Оглавление |
||
Введение……………………………………………………………... |
3-5 |
|
1 |
Основная часть………………………………………………………. |
6 |
1.1 Из воспоминаний отца – Селиванова Юрия Михайловича ….. |
6 |
|
1.2 Из воспоминаний бабушки – Васильевой Социалины Георгиевны ……………………………………… |
7-8 |
|
1.3 Из воспоминаний дяди – Васильева Александра Валерьевича ............................................................. |
8-9 |
|
1.4 Поиск информации в Интернете ……….…………………….... |
9-12 |
|
1.5 Анкетирование…………………………………………………... |
13-15 |
|
2 |
Заключение ………………………………………………………….. |
16 |
3 |
Перспективы работы ……………………………………….....……. |
17 |
Список используемой литературы ………………………………… Приложения…….……………………………………………………. |
18 19-33 |
ВВЕДЕНИЕ
Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой…
Владимир Златоустовский
(Песня из к/ф "Офицеры)
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! 2015 год стал юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В честь празднования грядущей даты, в школе была объявлена акция «Бессмертный полк». Я подумал, может кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время войны? С этим вопросом я обратился к родителям. Мой папа, рассказал, что участником войны был прадедушка (отец моей бабушки по линии папы) – Селиванов Георгий Тимофеевич. Я отнёс фотографию в школу и заинтересовался: где же мой прадедушка воевал? В каких войсках? Какой вклад внёс в победу над фашистской Германией? Какие заслуги имел?
Считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, чем больше проходит времени после войны, тем всё более очевидным становится огромное всемирно - историческое значение Великой Победы.
Во-вторых, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Но мы не вправе забывать об этом и должны научиться быть патриотами своей Родины.
В-третьих, с «уходом» ветеранов - участников войны исчезают и воспоминания, дающие нам возможность лучше понять ту войну. Очень важно сохранить память о каждом ветеране.
В-четвёртых, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: прадед - Селиванов Георгий Тимофеевич – ветеран Великой Отечественной войны
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: вклад прадеда в победу над фашистской Германией.
ГИПОТЕЗА: я предполагаю, что участие моего прадеда Селиванова Георгия Тимофеевича наряду с другими солдатами Советской Армии приблизило Победу над фашизмом.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: исследовать и изучить историю жизни, боевой путь и награды моего прадедушки Селиванова Георгия Тимофеевича – ветерана Великой Отечественной войны.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Собрать сведения о Селиванове Георгии Тимофеевиче.
Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами.
Изучить семейный архив.
Найти информацию, документы в поисковых сайтах участников ВОВ.
Провести анкетирование среди одноклассников.
Рассказать о своей работе своим одноклассникам и ребятам 3-4 классов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
беседы с родственниками:
изучение семейного архива;
работа с Интернет - ресурсами;
анкетирование одноклассников и изучение результатов анкетирования;
анализ и обобщение собранной информации.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что:
Впервые в нашей семье предпринята попытка изучения и систематизации сведений из жизни моего прадеда Селиванова Георгия Тимофеевича – ветерана Великой Отечественной войны.
Открытие современных Интернет – ресурсов, раннее недоступных мне, позволили сегодня узнать о подвигах и боевом пути моего прадеда.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данная работа будет использована на классных часах при проведении внеклассных мероприятий, пополнит архив семьи.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Из воспоминаний отца Селиванова Юрия Михайловича
Я много слышал о войне, и накануне 70-летия Великой Победы я узнал от отца о своем прадедушке – гвардии ефрейторе Селиванове Георгии Тимофеевиче – ветеране Великой Отечественной войны.
Отцу было десять лет, когда не стало прадедушки. Но у него остались его книги, фотографии, живы детские воспоминания…
Отец много времени проводил с прадедушкой. После школы он вприпрыжку бежал к нему домой. Ему было интересно проводить с ним время. Они никогда не сидели без дела, постоянно ремонтировали какую-то технику или мебель. А однажды сделали бильярдный стол для игры. Так как прадедушка был учителем начальных классов и хорошо знал точные науки, то по выходным дням решали логические задачи, читали книги по физике, электротехнике, писали диктанты. А в праздничные дни под звук гармони прадеда, пели коми народные песни.
Самые счастливые моменты в жизни отца были, когда прадед доставал свои фронтовые фотографии, свои награды и разрешал отцу их смотреть, рассказывал о войне, о своих друзьях. Из множества наград отец больше всех любил медали «За Отвагу»! Прадед дважды был удостоен этой награды. Отец много читал про эту медаль и знал, что она вручалась именно за личное мужество. (Приложение № 1)
Вот такой обычный старик-фронтовик и обычный мальчишка! Всё вроде обыденно, да только именно это и есть та ниточка, за которую я ухватился и продолжил дальнейшее своё исследование.
К сожалению, отец не запомнил рассказы прадедушки о войне, о его боевом пути. И поэтому, чтобы узнать о его подвигах, я решил обратиться к бабушке – Васильевой Социалине Георгиевне.
Из воспоминаний бабушки Васильевой Социалины Георгиевны
Селиванов Георгий Тимофеевич родился 29 марта 1919 г. в д. Сёльыб Удорского района Республики Коми. В семье было семеро детей. Трое из них погибли на войне. В 1939 г. прадедушка окончил Сыктывкарское государственное педагогическое училище, а в августе назначен учителем и заведующим Максимской начальной школы Троицко-Печорского района Коми АССР. (Приложение № 2)
В 1941 г. призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. Воевал на северо-западе нашей страны. Он ветеран Карельского фронта. В декабре 1944 г. гвардии ефрейтор Селиванов Г.Т. награжден медалью «За оборону Советского Заполярья».
За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден двумя медалями «За Отвагу». Одну из них он получил за взятие «языка». Захват языка - тактический приём, применяемый разведчиками для того чтобы доставить командованию человека (военнослужащего), от которого планируется получить информацию определённого рода. [2]
С боями дошел до Берлина. Домой вернулся летом 1945 г. (Приложение № 3)
Год после войны проработал в Сельыбской школе Удорского района Коми АССР, а в августе 1947 г. в этом же районе назначен учителем и заведующим Чирской начальной школы, где проработал 5 лет.
В этом же селе он познакомился с моей прабабушкой Селивановой Марией Яковлевной. В семье родилось пятеро детей. (Приложение № 4)
Летом 1952 г. Георгий Тимофеевич вместе с семьёй возвращается в родное село. Работает не только учителем, но и ведет большую общественную работу. За активное участие в работе, как пропагандист парткома КПСС, не раз награждался Почетными грамотами. Всю свою жизнь интересовался внутренней и внешней политикой страны.
В августе 1967 г. моего прадедушку – директора Сельыбской начальной школы, Министерство просвещения Коми АССР и Коми Обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений награждают Почетной грамотой за успехи, достигнутые в обучении и воспитании учащихся.
Умер прадедушка в феврале 1992 г., похоронен в Сёльыбском кладбище. В нашем селе, наверное, нет человека, который бы не знал моего прадедушку. В памяти односельчан он остался храбрым солдатом, умным, добрым и отзывчивым учителем, воспитавшим поколения учеников, достойно продолживших его дело.
Из рассказа моей бабушки и старых семейных фотографий, я узнал:
прадедушка вёл активный образ жизни;
помогал односельчанам;
его любили дети и уважали соседи;
после войны продолжал вести общественную работу.
1.3 Из воспоминаний дяди – Васильева Александра Валерьевича
Изучая бабушкин фотоархив, я нашёл старую пожелтевшую газетную вырезку под названием «Много выпало на их долю». Это статья была опубликована 7 мая 2005 г. моим дядей Васильевым Александром Валерьевичем. (Приложение № 5)
Он пишет, что нелегкая судьба выдалась у моих прабабушки и прадедушки. Прабабушка, Мария Яковлевна Селиванова, родилась в деревне Чирки, что на реке Вашке. В школе училась только на «отлично». Она мечтала стать учительницей.
Но этим мечтам не суждено было сбыться: помешала война. Летом 1941 г. пришли люди в погонах и чуть ли не под конвоем увезли в военкомат. А оттуда вместе с другими девочками и мальчиками отправили в Жешарт на фанерный завод. Сначала учили столярному ремеслу, потом работали наравне со взрослыми. И голод, и холод – многое пришлось перенести всем, кто трудился на комбинате. Позже, через два года, прабабушка уже работала дояркой в колхозе.
После войны с множественными ранениями вернулся на родину прадедушка. Его отправили работать в деревню Чирки. Тут и познакомились прабабушка с прадедушкой. В 50-м году они переезжают в деревню Сельыб. Прабабушка работала и на ферме, и завхозом. Весной - работала в парниках, а летом – на поле. Сколько овощей выращивали раньше! Особенно хорошо росла капуста. А бригадиром полеводства была прабабушка.
Кроме всего прочего прабабушка выполняла ещё и общественную работу. Была секретарём парторганизации. Много выпало на её долю, но никогда не жаловалась она на свою судьбу.
У прабабушки много наград: нагрудные знаки, грамоты, благодарности. Она – «Заслуженный работник сельского хозяйства Коми АССР». Эту награду ей дали за высокие надои молока. Прабабушка – добрейшей души человек. Всем помогала, чем могла: кому делом, кому советом. Умерла она в 2003 г.
Прадедушка 33 года проработал в школе. Сельчане часто приходили к нему, то просто поговорить, то бумагу какую-то подписать, то за советом, то починить что-нибудь. Прадедушка был заядлым охотником. Любил природу. Чувства любви ко всему живому привил своим детям и внукам.
В публикации дяди много информации написано о прабабушке и очень мало о прадедушке. В основном его воспоминания о нём связаны с послевоенными годами. Мне бы хотелось больше узнать о его подвигах и боевом пути. Для этого я обратился к Интернет-ресурсам.
1.4 Поиск информации в Интернете.
На сегодняшний день любой человек имеет возможность найти информацию о родственниках и близких, погибших или пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны. Для изучения документов, содержащих персональные данные военнослужащих времен войны, создано множество сайтов. Есть книга Памяти Республики Коми.
Введя в строке поиска фразу «Поиск об участниках ВОВ», я открыл первый сайт, который показал поисковик и не разочаровался. (Приложение № 6)
Одним из замечательных сайтов является сайт «Российская газета» с проектом «Звезды Победы». В ней представлен обзор наиболее полезных сайтов, в которых можно найти материалы об участниках Великой Отечественной войны. [3] (Приложение № 7)
Исследовав сайты, предложенные русской газетой, я выделил один из главных источников поиска информации – сайт «Подвиг народа»- общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [4] (Приложение № 8) Сегодня «Подвиг Народа» - это ценность, которая играет важное историческое значение для общественности, так как предоставляет достоверную историческую информацию, повествующую о тяжелом времени военных лет. Он состоит из 3 разделов:
Люди и награждения. Здесь найти различные наградные документы: наградные листы, приказы и указы о награждении, карточки наградной картотеки, карточки юбилейной картотеки.
Наградные документы. Здесь можно осуществить поиск Указов Президиума ВС СССР и приказов о награждении. Поиск можно выполнить по номеру документа, названию, названию органа, который выпустил документ и даже дате принятия.
География войны. Здесь можно найти информацию о ходе боевых действий, то есть документы о военных действиях на различных территориях СССР, боевые приказы, отчеты, сводки, донесения, карты местностей (сделанные бойцами во время войны) и прочие документы.
Этапы работы на сайте «Подвиг народа»:
На главной странице ввел в строке поиска данные о прадедушке. (Приложение № 9)
Поисковая система показала информацию о 5 наградных документах (Приложение № 10)
Орден Красной Звезды
Приказ частям 14 стрелковой Печенгской дивизии 19 армии, Карельского фронта № 031 от 5 декабря 1944 г. От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – награждаю:
Ефрейтора Селиванова Георгия Тимофеевича – наблюдателя, 2 минометной роты, 2 стрелкового батальона, 325 стрелкового полка, 14 стрелковой Печенгской дивизии.
Подвиг:
Товарищ Селиванов в наступательных боях по освобождению Советского Заполярья показал себя смелым и решительным бойцом. В боях за г. Киркинес 23.10.1944 г., при захвате дороги, будучи наблюдателем выдвинулся за передний край и установил скопление живой силы и расположение огневых средств противника. В этом же бою под огнём противника рискуя жизнью, вынес тяжело раненного бойца и, будучи сам ранен, не ушёл с поля боя, продолжал оставаться в бою. (Приложение № 11)
Медаль «За отвагу»
Приказ по 329 гвардейскому стрелковому ордена Александра Невского полку 101 гвардейской стрелковой Краснознаменной Печенгской дивизии от 21 марта 1945 г. От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное при этом мужество и отвагу награждаю: (Приложение № 12)
13 номера расчета 2-минроты Гвардии ефрейтора Селиванова Георгия Тимофеевича, раненного 14.8.41 и 24.10.44 награжденного Орденом Красной Звезды пр. 14 ОПД № 031 от 3.12.44 г. – за мужество в боях по освобождению Заполярья. Награждается, забесперебойное обеспечение боеприпасами в период боев несмотря на сильный огонь противника.
Медаль «За отвагу»
Приказ по 329 гвардейскому стрелковому ордена Александра Невского полку 101 гвардейской стрелковой Печенгской дивизии 19 армии от 10 февраля 1945 г. Награждаю:
15 номера минометного расчета 2-минометной роты гвардии ефрейтора Селиванова Георгия Тимофеевича, дважды раненного: 2.8.41, 24.10.44 года, отличного и выносливого бойца, оказавшего большую помощь своему командиру в организации и проведении марша. (Приложение № 13)
Орден Отечественной войны I степени (Приложение № 14)
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Акт вручения медали «За оборону Советского Заполярья» от 26 июня 1945 г. по 329 гвардейскому стрелковому Гдынскому ордена Александра Невского полку. В соответствии с положением о медали «За оборону Советского Заполярья» утвержденные Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 5.12.1944 г. мною, командиром 329 гв. стр. Гдынского ордена Александра Невского полка гвардии полковником Дмитриевым Сергеем Петровичем от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР произведено вручение медали «За оборону Советского Заполярья» нижепоименованным участникам обороны Советского Заполярья. (Приложение №15)
Вывод: таким образом, сайт «Подвиг народа» помог мне узнать о подвигах моего прадеда. Он был отличным бойцом, отважным и мужественным человеком. Поэтому у него так много наград. Для меня мой прадед – это человек с большой буквы. Как самоотверженно он сражался, чтобы у нас: внуков и правнуков было мирное небо над головой.
Анкетирование
В процессе исследовательской работы проведено анкетирование среди учащихся начальных классов МБОУ «СОШ № 1» г. Сосногорска», цель которого выяснить знания школьников о Великой Отечественной войне, и участии в ней старшего поколения их семей. Значимость подобного опроса очень важна. Ведь мы, последнее поколение, которое застало в живых последних ветеранов Великой Отечественной войны. Среди моих одноклассников много тех, у кого прадедушки и прабабушки участвовали в Великой Отечественной войне. Было бы очень интересно узнать, есть ли в нашей школе учащиеся, которые проявляют интерес к прошлому своей семьи, знают ли они имена, геройские подвиги, которые совершали наши земляки на фронтах Великой Отечественной. Хотелось бы выяснить, откуда они получают информацию о них. И в целом, интересуется ли нынешнее поколение историческим прошлым нашей малой Родины. В зависимости от их ответов, можно сделать прогноз – будем ли мы помнить эту страшную войну в истории нашей Родины через десятилетия или же забудем Великую Победу над фашизмом.
В опросе участвовали 25 человек. Ученикам предлагалось ответить на пять вопросов анкеты. Данные я представил в виде диаграмм. (Приложение № 16)
Вопрос № 1 анкеты звучал так: «Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?». 100% опрошенных ответили: Да.
Вопрос № 2 - «Есть ли в твоей семье участники Великой Отечественной войны?» Этот вопрос является ключевым, так как именно из него вытекает вопрос № 3. Как видно из диаграммы у 17 учеников (68%) в семье имеются участники Великой Отечественной войны. Это тоже не мало.
Затем мною был задан следующий вопрос № 3: «Знаешь ли ты, какие подвиги они совершили? Соответственно на этот вопрос ответили лишь те 17 человек, которые знают о том, что в их семье имеются участники Великой Отечественной войны. Круг отвечающих сузился до 12 человек (71%) . Меня радует, что в нашей республике были такие герои и их правнуки интересуются их жизнью.
Весьма интересно, откуда ученики узнали о прошлом своей семьи: из рассказов ли родителей, бабушек или дедушек, либо же обращались к архивным материалам, интернет - ресурсам или обращались к каким-то иным источникам информации. Понять это нам поможет ответ на следующий вопрос № 4 анкеты: «Откуда ты узнал о прошлом своей семьи?». На этот вопрос также ответили только 12 человек. Посмотрим результаты на диаграмме.
В этом вопросе ученики выбрали сразу несколько вариантов ответов. В первую очередь все 12 человек (100%) обратились за помощью к своим родителям, бабушкам или дедушкам. Далее, как и я, они захотели больше узнать о подвигах своих родственников в Великой Отечественной войне. Поэтому 4 человека (33%) были вынуждены прибегнуть к различным источникам поиска информации. В том числе 5 человек (42%) обратились и к архивам. К сожалению, только 3 человека (25%) обратились к интернет – ресурсам. В частности, в анкете неоднократно был указан сайт «Подвиг народа», о котором я уже рассказал в исследовательской работе.
Наконец, мы подошли к завершающему вопросу № 5 нашей анкеты: «Хотелось ли тебе узнать о подвигах твоих земляков-участников Великой Отечественной войны?» Результат ответов на диаграмме.
Все мои одноклассники 25 человек изъявили желание узнать о своих земляках-участниках Великой Отечественной войны. На мой взгляд, они осознают, что нельзя, невозможно, забыть о том, что совершили эти люди в те далекие и страшные годы:
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните!
Р. Рождественский
Таким образом, интересоваться историей своей родины, в котором ты живешь, просто необходимо. Её нужно не только знать, но и любить. Только тогда ты будешь чувствовать свои корни, уважать своих предков, понимать людей, с которыми ты живешь. И только тогда ты в полной мере осознаешь свою ответственность перед будущим – ответственность за свою жизнь, за жизнь своих близких, за жизнь страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы я собрал сведения и узнал о своем прадеде как о человеке – гражданине, верой и правдой служившем своей Родине.
Мой прадедушка прожил долгую и счастливую жизнь, воспитал пятерых детей, дождался внуков. Вдвоём с прабабушкой умели друг друга поддержать, помочь, подбодрить, пошутить.
Я так благодарен отцу и бабушке, что они показали мне старый семейный альбом и открыли «оконце» в историю нашей семьи.
Меня очень заинтересовали теплые рассказы бабушки, дяди. А старые, но такие родные фотографии – настоящее богатство моей семьи.
Горжусь, что в нашей семье был такой герой войны, как мой прадедушка: мужественный, мудрый, скромный и добрый человек.
Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой.
ВЫВОД: Проведенная мною исследовательская работа помогла мне узнать о подвигах прадедушки, что является прекрасным примером для молодого поколения.
Мой прадед был защитником Родины, принимал участие в войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
В ходе работы я получил новые знания, научился анализировать, делать выводы, пользоваться сайтами Интернет. Провёл анкетирование среди одноклассников и сделал вывод, что большинство ребят интересуются прошлым своих родственников и знают о войне. Выступив на классном часе со своей работой, я подтолкнул одноклассников на изучение истории их родственников, участвовавших в войне. Мы приняли участие в республиканском конкурсе «Письмо ветеранам» и двое наших ребят стали победителями в нём. (Приложение № 17)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ
В дальнейшем я хочу изучить документы, фотографии, статьи о прадедушке по маминой линии – Петрова Василия Филипповича, 1927 г. рождения, участника Великой Отечественной войны. (Приложение № 18)
Исходя из анкетирования, на классном часе я хочу рассказать о поисковых сайтах, где можно найти материал о ветеранах Великой Отечественной войны, чтобы все ребята могли пользоваться этими сайтами и найти сведения о своих родственниках, участниках войны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
фотографии из личного архива
https://ru.wikipedia.org/wiki/Захват_языка
http://www.rg.ru/2015/02/18/ssilki.html
www.podvignaroda.ru
Приложение № 1
Награды моего Прадедушки Селиванова Георгия Тимофеевича
Приложение № 2
Моя бабушка - Васильева Социалина Георгиевна
Мой прадедушка – учитель начальных классов
Приложение № 3
Селиванов Георгий Тимофеевич - солдат
Встреча с односельчанами у обелиска в День Победы
Приложение № 4
Мой прадедушка – директор школы
Семья прадедушки
День Победы 1990 г.
Приложение № 5
Мой дядя – Васильев Александр Валерьевич
Статья дяди – Васильева Александра
Приложение № 6
Работа по поиску информации в Интернете
Приложение № 7
Сайт «Российская газета» с проектом «Звёзды Победы»
Приложение № 8
Сайт «Подвиг народа»
Приложение № 9
Сайт «Подвиг народа»
Приложение № 10
Материал о пяти наградных документах
Приложение № 11
Документы о награждении «Орденом Красной Звезды»
Приложение № 12
Документы о награждении Медалью « За Отвагу».
Приложение № 13
Документы о награждении медалью «За Отвагу»
Приложение № 14
Материал на сайте «Орден Отечественной войны I степени»
Приложение №15
Документы о награждении медалью «За оборону Советского Заполярья»
Приложение № 16
Результаты анкетирования:
Приложение № 17
Выступление на классном часе.
Приложение № 18
Архив моего прадеда Петрова Василия Филипповича