Введение.........................................................3
I. Глава. Куда ты тропинка меня привела?
§1. Детство и юность.........................................4
§2.Авиация и военное время..................................5
II. Глава. Певец родной истории
§1. Литературные шаги . . . . . . . . ..............................6
§2.Встреча с писателем в нашей школе........................7
§3. Переписка с семьёй писателя...............................8
Заключение . . . . . . . . . ........................................9
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. считается самой кровопролитной в истории человечества. На борьбу с фашистскими захватчиками встал весь советский народ. Людей всех наций и народностей, трудившихся на фронте и в тылу, объединила одна цель — выстоять и победить. В 2015 году наша страна отпраздновала 70 лет со дня Победы над фашисткой Германией. Но все чаще мы видим попытки переписать историю, уничтожить свидетельства тех страшных лет и памятники, напоминающие о нашем прошлом. Уходят последние ветераны, свидетели тех страшных дней. И молодое поколение все меньше интересуется историей. Мы потеряли целое поколение, не умеющее и не любящее читать серьезную литературу. Наверно, поэтому в рейтинге самых читающих стран мира мы опустились на седьмое место. Первой признана Индия, далее — Таиланд, Китай, Филиппины, Египет и Чехия. Если мы не начнем снова прививать любовь к чтению, то ни о каком возрождении России говорить не придется. Сергей Петрович Алексеев — детский писатель и участник Великой Отечественной Войны 1941- 1945 гг. Главная цель моей работы — рассказать о жизненном пути этого великого человека.
Для своего исследования я поставила следующие задачи:
Осуществить поиск, отбор и анализ письменных и электронных источников, фотодокументов, имеющихся в нашем школьном музее.
Изучить биографию С.П Алексеева и познакомиться с его произведениями.
3
Систематизировать переписку за 30 лет с семьёй писателя и продолжить её.
В своей работе я использовала следующие методы:
- интервьюирование;
- анализ письменных и электронных источников (документы,
письма и другие).
Теоретическая и практическая значимость моей работы заключается в том, что благодаря этой работе я смогу больше узнать об известном человеке нашей страны, поделиться своими познаниями с окружающими. Т. к. в наше время молодое поколение всё меньше интересуется прошлым таких известных людей.
I. Глава. Куда ты тропинка меня привела?
§1. Детство и молодость
Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове недалеко от г. Винницы. Его отец Пётр Сергеевич Алексеев врач, а мама медсестра Елена Александровна Ганшина. Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу: сначала в Воронеж, так как в Плискове были только украинская и еврейская начальные школы, затем — в Москву. В школе Серёжа был старательным учеником, особенно увлекала его история. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел: касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. Страсть к истории пробудилась в детские годы, когда Сережа жил у сестер своей мамы.
В старших классах школы у Сергея Алексеева появилось новое
4
увлечение: он записался в аэроклуб. Романтика неба привлекала тогда многих подростков. Авиация бурно развивалась. Страна гордилась подвигом Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова. В школе он увлекался историей, а в аэроклубе – летательными аппаратами, техникой летного дела: «Я долго не мог определить, что из этого мне интереснее. Это – как две руки у человека, как два крыла у птицы». В июне 1940 года Сергей окончил 10-й выпускной класс 236-й школы г. Москвы. Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом. Московские же тётушки прочили ему будущность учёного-историка. Самого же юношу привлекала авиация, романтика неба. Получив удостоверение об окончании аэроклуба, Сергей Алексеев поступает в авиационное училище в г. Поставы Западной Белоруссии.
§2. Авиация и военное время
Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь. Граница была совсем близко. 22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу. Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Сергей был
тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Врачи вынесли приговор — с авиацией придётся расстаться навсегда. Медицинская комиссия уступила настойчивости молодого лейтенанта, так было получено новое назначение. Это был 5 Запасной Авиационный Полк (ЗАП), который базировался на территории с. Кинель – Черкассы и будущего города Отрадного, нашей Куйбышевской (Самарской) области. Это было на территории кирпичного завода у п. Чёрновка. В ноябре 1941 года приступили к подготовкой летного состава.
5
Шли первые, самые горькие и тяжелые месяцы войны и самолеты, и летные кадры: летчики, воздушные стрелки, механики - нужны были фронту как воздух, как вода. Отряды молодых летчиков сменяли друг друга. Сдавшие экзамены уходили на фронт. Конструкторы создавали новые машины. А Сергей Алексеев по-прежнему испытывал новые самолёты и учил летать других. Теперь у Алексеева стало больше свободного времени и он поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, полный курс которого прошел за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. Пришла Победа. Сергея Алексеева пригласили в Высшую дипломатическую школу и он это приглашение принял. Но в очередном учебном полете (здесь, над железной дорогой у Чёрновки) у самолета отказал мотор. Алексеев чудом остался жив: при падении повредил позвоночник, получил сотрясение мозга. Лечение, госпиталь. И тогда ему приходится расстаться с авиацией. Когда в январе 1946 года он приехал в Москву прием в высшую дипломатическую школу уже был завершен.
II. Глава.Певец родной истории
§1. Литературные шаги
Возвратившись в Москву, он начал работать редактором в Государственном издательстве детской литературы («Детгизе»). Эта работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни. Ему не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове, других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил. В начале 50-х годов Министерством
6
просвещения СССР был объявлен конкурс на новый учебник «История СССР» для начальной школы. Алексеев решает попытать свои силы в этом новом для него деле. Задача была следующая: просто рассказать детям о сложном. Написанному Сергеем Петровичем Алексеевым учебнику истории была присуждена премия. Этот учебник выдержал десять переизданий.
С 1946 года - редактор издательства «Детская литература», с 1950 года - ответственный секретарь, позже - председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР, автор статей по вопросам развития литературы для детей. С 1965 по 1996 гг. - главный редактор журнала «Детская литература». В 50-е годы С. П.Алексеев много ездил по стране, печатался в газетах и журналах. Первой книгой Алексеева была «История СССР. Учебная книга для 4-го класса» (1955). С тех пор историческое прошлое Родины стало главной темой Алексеева. За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв.
Историческая библиотека Сергея Алексеева стремительно росла. Книги Алексеева получили широкую известность не только в России, но и за рубежом, его произведения издавались на 50 языках народов мира.1 Во всех этих произведениях С. Алексеева русский человек — умный, смекалистый, отважный, настоящий патриот своего Отечества. §2. Встреча с писателем в нашей школе.
Из интервью библиотекаря нашей школы Любовь Ивановны
7
Киреевой: «В марте 1980 года началась работа по сбору
материала о ветеранах 5 ЗАПа, который находился в окрестностях Отрадного. В мае 1981 года состоялось открытие Музея Боевой Славы. На эту встречу съехались ветераны 5 ЗАПа со всей страны. Именно тогда обнаружили в списках ветеранов С.П. Алексеева. А 8 мая 1985 года на 40 лет Победы вместе с Подольским А.И. на встречу с однополчанами приехал Сергей Петрович Алексеев».
Сама встреча проводилась библиотекарем Любовь Ивановной Киреевой.
На встрече с Алексеевым в школе, Л.И. Киреева рассказывала ученикам о Алексееве больше чем он сам. Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, международной премии им. Горького оказался человеком, доступным в общении. Главная тема его творчества – историко-патриотическая, он писал о важнейших событиях русской истории. Ответил на множество детских вопросов. Они получили тогда в подарок книги с дарственной надписью, которые до сих пор хранятся в школьной библиотеке. А на Аллее памяти возле школы писатель посадил деревце. 2
§3. Переписка с семьёй писателя.
С тех пор наша связь с ним не прерывалась. Сергей Петрович всегда находил время написать ребятам, рассказать о новых книгах, ему были интересны их учебные успехи. К дню его рождения (1 апреля) в школе всегда проходил конкурс на лучшее поздравление, дети иллюстрировали его книги и отправляли лучшие работы. В 2008 году его не стало, но очень активно интересуется нашими делами, успехами его вдова – Валентина
8
Алексеевна АЛЕКСЕЕВА - преподаватель иностранных языков
вузов Москвы, кандидат филологических наук, член Союза писателей. И тоже пишет книги по истории нашей Родины. Она и живёт в Москве. А ребята – читатели нашей школы шлют свои отзывы о прочитанном.3
В школьном музее хранятся письма.4 Они написаны С. П. Алексеевым и его супругой.
В марте 2015 года исполнится 30 лет переписке с семьёй писателя. Но мы не останавливаемся на этом и продолжаем переписку.
Заключение
Познакомившись с творчеством С.П. Алексеева, я пришла к выводам:
- необходимо читать и знать книги детского писателя;
- наша школа будет вечно хранить память о детском писателе и лётчике - С. П. Алексееве, подарившим нам много прекрасных исторических книг. По итогам моей работы, в нашем школьном музее открыта экспозиция и мемориальная доска (2015г.), посвящённая С. П. Алексееву.
С 2015г. школе присвоено имя писателя. Ведь 30 лет ученики нашей школы изучают его творчество и общаются с семьёй. Сергей Петрович Алексеев был и остаётся настоящим патриотом нашей родины. И закончить свою работу я хочу словами великого писателя: "Мои книги для тех, кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства." Алексеев С.П.
9
Список используемой литературы
1.Тубельская Г.Н. Алексеев Сергей Петрович (род. в 1922 г. Детские писатели России. Сто тридцать имен. Биографический справочник : Ч.1: А - Л– М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С.16-18.
2.Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Флинта: Наука, 1998.-С.23-24, 26
3.Емельянова Н. Встреча с писателем//Рабочая трибуна №71 от 13 июня 1985г.- С.3.
4.http://spalekseev.ru/
5.Материалы школьного музея ГБОУ СОШ №8 ОФ-№363, №364 /Папка « Алексеев. Письма»
6.Материалы школьного музея ГБОУ СОШ №8 ОФ-№ 365 /ФотоПапка « Алексеев»
1Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Флинта: Наука, 1998.-С.23-24, 26
2Емельянова Н. Встреча с писатлем//Рабочая трибуна №71 от 13 июня 1985г.-С.3.
3http://spalekseev.ru/
4Материалы школьного музея ГБОУ СОШ №8 ОФ-№363, №364 /ПисьмаПапка « Алексеев»