ПОГО – СКВОЗЬ ВЕКА.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОГО – СКВОЗЬ ВЕКА.

Капсаргин Аймир Игоревич 1
1
Монгуш И.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение (актуальность, постановка проблемы или задачи) - _______ 3

Основная часть (способы и методы решения проблемы)- ___________ 4-6

Заключение (выводы, предложения) _____________________________7

Список литературы _________________________________________8

Введение (актуальность, постановка проблемы или задачи);

Моя бабушка Угдыжекова Алиса Ананьевна – заслуженный учитель России.

Наша школа с участием моей бабушки регулярно с 2005 года принимает на горе Уйтаг гостей из России, ближнего зарубежья, Хакассии. Гости интересуются женским национальным украшением –пого. Бабушка рассказывает о происхождении данного пого, назначении и о выборе цвета бисеров.

Так как пого по традиции переходит из поколения в поколение, то я хочу больше узнать о происхождении данного пого, сохранить его и передать следующему поколению.

Когда я обосновал возникшую проблему и потребность, то сразу понял: моя задача – узнать, сохранить и передать следующему поколению бабушкино пого.

Основная часть (способы и методы решения проблемы);

«...алтынац иткен погозы

айга частал турадыр,

кумустен иткен погозы

куннец сустал турадыр».

«...пого, сделанное из золота, на луне блестит,

пого, сделанное из серебра, на солнце лучится».

древние стихи хакасского героического эпоса.

Пого - нагрудное украшение хакасских женщин. Это древнейшее украшение. С II тысячи лет нашей эры пого встречается на наскальных рисунках. Что удивляет? Ни в Тыве, ни на Алтае, ни в Горной Шории не встречаются украшения подобные пого. Его носят только хакасские женщины.

Бабушкино пого тоже сделано давно. Ей это пого подарила старшая сестра моего прадеда Колмакова Пелагея Федоровна 1914 года рождения. Пелагея Федоровна сама в возрасте 70 лет решила подарить пого моей бабушке Угдыжековой Алисе Ананьевне за ее доброе чуткое отношение к ней. Пелагея Федоровна сама сидела, вышивала пого примерно 2 месяца.

Хакасское нагрудное украшение, имеющее магическую силу, пого, одевали во время свадьбы, чтобы уберечь невесту от посягательства злых сил. Оно и понятно, ведь во время свадьбы невеста выставлялась на обозрение сотни людей, и чтобы уберечь ее от недобрых или любопытных глаз на нее надевали этот мощный древний оберег. Незамужние женщины пого не надевали.

Это нагрудное украшение, как и другие драгоценности семьи, передавалось в наследство от старших к младшим по женской линии. У меня есть сестренка Аяна, она учится в 3 классе, когда будет учиться в старших классах эту информацию передам ей.

Основа пого называется «чаба», она сделана из приклеенных клейстером четырех слоев хлопчатобумажной ткани. Чаба вырезана в виде полумесяца с закругленными рожками и обтянута черным хлопчатобумажной тканью. В центре пого, в виде большой перламутровой пуговицы тана, изображен предок прародитель (дед- Угдыжеков Сергей Ефимович, прадед- Угдыжеков Ефим Федорович, прапрадед Угдыжеков Федор(отчество не установили) хакасское имя - Сарап, прапрапрадед- Кильпек. И этот прапрапрадед Кильпек Верх Аскизе работал, отчеты собирал. В честь него верх Аскизе названа поляна «Кильпек кизегi»).

Рядом перламутровые пуговицы поменьше, это условное обозначение хозяина пого. И его окружают еще более мелкие жемчужные пуговки. Количество пуговок тоже имеет значение, так как это будущие дети. То есть члены семьи. А пространство между ними вышиты бисером в виде кружков. По краям пого окаймлено мелкими пуговицами и по нижнему ряду пришито бахрома из бисеринок.

При вышивке пого большое внимание уделяли цвету. Они должны были соответствовать одежде женщины, кроме этого раскрывали полноценную жизнь. В пого в основном шесть цветов: красный, белый, голубой, синий, зелёный, оранжевый.

Красный цвет. Хакасы с древних времен большое внимание уделяли красному цвету. У многих народов красный цвет означает одно - красоту. В Китае человека с открытой душой называют «красным сердцем». Красный цвет сравнивается с кровью и огнём, он означает радость, красоту, любовь, полноценную жизнь и с другой стороны - вражду, мстительность, войну. Красные нитки, кораллы, цветочки отгоняют злых духов, берегут от сглаза.

Белый цвет - означает чистоту, безвинность, радость, всё хорошее. Его сравнивают со светлым будущим, со звёздами. С белым связано всё правдивое.

Оранжевый цвет поднимают настроение, дают сердцу тепло. Они являются цветом золота, с древних времен являются цветом солнца.

При вышивке пого использовались золотые нитки, привезенные из Китая.

Синий цвет - это цвет неба и воды. Этот цвет соединяет две противоположности: раздражительность и спокойствие. От него веет холодом, отдает тенью. Хакасы с синим цветом связывают небо и бесконечную жизнь, сравнивают с неизученным миром.

Зеленый цвет - основа зелени, листьев, означает молодость, надежду, дружбу и незрелость.

Желтый цвет вообще не использовали, так как считали его цветом болезни.

Я провел исследование на селе по старинным пого. Выяснил, что у Киштеевой Полины Николаевны 1925 года рождения – пого 20- 25 лет и она заказывала. У Торбастаевой Татьяны Трофимовны- купленная 20 лет. А у моей бабушки самое старинное пого – 30 лет.

Мастерицами изготавливались женские нагрудники (пого) бисером, перламутровыми пуговицами, раковинами, в которые они вкладывали сильные чувства, глубокие мысли жизни.

Сегодня пого носят девочки, девушки, женщины во время праздников и в будни, как маленькое нагрудное украшение. Оно стало обыденным украшением, стало терять свою сакральную значимость.

Так как пого является оберегом женщин. Я хочу посвятить всем женщинам и матерям куплет из песни «Иченiн часказы»

Заключение (выводы, предложения)

Пого - это культурное достижение моих предков, я, как продолжатель своего рода должен сохранить и передать информацию данного пого следующему поколению.

Список литературы

  1. Паткачаков, К.М. Очерки материнской культуры хакасов.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1982

  2. Тохтобина, А.И. Пого: древность и современность.- Аскиз, 2007

8

Просмотров работы: 609