Оглавление
1. Введение |
3 |
1.1 Актуальность |
3 |
1.2 Цель работы и задачи |
3 |
1.3 Гипотеза |
3 |
1.4 Степень изученности |
3 |
1.5 Новизна , характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы |
3 |
1.6.Краткий обзор используемой литературы и источников |
4 |
1.7 Объект и предмет исследования |
4 |
2. Семейная реликвия как связь времен |
4 |
2.1 Что такое реликвия? |
4 |
2.2. Что такое Псалтырь? |
4 |
2.3. Палеографическое описание Псалтыри. |
6 |
2.4. История появления реликвии |
7 |
3. Заключение. |
8 |
3.1 Выводы и результаты |
9 |
3.2.Практическая направленность |
9 |
4. Библиографический список. |
10 |
5.Приложение. Экспонаты семейного музея |
11 |
5.1 Псалтырь 1860 – 70 года издания |
11 |
5.2 Месяцеслов 1905 года издания |
11 |
5.3Псалтырь начала 20 века |
11 |
1. Введение
Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.
1.1 Актуальность: в последнее время наблюдается повышение интереса к старине, православной культуре и древним традициям нашего народа, к своим корням, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.
1.2 Цель работы: выяснить значение старинной вещи в истории своей семьи.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
изучить литературу и источники информации по теме исследования;
выяснить появление Псалтыри в нашей семье;
определить примерный возраст старинной книги, ее значение в нашей семье.
Методы исследования: беседы с родственниками; изучение книг о церковных книгах; поиск информации в сети Интернет; анализ найденного материала.
1.3 Гипотеза: если я раскрою «тайну» старинной вещи, имеющейся в нашем доме, то смогу узнать больше о своей семье и своих родственниках, а также познакомлюсь с некоторыми событиями из истории христианства и православия.
1.4 Степень изученности: автор считает, что в настоящее время вопросы создания музея семейных реликвий мало освещены в теоретических исследованиях и практических разработках, что определяет необходимость самостоятельного поиска доступных методик и инструментов музееведения для организации собственной исследовательской деятельности.
Новизна работы, прежде всего, состоит в том, что поставленные автором задачи формулируются и рассматриваются им впервые. Оригинальным также является и выбранный подход: исследуя старинный Псалтырь, автор приобретает новые знания по истории семьи и страны. Впервые он знакомится с православием как с культурой.
1.5 Благодаря работе над темой, автор научился отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой [1][4][5], самостоятельно осмысливать и анализировать факты[2][3] и, что немаловажно, сумел заинтересовать своей работой всех своих родственников[6].
Объект исследования: преемственность поколений семьи Артемовых - Наседкиных с 1960-х до 2014 гг.
Предмет исследования: семейная реликвия, как способ сохранения родовой памяти семьи Артемовых - Наседкиных.
2. Основная часть. Семейная реликвия как связь времен
2.1 Что такое реликвия? [1]
Для точного и правильного употребления слова «реликвия» мы проанализировали несколько источников. Так, по толковому словарю С.И. Ожегова [4], реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. В словаре русского языка Д.Н. Ушакова находим следующее определение:
это вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной;
особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.
Этимология (происхождение) слова «реликвия» начинается с латинского слова relinquere, что в переводе означает «оставаться».
Словарь синонимов Н. Абрамова указывает нам на слова раритет и мощи.
Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. В своей работе мы будем использовать второе значение слова реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.
2.2. Что такое Псалтырь?[2]
Так называется библейское собрание 150 духовных песнопений. Наименование этой книги, входящей в состав Святой Библии, происходит от греческого слова, означающего музыкальный инструмент, напоминающий гусли или арфу. Свое название Псалтырь получила от греческого слова “псало,” что значит бряцать на струнах, играть. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом “псалтырион,” похожем на арфу.
Главное содержание псалмов – надежда на пришествие Мессии. Однако и после пришествия Спасителя псалмы сохранили свое значение. Сам Господь пел их. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в паломничество в Иерусалим на Пасху. От Назарета до Иерусалима по дороге паломники пели псалмы восхождения (119-133). Во время проповеди Господь приводит в своих речах больше цитат из Псалтыри, чем из других книг Ветхого Завета. После Тайной вечери Господь вместе с учениками пел псалмы, когда они вместе шли в Гефсиманский сад.
Христианская Церковь с самого начала своего существования включила псалмы в богослужение. Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители славянских стран, дословно переложили с греческого на славянский все псалмы.
На Руси Псалтырь стала любимой книгой. По Псалтыри учились грамоте, ее переписывали от руки, постоянно читали, и не только во время богослужения, но и дома. Призови Господа на помощь, и вскоре ты почувствуешь музыку славянского языка, поймешь, как он богат и выразителен, могуч и пластичен. Великий дар Божий - говорить о небесном и божественном на этом дивном языке! Только Церкви оставлен этот язык, чтобы высоким слогом говорить о высоком. Считалось, чтение Псалтыри привлекает к себе ангелов и изгоняет злой дух. В старину Псалтырь была обязательной образовательной книгой, по которой учились все взрослые и дети. Читать Псалтырь было интересно. Было престижным знать наизусть псалмы из Псалтыри.
2.3. Палеографическое описание псалтыри [3]
Мы с мамой, Артемовой Юлией Леонидовной, пользуясь методикой описания музейного предмета, установили:
это книга в кожаном переплете, размером 165 на 210 мм;
примерное количество страниц – 187 (к сожалению, первые и последние страницы книги не сохранились);
это издание состоит из семи разделов:
1. Краткое изъявление.
2. Устав святых отцов, Богом преданный всем хотящим петь псалтырь.
3. Давида пророка и царя песнь.
4. Песни священного писания
5. Последование по исходу души от тела.
6. Помянник.
7. Чин пения двенадцати псалмов.
Каждая часть псалтыри начинается инициалом и орнаментальным мотивом в виде плетенок из лент и растительных орнаментов;
удивительно, но в книге все тексты имеют разный шрифт и межстрочный интервал, такой порядок не поддается объяснению, потому что не зависит от раздела;
представлена одна черно-белая иллюстрация (мы полагаем, царя Давида, играющего на музыкальном инструменте) в виде гравюры без подписи;
издание книги датируется 1860-1870 гг. Самым сложным для нас с мамой оказалось определить примерный год издания Псалтыря. При визуальном осмотре эта книга показалась нам очень старой, но определить точную дату не удалось, т.к. первых страниц не сохранилось. Тогда мы с мамой стали искать подсказки, которые помогли бы нам датировать это издание. И вот что мы отыскали: в разделе «Помянник» напечатана молитва о здравии, приведу выдержку из нее. «Спаси Господи и помилуй Благочестивейшего Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Императора Александра Николаевича всея России, и супругу его, Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Александровну: наследника Его, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича и Супругу Его, Благоверную Государыню Цесаревну и Великую Княгиню Марию Феодоровну: Благоверного Государя, великого князя Николая Александровича и весь Царствующий Дом». Исходя из этого отрывка, мы с мамой сделали вывод, что Псалтырь издавался в царствование Александра II. Изучив царское семейство, мы поставили примерную дату издание – 1860-1870 гг.
С помощью изучения литературы, мы установили, что самый простой способ отличить, что это книга 19 века, посмотреть на заглавную букву "В" в тексте. В 17 веке у буквы "В" был прямой угол на верхней завитушке, в а 19 веке - он скруглен, как и в нашей книге.
2.4. История появления реликвии.[6]
Изучая эту реликвию, мне стало интересно, как это предмет попал в нашу семью.
Данная книга принадлежит моей бабушке - Наседкиной (Гольевой) Любови Ивановне, а ей он достался от моей двоюродной прабабушки – Карамышевой (Косаревой) Нины Ивановны.
Как выяснилось, в начале эта книга принадлежала Верютиной Прасковье Афанасьевне, 1884 года рождения, ей же она досталось от мамы. Перед своей смертью, 1968 году, Прасковья Афанасьевна отдала Псалтырь на молитвенную память моей двоюродной прабабушке, а та в свою очередь перед смертью подарила эту реликвию моей бабуле – Любови Ивановне.
Что такое молитвенная память – это упоминание в ежедневных молитвах дарителя. Православная традиция сравнивает тело умершего с семенем, которое кладут в землю. А бессмертная душа человека остается ожидать прихода космической весны. Сама она уже не может изменить своей участи в загробном мире. Это право дано живым. Наша молитва и добрые дела за умерших могут даже освободить грешников из ада. Но и праведники нуждаются в молитве живых: грядка без полива не взрастит хорошего растения. Вот почему молиться за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для них.
60-е годы 20 века – время гонения на веру и Церковь. Поэтому найти верующего человека было сложно, дети Прасковьи Афанасьевны не отличались эти качеством, и вот старинная книга оказалась, сначала у моей двоюродной прабабушки, а затем была подарена моей бабуле.
В процессе исследовательской работы бабушка, Наседкина (Гольева) Любовь Ивановна вспомнила, что у ее мамы – Гольевой Марии Ивановны (урожденной Косаревой) тоже остались раритетные книги: Псалтырь, Месяцеслов и Богослужебная книга, обложка и первые страницы которой не сохранились. Мы с мамой связались с нашими родственниками и выяснили, что наш родовой Псалтырь даже старше исследуемого, так как его можно датировать началом XIX, а точнее временем правления Александра I. Этот факт породил массу вопросов: откуда у неграмотной крестьянской женщины (моей прабабушки) появилась эта реликвия?
Мы выяснили [7], что во время войны мою прабабушку оккупационные власти в виде трудовой повинности отправили рыть окопы в деревню Оськино Хохольского района Воронежской области. Здесь она познакомилась и вре-менно проживала у монахинь, пришедших сюда после закрытия монастыря, в котором они подвизались. Вот именно эти монахини, по нашему мнению, подарили ей Псалтырь и научили читать. Но это уже материал для новой исследовательской работы.
3. Заключение.
Издавна на Руси слово «память» имело, прежде всего, духовно-нравственное значение. Не только в истории нашего Отечества, но и в жизни каждого человека, отдельной семьи, школы и города происходят разные события - большие и малые, простые и героические, радостные и печальные. Для собственной памяти люди пишут дневники и мемуары, хранят письма и фотографии, какие-то вещи, иногда хранят в своей памяти удивительные истории, связанные с их личной жизнью, прошлым семьи.
«Беспамятный» - это человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки... Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки, сегодня мы обращаемся к семейным реликвиям.
3.1Выводы и результаты. Цели и задачи работы – достигнуты. Благодаря работе над данной теме, я научился отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и что немало важно, сумел заинтересовать своей работой всех своих родственников.
Работа по данной теме пробудила интерес к истории моей семьи, вызвала гордость за своих предков.
3.2 Практическая направленность. Каждая семейная реликвия уникальна, я постараюсь сохранить их, создав свой семейный музей. Накапливая материал, я расскажу историю каждой вещи будущим потомкам, особое внимание будет уделено сложившимся традициям
Закончить свою работу хочу словами знаменитого историка В.О. Ключевского: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».
4. Список источников и использованной литературы
Литература
1. https://ru.wikipedia.org
2. Живаева Оксана Олеговна Рукописные псалтыри в богослуженной традиции Древней Руси Журнал Вестник Оренбургского государственного университета Выпуск № 11 (147) / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/rukopisnye-psaltiri-v-bogosluzhebnoy-traditsii-drevney-rusi)
3. Никольский М. В. Уставная православная иконопись как феномен духовной культуры общества Журнал Аналитика культурологии Выпуск № 16 / 2010 (http://cyberleninka.ru/article/n/ustavnaya-pravoslavnaya-ikonopis-kak-fenomen-duhovnoy-kultury-obschestva)
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/ - 4 изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. – 944 с. ISBN 5-89285-003-Х.
5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: Под редакцией Д. Н. Ушакова - Санкт-Петербург, Астрель, АСТ, 2009 г.- 1280 с. ISBN 5-271-00374-4
Источники
6. Воспоминания Золотых Раисы Ивановны, рукопись, 2014. Из личного архива Артемовой Ю.Л.
7. Воспоминания Наседкиной Евдокии Ивановны, рукопись, 2006, Из личного архива Артемовой Ю.Л.
Приложение. Экспонаты семейного музея
1. Псалтырь 1860 - 70года издания, принадлежащий моей бабушке Наседкиной Л.И. |
|
2. Месяцеслов 1905 года издания, принадлежал моей прабабушке, Гольевой (Косаревой) Марии Ивановне |
3.Псалтырь начала 20 века, принадлежал моей прабабушке, Гольевой (Косаревой) Марии Ивановне
11