СКУЛЬПТУРНЫЙ КОМПЛЕКС «ЦЕНТР АЗИИ» – НОВАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ ТЫВЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СКУЛЬПТУРНЫЙ КОМПЛЕКС «ЦЕНТР АЗИИ» – НОВАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ ТЫВЫ

Ооржак Дан-Хаяа Омаковна 1
1
Сат С.Ч. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ «ЦЕНТР АЗИИ» 3

В МЕНЯЮЩЕМСЯ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 3

1.1. Центр Азии – Республика Тыва 3

1.2. История становления географического символа центра Азии 4

1.3. Скульптурный комплекс «Центр Азии» – новый «бренд» Тывы 5

1.4. Публичные дискуссии о новом географическом символе: мнения и высказывания известных людей 6

ВЫВОДЫ 7

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8

2.1. Методы и организация исследования 8

ВЫВОДЫ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

Список литературы 9

ВВЕДЕНИЕ

Республика Тыва расположена в географическом центре самой большой части света –Азии. Этот факт засвидетельствован установлением символа – обелиска «Центр Азии» в столице республики городе Кызыле.

Ярким событием в праздновании юбилея 100-летнего вхождения Тывы в состав России и 100-летия города Кызыла стала обновленная набережная реки Енисей имени Кужугета Шойгу, легендарного старейшины и отца известного российского министра Сергея Шойгу (фото 1, Приложение), с расположившимся на ней скульптурным комплексом «Центр Азии».

Красота и загадочность нового географического символа центра Азии – скульптурного комплекса на набережной вызывает восторг и огромный интерес у жителей и гостей города Кызыла, но вместе с тем, у некоторых людей возникли уже иные мнения и взгляды. Возможно, это связано с тем, что взрослые люди удивлены новым обликом географического символа – обелиска, так как полностью не осведомлены из-за недостаточности информации о скульптурном комплексе «Центр Азии», в котором обелиск является центральным звеном. У детей же появилось желание узнать историю символа, каким он был в первоначальном виде, сколько раз менялся его облик?

Настоящий скульптурный комплекс до сих пор является предметом обсуждения, различное отношение людей к обелиску и скульптурной композиции всё ещё вызывает интерес. В связи с этим, актуальным является изучение самого скульптурного комплекса, его загадочном значении, связанном с мифами, а также истории возникновения и становления географического символа «Центр Азии».

Актуальность исследования в том, что исторический путь становления настоящего обелиска прослеживается на фоне публичных высказываний и критики, а также весь скульптурный комплекс рассматривается как новая драгоценность Тывы и будущая достопримечательность мирового масштаба.

Новизной является изучение самого скульптурного комплекса, его загадочным значением, а также истории возникновения и становления географического символа «Центра Азии».

Цель исследования: изучить историю становления географического символа центра Азии на фоне различных мнений и взглядов.

Задачи исследования: 1.сбор и анализ материалов об обелиске «Центр Азии»;2.выявить хронологический порядок истории становления географического символа «Центр Азии»;3.обобщить исторические сведения об обелиске, сравнить мнения и взгляды людей;4.провести опрос среди учащихся о географическом символе центра Азии;5.проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Объект исследования: скульптурный комплекс «Центр Азии» как новая драгоценность Тывы. Предмет исследования: история возникновения и становления географического символа – обелиска «Центр Азии».

Гипотеза: история становления географического символа центра Азии само по себе является историей Тывы, поэтому его изучение на фоне различных мнений и взглядов разбудит у подрастающего поколения ощущение причастности к истории и жизни своего народа.

Методы исследования: наблюдение, анкетный опрос, сравнительно-сопоставительный метод, метод исторической ретроспекции, анализ результатов исследования. Основными источниками информации при проведении исследования явились: местная периодическая печать, журнальные статьи, документы Государственного архива республики, отдельные сведения взяты из краеведческой литературы. Кроме этого, в работе использовались материалы Интернет-источников, содержащие разнообразные фотографии обелиска и скульптурной композиции.

Практическая значимость. Чтобы понять происходящее сегодня и заглянуть в будущее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Полученные в результате работы данные пополнят фонд школьного музея. Данные материалы можно использовать на уроках краеведения и для проведения внеклассных мероприятий.

ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ «ЦЕНТР АЗИИ» В МЕНЯЮЩЕМСЯ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1.1. Центр Азии – Республика Тыва

Долгое время считали, что центр Азии определил английский топограф и разведчик Александр Дуглас Каррутерс, посетивший Туву в 1910 г. Однако это не так. Впервые о нем упоминает В.М. Родевич – начальник партии по исследованию Верхнего Енисея. В опубликованном в 1910 году «Очерке Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)» он пишет: «В 1890 году, однако, приехал в Урянхай английский путешественник со специальной целью увидеть центр Азии, который по его определению пришелся возле усадьбы Г.П. Сафьянова Салдам, на Енисее. Столбик в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австралии…» [6].

Усадьба Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема, в 25 километрах выше слияния Бий-Хема (Малый Енисей) и Каа-Хема (Большой Енисей). Эта заимка долгое время являлась ориентиром для путешественников и даже отражалась на географических картах. Позже символ географического центра Азии в виде небольшой усеченной пирамиды был установлен в городе Кызыле на берегу Енисея. Сначала он предназначался, как рассказывал, кызылский сторожил В.П. Ермолаев, для солнечных часов Иркутской экспедиции. Со временем на ней появилась надпись «Центр Азии», а о первоначальном его назначении и забыли. Этот первый памятник не дошел до нашего времени – очевидно, он был унесен паводком [1].

Из материка нельзя представить геометрически правильную фигуру. Окраины и берега, изрезаны заливами, полуостровами. Нахождение точных координат этого места зависит от выбранной методики подсчета и определения границ. Это обстоятельство осложняет точное определение центра. Поэтому принято считать вся Тыва – центр Азии, ведь это не геодезический пункт, точно обозначающий вполне конкретную точку – центра Азии, а символ географического центра Азиатского континента.

1.2. История становления географического символа центра Азии

Географический символ центра Азии – обелиск «Центр Азии» исторически несколько раз реконструировали, поэтому обелиск имел разный облик в протяжении его существования. Приведем историческую хронологию становления обелиска, но следует отметить, что отсутствие некоторых дат в материалах заменены словом «позже») [2, 7, 4]:

1-й обелиск «Центр Азии» (1890 г. – «позже») – деревянный столбик в усадьбе Г.П. Сафьянова Салдам у реки Енисей. По словам кызылского сторожила В.П. Ермолаева он предназначался для солнечных часов Иркутской экспедиции. Со временем на ней появилась надпись «Центр Азии», а о первоначальном его назначении и забыли (фото отсутствует). 2-й обелиск «Центр Азии» («позже» – 1964 г.) – невысокая бетонная тумба уже с надписью «Центр Азии» на русском и тувинском языках (фото 2, Приложение). 3-й обелиск «Центр Азии» (1964 – 1984 гг.) – 12-метровый обелиск: земной шар с поднимающимся над ним трехгранным 10-метровом шпилем, по эскизу художника Василия Демина и проекту архитекторов В. Бажина и В. Ветчинова. Был сооружен в честь 20-летия добровольного вхождения Тывы в состав СССР (фото 3, Приложение). 4-й обелиск «Центр Азии» (1984 – 2014 гг.) – при сохранении композиции в целом монумент был поднят на подиум и облицован мрамором. На шаре – выделенная территория Тывы. На постаменте укреплена табличка с надписью «Центр Азии» на русском, тувинском и английском языках. Был сооружен в честь празднования 40-летия вхождения Тывы в состав СССР по проекту архитектора М. Куулара (фото 4, Приложение). 5-й обелиск «Центр Азии» (2014 г.) – целый скульптурный ансамбль «Центр Азии», выполненный по скифским мотивам, – работа бурятского художника Даши Намдакова (фото 1, Приложение) совместно с тывинскими художниками в рамках юбилейных мероприятий 100-летнего юбилея вхождения Тывы в состав России (рис. 1, фото 5-9, Приложение).

1.3. Скульптурный комплекс «Центр Азии» – новый «бренд» Тывы

Как географический центр Азии, Тыва в течение столетий являлась центром разнообразных исторических событий, которые сыграли немаловажную роль в истории не только самой республики, но и всего человечества. На территории Тувы много самых различных археологических культурно–исторических памятников. Особый интерес среди памятников духовной культуры представляют курганы «Аржаан-1» и «Аржаан-2», расположенные в долине реки Уюк, известной как «Долина царей». В этих курганах были обнаружены самые древние находки раннескифского времени – оригинальные образцы скифо-сибирского «звериного стиля» ставшего яркой самобытной страницей в истории мирового искусства. Находкам из Долины царей около трех тысяч лет, их художественная ценность принесла им мировую известность и славу – это мировое достояние. Ярким акцентом скифо-сибирский «звериный стиль» вошёл и в предложенный Даши Намдаковым оформление всего комплекса «Центр Азии». Тем самым он придал ему ещё одну функцию – стать знаком и символом древнего искусства племен и народов, населявших нашу землю, и мирового достояния – золота «Долины Царей». Новая скульптурная композиция «Центр Азии» совсем не похожа на предыдущий обелиск: ансамбль из трех львов (арзыланов – мифических животных) держат земной шар (фото 5, 6, Приложение), увенчанный шпилем, представляющим собой увеличенную и стилизованную копию заколки скифской царицы из коллекции найденного в Тыве золота. Шпиль над шаром венчает олень (фото 9, Приложение). Декор центральной стелы выполнен в виде символических животных, переплетающихся в порыве восхождения ввысь к небу, в скифо-сибирском «зверином стиле». Композиция расположена посреди оборудованного ночной подсветкой поющего фонтана общей длиной 32 метра, облицованного по периметру гранитом, его "охраняют" фигуры восточных драконов, два льва и 12 зверей из восточного гороскопа, также отлитые из бронзы. Высота нового обелиска «Центр Азии» – 17 метров (фото 5-8, Приложение). Кроме того, в скульптурный ансамбль «Центр Азии» вошла скульптурная композиция «Царская охота», стиль которой был почерпнут художником из той же тематики – скифские царь и грациозная царица скачут на лошадях за добычей. Это величественная двойная конная скульптура, которая воспроизводит сцену мифического и священного в азиатской древности ритуала охоты. За «Царскую охоту», созданную и презентованную в 2013 году в итальянском городе Пьетрасанта, известном как Город скульпторов Даши Намдакову в Италии присужден титул лучшего скульптора года и вручена международная премия «Пьетрасанта и Версилия» [1, 7].

1.4. Публичные дискуссии о новом географическом символе: мнения и высказывания известных людей

В Кызыле во время публичных дискуссий по вопросу нового места установки демонтированного обелиска «Центр Азии», в которых приняли участие представители министерств Кызыла, общественники, ветераны, были высказаны разные мнения [4]:

– Дозур-оол Тинмей, ветеран республики: «…нашему правительству удалось уговорить и договориться с Даши Намдаковым, чтобы именно его мастерская взялась за этот проект – это большая удача для Республики Тыва. Его работы выставляются в Великобритании, Лондоне и находятся в частных коллекциях известнейших личностей. То, что у нас будут работы этого скульптора – это большой подарок и большая удача для нашего города…».

– Глава Тувы Шолбан Кара-оол: «По мнению итальянских экспертов, он будет олицетворять шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства, что намного глубже раскрывает сущность географического центра Азии и дает реальную возможность стать достопримечательностью мирового масштаба».

Некоторые жители города убеждены, что старый памятник «Центр Азии» несет некую историю и должен был остаться. Вот некоторые из них [8]: «Жаль, он был таким родным и привычным, а новый будет просто красивым», пишет один из пользователей в социальной сети. «Столько десятилетий гордились этим обелиском! И узнавали нашу республику именно по «Центру Азии», а что будет сейчас? Наверно, как в песне «Мы старый мир разрушим до основания»(фото 10, Приложение).

ВЫВОДЫ. Географический символ центра Азии несколько раз менялся. Последняя реконструкция в 2014 году – новый скульптурный ансамбль вызывает у людей различные эмоции, мнения и высказывания. Но, главное, жители Кызыла и гости столицы считают, что обелиск «Центр Азии» и скульптурная композиция – это «бренд» города Кызыла и республики. Установление хронологических дат истории становления обелиска вызвал некоторые сложности из-за недостатка материалов в архиве столицы, что затрудняет упорядочить хронологические даты.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Методы и организация исследования

Для исследования были использованы следующие методы: наблюдение, анкетный опрос, сравнительно-сопоставительный метод, метод исторической ретроспекции, анализ результатов исследования.

Анкетный опрос – универсальность метода опроса имеет два измерения – тематическую широту (спрашивать можно обо всём) и широту социального представительства (опрашивать можно всех – пенсионеров, молодёжь и других). Сравнительно-сопоставительный метод – сводится к анализу различных источников и историографии с точки зрения их комплексного рассмотрения. Такой подход позволяет выявить их взаимозависимость, сравнить фактические различия и концептуальные расхождения с целью восстановления максимально объективной картины исторической действительности и ее научного познания. Метод исторической ретроспекции – это попытка восстановить историческую реальность, определить роль того или иного события или лица в историческом процессе с точки зрения современности, с нынешнего уровня накопленных знаний [3]. При анкетировании участвовали 92 учащихся 9-11 класса Тувинского республиканского лицея-интерната и 84 учащихся 3-4 классов лицея № 15 г. Кызыла Республики Тыва ( Приложение)

ВЫВОДЫ. По результатам анкетного опроса можно сказать, что учащиеся не интересовались историей возникновения и становления обелиска «Центр Азии». Но большинство утверждает, что новый скульптурный ансамбль – это новая достопримечательность столицы республики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение истории возникновения обелиска привело к следующим выводам: 1.Географический символ «Центр Азии» это не геодезический пункт, а символ географического центра Азиатского континента; знак и символ древнего искусства племен и народов, населявших нашу землю, мирового достояния – золота «Долины Царей»; архитектурная ценность, так как автор скульптурного комплекса «Центр Азии» Даши Намдаков – скульптор с мировым именем; 2.Хронологический порядок истории становления обелиска точно неизвестен – есть отсутствующие даты, которые заменены словами «позже», «далее», что связано с недостатком информации, материалов в архиве столицы; 3.Проанализировав мнения, высказывания искусствоведов, известных людей, таких как Ш.В. Кара-оол, Д.Л. Тинмей, А. Пала, Ю. Ондар, А. Баранмаа, А. Лопсан и других, можно с уверенностью утверждать, что скульптурный комплекс «Центр Азии» – новая драгоценность Тывы станет достопримечательностью мирового масштаба; 4.Большинство людей не знакомы с историей возникновения обелиска. Подрастающее поколение не имеет представления, когда был обозначен первый географический пункт центра Азии, не интересовалось историей становления обелиска.

Данная тема имеет дальнейшие перспективы развития, необходимо провести опрос среди коренных пожилых жителей столицы, так как они могут дать полную информацию о действительных датах реконструкций обелиска. Таким образом, скульптурный комплекс «Центр Азии» в составе обелиска и композиции «Царская охота» соединяет историю с культурой и традициями.

Список литературы

1. Журавлев Ф. История обелиска «Центр Азии. – Кызыл, 1981. – С. 9-11.

2. Маркус С. Тува: Словарь культуры. – М., 2006.

3. Мирзаянов А.Ф. Научно-исследовательские работы по истории: Методические рекомендации. – Изд. 1-е. – Муслюмово. – 2011.

4. Михайлова К. Новый «бренд» Тувы /К. Михайлова // Плюс Информ. – 2014. № 11(634).

5. Хертек А. Сокровища культуры Тувы. – М., 2006.

6. Хертек А. Исполнилось 100 лет со дня рождения автора обелиска «Центр Азии» А. Василия Демина / А. Хертек // Сылдысчыгаш. – 2012. – №3.

7. Центр Азии в новом исполнении./Ю. Саая // Тувинская правда.–Кызыл, 2014.- № 25.

8. http://www.gov.tuva.ru/press_center/news/

Приложение

Фото 1. Шолбан Валерьевич Кара-оол – глава Тывы (слева), сергейКужугетович Шойгу – министр обороны России (в центре), Даши намдаков – автор скульптурного комплекса «Центр Азии» (справа)

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Рис. 1. Макет скульптурного комплекса «Центр Азии»

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10

Результаты исследования

В результате анкетирования получили ответы на следующие вопросы: 1) Знаете ли Вы историю возникновения обелиска «Центр Азии»? (да – 43, нет – 100, затрудняюсь ответить – 43). 2) Менялся ли облик обелиска «Центр Азии» за время существования? (да – 109, нет – 44, затрудняюсь ответить – 43). 3) Знаете ли Вы кто автор нового скульптурного ансамбля «Центр Азии»? (да – 87, нет – 81, затрудняюсь ответить – 18). 4) Можно ли утверждать, что новый скульптурный ансамбль «Центр Азии» станет достопримечательностью мирового масштаба? (да– 130, нет – 31, затрудняюсь ответить –25).

Просмотров работы: 1925