После покупки билета нас ждёт целых три этажа, полностью украшенные картинами и другими ценностями. С верхнего этажа начинается наше маленькое путешествие! В Русском музее предусмотрено, как и самостоятельный просмотр, так и с экскурсоводом. Исключительная ценность коллекции русской скульптуры в ее обширности и высоком художественном качестве составляющих ее произведений. В ней представлены полные комплексы работ почти всех известных русских ваятелей, что создает возможность для внимательного изучения всех этапов развития отечественной пластики. В собрании музея работы из мрамора, гранита, дерева, воска, терракоты, бронзы, чугуна, гипса, выполненные в различных техниках - рубкой, лепкой, литьем, гальванопластикой. Это все можно увидеть вначале музея, но нельзя не сделать акцент на интерьере нашего сооружения! Каменное трёхэтажное здание выделяется в панораме Дворцовой набережной массивностью и великолепием. Строгую красоту его архитектурного рисунка подчеркивают разнообразия фактур и красочность природного камня, использованного в отделке фасадов и интерьеров. Пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами, а вся композиция, благодаря подбору разных по окраске пород камня, исполнена спокойной грации. При строительстве дворца использованы разные сорта мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-е годы по берегам Ладожского и Онежского озер. Из розового тивдийского мрамора выполнены отделка часовой башни, аттика и пилястр, объединяющих два верхних этажа здания. Наличники окон созданы из серого рускеальского мрамора, а декоративные гирлянды между окнами второго и третьего этажей изготовлены из белого уральского. Цокольная часть здания, выполненная из выборгского розового гранита рапакиви, благодаря специальной обработке поверхности, имеет красивую шероховатую фактуру. Великокняжеский Мраморный дворец, как и многие дворцы Западной Европы, имел Зимний сад, к которому от Белого зала ведет Греческая галерея. В настоящее время в этой части дворца начат комплекс восстановительных работ.
Интерьер даёт нам знать, что это место достаточно хорошо смотрится на фоне картин. Коллекция берет своё начало с произведений, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях. В частности, крупная коллекция портретной живописи (несколько десятков картин) поступила от наследников князя А. Б. Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини М. К. Тенишевой и других. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства).
Дальнейшее пополнение коллекции, согласно Указу императора Николая II, должно было происходить посредством покупки на «ассигнованные на это средства» и возможные пожертвования. За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое.
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция растет стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921—1928), распределявшего между музеями национализированные произведения искусства.
В 1922 году открывается новая комплексная экспозиция, впервые последовательно выстроенная по научно-историческому принципу. В ней впервые представлены произведения новейшего искусства.
В 1924 году около 400 картин были переданы из музея Академии Художеств.
В 1925 году в коллекции музея было уже 3648 картин.
В 1926 году передается коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК).
В начале 1930х годов расширяются экспозиционные площади за счет передачи освобожденного от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.
В 1934 году Этнографический отдел Русского музея выделяется в самостоятельное учреждение — Государственный музей этнографии народов СССР.
В 1941 году в связи с началом Отечественной войны большую часть коллекции (свыше семи с половиной тысяч самых ценных экспонатов) эвакуировали в Пермь. Оставшуюся часть коллекции сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время войны 1941—1945 годов ни один музейный экспонат не пострадал.
9 мая 1946 года — открытие новой послевоенной экспозиции в залах первого этажа Михайловского дворца. Осенью 1946 года — открытие экспозиции на втором этаже Михайловского дворца. 8 ноября 1946 года — открытие экспозиции советского искусства в корпусе Бенуа.
Во второй половине 1940х годов корпус Бенуа и Михайловский дворец соединяют переходом, что позволило придать экспозиции последовательность и завершенность.
В 1954 году после создания Экспертно-закупочной комиссии Русского музея, пополнение коллекций приобрело планомерность и целенаправленность.
В 2004 году в состав Русского музея включен Летний сад с коллекцией мраморной скульптуры (92 экспоната) и зданиями — Летним дворцом Петра I, Кофейным домиком, Чайным домиком, а также Домик Петра I на Петровской набережной.
Но без истории трудно понять о чём может идти речь, поэтому я вам немного расскажу о ней! 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 (26) февраля 1897 года. В положении были представлены следующие условия, подчеркивающие особый статус музея.
«Произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным».
«Предметы, помещенные в музей и составляющие его собственность, никогда отчуждаемы или передаваемы в другое учреждение быть не могут».
«Управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского Дома».
Официальное открытие музея — 19 марта 1898 года.
Мне, как и всем было трудно покидать столь красивое и богатое историей место, но я уверен, что не раз туда попаду, и вспомню про мое сочинение!