НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПОНАТ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ – ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПОНАТ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ – ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Сидоров Р.В. 1
1МБОУ Салтановская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

1.Введение. Необычный экспонат школьного музея. ………………….… 2-4

2. Основное содержание: ……………………………………………………4-8

1. Что такое православная икона? Как создавалась икона?

2. История русской иконописи.

3. Находка школьного музея - Казанская икона Божьей матери.

3. Заключение. ……………………………………………………………….. 9

4. Список литературы. …………………………………………………… . 10

5. Приложения ……………………………………………………………. 11

Введение

Я хочу рассказать об экспонате школьного музея с. Салтановка. Этот экспонат необычен, как необычна и сама экспозиция. Мы назвали ее «Заочная» экспозиция». К ней мы отнесли вещи, предметы, письма, фотографии, документы, семейные реликвии, т.е. все то, что жители с. Вздружное бережно хранили и не могли подарить музею, но разрешали работать с ними: «одалживали» для написания исследовательских работ, сочинений и организации выставок в музее.

В 2015 году наш школьный музей пополнился таким экспонатом. Это была икона. Кто-то скажет: «Экая невидаль, сегодня в любом музее городской или сельской школы есть такие экспонаты!». Возможно, он будет прав. Вроде бы ничего особенного. Однако сжалось сердце, когда мы взяли икону в руки. Изъеденная жучком–древоточцем доска, потрескавшаяся краска, гвоздики, торчащие в местах крепления оклада…(Приложение 1.1,1.2,1.3). Раньше к иконам мы относились как к простым картинам. Но сейчас у нас в руках семейная реликвия, возраст которой предположительно не менее ста лет (Приложение 2). Мы смотрели на икону и понимали, как далеки от Ее таинственного мира. От неё веяло такой удивительной чистотой… Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. А ведь прекрасное рядом! Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться. Сами собой возникли вопросы: Кто ее автор? В какое время она создавалась? Что мы знаем об иконах? Зачем они нужны? Какое место икона занимает в нашем доме?

Если начать искать ответы на эти вопросы, то наши традиционные представления об иконописи в корне изменятся, больше того, откроется целый мир нового. В связи с этим считаем, что наша работа является актуальной.

Объект исследования: Иконография, иконопись. Предмет исследования: Экспонат школьного музея – икона Казанской Божьей Матери; знания об иконе жителей с. Вздружное. Цель: Исследование экспоната школьного музея – иконы, определение типа иконы, времени её изготовления и её ценности (моральной, эстетической, материальной). Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Встретиться с владельцами иконы; 2. Изучить литературу по темам « Иконопись», «Иконография» и получить ответы на следующие теоретические вопросы: Что такое икона? Что такое иконописание и чем оно отличается от живописи?

3. Познакомиться с приемами и методами создания икон; 4. Получить консультации работников Брянского Художественного музея;

5. Провести исследование экспоната школьного музея – иконы Казанской Божьей Матери;

6. Определить ценность экспоната (материальную, эстетическую, моральную).

Достичь названной цели мы смогли, решив ряд поставленных задач, и они помогли нам сформулировать Гипотезу исследования: экспонат школьного музея - икона действительно имеет именование «Икона Казанской Божьей матери» и представляет материальную, эстетическую, моральную ценность?

Я думаю, что результаты нашей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы в школе, в работе библиотеки, в музее.

В работе над темой нами использованы следующие методы:

  • чтение и анализ специальной литературы;

  • беседа с настоятелем Михаило-Архангельской церкви отцом Александром;

  • беседа с работниками Брянского Художественного музея

  • анкетирование учащихся школы и жителей села и анализ анкет.

В ходе работы, мы изучили ряд источников, из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы (Л. Д. Любимов «Искусство древней Руси») (4) сосредотачивают все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ, на истории иконографии в древней Руси. Других (Алпатов М. В. «Древнерусская иконопись», Алпатов М. В. «Краскидревнерусской иконописи», Дмитриев А.С. «Очерки древнерусского искусства») (1), (2), (3) занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография. Третьи (Розанов В. «Религия. Философия. Культура») (5) пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно философский смысл.

2. Основная часть.

2.1. Что такое икона? Как создавалась икона?

В энциклопедическом словаре «Христианство» читаем: «Икона - вид церковной живописи, символическое изображение Троицы, Спасителя, Богородицы, апостолов, святых». (7) Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому в русском языке иконы также называют образами. Как явление живописи, икона несет художественный смысл и представляет собой эстетическую и культурную ценность. Иконопись существенно отличается от живописи. Живопись основывается на непосредственном наблюдении природы, берет у неё формы и краски и предоставляет простор творчеству художника, отражает в себе его индивидуальность. Иконопись, стремится держаться принципов, освященных преданием, повторяет давно установленные типы изображений. Почти у каждого из нас в доме находятся иконы, многие из них переходят по наследству от бабушек и прабабушек. Мы почитаем красоту икон, к сожалению, порой не зная, кто на них изображен и почему это изображение считается святым. Иконопись почиталась на Руси всегда, написать икону было высоким и сложным искусством. «Красота ее не сказанна, исписана дивно, величества красоты ее не можно исповедать, высотно те и величествам и впрочем, дивно устроена», - так об иконах пишут древние письменные памятники- летописи. (3) По преданию, первой иконой был кусок ткани, на котором отпечатался лик Христа.Иконопись – трудоемкое и сложное искусство. Икона пишется на деревянной доске, чаще всего липовой, а в древности использовали и кедровые, и дубовые, буковые, чинаровые, а лучшими считались кипарисовые, т.к. не коробились от влаги и жучок их не точил. Сушили доски под навесом, переворачивая, чтобы выветривались, выпаривались, а высушенные, легонько звенели. На лицевой стороне вырезали острым теслом небольшое углубление – ковчег, а по краям оставляли чуть выступающие поля – рамочку. Затем на доску наклеивали полотно, которое называется паволока, чтобы, даже если доска потрескается, изображение не пропало, а на нее наносится специальный грунт – левкас,(13) сделанный из мела и клея. После просушки левкас тщательно шлифовали высушенным хвощем до мраморного блеска. Затем на этот грунт наносили или процарапывали рисунок – графья.(13) Писание икон требовало величайшей тщательности и сосредоточенности. Для древнего художника это не было обычным ремеслом вроде сапожного или кузнечного. Сначала мастер «раскрывал» икону, то есть намечал основные цвета и отношение между ними. Потом вновь проходил кистью по контурам, накладывал тени, выявлял объем. Затем писал одежды, если требовался сюжет, то землю, пейзаж, архитектуру и, наконец, самое важное – лики.(13) Когда живопись иконы вполне окончена, и на ней сделаны надлежащие подписи, она покрывается олифой, которая придавала поверхности блеск и большую прочность.

2.2. История русской иконописи

В христианский культ икона вошла в 6 веке в Византии. Древнейшие на Руси иконы были созданы в XII в. Из иконописцев XII века известен монах Киево-Печерской лавры преподобный Алимпий. Каково было его искусство — судить невозможно, т.к. достоверных его произведений не сохранилось. Около XIII в. установился византийский иконописный стиль. В древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов. После централизации русских земель иконопись сосредоточилась в Москве. Шедевры древнерусской иконописи создали Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв. Постепенно складывается несколько школ иконописи: киевская, новгородская, псковская, московская. В чем их отличия?

- в более или менее тонкой отделке иконы, - в резкости или плавности рисунка, - в большей или меньшей живости красок, - в различной пропорциональности изображенных фигур.

Русская церковь на Стоглавом соборе (1667 —1674) постановила допускать до иконописания «людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось «иконы писать с древних образцов». В XVIII в. законодательство ограничивается общими требованиям: « чтобы иконы были писаны без нарушения священства» (1) иконописных сюжетов. Реформы Петра Великого произвели радикальный раздел между иконописанием и живописью. Живопись в XVIII в. стала входить в большой почет в дворянской среде, зажившей на европейский лад. Иконопись сохранила за собою любовь в народной массе, не встречая поддержки свыше, опустилась до степени простого ремесла. В XIX в. во многих пунктах Московской, Владимирской и других губерниях, существуют целые фабрики, производящие ежегодно несчетное количество дешевых икон, которые расходятся по селам и провинциальным городам. Распределение труда на этих фабриках было доведено до совершенства. Изготовляемая икона проходила через десятки рук: особый мастер приготовляет для нее доску; другой наводит на нее левкас; третий переводит рисунок, пишет доличное (т.е. одежды, пейзаж); четвертый работает над ликами. Такие иконы писались по прописям.

2.3. Находка школьного музея — Казанская икона Божьей матери Нашу практическую часть исследования мы начали с посещения семьи, у которой хранилась икона. От владелицы иконы Битченковой А.С. мы и узнали (8), что это Казанская икона Божьей матери (Приложение 2). Оказалось, что мы беседуем с владелицей реликвии в четвертом поколении. Таким образом, мы предположили, что икона попала в семью в конце XIX в. Затем мы посетили Брянский художественный музей. Там мы получили подробную консультацию по нашему вопросу от Тиманковой О.И научного сотрудника музея (10) Предположения, что это икона Казанской Божьей Матери (Одигитрии), подтвердились (Приложение 3.1.,3.2). Это повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 году после присоединения её к Московскому государству. Иконографически, Казанскую икону принято относить к сокращенному огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившемся во Влахернском храме в Константинополе. Богородица изображена огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Хорошо выписаны лики и кисти рук, что позволяет сделать предположение, что наша икона подокладная (живописный слой присутствует лишь на местах, не закрытых окладом – лики, руки). Об этом же свидетельствуют и многочисленные гвоздики, сохранившиеся на доске иконы. В музее нам помогли определить время создания иконы: конец XIX – начало XX века. Это время массового выпуска икон. Наш экземпляр – поточная икона, без грунта, без основы, была изготовлена на одной из фабрик по изготовлению икон. Икона никакой художественной ценности не имеет. Для коллекционеров она также не представляет интереса. А вот для семьи, в которую была когда-то куплена с верой и надеждой на помощь и поддержку, икона является бесценной.

Так же, из беседы с настоятелем Михаило-Архангельской церкви отцом Александром мы выяснили, что в России явлено более 470 именований икон Божией Матери (9). В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же насчитывается более 860 наименований её икон (11). Для большинства икон установлены отдельные дни празднования (12), им написаны молитвы (Приложение 4).

2.4. Иконы в доме моих односельчан

Для достижения цели нами были опрошены учащихся школы, жители с. Вздружное по таким вопросам:

  1. Есть ли иконы в вашем доме?

  2. Знаете ли вы историю появления икон в вашем доме?

  3. Какие иконы у вас в доме и почему?

Доказательством также служат и результаты опроса:

  • иконы есть у 96% жителей;

  • 56% опрошенных получили иконы в наследство;

  • 18% - купили;

  • 14% - не знают историю появления икон в доме;

  • иконы, находящиеся в доме, знают 100%

3. Заключение

Подводя итоги данному исследованию, следует отметить: 1. Благодаря проделанной работе наши представления об иконах, иконописи в корне изменились, нам открылся целый мир нового. 2. На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли. 3. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

4. Жители села имеют иконы в своих домах, большинство из них досталось по наследству, и это дань памяти предкам.

5.Следует продолжить работу по изучению церковной иконописи на территории района, популяризировать ее среди населения, привлечь для этого СМИ. 6.Наша гипотеза в части предположений о высокой материальной и эстетической ценности экспоната иконы Казанской Божьей матери, к сожалению, не подтвердилась. Но, безусловно, икона имеет высокую моральную и духовную ценность для семьи, в которую была когда-то куплена с верой и надеждой на помощь и поддержку. Для этой семьи икона является бесценной.

Для нас эта работа была интересной. Ведь чем выше уровень духовного, морального, эстетического развития человека, тем выше его культура, тем выразительнее, привлекательнее его внешний облик и ярче то впечатление, которое он производит на окружающих.

4. Список источников и литературы

1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись ∕ М. В. Алпатов.- М.: Искусство, 1984.- 74 с. 2. Алпатов М. В. Краскидревнерусской иконописи ∕ М. В. Алпатов. - М., 1974. Алпатов М.: Искусство,- 173с. 3. Дмитриев А.С. Очерки древнерусского искусства ∕ А.С. Дмитриев.- М.,1986 – 237 с. 4.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси ∕ Л.Д. Любимов. – М.: Просвещение, 1974. – 336 с5. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура ∕ В.В. Розанов. - М.: Республи-ка, 1992. - 399 с. 6. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский. О почитании икон ∕ Сергий Спасский.- С.-П., 1995. – 26 с. 7. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. / С. С. Аверинцев (гл. ред.) — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-95. – 863с.

ПМА:

8. Битченкова А.С. Жительница с.Вздружное Воспоминания. Май 2015г.

9. Кунегин А.А. (Отец Александр).

Настоятель Михаило-Архангельской

Церкви с.Бобрики, Брасовского

района, Брянской области Беседа. Декабрь 2015г.

10.Тиманкова О.И. Научный.

сотрудник Брянского художест

-венного музея. Консультация. Май 2015г.

Интернет-ресурсы:

11. Официальный сайт Русской Православной Церкви

http://www.poklonnik.ru/site.xp/053055124051051055124.html

12. Календарь Русской Православной церкви

http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/6.htm

13.Словарь иконописных терминов

http://www.drev-obraz.ru

Приложение 1.1

Фрагменты киота иконы

Приложение 1.2

Приложение 1.3

Приложение 2

Экспонат «заочной» экспозиции школьного музея с. Вздружное Икона Казанской Божьей матери. (Был найден и учтен в октябре 2011г.)

Приложение 3.1

Божья мать Одигитрия Смоленская XVIIв. Божья МатьОдигитрияТихвинскаяXXв.;

Икона «Богоматерь Казанская"; к.XIX - Икона Божией Матери «Споручница нач. XX в. грешных»; середина XIXв.

Приложение 3.2

Икона Богоматерь Казанская (Одигитрия); к.XIX - нач. XX в.

Приложение 4

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Просмотров работы: 900