Введение 3
Глава 1.
Архитектурно - историческая ценность строения 3-6
здания школы №8
Глава 2.
Неизвестные страницы в истории школы 7-8
Раздел I. Неизвестные страницы учительских судеб.
Раздел 2.Печное отопление в здании школы
Раздел 3. Подземные ходы – куда они ведут?
Заключение
Список источников и литературы 9
Приложения 10-17
Введение
Живя в стране богатой своей историей, мы порой не знаем истории ближайшего окружения. Введение человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба – залог осознания человеком себя как личности.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные люди отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, традиций предков.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Воспитание любви, внимания к близким и родным, формирование навыков поведения в обществе сверстников, многосторонние знания о родном крае, где человек родился – всё это способствует подготовке достойного гражданина своей страны в будущем.
Как большая многоводная река начинается с маленького родника, так и большая Родина начинается с малой.
Малая Родина – место, где человек родился. Для меня малая Родина – это мой дом, это школа, где я учусь, это наш текстильный край, его история, его люди, его прошлое и настоящее.
Я учусь в школе № 8 г. Фурманова, история которой насчитывает с 1893 года, более 120 лет. Школу по праву можно назвать уникальной, ибо у нее долгая и славная история, связанная с историей малой родины.
Цель работы:
Изучить архитектурно – исторические особенности здания школы, проследить историю развития педагогического коллектива
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования
Исследовать здание школы
Найти объяснение символам, изображенным на лестницах
Изучить подвальные помещения школы
Изучить документы о развитии педагогического коллектива школы
Глава 1.
Архитектурно - историческая ценность строения здания школы №8
Наша школа начинает свою историю с 1893 года, когда середским фабрикантом Григорием Климентьевичем Горбуновым было построено одноклассное училище для детей рабочих. Об этом можно прочитать во всех краеведческих сборниках по истории нашего города, а также о том, что в школе была большая библиотека, а по воскресеньям в огромном рекреационном зале устраивались синематографические сеансы и литературные чтения.
В современном виде здание школы существует с 1907 года. Учителя – ветераны рассказывают, что во времена их учебы, в 30-е годы прошлого века, многое в школе было не так, как сейчас. На втором этаже – большие классные комнаты (потом поставили перегородки), в современном кабинете физики скамьи располагались амфитеатром. Не было классов на первом этаже, единый огромный зал одновременно считался клубом. По выходным дням здесь устанавливали «кинопередвижку» и «крутили фильмы».
В воспоминаниях о школе Валентина Леонидовна Кашина (Морозова), выпускница 1955 года, ветеран педагогического труда пишет: «Если вы пройдете в школьный зал, то вспомните большую сцену, и невольно всплывут сцены спектакля «Ревизор», поставленного с учащимися старших классов учителем литературы Лидией Ивановной Ополовниковой. А самим вам захочется закружиться в вальсе на паркете, как это было много лет назад. А, может быть, припомните картины, написанные на стенах зала художником Д.А. Трубниковым. К сожалению, они не сохранились».1
Елена Владимировна Устинова (Шипулина), выпускница 1942 года, ветеран педагогического труда вспоминает: «Какие замечательные спектакли ставили в школе: это и «Вишневый сад» Чехова, и сцены из «Евгения Онегина», и «Цыганы» А.С. Пушкина. Постановкой спектаклей занимались Алевтина Ивановна Трубникова, жена известного художника, учитель начальных классов, и Надежда Александровна Соловьева, учитель литературы».2
…Как завораживают меня старые фотографии! Пожелтевшие и даже ветхие от времени снимки: невероятных фасонов одежда, странные, но, наверное, модные прически молодых учителей, ученики в огромных валенках. Всматриваюсь в незнакомые лица учителей и учащихся и не могу осознать, что все они когда-то учились, работали в школе, где сегодня учусь я. За сто с лишним лет существования школа стала родным домом для многих тысяч своих учеников. И все они, ее выпускники, благодарны Школе и Учителю!
«Родиной детства по праву я могу назвать школу №8, - говорит Валентина Леонидовна Кашина. Десять лет обучения в прекрасном старинном здании. Нам, малышам, школа казалась огромным дворцом с красивым орнаментом каменного паркета, чугунными узорчатыми лестницами, зелеными фикусами в коридорах и огромным медным самоваром в начале нижнего коридора…»
Лидия Александровна Устинова, выпускница 1944 года, ветеран педагогического труда рассказывает: «Было ли у нашего поколения счастливое детство? Считаю, что было. Я поступила в первый класс в 1934 году. Дружный класс, почти все ученики с Нижнего двора и Лопатина. Послеурочное время и каникулы проводили вместе. Жили небогато, тесно, но у многих нашлось место для самодельного столика со всем необходимым для занятий: учебники, тетради, расписание, дневник, библиотечные книги. Мы любили школу, занятия, и в каникулы дома играли в школу. Наша учительница Анастасия Федоровна Водолина много занималась с нами внеклассной работой: экскурсии на фабрику, выходы в кино, подготовка художественной самодеятельности. Особенно запомнился литературный монтаж к Дню первых выборов в Верховный совет СССР в декабре 1939 года. Мы представляли детей различных национальностей, шили костюмы, выступали на избирательном участке: пели песни, читали стихи, исполняли национальные танцы».
Выпускница школы 1969 года Галина Геннадьевна Киселева (Панкова), кандидат философских наук, преподаватель одного из московских вузов, в воспоминаниях о школе пишет: «Для многих поколений Нижнего двора и прилегающих улиц школа была тем местом, мимо которого нельзя было пройти. Бабушки и дедушки, родители и дети, внуки и правнуки говорят о ней: «Моя школа». Ее воспитанники не были элитой. Для них, детей из фабричных казарм и бараков, школа была больше, чем школа. Она была храмом, поднимающим их над условиями ущербного быта, будила в них человека, давала свет и надежду. И наши родители, сами полуголодные и полураздетые, до слез жалели «угнетенных негров Америки». Школа как церковь учила состраданию и милосердию. Мое поколение было уже другим. Мы, выпускники 60-х, росли не такими наивными и покладистыми, как наши родители. Но школа по-прежнему терпеливо и неустанно выпрямляла детские души, старалась в каждом заметить искорку и зажечь, пусть маленький, но свой внутренний огонек. Не знаю и никогда не знала, на каком счету в статистических отчетах и документах была наша школа. Знала другое: она каждый день давала нам самый главный урок – как сотворить в себе человека».3
…Настоящим испытанием для всех стала Великая Отечественная война. С большим уважением выпускники школы – дети военного времени вспоминают своих учителей. В 1993 году, когда школа отмечала 100-летний юбилей, пришло письмо от Мелентьевой (Солоделовой) Валентины Алексеевны. Рассказывая о своем тяжелом военном детстве, Валентина Алексеевна с искренней любовью говорит о своем классном руководителе, учителе географии М.М.Боброве: «Михаил Михайлович Бобров – очень хороший учитель, добрая душа. Он для нас был и отец, и мать, и дядя, и тетя, потому что наши мамы много работали, а отцы были на фронте. Поэтому мы большую часть времени находились в школе».
Лидия Александровна Устинова, выпускница 1944 года, ветеран педагогического труда рассказывает: «Время было трудное: голодное и холодное. 7 ноября 1941 года шли на демонстрацию в зимнем пальто и валенках. Школа почти не отапливалась, учились в пальто, мерзли руки. Не было тетрадей и учебников, писали на книгах между строк, а чтобы не мешал текст, переворачивали книгу «вверх ногами». Учились в третью смену, с 5 часов вечера до 21-22 часов. В каникулы работали в колхозе на уборке картофеля, в деревнях Аброниха и Головино. Нас было 14 человек и учительница математики Анфиса Алексеевна Кирпичева, наша вторая мама. Она заботилась о питании и жилье. С математической точностью делила пенку с молока на 14 частей, умышленно забывая себя. Ночью на сортировке зерна работали только мальчики и то добровольно: она очень жалела нас».
Елена Васильевна Морозова, выпускница 1945 года, в своих воспоминаниях пишет о трудностях военного детства: «Самое трудное – всегда хотелось кушать. С нетерпением ждали большую перемену, когда принесут маленький (50 граммов) кусочек черного хлеба. Как назло, обязательно кто-то теряет карточки, и тогда эти кусочки отдавали товарищу. И можно представить, насколько же трудно было нашим учителям, сколько мудрости, терпения, высочайшего профессионализма им надо было иметь, чтобы в этой обстановке давать знания, учить любить предмет, научить жить, воспитать в нас мужество, трудолюбие».4
Старые клены листву раздарили,
Рыжим букетом обрадован класс.
Школа родная, тебя не забыли,
Ты собрала, познакомила нас.
Замечательный школьный гимн, написанный выпускником 1986 года Юрием Владимировичем Пашиным, звучит на всех праздниках и торжественных мероприятиях как символ верности всех поколений выпускников родной школе.
4 сентября 2010 года в школе была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная Г.К. Горбунову. История воздала должное памяти и деяниям человека, основавшего 117 лет назад нашу школу.
Здание школы имеет удивительно красивую планировку. Я рассматривала его со всех сторон и не уставала удивляться мастерству строителей. А как было построено здание, которое стоит больше века? Ответ я нашла в книге А.Е. Кабанова об особенностях старинной кладки. Наша школа построена тычковой техникой перевязки. Это видно на фото, если сравнивать несколько различных участков строения. Начиная с 17 века, такая техника кладки применялась в криволинейных сооружениях, в 19 веке этой техникой строили целые здания, например, Провиантские склады в Москве. Учёные, которые проводили некоторые исследования, полагают, что в строительный раствор добавляли яйца, которые служили связующим звеном в растворе между другими материалами и, именно от яиц, зависела крепость и долговечность конструкций. Кроме яиц добавляли в раствор и другие продукты питания, такие как молоко.
Следующее, что поражает в школе своей красотой всех без исключения – это чугунные лестницы, которых в школе две. Одна центральная, которая начинается сразу у входа в школу и красивым каскадом уходит на второй этаж, а вторая ведет от кабинета директора к входу в столовую. Я установила, что обе лестницы относятся к типу маршевых. Этот тип лестниц распространен еще в нескольких зданиях нашего города: больнице, магазине «Бегемотик», бывшем особняке Г.К. Горбунова, где маршевые лестницы сочетаются с спиральными и винтовыми. Несмотря на то, что маршевые лестницы занимают много пространства, конструкция их привлекает невероятной красоты внешним видом, различными декоративными дополнениями. Такие лестницы состоят из нескольких маршей, в нашей школе это два марша на центральной лестнице и один на лестнице, ведущей к столовой. Марши совмещены площадками, увенчанные балюстрадами. В виде крепления используются опорные столбы промежуточные подвесы, больцы и косоуры. Больцами (металлическими болтами) закреплены ступени марша, площадка закреплена к несущей стене с помощью кронштейнов, что создает эффект застывших в воздухе ступеней, а косоуры поддерживают конструкцию лестницы, придавая ей дополнительную прочность. В школе сохранились колонны, которые есть начиная с подвальных помещений, где поддерживают несущие балки, заканчивая красивыми колоннами в актовом зале школы, где они украшены различными орнаментами. Плитка сохранилась на втором этаже школы и на лестницах. Орнаменты лестницы тоже привлекают внимание. На ступенях лестницы изображены грифоны. Это мистические существа с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Они символизируют господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа – грифон олицетворяет Солнце. Цветы означают рай, виноградные листья – символ вечной жизни, а лавровый венок – означает славу. Таким образом, если говорить о значении орнаментов, то можно предположить, что они означают следующее: Солнечное место, прославляющее знания под покровительством стихии земли и воздуха. Над вторым крыльцом здания орнаменты сделаны в виде дерева, что может означать древо мудрости.
Таким образом, я убедилась, что наша школа – это уникальное архитектурно – историческое здание, которое имеет неоспоримую историческую ценность. А в сочетании с историей самой школы за сто двадцать лет ее развития как образовательного учреждения, культурную значимость ее трудно оценить.
Глава 2.
Неизвестные страницы в истории школы
Раздел I. Неизвестные страницы учительских судеб.
В моей школе есть музей. В нём собрана информация об учителях и выпускнках. В одной из папок я нашла информацию об учителях советского периода. Из дореволюционных педагогов значится только Сергей Алексеевич Иорданский. Я решила восполнить этот пробел. Я обратилась в Государственный архив Ивановской области, Государственный архив Костромской области. В материалах последнего архива я нашла Костромской календарь. В номере Костромского календаря за 1898 год я нашла сведения о том, что почётным блюстителем двухклассного Киселёвского училища (ранее так называлась моя школа) был Василий Александрович Горбунов5. Василий Александрович был племянником известного фабриканта Григория Клементьевича Горбунова. Заведовал на этот год училищем Ефим Иванович Орлов. Учителем состоял Сергей Алексеевич Иорданский. На 1900 год штат учителей оставался таким же, как и на 1898 год. В 1901 году уже было три учительской должности. Заведующим оставался Ефим Иванович Орлов, учителем Сергей Алексеевич Иорданским, третью учительскую должность занял Иван Васильевич Семеновский. На 1909 год было уже семь учительских должностей, а на 1910 год уже восемь. В этом году впервые на вакантное место Константина Викторовича Бартенева (принял священнический сан) была принята учитеница(ранее все должности занимали мужчины). Первой учительницей стала Анна Орлова, окончившая курс нерехтской женской гимназии. На восьмую должность учителя был принят Александр Петрович Кротков. Александр Петрович ранее преподавал в церковном-приходском училише Наволок, окончил курс костромской духовной семинарии 6. Про Александра Петровича Кроткова мне удалось собрать более подробную информацию. В фондах Государственного архива Ивановской области я нашла учётную карточку Александра Петровича. Кротков Александр Петрович родился в Костроме в семье священника в 1888 году. С 1904 года преподавал в двухклассной церковно-приходской школе Наволок. В Киселёвском училище преподавал с 1 сентября 1910 года по 19 июня 1914 года. Затем Александр Петрович был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне. Служил А.П. Кротков пехоте, дослужился до капитана. 8 января 1918 года был демобилизован, и вернулся снова в школу. К сожалению, тема участия в Первой мировой войне учителей и выпускников нашей школы до моего исследования была праактически неизучена. Мне первой удалось найти сведения об учителе-фронтовике этой войны. Проработать смог только 7 ноября 1919 года. До 1922 года Александр Петрович служил в Красной армии, затем вернулся в нашу школу. 7 Александр Петрович Кротков на 1927-1928 учебный год был заведующим школой8.
Раздел 2. Печное отопление школы
В школе раньше было печное отопление. Об этом напоминают дымоходы и дверки печушек – поддувал, которые сохранились на первом этаже школы в помещении перехода на первом этаже.А вот где были сами печи? Меня этот вопрос волновал долго и я попыталась восстановить процесс обогрева здания в те далекие времена, пользуясь различными литературными и другими источниками. Оказывается печи располагались в подвале школы, имели полукруглый вид, от них шли выходы для горячего воздуха на этажи школы, а поддувала для движения воздуха открывали уже на первом этаже здания, чтобы воздух проходил по всей школе. Эти приспособления сохранились до сих пор, кроме самих печей, развалины которых находятся в подвалах школы, но мне удалось их сфотографировать и эти фотографии можно посмотреть в приложении.
Раздел3
Подземные ходы - куда они ведут
О том, что в школе где то есть подземный ход, я слышала не один раз. Но вот обнаружить его, посмотреть и определить куда он ведет, мне не приходилось. Как то раз в семейном кругу я рассказывала о своих планах по созданию проекта о школе родителям. Выяснилось, что мой папа знает, где расположен подземный ход, так как очень давно видел его. Я составила протокол опроса респондента. Вот что я узнала: «Два года назад по роду своей деятельности мне пришлось помогать слесарю школы № 8 в ремонте труб отопления. Около 9 часов утра мы оказались у входа в подвальное помещение школы № 8. Освещения не было. Фонарями мы осветили своды. Они кирпичные, местами чередующиеся с известковой побелкой. Прямоугольный коридор вывел нас в большое помещение. На боковой стене я заметил небольшой проем. Высота чуть больше метра, первые метры пришлось идти пригнувшись. Дальше пройти было невозможно, потому что проход был завален. Совместно со слесарем, мы решили загородить проход старой школьной доской. Мы вышли на улицу, и решили добраться до труб отопления через другой вход в подвал. Туда добираться пришлось в резиновых сапогах, потому что подвал был затоплен. Уровень воды небольшой – чуть выше щиколоток. Свою работу мы выполнили, но интерес к подвалу под школой не исчез. Мы двинулись дальше, вглубь помещения. Через два метра – уровень воды увеличился, и идти стало невозможно. Стало ясно – коридор уходит под фундамент здания».
Конечно, увидеть это своими глазами захотела и я. В одну из суббот мы с папой и моим руководителем Натальей Евгеньевной отправились в подвалы школы, где до этого я не была ни разу. Я как будто перенеслась на машине времени. Огромный подвал, колонны, толстые чугунные балки, которые поддерживали потолок. На стене действительно висела старая школьная доска, совсем не привлекая внимания. Но когда эта доска была снята, я увидела проход, наполовину заложенный кирпичом, заваленный мусором. При детальном обследовании я выяснила, что проход уходит вниз в сторону той территории, где когда то стояли казармы. Если рассматривать это на плане школы, то можно сказать, что выход на восточной стороне здания. К сожалению, обнаруженный коридор заложен до половины кирпичом, завален мусором, но совершенно четко видно, что он уходит вниз и свод имеет полукруглой формы. Вверху была сфотографирована держащая балка, по которой видно, что она того же возраста, что и остальные конструкции. А вот как далеко идет коридор, я, к сожалению, не проследила, так как идти туда было небезопасно. На фотографии явно просматриваются ближайшие 10-15 метров и понятно, что коридор направлен вниз. Второй проход мы обнаружили в полуразрушенном подвальном помещении под столовой школы. В подвале до сих пор стоит вода, далеко мы пройти не смогли, но четко виден свод тоже полукруглой формы, уходящий вниз коридор, выходящий на южную сторону школьного здания в сторону фабрики №2. Сведений об этих проходах я не нашла ни в одном источнике литературы.
Куда ведут подземные ходы, и с какой целью они построены? Может быть, в целях безопасности при случае нападений или могли использоваться как хранилище, кто знает? Это одна из неразгаданных страниц истории старой школы.
Заключение
В своем исследовании я постаралась показать, насколько интересна история моей любимой школы. Я каждый день любуюсь красотой ее стен, изяществом лестниц, необычным рисунком старинной плитки, колоннами и классами, высота стен в которых 5 метров. Выпускники школы живут в разных городах, странах, но все они связаны прочной нитью школьной дружбы, школой, которая на протяжении не одного века была оплотом тепла, добра и науки. В ней не только учили разным наукам, но и воспитывали доброе отношение к людям, уважение, порядочность. Многие бывшие ученики говорят об этом. На основе своих исследований, я составлю новый экскурсионный маршрут по школе. Я думаю, что к ней будут относиться еще с большим уважением и почтением.
Список источников и литературы
Источники
Материалы бесед:
Забродин Алексей Александрович, 1973г.р., г.Фурманов
Смирнова Ирина Павловна, 1997г.р., г.Фурманов
Воронина Анна Евгеньевна, г.Фурманов
Воробьев Сергей Вадимович, г.Фурманов
Клюкина Нина Анатольевна, г.Фурманов
Материалы районного архива
Фотографии
Костромской календарь за 1898 год
Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО) Ф. 119 оп. 1 Д. 3109. Л.
ГАИО Ф-Р 669 оп. 1 Д. 213 Л. 22
ГАИО Ф-Р 669 оп. 1 Д. 213 Л. 25
Литература
1.А.Е.Кабанов «Из истории старинной кладки», М, 1993г.
2. Краеведческие записки. Вып. 5. Кострома, 1993.
3. http://2ladders.ru/kakimi-byvayut-chugunnye-lestnicy
4. http://ostroymaterialah.ru/kirpichi/starinnaya-kladka-kirpicha.html
5. Сборник «К 300 –ю дома Романовых», 1913г.
6. Сборник «Школе, как храму всегда поклонись», 2010г.
7.«Новая жизнь», 03.12.2013г. «нет возраста у школьной души»
8. «Новая Жизнь», 26 ноября, 2013г., «В каждом ребенке мы видим личность»
Приложения
Приложение №1
Протокол опроса:
1.ФИО: Забродин Алексей Александрович
2.Дата рождения: 27.09.1973 г.
3.Место рождения: г.Фурманов Ивановской области
4.Место проживания: г.Фурманов Ивановской области
5.Дата опроса: 27.11.2015 г.
6.Подпись ________________ Расшифровка подписи: ( А.А. Забродин)
Говорят, что Фурманов (бывшая Середа) изрезан подземными ходами. Самая известная легенда гласит, что подземным ходом связаны школа № 8, фабрика № 2, городская поликлиника, и возможно, дом Г.К.Горбунова (здание Пенсионного фонда). Я работаю слесарем-сантехником, и у меня есть возможность бывать в различных подвальных помещениях не только современных зданий.
Два года назад по роду своей деятельности мне пришлось помогать слесарю школы № 8 в ремонте труб отопления. Около 9 часов утра мы оказались у входа в подвальное помещение школы № 8. Освещения не было. Фонарями мы осветили своды. Они кирпичные, местами чередующиеся с известковой побелкой. Прямоугольный коридор вывел нас в большое помещение. На боковой стене я заметил небольшой проем. Высота чуть больше метра, первые метры пришлось идти пригнувшись. Дальше пройти было невозможно, потому что проход был завален. Совместно со слесарем, мы решили загородить проход старой школьной доской. Мы вышли на улицу, и решили добраться до труб отопления через другой вход в подвал. Туда добираться пришлось в резиновых сапогах, потому что подвал был затоплен. Уровень воды небольшой – чуть выше щиколоток. Свою работу мы выполнили, но интерес к подвалу под школой не исчез. Мы двинулись дальше, вглубь помещения. Через два метра – уровень воды увеличился, и идти стало невозможно. Стало ясно – коридор уходит под фундамент здания.
Историки скептически относятся к таким слухам. Если бы копались подземные ходы, как минимум должна быть информация о большом количестве вывезенной земли, а ее не было. Кроме того, подземные ходы обязательно дали бы о себе знать при новом строительстве.
Человек познает мир. И чем больше он узнает о мире, тем больше остается непознанного. Если бы я был исследователем, то у меня была бы огромная возможность работать с чем-то неведомым и невиданным…, хотя все исследования и открытия приходили к авторам проектов скорее внезапно и неожиданно, чем системно и планируемо!
Приложение №2
Фотоприложение
Фото №1 Г.К.Горбунов |
Фото №2 Школа в прошлый век |
Фото №3 школа в начале 20 века |
Фото №4 Первые выпускники |
Фото №5 Школьный коридор |
Фото №6 Пройди по тихим школьным этажам… |
Фото №7 лестница №2 |
Фото №8 Панорама центральной лестницы |
Фото №9 Перила на 2 этаже |
Фото №10 Вид лестницы сбоку |
Фото №11 Исследую орнаменты |
Фото №12 Площадка между маршами |
Фото №13 Лавровые венки и цветы |
Фото №14 Грифоны |
Фото №15 Ступени |
Фото №16 Колонны |
Фото №17 Актовый зал школы |
Фото №18 Печушки - поддувала |
Фото №19 Дымоходы |
Фото №20 Поддувала на 1 этаже |
Фото №21 Посещение городского архива |
Фото №22 Беседа с Н.А. Клюкиной, директором музея Д.А. Фурманова |
Фото №23 Работа в архиве |
Фото №24 У музея Д.А. Фурманова |
Фото №25 Работа с документами |
Фото №26 Газета «Новая Жизнь» |
Фото №27 Старые страницы |
Фото №28 Газета «Новая Жизнь» |
Фото №28 Первый подземный ход |
Фото №29 Папа принес фонарь |
Фото №30-31 Вид хода внутри |
|
Фото №32 Балки верхнего края хода |
Фото №33 Колонны в подвале |
Фото №34 Фрагмент стены |
Фото №35 Фрагмент стены |
Фото №36 Фрагмент стены |
Фото №37 Высота стен в кабинетах 5м. |
Фото №38 Вход в подвал |
Фото №39 Старый дымоход |
Фото №40 Проход заполнен водой |
Фото №41 |
Фото №42 Лестница на чердак |
Фото №43 |
1 Кашина (Морозова) В.Л. Листая пожелтевшие страницы альбома…//Новая жизнь.1993.12 марта.
2 Устинова (Шипулина) Е.В. Уроки совести. //Новая жизнь.1993. 30 марта.
3 Панкова Г.Г. Мы все ее должники.//Новая жизнь. 1993. 14 мая
4 Морозова Е.В. Давно, друзья веселые, простились мы со школою…// Новая жизнь.1993. 23 апреля
5 Костромской календарь за 1898 год
6 Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО) Ф. 119 оп. 1 Д. 3109. Л. 10
7 ГАИО Ф-Р 669 оп. 1 Д. 213 Л. 22
8 ГАИО Ф-Р 669 оп. 1 Д. 213 Л. 25