КАК ПОЯВИЛАСЬ ЦИФРА НОЛЬ? КАКОВЫ ЕЕ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК ПОЯВИЛАСЬ ЦИФРА НОЛЬ? КАКОВЫ ЕЕ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ?

Коокуева Т.Ц. 1
1Школа №1391, Школьное отделение №4, 1"ж" класс
Подкопаева В.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИФРЫ 0. РОЛЬ НУЛЯ В МАТЕМАТИКЕ. 4

2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЦИФРЕ 0. 5

3. НОЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

Математика является одной из важнейших наук в жизни человека. Именно с ней мы встречаемся каждый день. Она развивает смекалку, интеллект, учит сравнивать, анализировать, принимать верные решения. Это одна из главных школьных наук. [6]

На одном из уроков математики я узнала, что цифра – это ничего, по-другому – пустое место. Вот смешное стихотворение С. Маршака «Веселый счет» о нуле:[1]

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

Но как его не назовем,

Он называется .... нулем

В этом коротком стишке звучит проблема нехорошего отношения к цифре 0. Справедливо ли такое отношение к нулю? Действительно ли бесполезна и незначительна скромная цифра 0? Отвечая на эти вопросы, мы ставим целью исследования.

Итак, цель работы: исследование роли и значения цифры ноль в математике.

Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

  • узнать, как появилась цифра 0 и что она означает;

  • собрать интересные факты о ней;

  • провести собственное исследование об отношении к цифре 0 у одноклассников;

  • сделать на основе проведенной работы выводы и заинтересовать одноклассников математикой.

Объект исследования – цифра 0.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИФРЫ 0. РОЛЬ НУЛЯ В МАТЕМАТИКЕ.

Начнем с истории появления цифры. Когда же появился ноль? Родиной нуля как цифры считают Индию. Сначала ее обозначали как точку, а потом уже как кружок, меньший чем другие цифры. До открытия нуля древние римляне пользовались римскими цифрами, где не было нуля.[3]

Сначала на арабском языке ноль звучал как «сифр», что похоже по звуку на слово «цифра». А как слово «нуль» начали употреблять в Германии. В древней России знак 0 называют «ничем», «низачто».

Любопытно, что племя майя обозначали нулем и бесконечность. Счёт дней месяца в календаре майя начинался с нулевого дня. Раньше цифра 0 писалась с черточкой внутри знака, чтобы отличать ее от буквы О. Вот цифры племени майа.

Если мы посмотрим на изображение цифр, то увидим, что 0 — цифра без единого угла в начертании; 1 — содержит один угол; 2 — содержит два угла; 3 — содержит три угла. [5]

Нуль стал основой современной математики. Хотя мы начинаем считать с единицы, математики и программисты считают с нуля.

Если вы прибавите или отнимите от любого числа нуль, число не изменится.

5+0=5

5-0=5

Цифра 0 означает ничего, когда она стоит отдельно от других чисел. Но без него нельзя написать десятки, сотни, тысячи. Если вы уберете скромный нолик от числа 10, и оно станет в десять раз меньше. Уберите всего лишь два ничего не значащих скромных нолика от сотни, и она превратится всего лишь в единицу. А вот какую бы цифру от нуля не убирали, слева или справа – ноль всегда остается самим собой!

Итак, несмотря на его ничтожное в сравнении с другими цифрами значение, только благодаря ему, создаются, как самые большие, так и самые маленькие числа.

Вывод, получается, что 0 – важная цифра!

2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЦИФРЕ 0.

Следующий вопрос, который меня интересовал – какие интересные факты существуют?

Читая книги о цифрах, я узнала, что в центре города Будапешт (Венгрия) находится памятник нулю. Цифра 0 означает начало всех дорог по Венгрии. От этого памятника отменяется расстояние в стране. Нуль – это единственная цифра, которой поставлен памятник.[9]

Гуляя по Москве можно увидеть бронзовый знак нулевого километра автодорог России.

Каждый день около памятника находится множество людей, которые хотят не только посмотреть, но и загадать желание. Нужно встать на нулевой километр, спиной к Воскресенским воротам, загадать желание и бросить монету через плечо.[4]

Только цифра 0 пишется точно так же, как одна из букв – а именно, как буква О. Ноль без этой палочки был то ли цифрой, то ли буквой. Поэтому и стали иногда говорить «ноль без палочки».

Жест рукой, изображающий цифру 0, в англоговорящих странах имеет значение «все в порядке», «все нормально», «все отлично».

Не существует нулевого года. Так, например, 2 г. до н.э., 1 г. до н.э., потом сразу 1 г. н.э., 2 г. н.э.

В культуре племени Майя ноль существовал вполне реальный – в виде пустой раковины. В календаре Майя месяц начинался не с первого, а с нулевого дня «Ахау». Ноль понимался не как «дырка от бублика», а как знак бесконечности, «начало» и «первопричина».[8]

Самое большое число – центильон. Он содержит после единицы 600 нулей.

Ноль — это единственная цифра, которая не может быть представлена римскими цифрами.

3. НОЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ.

Следующая часть исследования – опрос одноклассников о цифре 0.

Мы разработали анкету – опрос:

1. Знаете ли вы цифру 0:

А) да б) нет

2. На какую букву похожа цифра 0?

3. Как вы располагаете цифры?

А) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Б) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

4. Знаете ли вы, что есть памятник нулю?

А) да б) нет

5. Какое получится число если мы справа от цифры 1 напишем цифру 0?

6. Сколько углов содержит цифра 0?

7. Какое число получим?

5+0=

5-0=

8. Есть ли страница с номером 0 в учебниках?

9. Есть ли нулевой этаж в вашем доме?

10. Для вас цифра 0 важная или нет?

Ответы на вопросы отражены в таблице. В опросе принимало участие 22 ученика.

1. Знаете ли вы цифру 0:

А) да б) нет

Да – 22 чел.

2. На какую букву похожа цифра 0?

Букву О-22 чел.

3. Как вы располагаете цифры?

А) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Б) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

А-10 чел.

Б- 12 чел.

4. Знаете ли вы, что есть памятник нулю?

А) да б) нет

А – 7 чел.

Б- 15 чел.

5. Какое получится число если мы справа от цифры 1 напишем цифру 0?

Цифра 10 – 22 чел.

6. Сколько углов содержит цифра 0?

Ни одного – 20 чел.

2 чел - несколько

7. Какое число получим?

5+0=

5-0=

Ответ 5 – 22 чел.

8. Есть ли страница с номером 0 в учебниках?

Да – 4 чел.

Нет – 18 чел.

9. Есть ли нулевой этаж в вашем доме?

Да – 3 чел.

Нет – 19 чел.

10. Для вас цифра 0 важная или нет?

Да – 13 чел.

Нет – 9 чел.

Вот фотографии, где рассказывается о цифре 0 и проводится опрос.

     
     

Исследование показало следующее:

  • цифру 0 знают все одноклассники и все находят ее похожей на букву О;

  • все правильно складывают и вычитают цифру 0;

  • все понимают, что без цифры 0 не получится цифры 10;

  • большая часть учеников счет ведут с цифры 1;

  • только 7 из 22 учеников знают, что есть памятник нулю;

  • 20 учеников правильно ответили, что у цифры 0 нет углов;

  • 4 ученика из 22 думают, что есть страницы в книге с номером 0;

  • 19 учеников из 22 знают, что нет нулевого этажа;

  • Для 13 учеников из 22 цифра 0 – важная цифра, для остальных 9 человек – нет.

На основе проведенного опроса я поняла, что не все ученики следят за цифрами, которые нас окружают, не все понимают важность значения цифр. После опроса я рассказала одноклассникам о происхождении цифры ноль, о памятнике цифре, другие интересные факты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я пришла к выводу, что цифра 0 – это важная цифра. Без нее мы не напишем десятки, сотни, тысячи. Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр заключается в идее связать цифру с количеством углов в её написании. Без цифры ноль нельзя записать как самые большие, так и самые маленькие цифры. С цифрой 0 связаны важные правила в математике. Есть даже памятник цифре 0 и в каждой стране есть нулевой километр. Исследование – опрос, проведенный среди одноклассников показал, что с цифрой 0 они знакомы, но не глубоко понимают ее роль и значение в математике.

Я буду изучать и дальше происхождение цифр. Мир чисел очень интересен и загадочен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по математике: 1 класс.-М.: ВАКО, 2014

  2. Калинина, Кац, Тилипман: Математика в твоих руках. 1-4 классы. ФГОС.- М.: ВАКО, 2016.

  3. Кессельман В.С. Удивительная история математики.- М.: ЭНАС-КНИГА, 2013

  4. Математика, которая мне нравится – Образовательный портал - http://hijos.ru/chislovoj-salon-krasoty/chislo-0/

  5. Портал для детей, родителей и учителей - http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4714.html

  6. Фельдблюм Б. О самом важном в математике.- Ленинград.: Детская литература, 1969.

  7. Хвостин В. Математика. Как я понял тему. Тематические задания по математике. 1 класс. ФГОС. М.: МТО Инфо, 2016 г.

  8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). В 2-х частях ФГОС.- М.: РОСТкнига, 2013 г.

  9. Цифра 0. Материалы Wikipedia- https://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 15588