ВВЕДЕНИЕ …..3
1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 4
1.1. Понятие и виды керамики 4
1.2. Значение керамики в развитии человечества 6
1.3. Процесс получения керамических изделий 7
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ - ВАЗЫ 8
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных. Растущий интерес к керамике и её роли в жизни людей и определили выбор темы моей работы.
Мой интерес к керамике возник в прошлом году. Во время летних каникул наша семья посетила Кносский дворец царя Миноса. Большое впечатление на меня произвели огромные сосуды в человеческий рост, которым было четыре тысячи лет. Они называются пифосы. Мне стало интересно, как были сделаны эти сосуды, почему они сохранились до наших дней, кто изготовил их, делают ли сейчас что-то подобное. Я была удивлена, узнав, что пифосы сделаны из глины – материала, обладающего уникальными свойствами. Кроме того, я узнала, что человек до сих пор изготавливает из глины огромное количество предметов. Как глина превращается в столь разные по форме и назначению предметы? Это составляет проблему моей работы.
Изделия из глины получили название керамика. Керамика окружает нас повсюду. Тема работы актуальна, поскольку жизнь современного человека невозможна без керамики.
Цельработы – выявить роль керамических изделий в жизни человека.
Задачи работы:
познакомиться с основными видами керамических изделий;
рассмотреть области применения керамики;
изучить процесс получения керамических изделий;
изготовить самостоятельно керамическое изделие – вазу;
провести анкетирование одноклассников.
Мною была выдвинута следующая гипотеза: «Глина – удивительно удобный и лёгкий в использовании природный материал».
Объектисследования– керамические изделия.
Предмет исследования – значение керамики для людей.
Работа написанана основе трудов Изотовой М.А., Дорошенко Т.Н., Поверина А.И., Миллард А., а также статей, размещенных на сайте керамического предприятия ООО «Элегия». В своих трудах авторы рассказывают об искусстве гончарства, истории возникновения, о современных процессах изготовления керамических изделий.
Степень изученности вопроса достаточно высока. Но мир керамики настолько велик, что требуются постоянные исследования в данной области.
В своей работе я постаралась показать, что глина – прекрасный материал для творчества. Работа с ней увлекательна, и она по силам не только взрослым, но и детям.
1. РОЛЬ КЕРАМИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Понятие и виды керамики
Керамика переводится с греческого языка как «глина». В широком понимании керамика – это любые изделия, изготовленные из глины, обожженные в печи или высушенные на солнце.
Глина — один из самых распространенных на нашей планете природных материалов. В сухом виде она представляет собой плотную землистую субстанцию, в которой присутствуют вкрапления различных пород: песка, камней. Глина является осадочной горной породой. Она обладает уникальными свойствами. При смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Присутствие в глине тех или иных примесей определяет такие качественные характеристики глины, как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, упругость, механическая прочность, цвет, текстура [4].
В зависимости от состава глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления керамические изделия подразделяются на группы: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс (рис.1– 6).
Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины (желтой, коричневой, красной, самых различных оттенков и их сочетаний) с пористой структурой. При изготовлении терракотовых изделий глазурь не используется. Майолика – это изделия, перед обжигом покрытые непрозрачной глазурью и рисунком. Глиняная масса шамот характеризуется красивой зернистой фактурой, она часто декорируется глазурями. Ее используют в основном в декоративно-прикладном искусстве [3]. Фарфор – это минеральная масса из смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Фарфор обладает особой белизной, тонкостенностью и прозрачностью. Фаянс очень похож на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности, а также он более толстый [1].
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Фарфор Фаянсовые вазы Плитка майолика
Рис.4 Рис.5 Рис.6
Люстра керамика Камин из шамота Статуя из терракоты
1.2.Значение керамики в развитии человечества
Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества.
1. Появление глиняной посуды, в которой продукты можно было подвергать различным видам тепловой обработки, привело к укреплению иммунной системы и повышению продолжительности жизни древних людей. [4]
2. Глиняная посуда позволяла существенно расширить возможности хранения продуктов в различном состоянии.
3. Гончарное производство способствовало оседлости, создавало условия для развития земледелия, скотоводства и привело к росту народонаселения.
4. Самые древние сохранившиеся свидетельства письменности представляют собой обожженные глиняные таблички из Месопотамии. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами.
5. Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.
6. Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека. Навыки в работе с керамикой послужили основой для возникновения и развития многих других видов искусства: живописи, скульптуры, графики, мелкой пластики, глиптики, настенных росписей (фресок), декоративно-прикладного творчества [2]. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей. За созданием керамического кирпича последовало производство обожженного, вслед за этим был создан цемент, что произвело революцию в строительном деле. Важнейшим следствием керамического производства было зарождение металлургии. На базе обработки керамики было позднее создано стекловарение. Создание гончарных изделий положило также начало фармакологии, то есть обработке различных природных компонентов, в первую очередь растений, с целью получения лекарственных препаратов [4].
7. Керамика применяется в медицине (циркониевые коронки), в обороне (защита для бронетанковой техники на основе карбида кремния), в авиации и космонавтике (рис. 7–9).
Рис.7 Рис.8 Рис.9
Керамическая броня Керамика в авиации Керамика в медицине
1.3. Процесс получения керамических изделий
На рис. 10 представлен процесс получения керамических изделий древними шумерами [6]. Раньше изделия из глины делали всей семьёй. Работа состояла из нескольких этапов. Сначала добывали глину, добавляли в неё воду, отсеивали вручную все камни и месили ногами, пока глина не становилась пластичной. Далее пластичная глина поступала к другим членам семьи – гончарам. На ручном гончарном круге мастер придавал глине форму, а помощник мастера руками вращал гончарный круг.
Потом изделия из глины сушили на солнце. Затем обжигали в печи. Стадии обжига осуществлялись последовательно. Процесс был периодическим. В одну печь укладывали горшки, в другой печи шёл обжиг, в третьей изделия остывали. Остывшие изделия раскрашивали.
Современное гончарство, как и древнее, включает в себя те же этапы: поиск и добычу исходного сырья, его подготовку, изготовление формовочных масс, конструирование изделий, обработку поверхности, нанесение декора, придание изделиям прочности и влагонепроницаемости, сушку и обжиг в печи. В настоящее время существует два основных вида гончарных производств: на заводах и в небольших мастерских. Процесс получения керамических изделий автоматизирован [7].
Рис. 10
Гончары за работой
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ – ВАЗЫ
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною с помощью мастера по керамике было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза.
Наша семья посетила керамическую мастерскую Питарокилис на острове Крит, в Греции. Процесс изготовления керамических изделий в мастерской полуавтоматизирован: не нужно крутить гончарный круг, не нужно разминать руками глину. Тем не менее, по мнению хозяина мастерской, их изделия изготавливаются традиционным способом.
Глину в мастерскую завозят в больших пластиковых пакетах, сформированную в брикеты. Куски глины отрезают от брикета и отправляют в «мясорубку», где глина разминается и выходит ровной мягкой колбаской. Далее на гончарном круге мастер изготавливает керамические изделия. Готовые изделия сохнут при комнатной температуре и влажности 2-3 дня, после чего их отправляют в печь. В печи сосуды обжигаются около суток при температуре около тысячи градусов. После печи серо-голубая керамика становится бежево-красной. Остывшие изделия начинают раскрашивать, каждый слой краски, каждый цвет снова закрепляется обжигом в печи.
После экскурсии по керамической мастерской и ознакомления с процессом я начала создавать собственное гончарное изделие - вазу. Эта работа была как волшебство: из глины, похожей на жидкую грязь, на вращающемся гончарном круге только при помощи легких движений рук получался красивый по форме сосуд, который не разваливался, хорошо держал форму и был очень изящным (рис.11). Меня переполняли восторженные, удивительные чувства. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, удобный для создания самых разнообразных изделий. Далее я сушила вазу на жарком солнце три дня для придания изделию прочности. Таким образом, я на практике познакомилась с удивительными свойствами глины. Моя гипотеза подтверждена.
Рис. 11. Изготовление вазы
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ
К КЕРАМИЧЕСКИМ ИЗДЕЛИЯМ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ
Когда я открыла для себя удивительный мир керамики, мне стало интересно узнать, какие предметы из керамики есть дома у моих одноклассников, каково их отношение к ним. Мною была разработана анкета и проведён опрос 25-ти одноклассников. Результаты представлены на рис.12.
Рис.12. Результаты анкетирования
Таким образом, результаты анкетирования показывают, что изделия из керамики есть дома у всех одноклассников. В основном это посуда (у 92 % детей), вазы (у 72 % одноклассников), плитка (у 60% одноклассников). Ребята из класса разделяют мой интерес к керамическим изделиям. На вопрос: «Нравятся ли Вам предметы искусства из керамики?» - все ответили утвердительно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы.
1. Керамические изделия разнообразны по своему назначению. Они применяются в быту, в медицине, в обороне, в авиации, в космонавтике, в строительстве, в искусстве.
2. Технология современного гончарства включает в себя те же этапы, что и древнее. Процесс получения керамических изделий автоматизирован.
3. Мною было изготовлено простейшее гончарное изделие – ваза. Я убедилась, что глина – это очень пластичный материал, подвластный даже ребёнку, уникальный и удобный для создания самых разнообразных изделий. Самостоятельное изготовление керамических изделий наполняет жизнь человека радостью творчества.
4. Методом анкетирования мною было проведено исследование отношения одноклассников к керамическим изделиям, выявлены их интерес к керамике и наличие разнообразных керамических предметов дома.
5.Освоение керамики сыграло огромную роль в истории развития человечества. Результатом освоения керамики явилось:
- повышение продолжительности жизни древних людей;
- возможность хранения продуктов и предметов быта;
- осёдлость, создание условий для развития земледелия, скотоводства;
- развитие письменности, художественного творчества и интеллектуального и духовного развития человека.
6. Керамика – незаменимый источник информации о прошлом человека.
7. Гончарное производство положило начало множеству новых отраслей: металлургии, строительства, фармакологии.
8. Керамика послужила основой для возникновения и развития многих видов искусства: живописи, скульптуры, графики и других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Виды керамической продукции // http://ceramics-pottery.ru/article/5/
Гончарный промысел, или Искусство? // http://ceramics-pottery.ru/article/14/
Дорошенко Т.Н. Изделия из керамики. – Харьков: Фолио, 2007. – 221 с.
Изотова М.А. Гончарные работы для дома и заработка . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251 с.
Миллард А. История. Древний мир. В школе и дома. – Москва: Росмэн, 1999. – 97 с.
Поверин А.И. Гончарное дело. Энциклопедия. – Москва: АСТ-Пресс, 2015. – 160 с.
12