КУЛЬТУРА НАРОДОВ САРАЙ-БАТУ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КУЛЬТУРА НАРОДОВ САРАЙ-БАТУ

Беляева Д.А. 1
1
Толмачева Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение

Глава 1.

  1.  
    1. Завоевания Золотой Орды.

    2. Природные условия Нижнего Поволжья.

Глава 2.

2.1. Культура народов Сарай-Бату – столицы Золотой Орды.

2.2. Сарай-Бату спустя 800 лет.

Заключение

Приложения

Литература

Введение

Два года назад нашему классу посчастливилось побывать на экскурсии в Астраханской области, где в Селитерном городище найдены при раскопке остатки первой столицы Золотой Орды – Сарай-Бату (Приложение № 1), после которой интерес к событиям того периода резко возрос. Располагалась столица примерно в 80 км севернее современного города Астрахань в районе села Селитренное Харабалинского района Астраханской области. Раскоп был начат в 1931 (1965) году и продолжался с перерывами до 2011 года. В Сарай-Бату, на Селитренном городище, было найдено множество строений с убранством, различные стеклянные, металлические и керамические изделия того времени, монеты древней чеканки. Нас познакомили с раскопами дома 13 века. Стены дома были выложены из обожженных глиняных кирпичей. Экскурсовод рассказал и показал, где, что и как располагалось в доме. Так же в земле можно было найти остатки костей и осколки глиняных изделий (Приложение № 2).

После раскопа посетили декорации к фильму «Орда», съемки которого проходили с середины июня до начала декабря 2010 года. «Орда» (рабочее название – «Святитель Алексий») – художественный фильм режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, действие которого происходит в Золотой Орде. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы.

В 2011 году по инициативе губернатора Александра Жилкина на базе декорации создается новый туристический центр Астраханской области с наименованием «Сарай-Бату – столица Золотой Орды».

Так появилась идея подготовить исследовательскую работу по теме «Культура народов Сарай-Бату».

Цель: выявить, насколько достоверно культура народов Сарай-Бату, отраженная в исторической литературе, показана в новом туристическом центре Астраханской области «Сарай-Бату – столица Золотой Орды».

Задачи: 1)на основе исторической литературы изучить историю возникновения Сарай-Бату – столицы Золотой Орды и культуру его народов; 2) дать оценку природным условиям территории Сарай-Бату; 3) познакомиться с сюжетом фильма А. Прошкина «Орда» и декорациями на съемочной площадке села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

Методы исследования: анализ научной литературы, изучение архивных материалов, материалов раскопа и Интернет-ресурсов, беседы с очевидцами.

Глава 1.

  1.  
    1. Завоевания Золотой Орды

В начале XIII века произошло объединение многочисленных монгольских и тюркоязычных племен, издревле живших в степях Центральной Азии, к северу от Китая и южнее озера Байкал. Образовалось раннефеодальное государство во главе с предводителем одного из монгольских племен Темучином. Став правителем государства в 1206 году, он принял имя Чингисхан. Это был выдающийся государственный деятель и талантливый полководец. Он поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир (Приложение № 3).

Он создал кодекс законов нового государства, известный под названием «Великая яса». Широкую известность далеко за пределами Монголии приобрели изречения Чингисхана, высказанные в основном в стихотворной форме. Они назывались тюркским словом «белек» (знание). В древности и в средние века многим выдающимся государственным деятелям наибольшую известность приносили их военные победы и завоевания, что и произошло с Чингисханом.

С 1206по 1220год с некоторыми перерывами были завоеваны Северный Китай и Средняя Азия с центрами античной и раннесредневековой цивилизации, среди которых – славный Хорезм во главе с его Могущественным правителем Мухаммедом II. Вслед за Средней Азией пал Иран, оттуда армия Чингисхана дошла до Багдада. Арабский халифат был повержен. Затем монгольская армия повернула на север, завоевала Закавказье, а весной 1223 года через Дербентские ворота вышла в степи Северного Кавказа, занятые кипчакскими племенами – половцами.

Кипчакские ханы обратились к русским князьям с предложением о военном союзе против завоевателей. Такой союз был заключен, и 5 мая 1223 года объединенное кипчакско-русское войско встретилось лицом к лицу с монгольской армией в генеральном сражении на реке Калке. Сражение закончилось полным разгромом союзников.

После этого победоносная монгольская армия вернулась на родину. Завоеванные земли вошли в состав огромной Монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Черного моря. В создании этой империи и в завоевательных походах Чингисхана участвовали многочисленные тюркские племена и народы, в их числе и татары. Татары жили южнее монголов, постоянно с ними соприкасались и были вовлечены в процесс создания Монгольского государства. Очевидно, в многогранной совместной деятельности по созданию боль­шого государства происходило взаимное сближение, смешение и ассимиляция монголов и татар. Известно, что Чингисхан знал татарский язык. В его «Великой ясе» встречается много тюрко-татарских терминов и титулов. У него были из татар две жены и еще приемный сын. Верховным судьей империи и одним из крупных военачальников был татарин Шики-Хутуку.

С началом завоевательных походов татар стали широко использовать в монгольской армии, выставляя их отряды в авангард наступающих сил. Монгольские правители насильно включали в свою армию и воинов других подчиненных народов и заставляли их называться впредь именем не­навистных татар. Все это привело к тому, что название татар широко рас­пространилось и даже монгольское нашествие нередко воспринималось как татарское (Приложение № 4).

В 1227 году в возрасте 72 лет Чингисхан умер. До своей смерти он разделил империю между четырьмя сыновьями. Старший сын Джучи умер в том же 1227 году. Его улус перешел к одному из сыновей – Вату. Попытки Вату завоевать земли волжских булгар, предпринятые в 1229 и 1232 годах, окончились неудачей. Сил у него явно не хватило. Тогда он обратился к другим монгольским правителям из дома Чингисхана (чингисидам) за военной помощью. В 1235 году войско возглавил внук Чингисхана Батый. Он стал правителем Монгольской империи.

На Руси это государство называли Золотой Ордой (Приложение № 5). Его столицей стал Сарай. Ордынское владычество оказало влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Общее число городов Золотой Орды приближалось к 150. Крупными центрами торговли были Барай-Бату, Сарай-Берке, Увек, Казань и другие.

  1.  
    1. Природные условия Нижнего Поволжья

Ни один из живших в древности на землях Нижнего Поволжья степных народов не сохранился на прежнем месте: все они были сметены вихрями переселений и отброшены к окраинам Великой Степи. Даже Ра – Итиль – Волга не смогла стать преградой в непрерывном движении кочевников с востока на запад. От великих когда-то степных племен уцелело только то, что могла сохранить земля, - курганы, погребения, каменные бабы.

Конечно, не всех уносили волны переселений. Часть жителей цеплялись за реки, в тиши влажных долин развивали ремесла, сеяли хлеб, строили города.

В 7 веке здесь поселились хазары, которые распространились по тогдашней береговой линии, ныне находящейся на 6 м ниже уровня Каспия. Они обрели богатейшие рыбные угодья, места для охоты на водоплавающую птицу и выпасы для коней на склонах бэровских бугров. Воинственные аланы и гунны не были опасны для живших в дельте хазар. Жизнь в дельте сосредоточена около притоков с быстрым течением и густыми зарослями тростника на берегах. Водно-болотные угодья стали естественной крепостью для хазар. Хазары брали от природы только избыток, которым она могла поделиться: рыбу, виноград и плоды из садов.

Хазарское государство с самого начала своего существования установило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Контроль над Волжским путем и его ответвлениями был для хазар тем более важен, потому что с начала 17 века водные пути Восточной Европы использовались скандинавскими купцами – основными поставщиками в страны Востока мехов, янтаря, моржового зуба. Стремление хазарской верхушки держать в своих руках транзитную торговлю с Востоком приводит к переносу столицы в дельту Волги, в город Хамлидж, переименованный в Итиль. Хазарское государство процветало несколько веков. За это время в Нижнем Поволжье появляются первые укрепленные пункты и даже города.

В 9 и 10 веках в Великой Степи поднимается новая волна переселения кочевых народов. Здесь появляются печенеги, венгры, огузы, половцы. В эпоху монгольского завоевания Нижнее Поволжье становится центром обширного и сильнейшего в Восточной Европе государственного образования – Золотой Орды. На смену кочевым племенам Нижнее Поволжье превращается в зону сплошной оседлости. Именно здесь размещались обе столицы – Старый и Новый Сарай. Монгольские ханы всячески поощряли торговлю, отлично понимая, что только за счет военной добычи невозможно обеспечить процветание государства. В 14 веке Сарай был крупнейшим городом на Волге, где жили монголы, асы (аланы), кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Здесь сходились товары из стран Закавказья и Ирана, Египта и Сирии, Руси, Прикамья, Средней Азии и Китая.

Позднее кочевые народы занимались скотоводством, а татары и другие народы- пашенным земледелием. По мере движения на юг и окончательном расселении в прикаспийских полупустынных и одновременно заливных лиманных землях происходит полное изменение хозяйственно-культурного типа. От земледелия остается лишь возделывание в небольших размерах проса, а основу хозяйства составляют скотоводство, рыболовство и бахчеводство.

Глава 2.

2.1. Культура народов столицы Золотой Орды – Сарай-Бату

Сарай-Бату – город, который был основан в начале 1250-х годах чингизидом Бату, который протянулся вдоль левого берега Ахтубы на 10-15 километров. Ахтуба – наиболее крупный рукав, который отделяется от Волги у г. Волжского. Название Ахтубы тюркского происхождения: «ак» - белый, «тема» - холм, по другому варианту – глубокий омут. Ахтуба постепенно меняла свое название, о чем свидетельствуют названия ериков: Старая Ахтуба, Новая Ахтуба. Левый берег Ахтубы во многих местах обрывистый, правый берег – низкий аллювиальный. Русло имеет ширину 200-300 м.

В период нахождения на берегу Сарай Бату река была значительно полноводней. У местных жителей всегда была возможность пополнять съестные запасы рыбными богатствами. Близость к реке позволяла утолить жажду, отдохнуть в тени деревьев, использовать чистую воду в быту. Площадь города, по оценке Ф.В. Баллода, составляла около 36 кв.км. В Сарай-Бату проживало около 75 000 человек. Население было многонациональным: здесь жили кыпчаки, монголы, черкесы, византийцы, русские, аланы и другие народы. Многонациональность Сарай-Бату требовала четкого разделения – каждая этническая группа проживала в своем квартале, где было все необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище. Знатные и общественные здания строились из обожженного кирпича с использованием известкового раствора, а дома обычных жителей Сарай-Бату – из дерева или сырцового кирпича. Город имел канализацию и водоснабжение.

В Сарай-Бату был большой русский квартал. В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, мастеров по выплавке и обработке металлов. Первые монеты здесь были выпущены примерно в 1282 году, при хане Туда-Менгу (Приложение № 6).

В городе было 13 мечетей для соборной службы. Кроме этих, там было еще много других мечетей. На самом высоком холме над берегом Ахтубы высился ханский дворец. Купцы свозили сюда драгоценные ткани, меха, оружие, ювелирные украшения и рабов. Археологи обнаружили большую мастерскую по производству керамики, посуды из красной глины, посуды с глазурью из кашина, изделия из камня, кости, кожи, прекрасные ткани и др.

Раскопано несколько печей, в которых обжигалась нарядная, пестрая, радующая глаз цветная «поливная», как говорят археологи, посуда, чаши типа пиал, кувшины, светильники. Раскопана ювелирная мастерская по производству бус, перстней, браслетов, пуговиц, подвесок. Лепили чаши на гончарном круге. Город с красивыми базарами и широкими улицами. Этот город за короткие сроки расширялся среди степей руками рабов – ремесленников, пригнанных сюда со всех концов света. Вопреки распространенному мнению о том, что культура Золотой Орды была варварской и низкой по своему уровню, учеными подтверждено обратное. Письменные источники, происходящие из Золотой Орды, малочисленны и маловыразительны. Эта культура была синкретичной, она впитала в себя русскую, среднеазиатскую, закавказскую и монгольскую культуры. Православные церкви мирно соседствовали с мусульманскими, и иудаистскими и другими культовыми сооружениями.

В городе постепенно развивалось земледелие, виноградарство, бахчеводство. Десятки тысяч дигирных установок поднимали воду из Ахтубы в арыки и водопроводы, трубы которых были сделаны из прекрасной глины и сохранили свои функциональные свойства до сегодняшнего дня. Развивалась и торговля. В Сарай-Бату люди наслаждались жизнью среди садов – даже степь не смогла отвоевать у них драгоценную воду, поступавшую по специальным каналам. Это был рай среди пустыни. Это был великолепный город.

Население города помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была распространена главным образом в более северных улусах, например, в Западной Сибири, и то в ранний период. В той земле выращивали много различных плодов: виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, высокий сорт дыни. Со временем роль земледелия еще более возросла. Даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых культур. Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т. Д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные татарские земли на юге: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят. – причем она высотой равна падуанской пшенице, – а урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи».

2.2. Сарай-Бату спустя 800 лет

Сегодня Сарай-Бату находится в 40 км от города Харабали Астраханской области, признан археологическим памятником 13 века. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы (Приложение № 7).

Декорации были ограждены высокой стеной. Все здания – из глины. Справа можно увидеть небольшие отверстия – входы в дома рабов, которые располагались под землей. Проходя дальше, обратили внимание на огромные резные деревянные ворота. Это ворота в ханский дворец. Рядом был сооружен небольшой навес из палок и кожи, а под ним находилась железная пушка и несколько ядер. Очень интересным было водяное колесо. Оно сделано из глиняных кувшинов, привязанных веревками к деревянной основе. Это водяная мельница, а рядом с ней построена баня. Нам рассказывали об устройстве водопровода в городе… И это в 13 веке!

Пугающее впечатление произвела комната пыток, в которой находились различные приборы: виселица, стул с шипами, плетки, приделанные к стене кандалы. По приезду в Волгоград полученные сведения нами были дополнены из Интернет-ресурсов. Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. В поисках актеров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и даже Монголию. В фильме играют и татары, и казахи, и киргизы, и тувинцы, и калмыки, и буряты. Основные ордынские роли исполнили А.Панин и якутские актеры – А. Егоров, Ф.Львов и И. Дакаяров. Из всего актерского состава татаркой по национальности является только Роза Хайруллина (исполнительница главной роли). В массовых сценах фильма участвовали около 300 жителей из близлежащих сел Харабалинского района (где половину населения составляют казахи) и более ста местных наездников. Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры М. и Ф.Таукеновы. За тем, чтобы актеры во время съемок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики.

Нам показалось, что на территории Астраханской области, действительно, сохранился древний город, по которому можно бродить и даже участвовать в тех или иных событиях местного населения.

Заключение

Изучение исторической литературы и поездка в Сарай-Бату позволила сформулировать некоторые выводы: декорации к фильму «Орда» достоверно отражают события 13-14 веков. Подтверждением того являются не только воссоздание декораций того времени и постоянное консультирование с археологами и учеными, но и использование материалов, найденных на раскопе. Для нас, школьников, главным является тот факт, что мы продолжаем изучать культуру народов древнего города и стараемся более подробно исследовать традиции людей, проживающих в Сарай-Бату. (Приложение № 8).

Литература

  1. Волгоград – четыре века истории // Сост. В.И. Томарев, Б.С. Абалихин, Л.С. Орлова, А.А. Левин и др. – Волгоград, 1989.

  2. Природные комплексы и биоразнообразие долины Нижней Волги: учебное пособие / под ред. Г.Ю. Клинковой, В.А. Селищевой. – М.: Планета, 2011. – 256 с.

  3. Чистяков С.Е. История родного города в истории страны. – Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 1990.

  4. Ян В.Г. Чингисхан. – Воронеж, 1987.

Ресурсы сети Интернет

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орда (фильм)

Приложение № 1

Иллюстрации к литературным произведениям об истории и походах Золотой Орды

Приложение № 2

На раскопе

Приложение № 3

Одежда и доспехи воинов Золотой Орды

Приложение № 4

Воины Золотой Орды во время боя

Приложение № 5.

Территория Золотой Орды

Приложение № 6.

Изготовление монет и посуды жителями Сарай-Бату

Приложение № 7.

Сарай-Бату 800 лет спустя…

Приложение № 8

Анкета для обучающихся

  1. О Сарай-Бату:

А) мне было известно и ранее из средств массовой информации;

Б) читал в книгах;

Б) слышал первый раз.

  1. Считаю, что заочная экскурсия:

А) интересна и познавательна;

Б) позволяет узнать много нового;

В) мне была неинтересна, и я время потратил зря.

  1. В ближайшее время:

А) я бы очень хотел посетить Сарай-Бату;

Б) хотел бы прочитать о Сарай-Бату в различных источниках;

В) фотографии Сарай-Бату хотел бы посмотреть в Интернете;

г) данный город меня не заинтересовал.

  1. Хотели бы вы принять участие в викторине по теме «Культура народов Сарай-Бату»:

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Хотели бы вы посетить Сарай-Бату в Астраханской области:

А) да

Б) нет

В) не знаю

Анкета для обучающихся

  1. О Сарай-Бату:

А) мне было известно и ранее из средств массовой информации – 16 (19%);

Б) читал в книгах – 28 (33%)

В) смотрел в фильмах – 14 (16%)

Г) слышал первый раз – 17 (20%)

Д) не ответили – 11 (13%)

  1. Считаю, что заочная экскурсия:

А) интересна и познавательна – 64 (76%)

Б) позволяет узнать много нового – 74 (88%)

В) мне была неинтересна, и я время потратил зря – 3 (4%)

Г) не ответили – 6 (7%)

  1. В ближайшее время:

А) хотел бы прочитать о Сарай-Бату в различных источниках – 24 (28%)

Б) фотографии Сарай-Бату хотел бы посмотреть в Интернете – 32 (38%)

В) данный город меня не заинтересовал – 8 (10%)

  1. Хотели бы вы принять участие в викторине по теме «Культура народов Сарай-Бату»:

А) да – 52 (62%)

Б) нет – 13 (15%)

В) не знаю – 19 (23%)

  1. Хотели бы вы посетить Сарай-Бату в Астраханской области:

А) да – 61 (73%)

Б) нет – 5 (6%)

В) не знаю – 18 (21%)

Приложение № 1

Результаты анкетирования

  1. Заочная экскурсия по теме «Культура народов Сарай-Бату»

  1. Интерес к Сарай-Бату

  1. Участие в викторине «Культура народов Сарай-Бату»

  1. Посещение Сарай-Бату в Астраханской области

Просмотров работы: 833