|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры разнообразия блуз и украшений в женском костюме голендров начала ХХ века. Фото нач. ХХв. |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Чепец женщин голендров. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Мужской костюм голендров начала ХХ века. |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Кукольный женский костюм голендров начала ХХ века |
16 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Про сибирских голендров мы узнали в Заларинском краеведческом музее, куда нас сводил на экскурсию наш дедушка. Особенно нас заинтересовали не совсем привычные наряды этой небольшой народности (строгие линии, лаконичные образы, многообразие кружев и оборок в одежде у женщин, характерные для западноевропейской культуры). Интерес к голендрам не пропал и с началом учебного года, и тогда мы решили исследовать данную тему в полном объеме.
Научных публикаций по теме сибирских голендров немного, а работ, посвященных костюму, нет вообще. Первые статьи появились в журнале «Земля Иркутская» в 1997 году [2, 6, 12, ]. В 2002 году вышла статья о свадебном обряде голендров [11]. Кроме этого подготовлен специальный выпуск научно-популярного журнала «Тальцы», посвященного сибирским голендрам (2004). В 2013 году вышла Книга рекордов Иркутской области, где одна из статей посвящена голендрам [9].Существует ряд научно-популярных изданий и статей с описанием жизни и быта голендров, их национальной и религиозной принадлежности [1, 3, 4, 8, 10].
Цель данного исследования: дать характеристику народному костюму сибирских голендров.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Познакомиться с историей переселения голендров в Сибирь;
2.Проанализировать имеющуюся литературу о сибирских голендрах;
3.Определить основные черты народного костюма сибирских голендров;
4.Проследить динамику развития костюма голендров во времени (с начала ХХ века до сегодняшнего дня).
Работа выполнена с использованием общенаучных методов исследования: анализ, обобщение, сравнительно-исторический метод.
Чтобы поближе познакомиться с голендрами, дедушка свозил нас в с. Средний Пихтинск в местный краеведческий музей, где мы смогли поближе познакомиться не только с народным костюмом голендров, но и узнать особенности их жизни и быта (Рис. 1)
Рис. 1. Выезд на экскурсию в музей с. Средний Пихтинск
Данная тема исследования является актуальной, так как костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Да и народ, именуемый «голендры», с его культурой является уникальным, и очень жаль, что об их существовании сегодня знают немногие. Россия – многонациональная страна, и голендры, открытые историками-этнографами в глубинке Восточной Сибири в конце ХХ века - это одна из страниц ее непростой истории.
Глава 1. Общая характеристика сибирских голендров
Сибирские голендры – вольные переселенцы, приехавшие в Иркутскую губернию в начале ХХ века в ходе реализации столыпинской аграрной реформы [7]. Они обосновались в предгорьях Саян, в долине реки Тагна, где основали деревни Замостече (ныне Пихтинск), Дагник и Новины (ныне Средний Пихтинск).
Голендры являются выходцами из Германии и Голландии, которые несколько столетий прожили на границе Польши и Белоруссии на берегах реки Буг. Подтверждением этому служат необычные для русского человека имена (Мартин, Август, Лиокадия, Альфред, Зигмунд, Юзефа, Изульфина, Катаржина, Алижбета, Густав, Рудольф, Карл, Альберт и др.) и фамилии (Людвиг, Кунц, Пастрик, Гимбург, Зелент, Людвиг, Гильдебрант, Бендик).
Голендры сохранили лютеранскую веру. Лютеранские псалмы они читают по ксенжкам (священным книгам на польском языке). В разговорной речи преобладают русские, украинские и белорусские слова. В песнях и молитвах – польские слова, польская речь.
Происхождение термина «голендры» историк из Германии и сам голендр Э. Бютов связывает с национальной принадлежностью – так себя называли голландцы (по латыни «hollandi») [5]. Другие исследователи считают, что данный термин говорит не об этнической принадлежности, а о характере поселения. «Hauland» — так называли немцы пахотные земли, возникшие в результате вырубки и корчевания леса (от hauen — «рубить»). Соответственно, жителей этих земель звали Haulaеnder [13].
Глава 2. Народный костюм сибирских голендров
2.1. Народный костюм голендров начала ХХ века
Костюм голендров начала ХХ века мы анализировали по старым фотографиям, которые они привезли с собой при переезде из Европы в Сибирь.
Женский костюм представлен блузой, юбкой, фартуком и чепцом или платком. Судя по фотографиям, ткани, из которых сшит костюм, однотонные, преимущественно темных тонов. Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани.
Блузы («блюзки») шились с длинными рукавами и со множеством оборок («бжешки») на груди (Приложение 1). Однотонные или цветные оборки обычно располагались полукругом, внутри них нашивали вертикальные или горизонтальные полоски, часто с рядом пуговиц. Такое оформление нагрудной части блузы традиционно как на исторической, так и на новой родине. На рукава нашивались кружевные манжеты.
Юбки («спудныця») пихтинских женщин широкого покроя, насборенные на талии. Они могли быть как темных, так и светлых тонов. По подолу юбки нашивались полоски («плиски») в один или два ряда (Приложение 2). Кроме повседневных юбок была праздничная, так называемая «шлюбная» юбка светлых тонов. На юбке, хранящейся в Пихтинской этнографической комнате-музее, отчетливо просматриваются 6 клиньев и «шлюб», т.е. некоторое удлинение юбки сзади, хоть и совсем небольшое. Длинный шлейф явно отошел вследствие его непрактичности в условиях крестьянского быта.
Фартук («фартушок») и чепец являются атрибутами одежды замужней женщины. Фартуки шились из темных тканей с карманом, по подолу пришивались две полоски.
При повязывании чепца, фартука, а также в быту голендров можно наблюдать их приверженность к лентам, цветным полоскам. В этом просматривается четкая европейская традиция, сохранившаяся у пихтинцев с исторической западноевропейской родины.
Чепец («чэпэць») надевают («прибивают») молодой женщине на второй день после свадьбы.Эта традиция берет начало в Европе. В Польше до сих пор сохранился обычай обозначать перемену статуса девушки при замужестве сменой головного убора. У немцев обряд «очепления» был характерен только для местности Брауншвейга. Чепец олицетворяет собой символ степенности и достоинства серьезной замужней дамы и сохраняется женщиной всю ее жизнь.
На втором фото Приложения 3 представлен чепец, связанный местной пихтинской мастерицей начала ХХ века методом филейного вязания крючком. Кроме этого, кружево покупали в мануфактурных лавках. Очень интересна технология изготовления чепца: после того, как кружево было готово, его накрахмаливали и мелкие кружева завивали раскаленными «рурками» - специальными ножницами с круглыми концами.
Чепец представляет собой полосу кружевной ткани длиной 1,7 – 1,9 м, шириной около 15 см. Его середина украшается одним или тремя цветками. Чепец подвязывают под подбородком, длинные концы его заправляются под узел с внешней стороны во внутреннюю и расправляются, образуя праздничный бант под подбородком.
Дополнительные украшения и аксессуары женщины голендров в своем наряде не использовали.
Мужской костюм голендров начала ХХ века характеризовался строгими линиями и состоял из рубахи, пиджака и брюк, часто надевали жилет (Приложение 4). Особенностью рубахи был воротник-стойка, закрывавший шею. Брюки классического кроя. Пиджак одно- или двубортный. Ткань мануфактурная, темного, реже серого однотонного цвета. Жилет украшали часами с цепочками, продевая цепочки в петлицы. Часы придавали солидность и являлись свидетельством состоятельности человека. Головным убором служила шляпа.
Рабочая мужская одежда традиционна: практичные широкие штаны, льняные рубахи. Никаких вышивок в отличие от славянских рубах на рубахах голендров нет.
Интересна обувь («трэпы»), которую голендры привезли с собой из Европы. Трэпы напоминают кожаные тапочки на деревянной подошве. В Сибири, кроме голендров, больше никто не ходил в такой обуви. Зато в Европе подобную обувь в средние века носили простолюдины и крестьяне. Французы их называли сабо (sabot), у голландцев они получили имя кломпены ( кломпы) (рис. 2).
а) б)
Рис. 2. Примеры деревянной обуви
а) деревянная обувь голендров «трэпы»; б) кломпы
Кроме трэпов, учитывая климатические особенности, голендры носили и кожаную обувь, и валенки, и лапти. Но это уже как раз влияние сибирской культуры.
2.2. Современный народный костюм голендров
Сегодня мы можем наблюдать лишь фрагментарное соблюдение элементов костюма. Динамику развития костюма голендров можно проследить на рис. 3.
Рис. 3. Динамика развития народного костюма голендров
Первоначальные сведения о костюме («родовой костюм») мы получили из фотографий, привезенных с собой в Сибирь и из экспонатов одежды, хранящихся в комнате-музее дер. Средний Пихтинск. Такое одеяние было характерно до 1940-50-х гг. В последующие годы происходит утрата народного костюма, одежда голендров не отличается от одежды жителей соседних деревень. Сохраняются только самые сильные и стойкие элементы, связанные, прежде всего с обрядовостью. Самой главной традицией называют свадьбу, где сохранились чепец, шляпа, вэлен (фата), гарапнык (свадебный бичик).
С конца ХХ века, с появлением научного интереса к голендрам, происходит возрождение народного костюма. С появлением фольклорного национального семейного ансамбля «Квиточка» был воссоздан народный костюм голендров, который сейчас используется как сценический образ. Сегодня этот костюм часто демонстрируется на культурных мероприятиях в Заларинском районе и в г. Иркутске, и он разительно отличается от костюмов других народностей (Приложение 5).
Блузы современного народного костюма преимущественно пестрой, цветочной (народной) расцветки с коротким или длинным рукавом, с кружевными оборками на груди. Юбка однотонная с одной-двумя яркими полосками, пришитыми по подолу. Сзади на талии сосредоточена основная сборка, а подол юбки удлинен. У каждой замужней женщины есть свой чепец, одеваемый на большие праздники (Рождество, Пасха, свадьба и др.) и богослужения.
Изучив народный костюм голендров, мы нарисовали эскизы мужского и женского костюма сибирских голендров (Приложение 7), а также сшили миниатюрный женский костюм для куклы (Приложение 6).
ВЫВОДЫ
Голендры – вольные переселенцы, проживающие в д. Пихтинск, Дагник и Средний Пихтинск Заларинского района Иркутской области.
Народный костюм сибирских голендров обладает рядом особенностей, характерных для народов средневековой Европы (чепец, пышные юбки, «шлюбная» праздничная юбка, фрагменты оформления костюмов, ленточный и цветочный аксессуары).
Для женского костюма начала ХХ века характерны богато украшенные кружевами блузки, юбки с полосками по подолу и фартуки. Обязательным головным убором замужней женщины являлся платок (хустка) или чепец, одеваемый на праздники, богослужения, свадьбы.
Мужской костюм начала ХХ века представлен строгими линиями, лаконичными формами. Обязательным атрибутом была шляпа.
В наше время в костюме голендров наблюдается фрагментарное соблюдение «родового» костюма (чепец у женщин, у мужчин – шляпа).
Занимаясь данным исследованием, мы узнали много нового не только о голендрах, но и об истории Европы и России. Особенно интересной оказалась историческая судьба попадания европейского костюма в глубинку Восточной Сибири. Удивляет уникальность и необычность костюма по сравнению с привычными для сибиряков русских, татар, белорусов, бурят. Удивило, что проявление западноевропейской культуры оказалось рядом.
Список литературы
Арбузова Е. Сибиряки поневоле / Е. Арбузова, К Докукина // Восточно-Сибирская правда. – 2007. – 1 марта.
Басина Л. Архитектура переселенческих сел / Л. Басина // Земля Иркутская. – Иркутск. – 1997. – №7. – С. 39-45.
Берг С. 80 лет в таежной глуши / С. Берг // СМ-номер один. – №8. – 9.09.97.
Богатых-Корк А.В. «Тальцах» появится усадьба голендров / А.В. Богатых-Корк // СМ Номер один. – №28. – 15.07.2004.
Бютов Э. Происхождение и история бужских голендров / Э. Бютов // Тальцы : журнал. – № 4. – 2004. – С. 3-22.
Галеткина Н.Г. Бужские голендры в Сибири и Германии / Н.Г. Галеткина // Земля Иркутская. – Иркутск. – 1997. – №7. – С. 45-52.
Галеткина Н.Г. Этническая идентичность локальных переселенческих групп: вершининские поляки и пихтинские голендры / Диссертация на соиск. уч. степени к. ист. н. – Санкт-Петербург, 2012. – 229с.
Голубовский А. Пихтинские голендры / А. Голубовский // Итоги . – 1998. – 6 окт. – С. 44-49.
Иркутская область. Книга рекордов, 2012 : ежегод. информ.-популяр. изд. / рук. проекта Г. Ажеева. – Иркутск: Приус, 2013. – 110 с.
Князев А.Д. Пихтинские голендры. История. Судьба. Культура / А.Д. Князев, Я.А. Князев – Пекин: типография Китайского геологического университета, 2014. – 156 с.
Пядушкина И. Сохраненные традиции пихтинских голендров. / И. Пядушкина // Краеведческие записки. Иркутский областной краеведческий музей. – Иркутск. – 2002. – Вып. 9. – С.135-145.
Смирнов А. Годы унижений / А. Смирнов // Земля Иркутская. – Иркутск. – 1997. – №7. – С.53-56.
Нolz H. Die Bughauländer: Erste Protestanten Ostpolens / H. Holz // Wolhynische Hefte, N6, 1990. Schwabach, Wiesentheid.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Примеры разнообразия блуз и украшений в женском костюме голендров начала ХХ века. Фото нач. ХХв.
а)
б)в)
(архив Заларинского районного краеведческого музея)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Варианты юбок женского костюма голендров начала ХХ века.
(архив этнографической комнаты-музея дер. Средний Пихтинск)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Чепец женщин голендров.
а)
б)
(архив этнографической комнаты-музея дер. Средний Пихтинск, фото авторов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Мужской костюм голендров начала ХХ века.
(архив Заларинского районного краеведческого музея)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Современный народный костюм голендров.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Кукольный женский костюм голендров начала ХХ века
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Эскиз мужского свадебного костюма (рисунок Лаптева Антона). Эскиз женского костюма голендров начала ХХ века (рисунок Сугаченко Марии).