ОБНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ХРАМЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ПОСЕЛКА БАРЗАС

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ХРАМЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ПОСЕЛКА БАРЗАС

Мальцева М.М. 1
1
Новинская О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение_________________________________________________________3

I.1. Обновление иконы святого равноапостольного князя Владимира _______5

II. 2 Результаты исследования_______________________________________ 7

Заключение______________________________________________________ 10

Введение

Тема данной работы сегодня актуальна, потому что православие является неотъемлемой частью нашей жизни, и происходящие в ней процессы интересны для изучения. Тема «Обновление иконы святого равноапостольного князя Владимира в храме святого благоверного князя Дмитрия Донского поселка Барзас» имеет большое значение еще и потому, что в минувшем 2015 году широко отмечалось тысячелетие преставления великого князя Владимира, крестителя Руси, определившего путь нашей страны в русле православия.

Важность вопроса обновления икон продиктована тем, что это достаточно массовое явление в конце XX – начале XXI века, но недостаточно изученное. В Кемеровской области немало чудесно обновившихся икон именно в этот период: в частности, в городе Белово обновилась Иверская икона Божией Матери, находившаяся в Вознесенской церкви, в Ленинске–Кузнецком в храме Новомученников и Исповедников Российских произошло обновление иконы святых мучеников Иулитты и Кирика, три иконы: пророка Исайи, «Трех святителей» (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), Успения Богородицы - обновились в храме святого благоверного Александра Невского в Промышленновском районе на станции Падунской.

Лично для меня актуальность выбранной темы определяется возможностью приобщения к многовековым традициям нашего народа через освоение местного материала: обновление иконы произошло в нашем городе, настоятелем прихода святого благоверного князя Димитрия Донского с самого его зарождения является мой отец.

Наиболее интересными по исследуемому вопросу являются работы Н. В. Гришечкиной и С. А. Сошинского. Человек всегда обращает свое внимание на нечто необъяснимое, невероятное, чудесное. И если естественных причин невероятного он не может найти, явление получает сверхъестественное объяснение. Наталья Васильевна Гришечкина в книге «Чудотворные иконы на Руси» описала чудотворные иконы Божией Матери, а также рассказала об обновлении и мироточении икон и о других явлениях Божьего Чуда. Автор утверждает, что чудо обновления икон приводит людей к вере, способствует укреплению веры.

Вопросом обновления икон занимался С. А. Сошинский – физик, преподаватель МГУ. Впервые он услышал об этих чудесах в виде неясного предания. После революции пытались закрыть икону Николая Угодника на Никольской башне Кремля, а ткань то рвалась, то сгорала, и икона вновь становилась видна. Не помогло и закрашивание, и лишь замуровав лик святого цементом, богоборцы добились своего.

Второй случай рассказал священник, ему же - член комиссии, «изучавшей» необычное явление: в подмосковной деревне стал являться в избе прямо на оконном стекле образ Божией Матери. После долгих размышлений комиссия пришла к выводу, что раз стеклом этим когда-то закрывали икону, то краска иконы испарялась, влияла на стекло, шла химическая реакция. Вот и отпечатался на стекле образ. Крестьяне остались в убеждении, что было чудо, члены комиссии - в своей атеистической вере.

Приведенные примеры свидетельствуют об отношении атеистов при советской власти к подобным чудесам. Но последний говорит еще и о неизгладимом впечатлении случая, произведенного на человека, рассказавшего эту историю, которую он вспоминал через много лет.

Цель: изучение влияния факта обновления иконы на веру людей в Бога.

Гипотеза: обновление иконы князя Владимира способствовало укреплению веры людей в Бога.

Задачи:

  1. Собрать информацию у настоятеля, старосты и прихожан храма в поселке Барзас об иконе святого равноапостольного князя Владимира.

  2. Систематизировать полученные результаты.

  3. Опросить прихожан и горожан, бывших свидетелями факта обновления.

  4. Описать полученные данные.

Методы исследования

Эмпирические методы:

  1. Беседа со свидетелями обновления иконы. 2. Анкетирование.

Теоретические методы:

1. Анализ полученных данных и отражение их в диаграммах. 2. Обобщение.

Объект исследования: обновившаяся икона св. равноапостольного князя Владимира в храме св. благоверного князя Димитрия Донского поселка Барзас.

Предмет: динамика изменения чувств верующих, ставших свидетелями обновления.

1.Обновление иконы святого равноапостольного князя Владимира

I.1 История обновления иконы

Oбновление икон - это самопроизвольное прояснение изображений на потемневших иконах. Согласно традиционным верованиям, обновления бывают разнообразными: икона может обновляться постепенно, на протяжении нескольких дней или недель. Как утверждает С. А. Сошинский, одно из самых ранних обновлений, которое попало в летописи, датируется 1740 годом. В храме Тыврово Подольской епархии засияла копия чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери.1

В поселке Барзас Берёзовского городского округа в приходе св. Димитрия Донского обновилась икона св. равноапостольного князя Владимира, которая стала главной святыней храма. Вскоре после открытия прихода, в Крещенский Сочельник 1996 года, местная жительница Ефремова Екатерина Васильевна пожертвовала храму старинную икону. То ли от времени, то ли от беды людской, но икона почернела, так что невозможно было понять, кто изображен на ней. По чуть видной русской шапке и кресту определили, что это св. князь Владимир2 - креститель Руси. Во время Великого поста, перед праздником Святой Пасхи, староста храма обнаружила, что правый верхний угол образа отливает сочным блеском, сквозь черноту как бы просочилась изумительная, тонкая золотая вязь. Икона начала обновляться и постепенно посветлела полностью. (Приложение 1)

Обновление иконы в Свято-Димитриевском храме – это звено в череде подобных явлений, происходивших в конце прошлого века. Н. В. Гришечкина утверждает, что вплоть до ХХ века обновление, мироточение или елеоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый период их пришелся на начало 1920-х годов, второй – на 90-е годы века ХХ.3

Многочисленность знамений в конце ХХ века Н. В. Гришечкина связывает с духовными и историческими процессами, сопровождавшими переломную эпоху: 1991 год - распад собиравшегося веками единого государства; огромная страна оказалась ввергнутой в серьезные испытания.

Но это было и время возрождения Православия в нашей стране, когда после длительного перерыва, насильственного отлучения людей от Церкви открывались приходы, строились новые храмы. Не случайно этот период называют Вторым крещением Руси.

О чуде обновления иконы святого князя Владимира в поселке Барзас писали епархиальные газеты «Золотые купола», «Кемеровский Епархиальный Вестник», местная газета «Мой город», был сюжет и на Первом канале центрального телевидения. (Приложение 2)

Для самих прихожан барзасской церкви это событие было значимым, им хотелось, чтобы как можно больше людей поклонилось святому образу. Были проведены крестные ходы с обновившейся иконой святого князя в 1999 – 2000 гг. по населенным пунктам бывшего Барзасского района, где в начале ХХ века были храмы. (Приложения №3). Участниками крестных ходов стали прихожане не только Барзаса и Берёзовского, но и Кемерова и Кемеровского района, участвовали в нем игуменьи и насельницы с воспитанницами Серафимо-Покровского монастыря города Ленинска-Кузнецкого и Свято-Успенского

3http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/

монастыря села Елыкаево. (Приложение 4) К тому времени в архивах городов Томска и Кемерова были найдены сведения о таких храмах, удалось встретиться со старожилами сохранившихся до нашего времени сел и деревень.4 Везде, где останавливалась икона, служились молебны князю Владимиру.

В 2002 году в приходе случился пожар. Икона и при пожаре не сгорела, хотя образ был поврежден. Однако через какое-то время она вновь начала обновляться. (Приложение 5)

Икона – главная святыня храма. А день памяти святого равноапостольного князя Владимира в барзасском приходе чтят особо, можно сказать, это второй престольный праздник. (Приложение 6)

В память о чуде обновления иконы 28 июля 2003 года состоялся крестный ход на источник, находящийся в 1,5 км от храма, и совершен чин его освящения. Позднее была возведена надкладезная часовня в честь св. князя Владимира, освященная в 2005 году. С тех пор крестные ходы на источник 28 июля стали традиционными, а с 2008 года они совершаются и в праздник Крещения Господня 19 января. Поучаствовать в крестных ходах, поклониться обновившейся иконе приезжает много паломников. Не забывают о чуде и прихожане, сейчас икона находится в городском музее на выставке «Свет Православия», увидеть ее могут все горожане.

II. 2. Результаты исследования

В ходе работы мы опросили 87 жителей Берёзовского, ставших свидетелями обновления иконы святого равноапостольного князя Владимира в храме святого благоверного князя Димитрия Донского.

  1. Что для вас значит обновление иконы?

4 Максим Мальцев (протоиерей). Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района. - Кемерово, 2013.

Большинство людей, ставших свидетелями обновления иконы святого равноапостольного князя Владимира, поверили в чудо. Чаще всего под чудом подразумевают нечто удивительное, выпадающее за рамки естественных природных законов. Ведь и само слово «чудо» означает чудиться – удивляться. Однако такое понимание чуда схватывает только его внешнюю или субъективную сторону: чудо зависит от человеческого удивления. Если же говорить об истинном чуде как явлении благодатном, то оно вообще может не сопровождаться никаким внешним проявлением. Суть истинного чуда в том, что в нем и через него является абсолютное и положительное.5 Треть опрошенных посчитали обновление странным явлением, так как не понимают, как и почему на иконе, почерневшей от времени, восстановилось прежнее изображение.

2.Что вы ощутили, увидев обновившуюся икону?

5 http://www.dopotopa.com/

Считаем закономерным, что половина опрошенных при виде обновившейся иконы ощутили удивление, восхищение, что связано с восприятием людьми самого явления обновления как чуда. Почти четверть респондентов испытывают благодать Божию, что является характерной особенностью мироощущения православного человека. Еще одна четверть ответов демонстрирует позицию евангельского апостола Фомы, которому нужны были вещественные доказательства воскресения Христа.

  1. С чем вы связываете процесс обновления икон?

Больше половины респондентов связывают обновление иконы князя Владимира с помощью Божией в укреплении веры. Ведь православная традиция в советский период была насильственно прервана более чем на 70 лет, несколько поколений людей воспитывались вне ее. Наступившее в 90-е годы прошлого века изменение в общественном сознании было связано с массовым возвращением к православию. Процесс этот длительный, происходит он в душах людей, и многие нуждаются в помощи Божией. В части ответов прослеживается связь обновления иконы с явлением мученичества за веру в советский период, со страданиями людей, часто безвинно оказывавшихся в лагерях. Четверть опрошенных посчитали храм благодатным местом для иконы, которая длительное время была его лишена.

Заключение

В ходе проведенной поисковой и исследовательской работы мы установили, что обновление иконы святого равноапостольного князя Владимира в поселке Барзас Берёзовского городского округа оказало большое влияние на прихожан не только данного прихода, но и православных людей Кузбасса в целом. Крестный ход по населенным пунктам бывшего Барзасского района с обновившейся иконой князя Владимира имел большое значение для возрождения православия в регионе. Одна из прихожанок, участница крестного хода, сказала: «Он зажег в сердцах людей огонек надежды, что мы, русские, еще живы и помним свою историю, свои корни, и силы наши крепнут…».

Исследования показали, как изменилось отношение прихожан, ставших свидетелями обновления иконы святого равноапостольного князя Владимира, к православной вере:

  1. Большинство людей поверили в чудо, то есть в существование сверхъестественных сил, не поддающихся научному объяснению.

  2. Половина респондентов, увидев изменения иконы, почувствовали восхищение и удивление.

  3. Большая часть верующих связывают обновление иконы именно с помощью Божией в укреплении веры людей.

Таким образом, гипотеза подтверждается: обновление иконы способствовало укреплению православной веры.

Практическая значимость работы

В ходе реализации учебного проекта мы, с одной стороны, отрабатывали практические навыки исследовательской работы, выполняя стандарты профильного обучения. С другой стороны, получили необходимый познавательный и социальный опыт, который пригодится нам в дальнейшем обучении. Кроме того, с результатами исследования мы познакомили учащихся школы, выступали на конференциях городского и областного уровня.

 

Список литературы и источников 1. Архиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.holyfire.org/chudesa_mefodi.htm (дата обращения 06.09.2014). 2. Волны обновлений икон в первой половине XX века – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4578-volni-ob.. (дата обращения 06.09.2014). 3. Гришечкина Н. В. Чудотворные иконы на Руси. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006. 4. Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dopotopa.com/(дата обращения 23.10.2014). 5. Максим Мальцев (протоиерей). Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района. - Кемерово, 2013. 6. Святитель Иларион Киевский. Слово о законе и благодати. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievskij/slovo_o_za.. (дата обращения 02.01.2015). 7. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Житие. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://days.pravoslavie.ru/Life/life4240.htm (дата обращения 02.01.2015). 8. Сошинский. С. А. Чудо обновления (о массовых обновлениях икон и куполов храмов в 20-е годы в Советском Союзе) // Новый мир. 1992. № 6, С. 231-237. 9. Три обновленные иконы в храме св. блг. Александра Невского в Падунской. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://posoh.info/2013/03/28/233 (дата обращения 17.12.2014). 10. Флоренский П.В. Рождественские чудеса - настоящие и фальшивые - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kp.ua/life/68348-rozhdestvenskye-chudesa (12.02.2016 ) 11. Чудеса в России и на Украине в 20-е годы. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.dopotopa.com/s_soshinskiy_chudo (дата обращения 05.10.2015). 12. Чудесно обновившаяся Иверская икона Божией Матери находится в Вознесенской церкви г. Белово. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3142_6/(дата обращения 28.11.2014). 13. Чудесное обновление иконы в храме Новомученников и Исповедников российских. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ria-leninsk.ru/2064 (11.05.2015).

 

1http://www.ufo-com.net/publications/art-4578-volni-obnovlenija-ikon.html2http://days.pravoslavie.ru/Life/life4240.htm

12

Просмотров работы: 665