Введение 1
Лимитирующие факторы 2
Прямые факторы воздействия 3
Косвенные факторы воздействия. 5
Роль барса в культуре тувинцев 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
ВведениеВ Туве снежного барса называют ирбиш.
Современный ареал снежного барса в мире ограничен высокогорными районами Центральной Азии. Область распространения вида охватывает 13 стран мира.
Современное распространение ирбиса в России ограничено Алтае-Саянским экорегионом, где вид обитает в горных системах Алтая, Западного и Восточного Саяна, в горных массивах Тувы и Бурятии.
На Алтае ирбис распространён на крайнем юге, где ареал захватывает Чуйскую степь, а также частично или целиком главные хребты южного, часть центрального, восточного и северо-восточного Алтая и связанные с ними массивы. В настоящее время на Алтае выявлена лишь одна устойчивая группировка вида, обитающая на хребте Чихачева на границе с Тувой и Монголией.
В Хакасии возможно обитание снежного барса в верховьях рек Большой и Малый Абакан, Карасибо, Уртень, Кантегир. Однако наличие устойчивой группировки ирбиса на этой территории пока не установлено.
На территории Красноярского края устойчивая группировка ирбиса обитает по берегам Саянского водохранилища на территории Саяно-Шушенского заповедника и его охранной зоны. Отдельные встречи снежного барса отмечены и в гольцовой зоне хребта Западный Саян.
В пределах Иркутской области встречи снежного барса отмечены в самой южной хребта Восточный Саян и верховьях рек Джуглым, Кара-Бурень и Барбитай.
В пределах Бурятии по мнению Е.П. Кошкарева и Д.Г. Медведева ирбис постоянно обитает в пределах хребтов Окинский, Тункинский и Кропоткинский, а также осуществляет заходы на хребты Приморский и Хамар-Дабан.
В Читинской области встречи снежного барса и его следов были отмечены в верховьях рек Чикой, Хилок, Ингода, Онон на Хэнтей-Даурском нагорье.
В пределах Тувы устойчивые группировки ирбиса обитают на восточных склонах хребта Чихачева, на хребте Цаган-Шибету и Шапшальский, в западной части хребта Западный Танну-Ола, а также на хребте Сенгелен. Кроме того, встречи снежного барса встречаются на хребтах Монгун-Тайга, Алашском, Хемчикском, Восточный Танну-Ола, Академика Обручева, Ергак-Таргак-Тайга и Удинский. В Туве 17 районов, встречается ирбис в Монгун-Тайгинском, Бай-Тайгинском, Тере-Хольском, Сут-Хольском, Эрзинском.
Среди жителей Тувы довольно часто встречаются люди, которые видели следы или самого снежного барса. По словам очевидцев, его встречали в местечке Мирская возле села Усинское (1979 год), летом на заимке Черноусов по старому Усинскому тракту (1983г.), осенью в местечке Эрги Шивилиг возле перевала Нолевка Куртушубинского хребта (1989г.). Следы барса встречали зимой западнее аржаана Ажыг-Суг в Чаа-Хольском районе (2010г.). По этим данным можно предположить, что ирбиш возможно обитает в Пий-Хемском районе Тувы.
Лимитирующие факторыНа состояние группировок снежного барса влияют разнообразные природные и антропогенные факторы. Лимитирующие факторы, оказывающие влияние на ирбиса, можно разделить на две основные группы: прямого и опосредованного воздействия.
Прямые факторы воздействия. Один из этих факторов уничтожение ирбиса в результате браконьерства. Это, пожалуй, самая серьезная угроза для существования снежного барса в России и других странах. При этом самую большую опасность представляет отлов хищника петлями. Благодаря своему консерватизму ирбис легко попадает в петли, поставленные на горных гривах, узких горных тропах, и становится добычей браконьеров. При этом часто петли ставят настолько плотно, что у снежного барса практически нет шансов остаться целым.
Традиционная культура есть у всех народов мира. Из поколения в поколение передаются народные традиции и у тувинцев, и они исток жизнеспособности народа. Снежный барс не представляет для тувинских охотников особой ценности. И раньше ценность его меха для пользования была не велика, его присутствие в одежде человека ни о чем не свидетельствовала окружающим. По этой причине специально на барса, ради единственной его ценности – меха никогда не охотились. Тувинцы мех зверей не использовали в качестве украшения к одежде. Не добывали редких зверей. По обычаям предков убийство ирбиса карается духами гор и земли.
Еще одним фактором прямого воздействия является уничтожение ирбиса из-за нападений на скот. В ряде мест обитания снежного барса серьезную угрозу для существования этого вида представляет преследование хищника со стороны скотоводов из-за его нападений на скот. В России эта проблема очень характерна для Западной Тувы (хребет Чихачева, Цаган-Шибету, Шапшальский, массив Монгун-Тайга), и в гораздо меньшей степени для хребта Сенгелен (Юго-Восточная Тува). Нападение снежного барса на скот практически происходит только в Туве и связано непосредственной близостью проживания жителей и зверя. С одной стороны голодный дикий зверь, с другой стороны люди, которые потеряли свой скот – средство к существованию. Программа Всемирного фонда защиты дикой природы, которая проводила выплату денег за убитых ирбишем домашних животных и закрытие сеткой загонов снимала напряженность между скотоводами и данным зверем. Как правило нападения на скот происходят в том случае, когда домашние животные выпасаются непосредственно в местообитаниях этого вида или когда численность диких копытных снижется в результате браконьерства. Другими причинами нападения снежного барса на скот являются безнадзорный выпас скота и незащищенность загонов от проникновения хищника. Ирбис может нападать как на мелкий скот, так и добывать крупных животных – яков и лошадей. Если на открытых пастбищах ирбис за одно нападение обычно добывает не более одной-трех голов скота, то попав в крытый загон, хищник способен убить и ранить несколько десятков животных, нанося при этом огромный ущерб чабану. При этом кошары часто становятся ловушкой и для самого зверя – ему не всегда удается выпрыгнуть из загона через крышу. Известен ряд случаев, когда чабаны убивали снежного барса прямо в кошаре граблями или из старого ружья. Барс нападает на домашний скот если он старый больной или раненый. У барса слабо выраженная боязнь человека. Не нападает на человека.
Известны случаи подкармливания снежного барса чабанами Непала, Индии и Монголии и они горды этим.
К прямым факторам относятся также отлов ирбиса для содержания в неволе. Известны случаи отлова котят ирбиса на территории Республики Алтай и Тыва для содержания у частных лицо в крупных городах (Барнаул, Красноярск).
Еще один фактор инфекционные заболевания. Потенциально снежный барс может болеть различными видами чесотки, вызываемыми широко распространенными чесоточными клещами, а также различными бактериальными инфекциями. Эти болезни могут приводить к высокой смертности в группировках ирбиса по всем ареалу.
Известно, что в Туве увеличивается количество серых волков. Поскольку объектом охоты волков и ирбиса являются копытные, они встречаются на охоте. Сердце у ирбиса маленькое, поэтому он не марафонец на длинные расстояния и становится жертвой стаи волков.
Косвенные факторы воздействия. К этим факторам относятся сокращение популяции основных объектов питания ирбиса и развитие хозяйственной инфраструктуры в местообитаниях ирбиса и разрушение местообитаний.
Как известно, численность популяции хищника находится в прямой зависимости от численности видов, являющихся его жертвами. Поэтому сокращение численности копытных животных – основных объектов питания ирбиса, один из важнейших факторов, определяющих сокращение группировок и самого хищника. Этот процесс также связан с браконьерством.
Ирбис много не съедает. В Сибири ирбис питается в основном горными баранами и козлами. Также ирбис охотится на маралов, козерогов, косуль, аргали, кабаргу, взмывая в прыжке до 12-13,5 метров. С середины весны и летом ловко ловит сурков, мышей, пищух, зайцев, куропаток, уларов. Охотится чаще в одиночку, в сумерках, по ночам и редко днем. отличается тонким, длинным, приземистым, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. Основная окраска шерсти на спине и верхней части боков светло-серая или сероватая, с дымчатым налётом. Бока внизу, брюхо и внутренние части конечностей светлее спины. По общему светло-серому фону разбросаны редкие крупные кольцевидные пятна в форме розеток, внутри которых может находиться ещё более маленькое пятно. Самый конец хвоста чёрный. Снежный барс чистоплотен, пьет только чистую воду. Многие посещают экспозицию природы Тувы в национальном музее республики, где есть два настоящих экспоната снежного барса выполненных таксидермистом Иваном Матвеевичем Путинцевым. В музее можно увидеть окраску ирбиса, формы расположение пятен. Самка размерами чуть меньше самца. Брачный период снежного барса весной в феврале-марте. В этот период ирбисы не охотятся, даже если добыча зверя находится рядом. После оплодотворения начинают охоту чаще обычного. У котят ирбиса пятна красного цвета.
Огромную работу по сохранению ирбиса в Туве проводит государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина». Единственным авторитетным исследователем и знатоком ирбиса в Туве является Куксин Александр Николаевич - заместитель директора по научной работе заповедника. А.Н. Куксин считает, что окрас каждого ирбиса индивидуален.
Снежный барс внесён в Красную книгу России, Красноярского края, Тувы, Монголии , в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов и охота на него запрещена.
Роль барса в культуре тувинцевМолодой буддийский лама Аян башкы Эрзинского хурээ (дацана) в городе Кызыл считает, что снежный барс является священным животным, а именно сакральной собакой Будды и его должны почитать. Он также слышал, что если убить барса то, не только убийцу, но и его семью, весь род (аймак) настигает суровая карма. Будда часто изображается, окруженным животными, есть изображения Будды с двумя, охраняющими его львами. Собак-львов можно увидеть у ворот буддистских храмов, они символизируют охранников зданий от злых духов. Эти мифические и мистические животные - химеры выглядят очень странно, и совсем не подходят под наши представления о собаке, скорее они напоминают диких зверей. Поэтому разные скульпторы по-своему интерпретировали облик этого мифического зверя.
В буддизме священный лев имеет важное значение. Почему каменных охранников у ворот Запретного Города в Пекине называют то собаками, то львами? Древняя легенда гласит, что путешествовавшего по миру Будду в дороге сопровождала маленькая коротконогая собачка. Но в мгновение ока она могла превратиться в огромного льва, и тогда Будда ехал на нем верхом. С тех пор считается, что собака-лев, стоящая у входа, приносит в жилище благополучие и охраняет его от злых духов. Львов в Туве нет, зато есть снежный барс и он тоже является религиозным символом силы, гордости, благородства и власти.
В столице Тувы Кызыле немало мест и зданий где снаружи у входа с обеих сторон размещены мифические животные львы: здание правительства в центре города Кызыл, главный корпус Тувинского государственного университета, здание Министерства внутренних дел, государственный лицей, центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, республиканская больница №1 и т.д.
Интересно, что некоторые тувинцы домашнюю кошку тоже называют «мый ыт» - то есть маленькая собака.
В Туве в Пий-Хемском кожууне найдены знаменитые курганы «Аржаан». Известны триады скифских курганов Тувы:
Скифско-сибирский звериный стиль. В нем преобладают кошачие.
Конское снаряжение. Знаменитая свернувшееся кошачье животное из кургана Аржаан 1 считается пантерой и предположительно было украшением коня или элементом флага.
Оружие. В рукоятках ножей вырезаны кошачьи животные.
Сотрудник отдела природы национального музея Тувы Монгуш Лаида Кара-ооловна свидетель как житель Монгун-Тайги увидев свежий след барса упал на землю долго молился следу барса. Считается, что его ожидает добро, богатство, знания, выносливость, сила, храбрость, благородство, защищенность от злых духов и исполнение желаний.
Имя Ирбиш часто встречается у мужской половины тувинцев. Не встречается у девочек.
В 2011 году в Туве был проведен конкурс девять драгоценностей Тувы. В числе необыкновенных достопримечательностей и снежный барс – хозяин вершин.
Каждый малочисленный вид животных является элементом сложнейшей природной мозаики целостного фонда эволюции если эти виды исчезнут, то оставшиеся в живых потеряют такие свои исторические корни и биологические гены без которых другие виды свою эволюцию продолжить не смогут.
ЗаключениеМеры по сохранению снежного барса хорошо известны:
Упорядочить охоту и охотничье хозяйство, обязать охотников не только убивать животных, но и восстанавливать утраченное.
Пресекать браконьерство, в наказание за добычу добавить работу на его восстановление.
Надзорный выпас скота скотоводами.
Укреплять вентиляционные отверстия в кошарах с помощью металлической сетки.
Подкармливать ирбиса.
Отлов и регуляция численности серых волков.
Сформирование у населения отношение к ирбису как своему природному и культурному наследию и понимание необходимости его сохранения.
Восстановление традиционного почитания вида народом.
Сохранение духовной культуры и обычаев, пропаганда традиционных знаний, обрядов и обычаев, направленных на сохранение и уважительное отношение к ирбису.
Вопросы сохранения и развития здоровья населения Республики Тыва. Материалы конференции, проходящей в рамках ежегодной итоговой научно практической конференции «Вопросы сохранения и развития населения Севера и Сибири» / под ред. В.Т. Манчука и С.В. Смирновой- Кызыл: тувинское книжное издательство, 2008. – Вып. 7. – 282 с.
Традиционная культура тувинцев. М.Б. Кенин-Лопсан. Тувинское книжное издательство, 2006.
Сохранение снежного барса в России.М.Ю. Пальцин, С.В. Спицын, А.Н. Куксин, С.В. Истомин. – Красноярск: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2012 -104с.
Снежный барс, бурый медведь и волк Саяно-Шушенского заповедника. Б.П. Завацкий. – Шушенское, 2004.
Красная книга Республики Тыва: Животные / науч. Ред. Н.И. Путинцев, Л.К. Аракчаа, В.И. Забелин, В.В. Заика. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. Филиал «Гео», 2002. – 168с.
Трансграничный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Брошюра. Монгуш Д.М., Кончук А.Ч.
Драгоценности Тувы. По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011. -112с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%81