«ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ В НАШИ ДНИ» ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ В ТЕХНИКЕ ГИЛЬОШИРОВАНИЯ И ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ В НАШИ ДНИ» ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ В ТЕХНИКЕ ГИЛЬОШИРОВАНИЯ И ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Батрак Е.В. 1
1
Ромах А.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

1

Введение

2

 
  • Актуальность проекта

3

 
  • Цель проекта

3

 
  • Задачи проекта

4

 
  • Новизна проекта

  • Методы исследования

  • Гипотеза проекта

  • Социальная значимость

  • Область интегрирования

4

2

Из глубины веков – в наши дни

5

 

2.1. История сервировки стола

5

 

2.2.История столового белья на Северном Кавказе и в нашем селе

5

 

2.3. Столовое бельё 21 века

6

3

Дизайн столового белья

7

 

3.1. Назначение и применение технологии гильоширования в декорировании изделий

7

 

3.2.Дизайн – анализ столового белья

7

 

3.3. Разработка орнамента для столового белья

8

4

Технология изготовления столового белья с применением гильоширования

9

 

4.1.Требования к изделиям

9

 

4.2. Инструменты и принадлежности

9

 

4.3. Ткани для выполнения гильоширования и требования к ним

9

 

4.4. Подготовка ткани к выполнению гильоширования

9

 

4.5.Технологическая карта №1. Выполнение гильоширования

10

 

4.6.Инструкционная карта №1. Изготовление бутафорной вазы

14

 

4.7. Социальная и практическая значимость

15

5.

Экономическое обоснование

16

6.

Экологическое обоснование

17

7

Самооценка

18

8.

Техника безопасности

19

9

Литература

20

Введение.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней,

Старины своей не помним, забываем мы о ней,

И хоть более привычны- нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи и седую старину.

Изучив родословную своей семьи, я узнала, что древо нашей семьи, семьи Батрак, большое и ветвистое. И теперь, глядя на это могучее ветвистое древо, для меня стало интересным, как они жили, чем занимались, и, как выживали в суровые годы войн и разрух, мои далекие и

1

 

родные предки!? (Рис.1)

Прочитав книгу «У большой Джалги – большая история», автором, которой является наш учитель истории Ожерельев В.А., я узнала об очень интересных фактах из жизни моей исторической семьи. Оказывается, что в нашей семье были все большие мастеровые. Мужчины мастерили из дерева, работали в артели по обработке разных природных материалов, зарабатывая, таким образом, на проживание, а женщины ткали, шили, вязали, вышивали. Один умный человек сказал: «Чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь, что я ничего не знаю». Так и я про свою родную семью, но пока жива моя бабушка, она приоткрывает дверь в эти семейные традиции. Рис.2,3

Русская семья всегда садилась трапезничать за стол накрытый скатертью. У бабушки была мечта иметь скатерть такую, какая была у зажиточных селян, но по судьбе не суждено было сбыться её мечте. Военные, и после военные годы, были отданы подъёму страны из разрухи, не было времени серьезно заниматься рукоделием. Но даже в эти суровые годы моя бабушка стремилась обустроить семейный уют, традиционный для русской семьи, накрывать стол собственноручно выполненными скатертями в комплекте с салфетками, их она стала иметь уже в 60 годы. Сегодня она для меня, не просто бабушка, она самый родной и самый любимый человек, а уж потом источник информации о нашей семье.

2

 

Бабушка моя большая рукодельница. С детства она умеет вышивать, вязать и шить. Ее руки как волшебные палочки, ещё и сегодня творят чудеса, и это её творчество пробуждает во мне интерес к творчеству и фантазии. Я не могу просто и с увлечением смотреть на такое трудолюбие, а поэтому сама смело берусь за работу, выполняя с её любовью и вдохновением. Теперь мне понятно, что это ниточка, которая связывает всех нас, в одну трудолюбивую, дружную большую семью. Для декорирования скромного сельского дома, в котором жила моя бабушка, применялись и столовые дорожки, рушники – иконники, рушники – хлебники собственно ручного изготовления, украшенные разными видами вышивок, Они и сейчас выглядят эффективно и вызывают у меня интерес к их изготовлению и применению в современном дизайне и декоре как сельского, так и городского дома.

4

3

 

Мы, очень часто собираемся семьёй за столом как в праздники, которые в нашей семье отмечаются традиционно, да и просто посидеть за чашкой чая, слушая воспоминания родных о жизни семьи и наших земляков села Большая Джалга, и традицией стало накрывать стол вышитой скатертью 60 годов, выполненной руками бабушки – мастерицы.рис.4

4

 

Я просто не могу, не имею права нарушать традиции нашей семьи – собственноручного изготовления столового белья, в этом актуальность проекта

Поэтому целью своего проекта я считаю, проявляя творчество, мастерство, трудолюбие, учитывая современное направление моды, изготовить столовое бельё собственно ручного изготовления.

Пусть незаслуженно забытые традиции в изготовлении изделий ручного труда на нашей большеджалгинской, сельской земле вновь обретут свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. (рис. 5)

А чтобы цель была достигнута, мне предстоит решить несколько, так называемых, производственных задач. Решение задач, я начинаю со знакомства с историей столового белья, его дизайна, изучения направления моды в наш 21 век, разработки технологии изготовления. Создание вазы в технике папье-маше, со сменным композиционным решением – будут новизной моего проекта.

Скатерть, дорожка, салфетка под хлеб, выполненные мною - элементы общего пользования, они объединяют и роднят, всех сидящих за столом, ведь в единстве наша сила, значит, традиции не только сохраняются, они передаются из поколения в поколение, в этом практическая направленность и социальная значимость моего проекта. Вот так выглядят скатерть и салфетки, столовая дорожка вышитые разными приёмами прикладного искусства моей бабушкой более чем полвека назад. Рис. 6. В ходе реализации проекта мне предстояло провести исследования по теме проекта.

5

 

Место исследования: дом по ул., Ипатовской, 75, с Большая Джалга

Объект исследования: столовое белье, Срок исследования и реализации: с марта 2015 г.

Цель исследования: возможность изготовления столового белья в домашних условиях с учётом направления моды и семейного бюджета.

6

 

Методы исследования: беседа со старшими членами семьи; знакомство с образцами скатертей, дорожек, салфеток; анализ литературы по дизайну столового белья; посещение сельского музея, работа в Интернет – сети на сайтах: «Ручная работа», «Это Вы можете сами», «Женское рукоделие», «Вторая жизнь Ваших вещей» и др.

Гипотеза проекта: Изготовление столового белья, вызовет интерес у моих одноклассников и поспособствует сохранению традиций в семье.

Проект интегрирован с: историей, литературой и русским языком, экономикой, экологией, ОБЖ, информатикой и ИКТ, МХК, ИЗО.

Проект имеет социальную значимость - столовое бельё объединяет и роднит всех членов нашей многочисленной семьи, а значит, традиции не только сохраняются, а и продолжаются.

2. Из глубины веков – в наши дни

2.1 История сервировкистола довольно интересна. Попробуем проследить, как она развивалась. В новое и новейшее время в XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Только вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы. В те времена распространению новых обычаев сопротивлялось главным образом духовенство, которое настаивало на сохранении традиций застолий времен Иесуса Христа. Но культура застолий обогащалась, и вот уже скатерть и салфетки стали привычными предметами сервировки. Существовали даже учебные пособия, «Книжечки резчика», в которых часто рассказывали и о том, как складывать салфетки. На этой основе в XIX и в начале XX века все более совершенствуется культура застолий. Интересна история салфеток. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы.

2.2. История столового белья на Северном Кавказе и в нашем селе

На Северном Кавказе ни лен, ни хлопок не выращивали, поэтому ткани были привозными. Через кавказские горы и степные просторы проходил великий «шелковый путь». Привозные ткани очень высоко ценились, а поэтому их применяли строго по назначению. Как бы дорого не стоили ткани, традиции не нарушались. Рис. 7. Знаком большого трудолюбия и любви к ближним, считалось приданое, приготовленное самой будущей хозяйкой дома. Не оставались и не остаются в стороне и рукодельницы нашего села. В селе свой особый жизненный уклад. Здесь все знают друг друга, поэтому мастерицы заслуживают особого расположения и уважения. Они готовят и сейчас столовое бельё, способное конкурировать с бельём фабричного изготовления, зная, что особый акцент столу придает класси­ческий столовый текстиль - салфет­ки, скатерти.

7

 

Столовое белье и в наш XXI век не утратило своей актуальности. Именно оно является основой ком­позиции стола : посуда, столовые приборы, аксессуары должны соче­таться со скатертью и салфетками. Белоснежные , с цветной каймой , цветные , гладко­крашеные с ажуром , подрубленные, с обтачкой квадратные , прямо­угольные - все они являются пре­красным акцентом интерьера

Столовое бельё считалось и считается у русских одним из достойных и желанных подарков, а красивое бельё – это радость и хорошее настроение для семьи и гостей, знаком особого гостепреимства и уважения

2.3. Столовое бельё 21 века

Столовое бельё в наш 21 век очень разнообразно, как по фактуре, так и по технологии изготовления. Добиваясь особенности столового белья, я решила изготовить его, применяя технологию гильоширования, иначе называемую выжиганием по ткани. (Рис.8,9). Образцы столового белья. Напероны и столовые дорожки

 

8

9

 

Назначение у наперонов и дорожек одно – декоративность и защита скатерти от загрязнения.

3. Дизайн столового белья.

При изготовлении столового белья можно применить многие технологии: строчные вышивки, счетные вышивка, вышивку ленточками и гладь, роспись, вязание и т.д. На занятиях освоила технологию гильоширования, а поэтому решила применить её

3.1. Назначение и применение технологии гильоширования в декорировании изделий

Гильоширование — это отделка ткани ажурным узором, аппликацией, с помощью выжигательного аппарата. В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Автором этой технологии в России является Зинаида Петровна Котенкова, которая разработала и запатентовала эту технику обработки ткани в 80-е годы XIX

10

 

в. Сейчас она популярна и в России и во всем мире. Красота и изящество

изделий, выполненных по такой технологии, привлекают все большее число

мастериц к этому искусству. С ее помощью можно создать множество

неповторимых ажурных изделий: салфетки, скатерти, декоративные панно,

шали, закладки для книг, воротники, открытки, шарфики и т. д. Это

искусство требует аккуратности и точности в работе, композиция должна

быть выполнена, в единой цветовой гамме и стилистике орнамента. (Рис. 10)

3.2. Дизайн – анализ столового белья

Цвет и узоры на скатерти позволяют выделить стол из общей массы предметов интерьера. Для меня очень важно разработать орнамент, отличающийся от орнаментов изделий этого же назначения промышленного производства. Техника гильоширования поможет мне в решении этой задачи. Светлые скатерти с узорами в тон посуде подходят к любому случаю. (рис. 11).При выборе цвета я учитываю и его воздействие на человека: красные и желтые тона приветливы, синие и зеленые - напротив, холодноваты, сдержанны. Необычно выглядят двойные скатерти гармонирующих или контрастных тонов. Для своего проекта я применю скатерти теплых гармонирующих тонов, чтобы чётче и ярче показать особенность рисунка.

11

 

По рассказам бабушки рисунок скатертей был цветочных мотивов. Считалось, что разработка орнамента позволяет ярче выразить самобытность автора, кроме того это позволяет применить стилистику.

3.3. Разработка орнамента для столового белья

Для создания своих изделий я разрабатываю рисунки – символы нашей семьи цветов лилии. Лилия – считается символом чистоты отношений и уважения. При разработке орнамента я применила стилизацию: стилизованы листья, стебли, цветы, эти приёмы допускаются в русском орнаменте (рис 12-13)

 

Рис.11.Орнамент для столового белья

 

 

13

12

 

Считаю, что это наиболее подходящий вариант для выполнения гильоширования. На этом рисунке можно выполнить как прорезное гильоширование, так и контурное с применением точечной сварки (рис.14)

 

14

 

Выполнение точечной сварки на изделиях

4. Технология изготовления столового белья с применением гильоширования

4.1.Требования к изделиям:

  • Красота солового белья должна быть в художественной выразительности формы и согласованности с учетом их назначения.

Все части изделий должны иметь соразмерность и пропорциональность, а значит и своеобразный характер.

  • Художественность составляющих набор столового белья и их декоративность определятся не денежной стоимостью изделий, а тем, как мне удалось подчеркнуть их достоинства, через форму изделий, их цветовое решение, таким образом, подчёркивая особенность каждой.

  • Вещи должны оказывать позитивное влияние на членов и гостей нашей семьи.

  • В целях экономии семейного бюджета, использовать не только новые материалы, а и вторичное сырьё.

4.2. Инструменты и принадлежности

Для выполнения работы потребуются: подсветка, стекло, прибор для выполнения гильоширования с насадками, карандаши, эскизы, ластик

4.3. Ткани для выполнения гильоширования и требования к ним

Чтобы столовое белье, изготовленное с применением гильоширования, имело красивый вид, нужно правильно выбрать ткань. Основное свойство ткани, которое надо знать о ткани – плавкость. Такими свойствами обладают синтетические ткани, но такая ткань должна иметь значительную толщину, а этим требованиям отвечает синтетический атлас. Такая ткань у меня есть.

4.4. Подготовка ткани к выполнению гильоширования

Подготовленный орнамент переводится на ткань и выполняется гильоширование: вырезается то, что должно быть вырезано, а затем подкладывается нижняя часть и начинается сваривание деталей от центра к краям, при этом контролируется качества сварки и отсутствие перекоса

Учитывая, что изделия будут выполнены в едином стиле, я воспользоваласьпринципом унификации, который позволяет применить одну технологическую карту.

Технологическая карта №1. Выполнение гильоширования

Таблица 4

№ п.п

Наименование операции

Фотография

Что требовалось

1

Разработать эскиз, четко его прорисовать

 

Карандаши М

2

Подготовить основную (верхнюю часть) ткань к выполнению гильоширования: выровнять, отутюжить,

 

Утюг, гладильная доска, прямоугольный треугольник,

3

Перевести рисунок на ткань, для чего рисунок положить на стекло с подсветкой и обвести рисунок твёрдым карандашом

 

Стекло, подсветка, карандаши ТМ

4

Включить прибор, положить ткань на стекло и начать выжигание узора от центра к краям

 

Прибор для выжигания, стекло, подсветка

5

Удалить выжженные кусочки ткани

 

Пинцет, ножницы для подрезания нитей

6

Полученную верхнюю часть для будущих изделий проверить на качество: соответствие размеру, прожигание ткани, плавность линий

 

Сантиметровая лента

 

Осторожно выполнить ВТО

 

Утюг, гладильная доска

7

Подложить нижнюю деталь, сколоть с верхней и провести сварку, идя от средины к краям

 

Портновские булавки,прибор для выполнения перфорации, насадка для приваривания методом обколки

8

Полученное столовоё бельё готово

   

По такой технологии я выполнила комплект столового белья, в котором есть скатерть, салфетки для чайного стола, напероны двух видов, дорожку, салфетки – сет, а найдя запасы ниток «Лилия», я связала дополнения по собственным схемам. (См. ниже. Рис.15-19)

 

15

 

Салфетки для чайного стола

 

16

 

Дополнения к столовому белью в технике вязания крючком, выполненные

по собственным схемам

 

17

 

Столовая дорожка и мини салфетки «Лилии» (под свечи), связанные крючком. Схемы взяты из журнала «Лиза»

 

18

 

Салфетки – сет. Размер 40х35

 

19

 

Декорирована хлебница

В сервировке стола практичная хозяйка применяет всё, что украшает стол. Так в моём проекте я применила вязаные элементы под декоративные свечи,

салфетки в хлебницу под кусочки хлеба (см. выше).

Думаю, что и присутствие вазы с цветами не осталось незамеченным. Дело в том, что история её появления интересна: у неё есть одна особенность – ей 25 лет, это свадебный подарок, и очень дорог для нашей семьи. Но с годами она утратила свою эстетичность и хранится в шкафу. Я решила подарить ей вторую жизнь – выполнить аналог, то есть бутафорию, а её присутствие на столе – всегда будет праздником и это тоже традиция

Инструкционная карта №1. Изготовление бутафорной вазы

1 2 3

Такая ваза была изначально. (1,2,3) Бутафорная ваза – аналог, выполняться она будет в технике папье – маше.

4. заготовить кусочки бумаги 5 смазать вазу медицинским вазелином с одной стороны 6

7 8 9 10

Наложить кусочки бумаги на вазелин, укладывая так, чтобы не было «пустых» от бумаги мест

11 12 13

Смазывать каждый слой бумаги клеем ПВА, 4-5 слоёв, давая высохнуть, так толщину стенки довести до 0,5 см. когда высохнут слои аккуратно снять с вазы-оригинала. Вторую половину выполнить так же, затем обе половинки опять склеить, обработать и приступить к выполнению «одежды» вазы.

Для одежды вазы я применяю цветы, таким образом, получу ту модель вазы, которую я хочу видеть на столе, даже тогда, когда за окнами вьюга.

Чтобы составить «вазу - цветы», я вывяжу крючком цепочку из усложнённых петель, затем уложу её замысловатыми линиями, и наклею тканевые цветы (рис. 20,21, 22)

 

21

20

 

 

22

 

Проект имеет социальную и практическую значимость - В работе над изделиями могут принять все члены семьи, а сами работы оказывают позитивное воздействие на весь социум, и вызывают, интерес заняться творчеством в изготовлении предметов бытового назначения собственными руками, экономя семейный бюджет.

5. Экономическое обоснование проекта

Прежде чем приступить к работе над своими изделиями, я произвела предварительный расчет стоимости изделий, где учла все расходы на материалы, инструменты и принадлежности для изготовления столового белья в технике гильоширования и вязания крючком.

Наименование

Количество

Цена

Сумма

1

Остатки ткани креп-сатин (разных цветов)

2,5м

-

-

2

Лоскуты синтетического атласа в ассортименте (остатки от изготовления изделий, выпады)

-

-

-

3

Нитки для вязания «Фиалка»

1 моток

-

-

4

Разные виды тесьмы (запасы)

5 м.

-

-

5

Клей ПВА

1

15

15

6.

Цветочная ваза

1

-

-

7.

Вазелин медицинский

1 тюбик

20

20

8

Прибор для выжигания б/у

-

-

-

9

Крючок для вязания б/у

1

-

-

10

Ножницы б/у

1

-

-

11

Стекло для работы б/у

1

-

-

12

Подсветка (наст. лампа) б/у

1

-

-

13

Пинцет медицинский б/у

1

-

-

14

Калька для рабочего рисунка (запасы)

5 лист

-

-

15

Копировальная бумага

2 листа

5

10

     

итого

45. 00

Вывод: Если учесть, что я работала в течение 2 месяцев по 1 часу, и при этом потратила 45 р., то изготовление столового белья из того что было в доме экономически выгодно.

Взгляды на моду – многополярны, поэтому, как начинающий мастер, я могу создавать и редактировать свои изделия под требования покупателя и гарантировать, что вещь, которую купит покупатель в единственном экземпляре.

Главное и основное в проекте сохранение традиций, которые пришли к нам из глубины веков, но и в наш 21 век не потеряли своей значимости

Традиции не измеряются в денежном исчислении, они обогащают нас духовно, воспитывают настойчивость и трудолюбие в достижении поставленных целей.

6. Экологическое обоснование

Прикладное искусство это эстетическое творение ума и рук, но существует еще экологическая эстетика, а человек в ней как часть биосферы, активная сила, способная преобразовать биосферу, а вместе с ней и самого себя.

Экологическая эстетика – материально-культурное наследие. Это прогнозируется и реализуется в процессе проектирования среды своего обитания экологических факторов. Экологическая эстетика формирует представление человека: о прекрасном, и безобразном, пробуждая интерес, к обыкновенным вещам, защищая себя от угроз. Поэтому сейчас очень важно учитывать влияние всего окружающего на самого человека.

Моя продукция экологически чиста и вредного воздействия на нашу семью не окажет. Изделия будут доставлять радость и удовольствие, а на сельскую свалку, в окружающую среду, не будут выброшены, казалось бы, не нужные вещи. А ведь я, проявив свое творчество, превратила эти вещи в нужные и модные.

3

 

Лоскутное шитье, в трудные для жителей Росси времена, это способ выживания. Во времена экономической стабильности – творчество для души. Это – самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, так как не требует больших материальных затрат, и предлагает возможность использования содержимого «бабушкиных сундучков», остатков тканей, вышедших из моды вещей, а ещё - представляет простор для фантазии и творчества. Такие изделия всегда в моде, также как и «классика», которую называют азбукой хорошего вкуса. Используя, остатки тканей, мне удалось изготовить столовое бельё, применяя гильоширование и вязание. Применив технологию гильоширования и вязание крючком, получены эстетичные изделия.

В заключение, я хочу сказать, что каждый из нас должен быть экологически грамотным, мы вправе выбирать то, что нас устраивает. О своей безопасности человек должен позаботиться сам.

7. Самооценка

Наши вещи создают психологический климат, в идеале под окружающей средой, с которой предметы должны гармонировать я понимаю условие этой среды: её обыденный или праздничный тип, особенности характера и образ жизни. Но основой любой установки сознания являются знания.

Руководствуясь ними, у меня проявился интерес к русским, традиционным видам прикладного искусства, к которым относятся и вышивки, и вязание, и выжигание по дереву и ткани, и работа с бисером.

Сжигание и выброс на свалку – это засорение окружающей среды. А ведь я проявила свое творчество и превратила эти изделия, в нужные и модные вещи. Считаю, не только я, а и моя семья, что мне удалось её достичь. Возможно, у меня мало новизны, но ведь я почти не покупала материалы, а делала изделия из вторичного сырья, того, что было в доме, и по идее должно быть сожжено или выброшено на сельскую свалку.

3

 

После оформления стола к празднику, были заданы вопросы членам семьи

Удовлетворяют ли Вас мои изделия как потребителей? Да!

Изделия, выполненные мною, нравятся не только мне и членам моей семьи, они нравятся всем, кто их видел. Они декоративны и имеют утилитарное назначение.

Соответствует ли изделия современному направлению моды? Да!

Изделия отвечают эстетическим критериям, с которыми потребитель обращается к изготовителю: оригинальны, неподражаемы, гармонично сочетаемы по цвету, выполнены качественно.

Для себя я тоже ставила вопрос и нашла ответ

- Что можно было бы изменить в изготовлении? Проанализировав работу, пришла к выводу: «Я бы ничего не меняла»

- Смогу ли я став дизайнером, разрабатывать дизайн - проекты столового белья?

Считаю – Да! Конечно, мне многое надо изучить.

Вывод: поставленные перед собой цель и задачи я выполнила:

исследовала свои возможности в решение данной проблемы; выработала требования; разработала идеи, и что самое главное реализовала идеи.

А чтобы труд был в радость, соблюдалась техника безопасности

8. Техника безопасности

Для выполнения работы нужно организовать рабочее место: рабочий стол должен стоять там, где хорошее освещение естественное и искусственное освещение, лучше у окна, хранить шаблоны в файлах, инструменты и приспособления – в рабочих коробках, иметь несколько видов ножниц

При выполнении ручных работ нужно соблюдать следующие правила по технике безопасности (примётывание тесьмы):

1. Знать количество игл – их считать до начала работы и после

2. Хранить иглы в игольнице с заправленной нитью

3. Пользоваться напёрстком, нельзя работать тупой и ржавой иглой

Техника безопасности при работе с крючком для вязания:

  1. крючок не должен иметь заусениц

  2. при работе сидеть прямо, не наклоняя головы

  3. через 30 мин работы делать перерыв, проводя тренинг для глаз

Техника безопасности при работе с подсветкой и аппаратом для выжигания

1. Проверить состояние шнура

2. Сидеть надо прямо перед иглой

4.Нельзя наклоняться близко к деталям, на которых производится перфорация;

5. На рабочем столе не должно быть не нужных вещей

6. Следить за тем, чтобы не было прожигания ткани

7.Регулярно проветривать помещение

8. Проводить физминутку, тренинг для глаз

Техника безопасности при проведении утюжильных работ

1. Следить за подошвой утюга, она должна быть чистой

2. Проверять состояние шнура, не допускать скручивания и перетирания

3. Правильно подключать утюг к сети, взявшись за вилку сухими руками

4. При выключении утюга из сети - не дергать за шнур

5. Не допускать прикосновения рук к горячей поверхности утюга

6. Утюжа – стоять на резиновом коврике

7. Горячий утюг ставить на подставку

9. Литература.

1.«Аксессуары домашнего интерьера», Нирола-Пресс, 1994г

2. Баранова Д.А., Мадлевская Е.Л. «Лоскуты в дело г. Кишинев»,1989г

3. Кричевский Г.Е. «Химическая технология текстильных материалов» т.3М МГУ 2001г

4. Кричевский Г.Е. «Экологические проблемы отделочного производства».

Текстильная химия. 1(8) 1996г.

5. Разуваев А.В. Новорадовский А.Г. «Экотекс. Новые экологические требования к текстилю в Европе». Текстильная химия 2(8) 1996г.

6. М.Максимова. Лоскутики. Г.Москва, 1998г.

7. «Русская изба» Энциклопедия С-Петербург ,2001г

8. Словарь Ожегова г. Москва переиз,1999 г

9. Техника гильоширования. Торг. Марка, Ненгер,2002

10. Красивые изделия в технике гильоширования для вашего дома.

Г. Москва Рипол классик,2005г.

11. Эстетика в декорировании изделий . г. Москва , 1989г

12. .Энциклопедия рукоделия г. Москва, 2002г. «Аст- Пресс»

Интернет – ресурсы

http://www.mastera-rukodeliya.ru/ka...ource=subscribe

mastera - rukodeliya.ru

master – klass

Предмет: «Технология»

Творческая работа с элементами этнографических исследований

« Из глубины веков – в наши дни»

Изготовление столового белья в технике гильоширования и вязания крючком

Выполнила: Батрак Елизавета Владимировна,

учащаяся 7 класса

МБОУ СОШ №2, с. Большая Джалга,

Ипатовского района, Ставропольского края

Руководитель: Ромах Александра Ивановна, учитель технологии,

МБОУ СОШ №2 с. Большая Джалга, Ипатовского района Ставропольского края

Аннотация

Автор проекта с интересом познакомилась с исторической справкой об истории своей семьи в книге «У большой Джалги – большая история», автором, которой является наш учитель истории Ожерельев В.А.(1998 г). Семья была большой и мастеровой. До сих пор в сельском музее есть изделия, выполненные членами семьи: подставки под цветы, табуретки, этажерки, вышитые дорожки и салфетки. Мастерство членов семьи передавалось из поколения в поколение, таким образом, семья выживала в трудные времена.

Традиционным в семье было изготовление столового белья: рушников иконников и хлебников, скатертей и салфеток. К такому виду работы приобщались дети с 12 лет, об этом ей рассказывали её прабабушка и бабушка, и очень возможно это трудолюбие у автора проекта наследственно.

Лиза освоила несколько видов прикладного искусства, которые применяла в изготовлении или декорировании изделий имеющих практическую направленность и утилитарную значимость.

Поэтому целью своего проекта Лиза считает, проявляя творчество, мастерство, трудолюбие, учитывая современное направление моды, изготовить столовое бельё собственно ручного изготовления для семейных праздников.

Для достижения цели проекта автор решает следующие задачи:

- Изучает родословную своей семьи, знакомясь с историческими фактами книги «У Большой Джалги - Большая история»

- Прослеживает историю сервировки стола и культуру застолья;

- Знакомится с историей появления столового белья, его ассортиментом, не только в мире, но и на Северном Кавказе, и в нашем селе, и в своей семье ее в частности;

- Отмечает, что изготовление столового белья в семье было традиционным

- Изучает направления моды дизайна и декорирования столового белья в наш 21 век,

- Исследует технологии изготовления.

- Принимает решение изготовить предметы сервировки праздничного стола собственными руками

С интересом автор проекта подошла к выбору цветочного орнамента. И здесь Лиза оправдала свою альтернативу: выбрала цветы лилии, которые действительно (по историческим материалам) являются символом чистоты отношений и уважения в семье.

Считаю, что автору удалось удачно выполнить стилизованный орнамент лилии.

Лиза освоила технологию гильоширования и вязания крючком и решила применить их в изготовлении столового белья, а сохранение семейной вазы в виде бутафорного изделия в технике папье-маше, считает новизной проекта .

«Скатерть, дорожка, салфетка под хлеб, выполненные мною - элементы общего пользования, они объединяют и роднят, всех сидящих за столом, значит, традиции не только сохраняются, они передаются из поколения в поколение, в этом практическая направленность и социальная значимость моего проекта», - так считает автор проекта.

С её мнением нельзя не согласиться.

25

Просмотров работы: 1556