Введение |
3 |
Научная статья: |
|
Мурманская область в период ВОВ |
5 |
Описание исследования и его результаты |
|
1. История моей семьи. |
7 |
2. Великая Отечественная война в нашем городе и исторической памяти поколений. |
10 |
Заключение |
13 |
Список источников |
14 |
Приложения |
15 |
Введение.
День Победы. 9 мая – самая трагичная и самая радостная дата! Эту дату знает весь мир. Как бы ни менялись за последние годы факты нашей истории, этот день остается неизменным – самым дорогим, трепетным, скорбным, но в тоже время, светлым и радостным праздником.
Наверное в России не найдётся семьи, которой не коснулась бы эта страшная война. Из поколения в поколение передается память о подвиге нашего народа. Родители показывают нам фотографии и ордена прадедов. Это наша история, история семьи, история России. Мы снова и снова приходим 9 мая к вечному огню и слушаем рассказы про день Великой Победы.
Актуальность. ВОЙНА… Мы не знали ее ужасов, живем спокойно, строим планы на будущее. И только иногда, смотря фильмы о войне, понимаем, что война была, страшная, жестокая. Что если бы не героизм наших солдат, нас, может быть, не было на свете. Ведь им мы обязаны жизнью! Помним ли мы это? Усвоили ли уроки прошлого? Совсем рядом, в Украине, гибнут люди, страдают дети. Почему это происходит? Почему люди не хотят жить в мире? Забыли ужасы той войны? Почему вдруг делают национальными героями тех, кто служил фашизму?
9 мая в России широко и масштабно праздновалось 70-летие Великой Победы. А знаем ли мы героев Войны в своей семье, городе?
Как точно отметил английский писатель Джордж Оруэлл, «кто управляет прошлым, тот управляет будущим». Без сохранения народной памяти о войне у России нет будущего.
Читая и слушая рассказы о людях, воевавших за нашу Родину, я часто думаю о своем прадеде, которого я никогда не видела. Он многое мог бы мне рассказать о событиях тех давно уже минувших лет. Прошло 70 лет со Дня Победы. Какой след оставила она в моей семье, в истории моего города?
Цель работы: на примере биографии моего прадедушки – Яковишина Василия Акимовича, прошедшего войну от Украины до Польши, и участников войны города Снежногорска – моей малой Родины, показать мужество, героизм, любовь к Родине, и необходимость знать и сохранять память о ветеранах, тружениках тыла всегда, а не только в дни праздников!
В работе решаются следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме
Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о моем прадедушке – участнике Великой Отечественной войны
Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, поработать с семейным архивом
Собрать информацию о ветеранах, тружениках тыла г. Снежногорск, Мурманской области
Провести опрос по теме исследования среди школьников
Сохранить собранную информацию в городской и школьной библиотеке.
Гипотеза – предполагаем, что бережное хранение, изучение и популяризация информации об участниках Великой Отечественной войны и её событиях будут способствовать предотвращению искажения истории и сохранению мира.
Объект исследования – Ветераны Великой Отечественной войны
Предмет исследования – архивные и электронные документы, воспоминания родственников, участников ВОВ в моём городе.
Методы исследования:
1 этап работы:
Исследовательские – сбор и анализ информации о ветеранах города и моем прадеде, изучение архива
Поисковые – поиск информации в сети Интернет по имеющимся данным (участие прадедушки в конкретных исторических событиях Отечественной войны)
Практические – беседы с членами семьи о прадедушке, анкетирование
2 этап работы:
Посещение ветеранов и тружеников тыла г. Снежногорск, интервьюирование.
Проблема: мало знаю о моем прадедушке и его боевом прошлом, ничего не знаю о ветеранах города
Предполагаемый результат: создание электронной презентации «История в лицах».
Практическая значимость работы. Материалы исследования будут актуальны на внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу родину. Также данная работа может пополнить материалы городской и школьной библиотеки, музейной комнаты МБОУ ДОД ДДТ, городского музея, семейный архив.
Научная статья
Мурманская область в период ВОВ
Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. В годы Великой Отечественной войны г. Полярный был главной базой Северного флота. Здесь находился командный пункт командующего Северным флотом контр-адмирала Арсения Григорьевича ГоловкО. Небольшая бухта, буквально зажатая со всех сторон отвесными скалами – сегодня место стоянки кораблей Кольской флотилии.
В начале войны атак на Мурманск и Полярный ждали с моря. Но наступление началось на суше. Тогда из моряков Северного флота сформировали отдельную бригаду и несколько батальонов пехоты – больше 10 тысяч человек. Уже в июле 1941 года десанты высадились на побережье губы Западная Лица. Из-за угрозы остаться в окружении, противник был вынужден перебросить назад основные силы. Эти операции почти на месяц остановили немецкие войска и позволили подтянуть к линии фронта советские дивизии.
Моряки Северного флота обороняли полуостров Рыбачий. Враг так и не смог перейти здесь государственную границу. Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска. Если бы гитлеровцы получили контроль над огромным полуостровом, там сразу разместилась бы немецкая артиллерия, а значит, морские пути в Мурманск и Полярный могли быть полностью блокированы.
«Прощайте, скалистые горы» - эти знаменитые строчки написал Николай Букин – поэт служил артиллеристом на полуострове. Музыку чуть позже сочинит другой офицер из Полярного, композитор Евгений Жарковский. И песня надолго станет неофициальным гимном северного флота.
Сам Полярный в войну почти не пострадал. Мощная линия ПВО защищала военно-морскую базу от атак с воздуха. В годы войны в родную гавань не вернулись 23 субмарины. Вместе с экипажем погибли прославленные командиры – Видяев, Гаджиев, в честь которых названы населенные пункты в Мурманской области (Видя́ево — посёлок-ЗАТО в Мурманской области России, на расстоянии 40 км от Мурманска1).
Подводников Северного флота за героизм наградили орденом Красной звезды и адмирала Ушакова Первой степени – это единственный случай в истории ВМФ, когда соединение кораблей становилось дважды орденоносным. Звания Героев Советского Союза в боях за Мурманск и Полярный получили 87 человек.
Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек. Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов. Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту.
Большое значение придавалось авиации. Великая Отечественная война в Заполярье началась в ночь с 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, промышленные объекты и военно-морские базы. Летчики сопровождали союзные конвои в порты Мурманска и Архангельска. 57 % боевых самолето-вылетов приходилось на удары по аэродромам врага, прикрытие войск на поле боя и перехват вражеской авиации, а 43 % – на поддержку наземных войск. В годы войны трудно было найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата Крайнего Севера и Арктики. Тут и магнитные бури, влияющие на радиосвязь, и туманная погода, штормы, полярная ночь. Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. Нелегко приходилось летчикам. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.
Описание исследования и его результаты:
История моей семьи.
Мой прадед, Яковишин Василий Акимович, 20.05.1922 года рождения, и прабабушка (Черных) Яковишина Тамара Федоровна, 13.04.1923г.р. – ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
В годы войны прадедушка был летчиком. Когда началась война, ему было 19 лет. Он «приписал» себе 2 года, чтобы казаться старше - по документам он с 1920-ого года – и с июня 1941 года стал воевать в составе авиационного полка. Говорил: «И над Заполярьем вашим летал, был в 1944-ом в небе над Кольским полуостровом». Это подтвердили и документы, которые мы нашли на сайте «Подвиг народа» и теперь храним в семейном архиве. О войне рассказывать не любил. Правда, мама вспоминает случай, когда дедушка приезжал в гости на Север и приходил к ним в 5 класс в Снежногорскую школу. Рассказывал о войне и показывал газетную статью, в которой было написано о подвиге командира экипажа Гастелло (таран), под чьим командованием прадед тогда служил.
28 июня 1941 г. после выполнения боевого задания самолёт моего прадеда был атакован истребителем противника – самолёт загорелся, но прадед мужественно отражал атаки. Видя явную гибель мой прадед покинул самолёт и приземлился в пяти км. от линии фронта, на территории занятой противником. При этом лётчик погиб, а воздушный стрелок и штурман были ранены. Похоронив летчика, прадед с двумя раненными товарищами сумели перейти линию фронта.
17 мая 1942 года при боевом вылете был атакован истребителями противника, но смог хладнокровно отразить атаки. 15 мая 1943 года при боевом налёте самолёт был схвачен прожекторами, но, проявляя мужество и отвагу, прадед расстрелял из своего пулемёта вражеские прожектора и вывел их из строя.
С ноября 1943 по апрель 44 года находился в оперативной группе на севере. Только с аэродромов Африканда и Подужемье совершил 18 боевых вылетов.
Каждый год весной, в мае, прабабушка и прадедушка собирались в поездку - на вечер встречи однополчан, и это всегда был огромный долгожданный для них праздник. Доставали и надевали форму с медалями и орденами, созванивались с боевыми друзьями. Встречи проходили в разных городах СССР, по местам былых боев.
Прадед прошел на войне нелегкий путь, подтверждение чему мы нашли уже в наше время – на сайте. Он награждён Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени и другими орденами и медалями (Приложение 4).
А раньше, в мамином детстве прадед мало рассказывал о тех днях. Только отчетливо мама помнит, как дед однажды повысил на нее голос: «Выключи, Таня, эту песню, выключи!», а мама слушала любимого В. С. Высоцкого - «На братских могилах».
Прабабушка моя в годы войны следовала за авиационным полком мужа, была всегда рядом, поддерживала его, как медсестра оказывала мед. помощь раненным. О войне мало говорила – больше о мире, о жизни, о любви, о родных и друзьях.
Мама вспоминает, что никогда не слышала от них, уже пожилых людей, жалоб, хотя наверняка были и болезни, и огорчения. Не было у них и популярной нынче депрессии. Прожили Василий Акимович и Тамара Федоровна вместе больше 50 лет, были рядом и в военные годы и в мирное время: после войны служили вместе в органах Внутренних дел. По словам мамы и ее сестры Виктории, мою прабабушку отличали сдержанность, мудрость, выдержка, спокойствие, энергия, умение достойно проявить себя в любой ситуации. Интерес к жизни и к людям.
Кстати, брат моей мамы и сейчас живет в Виннице, в бывшей квартире дедушки и бабушки. В 15 лет он окончил 8 класс нашей школы № 266 и уехал из Снежногорска, поступил в Винницкое авиационное училище. На это решение повлиял его дед, мой прадед. А вот теперь события в Украине почти разделили семью. Мама говорит: «Слава Богу, что ДЕДЫ до этого не дожили!» Мы не можем поехать в Винницу. Я бы с удовольствием рассмотрела медали и ордена прадедушки и прабабушки. А не искала бы их фото на сайте Министерства обороны РФ «Подвиг народа». Может быть, когда-нибудь, мне все-таки удастся попасть на Родину моего прадеда? Потом, когда будет МИР?! Я в это верю. А чтобы был МИР, мы должны помнить и рассказывать о той ВОЙНЕ и о той Великой Победе.
Многое о моих родственниках, ветеранах Великой Отечественной войны, мне рассказала мама, Яковишина (Короленко) Татьяна Валентиновна и ее сестра - Виктория Валентиновна. Пока мы вспоминаем и говорим о наших родных ветеранах - они живы. В сердце, в рассказах, в нашей памяти. Победителями в Великой Отечественной войне были и всегда будут и члены моей семьи – прадедушка и прабабушка.
Великая Отечественная война в нашем городе и исторической памяти поколений.
Я живу в ЗАТО Александровск, в состав которого входят территориальные объединения – Полярный, Снежногорск, Гаджиево и пос. Оленья Губа. Снежногорск – один из самых молодых, красивых и уютных городов Кольского Заполярья. Как любят говорить сами жители – городок небольшой, 20 минут в длину, 15 в ширину. Появился он много лет спустя после войны. Но и у него есть своя история, свои герои, много памятных мест, призванных напомнить сегодняшнему поколению о тех, кто стоял у истоков города, кто в мирное время совершил героический подвиг. Главная городская площадь носит имя Валентина Васильевича Мурко – первого директора СРЗ «Нерпа». Заложена аллея имени Павла Григорьевича Стеблина, директора СРЗ «Нерпа» с 1989 по 2002 год. Увековечена память главного инженера завода – Валентина Александровича Бирюкова – его именем названа одна из улиц города, и установлена мемориальная доска. На здании школы №266 установлена мемориальная доска, увековечившая память выпускника школы, старшего лейтенанта Дениса Кириченко - командира 4-го отсека АПРК «Курск» (награжден орденом Мужества посмертно). Мемориальная доска лейтенанту милиции Эдгару Баранкову, трагически погибшему в Ингушетии, установлена на стене школы № 268.
Всё это очень хорошо и я горжусь своими соотечественниками. Но почему же об участниках Великой Отечественной войны мы вспоминаем непосредственно в их праздник, 9 мая? Все участники войны – будь то ветераны, труженики тыла или жители блокадного Ленинграда – для меня герои. И не только потому, что воевали, а потому что смогли выжить в это страшное время.
Для того чтобы выяснить, проживают ли участники войны на территории нашего города, мы сходили в отдел соц. защиты населения и пообщались со специалистом. Оказалось, здесь проживает 13 тружеников тыла, 1 человек награждён знаком «Житель Блокадного Ленинграда» и 2 человека – члены семей погибших в годы Великой Отечественной войны (Приложение 1). 16 человек. Всего 16. И, как это ни печально, с каждым годом их будет становиться всё меньше.
Чтобы выяснить отношение подрастающего поколения к событиям тех военных лет, мы провели анкетирование среди школьников 6 – 11 классов. В исследовании приняли участие 114 человек. Всем участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2). Результаты представлены в диаграмме (Приложение 3).
Анализ анкеты показал следующее:
89% респондентов уверенны, что 9 мая – очень важная дата в истории России. И абсолютно все опрошенные ребята считают, что нужно обязательно сохранять память о событиях тех военных лет.
Мы решили узнать, знают ли ребята – есть ли ветераны, труженики тыла в их городе? 34% опрашиваемых школьника подтверждают, что есть и они знакомы с некоторыми из них. 50% считают, что конечно они проживают и в нашем городе, но ребятам о них ничего не известно. 4% опрашиваемых уверены, что у нас в городе не осталось ни участников войны, ни тружеников тыла. И 12% респондентов затруднились с ответом.
Мы попросили ребят подумать и ответить, как можно сохранить память об участниках войны в нашем городе, и получили много самых разных идей:
Сделать Доски Памяти в каждой школе и детских садах;
Чаще навещать ветеранов, интересоваться историей;
Проводить больше мероприятий на тему Великой Отечественной войны и не только в дни праздников;
Приглашать участников войны в школы, на классные часы;
Сделать памятные таблички «Здесь живёт участник войны» и повесить на подъезды домов, где проживают ветераны/труженики тыла
Записать их на видео (ведь не надо, чтобы весь город к ним домой ходил, им тоже покой нужен) или взять интервью и сделать презентацию на тему «Ветеран в твоём городе». Позже этот материал можно использовать в школах или на местном телевидении
Помнить и рассказывать своим детям, о войне, о её героях
Но силами одних ребят воплотить в жизнь озвученные идеи вряд ли удастся. Поэтому, в первую очередь, нужны заинтересованные взрослые, которые смогут помочь сохранить память об участниках войны в нашем городе.
53% школьников знают историю своей семьи. О воевавших родственниках им рассказывали родители, бабушки и дедушки. 23% анкетируемых говорят о том, что в их семье есть участники военных действий или труженики тыла, но, к сожалению, им о них ничего не известно. 10% опрашиваемых утверждают, что в их семье никто не воевал. И 14% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос. Но все 47% школьников, которые ничего не знают о своих родственниках, говорят о том, что им было бы очень интересно узнать об участниках войны в их семьях.
Проанализировав ответы ребят по сохранению памяти об участниках военных действий, мы решили, что неплохо было бы начать с изучения истории своей семьи. Предложили создать базу электронных презентаций «История в лицах». Эту идею поддержали многие школьники.
Заключение
Снежногорск – город, в котором я родилась и живу. Здесь, рядом со мной, живут удивительные люди. Они совершали подвиги, самоотверженно трудились, помогали фронту и солдатам в годы войны. А ведь пройдет некоторое время, и живых свидетелей того страшного времени не останется. Я считаю, молодое поколение должно знать участников Великой Отечественной войны нашего города и уважать их.
В своей исследовательской работе мы постарались восстановить малоизвестные страницы биографии моих родственников, принимавших участие в военных действиях, и собрать информацию об участниках войны, проживающих в нашем городе. В ходе исследования я поняла, насколько совместная работа сближает родных людей. Исследуя историю своей семьи мне ближе и понятнее стали события далеких военных лет. Я думаю, что история складывается из мельчайших деталей, судеб простых людей, порой несправедливо забытых. Мы должны бережно хранить воспоминания и помнить, какой ценой досталась нам Победа. Теперь память о ветеранах Великой Отечественной войны в моей семье буду хранить я.
Цель работы достигнута. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась: бережное хранение, изучение и популяризация информации об участниках Великой Отечественной войны и её событиях будут способствовать предотвращению искажения истории и сохранению мира.
Мы планируем продолжить работу над созданием базы электронных презентаций «История в лицах», лично пообщаться с участниками войны в моём городе, снять видеоролик «Ветеран в твоём городе». Материал о моём прадедушке уже находится в музейной комнате Дома детского творчества.
Надеемся, что наш материал пригодиться для проведения внеклассных мероприятий.
Список источников:
Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф. и др. Новая детская энциклопедия/Пер. с англ. Н. С. Ляпковой, С. В. Морозова, В. В. Плешева и др. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2012 – с. 147
Город воинской славы. Городской историко-краеведческий музей, г. Полярный // – Режим доступа: http://museum-polar.narod.ru/gorod_voinskoyslavy.html
Города Победы. Полярный // – Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition_p/si=5791&fi=36525 08 марта 2015
Наступление немцев на Мурманск // – Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/murmansk.htm
Наша Победа. Полярный // – Режим доступа: http://www.may9.ru/victory/glory-cities/32
Халдей Евгений. От Мурманска до Берлина / Е. Халдей. – Мурманское книжное издательство, 1984. – 98 с.
Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» // – Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome
Приложение 1
Участники войны, проживающие на территории ЗАТО Александровск
(на сентябрь 2015 года)
ЗАТО Алекса́ндровск — закрытое административно-территориальное образование в Мурманской области, образованное 28 мая 2008 года указом Президента Российской Федерации № 857 «О преобразовании закрытых административно-территориальных образований — города Полярного, города Гаджиево и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области»
Снежногорск |
Полярный |
Гаджиево |
|
Участники войны |
1 |
||
Труженики тыла |
13 |
11 |
1 |
Лица, награжденные знаком «Житель Блокадного Ленинграда» |
1 |
4 |
|
Члены семей погибших в ВОВ |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
16 человек |
18 человек |
3 человека |
Приложение 2
Анкета.
Здравствуйте. Я ученица 6 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.
Как Вы относитесь к празднику День Победы, 9 мая?
а. Положительно, это очень важная дата в жизни России
б. Нормально
в. Отрицательно
г. Свой вариант ответа _______________________________________
Как Вы считаете, нужно ли хранить память о событиях тех военных лет?
а. Да
б. Нет
в. Свой вариант ответа________________________________________
Есть ли в Вашей семье участники войны, труженики тыла?
а. Да, мне о них рассказывали родители, родственники
б. Да, но мне о них ничего не известно
в. Нет
г. Затрудняюсь ответить
Есть ли ветераны, труженики тыла в нашем городе?
а. Да, знаю некоторых из них
б. Думаю, что есть, но я с ними не знаком (а)
в. Нет
г. Затрудняюсь ответить
Как, по Вашему мнению, можно сохранить память об участниках войны и тружениках тыла в нашем городе?
Приложение 3
Анализ результатов анкетирования школьников
Приложение 4
Яковишин Василий Акимович 1920г.р.
Звание: сержант в РККА с 1940 года Место призыва: Тростянецкий РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Тростянецкий р-н
№ записи: 18593381
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
Орден Красного Знамени
Яковишин Василий Акимович 1920г.р.
№ записи: 35836967
Орден Отечественной войны I степени
1 Видяево. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%BE