«А. И. ПОПОВА-ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ, ПАТРИОТ РОДНОГО КРАЯ».

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«А. И. ПОПОВА-ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ, ПАТРИОТ РОДНОГО КРАЯ».

Бажина К.А. 1
1МКОУ"СОШ №66"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

1. Введение....................................................................................................Стр. 3

2. Глава первая. «Незримой нитью, судьбы всей Европы,

судьбой уральцев сплетены…»………………………………..Стр. 5

3. Глава вторая. Александра Ивановна Попова - поэт моей малой родины. Стр. 6

4.Заключение…………………………………………………………………..Стр.14

5. Список литературы………………………………………………………….Стр.15

6. Приложения:

- Фотографии

- Презентация

Введение.

На одном из классных часов, который был посвящен «Литературе родного края», нам задавали множество вопросов, интересуясь нашими знаниями, но толком никто ничего не мог ответить. Мне стало настолько досадно, что я решила побольше узнать о моей малой родине и поведать неизвестное моим дорогим одноклассникам, надеясь на то, что они оценят мои труды. Проанализировав происходящее, я решила попробовать повлиять хотя бы на незначительную часть одноклассников и попытаться достучаться до их затуманенного разума словом о родном поселке, о замечательном человеке, некогда трудившемся здесь.

В ходе своего изучения, я поставила перед собой следующую задачу:

Определить место малой родины в творчестве поэта и раскрыть ее своеобразие и выявить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть облик родного края.

Актуальность исследованияопределяется значимостью данной проблемы для современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэтессы, Александры Ивановны, способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.

Исследование состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор информации в нескольких школьных музеях о писателях прошлого и нынешнего столетия.

  2. Проведение различных методов: исследовательских, частично поисковых, сравнение, анкетирование друзей, опрос сотрудников школьных музеев, интервью с Еленой Гавриловной Поповой (дочь А.И. Поповой), беседа с заместителем председателя Совета ЧРОО "Поисковый отряд "Ориентир", Кондратцевым Сергеем Анатольевичем, интервью через социальную сеть с Аксаной Инокентьевой (внучка А.И. Поповой), работы с архивными документами и множеством различных книг, обработка информации.

  3. Формулировка вывода и заключения, систематизация и оформление работы.

Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы (как региональный компонент), при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.

Мы провели анкетирование учащихся, чтобы выяснить, знакомы ли они с творчеством поэта-земляка А.И. Поповой и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение 1, 2).

Глава первая.

«Незримой нитью, судьбы всей Европы, судьбой уральцев сплетены…»

Родина... Отчизна... Отечество... Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним навсегда. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу... [с.11; 4,6]

Ни для кого не секрет, что самой главной, отдельной страницей в литературе является тема «Великая Отечественная война».

Наши писатели немало сделали для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба родной страны. Каждый третий из ушедших на фронт четырехсот писателей с войны не вернулся. Писатели фронтового поколения привнесли в литературу тяжелый, кровавый опыт «окопников», они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. [с.11; 7,8] Одним из таких писателей, была Александра Ивановна Попова, которая использует в своих стихотворениях яркие изобразительные средства, помогающие раскрыть красоту, величие Урала и любовь к Родине.

Много лет я по свету ходила,

Исходила немало дорог …

Ничего лучше родины нету,

Вот, он близкий, родной уголок…

Глава вторая.

«Александра Ивановна Попова - поэт моей малой родины».

Главным предметом моего исследования явилась жизнь и творческая биография учительницы школы №24 Александры Ивановны Поповой.

Как рассказывала мне внучка Поповой[с.11; 2],Александра Ивановна родилась 8 ноября 1915 года в городе Златоуст.Работать приехала на Урал, сначала в Миньяр, затем в Бердяуш, где в 24 школе работала учителем русского языка и литературы. Как рассказывали мне родственники, она была награждена медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «За трудовую доблесть в великой Отечественной войне», знаком «Ветеран комсомольцев Челябинской области».

В 1935 году Александра Ивановна Попова совершила со своими подругами восхождение на самую высокую вершину России, Эльбрус! [с.11; 1] По материалам архива, после спуска, альпинисток встречали маршал Ворошилов и Будёный.

Талант к стихописанию у Александры Ивановны проявлялся с ранних лет. Ее произведения писались в различных изданиях: «Красный Восток», «Челябинский рабочий», «Саткинский рабочий», «Златоустовский рабочий», «Ленинградская Звезда», « Уральский следопыт».

Работая учителем, полюбив наш Бердяуш, его простых тружеников железных дорог, она написала чудесное стихотворение:

На Урале, в лесистом остроге,

На развилке Бердяуш залег.

Четырем направленьям дороги,

Он зеленый дает огонек.

В послевоенные годы Александра Ивановна ведет поисковую работу с целью больше узнать о лыжных батальонах, создававшихся в годы войны на Южном Урале, организует из учащихся школы группу «Поиск».

Формирование самих лыжных батальонов, как рассказывала мне внучка Поповой, Аксана, началось осенью 1941 года, а сами участия в боях – уже в декабре. В числе отважных лыжников был и брат Александры Ивановны Поповой, Дмитрий Полтораднев. В 1942 лыжный батальон Дмитрия был оставлен погибать на Волховском фронте. Именно с того момента он числится, как без вести пропавший. [с.11; 5]

Искали долго сестры, звала ночами мать,

Не могут до сих пор нигде его сыскать…

Хоть столько лет прошло с тех грозовых времен,

Все в списках без вести пропавших он.

Всю свою жизнь Александра Ивановна посвятила поискам брата, надеясь на то, что он остался в живых!

На этой чудом сохранившейся фотографии все они в едином строю перед выполнением задания.

Сегодня в Челябинске открыт музей, посвященный бойцам отдельных лыжных батальонов и бригад, формировавшихся во время войны на базе 21-й запасной стрелковой бригады, дислоцированной в столице Южного Урала. Музей получил имя Александры Ивановны Поповой, основательницы того самого первого поискового отряда, занимавшегося историей лыжных батальонов, сбором и сохранением реликвий той эпохи. [с.11; 3]

Благодаря огромным усилиям Александры Ивановны многое в судьбе без вести пропавших прояснилось. Она нашла однополчан своего брата из 40-го ОЛБ. В их памяти Дмитрий Полтораднев сохранился как отважный воин , они же засвидетельствовали его смерть на поле боя.

Она одна разыскивыла однополчан и результаты своих поисков записывала, сопостовляла, изучала. В ее списках оказались сотни лыжбатовцев – живых и мертвых. Через нее установили контакты многие ветераны-лыжники, разбросанные по всему Уралу, по всей нашей стране. И в конце концов зародилась идея: организовать встречу ветеранов лыжных-уральских батальонов. Впервые это было осуществленно в 1975 году. Тогда же был создан Совет ветеранов Уральского лыжнонго батальона. Вот именно по этой причине А.И. Попову стали называть «матерью уральских военных лыжников».

Мои родители застали ее при жизни. Они учились в 24 школе, где Александра Ивановна часто устраивала поэтические вечера, читая свои произведения, уча детей мудрости, отваге и преданности родному краю.

Она проработала всю свою жизнь учителем, передавая свои знания из поколения в поколение. Все ее дети стали учителями, создав при этом уже целую Поповскую династию учителей!

Заключение.

Исследуя проблему современного общества, я решилась открыть моим друзьям неизвестные страницы истории родного поселка. Историю своего края, должен знать каждый человек, ведь он тоже часть нее.

Не все еще потеряно и безнадежно – юному поколению XXI века, стоит лишь уделить самую незначительную часть своего драгоценного времени для познания чего-то действительно важного, чтобы не перевирали историю, а знали её и ценили!

Возможно дальнейшее исследование данной темы в таких направлениях, как «Уральские лыжные батальоны», «Г.Г. Попов. Побег из Бухенвальдского ада».

Я открыла много удивительных вещей не только моим друзьям, а в первую очередь самой себе! Это для меня очень важно. Жизнь и деятельность простого учителя и настоящего человека, гражданина любимой для меня Родины, яркий пример для подражания, ведь я тоже всегда мечтала стать филологом и писателем!

В процессе работы я почувствовала вдохновение и написала небольшое стихотворение, которое, конечно же, посвятила моему родимому Бердяушу…

Нет лучше в мире для меня посёлка.Когда в разлуке с малой родиной моей,Тоскливыми слезами плачу горько,Ведь нет прекрасней местности, дорог, людей.

Мне нужно лишь почувствовать, увидеть только,Как пахнут все цветы знакомых мне полей,Гул поездов, шумящих недалеко,И с каждым мигом мне Бердяуш

становится родней.

Краса лесов пленительно влечёт,Так сладок запах клёна, медуниц,И соловьёв весенних чудный лепет,Царит над всеми голосами дивных птиц.

Песнь ручейков, звенящих в травах луга,Туманной пеленой окутана с утра.Не видеть край родной, одна сплошная мука,Любовь к нему горит,

как пламя жаркого костра.

Из уст моих звук благодарности исходит,За тот чудесный, вечный детства миг,И пусть в душе любовь к отчизне не проходит,А будит совесть, отражая

Души чистейшей блик.

Список литературы:

  1. Интервью с Еленой Гавриловной Шаньгиной (дочь А.И. Поповой).

  2. Интервью с Аксаной Инокеньтьевой (внучка А.И. Поповой).

  3. Интервью с заместителем председателя Совета ЧРОО "Поисковый отряд "Ориентир" Кондратцевым Сергеем Анатольевичем.

  4. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: очерки / редкол. Д. Б Перчик и др.: авт. К.А. Шишков, Е.В. Карманова – Челябинск: «Каменный пояс», 2005.

  5. Горбунов Юний Алексеевич (материалы биобиблиографического словаря).

  6. Корепанов Семен Николаевич « Урал 20 века».

  7. Личман Борис Васильевич «История России».

  8. Татьяничева Л.К. «Мне бы только успеть… Письма, дневники». – М.: Русская книга, 2002. Э.Я Смелянской, Ю.Н. Смелянской.

 

Приложение 2

Приложение 1

 

Просмотров работы: 637