СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ

Коршунова Д.П. 1
1
Бегларян С.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление:

Введение……………………………………………………………………..….….3

Основная часть……………………………………………………………..………4

Глава 1. Система образования в Великобритании…………………………..…..4

1.1 История образования в Великобритании……………………………….…4

1.2 Школьное образование в Великобритании……………………………..…4

1.3 Студенчество в Англии……………………………………………….…….7

Глава 2. Система образования в России……………………………………...…..8

2.1 Школьное образование в России…………………………………………...8

2.2 Студенчество в России…………………………………………………..…10

2.3. Различия и сходства высшего образования в Англии и России……...…12

Глава 3. Преимущества и недостатки образования в Англии и России………12

Заключение…………………………………………………………………… ….13

Список использованной литературы……………………………………………14

Введение

В наши дни Великобритания является высокоразвитой страной, а её система образования считается одной из самых престижных и лучших в мире. Ежегодно в британские университеты приезжают тысячи студентов из разных стран. И число их с каждым годом только растет. На это существует ряд причин: во-первых, дипломы и аттестаты, полученные в Великобритании, признаются во всем мире. Во-вторых, учеба в Англии – это прекрасная возможность качественно улучшить свои знания английского языка, особенно разговорного, что является очень важным для построения будущей карьеры в любой отрасли международного бизнеса. Ну и в-третьих, в наше время считается очень престижно иметь образование, полученное заграницей, а особенно в Англии. Но почему? Почему это считается таким престижным? И почему так много молодых людей сейчас желают получить образование именно в этой стране, а не в нашей, например? Чтобы ответить на все эти вопросы, нами было проведено научное исследование.

Цель исследования: изучение системы образования Великобритании в сравнении с системой образования России.

Задачи исследования:

  1. Изучить систему образования в Великобритании

  2. Изучить систему образования в России

  3. Провести сравнительный анализ двух систем.

Предметом исследования выступает сравнительная характеристика систем образования Великобритании и России.

В целях решения поставленных задач намечен доминирующий метод исследования:

  • Теоретический (анализ литературы по вопросам становления и модернизации образования Великобритании и России).

Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Великобритании и России.

Глава 1. Система образования в Великобритании

1.1 История образования в Великобритании

История народного образования в Великобритании может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. Во времена царствования Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. Grammarschools, в русском языке также называются «грамматическими школами»).

До начала XIX века большинство школ страны работало при Церкви Англии (англиканской церкви), но во второй половине XIX века в стране стали создавать систему обязательного бесплатного начального светского образования. Развивалась и сфера высшего и специального образования; в столице были открыты Университетский колледж Лондона, а затем Королевский колледж — два заведения, составляющие ныне Лондонский университет. Также в начале XIX века был основан Даремский университет. Кроме того, в конце века в крупных городах были открыты так называемые «Университеты из красного кирпича» (англ. redbrickuniversity) — учебные заведения, в которых изучали прикладные или инженерные дисциплины. Это -Бристольский университет, Ливерпульский университет, Викторианский институт в Манчестере, Лидский университет и Шеффилдский университет.

Закон об образовании 1944 года создал трёхзвенную систему образовательных учреждений, куда вошли школы грамоты (грамматические школы), средние общеобразовательные и средние технические школы. Но только в 1972 году планка минимального возраста, ранее которого нельзя покидать школу, была поднята до 16 лет.

1.2 Школьное образование в Великобритании

В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными, существуют и частные, платные учебные заведения.

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

  1. Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).

  2. Среднее – для детей от 11 до 16 лет.

Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Имеется три основных типа неполных средних школ:

- «грамматические школы», где основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

- «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

- «единые» школы, где предлагаются образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

Младшая школа.

Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.

Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.

Средняя школа.

Имеется три основных типа неполных средних школ:

- «грамматические» школы – основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

- « современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

- «единые» школы – являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое.

По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет. Для того, чтобы оценить шансы поступления абитуриенту нужно сложить предполагаемые баллы по предметам и сравнить их со вступительным баллом выбранного факультета.

Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels, которая в 2000 году заменила собой прежнее национальное свидетельство о профессиональной квалификации. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.

1.3 Студенчество в Англии

Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают более 30% выпускников школ.

Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.

Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения.

Старейшие университеты Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в XI и XIII веках соответственно. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. До 60х годов колледжи этих университетов делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими.

«Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию.

Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию.

Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет 18 лет. Большинство студентов поступают в университет после школы, но в последнее время увеличилось количество более взрослых студентов, которые поступают после окончания колледжа профессионального или дальнейшего обучения.

Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра. Продолжившие курс еще на один год (по философским специальностям два) получают степень магистра.

Глава 2. Система образования в России

2.1 Школьное образование в России

Рассмотрев подробно систему образования в Великобритании, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:

Начальная школа

Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Старшие классы

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Профессиональное образование

В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.

2.2 Студенчество в России

Системой высшего образования в России принята пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившимся разделением на старшие и младшие курсы, однако уже несколько лет идет создание двухуровневой системы высшего образования (Европейская система образования – Болонский процесс). Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. Шесть лет и более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты – заочники.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно – заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

До 2009 года поступление в вуз осуществлялось по результатам вступительных экзаменов, а в настоящее время по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.

Во время обучения студентам предлагается изучить определенное число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности.

В российских вузах сохранился общемировой подход к проверке качества студенческой учебы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причем не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, государственными экзаменами, повсеместно используются контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.

В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик, летних и зимних каникул.

После последней сессии студенты сдают государственные экзамены и защищают диплом. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.

2.3. Различия и сходства высшего образования в Англии и России

В России, как и в Англии, сформирована система высшего образования. Система высшего образования в Англии полностью соответствует Европейской, а в России переход еще полностью не закончен.

С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской.

Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только за плату основе. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год.

Большее распространение, чем в Англии в России получили такие формы обучения, как заочная и вечерняя. С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской.

В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени.

Глава 3. Преимущества и недостатки образования в Англии и России.

Таким образом, на основе различий и сходств систем образования можно поподробнее узнать об их преимуществах и недостатках.

Система высшего образования в Англии полностью соответствует Европейской, а в России переход еще полностью не закончен, в связи с чем выпускникам российских вузов приходится подтверждать свои дипломы за границей.

Учеба «в долг» дает возможность получения высшего образования малообеспеченным слоям населения Великобритании.

В отношении высшего образования Великобритания традиционно занимает 2 или 3 позицию в международных рейтингах вузов, а качество работы и профессиональный уровень выпускников многих учреждений российского высшего образования оставляет желать лучшего.

Заключение

В данной исследовательской работе мы рассмотрели и сравнили системы образования в Великобритании и России. Выбранная нами тема помогла изучить и усвоить много новых и интересных фактов о системе образования страны изучаемого языка. Изучив литературу по данной тематике, можно сделать вывод, что системы образования в России и Великобритании отличаются друг от друга. Конечно, и та и другая системы имеют свои плюсы и минусы, но на наш взгляд британская система имеет больше преимуществ, несмотря на некоторые недостатки.

В ходе исследования был проведен опрос среди молодых людей с целью выяснить какая система образования кажется им наиболее привлекательной – российская или британская и почему? Какие плюсы и минусы они в них видят? Где бы хотели учиться и т.д. Большинство учащихся нашей школы ответили, что образование в Великобритании кажется им более привлекательным и если бы у них был выбор, они бы выбрали именно ее. По их мнению она гораздо лучше российской и даже тот факт, что родители в Великобритании согласны платить за обучение своих детей, лишний раз доказывает, что люди доверяют ей гораздо больше, нежели, например, в России.

Список использованной литературы

1. Акопов Г. Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. 2014. № 3. С. 81–91.

2. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие.– М.: ВДАДОС, 1999.

3. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическому образованию вВеликобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117

4. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально- политический журнал, №3, 1997 г.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Образование _ в _ Великобритании

 

14

 

Просмотров работы: 28460