планируем много всяческих доработок и усовершенствований. Так что работа предстоит большая! (Приложение 10)
2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм»Мне стало интересно, а знакомы ли мои одноклассники, друзья и знакомые с этим занятием? Хочется ли им увлечься железнодорожным моделизмом и будет ли им интересна моя работа. Я провел опрос (Приложение 11) и получил следующие результаты:
Выводы: Опрашивая мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 9 лет, я выяснил, что:
Очень многим (74%) нравятся поезда.
Немногие имеют в настоящий момент железную дорогу (31%), но большинству хочется иметь свою железную дорогу (58%).
Мало кто знаком с понятием «моделизм» (21%).
Опрашиваемые хотят узнать, как создать свой макет железной дороги (63%).
Следовательно, тема исследования действительно интересная и актуальная для большинства моих одноклассников, друзей и знакомых. Я обязательно познакомлю их со своими исследованиями и поделюсь практическими рекомендациями.
ЗаключениеВ нашей исследовательской работе мы сформулировали проблему – выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях. В процессе исследования, мы рассмотрели общие вопросы, принципы, возможности и способы постройки макетов железных дорог в домашних условиях.
Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность. Наш макет – это маленький мир железной дороги.
В работе представлены общие рекомендации и примерная последовательность создания макета железной дороги и описан опыт создания собственного макета в домашних условиях.
Проведенный социологический опрос помог убедиться в необходимости и актуальности представленной в исследовании темы. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам создать свой первый макет железной дороги, и Вы ощутите магию и волшебство мира маленьких железнодорожных моделей.
Список источников и литературыБарковсков Б.В., Прохазка К.И, Рагозин Л.Н. Модели железных дорог / Под ред. Барковскова Б.В., - М.: Транспорт, 1989
Железная дорога в миниатюре – М.: ООО «Иглмосс Эдишинз», подборка журналов за 2014-2016 года.
Москалев Л.М. Искусство железнодорожного моделизма. [В 3 т. Т. 1]: История. Начальные навыки / Москалев Л.М., Мясников А.Г., Рагозин Л.Н. – М. : Железнодорожное дело, 2011. – 256 с.
www.railmodel.ru/–сайт о создании домашней железной дороги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Условное обозначение типоразмера |
Основной масштаб |
Величина масштабного метра, мм |
Ширина колеи, мм |
Z |
1:220 |
4,5 |
6,5 |
1:160 |
6,3 |
9 |
|
TT |
1:120 |
8,3 |
12 |
H0 |
1:87 |
11,5 |
16,5 |
1:64 |
15,6 |
22,5 |
|
0 |
1:45 |
22,2 |
32 |
I |
1:32 |
31,3 |
45 |
V |
1:8 |
125,0 |
184 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Опросный лист научно-исследовательской работы
Максименко Димы
Сколько тебе лет? ______________
Тебе нравятся поезда? Да , Нет .
У тебя есть игрушечная железная дорога? Да , Нет .
Ты знаешь что такое «Моделизм»? Да , Нет .
Ты хочешь иметь свою собственную железную дорогу с маленькими поездами, станциями, домами, деревьями, туннелями, машинками, тракторами, людьми? Да , Нет .
Ты хочешь узнать, как сделать макет железной дороги своими руками? Да , Нет .