ЛОГИКА И ДЕДУКЦИЯ В РАБОТЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛОГИКА И ДЕДУКЦИЯ В РАБОТЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Шагин П.С. 1
1ГОУ "Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты применения логики и дедукции в деятельности следователя

1.1. Профессиональные качества следователя

1.2. Роль математики в профессиональной деятельности следователя

Глава 2. Практическая часть

2.1. Диагностика учащихся 7 класса ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края»

2.2. Игры и задачи на развитие способностей умозаключения на уроках математики

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

   
   

Введение

В прошлом году я участвовал в городской научно-практической конференции с темой «Особенности математических фокусов», где один мальчик представлял тему «Дедуктивный метод Шерлока Холмса». Меня эта тема сразу заинтересовала, поэтому я ждал, что мальчик сейчас расскажет очень интересные факты, я ждал захватывающей истории, но участник рассказал, что такое дедукция и показал картинку, по которой можно было определить, почему подозреваемый врет. В этот момент я свой интерес не удовлетворил, мне захотелось рассмотреть эту тему глубже, понять все тонкости работы Шерлока Хомса, а в дальнейшем и деятельность современных следователей, т.к. на тот момент я увлекался книгами по криминалистики, читал очень много детских детективов и, конечно, люблю математику, поэтому тему исследовательской работы я выбрал «Логика и дедукция в работе следователя».

Дедуктивный метод мышления полезен во многих сферах деятельности, помимо научных. Одним из ярчайших доказательств этому является литературный персонаж Шерлок Холмс, который методом дедукции раскрывал самые запутанные преступления. Поэтому можно смело сказать, что дедукция полезна работникам правоохранительных органов и юристам, детективам, следователям и так далее.

Однако неоспорим и тот факт, что дедукция полезна любому человеку в жизни, чем бы он ни занимался. В учебе она помогает лучше и быстрее понять изучаемый предмет, в работе - принимать наиболее рациональные решения и продумывать свои действия на несколько шагов вперед, а в жизни - лучше разбираться в людях и строить взаимоотношения с окружающими. Поэтому тема моей исследовательской работы остается актуальной и в настоящее время.

Стремясь к саморазвитию, человек непременно приходит к необходимости развивать дедукцию. Развить дедуктивное мышление, как бы банально это не звучало, помогают различные головоломки и задачи на логику. Например, на уроках математики используются игры, с помощью которых тренируется дедукция.

Работы В. А. Байдака, М. И. Бурды, Г. Р. Бреслер, С. Т. Обидныка, А. А. Столяра и многих других авторов показывают актуальность проблемы, где предметом исследований является формирование и дальнейшее развитие умения строить дедуктивные умозаключения, умение осуществлять цепочки дедуктивных рассуждений, приемы мышления, адекватные исследуемой проблеме, воспитание потребности в дедуктивных умозаключениях.

Объект: деятельность следователя.

Предмет: роль логики и дедукции в деятельности следователя.

Цель: изучить сущность логики и дедукции в деятельности следователя и замотивировать учащихся 7 классов Краевой кадетской школы-интернат развивать дедуктивное умозаключение.

Задачи:

1. Изучить профессиональные качества следователя;

2. Рассмотреть роль математики в профессиональной деятельности следователя;

3. Выявить уровень умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями, исследовать логически-понятийного мышления у учащихся 7 классов ККШИ;

4. Подобрать игры и задачи на развитие способностей умозаключения на уроках математики.

Гипотеза: мы предполагаем, что если учащимся 7 классов Краевой Кадетской школы-интернат рассказать о деятельности следователя, то они заинтересуются задачами, которые развивают умение строить дедуктивные умозаключения, учиться рассуждать и доказывать.

Для реализации поставленной цели и задач мы использовали следующие методы:

  1. теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение взглядов ученых на проблему, классификация, систематизация, сравнение;

  2. эмпирические: наблюдение за учащимися 7 классов, беседа с учащимися, эксперимент;

  3. математические: регистрация и математическая обработка эмпирических данных, метод шкалирования;

  4. социально-психологические: анкетирование, тестирование, интервью.

Результаты исследовательской работы можно использовать на предметных неделях в школе, на внеклассных мероприятиях (блиц-турнирах, интеллектуальных математических играх), на конференциях, семинарах, на уроках математики для развития познавательного интереса у учащихся, формирования положительной мотивации к математике.

Глава 1.Теоретические аспекты применения логики и дедукции в деятельности следователя

1.1. Профессиональные качества следователя

Если дело касается убийства, ограбления, кражи, то тут часто не обойтись без такого специалиста, как следователь.

История профессии следователь неразрывно связана с возникновением самого понятия преступления и развитием такой науки, как криминалистика. Первые упоминания об опознании преступников, допросах, обысках прослеживаются еще в священных книгах: Ветхий, Новый завет, Авеста, Коран и памятниках права Древнего Рима, Греции, Китая и других государств.

Ранние нормативные акты, такие как древнеримские XII таблиц, законы царя Хаммурапи, «Русская правда», систематизируют перечень преступлений и меры наказания.

В отдельных работах по уголовному судопроизводству начиная с XVII в. прослеживаются рекомендации о привлечении в расследование лиц, которые имеют специальные медицинские навыки и умения распознавать яды, особенности почерка.

Но возникновение криминалистики как самостоятельной науки произошло в конце XIX века. Ее разработчиками, принято считать французского ученого Альфонса Бертильона и австрийского профессора Ганса Гросса. Благодаря им были предложены первые методы идентификации: по портрету человека, в том числе с привлечением фото процесса, и отпечатках пальцев 5.

Следователь занимается аналитическим и управленческим трудом. На следователе лежит огромная ответственность в точности определения преступника. При любой ошибке следствия преступник останется безнаказанным, а наказание ляжет на плечи человека, который не виновен. Поэтому следователь не верит никакой информации, полученной от свидетелей, пострадавших, их близких и, конечно, от подозреваемых. Он все проверяет. Cледователь должен обладать талантом узнавать правду от подозреваемых, даже от тех, которые не собирались ему эту правду предоставлять. И в дело здесь идет не принуждение говорить правду, а специальные логические приемы и тактические ходы, которыми должен обладать следователь. Поэтому следователь должен быть эмоционально устойчив и подготовлен, научен, не поддаваться натиску агрессивно настроенных людей и не верить, возможно, лживым доводам, а везде применять только логику и опираться на уже известную и проанализированную точную информацию 5.

Работа следователя трудна и даже опасна. Трудна она тем, что требует выносливости для присутствия на местах преступления в любое время суток и при любых погодных условиях. А опасна тем, что на следователя может быть совершено покушение, либо ему могут угрожать. Не зря есть даже специальные отделы, обеспечивающие безопасность следователя. Кроме того, следователя могут и подкупать, а также всякими другими способами мешать следствию, а здесь важно быть стойким человеком с принципами чести. Следователю не обойтись без знания законодательства и уголовного кодекса, владеть навыками психологии и логики.

Вангордер Ю. в статье «Аналитический склад ума - это склонность все раскладывать на составляющие, отмечает какими характеристиками должен обладать следователь 2:

  • мышление аналитического склада - это просто умение выделять составляющие и выяснять их соотношения.

  • эрудированность - широкие (но не глубокие) познания.

  • способность отстаивать и аргументировать свою точку зрения - Умение отстаивать свою точку зрения - это способность четко и убедительно сформулировать свое мнение, донести его до других.

  • гибкое мышление - Способность взглянуть, на что-либо с разных точек зрения, отличающиеся от мышления других людей.

  • высокая коммуникабельность;

  • преданность делу;

  • устойчивость психики;

  • инициативность;

  • упорство;

  • настойчивость;

  • уверенность в себе;

  • целеустремленность;

  • ответственность за принятые решения;

  • сообразительность;

  • неподкупность;

  • неприхотливость.

Таким образом, следователи работают в силовых структурах: в следственных органах МВД, Следственных комитетах, ФСКН и ФСБ. В будущем за хорошую работу следователь возможно станет прокурором отдела управления по надзору за следствием в прокуратуре или советником юстиции.

Деятельность следователя заключается в возбуждении уголовных дел, решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования и принятие необходимых мер¸ активном участии в судах над обвиняемыми, обжаловании некоторых решений и добиваться именно справедливого исхода судебных дел. Касаясь личной стороны следователя, то ему необходимо обладать аналитическим составом ума и уметь отстаивать своё мнение приводя достоверные факты и доказательства. Для этого необходимо рассмотреть роль математики в работе следователя.

1.2. Роль математики в профессиональной деятельности следователя

О роли математики в современном мире, о математизации знаний написано немало различных книг. Стало очевидным, что в наше время трудно указать область математики, не нашедшую применения в огромном разнообразии проблем практики, а также область человеческого знания, которая не пользовалась бы математическими методами. Необходимо не только описывать уже установленные факты, но и предсказывать новые закономерности. Математизация наших знаний состоит не только в том, чтобы использовать готовые математические методы и результаты, но и в том, чтобы наиболее полно и точно описывать интересующий нас круг явлений, выводить следствия и использовать полученные результаты для практической деятельности.

Реализация современной роли математики предполагает улучшение математической подготовки учащихся, важное место, в которой отводится умению открывать закономерности, обосновывать их и применять на практике. Особенностью математики, которая отличает ее как от естествознания, так и от опытных наук вообще, является, как правило, дедуктивный характер ее доказательств. В опытных науках мы постоянно обращаемся к наблюдениям и экспериментам, чтобы проверить те или иные утверждения. Совершенно иначе обстоит дело в математике. Теорема считается доказанной только в том случае, если она логически выведена из других предложений. Поэтому проблема обучения учащихся приемам дедукции всегда являлась одной из центральных в преподавании математики.

В настоящее время актуальность умения строить дедуктивные умозаключения возросла. Дело в том, что осуществляемый процесс гуманизации образования предполагает направленность обучения на развитие личности, в частности на развитие различных мыслительных процессов, чему способствует обучение построению дедуктивных умозаключений. Другими словами, обучение построению дедуктивного умозаключения должно быть одной из целей математического образования и являться составляющей основы конструирования содержания обучения математики в начальной и средней школе. Последнее заставляет взглянуть на проблему обучения дедукции учащихся с более широких позиций.

С переходом в среднее звено школы учащиеся знакомятся с таким предметом как геометрия, где весь курс построен на различного рода доказательствах, проводимых именно дедуктивным путем. И если в школе дети не научим правильно рассуждать и пользоваться дедукцией, то в дальнейшем они столкнуться с множеством проблем, так как не смогут доказать ни теорему, ни вывести заключение или вывод. Даже все наше общение состоит из рассуждений и доказательств, именно так мы приходим к единому и правильному ответу. А, что сказать про профессии? Везде на работе пользуются умозаключением и работа следователя не исключение.

Необходимо отметить, что математика в работе следователя очень важна. И это не сухая математика со сложными формулами и вычисления, а дедуктивные методы мышления, нужные в этой важной деятельности. Такой способностью обладал известный литературный герой, поклонник многих людей – Шерлок Холмс.

Ше́рлок Холмс - литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем. Его произведения, посвящённые приключениям Шерлока Холмса,

знаменитого лондонского частного сыщика, считаются классикой детективного жанра. Прототипом Холмса считается доктор Джозеф Белл, сослуживец Конан Дойла, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.

Холмс - многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. А как Шерлок Холмс умело разгадывает преступления, замечает мельчайшие умозаключения? В этом ему помогает дедуктивный метод. А что это такое?

В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений - дедукция и индукция.

Тимошенко Е. в статье «Как развить дедуктивный метод мышления» отмечает, что слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция - это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.

Тимошенко Е. утверждает, что дедуктивно мыслить значит:

1. Подмечать и запоминать мелочи

Одна из главных ошибок это - упущение мелких подробностей. Мы так часто ошибаемся именно потому, что не учитываем все детали, а делаем свое предположение лишь исходя из тех, которое вписываем в свою версию, отбрасывая остальное.

2. Уметь концентрироваться

Когда мы размышляем над делом, нас ничего не должно отвлекать. Многие сыщики работают вдали от людей потому, что они отвлекают от основного дела, запутывая наши мысли. Умение сосредоточиться на первостепенных задачах и не распыляться на лишние эмоции очень важно для развития способностей детектива.

3. Получать новые знания и совершенствовать умения

Читайте все, что может пригодиться в деле и даже в повседневной жизни. Совершенствуйте свой ум.

4. Построить свой «Дворец памяти»

Шерлок Холмс легко оперировал огромным количеством данных, которые хранил в памяти. Для этого он использовал «чертоги разума», где в определенном порядке размещал всю информацию. Метод заключается в построении ассоциаций, с помощью которых закрепляется необходимая информация. Все факты располагаются в известном человеку здании в определенном порядке, у каждого блока данных есть свое место.

5. Доверять интуиции

Доверяйте не только своей эрудированности, но и интуиции. Конечно, речь идет не о каких-то сверхспособностях, а об опыте, который ведет профессионала в правильном направлении лучше всякого компаса.

6. Постоянно практиковаться

Постоянно упражняйтесь в различных логических задачках, и держать свой ум в тонусе. Появилась свободная минутка, занимайтесь простыми умозаключениями, переходя более к более сложным. И сами не заметите, как стали быстрее и правильнее решать всякие задачки в нашей повседневной жизни.

Необходимо дать понятие логики.

Весомый вклад в развитие логики внес немецкий философ и ученый Г. Лейбниц (1646-1716). В отличие от философии, которая является наукой о действительном мире, логику он понимал как науку о «всех возможных мирах». Логика, согласно Г. Лейбницу, - это наука, которая учит другие науки методу открытия и доказательства всех следствий, вытекающих из заданных посылок.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели важность математики в работе многих профессий, изучили, историю возникновения работы следователя, каким должен быть следователь, такую интересную личность как Шерлок Холмс, раскрыли понятие «дедукция» и «логики», рассмотрели как их развить.

Как уже было сказано во введении теоретической части нашей работы, умение строить дедуктивные рассуждения (умозаключения) является основным методом математической науки и одним из особых средств усвоения курса математики в средней школе. Это отмечает и Г. В. Дорофеев. Он писал: «Ответственность преподавателей математики особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике» [4]. Но данный процесс зависит не только от учителей, но и от понимания важности данной проблемы самими детьми, от их мотивации к развитию у себя умений строить дедуктивные умозаключения, учиться рассуждать и доказывать. Итак, мы в следующей главе рассмотрим, как замотивировать детей развить дедукцию и логику.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Диагностика учащихся 7 классов Кадетской школы-интерната

Эксперимент проводился на базе 7 «Б» класса кадетской школы-интернат. В эксперименте участвовало 21 учащихся.

После изучения литературы по проблеме, мы решили провести исследовательскую работу с целью: мотивировать учащихся 7 классов развить дедуктивное умозаключение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить уровень умения решать нестандартные задачи и выстраивать логические цепочки;

  2. Провести ряд мероприятий, направленных на повышение интереса к математическим играм на развитие строить дедуктивные умозаключения, учиться рассуждать и доказывать;

  3. Провести анкетирование учащихся, сделать вывод;

  4. Выпуск брошюрки «Материал для развития дедукции и логики для юных следователей»

На данном этапе мы выявили у учащихся 7 класса:

- уровень мотивации развивать логическое мышление и дедуктивное умозаключение (Приложение 1);

- уровень устанавливать логические связи и отношения между понятиями с помощью методики «Простые аналогии» (Приложение 2), а также исследовали логически-понятийное мышление с помощью методики «Сложные аналогии» (Приложение 3).

Результаты анкетирования показали, что большинство ребята (15 человек - 71%) не могут раскрыть понятие логики и дедукции, 6 человек (29%) дают частичное определение. На вопрос «Где может пригодиться логическое мышление и дедуктивное умозаключение?» 11 человек (52%) ответили, что в школе, 8 человек (38%) не знают, 2 человека (10%) ответили, что в будущей профессии. На вопрос «Хотели ли вы развивать у себя логику и дедукции?» мы получили следующий результат: 6 человек (29%) ответили, что «да», «нет» - 12 человек (57%) и «не знаю» - 3 человека (14%).

Рисунок 1 Ответы на вопрос «Хотели бы вы развивать у себя логику и дедукцию?»

По результатам диагностики, мы получили следующие результаты развития строить дедуктивные умозаключения, умения рассуждать и доказывать.

Таблица 1

Уровень логического мышления у учащихся 7 класса КЩШИ

№ теста

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

1 Тест

1

5%

-

 

12

57%

2

10%

6

28%

2 Тест

1

5%

-

 

11

52%

-

 

9

43%

Итог

-

0%

2

10%

9

42%

5

24%

5

24%

С помощью диаграммы результаты выглядят следующим образом:

Рисунок 2 Уровни развития логики у учащихся 7 класса

Итак, с помощью диагностики мы выявили, что более 60% учащихся имеют средний или выше среднего уровни развития логического мышления, мы считаем, что все эти учащиеся могут без труда работать в следственном отделе МВД. Поэтому на следующем этапе нашей работы мы решили замотивировать ребят для дальнейшего развития логического мышления и подобрали группу логических задач и упражнений, которые способствуют развитие умения строить дедуктивные умозаключения.

2.2. Игры и задачи на развитие способностей умозаключения на уроках математики

Дедуктивный метод мышления полезен во многих сферах деятельности, помимо научных. Одним из ярчайших доказательств этому (как мы уже отмечали в нашей работе) является литературный персонаж Шерлок Холмс, который методом дедукции раскрывал самые запутанные преступления. Поэтому можно смело сказать, что дедукция полезна работникам правоохранительных органов и юристам, детективам, следователям и так далее.

Однако неоспорим и тот факт, что дедукция полезна любому человеку в жизни, чем бы он ни занимался. В учебе она помогает лучше и быстрее понять изучаемый предмет, в работе - принимать наиболее рациональные решения и продумывать свои действия на несколько шагов вперед, а в жизни — лучше разбираться в людях и строить взаимоотношения с окружающими. Ну, а чтобы лучше понять и развить дедуктивное умозаключение нужно:

1. Решать задачи

Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления.

Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

2. Расширять кругозор

Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки.

Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

3. Проявлять дотошность

Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.

4. Развивать гибкость мышления

Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

5. Быть наблюдательным

В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно ― вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание

Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание ― это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.

Произвольное внимание ― это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

7. Совмещать дедукцию и индукцию 7

Метод индукции, - это противопоставление методу дидукции, когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:

  • реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;

  • реки Енисей, Иртыш и Лена ― сибирские реки;

следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

А совмещение дедукции и индукции можно выразить так, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. ― и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз. Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.

Для развития дедукции на уроках математики мы предложили учащимся 7 класса решить задачи (Приложение 3). Чтобы замотивировать детей развивать логику и дедукцию, выпустили сборник с задачами на развитие логики и пригласили на классный час представителя МВД майора Зинина.

После изучения литературы, мы решили подтвердить теоретический материал, взяв интервью у майора МВД Зинина Михаила Викторовича.

Во время интервью следователь рассказал, что данная профессиональная деятельность важна, сложна и многогранна. Михаил Викторович занимается расследованиями на железной дороге, связанные с убийствами, кражами, вредительством на железнодорожных путях и т.д. На вопрос «Какими умениями должен обладать следователь?» майор уверенно ответил, что следователь должен быть неподкупным, остроумным, сильны, уметь подмечать мелочи, с хорошо развитой памятью, вниманием, уметь выстраивать логическую цепочку от причин происшествия до его совершения и т.д.

Нас интересовал вопрос «Нужна ли математика в работе следователя?». Майор без сомнения ответил, что да. Он уточнил, что умение логически мыслить, концентрироваться на определенном деле, не отвлекаясь по мелочам, подмечать и запоминать мелочи – все это можно развить на уроках математики и в дальнейшем пригодится не только в работе следователя, но и в повседневной жизни.

Следовательно, мы задали вопрос «Как развить дедукцию и логику?». Михаил Викторович ответил, что необходимо решать логические задачи, получать новые знания, совершенствовать свою интуицию.

После проведенных мероприятий, мы решили выяснить, необходимость развивать логику и дедукцию у учащихся 7 класса. Для этого мы провели анкетирование (Приложение 1).

После проведенного анкетирования, мы получили следующие результаты.

Таблица 2

Результаты анкетирования

Вопрос

Ответы

Варианты ответов

Количество человек

%

Как вы считаете, нужно ли развивать дедуктивное умозаключение?

Да

21

100%

Нет

0

0%

Где это может пригодиться?

В работе

следователя

15

72%

В учебе

3

14%

В жизни

3

14%

Есть ли у вас желание у себя развивать дедукцию и логику?

Да

21

100%

Нет

0

0%

Рисунок 3 Ответы на вопрос "Хотели бы вы развивать у себя логику и дедукцию?"

Итак, 21 человек (100% ) считают, что нужно развивать дедуктивное умозаключение, 15 человек (72%) думают, что дедуктивное умозаключение нужно в работе следователя, но при этом 3 человека (14%) отметили, что умозаключение нужно в учебе и так же 3 человек (14%) – в жизни. На третий вопрос «Есть ли у вас желание у себя развивать дедукцию и логику?» 21 человека (100 %) указали, что у них есть желание у себя развивать дедукцию и логику.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу. Доказали, что если учащимся 7 классов Краевой Кадетской школы-интернат рассказать о деятельности следователя, то они заинтересуются задачами, которые развивают умение строить дедуктивные умозаключения, учиться рассуждать и доказывать.

Ещё раз отметим, что математика способствует развитию творческого мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать умения строить дедуктивные умозаключения при решении на уроках математики различного рода математических задач.

Список литературы

  1. Атахов Р. В. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии. - №5 - 1995. - С. 46

  2. Вангордер Ю. Аналитический склад ума - это склонность все раскладывать на составляющие // Сайт FB.ru // http://fb.ru/article/

  3. Гетманова А. Д. Логика. – М., «Добросвет». - 2000.- С. 137

  4. Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. Математика в школе.- №6.- 1990.- С. 2-5

  5. История и понятие профессии следователь// Сайт о профессиях и профессионалах// Электронный ресурс//http://www.proprof.ru

  6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.- С. 206-209

  7. Олимпиадные задания по математике.5-6 классы/автр.-сост. .В. Лепёхин: Учитель, 2011.- 236 с.

  8. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М., «Просвещение», 2000;

  9. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий урс. 5-7 класс. – М.: УЦ «Перспектива», 2004. – 80 с.

  10. Тимошенко Е. Как развить дедуктивный метод мышления Электронный ресурс http://timesnet.ru/

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

http://referatyk.com/

https://otvet.mail.ru/question/

https://ru.wikipedia.org/

http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi.shtml

Приложение 1

Анкета для учащихся №1

Уважаемые ученики! Просим вас ответить на вопросы, которые помогут нам провести исследовательскую работу.

  1. Что такое логика и дедукция?_____________________________________

  2. Где может пригодиться логическое мышление и дедуктивное умозаключение_________________________________________________________

  3. Хотели ли вы развивать у себя логику и дедукции?

1.Да 2.Нет

Большое спасибо за сотрудничество!

Анкета для учащихся №2

Уважаемые ученики! Просим вас ответить на вопросы, которые помогут нам провести исследовательскую работу.

  1. Как вы считаете, нужно ли развивать дедуктивное умозаключение?

1.Да 2.Нет

  1. Где это может пригодиться?__________________________________________________________________

  2. Есть ли у вас желание у себя развивать дедукцию и логику?

1.Да 2.Нет

Большое спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Выявление умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями с помощью методики «Простые аналогии»

Ход работы: Испытуемым предъявляется бланк с 20 заданиями. В каж­дом задании в 1-й строчке пара слов находится в определенном отношении, например, целое — часть.

Во 2-й строчке необходимо найти такое же соотношение слов и одно слово из пяти подчеркнуть.

Инструкция. На бланке в 1-й строчке дана пара слов, кото­рые находятся в определенном отношении. Например, лес (це­лое) — деревья (часть). Можно сказать: в лесу деревья.

Во 2-й строчке дано слово и в скобках еще 5 слов, из которых только одно относится к первому слову так же, как в соответст­вующей паре слов в 1-й строчке.

Например, библиотека (сад, двор, город, театр, книги). Биб­лиотека — целое, книги — часть. В библиотеке книги.

Следовательно, во 2-й строчке подчеркивается слово «книги».

Какие вопросы? (Ответить на вопросы). Приготовиться! На­чали! (Включить секундомер). Через 3 мин подать команду «стоп».

Тестовый материал

1. Школа — обучение.

Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня — глухой.

Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

3. Нож — сталь.

Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4. Рыба — сеть.

Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица — гнездо.

Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

6. Хлеб — пекарь.

Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7. Пальто — пуговица.

Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

8. Коса — трава.

Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

9. Нога — сапог.

Рука — галоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

10.Вода — жажда.

Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.

11.Электричество — проводка.

Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз — вагоны.

Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

13.Алмаз — редкий.

Железо —драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

14.Бежать — стоять.

Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

15. Волк — пасть.

Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр — зритель.

Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17.Железо — кузнец.

Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.

18.Нога — костыль.

Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.

19.Утро —ночь.

Зима — мороз, день, январь, осень, сани.

20.Спортсмены — тренеры.

Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка выводится в условных баллах:

Оценка

в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество

правильных 20 - 19 18 15-17 13-14 11-12 10 9

ответов

Приложение 3

Исследование логически-понятийного мышления

с помощью методики «Сложные аналогии»

Ход работы: Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов и шифр из 6 пар слов, обозначенных буквами.

Требуется определить, какой паре слов в наборе соответствует по сходству логической связи пара слов в шифре.

Инструкция. Посмотрите бланк. Наверху 6 пар слов, обоз­наченных буквами — это шифр. Каждая пара слов в шифре находится в определенной логической связи. В наборе 20 пар слов под номерами. И здесь каждая пара слов находится в опре­деленной логической связи.

Вы должны подобрать к парам слов из набора наиболее близ­кие по аналогии или ассоциации пары слов из шифра.

Запись ведется следующим образом: номер пары слов из на­бора и через тире ответ буквой соответствующей пары из шифра.

Например, 1-я пара слов в наборе: испуг — бегство. Логиче­ская связь между «ними: причина — следствие (испуг — причи­на, бегство — следствие). В шифре такая же логическая связь между словами отравление смерть.

Следовательно, вы пишете: № 1 — Д и т.д.

На задание дается 7 мин.

Какие вопросы? (Ответить на вопросы). Приготовиться! На­чали! (Включить секундомер).

Через 7 мин подать команду «стоп».

Бланк

Шифр: А. Овца — стадо.

Б. Малина — ягода.

В. Море — океан.

Г. Свет — темнота.

Д. Отравление — смерть.

Е. Враг — неприятель.

1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е

2. Физика – наука А Б В Г Д Е

3. Правильно – верно А Б В Г Д Е

4. Грядка- огород А Б В Г Д Е

5. Пара – два А Б В Г Д Е

6. Слово – фраза А Б В Г Д Е

7. Бодрый – вялый А Б В Г Д Е

8. Свобода – воля А Б В Г Д Е

9. Страна – город А Б В Г Д Е

10. Похвала – брань А Б В Г Д Е

11. Месть – поджог А Б В Г Д Е

12. десять – число А Б В Г Д Е

13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е

14. Глава – роман А Б В Г Д Е

15. Покой – движение А Б В Г Д Е

16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е

17. Прохлада – мороз А Б В Г Д Е

18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е

19. Пение – искусство А Б В Г Д Е

20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е

Оценка проводится в условных баллах:

Оценка

в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество

правильных 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6

ответов

Приложение 4

Сборник задач на развитие логики и дедукции

Задача 1.

Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице... Почему?

Этот человек - лилипут, и до кнопки 17-го этажа дотягивается только зонтиком или просит кого-нибудь нажать на эту кнопку.

Задача 2.

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?

Понадобятся те же пять землекопов, не больше. В самом деле, пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы; значит, пять землекопов за 1 час вырыли бы 1 м канавы, а в 100 часов — 100 м.

Задача 3.

На столе лежат девять монет. Одна из них — фаль­шивая. Как при помощи двух взвешиваний можно найти фальшивую монету? (Фальшивая монета легче настоящих.)

Первое взвешивание: на каждую чашку весов кла­дем по три монеты. Если весы уравновешены, то для вто­рого взвешивания берутся две из трех оставшихся монет. Если фальшивая монета на весах, то ясно, на какой она чашке весов. Если же весы уравновешены, то фальши­вой является оставшаяся не взвешенная монета. Если при первом взвешивании одна из чашек переве­шивает другую, то фальшивая монета находится среди монет, вес которых оказывается меньше. Тогда вторым взвешиванием устанавливаем, какая из монет фальши­вая.

Задача 4.

- Исчезло ровно 2036 марок. Я дважды пересчитывал сумму. Кого Вы подозреваете в преступлении? - Откровенно говоря, не знаю, - ответил кассир. - Расскажите, как было дело. - Это произошло при следующих обстоятельствах. Я пересчитывал деньги. Вдруг в комнате стало темно. Потухла лампа. Я поставил на стол стул, вскарабкался на него и схватился за лампу. От сильного ожога я пошатнулся и свалился на пол. Некоторое время я был без сознания, а очнувшись, увидел весь этот беспорядок. Деньги исчезли. По телефону я известил о случившемся заводскую охрану. Вот, пожалуй, и все. Что я могу Вам сообщить. - Я обвиняю Вас в краже денег! Все рассказанное Вами – сплошной вымысел, так как… Что сказал инспектор Варнике кассиру?

Ответ: Люминесцентные лампы являются лампами холодного света и никогда не нагреваются.

Просмотров работы: 6835