Цели исследования:
Создание развивающего пространства для сохранения духовного наследия
Изучение приходской жизни храма в 1990е-2000-е г.
Сравнить количество прихожан, участвующих в таинствах Богослужения в Свято-Покровском храме с начала его восстановления и по нынешний день.
Объект исследования: Свято-Покровский храм г. Жиздра Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ
Методы и приемы работы:
Анализ архивных документов
Изучение, сопоставление и сравнение данных о деятельности прихода
Изучение истории возникновения храмов в г.Жиздра
Встречи с настоятелем храма протоиереем Константином Гиппом, Благочинным 13 округа Калужской Епархии РПЦ (Московского Патриархата)
Беседы с директорами Воскресной школы Рахимжановой И.Н. и Кошелченковой Т.И.
Руководителем турклуба «Гардарика» Снегиревым А.А.
Оглавление
Историческая справка
Духовно-просветительская деятельность
Аналитическая часть
Заключение
Список литературы
I.Историческая справка
Первая церковь в городе - «Сергиевская»- была построена в ХIV веке, точной даты не обнаружено, но при исследованиях ученые и пришли к такому выводу. Когда Жиздра стала именоваться городом, то в это же время (1777 год) начали строить большой собор Александра Невского, закончили его строительство в 1781 году.(Приложение 1)Стоял он на нынешней площади Коммуны, перед Домом культуры и музеем. Казанская церковь была построена мещанином Красильниковым Лукьяном Васильевичем в 1816 году на том месте, где сейчас мемориал с Вечным огнем. Сергиевская каменная церковь построена в 1898 году, разрушена во время войны в 1943, на её фундаменте расположена контора леспромхоза. В городской тюрьме была построена церковь во имя Скорбящей Божьей матери в 1888 году. Строилась она городским главой Марковым. В городе была еврейская синагога, стояла она на площади - перекресток улиц Урицкого и Жуковского. Есть данные о строительстве церквей и в некоторых других селениях . Так, в Овсороке церковь построена в 1852 году графом Алексеем Петровичем толстым во имя Апостолов Петра и Павла и в пределе- во имя Николая Чудотворца. Храм каменный. В Зикеево во имя мучеников Флора и Лавра -в 1862 году Василием Семеновичем Каншиным. Кондрыкинская церковь в честь Прасковея -в 1866 году, от неё сохранился чугунный колокол, был в музее, а затем передан в Покровскую церковь в 1991 году. В Огори во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1866 году на церковные суммы вначале строилась деревянная, затем каменная церковь. Улемльская церковь- в 1872 году в честь Святого Егория. Деятельность церквей в основном прекращалась с 30-х годов насильственной экспроприацией, а полностью были разрушены в 1943 году во время жестоких боев по освобождению города и района от немецко-фашистских оккупантов.1
Итак, Свято-Покровский храм г. Жиздры построен в 1877 году городским обществом и жертвователями в память спасения жизни императора Александра II. Главный престол освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Существовали приделы: св. Марии Египетской, свв. Космы и Дамиана, свв. Петра и Павла и св. Тихона Задонского. Проект в стиле эклектики2(Приложение 2). Первым настоятелем Свято-Покровского храма был священник Дмитрий Никольский (до 1892г.).После него служил священник Пётр Виноградов. В эпоху гонений храм был закрыт (в 1930 г.). До этого времени настоятелем храма был протоиерей Николай Зелепугин (1870-1937).(был репрессирован и расстрелян 16 ноября 1937г.)3(Приложение 3) В годы оккупации храм был открыт (1941-43 гг.). В это время в нем служил протоиерей Гавриил Фатеев (1882-1949). К 80-м годам все места, где ранее в г. Жиздре располагались храмы, были застроены, оставался только участок, где была Покровская церковь. Верующие говорили, что место сохранила сама Матерь Божия. В 1988 г. благодаря стараниям инициативной группы (А.И. Абрамова(†2003), О.И. Кандидатова(†2004), С.С. Захарова), была зарегистрирована община. Был снят частный дом, в котором осенью 1988 г. были совершены первые службы игум. Серафимом (Олиферчуком). С марта 1989 г. настоятелем прихода был назначен священник Константин Гипп. Летом 1989 г. на месте храма были проведены раскопки фундамента старого храма. Хотя из-за повреждений, вызванных взрывами, он оказался непригоден для строительства, сам факт масштабных работ, проведенных престарелыми прихожанками на добровольных началах, всколыхнул общественное мнение, и данный участок был выделен под строительство храма. Проект храмового комплекса был выполнен на благотворительной основе группой архитекторов под руководством О.И. Кондратьева (†1999 г.) и сочетает в себе элементы традиционного русского храмового зодчества и современной архитектуры.(Приложение 4) В 1990 г. был выстроен приходской дом, в котором с 1991 г. совершались богослужения. В настоящее время в доме находится крестильная, Воскресная школа, иконописная мастерская, расположены административные помещения, библиотека. 15 июня 1992 г. Архиепископом Калужским и Боровским Климентом был совершен чин основания храма и водружен крест на месте будущего алтаря (алтари прежнего и нового храма примерно совпадают). Первое богослужение в еще недостроенном храме было совершено на Пасху 1995 г. священником Константином Гиппом. Новосозданный храм освящен 4 июля 1998 г. Владыкой Климентом. В Настоящее время в храме служат два священнослужителя: протоирей Константин Гипп(Приложение 5) и протоиерей Сергий Архипов(Приложение 6).
II.Духовно-просветительская деятельность
При Свято-Покровском храме в 1990 году была открыта первая воскресная школа в области. Занятия проходили в доме прихожанки храма, алтарницы Натальи Матвеевны Мишиной, проживавшей по ул. Ленина. Первых учеников было 9 человек. В январе 1991 года было завершено строительство приходского дома, и службы, также, как и занятия в Воскресной школе, стали проходить там. Организатором и первым преподавателем приходской школы был настоятель Прихода иерей Константин Гипп. С 1991 по 2011год директором Воскресной школы была Рахимжанова И.Н.. Сейчас в школе преподаются следующие предметы:
1.Священная история Ветхого завета
2.Священная история Нового Завета
3.Основы христианской нравственности
4.Основы православного вероучения(Катехизис)
5.Литургика
6.Основы православной аскетики
7.История мировых религий
Преподавательский состав на сегодняшний день 9 человек, общая численность обучающихся-60 человек. Обучение формально неограниченно, в среднем составляем 7 лет( при В.ш существует библиотека, которая насчитывает более 4000 томов, руководит Воскресной школой Кошелченкова Т.И). За 20 лет своего существования школа выпустила ни один десяток ребят, которые смогли прикоснуться к богатому миру православия. 4 выпускника Воскресной школы продолжили обучение в Калужской Духовной Семинарии, 5 девушек учатся в Калужском Духовном Училище.4
Целями данной школы являются:
1. Формирование православного мировоззрения.
2.Развитие стремления жить по заповедям Божиим.
3.Воспитание любви к Богу и окружающим людям.
К задачам Воскресной школы относятся:
1.Изучение Евангелия и разъяснение Евангельского благовестия
2.Разъяснение Символа веры и Св. Писания Ветхого и Нового Заветов.
3.Воспитание благоговейного отношения к святыням.
4.Знакомство с историей Церкви.
5.Изучение содержания и смысла церковного Богослужения.
6.Воспитание любви к родной земле.
К концу 1991 года школа насчитывала уже 24 ученика. В этом же году впервые состоялась архиерейская служба. Занятия ведутся по субботам и воскресеньям. Всего в школе 4 группы, которые сформированы по возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка(Приложение 7).Совсем недавно открылась группа развития, которую посещают дети от 3 до 5 лет, занимается по отдельной программе, основа которой взята из «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией доктора педагогических наук Л.А Парамоновой. К программному материалу добавляется информация о православных праздниках в доступной для восприятия детей данного возраста форме. Существуют традиционные школьные праздники: Посвящение в воспитанники Воскресной школы и Выпускной вечер. Как минимум, два раза в год проходят родительские собрания и общешкольные ( Приложение 8).Добрым обычаем существует в школе чаепитие, которое организуется после занятий. В неформальной, семейной обстановке у ребят есть возможность общения с настоятелем храма и другими преподавателями школы. На базе Воскресной школы функционируют разнообразные кружки: театральный, музыкальный, туристический, фото-видео съёмки, «Умелые руки», «Кройки и шитья», «Лоскутное шитьё».
В духовно-просветительской деятельности происходит взаимодействие с Районным отделом образования, а именно организация мероприятий посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы, Рождественская выставка, Рождественская ёлка, Пасхальная выставка, концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Вместе с воспитанниками приюта «Русич»,КПМД и дружиной Св.Ап.Андрея Первозванного организуется летний отдых
В данное время при приходе действуют два проекта, направленные на работу с молодежью:
Проект «Благовест», возникший в 2009 году, включает в себя специально организованные занятия, целью которых является изучение Священного Писания, Богослужения, основ православной веры, а также помощь молодым преподавателям общеобразовательных школ, ведущих уроки ОПК. Участники данного проекта принимают непосредственное участие в ходе лекции. С большим интересом они учатся ориентироваться в тексте Св. Писания, на карте древней Палестины и карте времен служения Иисуса Христа и апостолов. После занятий происходит неформальное общение взрослых друг с другом и со священником. Увеличивающийся объем желающих попасть на эти занятия указывает на их популярность.
Проект "Гардарика", возникший как продолжение и творческое развитие организации летнего православного палаточного лагеря «Синай», начал осуществляться на приходе с 2003 года, когда в приходских мастерских ребятами Воскресной школы под руководством Александра Геннадьевича Ременникова были построены ладьи "Аскольд" и "Дир", на которых отправились в путешествие по рекам Жиздре и Оке по маршруту Козельск-Серпухов.
В 2004 году "Аскольд" и "Дир" отправились во второй поход по рекам Болва и Десна
В 2005 прошли 260 км по Ладоге от Петрокрепости до Приозерска (Приложение 9).
2006 год стал годом путешествия на Северный Урал к перевалу Дятлова и горе Отортен .
с 2007 года существует клуб водного туризма с таким же названием и его участники путешествуют по правилам Федерации спортивного туризма России.
В 2007 году совершен сплав по Дону от Епифани до Задонска,а также поход 2 к.с. по Кольскому п-ву (пос. Ловозеро- оз. Ловозеро-река Воронья- Серебрянское водохранилище - Баренцево море - Опасова губа - пос. Териберка) .
В 2008 году - сплав до Великого Новгорода по Ловати и оз. Ильмень ,поход 3 к.с. по Полярному Уралу (реки Б.Харбей, М. Ханмей, Б.Ханмей, Собь, Хараматолоу, Обь).
В 2009 - сплав по реке Полисть до Старой-Руссы, сплав по реке Хадате
В 2010 г. - сплав по о.Байкал и реке Иликта(Приложение 11)
Летом 2011г. была проведен поход по Кольскому полу-остр.(Приложение 12),поход на Полярный Урал по реке Кара и ежегодный палаточный лагерь «Синай»5(Приложение 10).
Социальная работа на приходе развивается по следующим направлениям:
Окормление районной больницы и психоневрологического диспансера. Клирик храма протоиерей Сергий Архипов регулярно посещает данные медицинские учреждения. Там совершаются молебны, исповедь, причастие, соборование, проводятся духовные беседы.
Приходом проводится сбор и распределение гуманитарной помощи- одежда, продукты питания. Оказывается адресная помощь особо нуждающимся.
При приходе существует благотворительная кухня, в которой ежедневно могут получать питание 5-10 социально незащищенных человек. Инвалидам питание доставляется на дом.
Осуществляется регулярное посещение престарелых и больных прихожан, не имеющих возможности посещать храм.
Бесплатная организация летнего отдыха для детей(палаточный лагерь и турпоходы).
Осуществляется сбор и распределение средств для поддержки многодетных и малоимущих семей.
Бесплатная раздача изданий на празднике Православной книги.
Приходом осуществляется уход за одинокой престарелой прихожанкой, которой также предоставлена приходом жилплощадь.
III Аналитическая часть
В данном исследовании сравниваю количество прихожан на воскресной службе и причастников в нашем храме с 1993 года по нынешний день. Исследования показали, что среднее количество прихожан с каждым годом увеличивалось.
Год |
Среднее кол-во прихожан |
Кол-во причастников за год |
1993 |
57 |
1466 |
1994 |
63 |
1536 |
1995 |
61 |
1481 |
1996 |
56 |
1501 |
1997 |
69 |
1870 |
1998 |
73 |
2462 |
1999 |
71 |
2144 |
2000 |
68 |
2145 |
2001 |
80 |
2334 |
2002 |
90 |
2472 |
2003 |
85 |
2544 |
2004 |
86 |
Нет данных |
2005 |
94 |
Нет данных |
2006 |
86 |
2315 |
2007 |
94 |
2161 |
2008 |
87 |
2148 |
2009 |
93 |
2139 |
2010 |
102 |
2146 |
2011 |
112 |
2145 |
2012 |
119 |
Нет данных |
2013 |
121 |
2148 |
2014 |
129 |
2144 |
Вывод: Заметно, что интерес жителей района к посещению служб с начала восстановления храма был велик. С каждым годом количество прихожан в храме растет. Это говорит о возвышении роли церкви в жизни наших людей. Из сравнения количества причастников за годы мы можем сделать вывод о том, что в Таинствах Православия на сегодняшний момент принимают участие во истину верующие люди. Просто интересующиеся со временем отсеиваются.
Сравнительная характеристика кол-ва прихожан на празднике Рождества Христова
(Приложение 13).
Кол-во человек |
Причастники |
|
1993 |
100 |
20 |
1994 |
120 |
15 |
1995 |
120 |
17 |
1996 |
180 |
20 |
1997 |
150 |
13 |
1998 |
100 |
16 |
1999 |
150 |
18 |
2000 |
200 |
26 |
2001 |
90 |
28 |
2002 |
94 |
22 |
2003 |
150 |
18 |
2004 |
89 |
32 |
2005 |
94 |
36 |
2006 |
96 |
33 |
2007 |
104 |
37 |
2008 |
140 |
нет данных |
2009 |
214 |
нет данных |
2010 |
219 |
40 |
2011 |
222 |
44 |
2012 |
219 |
39 |
2013 |
228 |
43 |
2014 |
230 |
45 |
Количество совершенных за год служб в храме
Год |
Литургия |
Иные |
2007 |
183 |
248 |
2008 |
176 |
235 |
2009 |
181 |
242 |
2010 |
189 |
246 |
2011 |
187 |
251 |
2012 |
189 |
254 |
2013 |
190 |
251 |
2014 |
188 |
254 |
Сравнение совершенных Таинств Православия в храме за несколько лет
Крещения |
Венчания |
Соборования |
Очн.отпевания |
Заоч.отпевания |
|
2007 |
26 |
4 |
191 |
76 |
161 |
2008 |
26 |
4 |
177 |
66 |
109 |
2009 |
14 |
3 |
152 |
70 |
105 |
2010 |
21 |
3 |
207 |
60 |
84 |
2011 |
22 |
2 |
214 |
71 |
97 |
6
Вывод:
Мы видим, что наблюдается стабильность в участии в Таинствах Православия. Активно прихожане принимают участие в одном из семи Таинств Православия-в соборовании. Оно совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Увеличение числа соборующихся показывает возрастание авторитета церкви среди жителей города.
IV.Заключение
Революция и оккупация города Жиздры фашистами привела к уничтожение храмов в городе. Но изменившаяся в 90е годы политическая ситуация дала возможность РПЦ возрождаться, наш город тоже стал возрождать наш приход. Современная жизнь с ее новыми технологиями и запросами создает у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, не «живится Духом Святым», она обречена на деградацию. Во избежание этого губительного процесса образовательно-воспитательные учреждения должны способствовать слиянию Божественного откровения с научно-техническим развитием. В последствии мы сможем решить задачу формирования духовно-нравственной личности XXI века.
V.Список источников
1. А.И.Проскурнина «КрайЖиздринский» [Москва, Глобус, 1998]
2.Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ
3. Беседы с настоятелем храма протоиереем Константином Гиппом, Благочинным 13 округа Калужской Епархии РПЦ (Московского Патриархата), протоиереем Сергием Архиповым, директорами Воскресной школы Рахимжановой И.Н. и Кошелченковой Т.И.,с руководителем турклуба «Гардарика» Снегиревым А.А..
4. О постройке каменной церкви. С-Петербург. ЦГИА Ф.797 оп.9,ед. хр.25491(копия)
5. Статья «История Жиздринских церквей»./ Районная газета Искра /от 14.10 1995г, Темченко В.Г
Приложение № 1
Приложение №2
Проект Свято – Покровского храма в стиле эклектики
Приложение №3
Протоирей Николай Зелепучин
Приложение №4
Современное здание Свято – Покровского храма
Приложение №5
Протоирей Константин Гипп
Приложение №6
Протоирей Сергей Архипов
Приложение №7
Занятия в Воскресной школе
Знятие в Воскресной школе
Приложение №8
Актеры Воскресной школы
Приложение №9
Путешествие по р. Ладоге турклуба «Гардарик»
Приложение №10
Палаточный лагерь «Синай»
Приложение №11
Сплав по озеру Байкал
Приложение №12
Сплав по рекам Полярного Урала
Реки Северного Урала
Приложение №13
Служба в Свято – Покровском храме
1А.И.Проскурнина «Край Жиздринский» [Москва, Глобус, 1998]
2О постройке каменной церкви. С-Петербург. ЦГИА Ф.797 оп.9,ед. хр.25491(копия)
3 Статья «История Жиздринских церквей». Районная газета Искра от 14.10 1995г, Темченко В.Г
4Отчет о деятельности Воскресной школы
5Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ
6Отчёты о приходской деятельности Свято-Покровского храма г. Жиздра 13 Благочинного округа Калужской епархии Московского Патриархата РПЦ