ЗАДАЧНИК "РЕШАЙКА – ПОЗНАВАЙКА"

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАДАЧНИК "РЕШАЙКА – ПОЗНАВАЙКА"

Халтурина Д.В. 1Алимбекова А.А. 1Розе А.Я. 1
1МБОУ лицей №21 кировского района г. Уфы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

стр

Введение………………………………………………………………………… 3

Основная часть (Этапы проекта)

I.Теоретический этап……………………………………………………….. 4-6

1.1. Определение цели и задач проекта, составление плана работы, выдвижение гипотезы

1.2. Изучение видов задач в учебниках для 1-4 классов

1.3. Изучение современных задачников для 1-6 классов

II. Практический этап ………………………………………………………. 7-10

  1.  
    1. Составление сборника задач для учащихся начальных классов на основе краеведческого материала Республики Башкортостан

    2. Оформление сборника

    3. Эксперимент по использованию задачника для учащихся и учителей начальных классов

III.Заключение……………………………………………………………… 10-12

  1.  
    1. Итоги проекта

    2. Практическое значение проекта

  1.  
    1. Планы на будущее

IV. Список литературы …………………………………………………….. 12

V. Приложения………………………………………………………………….13

Введение

Мы все ученики Лицея №21. Мы родились в городе Уфа, столице Республики Башкортостан. Нас часто спрашивают друзья и знакомые о том, какие предметы в школе нам нравятся. Конечно, нам нравятся все предметы. Но одни из самых наших любимых уроков в начальной школе- математика и окружающий мир. На уроках окружающего мира мы знакомимся с темами не только по учебнику, но часто сами находим интересный материал и рассказываем о нем одноклассникам. А на уроках математики чаще всего решаем уже готовые задачи из учебника. Есть в учебниках и такие задания, в которых нужно придумать задачи самим. Вот такие задания нам с подругами нравятся больше всего.

Актуальность работы. Поэтому еще в прошлом году на занятиях Литературно- краеведческой гостиной мы с подругами решили составлять свои задачи, используя краеведческий материал по республике Башкортостан. Так началась наша работа над проектом «Решайка- Познавайка».

Во время работы мы использовали разные методы: читали литературу по теме, искали информацию о природных объектах в Интернете, наблюдали за работой других детей на уроках математики и окружающего мира, ходили в Детскую библиотеку №7, Центральную городскую детскую библиотеку, Башкирскую республиканскую специальную библиотеку для слепых и Национальный музей, проводили беседы с краеведами и журналистами, ездили на экскурсии, фотографировали, проводили опрос среди учеников.

Основная часть (Этапы проекта)

I. Теоретический этап

1.1. Определение цели и задач проекта, составление плана работы, выдвижение гипотезы.

Сначала мы определили проблему, над которой надо было работать: составить такой сборник, который привлечет внимание школьников не только содержанием, но и яркими и понятными иллюстрациями. А чтобы было еще интересней, мы решили, что в задачнике будут задачи о природе нашей республики.

Цель: создание сборника задач по математике на основе краеведческого материала по республике Башкортостан.

Задачи:

- подготовить информацию для сборника;

- заинтересовать учащихся начальных классов нашим задачником.

- развивать стремление ребят к изучению и сохранению природы Республики Башкортостан.

Гипотеза: если сборник задач будет составлен на краеведческом материале республики Башкортостан с яркими, правдивыми иллюстрациями и интересными сведениями, это:

  • поможет сделать математику не трудной, а интересной и познавательной;

  • во- вторых, повысит интерес ребят к изучению родного края.

1.2. Изучение видов задач в учебниках для 1-4 классов

Сначала мы изучали виды задач, которые есть в наших учебниках Л. Г. Петерсон, сравнивали их. Задачи очень-очень разные: по темам, блиц- турниры, логические задачи, над которыми надо поломать голову. Можно хорошо потренироваться в их решении. Для подсказки автор предлагает нам схемы и таблицы. К некоторым задачам есть иллюстрации. Но иногда мы не можем разобрать, что там нарисовано и зачем. Например, в учебнике 3 класса в задаче №8 страница 29 часть 2 непонятно зачем нарисован маленький мальчик. (Приложение 1) а в учебнике 4 класса в задаче №7 на странице 17 (часть 1) говорится о настоящих стрижах, а птицы нарисованы, как игрушечные. (Приложение 2) Есть задачи, в которых некоторые слова, мешают понять ее смысл. Например, в учебнике за 1 класс (часть 3) в задаче №6 а) написано про автомобили «Волга» и «Жигули», а нам трудно их представить. (Приложение 3) В учебнике за 2 класс (часть 1) есть задача про судаков. Мы сначала думали, это такие люди, которые плавают на судах и совсем запутались. (Приложение 4) В учебнике 4 класса (часть 1) на странице 45 задача про рабочего, который делает детали на станке. Непонятно, что это за станок и как он выглядит. (Приложение 5)

1.3. Изучение современных задачников для 1-6 классов

Потом мы познакомились с разными задачниками, составленными учеными, писателями, учителями, и даже детьми. (Приложения 6-7). Чтобы сравнить их, составили таблицу.

Таблица 1. Сравнительный анализ задачников по математике

Название сборника

Для какого возраста

Авторы

Краткое содержание

Особенности

1

Сборник задач по математике

Для уча

щихся 5-6 классов

Ученики 6 классов

лицея №126, Санкт-Петербург

Задачи различных видов

Есть задачи про современных жи телей и их жизнь

2

Сборник задач

по математике о здоровье

Для начальной школы

Журавлев Артем,

ученик начальных классов, гимназии, Костомукша

Задачи разных видов

Задачи о здоро

вом образе жизни и про жизнь совре менного человека

3

Сборник задач и упражнений по математике

Для начальной школы

Г. Н. Сычева,

Ростов-на-Дону

Задачи и упражнения разных видов

Тренировочные задачи

4

Как научить Вашего ребенка решать задачи

Пособие для начальной школы

Т. Шклярова, Москва

Разные прос

тые задачи на умножение и деление

Задачи с объяснением решения

5

Задачник по математике за курс начальной школы. 1-4 класс

К учебнику М. И. Моро

Т. Федорова

Задачи разных видов

В задачах несколько вопросов

6

Задачник по математике

Для начальной школы

Григорий Остер, Москва

Задачи различных видов

Юмористические задачи

7

Учебно-исследова

тельская работа «Спасая себя, спасти природу»

Для начальной школы

Аделина Петрова, Уфа

Некоторые задачи без вопросов

Задачи экологического направления

8

Нестандартные задачи по математике

К учебни

кам для 2 класса

Т. Б Быкова, Москва

 

Есть подсказки и объяснения

9

Нестандартные задачи по математике

Задачи по классам и темам

Г. В. Керова, Москва

 

К задачами сразу есть ответы

В сборнике учеников из Санкт-Петербурга есть интересные задачи про современных жителей, которые смотрят рекламу, покупают товары со скидкой и занимаются фермерским хозяйством. Журавлев Артем из города Костомукша придумал задачи о сохранении и укреплении здоровья. Сычева Г. Н. советует не только решать, но и самим составлять задачи. Т. Л. Федорова предлагает нам тренировочные задачи. Т. В. Шклярова не только дает условие к задачам, но и объясняет, как их решить. В задачнике Алины Петровой из Уфы есть задачи по экологии. Только непонятно, почему в работе А. Петровой некоторые задачи без вопроса1. Задачи Т. Б Быковой и Г. В. Керовой помогут при подготовке к олимпиадам по математике. А больше всего нам понравились задачки Григория Остера, потому что они веселые и про детей. (Приложение 7)

________________________________________________

1А. Петрова. Спасая себя, спасти природу!.//Учитель Башкортостана. – 2015. - №5. – С.24

II. Практический этап

  1.  
    1. Составление сборника задач для учащихся начальных классов на основе краеведческого материала Республики Башкортостан

Целый год мы искали информацию об интересных природных объектах и населенных пунктах нашей республики. Материал мы собирали в энциклопедиях и книгах о природе Башкортостана, находили интересные сведения в Интернете, ходили в библиотеки, спрашивали у учителей и родителей. (Приложение 8)

Вместе с другими членами Литературно- краеведческой гостиной мы изучали материал из разных районов республики. Еще мы познакомились с интересными людьми: учителем Ангасякской школы Дюртюлинского района Тагировой Альфией Барыевной, экскурсоводом Национального музея Мустакимовой Зухрой Октябовной, егерями деревни Борисовка Шаранского района Леонидом Георгиевичем и Георгием Леонидовичем Чистяковыми. Все они с увлечением рассказывали нам о красоте и богатствах нашей республики и об отношении человека к природе. (Приложение 9)

Наконец, мы стали придумывать свои задачи. Так мы составили 132 задачи. В каждой задаче было условие, вопрос, цветная иллюстрация. К задачам о населенных пунктах подбирали рисунки гербов, карты и планы- схемы. (Приложение 10) . Мы хотели не просто сказать о том, сколько птиц, рыб и других животных есть в наших лесах и реках. Мы хотим, чтобы они продолжали плавать, бегать и летать. Поэтому фотографии мы подбирали яркие и интересные. Пусть ребята запомнят, как животные выглядят, потом в природе узнают их.

Мы решили, что каждый ученик сам может выбрать и попробовать решить любую задачу, поэтому не разделили задачи по классам.

Профессор кафедры начального образования Педуниверситета Гульнара Франгилевна Кудинова проверила, подходят ли наши задачи для начальной школы по возрасту и содержанию. (Приложение 11) Вера Николаевна Макарова, заведующая историческим отделом Национального музея и уфимский краевед-журналист Ирина Ивановна Бакке подтвердили правильность наших сведений о природных объектах. (Приложение 12)

1.2. Оформление сборника

Наши учителя помогали нам оформить работу. На обложке задачника мы решили показать физическую карту Республики Башкортостан.

Все задачи мы разделили на 7 видов:

Задачи на нахождение суммы.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз.

Задачи на кратное и разностное сравнение.

Задачи на движение.

Задачи на нахождение остатка.

Задачи на внимательность.

Прочие составные задачи.

В условия некоторых задач мы добавили сведения о природных объектах, про которые были составлены эти задачи.

1.3. Эксперимент по использованию задачника для учащихся и учителей начальных классов

После этого мы обратились за помощью к нашим родителям. Они помогли напечатать сборники. Тогда мы смогли показать их нашим товарищам и учителям.

Затем мы составили Анкету№1 и провели опрос среди 65 учеников 2-4 классов. (Приложение 13) По результатам опроса составили диаграммы и изучали отношение детей к задачам и мнение о нашей работе..

Диаграмма №1. Анкета №1

Больше всего нравится ребятам решать на уроках примеры (27 человек), уравнения (20 человек), задачи (18 человек). 26 ребят любят решать задачи. Из них, особенно про деньги 9 человек, не всегда получается у 16 человек. 9 человек совсем не любят решать задачи. Нравятся задачи в учебнике 31 человеку, иногда- 19, совсем не нравятся – 15. 37 ученикам нравится решать задачи о природе, а 13-о конфетах.

В Анкете №2 мы обратились с просьбой к ребятам высказать свое мнение о нашей работе, чтобы понять, чем понравился наш сборник и какую пользу он им принес. (Приложение 14)

Диаграмма №2. Анкета №2.

57 ребят ответили, что им было интересно решать задачи из нашего сборника. 41 ребенок считает, что получил интересные и полезные сведения о природе республики, 54 человека узнали много нового. Пятеро думают, что наш задачник не похож на обычный учебник, он учит уважать природу. 45 человек сказали, что математика бывает не только трудной, но и интересной. 26 человек хотели бы иметь такой задачник, а 26 хотят потренироваться в решении наших задач дома. Только двое считают, что не будут решать наши задачи, потому что и так много уроков задают. 39 человек понимают, что природу своего края нужно знать и беречь.

III. Заключение

1.1. Итоги проекта

Во время работы над проектом узнали много интересного о природе нашей республике: о животных и растениях, реках и пещерах, горах и городах поселках и районах, учились пользоваться картами и планами – схемами, сами составили 132 задачи.

Наша гипотеза подтвердилась. Результаты опроса показали, что ребята с удовольствием изучали наши задачи потому, что они были «правдивые и реальные». Им было интересно и познавательно думать, решать и узнавать о природе своей республики то, чего они не знали раньше. Пятеро детей сказали, что совсем не думали о трудностях, им просто хотелось побыстрее решить задачки. А три девочки попросили свою учительницу записать их на олимпиаду по окружающему миру. Некоторые ребята спрашивали, будет ли продолжение этого сборника. Мы думаем, что, решая эти задачи, дети будут не только развивать свои математические способности, но ближе знакомиться с объектами живой и неживой природы.

Мы считаем, что цель нашей работы достигнута, а задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, решены.

1.2. Практическое значение проекта

В результате работы мы:

  • поняли, что такое исследовательско- творческий проект;

  • узнали много нового и интересного о природе своей республики;

  • учились отбирать нужную информацию;

  • учились составлять свои собственные задачи;

  • составили свой сборник краеведческих задач по математике и заинтересовали им учащихся и учителей.

Задачки из нашего сборника успели порешать ученики 2, 3 и 4 классов нашего Лицея и школы №101 Демского района города Уфа. Самым интересным для них было то, что, знакомясь с условием задачи, можно было хорошо рассмотреть сам объект, о котором в ней говорилось. Тогда и задача становилась понятнее, и было желание ее решить. Учителя просили нас подарить им задачник для внеклассной работы. Очень заинтересовались нашим проектом и ребята, которые готовятся к олимпиадам по окружающему миру.

Мы получили отзывы о нашем сборнике от профессора кафедры начального образования Педуниверситета Кудиновой В. Ф., профессора математики и информатики уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Горбаткова С. А., учителей математики школы №26 города Уфы Валишиной и Лицея №21 Дильбаева И. Р., учителей начальных классов школы №101 Герман И. И. и Лицея №21 Муслимовой З. Ю.

1.3. Планы на будущее

В нашей республике много красивых мест, интересных природных объектов. Мы бы хотели рассказывать о них, участвуя в конкурсах, выступая перед сверстниками и предлагая им порешать наши математические краеведческие задачи. Учитель математики школы № 26 Валишина Разина Мавлютовна предложила нам сделать в будущем совместный проект и добавить в наш сборник задачи по экологии, придуманные ее учениками. Мы решили подумать над этим предложением.

IV. Список литературы

  1. Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана: пособие по эколого-краеведческому образованию младших школьников. – Уфа: Мир печати, 2010. – 132 с.

  2. Гареев Э. З. Геологические памятники природы Республики Башкортостан. – Уфа: Тау, 2004. – 296 с.

  3. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1 - 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 232 с.

  4. Красная книга Республики Башкортостан (объединенный том) / Под ред. А. А. Фаухутдинова. – Уфа: Полипак, 2007. – 528 с.

  5. Ляхницкий Ю.С. Рисунки и знаки пещеры Шульган Таш (Капова). – Уфа: Китап, 2013. – 288 с.

  6. Остер Г. Б. Задачник по математике - М.: Росмэн, 1993 - 128 с.

  7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 5000 задач по математике: 1 - 4 классы. М.: Астрель, 2015. – 510 с.

  8. Федорова Т. Задачник по математике за курс начальной школы. 1 - 4 класс. К учебнику М. И. Моро. - М.: ЛадКом, 2007
  9. Шклярова Т. Как научить Вашего ребенка решать задачи. Пособие для начальной школы. - М.: Грамотей, 2015
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан

  11. http://www.priroda-rb.info/pechery.html

  12. http://сезоны-года.рф.html

  13. http://uraloved.ru/naturalist/redkosti/krasnaya-kniga-bashkirii

  14. http://vsereki.ru/reki-vnutrennego-stoka/bassejn-kaspijskogo-morya/volga/kama/belaya

  15. http://nashural.ru/mesta-reg/bashkiriya.htm

V. Приложения

Приложение 1.

Задача №8 из учебника по математике для 3 класса (часть 2).

Автор Л. Г. Петерсон (стр. 29)

Приложение 2

Задача №7 из учебника математике для 4 класса (часть 1).

Автор Л. Г. Петерсон (стр. 17)

Приложение 3

Задача №6 из учебника математике для 1 класса (часть 3)

Автор Л. Г. Петерсон (стр. 61)

Приложение 4

Задача №7 из учебника математике для 2 класса (часть 1)

Автор Л. Г. Петерсон (стр. 61)

Приложение 5

Задача № из учебника математике для 4 класса (часть 1)

Автор Л. Г. Петерсон (стр. 45)

Приложение 6а

Сборник задач по математике для 5–6 классов

Составлен учениками шестых классов

Лицея No126 г Санкт-Петербурга

51. Рожью засеяно 2400 га, что составляет 80% всей посевной площади фермерского хозяйства. Найдите всю посевную площадь фермерского хозяйства?

52.Трансляция фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка» вместе с рекламными вставками продолжается 1ч40мин. А сами рекламные вставки занимают 28мин. Какую часть от всего времени трансляции составляют рекламные вставки?

53.В супермаркет привезли 10т картофеля. В первый день было продано 60% поступившего картофеля, а во второй день –3/2 от того, что было продано в первый день. Сколько т картофеля осталось после двух дней продажи?

54.В некотором городе проживают 70000 человек. Каждый год население города увеличивается примерно на 3%. Сколько примерно человек будет проживать в городе через 2 года?

55.Из пшеницы получается 80% муки. Сколько т пшеницы смололи, ели получили 2,4т муки?

56.В корзине лежат белые и желтые мячи. Белых мячей 12, а желтые составляют 3/2от общего количества. Сколько всего мячей в корзине?

57.Василий Иванович приобрел телевизор со скидкой 5% от стоимости. Сколько первоначально стоил телевизор, если Василий Иванович заплатил за него 5263 рубля

Приложение 6б

Сборник познавательных задач по математике

для начальной школы. Составители: Узорова и Нефедова

Табличное умножение и деление.

Задача 32. Длина полярной акулы 8 м , а акулы лисицы в 2 раза меньше. Какая длина акулы лисицы?

Задача 33. У мухи 2 крыла, а у стрекозы, шмеля, пчелы в 2 раза больше. Сколько крыльев у стрекозы, шмеля и пчелы?

Задача 34. Окунь за 12 лет жизни набирает 4кг веса. За сколько лет он набирает 1 кг веса?

Задача 35. В Индийском океане находится 5 морей, а в Северном Ледовитом в 2 раза больше. Сколько морей в Северном Ледовитом океане?

Задачи на разностное и кратное сравнение чисел.

Задача 36. Хвоя ели меняется через 3 года, а хвоя лиственницы через 6 месяцев. Во сколько раз больше держится хвоя ели, чем лиственницы?

Задача 37. Сорока живёт 45 лет, а иволга-15 лет. Во сколько раз меньше живёт иволга, чем сорока?

Задача 38. Масса горала 48 кг, а детёныша-3кг. Во сколько раз детёныш весит меньше?

Задача 39. В прошлом дикий кабан весил 300кг, а сейчас -180 кг. НА сколько кг уменьшилась масса кабана?

Задача 40. Масса самого маленького копытного, проживающего в Приморье, кабарги 17 кг, а крупного копытного, кабана, 180 кг .На сколько меньше весит кабарга, чем кабан?

Задача 41.Длина тела барсука 90 см, а харзы -62 см. На сколько тело барсука длиннее тела харзы?

Задача 42. Ворона живёт 120 лет. а сова в 2 раза меньше. Сколько лет живёт сова?

Приложение 6в.

Автор: Журавлев Артем, ученик начальных классов

Гимназии города Костомукши

Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы

2.1 Математика и знание своего тела

1. На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 7 раз больше. Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00?

2. Два туриста загорали на пляже. Первый загорал 34 минуты, второй на 1 час 12 минут больше. Сколько минут загорал второй турист? Какие правила загорания вы знаете?

3. Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?

4. Ребёнок должен спать 11 ч в сутки. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок?

5. Мальчик лёг спать в 10 ч вечера и проснулся в 8 ч утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни?

6. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут?

7. Вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

8. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

9. Длина новорождённого детёныша дельфина 150 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше. Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок?

10. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 50 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?

11. Сокол видит стрекозу с расстояния 800 м, а человек на 700 м ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек?

Приложение 6г

5000 задач по математике. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

Задачи на нахождение суммы

Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?

Б. – 5 п.

М. –? п., на 2 п. больше ? п.

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем. Надо найти сколько маленьких.

1)5 + 2 = 7 (п.) – маленьких

2) 5 + 7 = 12 (п.)

5 + (5 + 2) = 12 (п.)

Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.

У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе Сколько кукол у Светы?

Ир. – 5 к.

Ан. –? к., на 2 к. меньше С. - ? к.

Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.

1)5 – 2 = 3(к.) – у Ани

2) 5 + 3 = 8 (к.)

5 + (5 – 2) = 8 (к.)

Ответ: 8 кукол у Светы.

Приложение 6д

Григорий Остер. Задачник

10 Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку? 11 С одного дерева сняли 164 груши, а со второго 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши. Сколько груш было на обоих деревьях? 12 В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? 13 Во время спектакля в зале на 450 человек были свободны места с 1 по 25 в 15 рядах и с 2 по 24 в 3 рядах. Все остальные места были заняты зрителями. Узнай, сколько зрителей было в зале во время спектакля? 14 Двадцать две девочки, гуляя в лесу, нашли 88 грибов, а потом половина девочек потерялась. Во сколько раз количество найденных в лесу грибов больше, чем количество потерявшихся там же девочек? 15 У бабушки в шкафу спрятана банка с вареньем. В банке 650 г варенья. Внук Коля разведал, где банка, и каждый день съедает по 5 ложек. Сколько граммов варенья в банке обнаружит бабушка через 20 дней, если известно, что в каждую ложку, съеденную внуком, помещается 5 г варенья?

Приложение 6е

Сборник задач и упражнений по математике для начальной школы. Сычева Г. Н.

Приложение 6ж

Как научить Вашего ребенка решать задачи. Пособие для начальной школы. Т. Шклярова

Приложение 6з Приложение 6и

Сборник нестандартных Нестандартные задачи по математике

задач по математике Т. П. Быкова Г. В. Керова

Приложение 7

Приложение 8.

В Детской библиотеке № 7 В Башкирской республиканской

специальной библиотеке для слепых

Приложение 9.

Сбор краеведческого материала членами Литературно- краеведческой гостиной

Приложение 10.

9. В2008 году в Уфе было около 1237 улиц, а в городе Стерлитамак - 471 улица. Сколько всего улиц было в 2008 году в этих городах?

Приложение 11, 12.

Встреча с краеведом И. Баке Встреча с заведующей историческим

Национального музея РБ В. Н. Макаровой

Приложение 13.

Анкета №1

1.​ Какой предмет в школе тебе больше нравится? Почему

2.​ Какие задания в учебнике тебе больше нравятся? Почему?

3.​ Любишь ли ты решать задачи? Почему?

4.​ Интересны ли тебе задачи в твоем учебнике?

5.​ Решал ли ты задачи из каких- то задачников, кроме учебника?

6.​ О чем тебе больше всего нравится решать задачи?

Приложение 14.

Анкета №2

1.Было ли тебе интересно решать задачи из задачника «Решайка- Познавайка»?

а) да

б) не очень

в) пока не понял

2.Чем они тебе понравились?

а) получил интересные сведения о природе нашей республики

б) яркие и понятные иллюстрации

в) свой вариант

3.Какую пользу он тебе принес?

а) узнал много нового о природе своей республики

б) лучше стал понимать задачи из учебника

в) пока не понял

4.Изменилось ли твое отношение к предметам математика и окружающий мир?

а) понял, что математика бывает не только трудной, но и интересной

б) хочу сам искать интересные сведения о природе Башкортостана и делиться с одноклассниками

г) свой вариант

5.Хотел бы ты иметь такой задачник?

а) да, на внеклассных занятиях

б) хотел бы потренироваться в решении задач дома

в) нет, и так много задают

6.Какие задачи тебе больше понравились?

а) все, ведь их составляли сами ученики начальных классов

б) задачи о растениях и животных

в) задачи о памятниках природы

7.Для чего, по-твоему, нужны знания о природе родного края?

а) получил интересные сведения

б) мне это пригодится в будущем

в) нужно знать природу своего края и беречь ее

 

24

 

Просмотров работы: 1855