СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ СУПРУГОВ КОЛОТУШКИНЫХ ИВАНА И АКСИНИИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ СУПРУГОВ КОЛОТУШКИНЫХ ИВАНА И АКСИНИИ

Кручинина Ю.К. 1
1
Старченко З.Д. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение

Основная часть

1. Ознакомление с старинной фотографией супругов Колотушкиных

2. Быт и уклад семьи Колотушкиных

3. Фотография казака Колотушкина Ивана

4. Старая групповая фотография Оренбургских казаков

Заключение

Список источников и использованная литература

Приложение

Приложение 1

Рис. 1. 1. Общая старинная фотография супругов Колотушкиных

Рис. 1. 2. Старинная фотография главы семьи – казака Колотушкин И.

Рис. 1. 3. Старинная фотография жены Аксинии с детьми и со свекровью

Приложение 2

Рис. 2. 1. Старая групповая фотография Оренбургских казаков

Рис. 2. 2. Увеличенная, цветная фотография казака Колотушкина Ивана

Рис. 2. 3. Нагрудный знак Оренбургского казачьего войска (1574 г.)

Приложение 3

Рис. 3. 1. Нагрудные знаки - 11 казачьих войск Российской империи

Введение

История предков всегда любопытна

Для того, кто достоин Отечества.

Н. Карамзин [2]

В 2014 году наша страна отметила 100 лет - Первой Мировой войны. Начало XX века - это время «великих потрясений» в истории России.

Россия была ввергнута в войну Николаем II как союзник Сербии, а также ради чужих ей интересов - союзников по Антанте и, как плата за полученные Россией от них в предвоенные годы займы.

Посетив выставку в городской библиотеке им. Б. Швейкина, где была организована фотовыставка участников Первой Мировой войны - жителей нашего города Кыштыма. Вот тогда я решила изучить старую фотографию, которая стоит на комоде у моей бабушки Поповой Р. К. (Колотушкиной)

Актуальность: изучения нашей старой семейной фотографии заключается в том, что данная фотокарточка имеет большое значение рода нашей семьи, а значит с этой минуты и для меня, т.к. я праправнучка – Колотушкина Ивана Прокопьевича.

Предки уходят в небытие, и потомкам без чьей либо помощи трудно разобраться как в прошлой жизни, так и в старых фотографиях.

Цель работы: изучить судьбу супругов Колотушкиных Ивана и Аксинии, используя их старую фотографию.

Задачи:

  1. Изучение семейной старой фотокарточки супругов Колотушкиных Ивана и Аксинии (100лет).

  2. Изучение старой фотокарточки жены Аксинии с детьми и с со свекровью.

  3. Изучение старой фотокарточки Оренбургского казака Колотушкина Ивана Прокопьевича.

  4. Изучение старой групповое фото Оренбургских казаков.

Гипотеза: если удается пополнить материалами и новыми фактами о жизни казака Колотушкина Ивана, то возможно будет дополнить историю – в Первой Мировой войны (1914-1918 гг.) и участия членов моей семьи.

Новизна моего исследования заключается в изучения старинных фотографий и пополнении новыми фактами участия моего прапрадеда Оренбургского казака Колотушкина Ивана Прокопьевича и участие наших земляков в Первой Мировой войне, чтобы появилось большое желание у каждого ученика вспомнить своих предков, просмотрев семейные альбомы.

Объектом исследования в моей работе- стало изучение конкретной личности и судьба реального лица- моего прапрадед Колотушкина Ивана и его семьи, также изучение родословной и составления генеалогического древа.

Предметом исследования в моей работе стали несколько семейных старинных фотографий:

-большая семейная фотография супругов Колотушкиных;(1.1)

-маленькая фотография жены Аксинии с детьми и со свекровью; (1.3.)

- маленькая фотография Оренбургского казака- Колотушкина И.П.;(1.2.)

-общая фотография казаков Оренбургского казака. (2.1.)

Методы исследования - это изучение фотографий (вещественный источник-оригиналы), сравнительный анализ, получение информации: через беседу, поиск в интернете, в книгах – про медали, про погон, про фуражку, про поселения казачьих в крепостях, их быт, занятия и жизнь. Сопоставление фактов, обоснование и оценка, консультации, наблюдения, ознакомление, анкетирование. Поисковое поле: библиотека, интернет, музей, выставка, беседа с бабушкой – Поповой Раисой Константиновной. (Колотушкиной)

Основная часть

1. Ознакомление с старинной фотографией супругов Колотушкиных.

Дам тебе я на дорогу образок святой.

Ты его, моляся Богу, ставь перед собой

Песня.

Эту фотографию и маленькие и еще старую икону сохранила моя бабушка Раиса Константиновна Попова(Колотушкина). Обычаи, традиции и обряды казаков складывались веками и несли отпечатки их суровой жизни и быта. Одной из характерных черт казаков являлось почитание старших, причем, в мирное время возраст имел большое значение, чем воинское звание. Старики пользовались особым уважением и любовью не только в семье, но являлись памятью и совестью всей станицы, играли в ней заметную роль в организации казачьего быта. [2] Этой фотографии- 100 лет. (1.1.) При рассмотрении мы видим Ивана в военной форме, жену Аксинию в платке. Далее мы замечаем, что фотография выполнена в монтаже из двух маленьких карточек тех времен. Кто сделал монтаж большой семейной фотографии? Может сами хозяева (1.1.) А может дети, их было 4 –Анна, Григорий, Василий, Константин.

Доказательство монтажа фотокарточки – это то, что у Ивана левое плечо отсутствует, а у Аксинии на левом плече белое пятно от руки Анны. На груди Аксинии тоже белое пятно - это пятно от головы маленького ребенка (Василия) сидящего на коленьях Аксинии. (1.3.)

На этой старой фотографии у Ивана не видно медалей так как линия низа фото завышена. Мы считаем, что это неспроста, так как все что было связано с Первой Мировой войной – за то, что те, кто имел царские награды, могли подвергнутся репрессиям в последующие годы. То, что была сделана эта фотография, говорит о том, что в семье царили взаимопонимание и любовь. Такие фотографии в семье обычно висели над кроватью. (1.1.)

2.Быт и уклад семьи Колотушкиных

На карточке нет хозяина семьи - Ивана Прокопьевича, значит он на службе. На фотографии мы видим двух взрослых женщин. Одна из которых – жена Аксиния, другая, мы предполагаем, что это свекровь- мать Ивана. Женщины сидят в платках, заколотых плотно у подбородка, шали – платки закрывают плечи, они новые. На фотографии мы видим трех детей - это сзади стоит Анна(1903г.), с правой руки Аксинии стоит Григорий(1907г.), на нем «косоворотка» - так она называется по застежке, которыми обрабатывали в старину мужскую одежду. Подпоясан он тесемочкой, а на концах большая кисточка - которая служит украшением, возможно она цветная. На коленях Аксинии сидит малыш - это Василий (1914г). На нем вязаные носочки- это говорит о том, что наверное держали овец, была своя шерсть. Все в сапогах кирзовых –это возможно жили зажиточно. По одежде можно судить, что шили сами, значит была швейная машина - ручная или ножная «зингер» (?). По окату рукавов - они пышно собраны, низ рукавов обработан в подгибку. Кофты оренбургских казачек были прямые, распашные или с разрезом до линии груди и на пуговицах, одевались поверх юбки. Застежка могла быть и сзади, а спереди одевалось украшение (как у Анны). (1.3.)Юбки, мы видим, сшитые длиной до щиколотки, пышные (1.3.), с кружевами или сборкой по низу. В те времена обязательно носили фартук, но при фотографирования они сняли его и оделись новую, нарядную одежду. Мы считаем, возможно был праздник – ПАСХА, т.к. она была весной.Сьемка происходила во дворе - т.к. земля, мелкий мусор, сзади повесили полотно, который закрывает двор со скотиной, значит семья жили своим хозяйство. Все эти детали одежды указывают – на то, что они представители местного казачьего сословия. На лицах застыла сдержанность эмоций, женская покорность и кротость. В то время несмотря на то, что женщина является хранительницей семейного очага, она должна подчинятся мужу и особым уважением относится к родственникам мужа -к свёкру и свекрови. [2] (1.3.)

3. Старая фотография Оренбургского казака Колотушкина И. П.

«Прощай, страна моя родная,

И вы все добрые друзья!

Благослови меня, родная,-

Быть может, на смерть иду я!»

На суконном погоне три нашивки из тесьмы – это звание нижних чинов- старший урядник, к званию прибавляется слово «господин». На погоне просматривается цифра 1, возможно это был Оренбургский полк Его Императорского Величества наследника Царевича Алексея Николаевича. [2] (2.1.-2.2.).

1. Медаль «Георгиевский крест» IV степени. Всегда носили первым. [6]

С 1914-1917 гг. (то есть в основном за подвиги в Первой Мировой войне) Георгиевских крестов - IV степени было вручено около 1милл. 200 тысяч. Следовательно, он принимал участие в Первой Мировой войне. (2.2.) [6]

2. Медаль в память о русско-японской войне 1905 года. ( 2.2.) [6]

Они изготавливались из серебра, бронзы (светлая/темная) и меди. Какая была у нашего казака - мы не знаем. Учредитель этой медали – Николай II. Дата выпуска - 21 января 1906 г. Медали из темной бронзы (меди) были вручены военным, не принимавшим прямого участия в боях, но состоящим на службе в действовавших армиях и находившимся до дня ратификации мирного договора на Дальнем Востоке и вдоль Транссибирской магистрали и Самара – Златоустовской железной дороги, в местностях, находившихся на военном положении, а мог и быть участником в 1904-05 гг. в русско-японской войне. [

3. Медаль – «за усердие» с портретом Императора Николая II, на колодке с лентой ордена св. Станислава. Была учреждена в декабре 1801 г. повелением императора Александра I. (11) [6]. 10 октября и 30 декабря 1916г. Николай II утвердил Положение Совета министров о замене золота и серебра при изготовления медалей и орденских знаков другими металлами (бронзовый и цинковый сплав).

4. Старая групповая фотография Оренбургских казаков

Славься, Казакия, Богом хранимая,

Наша отчизна безмерна любимая!!

Мы за тебя в час беды постоим –

Грудью своей от врага защитим.

Гимн Казакии [2]

Фотография сделана качественно, сохранила яркость (серебром).

Фуражка с кокардой и спецзнак ополченцев (крест), где написано «За царя» - по горизонтали, а по вертикали «Веру Отечества». В 1911г. спецзнаки отличия на головные уборы получали казаки, служившие 11, 12 полков Оренбургского казачьего войска. (2.1. - 2.2.) [6] Фуражка и папаха-это символ принадлежности к казачеству. После смерти казака фуражку привозили домой и клали под образа. Я узнала, что войсковое ополчение - казачьи войска - выставляли в случае надобности, во время войны. В войсковом ополчении состоят все казаки, способные носить оружие. Казачья военная форма во многом перекликалась с формой, принятой в русской армии, но имелись свои особенности, в частности, для каждого казачьего войска был утвержден прикладной цвет сукна для лампас (5,6см.), выпушки, верха папахи и околыша фуражки – голубой. Сапоги были хромовые. Ремень - (3см.) (2.1.- 2.2.) [2] В ходе войны униформа солдат и офицеров неоднократно упрощалась с целью удешевления и приспособления к условиям боевых действий. На фоне этого, а также по причине трудностей со снабжением, с 22 мая 1916 г. в Русской армии уже официально было разрешено носить военную форму любых образцов и любого покроя. На практике это привело к появлению кителей, френчей и гимнастерок: темно-серого, серо-зеленого, темно-зеленого, зелено-коричневого, коричневого цветов, цвета хаки, драп, оливе. (2.1.) [4]

На ней мы видим казака - моего прапрадеда Колотушкина Ивана Прокопьевича,- сидящим в 1-ом ряду слева на фото. В руках у него еще не зажжённая сигарета. Все казаки в летней форме – было лето. Фотографировались в казарме или в ателье «CABINET – PORTRAIL» – доски на полу, сзади – полотно-ширма.

Заключение

ИСТОРИЯ- это история людей. Корни человека – в уважении к традициям своей семьи, своего народа, к прошлому родного края и страны. Одним из ключевых направлений исследований в моей работе - изучение КОНКРЕТНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЕБЫ – моего прапрадедушки

КОЛОТУШКИНА ИВАНА ПРОКОПЬЕВИЧА.

К счастью, я узнала о военном прошлом своего деда и об элементах его быта. Ведь каждому человеку интересно, какие люди были его предки, где жили, чем занимались, кто их дети т.д. И если сейчас не обратить внимание на старые фотографии, они позже могут быть просто уничтожены кем-то по поможет мне в составлении древа моего рода. Колотушкин Иван Прокопьевич вернулся после войны живой домой. В 1921 году у них с Аксинией родился Константин(1921г.)- это мой прадедушка.

Прошло 100 лет, наши фотографии обветшали, но приобрели еще большую ценность для меня, моего брата Александра, который 2015 году пойдет в 1 класс и для наших потомков, поэтому наряду с бумажным архивом был создан электронный архив важных личных и семейных документов.

Вечную жизнь даёт им семейная память всех предыдущих поколений, память каждого нового поколения.

Научно-исследовательскую работу, презентацию я обязательно передам в мою школу № 2, библиотеку им. Б. Швейкина, детскую библиотеку, буду участвовать в городских и во всероссийских конкурсах.

Обязательно буду продолжать работу по преумножению и дополнять фактами (работа с книгами, интернетом).

.

Список источников и используемая литература

  1. Аношкин М. П., про город Кыштым. – Кыштым, 2010. – 108 с.

  2. Апрелков А. В., Судьбы казацкие / Л. А. Попов – Челябинск, 2002. – 380

  3. Большая Российская энциклопедия. Т12. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 788 с.

  4. История Оренбургского казачества. – Челябинск, 1993. – 28 с.

  5. Корецкая Т.Л., Прошлое не предавать забвению (Путешествие по Челябинской области): пособие для уч-ся. – Челябинск: Факел, 1994. – 110

  6. Кузнецов А., Награды: энциклопедический путеводитель по истории Российских наград. – М.: Современник, 1198. – 479 с.

  7. Старые фотографии были из семейного архива Р. К. Поповой (в девичестве Колотушкиной).

  8. А.Г.Сизенко., Казачество России. Казачьи войска.,Знаменитые атаманы.,

Уклад жизни /А.Г.Сизенко .- Ростов н/Д: Владис,2009,-432с. :ил.

  1. Россия в эпоху правления императора Николая II: календарь 2015 – 2016 гг. / автор текстов В. Н. Майоров; Екатеринбург, 2014.

  2. https://ru.wikipedia.org

  3. http://library.kiwix.org/A/html/О/р/е/н/Оренбургские_казаки.html

Приложение №1

Рис. 1.1. Нагрудный знак. Оренбургского казачества 1574 г.

Рис. 1.2. Эмблема Общественной организации Челябинской области Оренбургского казачьего войска. Атаман г. Кыштыма Репин Алексей Ротмирович.

Приложение 2

Рис. 2.1. Старая фотография супругов Колотушкиных (1914 год)

Из личного архива Поповой Р.К. (Колотушкиной)

Рис. 2.2. Отредактированная фотография супругов Колотушкиных 2015 г.

Приложение №3

Рис. 3.1. Оренбургский казак (1914 г.) из личного архива Р.К. Поповой

Приложение №4

Рис. 4.1. Увеличенная цветная фотография казака И.П. Колотушкина (2015 год)

Приложение №5

Рис. 5.1. Фотография Аксииии с детьми и со свекровью (1914г). Из личного архива Р.К. Поповой (Колотушкиной)

Приложение №6

Рис. 6.1. Оренбургские казаки, первый слева - Колотушкин Иван Прокопьевич (1914 год)

Из личного архива Поповой Р.К. (Колотушкиной)

Приложение №7

Рис. 7.1. Увеличенное цветное фото 2015 г.

Приложение 8

Одиннадцать казачьих войск – одиннадцать жемчужин

в блистательной короне Российской империи.

П. Н. Краснов- генерал Российской армии

Рис. 8.1. Знаки отличия казачьих войск

Приложение №9

Приложение №10

Рис. 10.1. Я со своей бабушкой, Поповой Раисой Константиновной (Колотушкина), у старой фотографии 100-летней давности, где мой прапрадед – Колотушкин И.П. со своей женой Аксенией (2015 год).

2

Просмотров работы: 552