ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРИХОДА.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРИХОДА.

Маркасов П.В. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2", г.Жиздра Жиздринского района Калужской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность и новизна данной исследовательской работы заключается в следующем: в настоящее время большинство поисковых работ направлены на исследование разрушенных храмов и приходов, а исследований о деятельности работающих приходов очень мало. Это меня заинтересовало и послужило главной причиной исследовательской деятельности.

Цели исследования:

  • Создание развивающего пространства для сохранения духовного наследия

  • Изучение приходской жизни храма в 1990е-2000-е г.

  • Сравнить количество прихожан, участвующих в таинствах Богослужения в Свято-Покровском храме с начала его восстановления и по нынешний день.

Объект исследования: Свято-Покровский храм г. Жиздра Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ

Методы и приемы работы:

  • Анализ архивных документов

  • Изучение, сопоставление и сравнение данных о деятельности прихода

  • Изучение истории возникновения храмов в г.Жиздра

  • Встречи с настоятелем храма протоиереем Константином Гиппом, Благочинным 13 округа Калужской Епархии РПЦ (Московского Патриархата)

  • Беседы с директорами Воскресной школы Рахимжановой И.Н. и Кошелченковой Т.И.

  • Руководителем турклуба «Гардарика» Снегиревым А.А.

Оглавление

  1. Историческая справка

  2. Духовно-просветительская деятельность

  3. Аналитическая часть

  4. Заключение

  5. Список литературы

I.Историческая справка

Первая церковь в городе - «Сергиевская»- была построена в ХIV веке, точной даты не обнаружено, но при исследованиях ученые и пришли к такому выводу. Когда Жиздра стала именоваться городом, то в это же время (1777 год) начали строить большой собор Александра Невского, закончили его строительство в 1781 году.(Приложение 1)Стоял он на нынешней площади Коммуны, перед Домом культуры и музеем. Казанская церковь была построена мещанином Красильниковым Лукьяном Васильевичем в 1816 году на том месте, где сейчас мемориал с Вечным огнем. Сергиевская каменная церковь построена в 1898 году, разрушена во время войны в 1943, на её фундаменте расположена контора леспромхоза. В городской тюрьме была построена церковь во имя Скорбящей Божьей матери в 1888 году. Строилась она городским главой Марковым. В городе была еврейская синагога, стояла она на площади - перекресток улиц Урицкого и Жуковского. Есть данные о строительстве церквей и в некоторых других селениях . Так, в Овсороке церковь построена в 1852 году графом Алексеем Петровичем толстым во имя Апостолов Петра и Павла и в пределе- во имя Николая Чудотворца. Храм каменный. В Зикеево во имя мучеников Флора и Лавра -в 1862 году Василием Семеновичем Каншиным. Кондрыкинская церковь в честь Прасковея -в 1866 году, от неё сохранился чугунный колокол, был в музее, а затем передан в Покровскую церковь в 1991 году. В Огори во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1866 году на церковные суммы вначале строилась деревянная, затем каменная церковь. Улемльская церковь- в 1872 году в честь Святого Егория. Деятельность церквей в основном прекращалась с 30-х годов насильственной экспроприацией, а полностью были разрушены в 1943 году во время жестоких боев по освобождению города и района от немецко-фашистских оккупантов.1

Итак, Свято-Покровский храм г. Жиздры построен в 1877 году городским обществом и жертвователями в память спасения жизни императора Александра II. Главный престол освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Существовали приделы: св. Марии Египетской, свв. Космы и Дамиана, свв. Петра и Павла и св. Тихона Задонского. Проект в стиле эклектики2(Приложение 2). Первым настоятелем Свято-Покровского храма был священник Дмитрий Никольский (до 1892г.).После него служил священник Пётр Виноградов. В эпоху гонений храм был закрыт (в 1930 г.). До этого времени настоятелем храма был протоиерей Николай Зелепугин (1870-1937).(был репрессирован и расстрелян 16 ноября 1937г.)3(Приложение 3) В годы оккупации храм был открыт (1941-43 гг.). В это время в нем служил протоиерей Гавриил Фатеев (1882-1949). К 80-м годам все места, где ранее в г. Жиздре располагались храмы, были застроены, оставался только участок, где была Покровская церковь. Верующие говорили, что место сохранила сама Матерь Божия. В 1988 г. благодаря стараниям инициативной группы (А.И. Абрамова(†2003), О.И. Кандидатова(†2004), С.С. Захарова), была зарегистрирована община. Был снят частный дом, в котором осенью 1988 г. были совершены первые службы игум. Серафимом (Олиферчуком). С марта 1989 г. настоятелем прихода был назначен священник Константин Гипп. Летом 1989 г. на месте храма были проведены раскопки фундамента старого храма. Хотя из-за повреждений, вызванных взрывами, он оказался непригоден для строительства, сам факт масштабных работ, проведенных престарелыми прихожанками на добровольных началах, всколыхнул общественное мнение, и данный участок был выделен под строительство храма. Проект храмового комплекса был выполнен на благотворительной основе группой архитекторов под руководством О.И. Кондратьева (†1999 г.) и сочетает в себе элементы традиционного русского храмового зодчества и современной архитектуры.(Приложение 4) В 1990 г. был выстроен приходской дом, в котором с 1991 г. совершались богослужения. В настоящее время в доме находится крестильная, Воскресная школа, иконописная мастерская, расположены административные помещения, библиотека. 15 июня 1992 г. Архиепископом Калужским и Боровским Климентом был совершен чин основания храма и водружен крест на месте будущего алтаря (алтари прежнего и нового храма примерно совпадают). Первое богослужение в еще недостроенном храме было совершено на Пасху 1995 г. священником Константином Гиппом. Новосозданный храм освящен 4 июля 1998 г. Владыкой Климентом. В Настоящее время в храме служат два священнослужителя: протоирей Константин Гипп(Приложение 5) и протоиерей Сергий Архипов(Приложение 6).

II.Духовно-просветительская деятельность

При Свято-Покровском храме в 1990 году была открыта первая воскресная школа в области. Занятия проходили в доме прихожанки храма, алтарницы Натальи Матвеевны Мишиной, проживавшей по ул. Ленина. Первых учеников было 9 человек. В январе 1991 года было завершено строительство приходского дома, и службы, также, как и занятия в Воскресной школе, стали проходить там. Организатором и первым преподавателем приходской школы был настоятель Прихода иерей Константин Гипп. С 1991 по 2011год директором Воскресной школы была Рахимжанова И.Н.. Сейчас в школе преподаются следующие предметы:

1.Священная история Ветхого завета

2.Священная история Нового Завета

3.Основы христианской нравственности

4.Основы православного вероучения(Катехизис)

5.Литургика

6.Основы православной аскетики

7.История мировых религий

Преподавательский состав на сегодняшний день 9 человек, общая численность обучающихся-60 человек. Обучение формально неограниченно, в среднем составляем 7 лет( при В.ш существует библиотека, которая насчитывает более 4000 томов, руководит Воскресной школой Кошелченкова Т.И). За 20 лет своего существования школа выпустила ни один десяток ребят, которые смогли прикоснуться к богатому миру православия. 4 выпускника Воскресной школы продолжили обучение в Калужской Духовной Семинарии, 5 девушек учатся в Калужском Духовном Училище.4

Целями данной школы являются:

1. Формирование православного мировоззрения.

2.Развитие стремления жить по заповедям Божиим.

3.Воспитание любви к Богу и окружающим людям.

К задачам Воскресной школы относятся:

1.Изучение Евангелия и разъяснение Евангельского благовестия

2.Разъяснение Символа веры и Св. Писания Ветхого и Нового Заветов.

3.Воспитание благоговейного отношения к святыням.

4.Знакомство с историей Церкви.

5.Изучение содержания и смысла церковного Богослужения.

6.Воспитание любви к родной земле.

К концу 1991 года школа насчитывала уже 24 ученика. В этом же году впервые состоялась архиерейская служба. Занятия ведутся по субботам и воскресеньям. Всего в школе 4 группы, которые сформированы по возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка(Приложение 7).Совсем недавно открылась группа развития, которую посещают дети от 3 до 5 лет, занимается по отдельной программе, основа которой взята из «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией доктора педагогических наук Л.А Парамоновой. К программному материалу добавляется информация о православных праздниках в доступной для восприятия детей данного возраста форме. Существуют традиционные школьные праздники: Посвящение в воспитанники Воскресной школы и Выпускной вечер. Как минимум, два раза в год проходят родительские собрания и общешкольные ( Приложение 8).Добрым обычаем существует в школе чаепитие, которое организуется после занятий. В неформальной, семейной обстановке у ребят есть возможность общения с настоятелем храма и другими преподавателями школы. На базе Воскресной школы функционируют разнообразные кружки: театральный, музыкальный, туристический, фото-видео съёмки, «Умелые руки», «Кройки и шитья», «Лоскутное шитьё».

В духовно-просветительской деятельности происходит взаимодействие с Районным отделом образования, а именно организация мероприятий посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы, Рождественская выставка, Рождественская ёлка, Пасхальная выставка, концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Вместе с воспитанниками приюта «Русич»,КПМД и дружиной Св.Ап.Андрея Первозванного организуется летний отдых

В данное время при приходе действуют два проекта, направленные на работу с молодежью:

  1. Проект «Благовест», возникший в 2009 году, включает в себя специально организованные занятия, целью которых является изучение Священного Писания, Богослужения, основ православной веры, а также помощь молодым преподавателям общеобразовательных школ, ведущих уроки ОПК. Участники данного проекта принимают непосредственное участие в ходе лекции. С большим интересом они учатся ориентироваться в тексте Св. Писания, на карте древней Палестины и карте времен служения Иисуса Христа и апостолов. После занятий происходит неформальное общение взрослых друг с другом и со священником. Увеличивающийся объем желающих попасть на эти занятия указывает на их популярность.

  2. Проект "Гардарика", возникший как продолжение и творческое развитие организации летнего православного палаточного лагеря «Синай», начал осуществляться на приходе с 2003 года, когда в приходских мастерских ребятами Воскресной школы под руководством Александра Геннадьевича Ременникова были построены ладьи "Аскольд" и "Дир", на которых отправились в путешествие по рекам Жиздре и Оке по маршруту Козельск-Серпухов.

В 2004 году "Аскольд" и "Дир" отправились во второй поход по рекам Болва и Десна

В 2005 прошли 260 км по Ладоге от Петрокрепости до Приозерска (Приложение 9).

2006 год стал годом путешествия на Северный Урал к перевалу Дятлова и горе Отортен .

с 2007 года существует клуб водного туризма с таким же названием и его участники путешествуют по правилам Федерации спортивного туризма России.

В 2007 году совершен сплав по Дону от Епифани до Задонска,а также поход 2 к.с. по Кольскому п-ву (пос. Ловозеро- оз. Ловозеро-река Воронья- Серебрянское водохранилище - Баренцево море - Опасова губа - пос. Териберка) .

В 2008 году - сплав до Великого Новгорода по Ловати и оз. Ильмень ,поход 3 к.с. по Полярному Уралу (реки Б.Харбей, М. Ханмей, Б.Ханмей, Собь, Хараматолоу, Обь).

В 2009 - сплав по реке Полисть до Старой-Руссы, сплав по реке Хадате

В 2010 г. - сплав по о.Байкал и реке Иликта(Приложение 11)

Летом 2011г. была проведен поход по Кольскому полу-остр.(Приложение 12),поход на Полярный Урал по реке Кара и ежегодный палаточный лагерь «Синай»5(Приложение 10).

Социальная работа на приходе развивается по следующим направлениям:

  1. Окормление районной больницы и психоневрологического диспансера. Клирик храма протоиерей Сергий Архипов регулярно посещает данные медицинские учреждения. Там совершаются молебны, исповедь, причастие, соборование, проводятся духовные беседы.

  2. Приходом проводится сбор и распределение гуманитарной помощи- одежда, продукты питания. Оказывается адресная помощь особо нуждающимся.

  3. При приходе существует благотворительная кухня, в которой ежедневно могут получать питание 5-10 социально незащищенных человек. Инвалидам питание доставляется на дом.

  4. Осуществляется регулярное посещение престарелых и больных прихожан, не имеющих возможности посещать храм.

  5. Бесплатная организация летнего отдыха для детей(палаточный лагерь и турпоходы).

  6. Осуществляется сбор и распределение средств для поддержки многодетных и малоимущих семей.

  7. Бесплатная раздача изданий на празднике Православной книги.

  8. Приходом осуществляется уход за одинокой престарелой прихожанкой, которой также предоставлена приходом жилплощадь.

III Аналитическая часть

В данном исследовании сравниваю количество прихожан на воскресной службе и причастников в нашем храме с 1993 года по нынешний день. Исследования показали, что среднее количество прихожан с каждым годом увеличивалось.

Год

Среднее кол-во прихожан

Кол-во причастников за год

1993

57

1466

1994

63

1536

1995

61

1481

1996

56

1501

1997

69

1870

1998

73

2462

1999

71

2144

2000

68

2145

2001

80

2334

2002

90

2472

2003

85

2544

2004

86

Нет данных

2005

94

Нет данных

2006

86

2315

2007

94

2161

2008

87

2148

2009

93

2139

2010

102

2146

2011

112

2145

2012

119

Нет данных

2013

121

2148

2014

129

2144

Вывод: Заметно, что интерес жителей района к посещению служб с начала восстановления храма был велик. С каждым годом количество прихожан в храме растет. Это говорит о возвышении роли церкви в жизни наших людей. Из сравнения количества причастников за годы мы можем сделать вывод о том, что в Таинствах Православия на сегодняшний момент принимают участие во истину верующие люди. Просто интересующиеся со временем отсеиваются.

  • Сравнительная характеристика кол-ва прихожан на празднике Рождества Христова

(Приложение 13).

 

Кол-во человек

Причастники

1993

100

20

1994

120

15

1995

120

17

1996

180

20

1997

150

13

1998

100

16

1999

150

18

2000

200

26

2001

90

28

2002

94

22

2003

150

18

2004

89

32

2005

94

36

2006

96

33

2007

104

37

2008

140

нет данных

2009

214

нет данных

2010

219

40

2011

222

44

2012

219

39

2013

228

43

2014

230

45

  • Количество совершенных за год служб в храме

Год

Литургия

Иные

2007

183

248

2008

176

235

2009

181

242

2010

189

246

2011

187

251

2012

189

254

2013

190

251

2014

188

254

  • Сравнение совершенных Таинств Православия в храме за несколько лет

 

Крещения

Венчания

Соборования

Очн.отпевания

Заоч.отпевания

2007

26

4

191

76

161

2008

26

4

177

66

109

2009

14

3

152

70

105

2010

21

3

207

60

84

2011

22

2

214

71

97

6

Вывод:

Мы видим, что наблюдается стабильность в участии в Таинствах Православия. Активно прихожане принимают участие в одном из семи Таинств Православия-в соборовании. Оно совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Увеличение числа соборующихся показывает возрастание авторитета церкви среди жителей города.

IV.Заключение

Революция и оккупация города Жиздры фашистами привела к уничтожение храмов в городе. Но изменившаяся в 90е годы политическая ситуация дала возможность РПЦ возрождаться, наш город тоже стал возрождать наш приход. Современная жизнь с ее новыми технологиями и запросами создает у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, не «живится Духом Святым», она обречена на деградацию. Во избежание этого губительного процесса образовательно-воспитательные учреждения должны способствовать слиянию Божественного откровения с научно-техническим развитием. В последствии мы сможем решить задачу формирования духовно-нравственной личности XXI века.

V.Список источников

1. А.И.Проскурнина «КрайЖиздринский» [Москва, Глобус, 1998]

2.Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ

3. Беседы с настоятелем храма протоиереем Константином Гиппом, Благочинным 13 округа Калужской Епархии РПЦ (Московского Патриархата), протоиереем Сергием Архиповым, директорами Воскресной школы Рахимжановой И.Н. и Кошелченковой Т.И.,с руководителем турклуба «Гардарика» Снегиревым А.А..

4. О постройке каменной церкви. С-Петербург. ЦГИА Ф.797 оп.9,ед. хр.25491(копия)

5. Статья «История Жиздринских церквей»./ Районная газета Искра /от 14.10 1995г, Темченко В.Г

 

Приложение № 1

 

Приложение №2

Проект Свято – Покровского храма в стиле эклектики

Приложение №3

Протоирей Николай Зелепучин

Приложение №4

 

Современное здание Свято – Покровского храма

 

Приложение №5

 

Протоирей Константин Гипп

 

Приложение №6

 

Протоирей Сергей Архипов

 

Приложение №7

 

Занятия в Воскресной школе

Знятие в Воскресной школе

 

Приложение №8

 

Актеры Воскресной школы

 

Приложение №9

 

Путешествие по р. Ладоге турклуба «Гардарик»

 

Приложение №10

 

Палаточный лагерь «Синай»

 

Приложение №11

 

Сплав по озеру Байкал

 

Приложение №12

 

Сплав по рекам Полярного Урала

 

Реки Северного Урала

Приложение №13

 

Служба в Свято – Покровском храме

 

1А.И.Проскурнина «Край Жиздринский» [Москва, Глобус, 1998]

2О постройке каменной церкви. С-Петербург. ЦГИА Ф.797 оп.9,ед. хр.25491(копия)

3 Статья «История Жиздринских церквей». Районная газета Искра от 14.10 1995г, Темченко В.Г

4Отчет о деятельности Воскресной школы

5Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ

6Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ

Просмотров работы: 607