Введение |
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ШУМА И ШУМОПОДАВЛЕНИЯ |
1.1.Основные понятия и характеристики шума |
1.2. Виды шумов в легковом автомобиле. |
1.3. Особенности возникновения и распространения шума в легковом автомобиле |
1.4. Основные характеристики и действующие нормы шума в легковом автомобиле |
1.5. Шумометрическая аппаратура |
1.6. Методы снижения шума в легковом автомобиле |
1.7. Защитные материалы и звукоизоляторы |
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ШУМОИЗОЛЯЦИИ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ |
2.1. Определение порядка проведения практического исследования |
2.2. Обоснование выбора метода снижения шума в легковом автомобиле |
2.3.Определение участков кузова легкового автомобиля, требующих шумоизоляции. |
2.4. Выбор материалов для шумоизоляции |
2.5. Определение необходимого набора инструментов и вспомогательных материалов для выполнения шумоизоляции легкового автомобиля |
2.6. Расчет и экономическое обоснование выполненных работ |
2.7. Определение алгоритма проведения шумоизоляции легкового автомобиля |
2.8. Описание технологического процесса шумоизоляции легкового автомобиля |
2.9. Оценка эффективности апробированных методов шумоизоляции легкового автомобиля |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – «Проблема борьбы с транспортным шумом в историческом контексте» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – «Виды, характеристики и зоны применения звукоизолирующих, звукопоглощающих и вибропоглощающих материалов в легковом автомобиле». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Технологическая карта «Выполнение шумоизоляции дверей легкового автомобиля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Технологическая карта «Выполнение шумоизоляции багажника легкового автомобиля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Технологическая карта «Выполнение шумоизоляции днища легкового автомобиля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Технологическая карта «Выполнение шумоизоляции крыши легкового автомобиля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Технологическая карта «Выполнение шумоизоляции капота легкового автомобиля» |
ВВЕДЕНИЕ
В 20 веке немецкий микробиолог Роберт Кох писал: «Когда-то человечество будет вынуждено бороться с шумом настолько же решительно, как оно борется с холерой или чумой». В нашей семье есть автомобиль Nissan Qashqai, 2012 года выпуска. Мы стали замечать, что при длительных поездках на большие расстояния, появляющиеся в салоне шумы (монотонный гул, удары, скрипы и вибрации) приводят к быстрой утомляемости водителя и пассажиров, тем самым способствуя снижению безопасности движения. Мы предположили, что если существует проблема шума в легковом автомобиле, то существуют практические методы борьбы с таким видом шума.
Объект исследования: внутренний и внешний шум легкового автомобиля.
Предмет исследования: материалы иметоды борьбы с внутренним и внешним шумом в легковом автомобиле.
Цель исследования: выявление и апробация практических методов борьбы с внутренним и внешним шумом (на примере легкового автомобиля Nissan Qashqai).
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать специальную литературу и другие источники информации по теме проекта.
Проанализировать природу возникновения внутреннего и внешнего шума и методы его снижения в легковом автомобиле.
Обосновать выбор методов снижения внутреннего и внешнего шума в легковом автомобиле.
Оценить экспериментальным путем эффективность выбора методов снижения внутреннего и внешнего шума в легковом автомобиле.
Описать технологические процессы выполнения шумоизоляции в легковом автомобиле в форме технологических карт.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, эксперимент.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ШУМА И ШУМОПОДАВЛЕНИЯ
1.1. Основные понятия и характеристики шума
Шумом называется случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты. Шумы создаются звуковыми волнами, возникающими при расширении и сжатии в воздухе и других средах. Звук - волновое колебание упругой среды, воспринимаемое органом слуха в диапазоне частот 16-20 000 Гц.
1.2. Виды шумов в легковом автомобиле
В легковом автомобиле различают шум внешний, оказывающий воздействие на окружающих, и шум внутренний, оказывающий воздействие на водителя и пассажиров. Внешний шум передается в кабину легкового автомобиля через окна, пол и стенки. Внешние шумы не оказывают сильного влияния за звуковой фон в салоне. Шумовая атмосфера формируется в основном за счет внутренних источников [5,6]
1.3. Особенности возникновения и распространения шума
в легковом автомобиле
Воздушный шум от первичных источников проникает в салон через неплотности кузова, а также остекление. Структурный шум проникает через элементы подвески к кузову силового агрегата, трансмиссии, системы выхлопа, ходовой части. Вибрация заставляет колебаться панели кузова, которые излучают структурный шум. Кроме того, звук, излучаемый элементами системы выхлопа (трубами, резонатором, глушителем), приводит к дополнительному возбуждению пола легкового автомобиля, что вносит ощутимый вклад в общий уровень внутреннего шума [6]
1.4. Основные характеристики и действующие нормы шума в легковом автомобиле
В качестве оценочного показателя внутреннего шума легкового автомобиля принимается уровень звука в децибелах, определенный действующими нормами и стандартами.
1.5. Шумометрическая аппаратура
Шумомер – это электронный прибор, состоящий из микрофона, высококачественного усилителя, детектора и индикатора со шкалой, на которой указывается уровень звука в дБ.
1.6. Методы снижения шума в легковом автомобиле
Конструктивный и пассивный метод, который заключается в применении вибро-, звукопоглощающих, звукоизолирующих и уплотнительных материалов.
1.7. Защитные материалы и звукоизоляторы
По своим физико-техническим свойствам защитные материалы классифицируются по таким параметрам: виброизоляция, звукоизоляция, звукопоглощение, тепло- и звукоизоляция, снижение скрипов и уплотнение: тонкий изоляционный материал на тканевой основе, с односторонним клеевым слоем.
В настоящее время существует много видов данных материалов, обобщенные свойства и характеристики представлены в виде таблицы (Приложение № 2).[1,6]
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ШУМОИЗОЛЯЦИИ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ
2.1. Определение порядка проведения практического исследования
С целью оценки эффективности метода снижения внутреннего шума в легковом автомобиле с помощью вибро-, звукопоглощающих, звукоизолирующих и уплотнительных материалов, определен порядок проведения практического исследования:
1. выбор метода снижения внутреннего шума в легковом автомобиле;
2. определение участков кузова легкового автомобиля, требующих шумоизоляции;
3. выбор материалов для шумоизоляции;
4. определение необходимого набора инструментов и вспомогательных материалов для выполнения шумоизоляции легкового автомобиля;
5. расчет и экономическое обоснование выполненных работ;
6. определение алгоритма проведения шумоизоляции легкового автомобиля;
7. выполнение технологического процесса по шумоизоляции легкового автомобиля;
8. выполнение контрольных замеров внутреннего шума в салоне легкового автомобиля до начала и по окончанию работ по шумоизоляции.
2.2. Обоснование выбора метода снижения шума в легковом автомобиле
Легковой автомобиль Nissan Qashqai, объем двигателя 1,6 л. мощность двигателя 114 л.с., 2012 года выпуска – достаточно новая, современная, удобная в эксплуатации и по конструкции модель автомобиля, соответствующая нормам шума по ГОСТ. Поэтому нет необходимости поиска конструктивных методов борьбы с шумом. Наш выбор – подавление шума в салоне легкового автомобиля с помощью пассивного метода, к которому относится шумоизоляция автомобиля с помощью вибро-, звукопоглощающих, звукоизолирующих и уплотнительных материалов.
2.3. Определение участков кузова легкового автомобиля, требующих шумоизоляции
Для выбора приемов и методов шумоизоляции были определены критические точки на кузове автомобиля, т.е. места кузова, подверженные наибольшей частоте и амплитуде колебаний, вызванных передаваемой от источников вибрацией – двери, капот, днище и пол, крыша и багажное отделение. Критические точки источника шума определялись методом наблюдения, изучения и анализа специальной литературы.[2,6]
Шумоизоляция только отдельных участков кузова не принесет желаемых результатов, поэтому было решено провести обработку звукоизоляционными материалами (дверей, багажника, крыши, днища и пола) и вибропоглащающими материалами (дверей, багажника, крыши, капота, днища и пола).
2.4. Выбор материалов для шумоизоляции легкового автомобиля
При выборе учитывались следующие критерии: безопасность, экологичность, долговечность, современность (учет современных технологических разработок). Наш выбор - Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм и изолон.
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм гасит вибрации кузова и пластика легкового автомобиля.
Изолон теплоизоляционный и звукоизоляционный материал, на самоклеющейся основе из вспененного полиэтилена. Мягкий, эластичный, имеет малый вес. Влагостойкий, долговечный. Экологический безопасный.[7]
2.5. Определение необходимого набора инструментов и вспомогательных материалов для выполнения шумоизоляции легкового автомобиля
Для проведения работ по шумоизоляции легкового автомобиля необходимо иметь следующий набор инструментов и материалов:
- инструмент для демонтажа элементов обшивки салона: фигурные отвертки, плоскогубцы, ключи, съемник пластиковых клипс;
- монтажный инструмент: технический термофен, прикаточный валик, нож со сменными лезвиями, ножницы;
- оснастка и материалы для подготовки поверхности: наждачная бумага, щетка с металлической щетиной, шпатель, состав для обезжиривания поверхности;
- расходные и защитные материалы: ветошь, перчатки.
2.6. Расчет и экономическое обоснование выполненных работ
№ |
Участок кузова |
Материал |
Расход материала (м2) |
Стоимость (руб.) |
1 |
Двери (5 шт.) |
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм. |
3 |
1860 |
Изолон |
1,2 |
360 |
||
2 |
Багажник |
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм. |
1 |
620 |
Изолон |
0,6 |
180 |
||
3 |
Капот |
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм. |
0,5 |
310 |
4 |
Днище |
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм. |
4 |
2480 |
Изолон |
2 |
600 |
||
5 |
Крыша |
Вибролист Premium толщиной 2 и 3 мм. |
2 |
1240 |
Изолон |
1,2 |
360 |
||
Вибролист Premium |
10,5 м2 |
6510,0 |
||
Изолон |
5,0 м2 |
1500,0 |
||
ИТОГО |
8010,0 |
Общая стоимость выполненных работ включает только затраты на основные и вспомогательные материалы и инструменты. В общую стоимость не учитывалась оплата за выполнение работ (шумоизоляция выполнена самостоятельно), электрическая и тепловая энергия (работы проводились в летний период, при естественном освещении и при температуре воздуха до 20-25 градусов).
Общий бюджет составил:
№ |
Материал |
Количество |
Цена |
Стоимость |
1 |
Вибролист Premium |
10,5 м2 |
620,0 |
6510,0 |
2 |
Изолон |
5,0 м2 |
318,0 |
1500,0 |
3 |
Уайт спирт |
1 л. |
200,0 |
200,0 |
4 |
Прокаточный ролик |
1 шт. |
100,0 |
100,0 |
ИТОГО |
8310,0 |
Для сравнения, стоимость выполнения работ по шумоизоляции легкового автомобиля в условиях специализированных автомастерских составляет от 30 до 50 тыс. руб. Экономия семейного бюджета может составить от 10 до 40 тыс. руб.
Учёт временных затрат:
№ |
Название изделия |
Время, затраченное на выполнение технологической операции (ч.) |
1 |
Двери (5 шт.) |
12 |
2 |
Багажник |
6 |
3 |
Капот |
2 |
4 |
Днище |
12 |
5 |
Крыша |
10 |
ИТОГО |
42 |
Таким образом, временные затраты на выполнение шумоизоляции автомобиля составляют от 40 до 50 часов, при условии, что 2 человека будут выполнять весь объем работ.
2.7. Определение алгоритма проведения шумоизоляции легкового
автомобиля
На основе анализа специальной литературы определен алгоритм проведения шумоизоляции в легковом автомобиле:
- демонтаж обшивки салона, снятие элементов, мешающих проведению работ;
- подготовка поверхности: удаление старой изоляции, снятие антикоррозионной защиты, удаление ржавчины (при необходимости), обезжиривание;
- раскрой звукоизоляционного и виброизоляционного материалов на фрагменты нужной формы и размера, нанесение материалов на подготовленные участки;
- монтаж обшивки, установка демонтированных элементов.[6,7]
2.8. Описание технологического процесса шумоизоляции легкового
автомобиля
Практическое выполнение шумоизоляции отдельных участков кузова легкового автомобиля представлено в форме технологических карт.
2.9. Оценка эффективности апробированных методов шумоизоляции
Одним из критериев качественно проведенной шумоизоляции является увеличение веса автомобиля не более чем на 5-7% от его снаряженной массы. Вес установленной шумоизоляции на легковой автомобиль составил 60 кг., что составляет 4,1% от снаряженной массы автомобиля (1450 кг.) Увеличения расхода топлива и роста затрат на содержание автомобиля, после установки шумоизоляции не произошло.
Другим критерием является сравнения показателей уровня шума в автомобиле Nissan Qashqai с шумоизоляцией и автомобиле Nissan Qashqai без шумоизоляции. В качестве метрического прибора использовалось приложение для android-устройства «Шумомер-Lite». Находясь внутри легкового автомобиля поочередно, в течение 30 сек. измерялся уровень шума при работе двигателя 800 об/мин. (что соответствует холостому ходу) и 2000 об/мин. При этом были выключены вентилятор отопления и кондиционер, двери закрыты, стекла подняты. Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод: уровень шума в автомобиле с шумоизоляцией при 2000 об./мин. составил 61 дБ, уровень шума в автомобиле без шумоизоляции при 2000 об./мин. составил 65 дБ. Разница между уровнями шума составила 4 дБ, что соответствует снижению интенсивности звука в 3 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом были изучены и проанализированы практические методы борьбы с внутренним и внешним шумом, проведен сравнительный анализ шумоизолирующих материалов, апробирован технологический процесс выполнения шумоизоляции на легковом автомобиле Nissan Qashqai, разработано руководство по выполнению шумоизоляции с помощью звукоизолирующих, звукопоглощающих и вибропоглощающих уплотнительных материалов в форме технологических карт. В проекте экспериментальным путем проведена оценка эффективности выбора методов снижения шума в легковом автомобиле.
Работы и операции, целью которых является уменьшение внутреннего и внешнего шума в салоне автомобиля, можно выполнить собственными руками, не обращаясь к услугам профессионалов. Для этого нужно знать методику проведения шумоизоляции, иметь минимальный набор инструментов и располагать необходимыми материалами, но при этом надо понимать, что создание абсолютно бесшумного легкового автомобиля невозможно так же, как невозможно построение вечного двигателя.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности», специальности «Безопасность технологических процессов и производств»] / Н. И. Иванов .- М. : Логос, 2008.- 424 с.
Титков М.В., Владимиров А.А., Яцук А.А., Погребной С.Н. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту NISSAN QASHQAI.- М.:Третий Рим, 2011.- 383 с.
ГОСТ Р Б2231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения»;
ГОСТ Р 51616-2000 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний».
Интернет-источники
5. http://globalproblems.narod.ru Сайт «Глобальные проблемы человечества»
6. http://www.autonahodka.ru/dokumentatsiya/stp/ Сайт «Автонаходка»
7. http://avtonam.ru/maintenance/shumoizolyaciya/ Сайт «Автонам»
11