Оглавление
Введение
Основная часть
Из истории хореографии
Математика и хореография
Названия танцев и направлений, связанных с математикой
Танец и интеллект
Заключение
Список использованных источников и литературы
Тема научно-исследовательской работы:
«Математика в профессии хореографа»
Там где красота,
там действуют законы математики.
Г. Х. Харди
1. Введение
Актуальность:
В школе каждый ученик занимается математикой, вне школы многие увлекаются танцами.
Не секрет, что школьники, способные в технических дисциплинах, несколько пренебрежительно относятся к физическим нагрузкам, считают легкомысленным тратить на них время.
В то же время люди, занимающиеся танцами, зачастую не считают нужным уделять лишнее время занятию математикой. Взаимосвязаны ли эти, на первый взгляд, разные сферы, каковы точки их соприкосновения?
Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс аналитических умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения.
Так же доказано, что танцы благотворно влияют не только на физическую форму, но и на умственные способности, пространственное воображение. Таким образом, разумное совмещение занятий танцами и математикой позволяют развивать умственные способности
Цель исследования:
Найти точки соприкосновения математики и хореографии.
Задачи:
Провести анкетирование и беседу с родителями.
Выяснить в каких случаях и как часто родители сталкиваются с решением математических задач в своей профессиональной деятельности
Изучить танцевальные движения и связать их с математическими определениями.
Изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую гипотезу.
Проанализировать связь танца с математикой.
Показать применение полученных знаний в хореографии.
Гипотеза: Наука математика и танец – две формы деятельности человека, которые имеют прочную связь.Если применять математику, можно достичь в танцах интересных результатов.
Методы исследования: опрос, исследование, анализ, обобщение.
Объект исследования: наука – математика.
Предмет исследования: математические знания в профессии хореографа
2. Основная часть
Моя мама – хореограф. Уже почти 17 лет она работает в лицее, где учусь и я. Мама – учитель первой квалификационной категории. Стать необычным учителем мама мечтала с детства.
Хореограф — это представитель творческой профессии, который ставит танцы для своего коллектива или любой другой группы танцоров.
Но, только начав самостоятельно вести занятия, мама поняла все трудности, которые скрываются за красочными фантазиями. Нужно уметь поставить слаженный танец (который действительно будет искусством), уметь все объяснить и показать, разглядеть способности, организовать дисциплину. Потому что, если начал работать, то надо брать на себя огромную ответственность за обучение и воспитание детей.
2.1. Из истории хореографии
Из рассказов мамы я узнал, что «танец присутствует в жизни человека с самых древнейших веков. У первобытных людей любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Каждый из нас хоть однажды танцевал или смотрел на исполнение танца. Какое это завораживающее зрелище! Часто говорят: "Танец — это тайный язык души".
Но ведь никто не задумывался, сколько в этом тайном языке математики!
Математика это точная наука и если, например, в каком – то выражении изменить число хотя бы на 0.000001 то результат станет совсем другим. Так же и танец требует больших расчетов хореографов, особенно когда в танце участвует много людей, все должно быть четко по правилам, если хотя бы один сделает шаг на несколько сантиметров больше чем остальные (а остальные должны делать все абсолютно одинаково), то вида от движения не будет.
2.2. Математика и хореография
Из книг – методичек маминой библиотеки я выяснил, что в большинстве танцев присутствует счет. Когда вы слышите музыку, вы должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм. Именно здесь вам и пригодится математика, правильный подсчет улучшит ваше понимание танца, а сбиваться вы перестанете, когда поймете счет танца.
Форма рук и ног в танце должны строго подчиняться геометрическим линиям. Например, руки не должны быть прямыми, только полукруглыми и никакими больше:
А ноги, наоборот, должны быть прямыми, как прямая линия (любая форма «Арабесков»); или представлять ломаную линию (позиция «Пассе»)
В общем, танцовщицу всю можно разделить на геометрические фигуры:
Градусные меры тоже имеют отношения к хореографии. Многие движения, связанные с поднятием ноги измеряются в градусах. Конечно же, танцовщица не должна поднимать ногу на точное количество градусов, о них говорят примерно, чтобы у исполнителей было понятие – в каких движениях насколько поднимается нога.
Танец может рассматриваться как создание рисунков в пространстве, в том числе состоящих из геометрических фигур.
Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца зависит от замысла номера, его идеи, музыкального материала, ритма, темпа, национальной принадлежности танца.
Круг: в русских танцах движение по кругу и круговые построения хороводов связаны со старинными языческими обрядами славян и их преклонением перед богом солнца Ярилой.
Прямоугольник, каре: эти фигуры стали основными в рисунке белорусских народных танцев, так как эти танцы проводились обычно в помещениях, имеющих прямоугольную или квадратную форму.
Геометрическая фигура |
Фигура в танце |
Танец |
Окружность, круг |
Колесо, круг |
Хоровод, вальс, кадриль, лезгинка |
Параллельные прямые |
Колонка, улица, стенка |
Хоровод, лезгинка |
Ломаная линия |
Дорожка, вальсирование |
Вальс, ча-ча-ча, румба |
Концентрические окружности |
Круг в круге, двойной круг |
Хоровод, казачья пляска |
Внешне касающиеся окружности |
Восьмерка |
Хоровод, сиртаки, лезгинка |
Угол |
Галочка, клин |
Народные танцы |
Квадрат |
Квадрат, столбы |
Народные танцы, вальс |
Треугольник |
Треугольник |
Ча-ча-ча, румба |
Диагонали квадрата |
Звездочка |
Хоровод |
2.3. Названия танцев и направлений, связанных с математикой
Кадриль (Название - от французского quadrille – четыре, от латинского quadrum – четырехугольник). Кадриль - задорный игровой парный танец, вид русской пляски. В России появилась в начале 19 столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.
Виды кадрили: Квадратная. Линейная. Круговая. (Названия как будто взяты из математики)
Американский хореограф Уильям Форсайт создал танцевальную технику, которую назвал «Геометрия танца». Работая в данной технике, танцор рисует в воздухе воображаемые геометрические фигуры, а затем протаскивает свои конечности через эту сложную и невидимую геометрию. Получилось новое интересное направление в современном танце.
2.4 Танец и интеллект
Доказано, что танцы благотворно влияют на умственные способности человека. Во время танца надо постоянно думать, думать о каждом виде движения, порядке, ритме. Связывая элементы танца, мы выстраиваем логические цепочки. Развивается пространственное воображение.
Танцы - хороший способ тренировки интеллекта:
Школьники, прошедшие годовой курс обучения танцам, лучше сдают контрольные работы по геометрии, чем никогда не танцевавшие. (Гарвардский университет, США).
Профессиональные танцоры лучше выполняют тесты на внимание. (Исследования в Канаде).
Регулярно танцующие пожилые люди на 76% реже страдают старческим слабоумием. (Медицинский колледж имени Эйнштейна, Нью-Йорк).
3. Заключение
В рамках исследования была выявлена математическая составляющая танца.
- Танец содержит фигуры, дроби, пропорции. Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов: линии, диагонали, в рисунке танца могут располагаться параллельно или перпендикулярно, симметрично или асимметрично.
- Поскольку математическая наука связана с понятием алгоритма («шаг за шагом»), и последовательностью, то получается, что танец и математика связаны общим атрибутом - «шагом». Танцевальный шаг - это и последовательность, и порядок движений. Математическая составляющая танца не только видима, но и ощущаема.
- Невозможно одной математикой измерить красоту и гармонию танца. Однако математика помогает найти танцорам новые фигуры, разнообразить рисунок танца. С другой стороны, танцы - один из способов развития интеллекта.
Хотите стать умнее? - Танцуйте!
Хотите танцевать лучше? - Занимайтесь математикой!
Гипотеза о том, что «Наука математика и танец – две формы деятельности человека, которые имеют прочную связь.Если применять математику, можно достичь в танцах интересных результатов» ДОКАЗАНА!
Так что, если кто-то до сих пор представляет себе профессию хореографа по фильмам, воображая, как красиво, просто, легко и красочно он штампует танцы один за одним и живет сплошной праздной жизнью, то ему стоит еще 100 раз подумать.
Уж, математику хореограф точно должен знать
как минимум на «5»!!!
4. Список использованных источников и литературы
http://mathemlib.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3
http://dancedb.ru/tutting
http://www.ug.ru/archive/39800
http://contemporarydance.ru/ Перевод записи разговора между Уильямом Форсайтом и Паулем Кайзером
http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/arc/011/ru7211786.htm
Волошинов А.В «Математика и искусство» - М.: «Просвещение» 2000 г.