ИСТОРИЯ СТАНОВСКОЙ МЕЛЬНИЦЫ КАДУЙСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ СТАНОВСКОЙ МЕЛЬНИЦЫ КАДУЙСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Мещанинов С.А. 1
1
Мешалкина И.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..5

Основная часть…………………………………………………………………….6

1. Мельница в хозяйстве у купчихи О.Ф. Лобачёвой…………………………...6

2. Пайщики мельничной артели – новые хозяева мельницы…………………..6

3. Мельница на содержании колхозов…………………………………………...7

4. Гидроэлектростанция – альтернатива водяной мельнице…………………...8

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложения……………………………………………………………………...11

Приложение 1. Фотографии Мухиной Руфины Васильевны и Добролюбова Александра Александровича

Приложение 2. Фотографии Становской водяной мельницы и Бузыкинской гидроэлектростанции

Приложение 3. Фотографии Лаптевой Милы Ивановны и Ивановой Галины Александровны

Приложение 4. Фотографии Мещаниновой Валентины Павловны и ручного жернова

Приложение 5. Фотографии тётушки Евлампии и жёрнова на могиле Мухина Д.К.

Введение

В нижнем течении реки Андога, в том месте, где в неё впадает другая речка – Шулма, расположились несколько деревень и сёл, которые в народе называют общим именем – Андогские сёла Кадуйского района Вологодской области (или просто Андога). Сюда входят село Никольское, а также деревни: Стан, Завод, Чурово, Новое и другие. Издавна эта местность славилась своими мастерами: плотниками, санниками, кузнецами, строителями речных судов, которые сплавляли вниз по течению к рекам Шексне и Волге. Андога «дала Родине» немало славных и достойных тружеников [5]. Здесь, в деревне Стан, когда-то жила и работала конюхом моя прабабушка–Мухина Руфина Васильевна (см. Приложение № 1). Каждое лето я приезжаю в её дом. Мы вместе с папой часто ходим по близлежащим окрестностям и видим заброшенные и разрушенные мастерские, кузницы, конюшни, сеновалы, церковь–свидетельства активной трудовой деятельности наших предков и их быта.

Часто моё внимание привлекал ряд брёвен, который ровно уложен по всей ширине реки. Когда вода протекает по этим брёвнам, её течение ускоряется. Она начинает бурлить и создавать шум. Меня заинтересовали вопросы: кому и зачем понадобилось устилать речку брёвнами? Я стал спрашивать об этом у взрослых, и мой папа сказал, что в этом месте когда-то стояла и работала водяная мельница. Я решил узнать больше об этой мельнице.

Целью нашей работы являетсяизучение краеведческого материала, связанного с историей водяной мельницы, которая располагалась в деревне Стан Кадуйского района Вологодской области.

Задачи нашего исследования:

  1. Изучить краеведческую литературу, архивные данные по истории происхождения водяной мельницы.

  2. Найти свидетелей использования водяной мельницы, побеседовать и зафиксировать известные им сведения.

  3. Синхронизировать историю водяной мельницы деревни Стан Кадуйского района Вологодской области.

Методы исследования: анализ краеведческой литературы, архивных данных; беседа со старожилами села Никольское и деревни Стан; обобщение материала, систематизация и анализ полученных результатов.

Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения краеведческого материала. Материал, отраженный в Приложениях, можно использовать на уроках окружающего мира.

Мы предположили, что при изучении краеведческой литературы, архивных данных, бесед со свидетелями событий, мы можем воссоздать примерные этапы появления и развития мукомольного производства в деревне Стан, а также выявить причины исчезновения водяной мельницы.

Основная часть

  1. Мельница в хозяйстве у купчихи О.Ф. Лобачёвой.

Первое упоминание о Становской мельнице мы нашли в «Списке населенных мест Новгородской губернии», выпущенном в 1912 году. В то время деревня Стан входила в состав Андогской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Согласно этому источнику, в деревне Стан проживала купчиха Ольга Федоровна Лобачева. Её хозяйство состояло из трёх жилых строений, в которых проживало трое мужчин и три женщины, а также почтового отделения и водяной мельницы с толчеёй [6]. В Приложении № 2 представлена единственная сохранившаяся фотография этой мельницы, которую нам предоставил Добролюбов Дмитрий Александрович – житель села Никольского Кадуйского района Вологодской области. Он рассказал, что этот снимок сделал его дед – Добролюбов Александр Александрович (см. Приложение 1), который служил в Воскресенской церкви деревни Стан. Эта церковь находилась всего в двухстах метрах от мельницы, вероятно по этому и попала в кадр. Дмитрий Александрович пояснил, что на фотографии запечатлены плотина и щиты, удерживавшие воду, мельница, двухэтажное здание, в котором находились постоялый двор и почта, жилой дом купчихи Лобачевой. Вода по каналу поступала к мельнице и по жёлобу падала на колесо, которое располагалось внизу под зданием. Устланные по ширине реки брёвна, на которые я обращал внимание, служили для ровной установки щитов.

  1. Пайщики мельничной артели – новые хозяева мельницы.

В 1918 году, после Октябрьской социалистической революции, мельницу у купчихи конфисковали, и дальнейшая судьба семьи Лобачёвой Ольги Фёдоровны неизвестна. К мельнице приставили управляющего, который занимался организацией её работы и отчитывался за выполнение поставленных планов перед местным волостным исполкомом [2].

Содержание мельницы было дело хлопотным: то вода размывала плотину, то выходило из строя водяное колесо или передаточный механизм, то требовали замену подгнившие брёвна. Во время сплава леса по реке Шулма нужно было поднимать щиты и пропускать плывущие брёвна, следить, чтобы они не создавали заторов. Всё это требовало хороших хозяйских рук. И вот в середине 20-х годов XX столетия создается мельничная артель села Никольского Андогской волости (село Никольское находится рядом с деревней Стан на противоположном берегу реки Шулма). Членов артели называли пайщиками. Теперь они являлись хозяевами мельницы. В Череповецком городском архиве мы нашли именные списки членов этой мельничной артели. По состоянию на 1927 год в её состав входило 8 человек: Колотушкин Степан Иванович, Хохолев Иван Иванович, Колотушкин Кирилл Иванович, Громцев Михаил Андреевич, Соколов Федор Ефимович, Худнев Пётр Платонович, Смирнов Василий Семёнович и мельник – Кузин Виктор Тимофеевич. На 1929 год количество пайщиков возросло до 59 человек. Стал пайщиком артели и Мухин Дмитрий Кириллович – кузнец из деревни Занино [7]. Его внучка Лаптева Мила Ивановна (см. Приложение 3) рассказала нам, что пайщики осуществляли ремонт и обслуживание мельницы, вносили свои денежные средства. Взамен они получали доход от работы мельницы, а также могли бесплатно размолоть на ней своё зерно. Мила Ивановна добавила, что услугами Становской мельницы пользовались жители всех ближайших деревень, таких как Смешково, Чурово, Никольское, Вахонькино, Ивановская и других.

В Череповецком городском архиве сохранилась докладная записка торгового инспектора союзхлеба, составленная в 1929 году, в которой описано устройство мельницы, а также содержатся другие интересные факты, подтверждающие слова Милы Ивановны. Вот текст этой записки: «на мельнице имеется следующее: два жёрнова наливные из кремня в диаметре 97 сантиметров, три вала при сорока четырёх пестах для толчения. Размол зерна производится в настоящее время на одном валу, а другой стоит. Толчение производится на двух валах при двадцати восьми пестах, третий нижний вал при шестнадцати пестах не работает, так как находится в подтопе. Доход мельницы достигает в среднем 3 тысячи рублей, кроме этого разрабатывают бесплатно по 150 пудов на каждый пай. Все пайщики имеют специальности: плотники, овчинники, кузнецы» [1].

Мила Ивановна добавила, что в начале 30-х годов XX века мельницу у пайщиков отобрали. Многих признали кулаками и выслали со своего места жительства. Чуть было не пострадал и дед Милы Ивановны – Дмитрий Кириллович, но его спасло то, что он считался хорошим кузнецом, и его никто не смог заменить.

  1. Мельница на содержании колхозов.

С тех пор мельница стала принадлежать государству. Мельника назначали из числа колхозников. Других колхозников из колхозов «Стан», «Имени Лысенко», «Имени Мичурина», «Имени Жданова», «Знамя труда» привлекали для работ по поддержанию мельницы в рабочем состоянии [3]. Они имели право размолоть на мельнице своё зерно, но за это нужно было сдать часть муки государству.

Иванова Галина Александровна (см. Приложение 3) – бывшая учительница Андогской средней школы, сообщила нам, что некоторое время в доме купчихи Лобачёвой работал детский сад, в который водили крестьянских детей. До 1948 года мельником на Становской мельнице работал Белов Александр Корнилович из деревни Бильково. Сведений о нём сохранилось мало. Известно, что он умер зимой на своём рабочем месте от сердечного приступа, когда освобождал водяное колесо ото льда. После Александра Корниловича мельником стал молодой парень лет 25-ти. Он проработал около двух лет, а потом у него при родах умерла жена, и этот мужчина куда–то переехал. Его данные не сохранились.

Рядом с мельницей находилась красивейшее место – «корабельная роща» с тремя большими полянами, обрамлённая вековыми соснами. На этих полянах гуляла и веселилась местная молодёжь. В народе рощу называли Подсельская. В дни Великой Отечественной войны, когда в Андоге строилась линия обороны, роща была вырублена, и Подсельская из места гуляний превратилась в кладбище [2].

Интересны воспоминания о мельнице моей бабушки – Мещаниновой Валентины Павловны (см. Приложение 4): «Я хорошо помню эту мельницу. Когда я училась в школе, она ещё во всю работала. Если нужно было размолоть зерно, моя мама – Мухина Руфина Васильевна и я нагружали телегу мешками с зерном и везли на мельницу. Там разгружали мешки и высыпали зерно в бункер, из которого оно поступало на жернова и перемалывалось ими. Потом собирали муку и увозили её домой. Мельник только следил за движением жерновов. Он мог регулировать подачу воды на водяное колесо, и от этого жернова крутились быстрее или медленнее. Соответственно мука получалась более крупного или более мелкого помола. Участия в разгрузке и погрузке зерна и муки мельник не участвовал, поэтому нам с мамой приходилось очень тяжело – мешки с мукой весили более пятидесяти килограммов. Иногда мука в доме заканчивалась, а свести зерно к мельнице не было возможности. Тогда мы использовали домашний жернов (см. Приложение 4). Много на нем зерна не намелешь, но затворить оладушки на один раз муки хватало».

«Мне очень нравилось наблюдать весной, как из щелей щитов, перегораживавших реку, пробивалась крупными струями вода, – продолжает рассказ моя бабушка, – подойдешь к этим струйкам, умоешь лицо свежей весенней водичкой и побежишь в школу. Летом деревенские ребята любили купаться возле мельницы, так как место там было глубокое, а по берегам намывало песок, на котором было приятно лежать и загорать».

Черкесов Владимир Анатольевич – житель деревни Стан, вспоминает, что с 1951 года мельником на Становской мельнице стал Блохин Павел Алексеевич. Чтобы работать на мельнице, он переехал вместе со своей женой – тётушкой Евлампией (см. Приложение 5) из деревни Чёрный берег. Они поселились на втором этаже двухэтажного дома, стоявшего рядом с мельницей. На первом этаже этого дома продолжало работать почтовое отделение.

«Павел Михайлович был отличным плотником, – говорит моя бабушка, – куда бы он ни шёл, всегда у него на плече висел топор. Павел Михайлович не только следил за мельницей, но и выполнял по просьбам односельчан разные плотницкие работы – мужских-то рук после войны мало осталось».

  1. Гидроэлектростанция – альтернатива водяной мельнице.

В 1956 году на реке Шулма, около деревни Мелехино, была построена Бузыкинская гидроэлектростанция (см. Приложение 2) [4]. Принцип её работы был основан на принципе работы водяной мельницы. Это было деревянное сооружение со своей плотиной, только вода приводила в движение не водяное колесо, а динамомашины, которые вырабатывали электричество. Гидроэлектростанция стала обслуживать образованный в этом же году колхоз «Андога», в котором уже были закуплены и установлены электрические универсальные мельницы [4]. Они и сейчас работают, только на них делают не муку, а корм для скота. Электрические мельницы намного производительнее водяных, и, казалось бы, необходимость в Становской мельнице уже отсутствовала. Но ей нашли другое применение. Черкесов Владимир Анатольевич сказал нам, что в то время еще отсутствовали современные кровельные материалы, и крыши на домах покрывали дранкой. Вот и переделали механизмы мельницы под изготовление этой дранки. Таким образом, жизнь мельнице продлили ещё на несколько лет. Она проработала до 1959 года. «Потом мельница стала никому не нужна, – заканчивает свой рассказ Владимир Анатольевич, – часть её разобрали на дрова, часть унесло течение реки. Остались только нижние ряды сруба и груда камней. Те строения, которые стояли около мельницы на берегу, перевезли в другие деревни, и теперь на этом месте пустырь, заросший кустарником».

Примечателен тот факт, что один из жерновов Становской мельницы установлен под памятником могилы Мухина Дмитрия Кирилловича (см. Приложение 5) – одного из пайщиков мельницы, который внёс большой вклад в её работу.

Заключение

Вот так прекратила существование Становская мельница, служившая верой и правдой людям несколько десятилетий.

В ходе проведенного нами исследования, мы воссоздали некоторые этапы, связанные с историей Становской мельницы Кадуйского района Вологодской области, изучили причины её исчезновения.

Стоит отметить, что, познакомившись с историей мельницы, мы не только изучили условия её содержания и получили сведения о мельниках, но и узнали новые, ранее неизвестные данные об Андоге и её жителях.

Мы считаем, что ничто на земле не исчезает бесследно. Строя кузницы, мельницы, домницы, создавая различные детали и механизмы, люди веками накапливали опыт, который впоследствии позволил создать современные кузнечные производства, металлургические заводы и мукомольные предприятия. Кустарные производства ушли в прошлое, но мы не должны забывать то, с чего всё начиналось.

Список литературы

  1. Акты и постановления торгового инспектора о нарушении обязательного постановления окрисполкома о взимании гарнцевого сбора 1928 – 1930 года. Череповецкий архив. Д. 25.56.

  2. Аникин В.А. Кадуйские зори. Кадуй: Кадуйский филиал АО «Метрапаж»,1995.

  3. Информационные письма о ходе сельскохозяйственных работ 1936 года колхозами района. Череповецкий архив. Д. 141.92

  4. Кадуйская районная газета «Наше время». Выпуск от 15.05.2008.

  5. Семизерье. Литературно – краеведческий альманах. Выпуск № 7 под редакцией Кудрявцева В. Вологда: ООО ПФ «Полиграф – Периодика», 2012.

  6. Список населённых мест Новгородской губернии. Выпуск IX Череповецкий уезд. Составлено под редакцией Секретаря Новгородского губернского Статистического комитета С.Р. Минцлова. Новгород: Губернская типография, 1912.

  7. Списки членов мельничных артелей и товарищества «Андогстрой». Череповецкий архив. Д. 1.5.

Приложение 1

Мухина Руфина Васильевна

Добролюбов Александр Александрович

Приложение 2

Становская водяная мельница

Бузыкинская гидроэлектростанция

Приложение 3

Лаптева Мила Ивановна

Иванова Галина Александровна

Приложение 4

Мещанинова Валентина Павловна

Ручной жернов

Приложение 5

Тётушка Евлампия – жена мельника

Жернов на могиле Мухина Д.К.

13

Просмотров работы: 1237