УСТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УСТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Обухова Г.В. 1
1
Райшина Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1.Устная история как метод изучения истории ХХ века……………......6

Глава 2. Дети войны – труженики тыла……………………………...…….…....8

Глава 3. Дети на оккупированной территории...…………………..…………..12

Заключение……………………………………………..………………………...16

Используемые источники и литература……………………………………..….18

Приложени………………………………………………………………………..21

Введение

Актуальность темы: Мир детства в военные годы – это испытания, лишения, потери, которые переживал весь советский народ, и все же дети переживали это наиболее тяжело: теряли семьи, работали на предприятиях, в сельском хозяйстве и, нередко, воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Воспоминания, вещественные и документальные свидетельства военного детства – бесценные источники для изучения этого периода. К. Симонов подчеркивал огромную важность записи и сохранения воспоминаний о войне – «живой» памяти и «живой» истории1 – и сам немало для этого сделал. Устная история, как историографическая практика стала распространяться в современной российской историографии с 1990-х гг. Одним из основных объектов интереса устных историков в настоящее время в России является проблематика Второй мировой и Великой Отечественной войн, социальных процессов, связанных с ней.

Обращения к воспоминаниям детей войны началось сравнительно недавно. В 2010 году в Краснодаре был выпущен сборник научных статей «Вторая мировая война в детских «рамках памяти».2 В сборнике представлены статьи 14 авторов из России, Украины и Германии на тему детской памяти о войне. В 2007 году в Алтайском крае был издан сборник воспоминаний детей военного времени.3 В этом сборнике размещены воспоминания и нашего мемората В. Д. Обухова, несовершеннолетнего узника фашистского концлагеря.

Устные источники позволяют приблизиться через воспоминание к реалиям и опыту самовосприятия человека, предоставляют возможность писать историю «снизу», сфокусировать внимание на отдельном человеке как действующем лице и по-новому интерпретировать отношение человека к прошлому. Устные записи воспоминаний – исторический источник о социальной истории войны, повседневности в годы войны. Рассказы наших информантов, которым в годы войны было от 8 до 17 лет, показывают, как их личный опыт превратился в память и историю.

Цель данной работы: Проанализировать собранные в результате поисковой деятельности материалы воспоминаний людей, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на судьбы детей войны; определить общее и особенное в интерпретации событий того времени.

Задачи работы:

  1. Кратко охарактеризовать отличительные признаки устного исторического источника как метода изучения истории

  2. На основе анализа собранных воспоминаний детей войны, проживающих в п. Целинный Ключевского района Алтайского края показать общее и особенное в воспоминаниях детей, живущих в советском тылу в годы Великой Отечественной войны

  3. Используя воспоминания детей военного времени, охарактеризовать жизнь на оккупированной врагом территории.

Объект исследования: влияние событий Великой Отечественной войны на образ жизни детей того времени.

Предмет исследования: информация о жизни и быте детей в 1941-1945 годы, полученная на основе устных воспоминаний детей войны.

Хронологические рамки работы – 1941-1945 гг.- совпадают с датой Великой Отечественной войны.

Методологическая основа исследования.

Главными являются принципы историзма (объект рассматривается в динамике, в контексте исторического фона, с учетом накопленных знаний) и объективности научного анализа.В исследовательской работе используются приемы системного анализа, которые позволяют рассматривать устные воспоминания о Великой Отечественной войне как историко-культурное явление, то есть как целостную систему. Проблемный подход является одной из составляющих методологии данного исследования.

Методы исследования: Интервьюирование; анализ и синтез полученной информации; сравнительно-исторический метод

Основу работы составили устные воспоминания людей, переживших события Великой Отечественной войны в детском возрасте. Эти воспоминания содержат информацию о жизни людей, как в советском тылу, так и на оккупированной территории, о нахождении в фашистском концлагере. Эти воспоминания являются неофициальной историей, дают возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельной личности. Наши информанты – люди преклонного возраста, но сохранившие здравый ум и неплохую помять о военных событиях. Воспоминания детей войны схожи общей направленностью затрагиваемых тем, но различаются деталями.

Новизна работы: впервые в научный оборот включены воспоминания людей, проживающих на территории Новоцелинного сельсовета Ключевского района Алтайского края, переживших войну в детском возрасте. Результаты работы пополнят материалы школьного и муниципального музеев; могут быть использованы на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война» в образовательных учреждениях района

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором определена цель, поставлены задачи исследования, выделены методы работы; трех глав, раскрывающих содержание темы. Принцип выделения глав в основной части – проблемный. Заключения, в котором подведены итоги исследования, списка источников и литературы; приложения.

Глава 1.Устная история как метод изучения истории ХХ века

Устная история это – актуальное направление в методологии истории XX–XXI вв. Главной ее отличительной особенностью является реконструкция исторических сюжетов на основе устных источников – воспоминаний и свидетельств современников и участников событий. Устная история отличается собственным путем исследования и проникновения в прошлое, при этом, как и все дисциплины, она имеет свои методы получения данных и их анализа, тематику и проблематику, собственную источниковую базу, теоретические и методологические подходы.4 Воспоминания участников и свидетелей исторических событий способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников и могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события. Воспоминания субъективны. Это не недостаток, а свойство исторического источника, они несут на себе отпечаток личности автора. Что же такое человеческая субъективность? М.А. Барг, например, определяет ее как «практическую, духовную, нравственную вооруженность индивида в процессе взаимодействия с объективным миром людей и вещей».5 Все многообразие устных исторических источников можно разделить на три группы: отражающие индивидуальную историческую память: свидетельства конкретных участников и современников событий, их ближайших потомков; отражающие групповую коллективную память: семейные предания и легенды, слухи; отражающие общественную, общенародную память: героический эпос, исторические песни6.

В год семидесятилетия Великой Победы в нашей школе силами учеников 5-11 классов и их классных руководителей была проведена поисковая работа по теме «Память о событиях Великой Отечественной войне в воспоминаниях детей военного времени». Задача, которая ставилась перед участниками акции - собрать и проанализировать устные воспоминания о войне людей, переживших ее в детском возрасте. Как выяснилось, «дети войны» и спустя годы помнят свое военное прошлое достаточно отчетливо. Отдельные образы-картины военного времени находили объяснение в более зрелом возрасте, на них могли наслаиваться знания о Великой Отечественной войне, почерпнутые из средств массовой информации, художественных фильмов, научной литературы. В сознании субъекта с течением времени происходило неосознанное переплетение индивидуального и коллективного пластов социальной памяти. Было проведено 15 устных интервью, 2 из которых представлены как видеозапись, остальные являются рукописными текстами – транскриптами. Информаторами были люди пенсионного возраста: старшему 92 года, младшему – 83; средний возраст опрашиваемых - 87 лет. Из числа опрошенных – 13 женщин и 1 мужчина. Все интервью проводились на территории п. Целинный Ключевского района Алтайского края.

Детям войны были предложены вопросы, предложенные Т. К. Щегловой в учебном пособии «Устная история», для детей, переживших войну в советском тылу 7; были разработаны вопросы для тех, кто пережил оккупацию - приложение 1,2. Поведанные информантами устные истории об их жизни в годы Великой Отечественной войны позволили реконструировать военную повседневность детей, с одной стороны, и проследить каналы формирования патриотического воспитания, отношения к врагу, переплетение индивидуальной и коллективной памяти о событии – с другой.

Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). И, тем не менее, сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.

Глава 2. Дети войны – труженики тыла

Самую большую группу опрошенных – 13 человек, составили дети войны, которые все военные годы провели в советском тылу. Из них 12 человек – на территории Алтайского края, один – Саратовской области. Средний возраст информантов 87 лет. К началу войны им исполнилось от 8 до 17 лет.

. О том, что началась война, наши «дети войны» узнали из сообщения по радио, или по распространившимся по селу крикам женщин. «Люди плакали и кричали»,- говорит Е. В. Куликова. «Отца забрали в военкомат прямо с поля в первый день войны», - вспоминает П. Т. Осыкина.

Люди в тылу во времена Великой Отечественной жили трудно. Быт был не налажен. Одеты дети были плохо. «Шили из маминых расшитых рушников кофты, вязали из овечьей шерсти жесткие юбки. А летом на ноги (к подошве) привязывали дощечки, чтобы стерня не колола ноги», - говорит Л. И. Рыдченко. «Зимой в школу ходили в валенках. Весной, когда таял снег – неслись босиком. Прибежим – и ноги к раскаленной печке» - говорит З. Л. Расенко. «Зимой обуви не было. Брали шкуру быка, мяли и шили обувь – из сыромятины. Зимой проходим в ней сколько, а весной она размокала», - рассказывает Е. В. Куликова. Практически все вспоминают о постоянном чувстве голода в эти годы. «Дома была корова. Но она была не кормилицей, а поддержкой к картофельно-травяным лепёшкам и слегка забелённой похлёбке. Молоко сдавали государству. Жили с постоянным чувством голода», - из воспоминаний Дрыгиной А. В. «С едой было очень сложно, собирали в поле полову, веяли, зерно мололи на ручной мельнице, добавляли картошку, а чаще – очистки от картофеля, и пекли оладушки», говорит Е. В. Задоя. Поэтому одним из самых сильных воспоминаний об этом времени для А. В. Степченко стали месяцы, когда «на озере Шукыртуз набрали соли и поехали по районам менять на продукты. Выменяли пуд пшена, пол-литра топлёного сливочного масла, мешок мелкой рыбы – гольяна, и мешок мёрзлой картошки. И долго потом варили из этого суп. Зато настоящий – с картошкой, пшеном и маслом».

Очень важным и необходимым занятием детей была учёба. В школу старались отправлять детей регулярно. В 1 класс пошла учиться Е. В. Задоя, в пионеры в 4 классе приняли П. Т. Осыкину, в любую погоду, даже босиком по весенним лужам, прибегала З. Л. Расенко. И как бы ни было трудно, в холодных, (дров не хватало, и топили плохо) помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. «Помню что не было ни тетрадей, ни учебников, писали на газетах, на полях книг, но учиться я любила, и учительница всегда хвалила меня», - вспоминает З. Л. Расенко.

Но не все дети находили время для обучения. В деревнях исстари так повелось: считалось, что главный труд на поле и в огороде, а без учебы прожить можно. Поэтому в воспоминаниях отмечается, что удалось окончить только 5 классов и начала работать Люкина П. И., после 5 класса послали учиться на ветеринара в Родино Дрыгину А. В., что после 7 класса поступила учиться в Петуховскую МТС Сокоделова М. В., бросила школу А. В. Степченко. Главным занятием в тылу детей и взрослых в годы войны был труд, тяжелый и кропотливый, позволяющий обеспечить живущим в тылу какое – то пропитание и оказать посильную помощь фронту. Вначале женщинам и детям нужно было научиться обходиться без мужчин, научиться все делать своими руками. Все это женщины и дети смогли. Абсолютно все вспоминают, как трудились в годы войны.

Четырнадцать лет было Анастасии Горбачевой (сейчас – Степченко), когда началась война. Отец, председатель колхоза, ушел на фронт. Школу бросила. Начала на ферму корм возить, пришлось и прицепщицей на тракторе, и конюхом поработать. «Рано весной уезжали в бригаду. Там был барак, кухонька, и там я была кухаркой. Продукты, в основном, были свои, но на суп колхоз выделял. Хлеб пекли в колхозе, выдавали уже печённый. В уборку зерно возили на конях в Кулунду, насыпью, а уже на элеваторе пересыпали в мешки и носили по трапу. А было нам по 15-17 лет. Возили на лошадях, приходилось и ночевать в поле - лошади уставали, надо было кормить их и давать отдых. А уж о людях кто бы заботился!?».

Дети, как и взрослые, старались помочь фронту. Вязали для воинов носки и рукавицы. Чтобы помочь семье, не умереть с голоду работали на своих приусадебных участках, выращивали капусту, картошку, косили траву для коровы. Но молоко, яички сдавали. Денег в деревне не было. Да, как сказала П. Т. Осыкина: «ничего не надо было, никаких денег - лишь бы не было войны».

«Народ был сплочённый, дружный, постоянно пели песни, они помогали в войну. Пели такие песни, как «Катюша», « Шла война». Жили очень дружно» - вспоминает М. В. Сокоделова.

Т. В. Точеная рассказывает: «Спасала всех нас взаимопомощь, поддержка друг друга в трудные минуты. Вынесли мы все трудности, были молоды, верили в то, что всему этому придет конец. Понимали, нелегко и на фронте, не теряли веру в победу». Четыре года войны тянулись долго, но наступил май 1945 года. «Об окончании войны сообщил верховой. Все были очень рады, высыпали на улицу, обнимались, целовались и плакали одновременно. Особенно плакали вдовы погибших. А живых стали ждать с войны» (А. В. Дрыгина). Практически все дети войны узнали о Победы на колхозном поле, и все отмечают, что это «праздник со слезами на глазах». «Радовались, гордились, ревели страшно от радости, песни пели» (Сокоделова М. В.). «Кончилась война, кончилась, позвонили в МТС и сказали, что победили! Мы всё бросили, побежали в деревню. Стали плакать, радоваться, зарезали барана, наелись вдоволь, в войну ведь маленький кусочек на 6-7 человек делили» (Гусева У. М.).

Недалеко от линии фронта закончилось детство у четырнадцатилетней Раисы Сюртуковой. Родилась Раиса 21 апреля 1927 года в с. Романовка Саратовской области. В 1942 году поступила на шестимесячные курсы медсестер. Когда закончила курсы - отправили в г. Аткарск Саратовской области в госпиталь, который находился в педагогическом институте. Тогда, молоденькие медсестры не считались военнообязанными. Они работали, как вольнонаемные. Так, всю войну Раиса работала в этом госпитале, делала уколы, перевязки, ездила в Саратов за донорской кровью и сама сдавала кровь. В день победы была на дежурстве. Корпус госпиталя был трехэтажный, на третьем этаже услышали шум. Врач послала Раису узнать, в чем дело. Она открыла дверь в палату, а там все раненые, и кто может (их поддерживают) на ногах, шум, смех, крики. На вопрос Раисы, в чем дело, они кричали: «Победа! Победа!» В офицерской палате было радио. В этот день на площади были митинги и столько радости, музыка, танцы, смех и конечно слезы. Слезы радости, и слезы печали о невозвратимых потерях (смерти родных и близких)8.

Вывод: Таким образом, общими для всех информантов являются сюжетные линии: труд в годы войны, из повседневной жизни – проблема голода, отсутствие одежды и обуви; день Победы.

Информанты подчеркивают, что с уходом на фронт трудоспособной части мужского населения в колхозах остались старики, женщины и дети. Медсестрами в госпитале были молоденькие девушки. Несмотря на нужду и бытовые заботы три информанта посещали занятия в школе, еще трое учились в училище и на курсах МТС.

Наиболее упоминаемые в воспоминаниях слова: Победа, Сталин, колхозные работы, военное время, голод, инвалид, помощь фронту.

Глава 3. Дети на оккупированной территории

В годы войны под контролем Германии оказались территории Белоруссии, Украины, Прибалтики и 13 областей РСФСР. Генеральный план «Ост» (нем. Generalplan Ost) - секретный план немецкого правительства Третьего рейха по проведению этнических чисток на территории Восточной Европы и её немецкой колонизации после победы над СССР. Исполнение плана должно было гарантировать, что завоёванные территории приобрели бы безвозвратно немецкий характер9. Населению предписывалось беспрекословно выполнять установленные немцами нормы поставок мяса, молока, зерна, фуража и т. п. для германской армии. Среди прочего в Германии для оккупированных территорий был разработан так называемый «План голода» (Der Hungerplan), который также называют «план Бакке» по имени его автора. Идея состояла в том, чтобы сократить население оккупированных территорий СССР до тридцати миллионов человек, а излишки продовольствия направить на нужды немецких войск и Германии. «Славяне должны работать на нас. Они могут умереть, поскольку они нам не нужны».10 План голода привёл к массовой гибели гражданского населения и советских военнопленных, которые почти не получали питания11.

В оккупации оказалась Мария Прохоровна Гноевая, 22.06.1932 года рождения. Вместе с родителями она жила в Винницкой области, Фатовского района, с. Фронтовка на территории Украины. 22 июня 1941 года маленькой Маше Гноевой исполнилось 9 лет, и с соседскими ребятишками она побежала на гору за птенцами (подарок на именины). В гнезде, до которого они смогли добраться, оказался один птенец, довольные они пошли домой. И вдруг в небе показались самолеты, много, летят как вороны. А навстречу бежит мама с братом и плачет. Схватила Машу за руку, выбросила птенца и бегом в село. Добежали до речки сели за бугорок, а вода в речке бурлит от пулеметных очередей, стреляли с самолета. Как остались живы? До сих пор тот страшный день преследует во снах Марию. И в эту же ночь в село вошли немецкие войска, пехота и танки. Многие из села, в основном мужчины ушли в партизаны, местность в этих краях холмистая и кругом леса.12

Когда прошли немецкие войска по селу, всё забрали всё, что можно. Ничего не осталось в доме. Начался голод, собирали гнилую картошку, сушили траву и толкли её, а потом из этого пекли лепешки. Помнит Мария, как в их доме жили немецкие офицеры, которые заняли большую комнату, а они ютились в маленькой.

В День Победы они с братом на своей отощавшей корове пахали колхозное поле и вдруг услышали, что кричат « Победа, Победа!». Побежали в село, а там слезы и радость пополам. Долгих четыре года ждали это слово. А детство уже не вернуть, оно принесено в жертву войне.

Валентину Обухову было всего 10 лет, когда началась война. Семья жила недалеко от Керчи, в Крыму – в п. Камыш-Бурун. Он вспоминает: «Было жутко когда налетали немецкие самолеты, сбрасывали бомбы на порт, рыбозавод, фабрику и другие объекты, особенно когда они сбрасывали с самолетов пустые бочки, которые со страшным шумом и ревом падали на землю. 30 декабря 1941 года фашисты согнали все население поселка в большой овраг, который окружали автоматчики с собаками; установили пулемет, а дома подожгли. Наверно хотели всех расстрелять, но наши самолеты летали очень низко над головами и летчики не позволили расстреливать людей»13. В 1942 году началась вторая оккупация Керчи. В мае 1942 жители поселка спрятались в катакомбах Аджимушкай. «Немцы прорвались к катакомбам и стали травить находившихся в них людей, замуровывали входы, бросали бочки с горючей смесью, закачивали угарные газы. Было трудно дышать, от угарных газов кружилась голова, подступала тошнота. Тогда, чтобы сохранить жизнь мирным людям, командование Красной Армии приняло решение вывести их через не заваленные выходы из катакомб на поверхность. Пришлось вернуться в поселок. Жителям по карточкам стали продавать черный хлеб с опилками пополам, крепким как камень, по 300-400 грамм на семью, но не всегда. Разрешили детворе, ходить на берег пролива для ловли рыбы удочками, только днем. На улицах было темно, стояли виселицы, часто были выстрелы по ночам»14. 14 октября 1943 года вместе с другими женщинами и детьми поселка Обухова Валентина, брата Клима и его маму погрузили в товарные вагоны. В душном, пропахшем потом и нечистотами вагоне долго везли в неизвестном направлении через Украину. Были короткие остановки, но из вагонов не выпускали. Затем повезли по Германии, иногда делали остановки, и тогда всех выгоняли из вагонов, где в санпропускниках делали санитарную обработку, дезинфекцию и купание. Затем снова загоняли в вагоны и везли дальше. Конечная остановка эшелона оказалась на территории Франции. Опять погнали в санпропускник, сделали санобработку, а затем разместили в бараках, огражденных колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, охрана была с собаками. Кормили пустой похлебкой с брюквой и кусочком хлеба. По утрам выстраивали в колонну и гнали на работу, заставляли делать ремонт железнодорожного полотна: заменяли шпалы, засыпали щебень под шпалы, меняли рельсы. Это делали дети, старики, женщины

Осенью 1944 года снова загнали в вагоны и отправили в Германию. Возили по всей стране, заставляли засыпать воронки от бомб после бомбежек, ремонтировать железнодорожные полотна и разбирать руины близлежащих домов. Объездили много городов, но остались в памяти лишь города: Франкфурт-на-Майне, Кельн, Дрезден. Затем повезли в Чехословакию. Здесь в конце апреля 1945 года узники концлагеря были освобождены наступающими частями советской армии.

День Победы встретили в Варшаве. Остановка была в Бресте, где пробыли несколько дней. Там всех опять проверили, выдали документы на проезд и продукты питания на дорогу к месту жительства. Ехали по Украине, остановились в Донбассе, где жили родители мамы. Валентин заболел дорогой и остался у бабушки, а мама с братом поехали дальше на свою родину в Ростовскую область, как было указано в сопроводительных документах.

Вывод: Планы «Ost» и «Бакке», предусматривающие программу истребления народов СССР, осуществлялись нацистами последовательно и упорно. Согласно воспоминаниям наших информантов, в оккупации жители страдали от голода; ежедневно находились под страхом смерти. Дети хорошо запомнили зверства фашистов, расправы над мирным населением, отступающие, а позже наступающие советские войска.

Заключение

Проведение интервьюирования среди детей войны связано с тем, что они являются последним поколением свидетелей войны. Основные сюжетные линии воспоминаний имеют локальный характер и предоставляют возможность произвести реконструкцию повседневной жизни информанта, его семьи в годы войны.

Впоследствии для многих представителей поколения «детей войны» их военное детство стало ключевым периодом всей жизни. Отношение к войне формировалось уже в послевоенные годы под влиянием СМИ, кинообразов и героев литературных произведений. Таким образом, культурная память о Великой Отечественной войне наслаивалась на индивидуальный опыт выживания детей в условиях советского тыла или немецкой оккупации.

Большинство детей работали в колхозах, трудились день и ночь, голодали, отдавая все фронту, делали все возможное для победы. Многие с горечью вспоминают о том, что их дальнейшая жизнь была разрушена и нанесена такая психологическая травма, от которой они так и не смогли оправиться: не смогли получить образование, всю жизнь тяжело работали. Но при этом все дети советского тыла говорят о взаимоподдержке, взаимовыручке и помощи друг другу.

Характерной чертой части воспоминаний о военном детстве в тылу врага является повторяющееся при разговоре упоминание об организации в населенных пунктах сопротивления в период оккупации («ушли в лес, в партизаны», «расстреляли за связь с партизанами» и т.п.). Оккупанты в глазах детей, являются однозначными врагами. Дети, оставшиеся в советском тылу, говорят не о движении сопротивления, а об уходе мужчин на фронт, возвращении после ранения – приложение 3.

Все информанты говорят об отсутствии еды и одежды, радуются Дню Победы, но отмечают, что «это праздник со слезами на глазах».

Обо всех наших детях войны, проживающих в поселке, можно сказать, что они мыслят образами советского времени, что на воспоминания детских лет наложили опечаток книги, фильмы, рассказывающие об этом периоде. Никто из информантов не передал в рассказе сомнения, существовавшие на тот момент, в возможности победы. И в этом случае трудно сказать, передают ли они действительно свои оценки тех лет или уже постфактум, основанные на реальности победы.

Практическая значимость работы определяется использованием ее материалов, документов и выводов в образовательной деятельности.

Источники и литература

Неопубликованные источники

  1. Гноевая, Мария Прохоровна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 013 (транскрипт)

  2. Гусева, Ульяна Матвеевна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 009 (транскрипт)

  3. Дрыгина, Анна Васильевна - //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 001

  4. Задоя, (Горбачева) Евдокия Васильевна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 003 (транскрипт)

  5. Куликова, Екатерина Васильевна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 004 (транскрипт)

  6. Люкина, Прасковья Ивановна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 007

  7. Обухов, Валентин Данилович //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 014 (транскрипт)

  8. Осыкина, Полина Трофимовна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 006

  9. Расенко, Зинаида Леонтьевна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 010 (транскрипт)

  10. Рыдченко, Любовь Ивановна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 005 (транскрипт)

  11. Скворцова, Наталья Демидовна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 015 (транскрипт)

  12. Сокоделова, Мария Васильевна//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 008 (транскрипт)

  13. Степченко, (Горбачева) Анастасия Васильевна // Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 002 (транскрипт)

  14. Сюртукова, Раиса Егоровна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 012 (транскрипт)

  15. Точеная, Татьяна Владимировна //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 011 (транскрипт)

Литература

  1. Барг, М.А. О роли человеческой субъективности в истории // История СССР. - 1989. - № 3. - С. 12

  2. Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сборник научных статей / под ред. А.Ю. Рожкова. – Краснодар: Экоин-вест, 2010. – 380 с.

  3. Дети войны. Народная книга памяти /Под ред. В. Шервуд [Электронная книга] - http://coollib.net/b/311993

  4. Детство, опаленное войной. Сборник воспоминаний детей военного времени подготовлен региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Алтайскому краю. – Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. – 232 с.

  5. Пронин, А. План «Ост» // Столетие. – 2015 – 21 мая. Интернет-газета – [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.stoletie.ru/ww2/plan_ost_284.htm

  6. Симонов, К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. - М.: Искусство,1985. – С. 210 – 334 с.

  7. Стрекалова, Г. В. «Эмиссия» источников личного происхождения: к возможностям устной истории в исследовательском локальном пространстве» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/71005/Strekalova.pdf?sequence=1

  8. Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. –С. 350 - 504 с.

  9. Устная история. Как проводить интервью? – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://urokiistorii.ru/taxonomy/term/158/2238

  10. Шанцева, Е. Н. Брянщина в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизм. – Брянск: БГТУ, 2010. –С. 43 - 290 с

  11. Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364 с.

Приложение 1

Вопросы интервью с детьми, пережившими войну в советском тылу15

1. Когда и как Вы узнали о войне?

2. Как вели себя окружающие? Что Вам больше всего запомнилось?

3. Что изменилось в Вашей семье, в деревне, в Вашей жизни?

4. Какой состав имела Ваша семья на протяжении войны? Кто был призван на фронт? Кто и в каком возрасте остались?

5. Чем Вы занимались до войны? Какое имели образование?

6. Где работали во время войны? На какие работы Вас привлекали до и во время войны?

7. Кто работал вместе с вами? Как распределялись обязанности? Как было организовано производственное обеспечение труда?

8. Какой существовал режим труда?

9. Какие существовали жилищные и бытовые проблемы военного времени?

10. Как Вы узнали о Победе?

Приложение 2

Вопросы интервью с детьми войны,

переживших немецкую оккупацию

  1. Сколько вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили?

  2. Как и когда вы узнали, что началась война?

  3. Кто из родителей или других родственников воевал, какие имеет награды?

  4. С кем из родственников вы жили во время войны?

  5. Видели ли вы наших солдат, при каких обстоятельствах?

  6. Помните ли Вы бомбежки?

  7. Какие события были самыми страшными?

  8. Что помогало вам выжить?

  9. Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы?

Приложение 3

Основные темы воспоминаний детей войны16

советский тыл

оккупированная территория

общее

Ненависть к врагу

Тяжелый быт: голод, отсутствие одежды, обуви

Победа – праздник, «со слезами на глазах»

Наслоение индивидуального опыта и культурной памяти о войне, основанной на советских фильмах, книгах

особенное

Отсутствие в селе захватчиков

Жизнь с оккупантами

Учились в школе (в основном)

В школе не учились

 

Организация сопротивления

   

Концлагерь

1 Симонов, К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. - М.: Искусство,1985. – С. 210

2 Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сборник научных статей / под ред. А.Ю. Рожкова. – Краснодар: Экоин-вест, 2010.

3 Детство, опаленное войной. Сборник воспоминаний детей военного времени подготовлен региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Алтайскому краю. – Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. – 232 с.

4 Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011 – С. 36-37

5 Барг, М.А. О роли человеческой субъективности в истории // История СССР. - 1989. - № 3. - С. 12

6 Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв.ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. –С. 350 - 504 с.

7 Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011 – С. 328-331 – 364 с.

8 Сюртукова, Р. Е. //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 012

9 Пронин, А. План «Ост» // Столетие. – 2015 – 21 мая. Интернет-газета – [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.stoletie.ru/ww2/plan_ost_284.htm

10 Шанцева, Е. Н. Брянщина в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизм. – Брянск: БГТУ, 2010. –С. 43 - 290 с

11 Дети войны. Народная книга памяти / Под ред. В. Шервуд [Электронная книга] - http://coollib.net/b/311993

12 Гноевая, М. В. //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 013.

13 Обухов, В. Д.. //Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 014

14 Обухов, В. Д.//Архив музея «Боевой Славы» МБОУ «Целинная СОШ». Фонд устных источников. Меморат № 014

15 Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – с. 328-331

16 Таблица составлена автором работы на основе транскриптов

Просмотров работы: 3304