ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ РОМАНОВЫХ КАК ПРИМЕР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ РОМАНОВЫХ КАК ПРИМЕР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Смокаева Юлия Дмитриевна 1
1
Одинцова Л.Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Содержание:
  1. Введение (стр. 2)

  2. Тенденции развития современной семьи (стр. 2-3)

  3. Венчание четы Романовых (стр. 3-4)

  4. Дети семьи Романовых (стр. 4-8)

  5. Воспитание детей (стр. 8-10)

  6. Заключение (стр. 11-12)

Цель и задачи:

Цель - Семейное воспитание на основе духовно-нравственных ценностей Венценосной семьи Романовых

Задачи:

1. Собрать необходимую для исследования информацию, проанализировать и систематизировать ее;

2. Изучить особенности воспитания в семье Романовых;

3. Определить какие ценности влияют на духовно-нравственное воспитание.

«Дарите любовь». Эти слова написала Государыня Императрица Александра Федоровна Романова в своем дневнике за 1917 год. Простые слова, но, вдумываясь, понимаешь – глубже не сказать. Великие слова Великой Матери, жены, Императрицы.

Много ли любви и добра каждый из нас подарил близким за свою жизнь? В своих дневниках Александра Федоровна размышляет: «Еще одна возможность снискать славу миротворца – распространять христианскую любовь. Мы можем делать это примером собственной жизни, выказывая терпение, мягкость и выдержку, где бы мы ни находились, как бы дурно с нами ни обращались».

Если бы знала Императрица, какими вещими станут ее слова о выдержке и терпении!

Актуальным на сегодняшний день является духовно-нравственное воспитание молодёжи, которое во все времена и эпохи остаётся важнейшим фактором воспитания и образования. Сегодня принцип нравственности и духовности стоит остро перед семьёй. Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания Венценосной семьи Романовых. В последнее время наше общество стало задумываться о забытых в годы перемен семейных ценностях.

Сейчас много супругов разводится на самых разных стадиях супружеской жизни. Известно, что в супружеской жизни есть несколько периодов, которые называются кризисными и в которых существуют определенные факторы риска развода.

Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных и супружеских отношений. В основу создания семьи ставится не благочестие, а собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности. Многие пары предпочитают жить в гражданском браке, который в православии называется сожительством.

Может ли Венценосная семья Романовых быть образцом супружеских отношений в современной семье?

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудренными.

Это не был брак по расчёту, традиционный для венценосных особ. История жизни последней четы Романовых, принадлежавших династии, которая правила Россией на протяжении трёхсот лет, больше похожа на романтическую историю любви. Они любили друг друга преданно и нежно, всю жизнь почти не расставались и умерли в один и тот же час.

Впервые Николай и Александра встретились в июне 1884 года. Двенадцатилетняя принцесса Алекс приехала на свадьбу своей старшей сестры, которая выходила замуж за дядю цесаревича Николая. Самому Николаю было тогда шестнадцать. И хотя эта любовь была с первого взгляда, прошло целое десятилетие, пока у Ники появилась возможность задать судьбоносный вопрос. Через несколько месяцев после отъезда гостей, в дневнике Николая появится запись: «Я чувствую желание жениться. На ком же? Конечно на Алекс Дармштадской»1.

Лишь через пять лет после знакомства Алекс вновь встретилась с Ники. Ей к тому времени исполнилось семнадцать. Николай просит у отца согласия на брак с нею. Но у него были другие планы. И снова пять лет разлуки. Николай не мог перечить отцу и настаивать на браке с Алекс, но он принял одно из немногих в своей жизни твёрдых решений – ждать. В конце 1891 года в его дневнике появляется запись: «Моя мечта, когда – нибудь жениться на Алекс. Я давно её люблю, но ещё глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге. Я почти убеждён, что наши чувства взаимны»2.

________________________

1 - См. «Святой Страстотерпец Царь Мученик Николай». Санкт–Петербург 2009.

2 - См. «Святой Страстотерпец Царь Мученик Николай». Санкт–Петербург 2009.

Отец Николая остаётся непоколебим и делает всё возможное, чтобы отвлечь сына. Однако перед смертью царь уступает долготерпению сына. 8 апреля 1894 года Николай и Александра помолвились. Этот день подчёркнут в дневниках Николая тремя жирными чертами, а сам он это называет чудесным днём обручения с «драгоценной возлюбленной Алекс».

Царица Александра писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»3; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»4; «Дом – это место тепла и нежности»5. И вот так они жили, так понимали семейную жизнь – «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу.

Отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей.

В 1895 году у Царственной Четы родилась первая Дочь, Ольга.

По поводу рождения Дочери Государь записал в своём дневнике: «…Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой. Когда все волнения прошли и ужасы кончились, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся»6.

_________________________

3 - См. 90-летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святая страстотерпица Царица Мученица Александра». Санкт–Петербург 2009.

4 - См. 90-летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра». Санкт–Петербург 2009.

5 - См. 90-летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра». Санкт–Петербург 2009.

6 - См. 90-летие мученической кончины святой Царской Семьи. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра». Санкт–Петербург 2009.

Царевна была удивительно резвым ребёнком, с возрастом Она становилась всё более красивой. Ольга отличалась редкой способностью к учению, не любила хозяйство, предпочитая уединение и книги, имела склонность к искусствам, была умна, со всеми держала себя ровно, спокойно, просто и естественно.

Она была прямая, искренняя и щедрая, немедленно отзывалась на любую просьбу. Непосредственность, честность и врождённое чувство справедливости были отличительными чертами Царевны.

Государь любил вдвоём со старшей Дочерью гулять по парку. Царевна являлась главной утешительницей отца и была очень близка к Нему. В последние годы Он часто беседовал с Дочерью по ночам, доверяя Ей то, о чём не говорил никому. Известно, что многие важные решения Царь принимал наедине с собственной совестью, но для Ольги Он делал исключения, поскольку её чувствительность к любой несправедливости и фальши была для Государя проверкой Его собственных чувств и убеждений. Император очень любил Ольгу, и Она отвечала Ему взаимностью.

Все усилия Матери и Отца были направлены на то, чтобы сохранить ясный свет хрустальной души Своего старшего Ребёнка, быть может, самого непростого по характеру, и Им это удалось.

Александра Фёдоровна, очутившись перед натиском всё возрастающего непонимания и неприязни Дворца, полностью ушла в семейную жизнь и дела милосердия. Здесь она чувствовала себя нужной, это стало её целью, поскольку общество отвергало её.

В 1897 году родилась вторая дочь Татьяна Николаевна. Она была открыта обществу и готова активно работать на благо подданных своего Отца. При этом Она оставалась истинной Царской Дочерью. «Великая Княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна, - писала о Ней, С.Я. Офросимова. - Своеобразность и оригинальность придают Её лицу далеко расставленные друг от друга глаза..» Татьяна была спокойнее, чем старшая сестра, и уравновешеннее. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза.

Святая Царевна Татьяна являлась самым близким лицом Государыни. В ней отмечалось исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она была ближе всех к Матери и являлась любимицей у Неё и у Отца. Его Величество горячо любил вторую Дочь, и сёстры шутили, что если надо обратиться к Государю с какой – то просьбой, то «Татьяна должна попросить Папа, чтобы Он нам это разрешил»7.

В 1899 году родилась третья Великая Княжна Мария. Её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу… В ней таились необъятные силы настоящей русской женщины.

Вкусы Её были очень скромны, Она была воплощенной сердечностью и добротой. Сёстры, может быть, немного этим пользовались и звали Её «добрый толстый Туту». Это прозвище Ей дали за добродушную и немного мешковатую услужливость. Мария была «домашняя девушка» со своей глубинной душевной жизнью, внутри которой происходили мало кем замечаемые внутренние процессы. На людях Царевна никогда не пользовалась тем, что она дочь Императора, нисколько не кичилась своим происхождением и всегда была готова прийти на помощь, оказать услугу, делая это без какой-либо церемонности и суеты. Святая Страстотерпица Мария первой из Царских Детей случайно узнала об отстранении Царственного Отца от Престола. Некоторое время после этого Она не могла прийти в себя, рыдания душили Её, но, понимая, что нельзя огорчать Мать, Она взяла себя в руки, пытаясь казаться весёлой.В радости с сердечной тихостью встретила Она и мученическую кончину, приняв венец нетленный вместе с дорогими ей Родителями, Сёстрами и Братом Царевичем.

_______________________

7 - См. «Святые Страстотерпицы Царевны Мученицы Ольга, Татиана, Мария и Анастасия». Санкт–Петербург 2009.

В 1901 году родилась Великая Княжна Анастасия Николаевна. Узнав о рождении четвёртой Дочери, Государь долго гулял в одиночестве и был грустным, поскольку ожидал, что родится Наследник Престола.

Но, вернувшись, он совсем переменился, с улыбкой вошёл в комнату Императрицы и поцеловал новорождённого ребёнка.

Она всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко. Младшая Царевна была также бойким и беспечным ребёнком, разумным и не без хитрости – Ей всегда удавалось повернуть всё на свой лад. Её отличительной чертой было подмечать слабые стороны людей и талантливо имитировать их.

Государыня Мать прекрасно понимала, что ради пользы Дочери Её неуёмную энергию время от времени нужно сдерживать. Но в отличие от многих современных матерей мудрая Государыня Александра Фёдоровна вовсе не желала переделывать натуру ребёнка на собственный вкус, ломать Её. Доброе, любящее сердце младшей Царевны, в сочетании с её живостью и остроумием, невероятным образом окрыляло всех тех, кто имел счастье общаться с ней.

Анастасия была послушна Родителям и Старшим сёстрам. Кроткий и молчаливый дух внутренне, а не внешне был присущ и Её, потому что Анастасия была смиренна. Именно смиренна, поскольку слово «смирение» так и притягивает скрытым в нём словосочетанием «с миром». Принимать всё с миром. Даже издевательства красных «товарищей» и палачей.

В ночь мученической кончины Царской Семьи Анастасия бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые жиды!»8 Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чём она кричала. Раненая Великая Княжна Анастасия Николаевна была добита штыками и прикладами. Самая невинная претерпела наибольшие муки…

_________________________

8 - См. 90-летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святые Страстотерпицы Царевны Мученицы Ольга, Татиана, Мария и Анастасия». Санкт–Петербург 2009.

Через год после Саровских торжеств, в 1904 году, неожиданной радостью ворвалась возвещённая выстрелами из Петропавловской крепости весть о рождении Наследника Цесаревича… Когда Государю задали вопрос о том, решил ли он, какое имя будет дано Наследнику, он ответил следующими словами: «Императрица и я решили дать Наследнику имя Алексей; надо же нарушить эту линию Александров и Николаев».

Во время крещения с Младенцем произошёл замечательный случай, обративший на себя внимание присутствующих. Когда новорождённого Цесаревича помазывали святым миром, Он поднял ручку и простёр пальчики, как бы благословляя присутствующих.

Младенец был сказочно прекрасен, и все, кто имел счастье видеть его в первые годы жизни, единогласно подтверждают, что Он был дивно красив и внешним обликом, и по проявлявшейся в Его младенческих чертах дивной душевной красоте. Государыня ежедневно сама купала Наследника и так много уделяла времени детской, что при дворе даже стали говорить, что Она не Царица, а только мать.

Однако скоро многим стало ясно, что такая чуткость и заботливость Царицы были необходимы для сохранения жизни новорожденного Наследника, так как у него обнаружилась ужасная болезнь – гемофилия. Какой удар – для Матери, для Отца, для Царской Семьи, в которой Наследник был уже общий любимец… И какой удар для России…

Это был милый, хороший мальчик – умненький, наблюдательный, восприимчивый, очень ласковый, весёлый и жизнерадостный, несмотря на своё частое тяжёлое состояние. Он не переносил ложь и не потерпел бы её около себя, если бы взял власть когда-либо.

Воспитанием и образованием своих детей Императрица заведовала лично сама почти по всем предметам, кроме узкоспециальных.

Она была строга и аккуратна к себе, того же требовала и от других. Всякое своё распоряжение Царица давала обдуманно и сознательно, твёрдо помня свои слова. Она не любила тех, кто умел много говорить, а дела не делал, часто напоминая мудрую поговорку: «Молчание – золото, а слово – серебро»9. Государыня не любила роскоши, мотовства, в таком духе воспитывала и детей. Такого же взгляда был и Государь.

Царь и Царица воспитывали Детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей»10, - считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь. – Такими должны быть и мои дети»11. Они воспитывались в простоте, строгости и сердечном отношении ко всем. «Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог»12.

Как правило, дети редко принимали участие в светских приёмах, за исключением тех случаев, когда этого требовал Дворцовый этикет.

Спортивные игры занимали значительное место в воспитании Детей. Обычно это бывало в парке, обрамляющем Дворец, в Царском Селе и загородных резиденциях в конце лета или ранней осенью. Неделю или две проводили на Царской яхте «Штандарт», единственном месте, где вдали от посторонних глаз все могли расслабиться, быть самими собой. Были также вечера у тётушки Ольги, когда на чай приглашали молодёжь. Позднее стали устраивать теннис, конные прогулки с молодыми офицерами. Иногда Император сам сопровождал Дочерей в театры и на концерты.

______________________________

9 - См. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра».

10 - См. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра».

11 - См. «Святой Страстотерпец Царь Мученик Николай». Санкт–Петербург 2009.

12 - См. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра».

Санкт–Петербург 2009.

Государыня никогда не оставляла без внимания обиды на невнимание, возникавшие у Дочерей. Очень спокойно и обстоятельно всё разъясняла. Мать – Императрица писала Ольге Николаевне: «Милое дитя! Целую тебя нежно и благодарю за твои записочки. Жаль, что я не смогла повидаться с тобой наедине, но сейчас это трудно. Скоро буду свободнее, и тогда ты сможешь всё нам рассказать, всё, что тебя интересует»13.

Дочери писали и Отцу, которого тоже безмерно любили и чтили. Хотя эти письма и так исповедальны, мера любви в них не менее выразительна. В этих письмах Дети более раскованны, Они могли писать так, как заблагорассудится, чего нельзя было делать в переписке с «дорогой Мама».

Всю жизнь Александра Фёдоровна не любила конспирации, в своём же доме тайны и секреты она просто не переносила. Однако детские исповедания умела хранить, так как иное могло ранить душу той, которая ей, Матери, открылась. Когда девочки стали переходить в возраст девушек, у старших – Ольги и Татьяны – возникали свои, такие понятные, но необъяснимые для них симпатии к тому или иному молодому человеку. Дочери непременно рассказывали об этом Матери, которая в таких случаях неизменно была чрезвычайно внимательна и предупредительна. Она не запрещала им ничего, лишь учила сохранять внешнюю беспристрастность, потому что кругом так много любопытных и недоброжелательных глаз.

Невинный взгляд или улыбку, адресованную тому или иному лицу, могли истолковать по – разному. Об этом Александра Фёдоровна хорошо знала и призывала Дочерей не давать злопыхателям ни малейшего повода.

Государыня приучала Детей вести дневник и писать письма, лишь только они начинали постигать азы грамотности. Это было одним их непременных элементов воспитания. Таким путём они должны были учиться связно излагать мысли и впечатления, овладевая и эпистолярным мастерством.

_______________________

13 - См. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра».

Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин. Хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни»14. Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело – знать, а другое дело – это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей.

Вспомните, как повела себя Царица, когда началась Первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты. Супруга правителя, Императрица, вместе с Дочерьми трудилась в операционной палате, ассистируя при операциях, и ухаживала за тяжелоранеными. Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Марию и Анастасию родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Царица сказала, что, пока идёт война, Она ни Себе, ни Дочерям не сошьёт ни одного нового платья, кроме формы сестёр милосердия. Она умела держать данное слово.

Чтобы лучше руководить деятельностью лазаретов, Императрица с двумя старшими Великими Княжнами решила лично пройти курс сестёр милосердия военного времени. Выдержав экзамен, Царица и Её дочери наряду с другими сёстрами, окончившими курс, получили красные кресты и аттестаты на звание сестёр милосердия военного времени.

Два часа в день они занимались по книгам и для практики поступили рядовыми хирургическими сёстрами в первый оборудованный лазарет при Дворцовом госпитале.

________________________

14 - См. 90-летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра» Санкт–Петербург 2009.

Так же Царица ухаживала за своей парализованной фрейлиной княжной Соней Орбельяни, которую поместила при собственных комнатах во Дворце. Императрица в течение девяти лет ежедневно проводила по часу с ней, говоря о Боге и духовно укрепляя, до последней минуты жизни княжны оставалась при Ней и сама закрыла ей глаза.

Царская семья всегда вела себя достойно. Несомненно, они знали, что они царственные особы, но старались не показывать этого. Жизнь Романовы покинули так же достойно, как и взошли на престол.Даже в последние минуты жизни не показывали своего страха и держались вместе.

Великая Княжна Ольга писала из заточения:«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Это единственные, сохранившиеся стихи поэтессы Ольги Романовой:

Отец всем просит передать,Не надо плакать и роптать,Дни скорби посланы для всехЗа наш великий общий грех.Он все обиды позабыл,Он всех врагов своих простилИ за Него велит не мстить,А всех жалеть и всех любить.Он говорит: мир тонет в зле,Иссякла правда на земле,И скорбный крест грядущих днейEще ужасней и страшней.Но час пробьет, придет пора,Зло одолеет власть добра,И все утраченное вновь

Вернет взаимная любовь.

Вот она – реальная, конкретная семья, реальные, конкретные люди, которые смогли достичь счастья: и супружеского и родительского, и счастья детей, которые живут в дружной семье и видят счастливых, любящих родителей.

Счастлив человек может быть только в семье. Счастливая семье – достойные люди. Достойные люди – это достойное общество.

Источники

  1. 90–летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святой Страстотерпец Царь Мученик Николай». Изд. РУССКАЯ СИМФОНИЯ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ Санкт–Петербург 2009 г.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы

  3. 90–летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святая Страстотерпица Царица Мученица Александра». Изд. РУССКАЯ СИМФОНИЯ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ Санкт–Петербург 2009 г.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстрел_царской_семьи

  5. 90–летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святые Страстотерпицы Царевны Мученицы Ольга, Татиана, Мария и Анастасия». Изд. РУССКАЯ СИМФОНИЯ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ Санкт–Петербург 2009 г.

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_II

  7. 90–летие мученической кончины Святой Царской Семьи. «Святой Страстотерпец Царевич Мученик Алексей». Изд. РУССКАЯ СИМФОНИЯ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ Санкт–Петербург 2009 г.

Тезисы доклада

Актуальным на сегодняшний день является духовно-нравственное воспитание молодёжи, Сегодня принцип нравственности и духовности стоит остро перед семьёй. Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания Венценосной семьи Романовых.

Может ли Венценосная семья Романовых быть образцом супружеских отношений в современной семье?

Отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. В 1895 году у Царственной Четы родилась первая Дочь, Ольга.

. Непосредственность, честность и врождённое чувство справедливости были отличительными чертами Царевны. В 1897 году родилась вторая дочь Татьяна Николаевна. Она была открыта обществу и готова активно работать на благо подданных своего Отца спокойнее. В 1899 году родилась третья Великая Княжна Мария. силы настоящей русской. Она была воплощенной сердечностью и добротой . В 1901 году родилась Великая Княжна Анастасия Николаевна. Её отличительной чертой было подмечать слабые стороны людей и талантливо имитировать их. Неожиданной радостью ворвалась возвещённая выстрелами из Петропавловской крепости весть о рождении Наследника Цесаревича

Воспитанием и образованием своих детей Императрица заведовала лично сама почти по всем предметам, кроме узкоспециальных. Государыня приучала Детей вести дневник и писать письма, лишь только они начинали постигать азы грамотности Когда началась Первая мировая война Супруга правителя, Императрица, вместе с Дочерьми трудилась в операционной палате, ассистируя при операциях, и ухаживала за тяжелоранеными. Поступок матери стал примером и для Великих княжон. . Жизнь Романовы покинули так же достойно, как и взошли на престол.

Счастлив человек может быть только в семье. Счастливая семье – достойные люди. Достойные люди – это достойное общество.

Просмотров работы: 1191