Введение
Основная часть
1.1 Исторические корни вайнахов и терских казаков.
1.2 Общественно – родовое устройство: сходство и различие.
1.3 Взаимообогащение терского казачества и чечено-ингушского народа на
бытовом уровне.
1.4 Чеченцы, ингуши, казаки: особенности и сходство в обычаях, традициях
и культуре.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В последнее время все чаще на территории всей Российской Федерации то там, то тут вспыхивают межнациональные, межэтнические конфликты. Не стал исключением и Ставропольский край. Порой возникает открытое противостояние между казаками и представителями кавказских народностей. Почему это происходит, каковы пути решения этой проблемы? Только изучив прошлое можно строить планы на будущее.
Еще с давних времен чеченцы, ингуши и казаки жили на территории Северного Кавказа и наряду с яркой самобытностью каждого народа, имеют и некоторые общие черты. И это закономерно – проживая по соседству невозможно полностью изолироваться от других народов. Мною была выдвинута гипотеза о том, что в ходе многовекового соседства чечено-ингушского народа с казаками происходило слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа. Поэтому в качестве исследования мною выбрана тема: «Взаимная ассимиляция терских казаков и вайнахских народов».
Целью данной исследовательской работы является: преодоление межнациональных барьеров, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов – соседей.
Для изучения данной темы я поставил следующие задачи:
Расширить знания и представления об историческом прошлом, быте, нравах, обычаях, культуре терских казаков и вайнахов.
Раскрыть особенности и общие черты каждого народа.
Способствовать возникновению интереса к историческому и культурному наследию предков.
Формировать толерантность.
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в обществе назрела необходимость пересмотреть и переосмыслить некоторые исторические факты: искать и находить не противоречия между народами Кавказа, а точки соприкосновения, общие ценности.
Новизна темы «Взаимная ассимиляция терских казаков и вайнахских народов» состоит в том, что ее освещение дает возможность по-новому взглянуть на историю взаимоотношений казаков и горских народов, что в свою очередь, позволит и в современном мире строить добрососедские отношения между ними.
Особенностью данного исследования является то, что каждый исследуемый народ рассматривается во взаимосвязи друг с другом, а не по-отдельности.
В данной исследовательской работе я использовал следующие методы:
- изучение первоисточников (архивный метод);
- сбор и изучение информации в Интернете;
- метод анализа.
Основная часть
1.1 Исторические корни вайнахов и терских казаков.
Прежде чем говорить о традициях определенного народа, необходимо выяснить – как же предки его оказались именно на этой территории, какие народы окружали их, в каких взаимоотношениях они находились с соседями.
Чеченцы — вайнахский народ Северного Кавказа, основное население Чечни. Чеченцы получили название это от русских, собственно от своего большого аула "Чачань" или "Чечень". Сами чеченцы свою народность называют Нахчи или Нахчоо, что значит люди из страны Нах или Ноах. По народным сказаниям, они пришли около IV в. до Р. Хр. в настоящее свое местожительство, чрез Абхазию, из местности Нахчи-Ван, с подножия Арарата (Эриванской губернии) и теснимые кабардинцами, укрылись в горах, по верхнему течению Аксая, правому притоку Терека, где и теперь еще есть старый аул Аксай, в Большой Чечне, построенный некогда, по преданию жителей аула Герзель, Аксай-ханом. В чеченском языке есть некоторое сходство с лезгинским, в антропологическом же отношении чеченцы — народ смешанного типа.
Много общего между чеченским и ингушским народами. И это не случайно, ведь с древних времен они жили рядом, практически, на одной территории. Ингуши́ — это вайнахский народ на Северном Кавказе, говорящий на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы. В Х в. складывается государство алан со столицей г. Магас («Город солнца»). В первой половине XIII в. Аланское государство было разгромлено в результате монгольских завоевательных походов. Территория Алании была включена в состав Золотой Орды. Источники сообщают о мужественной борьбе алан против завоевателей. Горную часть современной Ингушетии они так и не смогли покорить. Аланы сохранили свой язык и культуру в горах Ингушетии. Новое возвращение ингушей на плоскость начинается с начала XVII в. Миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка. По свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVII в. в Тарской долине известно крупное ингушское селение Ангушт, от названия которого и произошел русский этноним «ингуши». В марте 1770 г. в селе Ангушт ингушами был подписан договор с Россией о вступлении ингушей в подданство Российской империи.
Существует несколько версий возникновения поселений казаков на берегах Терека. Известно, что с конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число казаков - переселенцев с Дона, Волги, Хопра. Они составили низовое, собственно "терское" казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI-XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов. Как отмечал известный ученый М.О. Косвен: «Беглые российские люди нашли на Тереке приют и дружбу у чечено-ингушских и других горских племен». Действительно, процесс дружеских и нередко родственных контактов горцев и казаков сохранялся, несмотря на все сложности происходивших в жизни горских обществ событий, в целом политической обстановки на Кавказе. Так, в состав казачества разновременно и в силу ряда причин вливались группы вайнахского населения. Здесь мы имеем дело с ассимиляцией вайнахов в казачьей среде. Имел место и обратный процесс: во время активных военных действий на Кавказе к вайнахам в горы проникали и находили приют беглые крепостные крестьяне, солдаты, казаки. Как свидетельствует один из документов того времени, живя в чеченских аулах, «солдаты большей частью женаты были на чеченках, но есть [там] и русские женщины». Немалую роль в укреплении взаимоотношений казаков и горцев сыграло "аталычество" - отдача ребенка на воспитание. "Бывало, что в семье казака воспитывался сирота - горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками, и за них могли выйти замуж девушки-казачки" (Заседателева Л. Терские казаки. М., 1974, с. 289). Эта многонациональная по своему происхождению общность и составила основу знаменитого Терского казачьего войска, станицы которого издревле располагались в долинах Терека, Сунжи и их притоков. Официальной датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год.
Все знают о том, что казаки всегда несли военную службу и служили оплотом государства Российского. Но нельзя не сказать и о чеченских и ингушских полках, которые верой и правдой служили царю и Отечеству, бок об бок сражались вместе с казаками на полях сражений.
В 30-е годы XX века казаки подверглись страшным репрессиям – высылались целые семьи, а порой и станицы. В 1944 году чеченцев и ингушей также насильственно депортировали. И лишь в конце 50-х годов они смогли вернуться на Родину. А в 90-е годы стало возрождаться и казачество.
1.2 Общественно – родовое устройство: сходство и различие.
Чеченцы – мусульмане, исповедующие ислам. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма. Что касается вероисповедания ингушей, то первые христианские миссионеры появились в Ингушетии в Средние века из Грузии, но ингуши всё ещё оставались в своём большинстве язычниками. Ислам приняли чуть более 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом. В наше время ингуши являются мусульманами, но в отличии от чеченцев - традиционного суфийского тариката (толкования). В горах Ингушетии до наших дней сохранились древние христианские храмы. Что касается казаков, то они традиционно исповедуют христианство.
Чеченский и ингушский народы имеют особенности в социально – родовом устройстве. С давних времен существует тукхум — это союз определённой группы тейпов(родов), не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы представляли своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев и ингушей служили целям экономического и военного единения. Тейпы сохранились и до наших дней. И в настоящее время главы тейпов – старейшины – имеют огромное влияние и решают сложные вопросы как внутренние, так и социально значимые.
Общественно – родовое устройство терских казаков также имело свои особенности, в связи с военизированным укладом жизни казачества. Каждая сельская казачья община – курень -могла совершенно самостоятельно решать свои дела, но фактически находилась под контролем государственной военной власти. Отличительной чертой казачьей общины был так называемый сход – некое подобие новгородского веча. Правом решающего голоса на сходе пользовались только лица войскового сословия. Женщины не имели права голоса и могли выступать только в роли просительниц. Станичный сход состоял из станичного атамана, его помощников, судей, казначея и казаков. У вайнахских народов, как и у казаков, женщины, также были лишены права голоса, более того, они не имеют права садиться с мужчинами за один стол, справлять религиозные обряды и ритуалы вместе с мужчинами. И у казаков, и у вайнахов были традиционно большие семьи, состоящие из нескольких поколений, проживающих вместе. Ведущую роль в жизни и казачьей семьи, и чечено-ингушской семьи играл ее глава – отец или старший брат, если отец по состоянию здоровья не мог руководить семьей. Глава семьи распределял работу, следил за тем, чтобы она вовремя выполнялась, он был хранителем общей семейной казны, руководил отправлением различных семейных и религиозных обрядов. У казаков глава, или старшой, в семье обладал единоличной властью. Он творил домашний суд и расправу (побои были обычной формой наказания), представлял семью при решении общественных дел станицы. Почти такое же значение имела в больших казачьих семьях и мать. У чеченцев и ингушей также с большим уважением и почтением относились к старшей женщине – матери. А вот сноха и у казаков, и у вайнахов – это вечная, безропотная работница, находившаяся в полном подчинении у главы семьи, свекрови, мужа, старшой снохи. Личное имущество снохи у казаков состояло из приданного и свадебных даров. Если девушка уходила в более бедную семью, то часть приданного оставалась в ее доме как гарантия для нее и ее детей, если брак окажется неудачным. Здесь явно прослеживается отголосок вайнахского влияния, поскольку подобные мотивы встречаются и в их традиции.
1.3 Взаимообогащение терского казачества и чечено-ингушского народа на
бытовом уровне.
Чеченское и ингушское жилище отличалось простотой и аскетичностью. Там был минимум мебели: переносные деревянные кровати и столики. Но бесспорным украшением помещений были изготовленные народными умельцами бытовые предметы. В горах как правило строилось жилище башенного типа, а на равнине вайнахи жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Равнинное жилище — хата-мазанка, позже длинный саманный длинные дома с навесом – террасой по всей длине дома. Казаки - первопоселенцы на Тереке сначала строили земляные жилища. Затем появились деревянные рубленные «государевы крепостцы» - с традиционной русской городской планировкой: храм, торговые ряды, дворы, слободы. Это уже стало признаком прочной и длительной оседлости. Под влиянием соседей - вайнахов казаки переняли и строительство домов из саманного кирпича.
Вайнахи славились мастерами, работавшими с шерстью и войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты. Казаки перенимают полезный опыт по благоустройству жилья. В свою очередь чеченцы и ингуши охотно вводят в свой обиход предметы мебели, посуды и прочей домашней утвари, используемой казаками. Традиционная пищей ингушей и чеченцев мясо-молочная и растительная: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический "даты-кодор" — творог с топлёным маслом) и др. Многие из кавказских блюд прочно вошли и в рацион казаков, в свою очередь и вайнахи переняли кулинарные традиции соседей: различные каши, затирки из муки и т.д.
Рассмотрим и сравним одежду вайнахов и казаков. Сразу бросается в глаза поразительной сходство в мужской одежде: бешмет, черкеска с газырями, узкий ремешок с кинжалом, мягкие сапоги, башлыки, папахи бурка практически одинаковы у казаков и вайнахов. И в женском казачьем костюме присутствуют многие элементы костюма горянок. Также, как и чеченские и ингушские женщины, казачки обязательно покрывали голову либо платком, либо специальным головным убором. Ни одна женщина не выходила из дома с непокрытой головой – это считалось позором.
1.4 Чеченцы, ингуши, казаки: особенности и сходство в обычаях, традициях
и культуре.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене). Те же самые принципы лежат и в традициях вайнахских народов. У казаков, как и у горцев, были приняты традиции «куначества», казаки искренне гордились дружбой с вайнахами.
И горцы, и казаки появляясь на улице с женой всегда соблюдали, казалось бы, странную традицию – у вайнахов женщина всегда двигается за мужчиной, а у казака в стороне или сзади. Не допускалось даже брать своего ребенка на руки на улице. Традиция одна, а причины ее вызвавшие – разные. Горец всегда идет впереди, чтобы первым встретить опасность, которая часто подстерегала в горах. Ребенок не может «связывать» руки защитнику. У казаков причина иная - это заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Ведь казаки в боях часто несли значительные потери, многие казачки становились вдовами в молодые годы, им было бы больно видеть казака, идущего в обнимку со своей женой, с сыном на руках. Именно для того, чтобы не ранить души вдов появилась эта традиция.
И у вайнахов, и у казаков брак не заключался без воли родителей. Но у чеченцев распространен был обычай умыкания невесты. И у казаков долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых. А для ингушей – это позор.
На формирование культуры казаков большое влияние оказала культура горских народов. В казачьих песня слышится ритм вайнахов, казачьи танцы впитали в себя зажигательную лезгинку горцев. От казаков в среде горцев пошла традиция обучать своих детей грамоте, обучать военному делу мальчиков с раннего возраста. Именно благодаря русскому языку у чеченцев и ингушей появилась своя письменность на основе кириллицы.
В ходе исследования я определил целый ряд схожих традиций и обычаев казаков и вайнахов.
Заключение
В результате произведенных исследований я установил, что:
1. Исторические корни казаков и вайнахов очень близки. И те, и другие появились на Северном Кавказе после долгих гонений и притеснений со стороны других народов. В терское казачество активно вливались чеченцы и ингуши, таким образом, казачество является многонациональным образованием. И казаки, и вайнахи подвергались репрессиям в XX веке, но сумели встать на путь возрождения.
2. Вероисповедание чеченцев, ингушей и казаков различно, но в далеком прошлом ингуши были христианами. Общественно – родовой уклад вайнахов и казаков очень близок: и те, и другие объединялись в большие общины по кровному и территориальному признаку. Главенствующая роль отводилась старейшинам или атаману, а женщины не имели права голоса.
3. В процессе долгого проживания на одной территории, произошло взаимообогащение терского казачества и вайнахского народа на бытовом уровне: жилище, предметы обихода, домашняя утварь, пища, одежда и т. д.
4. У казаков и вайнахов много общих традиций, обычаев и неписаных законов:
Тардиции «куначества», уважение к старшим и женщинам, положение женщины в семье и обществе, отношение к браку и семье, взаимообогащение культуры.
Вывод: У казаков, ингушей и чеченцев самобытные история, быт, традиции и культура, но, в тоже время, очень много общего. Нужно, отбросив распри и раздоры, вспомнить о давних традициях дружбы и взаимопомощи, которые были присущи нашим предкам в прошлом.
Библиографический список
1.А.А. Алексеев, Васильев Егор, Гришкин Егор «Россия и Кавказ. История и перспективы взаимоотношений».
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс. М., Новый учебник, 2000 3.Под ред.
3. Б.Б.Пеотровского. История народов Северного Кавказа с древних времен до XVIII в М., Наука, 1998
4. Под ред. А.Л. Нарочницкого. История народов Северного Кавказа с конца XVIII в по 1917 г. М., Наука, 1998
5.Лекция доцента Зарайченко В. Е. по предмету «Региональная этнокультура и управление».
6. В. И. Марковин «Чеченцы».
7.Евграф Савельев «История казачества с древнейших времен до конца XVIII века».
Материалы с сайтов:
Материалы из Википедии — свободной энциклопедии.
http://www.passion-don.org/kazak.html
Официальный сайт Терского казачьего войска
«Взаимная ассимиляция терских казаков и вайнахских народов»
Тезисы
Зорин Владислав
г. Светлоград, МКУДО « Дом детского творчества», объединение «Балаганчик», 5 кл.;
н.рук.Зорина И.А., педагог дополнительного образования
Мною была выдвинута гипотеза о том, что в ходе многовекового соседства чечено-ингушского народа с казаками происходило слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа. Поэтому в качестве исследования мною выбрана тема: «Взаимная ассимиляция терских казаков и вайнахских народов».
Целью данной исследовательской работы является: преодоление межнациональных барьеров, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов – соседей.
Для изучения данной темы я поставил следующие задачи:
Расширить знания и представления об историческом прошлом, быте, нравах, обычаях, культуре терских казаков и вайнахов.
Раскрыть особенности и общие черты каждого народа.
Способствовать возникновению интереса к историческому и культурному наследию предков.
Формировать толерантность.
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в обществе назрела необходимость пересмотреть и переосмыслить некоторые исторические факты: искать и находить не противоречия между народами Кавказа, а точки соприкосновения, общие ценности.
Новизна темы «Взаимная ассимиляция терских казаков и вайнахских народов» состоит в том, что ее освещение дает возможность по-новому взглянуть на историю взаимоотношений казаков и горских народов, что в свою очередь, позволит и в современном мире строить добрососедские отношения между ними.
Особенностью данного исследования является то, что каждый исследуемый народ рассматривается во взаимосвязи друг с другом, а не по-отдельности.
В данной исследовательской работе я использовал следующие методы:
- изучение первоисточников (архивный метод);
- сбор и изучение информации в Интернете;
- метод анализа.
В результате произведенных исследований я установил, что:
1. Исторические корни казаков и вайнахов очень близки. И те, и другие появились на Северном Кавказе после долгих гонений и притеснений со стороны других народов. В терское казачество активно вливались чеченцы и ингуши, таким образом, казачество является многонациональным образованием. И казаки, и вайнахи подвергались репрессиям в XX веке, но сумели встать на путь возрождения.
2. Вероисповедание чеченцев, ингушей и казаков различно, но в далеком прошлом ингуши были христианами. Общественно – родовой уклад вайнахов и казаков очень близок: и те, и другие объединялись в большие общины по кровному и территориальному признаку. Главенствующая роль отводилась старейшинам или атаману, а женщины не имели права голоса.
3. В процессе долгого проживания на одной территории, произошло взаимообогащение терского казачества и вайнахского народа на бытовом уровне: жилище, предметы обихода, домашняя утварь, пища, одежда и т. д.
4. У казаков и вайнахов много общих традиций, обычаев и неписаных законов:
Тардиции «куначества», уважение к старшим и женщинам, положение женщины в семье и обществе, отношение к браку и семье, взаимообогащение культуры.
Вывод: У казаков, ингушей и чеченцев самобытные история, быт, традиции и культура, но, в тоже время, очень много общего. Нужно, отбросив распри и раздоры, вспомнить о давних традициях дружбы и взаимопомощи, которые были присущи нашим предкам в прошлом.