Введение
Хакасские писатели в Великой Отечественной войне
Заключение
Список литературы
Введение
Окончание Великой Отечественной войны стало важным рубежом в истории формировании советской интеллигенции. В данной работе речь пойдет о роли войны в формировании фронтовых поэтов Хакасии, так как именно она породила новое поколение молодых писателей, полных творческой энергией.
В послевоенное время приток новых литературных сил стал настолько многочисленным, что появилась необходимость принять организационные меры, чтобы помочь молодым писателям.
Цель: рассмотреть хакасских поэтов участвовавших в Великой Отечественной войне.
Хакасские писатели в Великой Отечественной войне
Как и вся наша страна, Хакасия внесла большой вклад в достижение победы над фашистской Германией. Многие из тех, кто ушел на фронт, и кто остался в тылу, не дожили до этой знаменательной даты, а вместе с ними и их воспоминания. Среди них, были и поэты, писатели Хакасии. И то, что они видели, перенесли в годы войны, выразили в своих стихотворениях, фельетонах, очерках.
С началом войны многие писатели ушли добровольцами на фронт в составе 309-й стрелковой, 292-го стрелкового, 928-го запасного лыжного полков и других военных формирований. Среди них - М. Е. Кильчичаков, И. М. Костяков, Н. Г. Доможаков, И. Котюшев, И. Капчигашев, Г. К. Суворов, Г. Ф. Сысолятин и другие. Не все они принимали участие в боевых действиях, но каждый из них внес вклад в Победу.
Так, М. Е. Кильчичаков ушел в Красную армию в 1939 г. в возрасте 20 лет, участвовал в финской (1940 г.), затем в Великой Отечественной войне. Михаил Еремеевич попал на фронт, когда армия отступала, шли тяжелые битвы под Москвой. Он сражался рядовым под Ржевом, там был ранен. После госпиталя, инвалидом Кильчичаков М. Е. вернулся на родную землю и занялся изучением фольклорного богатства своего народа, сочинением стихов и песен. Одаренный от природы, он стал писать стихи и песни. В конце 40-х гг. Михаил Еремеевич поступил в институт мировой литературы им. М. Горького, где получил профессиональное драматургическое образование.1 Возможно, именно война подтолкнула М. Е. Кильчичакова к началу литературного творчества. Так, в первых стихах, он обращается к теме войны. В стихотворении «Живая кровь» писатель утверждает тему патриотизма, нравственного долга советских людей. Герой вспоминает волнующую страницу своей фронтовой жизни: его, тяжело раненого под Ржевом, спасло в госпитале переливание крови, взятой у неизвестного, но ставшего с того момента родным человеком.
О, кто же ты, близкий и далекий, помогший мне восстать с одра.
А может быть, в меня когда-то втекла, спасение даря,
Кровь белоруса иль бурята....Проходят времена и сроки, давно я тронут сединой....Будь счастлив, близкий и далекий.
Мой незнакомый! Мой родной!
Н. Г. Доможаков по состоянию здоровья не мог воевать на фронте и не был призван в ряды Красной армии. В период учебы в учительском институте его направили в Москву для поступления на подготовительные курсы аспирантуры Института языка и письменности АН СССР. С началом войны, он записался добровольцем на фронт. Получив отказ из-за плохого зрения, он устроился в пожарную команду и работал там до прибытия института из эвакуации. В конце ноября 1942 г., после победы над Москвой, институт возвратился в Москву, и Н. Г. Доможаков возобновил учебу на курсах, а затем в аспирантуре. В 1944 г. он вернулся в Хакасию и возглавил Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.
Непростым был путь в литературу И. М. Костякова. С началом войны И. М. Костяков ушел на фронт и был уволен в запас лишь в 1946 г. С июня 1941 г. по 1943 г. он участвовал в боях на Калининском фронте. Во время войны был дважды ранен, после демобилизации он работал инструктором в Хакасском ОК ВКП(б), в редакции газеты «Хызыл аал».1 Начало его трудовой биографии не свидетельствовало о намерении стать писателем. Закончив семилетку, И. М. Костяков поступил в Канскую кооперативную школу и некоторое время работал по специальности. С 1938 г. его жизнь на несколько лет была связана с периодической печатью. В тот год его назначили ответственным секретарем одной из районных газет. О себе он говорил так: «У меня стремление писать зародилось на фронте. Сидя в окопах, я писал стихи, которые были помещены в областных газетах Хакасии».2 Творческий подъем писателя приходится на 50-60-е гг., когда один за другим стали выходить в свет его сборники стихов.
Не менее интересна судьба С. И. Чаркова, в возрасте 19 лет призвали в военное училище. После его окончания, С. И. Чаркова зачислили офицером на командирские курсы «Выстрел», затем отправили на фронт. Воевал на Кавказском фронте в пехотных частях, затем дошел с войсками Первого Южного фронта до Чехословакии, где закончил войну.' Вернувшись с фронта, Сергей Ильич работал в книжном издательстве, радиокомитете, затем в редакциях газет «Хызыл аал», «Ленин чолы», «Советская Хакасия». Литературная деятельность началась в начале 50-х гг., когда стали выходить его первые рассказы и очерки.3
Г. Ф. Топанов - участник и инвалид войны, написал повесть «Орел», в котором отразились события этого большого лихолетья. В 1939 г. двадцать юношей и девушек Хакасии были направлены в Ленинград (Санкт- Петербург), среди которых был и Георгий Федорович. Проучившись два месяца в институте кинематографии, он был призван в ряды Красной армии. В этот же год ему пришлось участвовать в советско-финской войне. С началом Великой Отечественной войны открылась новая страница его военной биографии. Путь, пройденный будущим писателем с 1941 по 1945 гг. насыщен, полон опасностей. Он был членом партизанского отряда, командиром разведки, начальником штаба, командиром танкового взвода на фронте - вот путь, пройденный с 1941 по 1945 гг.4 Это всего лишь отдельные эпизоды его военной жизни.
Известный писатель, переводчик хакасских стихов Г. Ф. Сысолятин в самом начале войны ушел на фронт добровольцем. Он окончил военное училище - лепельское артиллерийско-минометное, эвакуированное из Белоруссии, в г. Барнаул. После окончания училища в марте 1942 г. военная биография Г. Ф. Сысолятина связана с многими сражениями - это и Сталинградская, и Курская битвы, освобождение Белоруссии и Украины, Померанская операция на Висле и Одере. В марте 1945 г., в сражении на подступах к Берлину,» Геннадий Сысолятин получил тяжелое черепно- мозговое осколочное ранение. В последующие годы он посвятил писательскому ремеслу и журналистике. Творческий писательский стаж - с марта 1942 г. - с момента создания стихотворения о минометном училище и несколькими месяцами позднее - «Песни 108-го минометного», с которой полк вступил в Сталинградскую битву.5
Особняком стоит личность и судьба Г. К. Суворова. Одаренный с рождения, уже в юности он начал писать стихи. Работая учителем русского языка и литературы, он также занимался сбором фольклора, сочинял пьесы для ученической самодеятельности. Тяга к знаниям привела его в Красноярский педагогический институт, где учиться ему не довелось, т. к. в 1939 г. призвали в ряды Красной армии. С первых дней войны до последнего дня жизни - 13 февраля 1944 г. он был в действующей армии, на передовой, при этом, не прекращал литературного творчества. Георгий Кузьмич писал стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, в болотах, на отдыхе под соснами, расщепленными осколками бомб и снарядов. Его стихи печатались в газетах Ленинградского фронта, а также Советская Хакасия. 13 февраля 1944 г. в бою на реке Нарове, он был смертельно ранен. Боевые друзья поэта в походной сумке поэта нашли несколько потрепанных блокнотов, исписанных стихами. К сожалению, Г. К. Суворов так и не увидел своей первой книги. Она вышла в свет после его гибели в том же 1944 г. и называлась «Слово солдата». Именно так он хотел назвать свою первую книгу.
Ухожу. Вернусь ли я, не знаю
Встречу ль вновь когда-нибудь тебя?
Ухожу туда, где умирают. Молча ненавидя и любя.
Ухожу. Будь верной в дни тревоги.
Нелегки солдатские дороги. Вот и все, родная. Ухожу....
Заключение
Таким образом, нападение фашистской Германии на СССР вызвало патриотический подъем всего населения страны. Неоценимый вклад в Победу в войне внесли также и представители художественной интеллигенции Хакасии. Патриотическое начало, ненависть к фашизму, подвиги земляков на фронте, жизнь и труд в тылу проявилось в произведениях писателей Хакасии: «Живая кровь», «Клятва» М. Е. Кильчичакова, «Шелковый пояс», «Как поймали офицера» И. М. Костякова, «Отечественная война», «Материнский наказ сыну» Н. Г. Доможакова, «Песни 108-го минометного», «Партизаны» Г. Ф. Сысолятина и других. Писатели Хакасии с честью выдержали суровые испытания военных лет и внесли свой вклад в победу Советского Союза в войну как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественной жизни в тылу. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями.
Список литературы
Карамашева В. Трояков П. Огненные годы войны и труда// Хакасия в годы ВОВ – Абакан, 1995
Майнагашев С. Рубежи войны и труда // Хакасия в годы ВОВ – Абакан, 1995
Сысолятина Н. Г. Мы из огненных лет (Г. Ф. Сысолятин)// Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. - Абакан, 1995. - С. 140.
1 Карамашева В., Трояков П. Огненные годы войны и труда (М. Е. Кильчичаков)// Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. - Абакан, 1995. - С. 129.Майнагашев С. Рубежи войны и труда (И. М. Костя ков у/Там же. - С. 152.
2Центральный государственный архив Республики Хакасия (ЦГАРХ), ф. 582, оп. 1, д. 1, л. 110.
3Сазанакова Н. Офицер и писатель (С. И. Чарков)// Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. - Абакан, 1995.-С. 157.
4Кызласов А. С., Тугужекова В. К. Писатели и художники Хакасии. - Абакан, 1997. - С. 18.
5 Сысолятина Н. Г. Мы из огненных лет (Г. Ф. Сысолятин)// Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. - Абакан, 1995. - С. 140.
11