ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

Старостина Ю.П. 1
1
Одинцова Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание:

Введение………………………………………………………………....3

Глава I Экономические предпосылки возникновения еврейского

вопрос в нацистской Германии………………………………………4

Глава II Формирование «образа врага» в немецком обществе………………………………………………………………….5

Глава III Религиозное обоснование еврейского вопроса…………………………………………………………………..7

Глава IVНСДАП как важнейший фактор формирования еврейского вопроса……….…………………………………………….9

Заключение………………………………………………………….....10

Список литературы….…………………………………………………11

Введение.

Актуальность темы.

Проблема возникновения, роли «еврейского вопроса» в нацистской Германии не достаточно полно представлена в исторической литературе. Многие аспекты остаются открытыми, такие как причины возникновения еврейского вопроса, роль Гитлера и других лидеров в формировании «образа врага», технология формирования «образа врага» в германской истории и. т. д.

Актуальность исследования «еврейского вопроса в нацистской Германии» позволяет раскрыть принципы, логику, организацию идеологической структуры, формирование государственной идеологии – антисемитизма.

Тема в исторической литературе не получила комплексного освещения, многие аспекты остаются открытыми. Изучение предпосылок формирования «еврейского вопроса» позволяет восстановить технологию формирования «образа врага» на примере германской истории.

Объект исследования: предпосылки возникновения еврейского вопроса в нацистской Германии.

Предмет исследования – анализ содержания идеологии и практической политики нацистов Германии по отношению к одной группе немецкого общества – евреям.

Цель исследования: Анализ причин возникновения «еврейского вопроса» в нацистской Германии в конце 1920-х – по 1939 годы и использование его во внутренней политики.

Задачи:

- Обобщить и дать критический анализ накопленному в исторической науке материалу о предпосылках возникновения еврейского вопроса в нацистской Германии.

- Изучить основные предпосылки формирования еврейского вопроса в нацистской Германии (1928 – 1933 годы)

- Показать и проанализировать причины воплощения формирования антисемитской политики в нацистской Германии (1928-1933 гг.)

Хронологические рамки исследования обусловлены целью и задачами исследования и охватывают период с 1929-1933 годы: от возникновения еврейского вопроса в идеологии нацистской партии Германии до прихода фашистов к власти.

ГЛАВА I Экономические предпосылки возникновения еврейского вопроса в нацистской Германии.

Во многих работах отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся историей нацистской Германии, рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы. (Гинцберг Л.И, Мельников Д.Е, Черная Л.Б, Галкин А.А, Гефтер М.Я, Борозняк А.И, Арендт Х. и В. Штерн, Бахман К, Герцштейн Р.Э, Макаров А.Н, Альтман А, Захаров В, Кулишов В, Пленков О.Ю).

Вопрос о предпосылках является спорным в исторической литературе. Макаров А.Н., Штерн В., Арендт Х. рассматривают социально-экономические предпосылки как важный фактор формирования еврейского вопроса.

Макаров А.Н. считает, что формирование еврейского вопроса стимулировался большим влиянием еврейского капитала, игравшего видную роль в банковском деле, торговле и промышленности Германии и, составившего серьезную конкуренцию немецкому национальному капиталу. В свете этого, правые политические круги Германии были заинтересованы в устранении соперников и создавшего условия для перераспределения капиталов и собственности.1

Грюнберг К., Линденбург К. считают, что кризис германской экономики в начале 20 века сыграл свою роль в формировании образа врага, которым стало еврейское сообщество.2

Экономические предпосылки формирования еврейского вопроса рассматриваются в работах американских историков. В работе Ханны Арендт анализируются социально-экономические проблемы германского общества и автор видит в них нарастание ненависти к евреям отдельных слоев общества.3

Американский историк В. Штерн также отмечает, что «еврейский вопрос в нацистской Германии» возник из-за зависти правящих кругов к евреям, из-за того, что они «добились выдающегося положения в немецком обществе, что они были богаче, что зависть и привела к возникновению антисемитизма».4

Таким образом, проблема возникновения еврейского вопроса, достаточно серьезно в литературе обусловлена социально-экономическим статусом этого слоя. Евреи в двадцатые годы занимали достаточно прочные позиции в финансах, играли огромную роль в экономической жизни Германии. НСДАП обвиняли именно евреев, в экономических затруднениях, кризисах после первой мировой войны и предлагали им расплатиться за все социально-экономические трудности германского народа.5

Глава II Формирование «образа врага» в немецком обществе представителями политической элиты.

Политическая элита Германии сыграла важную роль в создании «образа врага», которое осуществлялось через политическую деятельность Гитлера, Геббельса, Геринга, руководства Национал социалистической немецкой рабочей партии.6

Спорной в литературе является проблема определения хронологии возникновения «еврейского вопроса» в Германии. Российские исследователи Захаров В. и Кулишов В. предлагают считать период с конца 1920-х и начала 1930-х гг. как этап формирования «образа врага» в лице евреев. 7

Пленков О.Ю. возникновение «еврейского вопроса» также относит к концу 19 века начало 20.8

А. Альтман, Макк Пикар, В. Руге, К. Бахман, Р.Э. Герцштейн, О.Ю. Пленков, А.И. Борозняк, М.Я. Гефтер, Мельников Д.Е., Черная Л.Б., Галкин А.А., особое место в возникновении еврейского вопроса отводят политической элите Германии, предложившей и обосновавшей идеологию антисемитизма. Борозняк А.И, Пленков О.Ю. рассматривают отношение политической элиты к евреям, как одну из основных предпосылок формирования еврейского вопроса.9

В 1998 году вышли материалы второго международного симпозиума под редакцией А. Альтмана, подтверждающие тезис о влиянии политической элиты в формирование «еврейского вопроса».10

В советской историографии возникновение еврейского вопроса затронуто в работах Гинцберга Л.И.; Мельникова Д.Е., Черной Л.Б. Галкина А.А, Гефтера М.Я. и др.

«Сталинизированный» марксизм, не признавая евреев нацией, что находило отражение в исторической науке, предлагал рассматривать проблему евреев через призму интернационализма.11

В российской исторической науке Галактионов Ю.В, Гвоздикова Л.И, Корнева Л.Н, Юматов К.В, Мить А.А. и др. затрагиваются отдельные аспекты возникновения еврейского вопроса. Обсуждение проблем фашизма, его роли в истории Германии, стратегии и тактики национал-социалистов по отношению к евреям нашло отражение в материалах международной конференции, проведенной в Кемерово в 2000 году.12

Нацисты в течение 20-30-х гг. создавали «образ врага», которым являлся еврей. На евреев возложены все беды нацистской Германии. Руге В., Курт Бахман подробно анализируют формирование структуры антисемитизма.13

Анализу технологии третьего рейха по отношению к евреям, структуры нацистской элиты, формированию их идеи, посвящается работа Р.Э. Герцштейна, опирается на редкие немецкие архивные материалы.14

Гитлер, Геббельс, Геринг внесли свое видение в эту проблему. В своих дневниковых записках и работах они обосновали теории превосходства одной нации над другой, а затем воплотили ее в жизнь.15

Глава III Религиозное обоснование «еврейского вопроса».

Одной из основных предпосылок формирования «еврейского вопроса» в Германии в конце 20-х гг. анализ документов предлагает считать религиозную доктрину, обосновывавшую негативное отношение к евреям

В работах Кулишова В., Захарова В. Щербины П., Кара-Мурзы С., Минушевича В., Розанова В.В. обосновывается связь религиозного сознания немцев с формированием негативного отношения к евреям, приводятся библейские отрывки, исторические справки с истории еврейского народа акцентируется внимание на юдофобию, одной из древнейших форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающейся во враждебном отношении к евреям и проявляющейся на разных уровнях общественного сознания. Для очернения евреев слагались мифы об их образе жизни и о способах оправления культа. Ненависть к евреям, как к тем, кто распял Христа, часто маскировалась как этническая ненависть.16

Необходимо отметить существование в современной историографии направления, отрицающего существование «еврейского вопроса» в нацистской Германии. (Ю. Граф, Р. Городи), а так же работы С. Спилберга, А.Ю. Даниэля, А.Е. Гербера, Карл Модига, Р. Хильберга, Ж.К. Прессака, С.Каца, опровергающие эту концепцию. 17

Тем самым, религиозное обоснование возникновения еврейского вопроса по праву дополняет две первые причины возникновения еврейского вопроса. Евреи столетиями жили в этой стране, и в немецком обществе и политической жизни традиционно были сильны не только антисемитские настроения, но и веротерпимость, уважение к иным религиозным и мировоззренческим взглядам. Придя к власти в начале 1933 года. Нацисты получили реальную возможность произвести подобный идеолого-психологический переворот в массовом сознании немецкого населения.

Глава IV НСДАП как важный фактор формирования еврейского вопроса.

Под влиянием экономического кризиса еще более обострилась классовая борьба в стране. Участились массовые выступления трудящихся города и деревни.18

Фашистское движение в Германии возникло после первой мировой войны. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), была создана в 1919 году как «Немецкая рабочая партия» журналистом Какрлом Харрером и слесарем Антоном Дрекслером. С этого же времени Адольф Гитлер (1889 – 1945гг.) начал посещать ее собрания. В феврале 1920 года партия была переименована в НСДАП и получила новую программу из 25 пунктов, разработанную Гитлером в которой было заложено негативное отношение к евреям.19

Анализ данной проблемы позволяет показать, какой личный опыт, какие качества Гитлера двигали им, толкая его на преступления; как могла получить опору в массах варварская, враждебная миру и дружбе между народами фашистская идеология, русскому и многим другим народам. Люди, уставшие от безволия прежних правителей и тоскующие по «сильной руке», готовы вручить власть хоть кому, лишь бы «тот» навел порядок.

Таким образом, он установил жесточайшую диктатуру. Гитлер был фашистским исполнителем воли тех, кто держал в руках материальные предпосылки власти. Идеология нацистов по «еврейскому вопросу» нашла свое практическое воплощение сразу же после прихода фашистов к власти.

Заключение.

Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод, что процесс формирования «образа врага» осуществился, но с помощью носильного внедрения в массовое сознание идей антисемитизма. Образ врага был сформирован с помощью особых технологий третьего рейха.20

Политическая элита Германии, создавая мифы превосходства арийской расы, где главный враг считался человек не арийского происхождения. Существование ортодоксальных тенденций во взглядах политической элиты Германии приводило к «оправданному» осуществлению репрессивных мер по отношению к евреям. Национал социализм, одарив вымышленное им мировое еврейство чертами расизма, жаждой власти над миром, навязал евреям собственные черты.21

Анализ проблемы возникновения еврейского вопроса в нацистской Германии позволяет определить место и роль традиционных предрассудков, способных послужить основой для формирования нацистской идеологии. 22

Следовательно, по приходу к власти нацистов, на выборах 1933 года А. Гитлера более других соответствовал интересам реакционных империалистских сил немецкого финансового капитала. Идеология нацистов по «еврейскому вопросу» сразу нашла практическую реализацию в жизнь.

Нацистский тоталитарный режим существовал как единое целое: культ вождя с жестко вертикалью власти, полицейские службы, внешняя экспансия, и созданный нацистами персонифицированный образ врага – еврея. Без внутреннего врага – еврея, эта система бы рухнула. Только учитывая эту внутреннюю технологию существования нацистского государства, мы можем понять дальнейшую логическую взаимосвязь между идеологией, расовой теорией, государственным строительством, внешней политикой нацизма, войной, развязанной им, и, наконец, осуществлением Холокоста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ИСТОЧНИКИ.

  1. Гитлер Адольф. Моя борьба. Ода. М., 370 С.

  2. Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Перевод с немецкого А.А. Галкина. Смоленск, Русич, 1993. 416 С.

  3. Рудой Г.Я. Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне «третьего рейха» против СССР. Секретные речи. Дневники. Воспоминания. Смоленск, Изд-во: Русич, 2000. 640 С.

ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Альтман А. Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума Уроки Холокоста и современная Россия. М., Изд-во: Холокост, 1998. 304 С.

  2. Бахман К. Кем был Гитлер в действительности, М., 1978,Изд-во: Прогресс. 567 С.

  3. Грюнберг К. А. Гитлер: Биография фюрера. СС – черная гвардия Гитлера, М., Республика, 1995. 435 С.

  4. Галактионов Ю.В. Германский фашизм в зеркале историографии 20-40х гг. Кемерово, 1996. 167 С.

  5. Германия и Россия в 20 веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии: тезисы докладов участников международной конференции, посвященной 10-летию объединения Германии (Кемерово, 19-22 сентября 2000 г.) Кемерово, 2000. 128 С.

  6. Захаров В., Кулишов В. Анатомия Холокоста. Начало начал. Германия 1933 – 1939 годы. М., 2000. 590 С.

  7. Иванова М.И. Штурм власти. М., 1997. 357 С.

  8. История. 2002. 23-31 октября.

  9. Краузе Г. Происхождение антисемитизма в Германии. Спб., 1995. 234 С.

  10. Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов»: М.: Политиздат, 1991. 81 С.

  11. Кара-Мурза С. Еврейская этнология // Родина. 2002. № 4-5.

  12. Линденберг К. Технология зла: К истории становления национал-социализма. М., 1997. 255 С.

  13. Люнев Р. А. Гитлер: легитимный путь к власти // Р.Ф. 1994. №8.

  14. Мерцалов А.Н. Нацистские версии возникновения войны// Западногерманская буржуазная историография второй мировой войны. М.,1978.С.149-160.

  15. Макаров А.И. Всемирная история в 24 томах. Минск,1997. 483 С.

  16. Мазер В. А. Гитлер. – Ростов на Дону, 1998. 789 С.

  17. Толанд Д. Адольф Гитлер.//Книга вторая. М. Изд-во: Интердайджест, 1993. 336 С.

  18. Телушкин И. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М., Мосты культуры, 1999. 456 С.

  19. Фест И. Гитлер. Биография. Т.1 –3. М., 1993. 678 С.

  20. Харрис Д. Евреи и мир. Нью-Йорк, 1989. 423 С.

  21. Чащин А. Тоталитарный путь ведет в экономический тупик.// Комерсант,1996, №21.С.35.

  22. Чернявский Г.И. Дневник Г.М. Дмитрова/ Новая и новейшая история. № 5. сентябрь-октябрь 2001 г. С.41-43.

  23. Энциклопедия Третьего рейха. М., Локид. Миф, 1996. 667 С.

1 Макаров А.Н. Всемирная история в 24 томах. Т.22. Минск, 1997. С. 3

2 Линденбург К. Технология зла: К истории становления национал-социализма. М., 1997. С. 12.

3 Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. РХГИ,1997.С.176.

4 Штерн В. Зависть немцев. РХГИ,1997.С.176.

5 Михман Д. Катастрофа евроейского еврейства. Ч. 1 – 2. – Тель Авив: Изд-во Открытого университета, 1995

6 Наша жизнь. 1997. 1 июля.

7 Захаров В. Кулишов В. Анатомия Холокоста. Начало начал. М.: Совершенно секретно. 2000. С. 13

8 Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. РХГИ,1997.С.17

9 Мифы нации против мифов демократии. М., 1997, Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России Германский опыт преодоления прошлого. – М., 1999. С.56.

10Альтман А. Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума Уроки Холокоста и современная Россия. М., Холокост,1998. С.304

11Захаров В, Кулишов В. Анатомия Холокоста. Начало начал. М.: Совершенно секретно. 2000. С.13

12 Германия и Россия в 20 веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии: тезисы докладов участников международной научной конференции, посвященной 10-летию объединения Германии. Кемерово, 19-22 сентября 2000 г. С. 2.

13 Курт Бахман.Кем был Гитлер в действительности. М.,1978. С.6

14 Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск. Русич, 1996.С.8

15 Гитлер Адольф. Моя борьба. М. С. 3

16 Захаров В, Кулишов В. Анатомия Холокоста. Начало начал. М.: Совершенно секретно. 2000. С.3, Введение // Родина. 2002. № 4-5. С. 2

17 Визель Э. Воспоминания. Следующее поколение. М. 2001; Визенталь С. Повесть. Подсолнух. М. 2001; Дойчкорн Й. Воспоминания. Я носила желтую звезду. М. 2001; Кеппен В. Записи Литтнера Я. из подземелья. Воспоминания. М. 2000; Дневник в письмах Анны Франк. Убежище. 12 июня 1942 года – 1 августа 1944 года. М. 1999; Примо Леви. Человек ли это? М. 1999

18 Иванова М.И. Штурм власти. М., 1997. С. 57.

19 Захаров, КулишовВ. Анатомия Холокоста. Начало начал. Германия 1933-39 годы, М., 2000 с. 18.

20 Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха знаний. М. Иерусалим; 1998 С.99.

21 Там же. С. 102.

22 Там же. С. 105.

13

Просмотров работы: 975