Введение……………………………………………………….………..………..3
Сироты в Англии 19 века…………………………………………..……..4
1.1 Что такое работный дом?.......................................................................4
1.2 Работный дом - тюрьма или рай для сирот?........................................4
Сироты в Англии нашего времени…………………………….....……...5
Сравнение двух поколений Английских сирот…………………………5
3.1 Увеличилось ли количество сирот в Англии со времен Диккенса?.5
3.2 Условия содержания детей сирот двух поколений………………...6
3.3 Образование детей-сирот……………………………………….…...7
Вывод…………………………………………………………………………….8
Литература……………………………………………………………………….9
Введение
Вы никогда не задумывались, что собой представляет общество, в котором мы живем? Всегда ли общество было таким?
Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к наиболее беззащитным – старикам и детям. А особенно к тем детям, у которых нет естественных защитников – родителей. И литература не исключение.
В романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» тема детства – одна из важнейших тем. Часто Диккенс затрагивал тему сиротства буквального и сиротства при живых родителях, относящихся к ребенку равнодушно. Именно тема детского одиночества в жестоком и несправедливом мире занимает важное место в романах Диккенса.
В своей работе я постараюсь, сравнив условия жизни детей-сирот двух обществ: общества эпохи Диккенса и современного общества, определить методы решения проблемы сиротства.
Цели: проанализировать проблему сиротства, опираясь на сравнительную характеристику двух поколений, и определить пути решения данной проблемы.
Задачи:
Провести анализ условий жизни сирот в Англии эпохи Диккенса;
Собрать сведения об условиях жизни сирот в современной Англии;
Сравнить полученные результаты;
Сформулировать пути решения проблемы, исходя из анализа сравнительной характеристики;
Обобщить результаты и сделать вывод.
1. Сироты в Англии 19 века
Наверное, каждый из нас читал Диккенса, и образ холодного, мрачного приюта, куда привела судьба маленького Оливера Твиста, накрепко засел в наше сознание, напоминая о полуголодных детях, живущих под постоянным страхом наказания со стороны жестокосердных надзирателей.
В Англии в середине Викторианской эпохи тысячи детей жили в нужде и нищете[2]. Открывались большие учреждения, во многих из которых находилось несколько тысяч обитателей[1].
«Чем больше голодал мальчишка по имени Оливер Твист, ...чем больше его били, тем он становился крепче и сильнее... Тем быстрее он рос...»[5]. Чарльз Диккенс писал, что бедняку того времени приходилось выбирать всего из двух зол – «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен»[5]. Для того чтобы разобраться в заданном вопросе, необходимо выяснить значение понятия «работный дом».
1.1Что такое работный дом?
Работный дом - благотворительное учреждение, направленное на изоляцию и принуждение к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих. Кроме здоровых людей, здесь жили душевнобольные, инвалиды, старики. Эти люди по непонятной причине тоже должны были страдать от нарочито жестких условий содержания[1].
Хотя работные дома и были созданы с благими намерениями, они не были приспособлены для того, чтобы предоставить детям понимание, опыт и возможность полноценной жизни.
1.2Работный дом - тюрьма или рай для сирот?
Режим в этих учреждениях должен был быть строгим, чтобы справляться с большим количеством нищих, в том числе и детей. Многие подростки предпочитали терпеть лишения и жить на свободе, а не мириться со строгой дисциплиной в работных домах[4].
Почему же люди так боялись этих заведений, построенных специально для нужд обездоленных?
Дело в том, что в те времена нищие, в том числе и сироты, не считались за людей. Их воспринимали как человеческий шлак. Было принято думать, что каждый нищий, вне зависимости от жизненных и экономических обстоятельств, лично виноват в своей обездоленности. Что он бедняк оттого, что является ленивым и порочным человеком[4].
Безусловно, таких злобных, ленивых и вредных паразитов, какими были сироты в глазах общественности, надлежало изолировать, перевоспитать со всей строгостью, заставить работать на благо общества.
2.Сироты в Англии нашего времени
Что изменилось со времен эпохи Диккенса? В каких условиях сейчас находятся дети-сироты Англии?
Сейчас в Англии существуют специальные учреждения для сирот – приюты. Условия сирот в этих учреждениях, конечно, лучше, чем в работных домах. Государство обеспечивает каждого выпускника интерната отдельной квартирой и стипендией[3].
Если накормить и дать ребенку ночлег, как то еще представляется возможным, то дать воспитание и научить его адаптации к жизни в условиях приюта затруднительно.
По статистике, только 10% детей выпускников интернатов устраивают свою жизнь, 40% занимается криминалом, 40% становятся алкоголиками и наркоманами и 10% заканчивают жизнь самоубийством[3].
3.Сравнение двух поколений Английских сирот
3.1 Увеличилось ли количество сирот в Англии со времен Диккенса?
Я провела теоретический обзор литературы, чтобы исследоватьобщее количество сирот в Англии 19 века и Англии нашего времени. Теоретический обзор литературы показал, что количество сирот в процентном отношении почти не изменилось, из этого следует, что проблема сиротства остается крайне актуальной в наши дни.
Англия |
||
19 век |
21 век |
|
Население, млн. |
16,8 |
61 |
Дети-сироты, тыс. |
19,5 |
68,8 |
Количество детей-сирот от общего населения, % |
0,12 |
0,113 |
3.2Условия содержания детей сирот двух поколений
Я провела теоретический обзор литературы, чтобы установить количество усыновленных детей, детей в приютах и беспризорных детей Англии 19 века и настоящего времени.
Теоретический обзор литературы показал, что в настоящее время большое количество детей-сирот находится под опекой приемных родителей, в этом есть огромная заслуга государства: правительство Англии хочет заинтересовать перспективой усыновления сотни граждан и создать для них привлекательные условия. Существует еще один положительный момент: количество беспризорных детей во много раз сократилось, а это означает, что условия их содержания стали лучше!
3.3 Образование детей-сирот
Я провела теоретический обзор литературы, чтобы сравнить детей из полноценных семей с детьми-сиротами с точки зрения интеллектуального развития в работных домах и современных приютах Англии.
Теоретический обзор литературы показал, что сироты из работных домов, в среднем, обладали крайне низким уровнем IQ. Сироты Англии 21 века, живущие в пансионатах, показали хорошие результаты. Мы видим, что их средний уровень IQ находится на уровне 100.
Вывод
В ходе проделанной работы я пришла к выводу, что нынешнее правительство Англии старается улучшить условия жизни сирот, что не делало правительство Англии 19 века. Прогресс очевиден: количество беспризорных детей сократилось в разы, с каждым днем все большее число людей берут под свою опеку сирот, а также возрос уровень образования детей в пансионатах.
Несмотря на прогресс, проблема сиротства крайне актуальна в наши дни. Как же решить эту проблему? Проблема сиротства в Англии решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства – это указы, различные социальные программы, решения конференций и круглых столов, заседаний правительства. Со стороны общественных организаций – это посильная практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы.
Я считаю, что главным шагом в решении проблемы сиротства является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика. Необходима такая семейная политика, которая была бы нацелена на укрепление семьи, как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Литература
Понятие социального сиротства[Электронный ресурс] Режим доступа: http://tsput.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons1.htm (дата обращения 22.01.2016)
Проблемы воспитания в романе Диккенса[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.allsoch.ru/sochineniya/26278 (дата обращения 22.01.2016)
Сиротство в Англии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekklesiast.ru/2013/05/2629/ (дата обращения 22.01.2016)
Сироты в детской литературе: от Диккенса до наших дней[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.no-kidding.ru/orphans-in-childrens-literature-1/#.VrnwzvmLS70 (дата обращения 22.01.2016)
Чарльз Д. Приключения Оливера Твиста. Десятое, пересмотренное издание перевода А. В. Кривцовой, -1839.- С. 5-216