ЛЕГЕНДА О ТРОИЦКОМ ОЗЕРЕ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕГЕНДА О ТРОИЦКОМ ОЗЕРЕ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Шлапакова В.А. 1
1МБОУ СОШ №5 им. В.В.Смирнова, 6 "Б" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
  1. Введение…………………………………………………..……3

  2. Основная часть.

Глава 1. Легенда о Троицком озере……………………………....…..5

1.1. Обзор литературы по похожим темам…………………….…...…5

1.2. Варианты легенды о Троицком озере…………………….……....7

1.3. Анализ прочих источников информации………………………....8

Глава 2. О чём рассказали официальные документы……….…….. 9

2.1. Справка из Рыбнадзора…………………………………….…… .9

2.2. Анализ карт………………………………………………….…… 10

  1. Заключение……………………………………………..………11

IV. Список источников…………………………………….…....……11

V. Приложения……………………………………………….....….….13

Приложение I. Фрагмент «Генерального плана межевания земель Невельского уезда», конец 18 века.................................................................................14

Приложение II . Фрагмент «Военно-топографической карты Российской Империи генерал-лейтенанта Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова», начало 20 века...............................................................................................................15

  1. Введение.

Я живу в районе на севере города Невеля, у озера. Мы называем его Троицкое, Нижнее. На соседнем берегу находится пляж с прозрачной водой и светлым мелким песком, а на противоположном поднимается гора, застроенная домами и засаженная огородами, на вершине которой проходит асфальтовая дорога к заводу и старое безымянное кладбище. Старые деревья этого кладбища хорошо просматриваются с пляжа. Об этом озере я знаю легенду, которую мне когда-то рассказала подруга. Будто бы в центре озера затонула церковь. Некоторые из моих соседей говорят, что это всё сказки и ничего подобного в этих местах не было. Ирина (32 года) рассказала следующее: «Ну как мне бабушка говорила? Когда церковь шла в воду, поп хотел спасти иконы, но не успел, его придавило. Ему оторвало голову, когда мы были маленькие, лет по 8, на озере каждое лето были утопленники. Бабушка говорила, что душа попа ищет свое тело, а утопленников будет столько, сколько было икон в церкви! Вот такая легенда. Бабушка говорила, что раньше, где сейчас дома возле озёр, там их не было, было одно большое озеро. Начинали строить только дома на горе, и то засыпали песок, гравий, делали дорогу... А Нижнее очень глубокое, водолазы ныряли чтоб найти церковь, но даже и верхушки от нее не нашли - вот что я знаю по рассказам бабушки». Но А.А.Киселёва поясняет: «Это детская страшилка, которой старшие ребята пугали малышей».

Меня давно интересовала эта история, и я захотела в ней разобраться, поэтому тема моего исследования звучит так: «Легенда о Троицком озере: правда или вымысел?». В ходе своего исследования я попытаюсь установить, какая часть этой городской легенды выдумана местными жителями, а что было на самом деле. Ведь легенда – это не только фантастическое повествование. Основу легенды обычно составляет какой-то реальный случай или реальный человек [6]. Актуальность работы: наше исследование позволит установить историческую справедливость и устранить белое пятно в истории нашего края, выделить правдивую основу местной легенды. Информации об озере и истории этого района города Невеля нет ни в музее, ни в архиве. Практическая значимость: данное исследование может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, в качестве материала краеведческого музея. Объект исследования: легенда о провалившейся церкви. Предмет исследования: озеро Троицкое, старое кладбище, старые карты, рассказы местных жителей. Цель нашей работы – провести исследование и установить достоверность бытующей легенды.

Задачи работы:

1.Собрать информацию, положенную в основу городской легенды (опросить местных жителей, церковнослужителей города, спросить информацию в краеведческом музее, городской библиотеке).

  1. Просмотреть письменные источники (тематическую литературу, материалы из сети Интернет).

  2. 3. Разыскать официальные документы (в Архиве Невельского района, Невельском обособленном структурном подразделении отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области, проанализировать карты местности разных лет).

Методы:

  1. Эвристический (поиск необходимой информации из разных источников).

  2. Теоретический (изучение литературы по теме, похожих исследований, анализ, обобщение материалов).

  3. Практический (общение со старожилами, работниками библиотеки, архива, музея, опрос, интервью).

Места проведения исследования: город Невель, район улиц Великолукской, Заслонова, Лесной, Молодёжной, станции Невель I, переулка Молодёжного.

Наша гипотеза: в основу легенды обычно положено какое-либо историческое зерно, поэтому я считаю, что в месте расположения Троицкого озера, действительно, когда-то стояла церковь, названная в честь святой Троицы.

II. Основная часть.

Глава 1. Легенда о Троицком озере.

1.1. Обзор литературы по похожим темам.

Мы рассмотрели некоторые книги и статьи из сети Интернет, которые помогли нашему исследованию. В статьях «Провалы в памяти земли Вятской» [17], «И в России есть Лох-Несские озера» [19] прочитала, что легенды о провалившихся церквях бытуют и в других регионах нашей родины. Краевед В.Орлов в своей работе о храмах (действующих и руинированных) Псковской области необходимых нам данных в книге «Храмы Псковской земли» [14] не приводит, как и Н.Г.Розов в книге «Мир дворянских усадеб» [16], в которой наряду с описанием современного состояния усадеб приводятся описания и надворных построек, и руин на месте храмов или часовен. Иногда просто приводятся указания об их существовании, о старинных захоронениях. В частности, о селе Иваново, его владельцах и их судьбе. И судьбе храма.

Мы лишь предполагаем пока, что название нашей затонувшей церкви было посвящено Святой и Животворящей Троице исходя из названия близлежащего озера – Троицкого. А убеждает нас в своей правоте название соседнего озера – оно тоже с церковью связано – Пономаря или же Пономари. Пономарь – искажённое от «парамонарь» – должность служителя в церкви, который звонит в колокола, прислуживает на богослужении, поёт на клиросе – дьячок, послушник [15]. Об озёрах Псковской области написана книга В.К.Лесненко «Псковские озера» [9], но, к сожалению, и Пономари, и Троицкое слишком малы по своим размерам, как сотни прочих, поэтому в данной работе автор не уделили им внимания.

В книге «О чем говорят географические названия» [10] мы не нашли даже распространённой версии о названии нашего города, и уж тем более там не могло быть информации о таких незначительных объектах как эти два озера.

Тематической литературы по исследованию кладбищ мы не обнаружили. В «Книге памяти. Псковская область. Том 1» [7] мы нашли интересующее нас воинское захоронение для того, чтобы установить название кладбища. К сожалению, даже в этом издании оно не указано, просто «воинское захоронение по улице Великолукской».

Из статьи Воронцовой О.Н. «Погосты в среде городского пространства» [3] мы узнали, что издревле на Руси « … кладбища всегда располагались среди живых, создавались при монастырях, городских и сельских церквах» для того, чтобы родственники могли ухаживать за могилами предков. Это замечание очень важно для нашего исследования: обследуя надгробия кладбища на холме у Троицкого озера, мы обнаружили старое захоронение, датированное 1909 годом, то есть до внедрения идей отрицания Бога и всего божественного. А значит, рядом с этим дореволюционным кладбищем должно было быть какое-либо культовое сооружение.

Применительно к нашему исследованию статья Лебедева В.Ю. [11] помогла нам отнестись к нашему странному предмету обследования – безымянному кладбищу (это мы предполагаем его название от названия церкви, озера) - как к предмету научного рассмотрения, оставив суеверия в рассказах местных жителей.

1.2. Варианты легенды о Троицком озере.

Когда мы опрашивали людей в районе Нижнего озера об истории с затонувшей церковью, то мы не могли и предположить, что у этой легенды столько вариантов. Суть одна: некогда стояла церковь и вдруг пропала, ушла под землю, утонула. Мы составили список с конкретными пунктами, которые хотим прояснить, и в выходные опросили три десятка жителей разного возраста, потому что людей пожилого возраста осталось очень мало. Все наши опросы мы свели в одну таблицу, которая наглядно показывает, что известно об этой легенде. Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили следующее.

Во-первых, из 33 опрошенных только 6 смогли дать более-менее полезную информацию.

Во-вторых, современные названия озёр (Верхнее и Нижнее) знает большинство опрошенных (14 человек), а старые - несколько человек. Так название Пономари знают 6 человек, Троицкое — 5 человек. Один из вариантов названия Троицкого озера - Первоневельское — 3, а одна из респондентов, бабушка Настя, назвала его Воскресенским. Как нам кажется, не случайно: скорее всего, она помнила о его «церковном» названии. Другая соседка, Галина Б.,, считает названия Нижнее и Троицкое для озера у кладбища неверным: «А как-то без названия. Никакого не было. Озеро и всё. … Да ну, кто вообще дал это название Троицкое? У этого озера не было никакого названия!» Девять человек признались, что не знают названий водоёмов, да и о легенде тоже ничего не слышали. Из них 5 оказались приезжими. Как мы выяснили, у Верхнего озера в названии так же имеются варианты: Верхним его назвали 7 человек, Подморя — 2, Пономари -7, Подмори — 1, Пономарёвское -1, не назвали — 9 человек.

В-третьих, о местоположении церкви тоже встречаются варианты. Одна из самых пожилых соседок, М.Г. Гордина, как и В.Л.Стуканов, также старожил, утверждает, что церковь стояла там, где в настоящее время находится чёрный памятник: «Это ещё до революции. На этом кладбище есть чёрный памятник, стоит. Старинный. Вот там была церковь. Якобы так. Но как она ушла — никто не знает. Где чёрный памятник стоит, там такая ограда, фундамент, вот там только было кладбище. Но хоронили богатых».

В-четвёртых, по времени происшествия, о причинах разрушения церкви данные тоже разнятся.

1.3. Анализ прочих источников информации.

Для начала мы посетили старое кладбище, разыскали несколько старых довоенных захоронений, рассмотрели остатки неизвестного фундамента и большой памятник из чёрного камня, на котором до сих пор хорошо читается надпись со старыми буквами.Однако из текста надписи не следует, что в данном месте захоронен священнослужитель. Скорее всего, здесь подтверждается версия Матрёны Гординой о том, что там похоронен богатый человек. Памятник расположен внутри невысокого (местами до 40 сантиметров) прямоугольного фундамента из обработанных камней и бетона со сторонами 7 и 12,5 метров. Ширина кладки – 45 см.

Памятник находится не в центре огороженного места, а ближе к короткой стене, в стороне дороги. В этом месте площадка захламлена. Заметно, что за захоронением давно никто не ухаживает. Указателей на другие захоронения (кресты, памятные камни, могильные холмики) мы здесь не обнаружили. Зато по внутреннему периметру располагаются очень старые деревья, обломки которых валяются здесь же. В обхвате деревья достигают до 2 метров. То есть они достаточно старые.

Я считаю, что на обследованном нами фундаменте не могла располагаться церковь. Во-первых, потому что ширина фундамента слишком мала для толстых, прочных церковных стен. Во-вторых, если церковь «погибла», то почему памятник остался и именно внутри храма? В-третьих, захоронение и возраст высаженных внутри фундамента деревьев примерно одинаковый. Всё это позволяет сделать вывод о том, что данное место – остатки семейного склепа родовитого человека, барина. Однако, в ходе наших расспросов о человеке, похороненном в этом месте, нам только Галина Б. сообщила, что священник провалившейся церкви «там же и похоронен, где чёрный памятник стоит».

Вместе с руководителем работы я ходила в городскую библиотеку. К сожалению, в предоставленных нам книгах ничего по нашей теме мы не нашли. Мы посетили «Музей истории города Невеля». Сотрудники музея также не предоставили какой-либо информации по нашим вопросам. А.И.Андреев, сотрудник музея, посоветовал подыскать к имеющимся у нас картам варианты условных обозначений. Мы предположили, что священнослужители общаются между собой, а наша история связана с пропавшим храмом, поэтому рассчитывали получить ценные сведения у них. Однако, ни настоятель храма Святой и Животворящей Троицы, расположенной в городе, ни настоятель храма Святого Духа в деревне Плиссы по этому вопросу нам ничего не сообщили.

Глава 2. О чём рассказали официальные документы.

2.1. Справка из Рыбнадзора.

За помощью в написании работы мы обратились в Невельское обособленное структурное подразделение отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области, откуда мы получили важную официальную информацию: нам подтвердили названия Троицкое и Пономари, однако такие озёра (менее 20 гектаров) не являются подконтрольными рыбоохране, поэтому обследования данных озёр не проводились и история их не отслеживается.

2.2. Анализ карт.

На просторах интернета мне удалось найти 14 карт, на которых обозначены места нашего исследования. Но из этого количества ценность представляют только четыре. «Генеральный план межевания земель Невельского уезда», примерно датируемый 1765 – 1800 годами, поразил меня указанием названий озёр: там обозначено озеро Трояцкое и Панамарь (или Понаморь – нечётко выведены две буквы). А вот церкви в этом районе нет. Впрочем, как нет и храмов в центре города, хотя план выведен крупно. Скорее всего, обозначение церквей и не являлось задачей человека, составлявшего этот план(Приложение I. Фрагмент «Генерального плана межевания земель Невельского уезда», конец 18 века.).

Фрагмент «Специальной карты Европейской России» («карта Стрельбицкого», 1870 год) не даёт названий водоёмов, однако в районе Троицкого озера чётко рассматривается топографический знак, обозначающий кладбище и деревянную церковь.

На фрагменте «Военно-топографической карты Российской Империи генерал-лейтенанта Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова» («трёхверстовка Шуберта») так же нет названий озёр, но они обозначены топографическими знаками, как и храмы в центре города, как и храмы в д.Плиссы. Причём, условный знак деревянной церкви и каменного, кирпичного храма отличается. Получается, наша Троицкая церковь была деревянной! (Приложение II . Фрагменты «Военно-топографической карты Российской Империи генерал-лейтенанта Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова», начало 20 века). Особенностью этой карты является то, что она была напечатана в 1915 году, но исправления вносились в 1867 году, а железные дороги нанесены в 1901 и 1906 году.

«Карта Калининской области» 1937 года кроме названия озера Пономарёво (Троицкое просто обозначено) содержит условное обозначение «кладбище» уже без знака «церковь».

III. Заключение

Проанализировав полученную информацию, я сделала вывод: современные источники (книги, карты) не дают информации о легенде про Троицкое озеро, как и вообще об истории этого района. Специальных исследований никто до сих пор не проводил. Моя работа - первая. В правоте выдвинутой гипотезы убеждают следующие выявленные в ходе исследования факты:

  1. «Церковные» названия двух озёр, расположенных в ста метрах друг от друга.

  2. Из бесед с местными жителями я узнала, что легенда о Троицком озере существует в разных вариантах. Но о легенде вспоминают люди разного возраста. Значит, эту историю пересказывали много раз.

  3. При личном осмотре кладбища я убедилась, что там имеются старые захоронения, которые раньше делались вблизи какого-нибудь храма. Значит, рядом должна была находиться церковь.

  4. Военно-топографические карты конца19 века на этом месте имеют два топографических знака: «кладбище» и «деревянная церковь».

Цель нашей исследовательской работы была достигнута: мы провели исследование и установили достоверность части легенды. Наша гипотеза оказалась верна: мы доказали, что легенда о Троицком озере берёт своё начало от реального факта существования храма.

  1. Список использованных источников и литературы.

  1. 22 исторические карты Невеля // Невель. Справочник. Всё о Невеле.: URL: http://nevelikc.ru/kraevedenie/kraeved/kart_nevelya/

  2. Бахмутов А. Болоздынь // Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bolozdyn#ixzz3OErgUzHy

  3. Воронцова О.Н. "Погосты в среде городского пространства". Научная статья по специальности "ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ"// Вестник Оренбургского государственного университета,- Выпуск№ 9 (128) , - 2011 //Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pogosty-v-srede-gorodskogo-prostranstva#ixzz3OFu8lfD0

  4. География Псковской области. Природа, население, хозяйство. / Сост. А.Г.Манаков.- Псков, 1996.

  5. Грень И. Затонувшие церкви: они ушли под воду по вине человека// сайт города Могилёва: URL: http://www.mogilev.by/mnews/109440-zatonuvshie-cerkvi-oni-ushli-pod-vodu-po-vine-cheloveka.html (2014, 5 сентября)

  6. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, -1978.

  7. Книга Памяти. Псковская область. Том 1. Невельский район. Усвятский район. – Псков: 1994

  8. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. // документ HTML// http://www.booksite.ru/fulltext/pre/dan/iya/7.htm

  9. Лесненко В.К. Псковские озёра. –Л.: Лениздат, 1988.

  10. Мельников С.Е. О чём говорят географические названия. – Л.: Лениздат, 1984.

  11. Лебедев В.Ю. "Некрополи Центральной России как объект исследования". Научная статья по специальности "КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ" // Вестник славянских культур, - Выпуск№ XXIII , том 1, 2012 // Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekropoli-tsentralnoy-rossii-kak-obekt-issledovaniya#ixzz3OGG4iC21

  12. Легенды города: крест, озеро, затонувшая церковь// сайт Белгорода: URL: http://www.2do2go.ru/bel/city/v-fokuse/738/legendy-goroda-krest-ozero-zatonuvshaya-cerkov

  13. Невельская старина. Сборник материалов по истории Невеля. XVI-начало ХХ века – СПб.: АКРОПОЛЬ, 1991.

  14. Орлов В. Храмы Псковской земли. - Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2012.

  15. Пономарь// Википедия: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%8C

  16. Розов Н.Г. Мир дворянских усадеб. - Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2015 .

  17. Сорокина Р. Провалы в памяти земли Вятской // Новая пресса Вятка: URL: http://www.new-pressa.ru/content/view/4414/187/ (2010, 11 марта)

  18. Старые карты городов России. URL: http://www.etomesto.ru/

  19. Шлионская И. И в России есть Лох-Несские озера // газета Правда: URL: http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/05-12-2011/1101007-lake-0/ (2011, 5 декабря)

V. Приложения.

Приложение I. Фрагмент «Генерального плана межевания земель Невельского уезда», конец 18 века.

Приложение II . Фрагмент «Военно-топографической карты Российской Империи генерал-лейтенанта Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова», начало 20 века.

-

Просмотров работы: 1114