«НОВОЕ ИМЯ НА СМОЛЕНЩИНЕ: ПЕТР САМСОНОВИЧ КОССОВИЧ»

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«НОВОЕ ИМЯ НА СМОЛЕНЩИНЕ: ПЕТР САМСОНОВИЧ КОССОВИЧ»

Станкевич А.В. 1
1СОГБОУИ "Лицей имени Кирилла и Мефодия"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
  1. Введение ……………………………………………………………. 3

  2. Краткая биография П.С. Коссовича ……………………… …….. 3

    1. Общественно-исторические условия конца XIX–нач. XX вв….. 5

    2. Ситуация в науке на момент жизни П.С. Коссовича.

Учителя, предшественники и современники ………………………. 6

  1.  
    1. Вклад П.С. Коссовича в развитие почвоведения ……………….. 7

    2. Ученики и последователи П.С. Коссовича ………………………..9

  2. Библиография П.С. Коссовича …………………………………….9

  3. Заключение ………………………………………………………….10

  4. Список литературы ………………………………………………...11

  1. Введение

Актуальность исследования. Древняя Смоленская земля – земля особой творческой энергетики и духовной благодати дала миру целую плеяду гениев и образованнейших людей, которые посвятили себя служению Отечеству. Среди них есть малоизвестное имя - КоссовичПетрСамсонович – выдающийся русский агрохимик, почвовед и физиолог растений, ученик В.В.Докучаева. В 2015 г. отметили 100-летие со дня смерти, а вернее, бессмертия великого ученого. Труды Коссовича подняли на недосягаемую высоту научный престиж России. Тем не менее, деятельность ученого и его воззрения еще совсем недостаточно исследованы и преданы широкой огласке. Прошедшего столетия, как оказалось, не хватило, чтобы во всем масштабе постичь личность этого великого человека и по достоинству оценить все его деяния [11].

Цель работы – заново открыть имяП. С. Коссовича, прежде всего, для Смоленщины, где долго жил и проводил отпуск в своем имении.

Задачи: 1.Познакомиться с основными вехами биографии великого ученого. 2. Оценить вклад П.С. Коссовича в развитие почвоведения, в российскую и мировую науку в целом. 3. Определить место личности П.С.Коссовича в контексте патриотического воспитания.

Методы исследования: использование архивных материалов и литературных источников, поездка на малую родину ученого.

Практическая значимость работы: материал может быть использован в учебных и научных работах, на экскурсиях, во внеклассных мероприятиях.

  1. Краткая биография П.С.Коссовича

Петр Самсонович Коссович родился в Белоруссии в г. Горки (ныне Могилевская обл.) 16 сентября 1862 г. Рос в образованной и агрономической семье. Его отец, Самсон Семенович, был агрономом и занимал должность директора Московской земледельческой школы, был председателем Общества агрономов, а мать, Анна Александровна, приходилась сестрой крупнейшему агроному И.А.Стебуту. Поэтому еще в детстве Петр Самсонович основательно познакомился с сельским хозяйством.

В 1883 г. он поступил в Московский университет, где и начал изучать естественнонаучные основы земледелия. Во время учебы в университете П.С.Коссович был удостоен золотой медали за работу об усвоении азота бобовыми растениями. Дипломная работа, которую он написал под руководством В.П.Марковникова, называлась «Нафтеновые кислоты».

После окончания университета в 1887 г. Петр Самсонович продолжил свое образование в Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева), которую успешно закончил в 1889 г. После Петровской академии П.С.Коссович уехал на стажировку за границу. Сначала он 2 года провел во Франции в Институте Пастера, где проходила его стажировка по бактериологии, а затем поехал в Германию, где проходил стажировку у А.Коха (1892-1893 гг.) [2].

П.С.Коссович преподавал химию в одном из московских училищ, вел курс «Биологические процессы в почве» в Московском университете. По заданию Министерства изучал работу опытных сельскохозяйственных станций в России. С 1894 г. и до конца своей жизни П.С.Коссович работал в Лесном институте под Санкт-Петербургом сначала приват-доцентом, а с 1902 года - профессором кафедры почвообразования и земледелия. В 1905-1907 и 1909-1911 гг. Петр Самсонович был избран директором института. Он был первым выборным директором института, оба раза оставлял свой пост, когда считал невозможным вследствие реакционной политики царского правительства руководить институтом так, как, по его мнению, было бы правильно.

Современники вспоминали П.С. Коссовича как худого, долговязого в молодые годы, медлительного человека, который носил очки в простой железной оправе и имел манеру смущенно покашливать, перед тем как вступить в разговор. Он имел суровый вид, что изначально настраивало его собеседников настороженно.

Петр Самсонович очень любил экспериментальную работу и в постановке опытов проявлял большую изобретательность. Он был хорошим лектором и зарождал творческое начало в своих учениках, при этом он всегда оставался строгим экзаменатором. Его ученик С.А.Захаров писал, что 1) Коссович обладал критическим складом ума и именно поэтому не мог быть адептом какой-либо школы; 2) его вопросы и возражения всегда были глубокие и неожиданные, деятельность – последовательна и систематична, характер в свою очередь отличался твердостью, а взгляды – независимостью. П.С.Коссович долго возглавлял Общество помощи студентам, а когда был недостаток средств у Общества, то восполнял его из своего профессорского жалования. Петр Самсонович был аскетом и настоящим человеком науки, он так и не создал семью [1].

Могила ученого в Усадище.

 

Умер Петр Самсонович Коссович 13 августа 1915 г. Согласно завещанию, он был похоронен в своем имении Усадище, недалеко от села Сестрино Краснинского уезда в Смоленской губернии (ныне Починковский район Смоленской области), где любил проводить свой отпуск.

  1.  
    1. Общественно-исторические условия

в конце XIX – начале XX века

Коссович жил на рубеже двух столетий (в конце XIX – начале XX вв.). Этот период стал переломным рубежом в истории Российского государства. В 1861 г. императором Александр II подписал указ об отмене крепостного права, после чего в Российской империи стал устанавливаться капиталистический режим. Россия этого периода относилась к странам второго эшелона (также как и Япония, Турция, балканские государства и т.д.). Развитие капиталистических структур в этих государствах происходила гораздо позднее, чем в странах третьего эшелона, но при этом интенсивнее, так как была необходимость преодоления этого самого отставания от Запада.

Спецификой становления капитализма в России было сохранение пережитков добуржуазных структур. Потребность в ускорении уменьшения экономической отсталости от стран первого эшелона привело к ужесточению налоговой системы и росту социальной напряженности в Российской империи, все это происходило на фоне голода из-за неурожая.

К неспокойной ситуации во внутренней политике страны в конце XIX – начале XX веков добавился тот факт, что Россия была втянута в Первую Мировую войну в 1914 г. Все это привело к накипанию социальной и политической обстановки в государстве, что в итоге вылилось в революцию 1917 г. и изменение политического строя [3].

  1.  
    1. Ситуация в науке на момент жизни П.С. Коссовича.

Учителя, предшественники и современники.

Для почвоведения конца XIX столетия характерен большой подъем: произошла дифференциация науки, стала увеличиваться связь почвоведения с другими науками. В 1888 г. в Вольном Экономическом Обществе В.В.Докучаевым была организована почвенная комиссия, в 1899 г. П.В.Отоцкий начал издавать журнал «Почвоведение». Создаются почвенные комитеты, школы почвоведения. Расцвет почвоведения наблюдается не только в России, но и за рубежом, где также в ряде стран (Германия, США и др.) начинаются активные почвенные исследования.

Почвоведение в период конец XIX – начало XX века получает заметное общественное признание как естественноисторическая наука. Среди выдающихся ученых того времени были учителя, предшественники и современники П.С.Коссовича. А.В.Советов (1826–1901), который был основоположником травопольной системы в земледелии. Его учителем был великий почвовед - В.В.Докучаев. И.А.Стебут (1833–1921), его труды были направлены на внедрение в практику известкования почв, полеводства. Его ученик Д. Н. Прянишников развил его труды и содействовал химизации сельского хозяйства.

Н.М. Сибирцев (1860–1900) был учеником В.В.Докучаева и продолжал его работы. Г.Н. Высоцкий (1865–1940) также являлся учеником В.В.Докучаева и продолжал его исследования степных почв. Г.Н. Высоцкий создал учение о типах водного режима почв [9].

Одним из предшественников и учителей Коссовича был П.А. Костычев (1845–1895).Он провел ряд исследований процессов накопления и разложения органических веществ в почве, заложил основы агрономического почвоведения.

Выдающаяся деятельность русских, российских, советских почвоведов получила международное признание. Президентом Первого Международного конгресса почвоведов был избран русский почвовед К.Д. Глинка.

Среди зарубежных ученых были те, кто исследовал те же вопросы и аспекты в почвоведении, что и П.С.Коссович. Это - Э. Раманн, Б.Фростерус, Я. Ван-Беммелен.

Безусловно, наибольшее влияние на становление научных взглядов Петра Самсоновича оказали его непосредственные учителя: химик В.П.Марковников и физиолог растений К.А.Тимирязев. Поэтому часть своей научной жизни Коссович посвятил химии, химии почв и физиологии растений с агрономией [4].

2.3.Вклад П.С. Коссовича в развитие почвоведения

Петр Самсонович Коссович был агрономом по образованию, химиком, почвоведом, который занимался химией, физикой и генезисом почв и многим другим. Иванов И.В. предложил всю научную деятельность Петра Самсоновича разделить на несколько периодов. В 1 период (1890-1897 гг.) проходят заграничные стажировки П.С.Коссовича во Франции и Германии, он начинает работать в Лесном институте. В эти года Петр Самсонович активно проводит свои исследования по физиологии растений и агрономии. Он пытается найти экспериментальное решение вопроса об азотном питании бобовых растений, что приводит его к открытию клубеньковых бактерий и защите магистерской диссертации в Учебном Совете Московского университета по теме: «К вопросу об усвоении растениями свободного азота». В 1894 г. после перехода П.А. Костычева в Министерство земледелия и государственных имуществ П.С. Коссович, в возрасте 28 лет стал преподавать приват-доцентский курс почвоведения с основами земледелия в Лесном институте.

2 период 1898-1901 г.г. П.С.Коссович начал изучение методов химических анализов, выбирая более рациональный из них. В этот же период он организовал химическую лабораторию своей кафедры и сельскохозяйственную химическую лабораторию Министерства земледелия и государственных имуществ, которая в последствие стала методическим центром по химии почв в России.

Петр Самсонович являлся основателем и главным редактором на протяжении 16 лет журнала под названием «Журнал опытной агрономии», который с 1900 г. начал выходить годовыми томами более 700 страниц. В журнале было 5 разделов: 1) самостоятельные статьи и работы по всем отделам научного земледелия и соприкосновения специальностей; 2) рефераты по вопросам воздух и почва, обработка почвы, удобрение почвы, физиология растений, частная культура, сельскохозяйственная микробиология, методы сельскохозяйственных исследований; 3) библиография; 4) новые книги; 5) объявления.

3 период 1902-1909 гг. В этот период Петр Самсонович Коссович стал уделять большое внимание экспериментальному изучению взаимодействия почв и растений, плодородию почв, исследованию почвенных процессов и их динамике. В 1905 г. совместно с С.А.Захаровым провел первые в России исследования влияния солей, встречающихся в солонцах, на развитие растений. В 1906 г. вместе с другим своим учеником, Н.М. Тулайковым, изучал почвы Муганской степи и их засоление в связи с вопросами орошения.

4 период 1910-1915 г.г. В этот период П.С. Коссович обратился к теоретическим проблемам почвоведения (генезису, классификации, эволюции, геохимии). Петр Самсонович обсуждал вопрос соотношения почвы и коры выветривания, стадийности выветривания, предложил понятие почвенного выветривания, окончательно утвердил представление о почвообразовательных процессах [5].

В 1911 г. Петр Самсонович издает книгу «Основы учения о почве». В ней была предложена перспективная эволюционная схема развития почв от пустынных к подзолистым (с прохождением сначала щелочной (сероземы), а затем кислотной (подзолы) стадии выветривания).

В области классификации почв он высказал идеи о генетически самостоятельных (элювиальных) и генетически подчиненных (иллювиальных или аккумулятивных) почвах. П.С. Коссович высказал 2 важных положения почвоведения: 1) на разных породах в сходных условиях могут быть сформированы одинаковые почвы; 2) на одинаковых породах в различных условиях формируются разные почвы [7].

  1.  
    1. Ученики и последователи П.С. Коссовича.

Его учениками были следующие ученые, которые также оставили подобно своему учителю немалый вклад в развитие науки. С.Л. Фракфурт стал специалистом по вегетационным опытам, был инициатором первой сети географических опытов с удобрениями. К.К. Гедройц завершил работы своего учителя по основе химии почв. С.А. Захаров и А.А. Красюк продолжили разработку систем методов изучения почв в природе и морфологических свойствах почв. В работах Б.Б. Полынова можно увидеть взгляды П.С. Коссовича по эволюции почв, миграции солей, стадийности выветривания и геохимическим ландшафтам. Работы П.С. Коссовича также оказали немалое влияние на идеи С.С. Неструева по классификации геохимических ландшафтов. Под руководством П.С. Коссовича работали А.П. Левицкий, С.А. Яковлев, Н.М. Тулайков [6].

2.5. Библиография П.С. Коссовича

Помимо того, что Петр Самсонович Коссович основал и долгое время был редактором журнала под названием «Журнал опытной агрономии», он написал много статей в этом журнале сам. Ниже представлен список некоторых его работ:

  1. Водные свойства почв, 1904 г.;

  2. Исследование почвенных земельных угодий Вологодского молочно-хозяйственного института (почвы подзолистой зоны), 1915 г.;

  3. К вопросу об усвоении растениями свободного азота, 1889 г. (магистерская диссертация);

  4. Краткий курс общего почвоведения, 1912 г.;

  5. Курс почвоведения, 1903 г.;

  6. Нафтеновые кислоты, 1887 г. (дипломная работа);

  7. О круговороте серы и хлора на земном шаре и о значении этого процесса в природе, почве и в культуре сельскохозяйственных растений, 1913 г.;

  8. Основы учения о почве. Ч. II, вып. 1. И другие.

Также П.С. Коссович написал ряд методик по проведению химических анализов [8].

  1. Заключение

Подводя итог жизни П.С.Коссовича, можно сказать, что он прошел путь от агрономии к генетическому почвоведению, стал крупным теоретиком почвоведения своего времени, создал две химических лаборатории, добился строительства различных зданий и сооружений, был директором института, создал несколько общественных организаций, под его руководством стал издаваться «Журнал опытной агрономии». Вклад П.С.Коссовича в развитие почвоведения можно проследить не только в его работах, но и в работах и деятельности его учеников [10].

Мы, смоляне, гордимся нашим земляком, прославившим Россию и Землю Смоленскую, и воздаем ему должное. Нами проведено благоустройство могилы, опубликована статья в журнале «Край мой Смоленский».

  1. Список литературы

  1. Виленский Д.Г. История почвоведения в России. - М.: Государственное Издательство «СОВЕТСКАЯ НАУКА», 1958. - 239с.

  2. Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения.- М.: Издательство Московского университета, 2010. - 232 с.

  3. Иванов И.В. История отечественного почвоведения развитие идей, дифференциация, институциализация: В двух книгах. - М.: «Наука», 2003. - 397 с.

  4. Крупеников И.А. История почвоведения. - М.: «Наука», 1981. - 329 с.

  5. Орлов А.С. История России. - М.: «Проспект», 2006. – 164с.

  6. Источник: http://5fan.info/jgeujgbewrnaatyaty.html

  7. Сельскохозяйственная энциклопедия. - Т.3. - М., 1972. - С. 392-393.

  8. Люди русской науки. - М.: Физматгиз, 1963. – 123с.

  9. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. - Т. 1. - М., 1958. - С.447.

  10. Биографический словарь деятелей естествознания и техники.- М.: БСЭ, 1958, т. 1, с. 447.

  11. Школьник Г.А. Наши земляки – естествоиспытатели.- Смоленск, 1963.- 78с.

11

Просмотров работы: 922