Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие толерантности………………………………………………….4
Глава 2. Изучение толерантности учащихся 9-11 классов МБОУ “Устьянская СОШ”……………………………………………………………………………….5
2.1. Изучение этнической толерантности…………………………………5
2.2. Религиозная толерантность……………………………………………6
2.3. Профессиональная толерантность…………………………………….8
2.4. Возрастная толерантность……………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы……………………. ………………………………………….11
Приложение 1………………..…………...………………………………………...12
Введение.
Демократизация межнациональных отношений, либерализация миграционных процессов и межкультурного общения не преодолели ни конфликтов между этносами, ни экстремистского национализма, ни самодовольного шовинизма, ни ксенофобии. События, произошедшие в нашей стране в 90-е годы ХХ века, не только кардинально изменили политическую карту территории СССР, но и социально-экономический строй образовавшихся государств[3 c 409]. Названные процессы, противоречия и их следствия привели к тому, что проблема воспитания толерантности обострилась, встав в ряд наиболее актуальных в педагогике, как в теории, так и в практической деятельности. Принимая определение понятия, предложенное М.И. Рожковым, Л.В. Байбордовой, М.А. Ковальчук, толерантность в данной работе рассматривается как «реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей ,имеющими различное мировоззрение ,разные ценностные ориентации, стереотипы поведения». [2 c 43] В.А. Сухомлинский считал толерантность важнейшим элементом духовной культуры, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров».[6 c 152-156]
Объект исследования: ученики 9-11 классов МБОУ «Устьянская СОШ»
Предмет исследования: толерантное отношение учащихся нашей школы к окружающим их людям. Цель исследования: изучить проявления различных видов толерантности у школьников 9-11-х классов МБОУ «Устьянская СОШ»
Задачи исследования
Изучить понятие толерантности в современных условиях.
Исследовать терпимое отношение учащихся к особенностям поведения и культуре людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.
Гипотеза исследования: Ученики нашей школы толерантны к различным социальным группам. Методы исследования: теоретический анализ литературы,анкетирование, анализ ситуации, обобщение.
Глава 1. Понятие толерантности
Появление в русском лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. Так и термин «толерантность» подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. На мой взгляд, толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, возрасту, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [7]
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.[11]
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-ой) о свободе совести говорится о том, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Глава 2. Изучение толерантности учащихся 9-11 классов
МБОУ “Устьянская СОШ”
В основу данного исследования легла социологическая программа предложенная Архангельским областным Институтом Открытого Образования.
На основе данной методики я также решил провести свои собственные исследования, в которых принимали участие учащиеся 9-11 классов Устьянской средней школы. Перед учениками была представлена проблемная ситуация (Приложение 1.) В исследовании приняло участие 48 старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет. Из них 18 юношей и 30 девушек.
Изучение этнической толерантности
Происшедшие в России в течение последних десятилетий резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. В этой связи особое внимание необходимо обратить на терпимое отношение к представителям других наций.
Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах. Проведенный мною опрос показал следующий результат (Таблицы 1,2):
Таблица 1
Толерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Молдаванин – строительный рабочий, живущий в России нелегально |
0 |
0 |
Американский турист, который хочет посмотреть на Россию из окна поезда |
10 |
14 |
Мусульманин, татарин |
0 |
2 |
Католический священник, литовец |
0 |
0 |
Переселец из Таджикистана(русский), ищущий работу |
0 |
2 |
Мужчина-чеченец, приехавший в поисках заработка |
0 |
0 |
«Лицо кавказской национальности» |
2 |
0 |
Китаец студент мединститута |
2 |
18 |
ИТОГО |
14 |
36 |
Таблица 2
Интолерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Молдаванин - строительный рабочий, живущий в России нелегально |
8 |
10 |
Американский турист, который хочет посмотреть на Россию из окна поезда |
2 |
4 |
Мусульманин, татарин |
8 |
6 |
Католический священник, литовец |
6 |
6 |
Переселенец из Таджикистана (русский), ищущий работу |
0 |
2 |
Мужчина-чеченец, приехавший в поисках заработка |
4 |
6 |
Лицо кавказской национальности |
8 |
6 |
Китаец студент мединститута |
4 |
2 |
ИТОГО |
42 |
42 |
Проанализировав данные анкетирования, мы можем отметить значительное преобладание интоллерантного отношения к представителям других национальностей, за исключение американского туриста и студента-китайца. Респонденты, давая комментарии, отмечали, что с данными категориями попутчиков будет интересно пообщаться.
Религиозная толерантность
Принцип религиозной толерантности включает в себя: признание права личности на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение к культурно-религиозному плюрализму общества, восприимчивость и непредубежденность к альтернативе; обязанность каждого гражданина способствовать утверждению религиозных прав человека, культурно-религиозного плюрализма; признание каждым гражданином права за другими придерживаться своих религиозных, нерелигиозных (индифферентных) и атеистических убеждений; уважительное отношение органов государственной власти к религиозным чувствам верующих.
Религия – особая сфера, пограничная между общественным и индивидуальным. Вероятно, именно по причине своей «пограничности» она нуждается в особой чуткости и внимательности со стороны исследователей. Любая конфликтная ситуация в сфере религиозной может легко перейти в сферу социальной жизни и привести к самым трагичным последствиям.
Примеры религиозной нетерпимости мы можем наблюдать в тех случаях, когда «традиционное», желая упрочить свои позиции, заявляет свои права на различные сферы влияния (культура, образование, наука). Безусловно, это может привести к религиозной нетерпимости и, как следствие, – к религиозным конфликтам. Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение собственной религии не умаляется.
Индикаторами толерантности в области религии выступают степень лояльности к лицам иного вероисповедания, отношения к экстремизму и глобализации, атеизму, трактовка роли и места религии в жизни общества и человека, понимание соотношения религии и науки, допущение религиозного плюрализма. Мной были получены следующие данные при проведении анкетирования (Таблицы 3,4)
Таблица 3
Толерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Православный священник |
2 |
0 |
Мусульманин, татарин |
0 |
2 |
Католический священник, литовец |
0 |
0 |
Священник-буддист |
0 |
0 |
ИТОГО |
2 |
2 |
Таблица 4
Интолерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Православный священник |
2 |
8 |
Мусульманин, татарин |
8 |
6 |
Католический священник, литовец |
6 |
6 |
Священник-буддист |
8 |
6 |
ИТОГО |
24 |
24 |
Проанализировав данные таблиц, полученные в результате исследования, я делаю вывод, что интолерантное отношение в религиозной области преобладает; надо быть толерантным практически ко всем религиозным конфессиям. В данном типе толерантности респонденты отмечали, что не испытывали интерес к представителям других религиозных групп.
2.3.Профессиональная толерантность
Профессиональная толерантность – это партнёрское взаимодействия личности с различными профессиональными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных профессиональных групп. Потому-то мы и решили изучить проблему профессиональной толерантности. И были получены следующие результаты (Таблицы 5,6)
Таблица 5
Толерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Учительница средних лет |
4 |
10 |
Солдат-контрактник, едущий из отпуска в Чечню |
8 |
10 |
Милиционер, сержант |
8 |
14 |
Хозяйка палатки с вещевого рынка, едущая за товаром |
0 |
0 |
Чиновник среднего ранга |
0 |
0 |
Бизнесмен средней руки |
2 |
0 |
"Бизнес леди" - женщина очень уверенная в себе и в своих способностях вести дела с мужчинами на равных |
4 |
8 |
Шахтер, активист профсоюзного движения |
0 |
2 |
ИТОГО |
26 |
44 |
Таблица 6
Интолерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Учительница средних лет |
0 |
0 |
Солдат-контрактник, едущий из отпуска в Чечню |
0 |
2 |
Милиционер, сержант |
2 |
0 |
Хозяйка палатки с вещевого рынка, едущая за товаром |
4 |
12 |
Чиновник среднего ранга |
2 |
6 |
Бизнесмен средней руки |
0 |
2 |
"Бизнес леди" - женщина очень уверенная в себе и в своих способностях вести дела с мужчинами на равных |
0 |
0 |
Шахтер, активист профсоюзного движения |
0 |
0 |
ИТОГО |
8 |
22 |
Данные, полученные в результате анкетирования, показывают высокую профессиональную толерантность респондентов. Негативное отношение вызвала лишь «хозяйка палатки с вещевого рынка, едущая за товаром» Как уточнили некоторые, с ней будет много хлопот. Определенную настороженность вызвал чиновник среднего ранга. А вот с учительницей средних лет, солдатом-контрактиком и милиционером с удовольствием бы поехали многие ученики.
2.4.Возрастная толерантность
Возрастная толерантность– уважительное отношение к людям разных возрастных категорий (например, между детьми и взрослыми, молодежью и пожилыми людьми и т.д.). Вот результаты проведенного мной анкетирования (Таблицы 7,8)
Таблица 7
Толерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Учительница средних лет |
4 |
10 |
Солдат-контрактник, едущий из отпуска в Чечню |
8 |
8 |
Молодой человек, футбольный болельщик |
8 |
10 |
Девушка экстравагантного вида |
8 |
2 |
Китаец, студент мединститута |
2 |
18 |
ИТОГО |
30 |
48 |
Таблица 8
Интоллерантное отношение
Предложение |
Юноши |
Девушки |
Учительница средних лет из небольшого городка |
0 |
0 |
Солдат-контрактник, едущий из отпуска в Чечню |
0 |
2 |
Молодой человек, футбольный болельщик |
4 |
4 |
Девушка экстравагантного вида |
0 |
8 |
Китаец студент мединститута |
4 |
2 |
ИТОГО |
8 |
16 |
Данные исследования показывают высокое толерантное отношение к возрастным категориям. Ученики не обращают особого внимания на возраст людей, окружающих их, что в определенной степени говорит об отсутствии противоречия в общении «отцов и детей». Необходимо обратить внимание на совершенно противоположное отношение респондентов к «девушке экстравагантного вида»: юноши желали бы видеть ее в своих попутчиках, а девушки, наоборот, не пожелали с ней вместе ехать.
Заключение.
Проведя исследование, я пришел к выводу, что толерантность - это принятие и понимание богатого разнообразия культур мира, наших форм и способов проявления человеческой индивидуальности.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. [11] Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.В современном обществе толерантность должна стать моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Изучив ситуацию, я думаю, что основа толерантности — формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, возраста, вероисповедания, профессии. Проанализировав данные исследования можно сделать вывод о том, что проблема толерантности возникает в вопросах национального и конфессионального характера. Проблемы взаимоотношений в профессиональных и возрастных вопросах перед нашими учащимися не встают. Если проанализировать толерантность учащихся с гендерной точки зрения, то более нетерпимое отношение к представителям других национальностей и других конфессий выразили юноши.
Таким образом, моя гипотеза о том, что наши ученики толерантны, не подтвердилась.
Опираясь на выше изложенное можно сделать вывод, что проблемы толерантности на сегодняшний день являются весьма актуальными ввиду учащающихся случаев нетерпимости, особенно среди подрастающего поколения. Поэтому воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантности, как важного качества личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть востребованы при разработке практикоориентированных программ по поликультурному образованию школьников и на уроках обществознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – М.: Высшая школа, 2006. –144 с.
Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. – №5. –с. 23-25.
Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. – М.: Высшая школа, 1998. – 204 с.
Как воспитывать толерантность в школе // Педагогический вестник. 2000. – №2. – с.43-47.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. – №9. – с.31-35.
Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001. – №6. – с.16-19.
«Гратис» Центр толерантности и гуманитарных технологий. [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://www.psy-gratis.ru/grouptr.htm
Европейский университет в Санкт-Петербурге, программа «Психологический тренинг этнической толерантности» [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm
Институт Толерантности Всероссийской Государственной Библиотеки Иностранной Литературы им. М. И. Рудомино [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://www.tolerinst.ru
Программа «Мы очень разные, но мы вместе». Конкурс «Изобразим толерантность сами» [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://tolerantia.narod.ru/http://tolerantia.narod.ru/konkurs.htm
Сайт «Школьный сектор», содержащий текст Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.) [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://school-sector.relarn.ru/prava/school/library/tolerance
Томский региональный центр Интернет-образования, занятия по толерантности для старшеклассников [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://tomsk.fio.ru/works/34/koldina
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [Электронный ресурс].//Интернет сайт: http://www.tolerance.ru
Приложение 1.
Анкета
15