СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ЦЕЛЬНОГО КОРОВЬЕГО МОЛОКА И МОЛОКА «ВОЛОГЖАНКА» ВОЛОГОДСКОГО МОЛОЧНОГО КОМБИНАТА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ЦЕЛЬНОГО КОРОВЬЕГО МОЛОКА И МОЛОКА «ВОЛОГЖАНКА» ВОЛОГОДСКОГО МОЛОЧНОГО КОМБИНАТА

Никитюк София Валерьевна 1
1
Галстукова Н.И. 1
1galstukova.natal@yandex.ru
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение ……………………………………………..………….…….. 3

Глава 1

1.1 Обзор литературы…………………………..………….…………… 4

1.2 Описание методов и материалов…………………..………….……...5

Глава 2 Результаты исследования

2.1 Результаты опроса учащихся …………………………………….…5

2.2 Эксперимент по образованию сметаны…………………………….6

2.3 Приготовление творога традиционным способом……………….…6

2.4 Приготовление топлёного молока……………………………..…….6

Выводы …………………………………………………………….…..….7

Список литературы ……………………………………….……………...8

Приложение ………………………………………………………………9

Введение

«Пейте, дети, молоко - будете здоровы!» - это утверждение знают и взрослые, и дети. Каждое лето я отдыхаю в деревне Устюцкое Новгородской области. У соседей мы покупаем молоко от домашней коровы. Мама делает из него сметану, простоквашу, творог, ряженку. В городе молоко мы покупаем в магазине. Мне стало интересно, а что можно сделать из молока, продающегося в магазине? И отличаются ли продукты, приготовленные из цельного коровьего и «магазинного» молока по вкусу? Результатом моих наблюдений и опытов стала исследовательская работа.

Тема работы: Сравнительный анализ продуктов, приготовленных из цельного коровьего молока и молока «Вологжанка» Вологодского молочного комбината.

Цель: сравнить молочных продукты, приготовленные из цельного коровьего и магазинного молока.

Задачи:1.Узнать, чем отличается цельное молоко, от магазинного.

2.Узнать, как приготовить в домашних условиях молочные продукты.

3. Выяснить, что знают учащиеся 3-4 классов о молоке и молочных продуктах.

4. Приготовить молочные продукты из цельного коровьего и магазинного молока.

5. Определить сходство и различие полученных продуктов по органолептическим свойствам (внешний вид, цвет, запах, вкус, текстура).

Объект исследования: молоко.

Предмет исследования: органолептические свойства продуктов, приготовленных из цельного коровьего и магазинного молока.

Актуальность исследования. В магазинах большой выбор молочных продуктов разных производителей. Но продукты, приготовленные своими руками, всегда отличались лучшим качеством. В них не добавляют консерванты, усилители вкуса и другие химические добавки. Значит, они безопаснее для здоровья.

Гипотеза: Мы предполагаем, что из магазинного молока можно приготовить молочные продукты.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов, сбор фотоматериалов.

Глава 1.

1.1.Обзор литературы

Когда мы говорим о молоке, то чаще всего подразумеваем коровье. Как только корову подоили, можно попробовать парное молоко. В нём содержится максимальное количество полезных веществ, витаминов, микроэлементов. Молоко из-под коровы называют цельным молоком. Это молоко, имеющее естественную жирность от 2,8% до 5%. Даже у одного животного жирность молока меняется не только в течение года, но и в течение суток. На молочный комбинат доставляется цельное молоко с фермы в цистернах. Оно подвергается специальной обработке. Процесс нормализации – это приведение различного молочного сырья к определенным стандартам жирности. Для этого сначала молоко сепарируют, то есть отделяют нежирное молоко от молочного жира, и снова смешивают эти две субстанции, но уже в совершенно определенных пропорциях. За норму принята жирность 3,2 процента. Молоко с низким содержанием жира содержит 1–2,5% жира. Все молоко проходит термическую обработку, что гарантирует микробную безопасность потребления такого молока. Мы для своих опытов брали молоко пастеризованное. При пастеризации молоко нагревают до температур, при которых уничтожается патогенная микрофлора (63°C…90°С). Это обеспечивает более длительный срок хранения продукта. Молоко не доводится до высоких температур, поэтому в нем сохраняется больше полезных веществ и молочнокислых организмов [1;4].

Таким образом, мы выяснили, что цельное молоко – это природный продукт от коровы. Магазинное молоко получают из цельного. Сначала молоко проходит процесс сепарации, смешивания, потом пастеризации.

Изучив литературу, мы узнали, что изначально переработка молока в молочные продукты производилась для повышения срока его хранения. Потом для разнообразия рациона питания. Вот несколько примеров приготовления молочных продуктов. Простокваша. Само слово говорит о простоте приготовления этого продукта: в охлаждённое молоко добавляют закваску (корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши) и ставят на 10-12 часов в теплое место.

Сметана — «самовозникающийся» продукт. Наши предки делали её просто: ставили сквашиваться молоко и потом сверху с молока снимали (сметали) сметану. Отсюда,

кстати, и её название. Молоко отстаивали несколько дней. Считали, что чем дольше будет отстаиваться молоко, тем больший слой сметаны на нём образуется.

Творог делали из простокваши, горшок с которой ставили на несколько часов в не очень жаркую печь. Затем вынимали и сливали содержимое в полотняный мешок. Сыворотку отцеживали, а мешок с творогом клали под пресс. Свежий творог обладает приятным, слегка кисловатым вкусом. Если свежее молоко поставить томиться в печь, получится топлёное[2;3].Эти продукты мы и будем готовить.

1.2 Описание методов и материалов

Для исследования данной темы нами были проведены анкетирование учащихся3-4 классов, серия экспериментов с фото фиксацией по приготовлению молочных продуктов из цельного молока с фермы села Ивановское Белозерского района (образец I), пастеризованного молока жирностью 3,5% (образец II) и молока жирностью 1,5% (образец III) «Вологжанка» Вологодского молочного комбината. (Приложение; фото1;фото 2). Оборудование: три стеклянные банки ёмкостью 1 литр, три глиняных горшочка, три стеклянные кружки, лотки, марля, сито, палочки-подвесы, кухонные весы «Tefal», кухонный духовой шкаф.

Глава 2. Результаты исследования

2.1 Результаты анкетирования учащихся

С целью выявления информации, что знают дети о молоке и молочных продуктах, мы провели анкетирование среди учащихся 3-4 классов. В опросе участвовали 44 человека. Мы выяснили, что дети молоко любят, пьют и знают о его пользе. Они отметили, что из молока можно приготовить: творог, сыр, сметану, йогурт. Учащиеся убеждены, что молоко и молочные продукты из магазина низкого качества и не натуральные.( Приложение2: схема 1; диаграммы 1,2). Так ли это на самом деле, мы и решили выяснить. Но для начала сравнили органолептические показатели разных образцов молока (Приложение 3). Результат: никаких внешний различий нет.

2.2 Эксперимент по образованию сметаны

Для опыта мы взяли по 1 литру каждого образца. Молоко в банках оставили скисать при комнатной температуре (Приложение 4, фото 1)

Через сутки молоко первого образца «смолодилось», образовалась простокваша.

Второй и третий образцы без изменений. (Приложение 4, фото 2)

На третьи сутки в первом образце образовался плотный сгусток простокваши и отделился слой сметаны. На молоке «Вологжанка» сметаны не образовалось, и простокваша была жидкая (Приложение 4, фото 3).

2.3 Приготовление творога традиционным способом.

С банки первого образца сняли сметану (Приложение 5, фото 1).В банке с образцами молока I,II сметаны не было. Банки поставили в духовку, нагретую до 100°C, на три часа (Приложение 5, фото 2). Сформировался творожистый осадок. В образце I творог осел на дно, сверху была сыворотка. В образцах I,IIтворог поднялся вверх, сыворотка оказалась внизу(Приложение 5, фото 3). Полученную массу мы откинули на сито, чтобы стекла сыворотка (Приложение 5, фото 4,5).Далее творог мы взвесили (Приложение 5, фото 6) и сравнили органолептические свойства. Сравнение показало, что из всех трёх образцов получился творог, но преимущество было у образца I (Приложение 6, таблица 1).

2.4 Приготовление топлёного молока.

Три опытных образца мы налили в глиняные горшки и поставили в нагретую до 120°С духовку на четыре часа (Приложение 7, фото 1,2,3). Полученное топленое молоко мы оценили по цвету и вкусу (Приложение 7, таблица 1). Сравнение органолептических свойств показало нам, что из всех трёх образцов топлёное молоко получилось, но вкусовые отличия существенны в пользу первого образца.

Вывод

1. Цельное молоко – это природный продукт от коровы. Магазинное молоко получают из цельного. Сначала молоко проходит процесс сепарации, смешивания, потом пастеризации.

2. Мы узнали, как из молока можно приготовить сметану, простоквашу, творог, топлёное молоко.

3. Результаты опроса учащихся выявили, что дети молоко любят, пьют и знают о его пользе. Особенно они любят сыр и творог.

4. По результатам наших экспериментов из всех трёх образцов мы получили желаемые продукты.

5. По внешнему виду, цвету, запаху они мало отличаются друг от друга. Конечно, продукты из магазинного молока уступают продуктам из цельного по вкусу, жирности, текстуре. Но в городе нет условий для содержания коровы. Молоко 1,5% не уступает, ни 3,2%, ни цельному молоку по составу. Там просто меньше жира. У всех продуктов только один отличающийся критерий – это вкус. А о вкусах, как говорят, не спорят. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: из магазинного молока можно приготовить молочные продукты.

Список литературы.

  1. «Детская энциклопедия», том 6 «Сельское хозяйство» - «Просвещение»,1965г.

  2. Н.П. Могильный, Л.А. Трушкина «Всё о молоке» - «Интерэкспорт», 1989г.

  3. Выдержки из книги "ВСЕ О МОЛОКЕ"

http://www.childneurologyinfo.com/health-text-food7.php#l3

  1. http://www.molokoclub.ru/profit.php

Приложение 1

фото 1 фото 2

Цельное коровье молоко Молоко «Вологжанка»

Вологодский молочный комбинат

Приложение 2

Анкета.

1. Любите ли вы молоко?

Да. Нет. Не очень.

2. Пили ли вы цельное коровье молоко?

(Цельное – молоко из-под коровы, не подверженное обработке).

Да. Нет.

3. Если да, то чем, по-вашему мнению, отличается молоко коровы от магазинного?

4. Какие продукты делают из молока? Перечислите то, что знаете.

5. Какой молочный продукт вам особенно нравится?

6. Как вы думаете, нужно ли пить молоко?

Да. Нет.

7. Если да, то в чём польза молока? Схема 1

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Приложение 3

Органолептические показатели образцов молока

Объект

исследования

Внешний

вид

Консистенция

Вкус

запах

Цвет

Цельное коровье молоко

образец I

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная

слегка вязкая

характерный для

молока

белый, равномерный

«Вологжанка» 3,2%

образец II

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная

характерный для

молока

белый

равномерный

«Вологжанка» 1,5%

образец III

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная

характерный для молока, слегка размытый

белый

равномерный

Приложение 4

Фото 1 Фото 2 Фото 3

     

Образцы

О -I цельное коровье

О -II «Вологжанка» 3,2%

О -III «Вологжанка» 1,5%

Образцы через сутки

цельное молоко О-I сквасилось

в простоквашу

O – II, O – III без изменений

Образцы на третьи сутки

О - I плотный сгусток простокваши, отделился слой сметаны

O – II, O – III простокваша жидкая,

Сметаны нет

Приложение 5

Фото 1 Фото 2 Фото 3

     

О – I сняли сметану,

O – II, O – III сметаны не было

Образцы поставили в духовку на три часа при t 100°C

Сформировался творожистый

осадок:

O – I осадок осел, сверху сыворотка

O- II, O – III осадок поднялся, сыворотка внизу

Фото 4 Фото 5 Фото 6

     

Полученную массу

откинули на сито, чтобы

стекла сыворотка

Отстаивание

Взвешивание

Приложение 6

Таблица 1

Органолептические показатели образцов творога,

приготовленного традиционным способом

Объект исследования

Вес

Внешний вид

Вкус,

запах

Цвет

 

198г.

однородная, плотная,

маслянистая масса

сливочный

кисловатый

белый,

равномерный по

всей массе

 

176г.

однородная, мягкая,

пастообразная

масса

сливочный с

ярко выраженной

кислинкой

белый,

равномерный по

всей массе

 

151г.

однородная, мягкая,

мажущая,

пастообразная

масса

кислый

белый,

равномерный по

всей массе

Приложение 7

Фото 1 Фото 2 Фото 3

     

Образцы поставили в духовку на четыре часа при t 120°C.

Образовавшаяся корочка

О – I тёмно-коричневая

пористая

О – II, O – III тёмно-коричневая

гладкая

Сравнение образцов

Таблица 1

Органолептические показатели образцов

Топлёного молока.

Объект

исследования

Внешний вид

Консистенция

Вкус,

запах

Цвет

Образец I

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная,

слегка вязкая

характерный для

топлёного молока

насыщенный

светло-коричневый

кремовый

Образец II

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная,

слегка вязкая

характерный для

топлёного молока

светло-коричневый

кремовый

Образец III

непрозрачная

жидкость

жидкая, однородная

нейтральный

светло-коричневый

кремовый

Просмотров работы: 821