Введение. 2
Исследование военных аспектов в поэме «Илиада». 5
Заключение. 9
Используемая литература. 11
Введение.Древний мир окутан тайной. Следы тех времен доходят до нас лишь секундными обрывками, проносясь через тысячи лет. И чем больший отрезок времени проходит, тем артефакт ценнее и, к сожалению, хрупче. Но даже осколок посуды прошлого способен поведать о своем времени невероятно много! А что, в таком случае, может преподнести историкам целое литературное произведение, прибывшее к нам из VIII-го века до н.э.?
Рассматриваемую мною тему считаю актуальной: школьные учебники сообщают о войне объединённого войска греческих городов около 1200 года до н.э. с Троянским царством, о падении столицы царства – Трои, её разграблении. Дальнейшая история этого события идёт в пересказе мифов, в том числе и поэм Гомера «Илиады» и «Одиссеи». С того времени у учащихся формируется стойкое убеждение о вымышленности сюжета греко-троянской войны. Своим исследованием данной проблемы я хотел бы внести некоторую ясность - историческую правдоподобность греко-троянской войны, приблизить эпоху бронзового века к нашим дням и сделать её более понятной.
Объектом моего исследования являются боевые действия греко-троянской войны.
Предмет исследования – поэма греческого поэта Гомера – «Илиада».
«Илиада» Гомера бесспорно является одним из величайших литературных произведений, но прочитав её, я невольно задумался о достоверности событий, описанных в поэме. Особенно меня заинтересовал военный аспект.
Я поставил себе цель разобраться в историчности боевых действий, положенных в основу «Илиады» и описать их в исторически достоверном виде.
В мои задачи входит: 1) отделение исторической составляющей «Илиады» от мифологической;2) анализ поэмы на предмет историчности боевых действий; 3) преобразование описанного в поэме хода битвы в исторически правдоподобное сражение между греками-ахейцами и троянцами.
Мне, как любителю загадок, данная тема сразу показалась очень интересной и увлекательной, по причине малоизученности, что влечет за собой общее таинство троянской тематики. Но, к сожалению, за этим следует и главная проблематика данного вопроса – недостаточность информации, необходимой для рассмотрения военной темы «Илиады». Начав работать над проблемой, я выдвинул рабочую гипотезу: поэма способна раскрыть отдельные исторические аспекты времен Троянской войны и в целом бронзового века, к которому относятся события «Илиады», причисляемой к концу XIII века до н.э., хоть Гомер написал свой труд намного позже – в VIII веке до н.э.
Историография вопроса невелика. Доказательной базой моих суждений стали немногочисленные, но зато конкретные и достаточно подробные работы ученых-историков, которые посвящены объекту моего исследования – «Илиаде»: Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский, написавшие самую объемную работу по троянской теме - «Гомер и история Средиземноморья», собравшую в себя большинство знаний о «Илиаде» и Троянской войне. Следующими по важности стали научные статьи А.К. Нефёдкина, описавшего роль колесниц и их тактику во времена событий поэмы. Другую важную роль для рассмотрения моего вопроса сыграли описания археологов. Но достаточная удаленность от раскопок и невозможность посещения местности, где предположительно происходили действия «Илиады», оставляет мне для достижения своих целей лишь теоритическую составляющую.
Теоритическими методами, включающими анализ, синтез, аналогию и моделирование, я и буду пользоваться.
Исследование военных аспектов в поэме «Илиада».Исследование поэмы Гомера «Илиада» я начал с анализа глав, которые содержат только мифологию.
Причина войны, завязанная на похищении Елены Троянской, имеет полностью мифологические корни, как и большинство эпизодов вне «Илиады»: Пророчество, свадьба Пелея и Фетиды, «Яблоко раздора», суд Париса и т.д.; к исторически вероятным событиям можно причислить лишь сам военный конфликт между царями Аххиявы и Трои и итог данной войны – уничтожение знаменитого города, подтвержденное археологически.
В «Илиаде» исход сражения решали именно боги. Но их участие не похоже на что-то сверхчеловеческое. Боги принимали облик людей и, держа в руках оружие, сражались с ними в одном строю. Кроме богов на поле боя важную роль играют и люди-герои: Ахиллес, Диомед, Агамемнон и т.д. Данные персонажи тоже считаются мифологическими, так как информации об их реальных прототипах у историков нет. Скорее всего, эти имена либо вырваны из генеалогических сказаний, либо вовсе выдуманы. Таким образом, я считаю, что на данный момент, пока нет доказательств или опровержений существования реальных прототипов для троянских героев, стоит воздержаться от причисления их к историческим личностям.
Рис 1. География местности.
Сражения начинаются в последний год осады Трои, после страшной болезни, унесшей многие жизни в стане греков-ахейцев. Вероятно, видя ослабевшее греческое войско, троянцы решаются вступить в генеральное сражение. Войска выстраиваются друг перед другом под стенами Илиона.
Начну с первого аспекта – численность войск. На стороне греков, по утверждению Гомера, стояло множество царей из различных областей Эллады, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Количество троянцев было почти в два раза меньше (в общем - фактически 200 тыс. человек). Разумеется, эта цифра не может соответствовать действительности. Население Эллады, и уж тем более население относительного небольшого княжества Трои, в тот временной промежуток было неспособно предоставить данное количество воинов. Другим аргументом я считаю банальную нехватку пищи, необходимой для поддержания стотысячной армии. Мною были проведены расчёты потребления пищи (говядины): в 0,1 кг говядины ≈ 200 ккал, значит в 1 кг говядины ≈ 2000 ккал. Вес коровы в среднем составляет порядка 900 кг, значит в корове ≈ 1.800.000 ккал. В среднем человеку нужно 2500 ккал. К Трое приплыло, при подсчете из второй песни «Илиады», примерно 130 000 человек. В день им необходимо 325.000.000 ккал, то есть приблизительно 180 здоровых коров. В месяц же им необходимо стадо в 5400 голов, а в год - 64800. За десять лет греки должны были, грубо говоря, съесть 288000 коров. Данное стадо (даже малую ее часть) было попросту невозможно прокормить, и в самое ближайшее время к грекам бы пришел голод.
Так что число воинов, представленных в поэме, нужно делить как минимум на десять. В результате получаем столкновение с участием 13000 ахейцев и 6500 троянцев, хотя и эти цифры могут оказаться весьма спорными.
Второй аспект – боевая техника. В «Илиаде» все вожди и цари выступают на поле боя на колесницах. Их количество малочисленно – позволить такую роскошь, как известно, могла лишь высшая знать.
Всадники на колесницах были элитным видом войск, лучшими из лучших (об их военном умении можно судить по убийствам героев поэмы: Менелай убил 8 воинов, Одиссей 12, Агамемнон 19, а Ахиллес целых 23 троянца, включая Гектора): «В данный период (XV-XIII вв.) колесничие, как и на Востоке, являлись привилегированной социальной прослойкой... В эту эпоху колесницы составляли отдельный род войск. Однако колесничные силы в ахейских царствах были значительно меньшими по количеству, чем в крупных ближневосточных монархиях. Основным оружием колесничих, как и на Востоке, вероятно, были лук и копье».
Рис. 2. Ахейская колесница
Таким образом, ведение боя в XIII веке до н. э. было очень схоже с западно-европейской тактикой XIII века н.э., где тяжеловооруженная рыцарская конница часто противостояла не пехоте, а рыцарям противника. И так же, как и в период средневековья, под Троей главенствовал бой, имеющий "героический" индивидуальный характер, поскольку и само общество находилось на стадии "военной демократии". Это подтверждается поэмой: в «Илиаде» герои схлестываются в поединке, предпочитая его массовому сражению.
Аспект третий – тактика боя колесниц. А теперь вернемся к ходу сражения, описанном в поэме. Вполне возможно принять постоянные отступления той или иной стороны, представленные в «Илиаде», за истину. Однако я считаю, что из этого можно сделать иное предположение. Я не берусь оспаривать классическую, предложенную Гомером, версию событий, но все же могу предположить другой ход битвы, основанный на тактике ведения боя на колесницах.
Рассмотрим описание тактики колесниц, относящейся к XIII веку до н.э.: «.… колесницы выстраивались для атаки в линию, состоящую из одной неплотно составленной шеренги. Вероятно, интервалы между атакующими упряжками должны были позволять им развернуться…. Противник выстраивал свои упряжки аналогично…. После построения начиналось сближение армий противников…. При сближении с врагом упряжки устремлялись в атаку.... При сближении строев между собой на расстояние выстрела из лука, начиналась перестрелка.… Но обычный результат такого сближения — поворот назад одной из атакующих сторон.… При сближении упряжек, бой приобретал более или менее хаотичный характер, распадаясь на определенное количество поединков колесничих... При таком способе сражения колесницы, по-видимому, не соблюдали какого-либо строя… Поединок между колесничими-героями ведется с помощью лука и стрел… Часто боец, увидев, что противник сошел с колесницы, также спрыгивает из кузова и пешим вступает с ним в единоборство…Каждая из упряжек движется по кругу. Подъезжая к врагу на подходящее расстояние, лучники открывают интенсивный огонь по упряжке врага, затем колесница разворачивается, описывая на земле круг или овал различной величины, и снова приближается к противнику… Колесничные бои могли быть довольно продолжительными…. При подобном длительном сражении, некоторые колесничие могли отправляться назад, к своим, с тем, чтобы перекусить, отдохнуть и прийти в себя».
Данное описание поведения колесниц на поле боя для XIII века до н. э. довольно ясно отображено в «Илиаде», но представлено в ином ключе – в виде отступления и возвращения в бой уже на следующий день.
Таким образом, можно рассматривать как минимум два варианта событий Троянской войны в контексте «Илиады»: классический, представленный Гомером, и вариант, основанный на бое колесниц, происходящем в один день. А, соединив две этих версии, можно предполагать, вероятно, иной исход сражения между греками и троянцами.
Четвёртый аспект – вооружение. Армии противников имели одинаковый состав и соотношение пехоты к колесницам. Следуя особенностям древнегреческой тактики, можно предположить, что греки в рядах пехоты чаще применяли оружие ближнего боя. Чаще всего использовались копья с мечами; так же были упомянуты лучники и пращники, хотя и в меньшем количестве. Пехота не могла обладать броней, что носили герои Гомера – такая вещь была очень дорогой, так как броня обычно состояла из нескольких скрепленных бронзовых пластин, доходивших до колен, бронзового шлема, тоже состоявшего из нескольких частей, и бронзовый либо деревянный щит. В связи с этим можно предположить, что за место металлических доспехов бо́льшая часть пехотинцев могла надевать в сражение броню из кожи. К тому же, есть упоминания, что, в связи с особым отношением к битве, греческий воин мог выйти и обнаженным, дабы показать отсутствие страха смерти. Вторая часть войска, колесничие, как говорилось выше, были в разы лучше экипированы и обучены.
Рис 3. Бронзовые мечи.
Заключение.Таким образом, мною было проведено исследование поэмы Гомера «Илиада» - литературного произведения, путешествующего по миру уже 2700 лет. Произведение, наполненное мифологией, но, при детальном рассмотрении, все же историческое. Поставленная в работе цель: разобраться в историчности боевых действий, положенных в основу «Илиады» и описать их в исторически достоверном виде была достигнута; выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Мною были сделаны следующие выводы:
армии греков-ахейцев и троянцев не могли обладать тем количеством войск, что указано в «Илиаде». Проведя простой расчет и учитывая аспекты бронзовой эпохи, можно предположить, что число воинов не могло превышать 15-20 тысяч человек;
армия XIII века до н.э. делилась на пехоту и кавалерию того времени – колесницы. Подробное описание значения колесниц для греков приводит в своей работе А. К. Нефёдкин, опираясь на которого можно провести параллели между колесницами и рыцарской тяжелой кавалерией времен Средневековья;
тактика колесниц была основана на кольцевом ведении огня и схватках, характеризующих себя как поединки между отдельными колесничими;
вооружение армий противоборствующих сторон было схожим и одинаково скудным – основой пехоты было копье, меч и другие виды рубящего оружия, лук и праща. Пехота редко обладала броней, в отличие от богато оснащенных и защищенных колесничих, которых считали элитой в любой армии.
Моя работа может быть использована на уроках истории, при изучении материала о греко-троянской войне, поскольку из информации, что дают современные учебники истории, учащиеся могут заключить неверное суждение о Троянской компании, отнеся её к чистому вымыслу. Надеюсь, что материал моей работы поможет убедить их в обратном.
Используемая литература.1. Гомер Илиада. Перевод Н. И. Гнедича. – Санкт-Петербург; Азбука, 2014.
2. Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский Гомер и история Восточного Средиземноморья — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.
3. Нефёдкин А.К. Боевые колесницы в древней Греции (XVI–I вв. до н. э.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1997. 22 с. 1 а. л..
4. Нефдкин А.К. Тактика типичной колесничной битвы на Древнем Востоке в эпоху Ветхого Завета // Platalea-Пеликан. Сборник статей по теологии, философии, истории. СПб.: «Светоч», 2001. С. 66-92, 188-189. 1,29 а. л.7682 слова. С. 188-189 — Englishsummary).
5. Ю.В. Зайцев Мифы древней Греции — М.: Издательство «Белый город», 2008.
11