"ПО ТРОПАМ ШАМАНОВ"

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ПО ТРОПАМ ШАМАНОВ"

Давлетова Л.Р. 1
1МОУ УСОШ №1 пгт. Уренгой
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…....3

I.Шаманство………………………………………………………………...….....5

II.Шаманство в России……………………………………………………….......7

III. Ямальские шаманы ………………………………………………………...9

IV. Обучение шаманов……………………………………………………..….11

V. Камлания шаманов…………………………………………………….…...13

VI. Ритуальные атрибуты шаманов…………………………………….……15

VII.Практическое значение шаманов……………………………………….…18

Заключение……………………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………...….….20

ВВЕДЕНИЕ

Мир религий… Он многолик и разнообразен, как наша планета. Путешествуя по Земле, можно подняться на высочайшие горные пики Гималаев и опуститься в глубины Тихого океана, затеряться где-нибудь в бескрайних песках африканских пустынь или открыть новые, никому ещё не известные, необитаемые острова.

Присутствие религии так очевидно в нашей жизни, что вряд ли найдётся человек, которому незнакомо это слово. В тоже время не так просто сказать, что такое религия. Религиоведы - учёные, изучающие религиозные традиции мира,- создали более 200 определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте.

Мой реферат посвящён шаманству и шаманам Ямальского севера. Работа позволяет составить современному человеку представление о самобытной культуре народов Ямала, даёт возможность познакомиться с конкретными людьми, которые посвятили свою жизнь культовым обрядам своего народа: ненцев, селькупов, ханты и манси.

Рассказывая о шаманстве, я стремилась достичь определённых целей - выяснить сущность шаманизма, как одного из элементов традиционной культуры и быта северных народов, показать социальную роль шаманов, их положение в обществе. Рассмотреть особенности шаманских ритуалов и обрядов, их значимость для малочисленных народов Ямало-Ненецкого Автономного округа; познакомить с уникальными, самобытными элементами одежды этих людей, их атрибутами.

Предлагаемый материал постаралась подать последовательно, чтобы дать представление о конкретном времени и месте происходящих событий.

Хочу обратить внимание на интересный фактологический материал, приведённый в работе: о камлании шаманов, их способах лечения, ритуальных особенностях их костюма, о символике шаманских атрибутов. В приложении приведены шаманские песни, которые ранее могли быть неизвестны читателю.

Актуальным в работе считаю значимость шаманства в самобытной культуре малых народов России, как одной их форм религиозной деятельности, отражающей в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа.

Думаю что мой реферат увлечёт ребят интересующихся иррациональными, мистическими явлениями в природе и в обществе людей, поможет педагогам при подготовке уроков, факультативов, внеклассных мероприятий по предметам национально - регионального компонента.

I.Ш А М А Н С Т В О

Шаманство дошло до наших дней, как неотъемлемая часть древнейших родоплеменных религий. По наблюдениям этнографов, шаманы нередко спасали людей от тяжёлых недугов, а порой и от смерти. Шаманство – это необычайно увлекательный, интеллектуальный процесс…

Майк Хайнер

Шаманство - одна из основных и древних форм первобытной религии. Оно возникло уже на заре человеческой истории, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов, совершаемых шаманами. По мере исторического развития общества шаманство теряло свою первоначально важную роль. Однако отдельные очаги шаманства сохранились и до наших дней, в первую очередь в тех обществах, которые менее всего затронуты натиском современной цивилизацией.

К местам, где до сих пор распространено шаманство относится: Южная и Северная Америка, Западная и Юго-Восточная Азия, Африка, Китай, Казахстан, Узбекистан.

На территории России шаманство сохранилось: в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах. А также на Алтае, в Бурятии, в Уссурийском, Приморском, Хабаровском, Красноярском, Камчатском, Забайкальском краях, в Иркутской, Сахалинской, Томской областях и в республике Тыва.

Сегодня шаман – значительная фигура лишь у тех народов, у которых не разрушен традиционный образ жизни, где сохраняется родоплеменная структура среди сибирских и дальневосточных народов, у североамериканских индейцев, у аборигенов Австралии. Известно, что шаманство наложило заметный отпечаток на ислам, так как шаманы были первыми пророками. Они посредники между миром людей и миром духов, более того, шаманов избирают сами духи.

Для этого шаман должен пройти пересотворение. Это, значит, что духи забирают шамана в иной мир, и там душа его подвергается пересотворению или перерождению, после чего шаман становится особым человеком, наделённым необычайными свойствами.

Пересотворение по шаманским рассказам происходит, самыми жестокими способами. Духи могут варить в котле, они освобождают его скелет от плоти, пересчитывают все кости. Если обнаруживается лишняя, это означает, что из человека может получиться шаман, если же лишней кости не обнаруживается, кандидат в шаманы должен умереть. Всё это время тело шамана, естественно, остаётся в человеческом мире (при этом шаман может быть полностью обездвижен или, напротив, может вести себя обычно), но покрывается синяками, ссадинами, так как испытывает все те ощущения, которые выпадают на долю души в мире духов. Но даже после всех пережитых мучений он всё равно не чувствует себя шаманом, поскольку сердце его остаётся в ином мире, где над ним продолжают трудиться духи. И только тогда когда будущий шаман ощутит, что сердце вернулось к нему, он становится, наконец, настоящим шаманом. Недаром, российский исследователь Штернберг считал: «Талант шамана не дар, а бремя».

II. ШАМАНСТВО В РОССИИ

Впервые слово «шаман» встречается в русских документах в 17 веке. Одни учёные считают его тунгусским, другие – санскритским, принесённым буддизмом. У народов Сибири существовали свои названия. Например, у эвенков шаман – саман, у ненцев – тадебя, у селькупов – тэтыпы, у нганасан – нга, у кетов – сенинг и т.д. Благодаря русским учёным и путешественникам, исследователям Сибири слово «шаман» вошло в мировую литературу. И уже во второй половине 18 века оно употреблялось как общепринятый научный термин.

Интерес в России к шаманству возник в 17 веке, с появлением на латинском языке книги о северном народе лопарях, где содержится много сведений о шаманстве. Даже высокие царские особы проявляли интерес к шаманам. Например, Иван Грозный приглашал к себе лопарских шаманов с Севера. Петр I велел доставить к себе трёх или четырёх «самоедских» шаманов, «которые совершенно шаманить умели, и дать им провожатых и подводы и велел их по городам кормить…и везти их с бережением, и велел взять с собою, что к томушаманству им понадобится. И их не стращать, сказать им будет наша, великого государя, милость». А Екатерина II даже написала пьесу под названием «Шаман Сибирский». Во внимании русских царствующих особ проявлялся общий интерес к этому явлению. Это было вызвано тем, что во время своих камланий, шаманы, одетые в шкуры зверей, с рогами на голове, издавали такие неистовые звуки и доводили себя и окружающих до такого состояния, что с людьми могло происходить что-то невероятное, наподдаваемое никакому объяснению. Все эти шаманские ритуалы напоминали диковинные спектакли, что очень приветствовалось царскими особами. Ведь неслучайно шаманы считались хорошими артистами и гипнотизёрами.

В 19 веке научные гипотезы представляли шаманство не религией, а формой религии. Так как слишком сильно различалась практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать одной религией. Даже понятия «сибирское шаманство» включает в себя очень разные явления. Хакасское, тувинское или алтайское шаманство близки друг к другу, но и здесь есть немалые различия. А шаманство якутов или североамериканских индейцев совершенно не похоже на среднеазиатское.

Слово «шаман» переводится с тунгусского языка как «исступлённый», «восторженный» человек. И это характеризует его во время обряда камлания. Конечно, у каждого народа было своё название для шамана, а то и несколько. Обычно название шамана зависело от его силы, способностей, какого-то особого умения или владения атрибутами.

После того, как человек становится шаманом, его должен признать коллектив и то, что он делает истинно. Люди должны убедиться, что это не самозванец. Сама жизнь каждый день проверяет достоинства шамана: - как он отвечает на вопросы; - как разыскивает потерянных оленей; - как лечит болезни.

Но задачи шамана намного шире. Прежде всего, он должен был ограждать своих соплеменников от бед и болезней, поддерживать хозяйственную жизнь племени. Так, например, духов – хозяев животных он просит об изобилии дичи, духов природы – о плодородии, иначе говоря, его обязанность – поддерживать равновесие в мире.

Шаманы служили своему роду. Чаще всего они были бедные люди, поскольку времени на то, чтобы вести хозяйство, у них, как правило, не остаётся. В 17 веке шаманы не получали никакого вознаграждения за помощь. Позднее шаманы стали брать плату за свои труды (сначала только в случае удачного камлания). Плата шаману была различной - от рукавиц, до нескольких оленей.

III. ЯМАЛЬСКИЕ ШАМАНЫ

У ямальских ненцев шаманы назывались тадебя. Существовали разные категории шаманов. Одни исцеляли больных, другие умели предсказывать промысел, третьи могли повлиять на погоду (остановить пургу или ветер). Всё зависело от силы и умения шамана.

О том, что человек избран духами, узнавали по особым приметам. Эти знаки существовали у человека от рождения. Например, пятно на темени, которое, по представлению ненцев, являлось символом кожи бубна. Особым признаком шамана считалось также родимое пятно, которое по существующим представлениям, давалось шаману в детстве вместо бубна.

Когда такой отмеченный особым знаком ребёнок подрастал, он будто бы начинал замечать вещи, недоступные глазам других людей. Затем, приближаясь к периоду половой зрелости, он, например, спал целыми днями, бормотал что-то на непонятном языке, становился молчаливым, стремился к уединению. Это означало, по мнению древних ненцев, что духи преследовали избранника, внушали ему мысли, влияли на его поступки, наделяли его сверхъестественными возможностями. К примеру, человек мог брать в руки раскалённое железо, не замёрзнуть в проруби, не чувствовать боли от порезов.

Нужно было принять этот дар от духов и следовать их советам. Если человек отказывался стать шаманом, духи насылали на него безумие, тяжёлые болезни и смерть.

Таким образом, шаманами становились не по доброй воле, а под сильным давлением со стороны духов, и шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя.

У ненцев родители ребёнка, у которого были особые приметы, отдавали его на обучение шаману и давали в уплату одного оленя.

Славились среди ненцев шаманы, способные лечить больных людей и животных. Одним из них был шаман – целитель Геннадий Петрович Колоколец, живший в фактории Харампур. Он излечивал людей «высасыванием» болезни из тела человека. По происхождению он был, селькупом и знал кроме селькупского ненецкий и хантыйский языки. По словам Ади Юхаливича Пяка : «Камлал Колоколец в «тёмном» чуме (без огня)».

Выпив настойку из мухомора, взяв колотушку и бубен в руки, начал тихо петь. Внезапно он прекратил песню и, взяв меня сзади руками, поставил на носки своих ног. Я прочувствовал, как лезвие ножа ходит по моей груди холодком стали. Когда я понял, что нож отступил, шаман свалился на постель. От страха я закричал во весь голос. Моему взору предстал бившийся в судорогах шаман. После припадка подпрыгивая с криками «Хов-хов-хов», шаман взял мою голову двумя руками и вытянул ртом из темечка мою болезнь. Я почувствовал лёгкость в груди.

У ненцев существовали белые и черные шаманы. Белые шаманы использовали положительные силы вселенной, и призваны были исцелять людей и вершить добро, а чёрные представляли тёмные силы, поклонялись грозовой молнии и творили зло.

В настоящее время на территории Пуровского района проживают потомки знаменитых шаманов. К ним относятся род Нойсама, род Наханы Найвашата, род Дянклета, род Панхей Пяк.

IV. ОБУЧЕНИЕШАМАНОВ

Согласившись со своей участью, избранный должен был начать обучение, которое длилось иногда до 20 лет. Только тогда человек становился настоящим большим шаманом, т.е. человеком незаурядным, владеющим словом, движением тела, бубном или другим музыкальным инструментом, хорошо пел, знал секреты иллюзиона, владел гипнозом.

Как же постигал шаман секреты своего непростого ремесла? Под руководством опытного наставника он изучал приёмы древней профессии и делал то, что предписано ему божествами или духами. В дальнейшем шаман закреплял нужные для ритуальной деятельности навыки, совершенствуя их из года в год. Общение со зрелыми мастерами способствовало накоплению профессионального опыта.

Есть сведения, что шаманская «школа» была у тувинцев, ненцев, селькупов и ряда других народов.

Существовало несколько ступеней обучения. Ученик «мал, тадебя» постепенно овладевал знаниями и получал специальные атрибуты. После 7 лет обучения у него появлялся бубен, и его называли си» мя – «прозревший». Ещё через несколько лет обучения человек считался выучившимся шаманом – янумпой или и, нгутана. Самые сильные шаманы выдунтана или сэвндана лечили, предсказывали будущее, глядя на лезвие ножа. Они протыкали себя, но не страдали от ран.

При обучении шаман-учитель ничего не объяснял ученику. Как правило, некоторое время ученик и учитель находились за пределами поселения, в поставленном отдельно чуме. Новичок должен был перенимать опыт, наблюдая за действиями учителя.

У народов ханты считалось, что передавать знания помогает шаману его дух-покровитель в облике деревянного идола. У него обычно не было рта, так как идол был хранителем тайн шамана. Он наблюдал молчание. Когда у шамана появлялся ученик, хозяин вырезал идолу губы. Теперь деревянный кумир мог сообщить ученику секреты учителя. Постепенно молодой шаман приобретал знания и опыт. В конце обучения он должен был продемонстрировать их прилюдно.

Первое самостоятельное камлание – экзамен для шамана. Если оно проходило удачно, то старый шаман сообщал богам об этом и дарил молодому шаману ритуальную одежду и атрибуты. Это было или его собственное платье и бубен, или их специально делали для нового шамана.

V. КАМЛАНИЯ ШАМАНОВ

По представлениям ненцев, мир вокруг них населён многочисленными духами. Духи хозяева есть у сопок, скал, больших камней, островов, духи предков и духи хранители жилища.

У коренных народов Ямала вся жизнь с рождения и до самой смерти (и даже после смерти) наполнена общением с духами, их образами и изображениями в виде деревянных идолов – сядей.

Хотя общаться с духами могут все люди, особенно старые мужчины и женщины, по-настоящему понять желания духов могут только шаманы. Делают это они во время специальных шаманских камланий (сеансов), сопровождаемых пением и звучанием шаманского бубна.

Что же такое шаманские камлания – это переговоры с духами и божествами. Всё, что происходило с шаманом во время камлания, считалось настоящим путешествием. Он вёл себя так, как будто на самом деле переживал страх, боль, преодолевал трудности пути. Ведь шаман подобно актёру перевоплощался и изображал различных животных, голоса духов. Обряд представлял собой театрализованное действие, включающее пантомиму и музыку. В этот момент душа шамана отделяется от его тела и свободно путешествует.

Обряды, которые проводил шаман, могли быть разными. Некоторые из них были просты и не занимали много времени. Но даже самый простой обряд имел свою определённую последовательность событий в воображаемой поездке в иной (небесный или подземный) мир. Можно сказать, что у шаманского ритуала были свои сценарии. Вместе с тем ритуал не повторялся в точности каждый раз.

Во время камланий шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние – экстаз, был сильно возбуждён или, напротив, впадал в беспамятство. Он переживал галлюцинации, соответствующие задачам обряда, в его воображении представали знакомые ему и народу духи и божества. Беснуясь и падая в обморок, шаман сохранял прочную связь с окружающим миром, чутко реагировал на поведение присутствующих. Участники происходящего тоже воспринимали действие шамана как реальность и остро чувствовали происходящее. Своими движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит. Так шаман помогал понять причину болезней и смерти, найти убежавших оленей, предсказать будущее и изменить погоду, прейти в другой мир и встретиться с духами предков.

Чтобы стимулировать работу воображения, войти в экстаз, шаманы иногда применяли мухомор, способствующий достижению изменённого состояния сознания. Шаманы хорошо знали, какую дозу мухомора, в каком виде и для какой цели нужно принять. Например, шаман ханты принимал настой мухомора для того, чтобы не спать три дня, пока душа его пациента странствует к подземному богу. Шаман должен бодрствовать, иначе душа может не вернуться назад и больной умрёт. Будучи в ударе, шаман с большим вдохновением исполнял обращённые к духам песнопения, был щедрее на красноречие.

Но у большей группы народов мира – кетов, саамов и нганасан – перед совершением обряда целый день постились, чтобы очистить не только плоть, но и душу.

Камлание могло проводиться как днём, так и ночью, в доме и под открытым небом, в зависимости от назначения. Эвенки, например, для важных обрядов сооружали особый «шаманский чум».

Шаманы должны были обладать научными знаниями. Иначе как бы они могли лечить больных, если бы не знали лекарственных средств? Как бы они узнавали погоду, если бы не знали законов природы?

С обрядами камлания связаны музыкальное, танцевальное искусство и пение. Ещё шаманы должны быть поэтами, чтобы убедительно и выразительно рассказать своей общине о том, что встретили во время путешествия по иным мирам.

VI. РИТУАЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ ШАМАНОВ

Очень большое значение в шаманстве имеют ритуальные атрибуты. Без них шаман просто не смог бы совершить камлание. Они являлись своего рода помошниками шамана в его действиях. К ритуальным атрибутам шамана относятся:

- костюм;

- бубен;

- колотушка.

Костюм шамана

Шаманское одеяние теснейшим образом было связано с религиозным мировоззрением. Считали, что изготовить ритуальную одежду шаман может лишь по указанию духов. Полный комплект костюма шаман приобретал с течением времени, т. е. по мере роста опыта и авторитета. Шаманский костюм представлял собой образ зверя-птицы. Его украшали разнообразные железные подвески и цепи для грома, которые символизировали духов-помощников. Обилие железных подвесок делало костюм шамана тяжёлым (иногда он весил более 30 кг). Считалось, что костюм, подобно щиту, оберегал шамана от враждебных духов. Он включал в себя малицу, сшитую из лоскутков с бахромой. Важной частью шаманского костюма был нагрудник, состоящий из специальной меховой рубашки, головного убора и перчаток. Все элементы костюма шамана украшались кусками материи, колокольчиками, металлическими кольцами. Они гремели и звенели во время танца и своим шумом отпугивали злых духов. На звук колокольцев, слетались к хозяину духи-помошники, а металлические подвески защищали шамана от ударов врагов и от нападения злых духов.

На голове шамана должна была располагаться или железная корона, которую мог завести себе только «сильный» шаман, или выкованные из железа оленьи рога, а иногда и фигурки птиц.

Ритуальный костюм был отличительным знаком шамана. По костюму, количеству подвесок, лент, по тому, какого они цвета и что на них изображено, было ясно, новичок это или опытный шаман. Можно было узнать также, сколько духов-помощников имеет владелец, и в какие миры может совершать путешествие.

В древности костюм часто шился из шкуры животного, например, оленя, лося или медведя. Шкуру старались сохранить цельной и почти не раскраивали. Считалось, что шкура животного помогала шаману обрести вид зверя и правдоподобно подражать повадкам животных, например, рычать или кричать как птицы.

Бубен и колотушка шаманов

Не меньшее значение, чем одежда, имели и другие атрибуты шамана. Особенно необходимыми и обязательными для шаманской деятельности можно считать бубен и колотушку. Под звуки бубна шаман призывал духов, а ритмичные удары в бубен создавали особенную атмосферу обряда.

Бубен имел овальную или круглую форму и состоял из деревянного обруча, изготовленного из лиственницы или ели, обтянутого шкурой дикого или реже домашнего оленя. Кожу бубна покрывали рисунками, изображавшими миры вселенной и обитающих в них духов, Солнце с Луной, а также и самого шамана. С открытой стороны бубна изготавливалась рукоятка из двух поперечных палок.

Бубен воспринимался шаманом как живое существо. Если бубен обтягивался шкурой оленя, он представлял собой, того самого оленя и в то же время духа-помощника в облике оленя. У шамана сохранялась теснейшая связь с этим животным, которое продолжало таинственным образом существовать где-то в мире духов. Животное, отождествляемое с бубном, - это своего рода внешняя душа шамана в живом облике. Он должен её тщательно прятать. Если враждебному шаману удастся погубить это животное, тем самым он погубит и своего соперника.

Шамана, у которого во время камлания рвался бубен, могли умертвить, поскольку без бубна у него всё равно больше нет сил.

Ненецкие шаманы в основном шаманили сидя. Шаман садился на разостланную за костром оленью шкуру и грел бубен над огнём, чтобы кожа, которой он обтянут, натянулась и стала упругой. Затем шаман брал в левую руку бубен, а в правую - колотушку, начинал тихо и мерно бить в бубен, сопровождая барабанный бой протяжным монотонным зовом: гой, гой, гой! Постепенно звуки бубна усиливались и учащались. Это продолжалось некоторое время. Затем бубен затихал, и шаман начинал задавать вопросы. Это означало, что духи явились к нему.

Считалось, что бубен являлся оленем, переносившим шамана в далёкие миры, а колотушка в виде круглой лопаточки, служила плетью.

VII. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАМАНОВ

Хотя шаманов считали самыми хитрыми, жадными людьми и обманщиками – по отношению к некоторым из них это справедливо, но известно и другое. Шаманы делали много добра, например, создавали первые заповедники. На таких территориях никто не имел права заниматься какой-либо промысловой или хозяйственной деятельностью. Это были священные места. Шаманы были и судьями. В случаях распрей между людьми они вершили суд, устанавливали порядок. Также предсказывали урожай ягод, грибов, орехов, количество зверя, рыбы, птицы. Были они врачевателями, потому как разбирались в лечебных свойствах трав, знали толк в лекарствах животного и растительного происхождения. Чтобы исцелить своих пациентов и убедить их в своём всемогуществе, они, искусно владея бубном, задавали такой концерт, что у слушателей поднимались волосы от страха и выходили из повиновения руки и ноги. И люди охотно обращались к ним за помощью. Обусловлено это тем, что в тундре нет больниц и оказать первую помощь коренному населению просто невозможно. Но у людей есть свои врачи, которые вовремя придут на помощь – это шаманы. Во время камлания использовались различного рода шаманские атрибуты, такие как ритуальные одеяния, бубен (он же одновременно музыкальный инструмент), карта – модель мира, конь (как транспортное средство), также колотушка (плеть). Шаман имел властную силу и авторитет среди своих соплеменников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так кто же такие шаманы? Мы верим в то, что наука далеко не всё знает о шаманстве. Это только небольшая часть того, что удалось узнать об этих удивительных людях. Верить в них или не верить, это уже дело каждого. Ясно одно – когда бы за шаманом ни явились, будь то день или ночь, призывая его на помощь, он «покорно собирался и шёл иногда за сотни вёрст, бросая свои личные дела…».

Положение шаманов в обществе было не одинаковым – одних боялись и почитали, других не принимали всерьёз. Это зависело главным образом от личных качеств шамана, ведь шаман подобно актёру должен был уметь перевоплощаться. Они должны были знать повадки животных, быть хорошими наблюдателями. Чтобы решать споры сородичей, они должны быть справедливыми и мудрыми. Значит, шаманство послужило развитию художественного творчества и способствовало умножению знаний человека о природе. Главная идея шаманизма – вера в возможность общения с Богом. В сущности, этот принцип присутствует в любой религии. В этом состоянии и проводится шаманское камлание – комплекс культовых действий, объединяющих в себе молитву – обращение к духам, пение, ритмическое сопровождение с помощью специального бубна.

Сейчас в наш ХХI век шаманов почти не осталось. Постепенно прерывается связь поколений. Теперь роль шаманов при посещении святилищ выполняет старший в роду или в семье, знающий обряды, а люди по прежнему верят им, в чудеса исцеления и пророчества.

Трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к своему концу. Оно оказалось способным найти своё место в сложном современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочкарева С. Особенности некоторых национальных обрядов и обычаев.

//Ямальский меридиан. – 2004.-№2.-С.38-39

2. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск

III. - Екатеринбург: Средне -Уральское книжное издательство, 2000. - С.44-46

3. Калиничева Н. Дикорастущие – питательные, целебные… //Ямальский

меридиан. – 2005.-№12.-С.50

4. Калиничева Н. Источник красоты и дополнительного питания. //Ямальский

меридиан. – 2006.-№3.-С.52-53

5. Космос Севера. Сборник статей/Редактор-составитель О.К.Лагунова. –

Тюмень: «СофтДизайн»,1996. – С.13-254.

6. Липатова Л. Травница. //Ямальский меридиан. – 2001.-№7.-С.20-24

7. Мухачёв А. Народное врачевание ненцев. – 2002.-№9.-С.26-29

8. Перевалова Е. Северные ханты: Этническая история. Екатеринбург: УрО

РАН, 2004. – С.30-34

9. Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев.

Сказки, стихи, легенды. – Санкт-Петербург. – Изд. Дом «Светлячок».-С.41

10. Турутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. Сказки, легенды,

шаманские обряды и изречения лесных ненцев. – Екатеринбург:

«Издательство Баско», 2000. – С.42-50

11. Хаснулин В. Патология печени // Северные просторы. – 1995. №6 (ноябрь).-

С.58-59

12. Ядне Н.Н. Я родом из тундры: Повесть, рассказы, воспоминания, публицистика. – Тюмень: «СофтДизайн», 1995. –С.120-124

 

21

 

Просмотров работы: 1926