ОСОБОЕ ЦАРСТВО

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСОБОЕ ЦАРСТВО

Малиновский Семён Денисович 1
1
Голованова Н.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение

3

  1. Анкетирование

4

  1. Эксперимент

4

  1. Исследование под микроскопом

6

  1. Плесень в классификации грибов

6

  1. Вред плесени и борьба с ней

8

Заключение

9

Список литературы

9

Приложения

10

Введение.

Однажды летом, после недельного отсутствия на даче, мы обнаружили на хлебе, что был упакован в полиэтиленовый пакет, белый налет. Это была плесень. Мне стало интересно, как она там появилась. Мама затруднилась мне ответить, но на день рождения я получил в подарок микроскоп. Это стало началом исследовательской работы по изучению плесени.

Я поставил цель: изучить плесень как биологическую единицу.

Задачи исследования:

- изучить литературу о строении плесени;

- изучить классификацию плесневых грибов и их место в цепочке живых организмов;

- узнать о вреде и пользе плесени;

- вырастить плесень в домашних условиях и сфотографировать образцы;

- научиться работать с микроскопом;

- научиться фиксировать результаты опытов, делать по ним выводы;

И постараться ответить на следующие вопросы: в каких условиях появляется плесень, можно ли употреблять в пищу продукты с плесенью, не опасно ли это для здоровья.

Я выдвинул следующие гипотезы:

- плесень – это живой организм;

- плесень относится к царству грибов;

- плесень может появляться в разных местах при любых условиях.

Особое Царство.

1. Анкетирование одноклассников.

В начале своей работы я провел анкетирование среди одноклассников на тему: «Что ты знаешь о плесени». Список вопросов, на которые предстояло ответить ребятам:

1. Видели вы когда-нибудь плесень?

2. Если «ДА», то где вы ее встречали.

3. Что такое плесень?

4. Полезна или опасна плесень?

5. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?

По результатам анкетирования (приложение 1)можно сделать вывод о том, что многие ребята плесень видели. Большинство видели плесень на хлебе, на сыре, на компоте и варенье, в ванной. Не все опрошенные знают, что такое плесень. Есть мнения, что плесень – это мох, жидкость, бактерии, растения. Многие считают, что плесень опасна. Некоторые думают, что плесень полезна. Большинство из опрошенных ребят хотели бы узнать что-нибудь о плесени.

2. Эксперимент.

Для выращивания плесени я взял пять одинаковых контейнеров, положил в них одинаковое количество продуктов: хлеб и вареную морковь (приложение2), но поставил их все в разные климатические условия (таблица 1).

Таблица 1

Опытный образец №1

Поставил в холодильник с открытой крышкой

Опытный образец №2

Оставил открытым при комнатной температуре 25 градусов

Опытный образец №3

Добавил влаги, закрыл крышкой и оставил при комнатной температуре 25 градусов

Опытный образец №4

Добавил влаги, закрыл крышкой и поставил в холодильник

Опытный образец №5

Добавил влаги, закрыл крышкой и поставил в полную темноту при комнатной температуре 25 градусов

Таблица результатов опыта Таблица 2

образец

5 дней

15 дней

20 дней

Опытный образец №1

Нет изменений

Частично подсох

Засох

Опытный образец №2

Нет изменений

Засох

Засох

Опытный образец №3

Появился белый налет

Появились желтые пятна плесени и запах

Частично покрылся спорами плесени

Опытный образец №4

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Опытный образец №5

Появился белый налет

На желтой плесени появились зеленоватые пятна

Полностью покрылся спорами плесени

Вывод по результатам опыта (таблица 2):

  1. Плесень выросла на опытных образцах №3 (приложение 3), №5 (приложение 4), значит плесень – живой организм. Моя первая гипотеза подтвердилась опытным путем!

  2. Все 5 опытных образцов были помещены в различные условия, и плесень выросла по-разному. Моя третья гипотеза не подтвердилась: на рост плесени влияют: влажность, температура воздуха. В сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях плесень растет медленнее!

  3. Исследование под микроскопом.

Для подтверждения/опровержения второго предположения (что плесень-это грибы), одного опыта не достаточно. Здесь нам понадобятся теоретические знания и микроскоп.

Прежде всего, я воспользовался учебной литературой. Прочитав учебник биологии {2} за 6 класс, я узнал, что все живые организмы делятся на доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы). Рассмотрев в микроскоп выращенную плесень, можно смело говорить о том, что клетка плесени имеет ядро! А клетка бактерии не имеет ядра, значит плесень – не бактерия! Теперь узнаем, к какому царству ядерных организмов относится плесень. К животному? Нет! Животные в процессе питания заглатывают пищу, а плесень всасывает ее всей своей поверхностью. Животные могут двигаться, а плесень – нет. Может плесень – растение? Но опытный образец №5 опровергает нашу догадку. Находясь в полной темноте плесень, все равно, выросла. А растениям для процесса фотосинтеза нужен солнечный свет! Таким образом, остается одно, что плесень относится к царству грибов. Моя гипотеза вновь подтвердилась!

  1. Плесень в классификации грибов.

Построенная мной схема (приложение 5) поможет наглядно продемонстрировать, где находится плесень в мире живых организмов.

Плесневые грибы (плесень) представляют собой различные микроорганизмы, которые принадлежат к низшим, несовершенным классам отдела ЭУМИКОТА (настоящие грибы). Она, как и шляпочные грибы, может формировать тончайшую грибницу (мицелий), но без образования крупных, видимых невооруженным глазом, плодовых тел.

Плесневые грибы – самые первые обитатели нашей планеты. Они имеют микроскопические размеры. Громадные колонии плесней растут при высокой температуре воздуха (свыше 20 градусов) и повышенной влажности (свыше 95%). Споры плесени называются конидиями. Они разнообразны по форме (шаровидные, грушевидные). Конидии могут быть одиночными или собранными в головки, гроздья {1}. По этим признакам плесневые грибы и отличаются друг от друга.

  1.  
    1. Класс зигомицетов: мукор. У него хорошо развиты грибница и органы размножения. Если долго не заглядывать в кастрюлю с остатками пищи, то там появится плесень. Это и будет мукор. Забытый в целлофане кусочек хлеба тоже покроется мукором.

    2. Класс дейтеромицетов: пеницилл. Это род микроскопических грибов часто встречающихся в природе. Они вырастают на несвежих продуктах в виде сине-зеленой порошкообразной плесени и портят их. Так называют еще гриб кистевик, поскольку его споры, собранные в кисточки хорошо видны в микроскоп (см. фото). Известно множество видов пенициллов. Некоторые играют очень важную роль в жизни человека.

    3. Класс аскомицетов: аспергилл. Это тоже широко распространенный гриб. В переводе с латинского аспергилл переводится как косматая голова. Споры у этого микроскопического гриба вырастают на поверхности крупных шаровидных клеток и под микроскопом напоминают непричесанные головки. Один из видов, аспергилл черный, один из самых изученных видов.

    4. Класс хитрилиомицетов: ольпидиум. Внутриклеточные паразиты беспозвоночных животных, водорослей, водных грибов. Около 25 видов. Наиболее известен ольпидиум капустный, вызывающий черную ножку у рассады капусты, вследствие чего рассада гибнет.

  2. Вред плесени и борьба с ней.

Плесень размножается с помощью спор, которые очень летучие. При попадании на влажную поверхность, споры быстро прорастают тончайшими нитями и выделяют ядовитые вещества. Вред плесени заключается в спорах, выделяемых плесенью и вдыхаемых людьми вместе с воздухом. При попадании спор в дыхательную систему, человек может заболеть. Большей опасности подвержены дети, люди со слабым иммунитетом и пожилые люди. Многие люди спокойно относятся к появившейся плесени и не подозревают о высоком вреде плесени — это страшная ошибка. Если на продуктах появилась плесень, то их необходимо выбросить. Плесень постепенно накапливается в организме, поражая почки и печень. Через десятилетия эти накопленные соединения могут спровоцировать рост раковых клеток. Плесень на поверхности продукта означает, что ею пища поражена полностью. Так срезанная заплесневелая корка с хлеба не решает проблемы, в обрезанном хлебе все равно остались тончайшие нити грибка. Домашнее кипячение заплесневелого продукта тоже не поможет, так как для этого необходима температура 120 °C и выше. Хранение продуктов в холодильнике тоже не гарантирует их сохранности, так как плесень способна развиваться при невысоких температурах.

Поэтому для сохранения здоровья не употребляйте заплесневелые продукты. Следите за сроками годности продуктов. Время от времени протирайте полки и стенки холодильника. Летом будьте особенно осторожны с вареными колбасами, сосисками, йогуртами, творогом.

Чтобы не допустить появление и рост плесени, нужно как можно чаще убирать помещения, в которых есть условия для роста грибка (ванные и подвалы). На кухне пользуйтесь вытяжкой, используйте одноразовые пакеты для мусора, тщательно протирайте сушилки для посуды. Сушите одежду в проветриваемом помещении. Овощи и фрукты храните вне квартиры или в специальных отделениях холодильника. Грибки любят высокую влажность. Поэтому необходимо следить за уровнем увлажнения воздуха в помещении. И при влажности воздуха выше 65% использовать кондиционер. Так же не допускайте протечек, осушайте подвалы, улучшайте вентиляцию, вовремя ремонтируйте сантехнику.

Эфирные масла гвоздики, лаванды, и чайного дерева препятствуют размножению плесени.

Заключение.

В соответствии с поставленной целью и задачами, мной была изучена литература о строении, классификации плесневых грибов и их месте в цепочке живых организмов. Теоретический анализ показал, что в литературе подробно изучены эти вопросы.

Опытным путем я установил, что плесень – живой организм. Она может появляться в разных местах при определенных условиях.

В ходе работы я сделал вывод о том, что исследование плесени – процесс трудоемкий и длительный, но увлекательный и захватывающий. Мне было очень интересно фиксировать результаты опытов, делать по ним выводы.

Список литературы

  1. «Детям обо всем на свете». Энциклопедический словарь. Издательство6 «Ридерз Дайджест», 2005 г;

  2. В.В. Пасечник. «Биология». Учебник за 6 класс. Издательство: «Дрофа», 2009год;

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

ДОЯДЕРНЫЕ

ЯДЕРНЫЕ

 

 

14

 

Просмотров работы: 554