Введение. |
3 |
Глава 1. Ономастика. Имя собственное как социальное явление. |
4 |
1.1 Наука об именах. |
4 |
1.2 Социальная иерархия имен. |
4 |
1.3 Магия имени. |
6 |
Глава 2. Исследование имён учащихся и сотрудников гимназии. |
7 |
2.1 Выявление имен – лидеров гимназии. |
8 |
2. 2 Сравнительная характеристика имён двух поколений. |
12 |
2.3 Социологический аспект мотивов выбора имени. |
14 |
Заключение. |
17 |
Литература и информационные ресурсы. |
18 |
Приложение. |
19 |
Введение
"Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных.В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,Имя, как сладостный дар от родимых своих получает…"
Глава 1. Ономастика. Имя собственное как социальное явление. |
Наука об именах
Имена собственные издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей. Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы).
Ономастика (от греч. onomastikуs — относящийся к наименованию, имя, название) – наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая по своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.
Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов. Собственные имена географических объектов (Россия, Крым, Черное море, Липецк, река Воронеж, Куликово поле) изучает топонимика; собственные имена людей (Илья Николаевич Воронов, Иван Грозный, Игорь, Валентина) исследует антропонимия; наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный путь, Плеяды, Стожары) анализирует космонимика; названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, комета Галлея) изучает астронимика; собственными именами животных, их кличками (Тузик, Барсик, Зорька, Звездочка, Редрик) занимается зоонимика; собственные имена предметов материальной культуры (алмаз «Орлов», Царь-пушка) стали объектом изучения хрематонимики; есть и другие разделы. Помимо этого в ономастике существуют специальные направления по изучению имен собственных в художественной литературе и устном народном поэтическом творчестве, в диалектах и говорах, в официально-деловом стиле речи. Этнонимика (от греч. йthnos — племя, народ и уnyma — имя, название) раздел ономастики, изучающий происхождение и функционирование этнонимов — названий наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей. [1]
Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому изучая имена, можно понять хронологию происходящих исторических событий и социальных явлений. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию.
Имена людей – часть истории народа, памятники культуры, свидетельства определенной эпохи, способные вбирать в себя и консервировать явления, актуальные для какого-либо исторического момента.
Изучением ономастических единиц занимались В. А. Никонов, А. В. Суслова, А. В. Суперанская, А. Я. Шайкевич и другие. Учеными разработана теория имени собственного, рассматривается личное имя как социальный знак, связь имени и общества. Их работы легли в основу нашего исследования.
1.2 Социальная иерархия имен
Исследователи выделяют как минимум, два значения имени: паспортное (полное) и уменьшительное (Анна-Аня, Анюта; Виктория – Вика; Александр – Саша, Шура). Отмечается, что человек совершено по-разному реагирует и отзывается на них. Полное имя символизирует более уважительное, строгое отношение, чем его уменьшительная форма. И наоборот.
Люди же с одним постоянным именем (Денис, Глеб, Вера, Алиса, Алина, Карина...) более серьёзны и "однобоки", более постоянны и вдумчивы.
Исследователь А. Я. Шайкевич в своей работе «Социальная окраска имени и его популярность» выделяет зависимость между имянаречением и социальной группой, к которой принадлежит тот или иной человек. Он полагает, если расположить профессиональные группы по социальной иерархии – от первой «Двора» и второй «Генералов и офицеров» до «Сапожников», «Извозчиков» и «Булочников», то увидим, что и распределение личных имен по группам прямо или зеркально отражает эту иерархию. Для получения статистических данных Шайкевич определяет профессиональные группы в четыре социальные группы:
А (Двор; Генералы и офицеры; Адвокаты; Архитекторы; Преподаватели высших учебных заведений и сотрудники Академии наук; Преподаватели гимназий; Чиновники судебного и финансового ведомств; Врачи) – 13 200 чел.
Б (Художники; Агенты, посредники, владельцы контор; Священники, дьяконы и псаломщики; Торговцы машинами, приборами, электротехникой; Фотографы и граверы; Учителя начальных школ; Владельцы типографий) – 2600 чел.
В (Мебельщики, плотники, столяры и бондари; Часовщики и ювелиры; Подрядчики, строители, обойщики; Мясо- и рыботорговцы; Торговцы бакалеей; Парикмахеры; Кузнецы, слесари, жестянщики и торговцы скобяным товаром) – 4200 чел.
Г (Владельцы трактиров и питейных заведений; Портные, скорняки и торговцы одеждой; Кожевники и шорники; Огородники, торговцы дровами и сеном; Сапожники и торговцы обувью; Извозчики; Булочники) – 4800 чел.
При том, что есть имена социально нейтральные (Алексей, Антон, Гавриил, Дмитрий, Михаил, Петр), большинство имен показывает более или менее яркую социальную окраску. Монотонное падение частоты от А до Г демонстрируют Георгий и Леонид, монотонное нарастание наблюдаем у имен Иван, Матвей, Никита, Яков.[2]
На протяжении XX в. в русской антропонимике шла борьба двух противоположных тенденций: подчинения моде и стремления к разнообразию. Первая тенденция оказалась доминирующей (особенно среди мужских имен); традиционные святцы поддерживали разнообразие, их влияние ослабевало, и родители все больше следовали моде. В какой-то мере падение рождаемости также способствовало сокращению разнообразия имен: если в семье несколько детей одного пола, они неизбежно носят разные имена.
Отметим еще одну характерную черту XX в. – исключительную динамику антропонимических изменений. Начиная с 1910-х годов в 5–6 раз возросла скорость смены имен-фаворитов. Правда, у мужских имен наблюдалось некоторое замедление в предвоенные и военные годы, но затем темпы эволюции снова увеличились.
Итак, имя набирает свою популярностьв высокой социальной группе, затем нижестоящие группы заимствуют это имя, его частота во всем обществе нарастает, и одновременно уменьшается его социальная специфичность. Когда имя сосредоточивается по преимуществу в низких социальных группах, начинается падение его частоты в высшей социальной группе (точка перелома). Постепенно падение популярности распространяется на низшие группы, пока имя не станет редким; по прошествии какого-то срока оно имеет шансы снова возродиться в высшей группе. Этот примерный сценарий допускает исключения. Есть основания предполагать, что некоторые имена (Максим, Клавдия, Пелагея) становились популярными, минуя высшую социальную группу.
Нарастание общей частоты имени могло происходить в течение десятилетий или даже столетий. Точка перелома имени Иван, по-видимому, приходится на первую половину XIX в., его возрождение начинается в 1950-х годах. Имя Андрей, вероятно, перешло точку перелома в конце XVIII в., его возрождение начинается в 1910-х годах, а бурный рост происходит в послевоенные годы. Анатолий набирал частоту в течение всего XIX в., прошел точку перелома в 1910-х годах, по инерции распространялся в общей популяции до 1930-х годов, а затем на протяжении 20 лет сократил общую частоту в 7–8 раз, с тех пор это имя стало как будто бы совсем редким.
1.3 Магия имени
В древности верили, что Имя дается человеку не случайно. Оно отражает его характер, мысли, поведение. Во многих странах существовал обычай давать человеку два имени: одно – обиходное, а второе – настоящее – держали в тайне, чтобы враги не могли причинить вреда. В Индии считалось, что выбор имени определяет судьбу человека. Например, если желали для сына славы, ему давали имя из двух слогов. Вообще имя мальчика должно было состоять из четного, а девочки – из нечетного числа слогов. Женское имя должно было легко произноситься, иметь ясный смысл, быть приятным, оканчиваться на долгий гласный...
В ряде стран существует поверье, что если из начальных букв имени и фамилии складывается слово, – это приносит счастье. При этом слово должно иметь положительное значение.
В начале 20 века анализом имен в русской транскрипции занимался П.А. Флоренский, пришедший к выводу, что существует тайная и необъяснимая гармония... между именем человека и событиями его жизни. Имя - тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность. К сожалению, ему не суждено было довести дело до конца: подобно своему тезке, апостолу Павлу, он заплатил жизнью за свои убеждения. В наше время сделано несколько попыток подхода к расшифровке значения имен и их влияния на характер человека.
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба) для еще для большей защиты от недобрых сил. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Специалисты, изучающие процесс формирования личности, утверждают, что имя – это один из важных факторов, влияющих на характер и даже на здоровье. Английский терапевт Т. Уэстон, например, провел исследование, показавшее, что пациенты, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечнососудистым заболеваниям.
Исследователи считают, что люди с забавными или странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам. Когда ребенок получает необычное имя, способное вызвать насмешки, это ставит его в оборонительную позицию с первых же шагов среди сверстников. Он вынужден бороться за нормальное отношение к себе. К этому же приводит повышенная обидчивость, возникающая у ребенка, носящего имя, которое может относиться как к мальчику, так и к девочке.
Безусловно, имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. После принятия Русью христианства в 988 году существовали списки славянских имен запрещенных церковью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции язычества (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что, безусловно, обедняет славянскую культуру. Исследователи утверждают, что родители должны тщательно выбирать имена своим детям. Ведь имя – это первый подарок, если не считать самой жизни, который родители преподносят ребенку, причем пожизненный подарок.
Популярность имен недостаточно стабильна. Как правило, имя бывает популярным в течение некоторого периода времени, потом уступает место другим именам. Периодическая смена популярных имен (как и вообще состава активно используемых имен) обусловлена главной функцией имени – быть средством различения людей. Поэтому всегда необходимо существование какого-то резерва имен, из которого черпаются более «свежие» имена. Этим резервом могут быть традиционные, малоактивные имена или именословы других народов.
Глава 2. Исследование имён учащихся и сотрудников гимназии.
Имена людей – часть истории народа, памятники культуры, свидетельства определенной эпохи, способные вбирать в себя и сохранять явления, актуальные для какого-либо исторического момента. Имена нашего поколения также представляют определенный пласт современной культуры и истории.
По мнению А.В. Суперанской, имя собственное содержит в себе речевую, языковую, энциклопедическую информации. Поскольку собственные имена социальны, то энциклопедическая и языковая информация перекрещивается и пересекается, возникает та неповторимая особенность имени собственного, которая требует своего разрешения. [3]
Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения. Для определения взаимосвязи культурных традиций, понимания ценностей современного общества, мы провели ряд социологических исследований: выявление имен – лидеров гимназии; сравнение имён-лидеров гимназии с популярными именами города; сравнение имён двух поколений; выявление социологического аспекта мотивов выбора имени.
2.1. Выявление имен – лидеров гимназии.
Для того чтобы узнать имена всех учеников гимназии и составить словарь, мы использовали статистические данные алфавитных книг, книгу личного состава гимназии, классные журналы за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году в гимназии обучается 931 учащийся. Учителей и других работников гимназии, насчитывается 77 человек. Составив точный список учеников и работников гимназии на 1 сентября 2014 года, мы определили их в разные возрастные категории: 1-4 классы (начальное звено), 5-9 классы (среднее звено), 10-11 классы (старшее звено), работники школы (старшее поколение).
Всего нами было проанализировано 1008 антропонимических единиц. Объединив данные, полученные из разных источников, мы выявили самые популярные имена среди определенных гендерных групп, выделив по 20 из них в каждой возрастной категории. Результаты оформили в виде таблицы (Приложение 1).
Из данных таблицы 1 «Женские имена учащихся гимназии» можно сделать следующие выводы:
Ономастикон женских имен учениц разнообразен и насчитывает 81 имя: 57 имен - начальные классы. 50 – в среднем звене, 30 - среди старшеклассниц) что свидетельствует об индивидуальном подходе к выбору имени своего ребенка родителями.
Бесспорным лидером среди женских имен является имя Анастасия (встречается в списках 51 раз/63%). Популярными женскими именами среди учащихся школы стали: вторая позиция – Дарья/Дарина (встречается 34/42% раза), третья - София (встречается33/41% раза). 29 раз/36% в ономастиконе женских имен школы встречается имя Анна, 25/31% раз – Екатерина. (Приложение1)
Список редких (уникальных) имен (встречающихся 1 раз) насчитывает 30/37%.
Самыми популярными именами в начальной школе являются Софья/София (18 учениц/32%), Анастасия и Анна (по 11 учащихся/19%), третью позицию занимает имя Дарья/Дарина, встречающееся 9 раз (16%).
Рейтинг популярности женских имен в среднем звене таков: первая позиция принадлежит имени Анастасия (родители дали такое имя 24 дочерям/48%), на второй позиции находится имя Екатерина, Дарья/Дарина (встречается 15 раз/30%), третье место принадлежит именам Анна и Виктория (14 повторений/28%).Имя Софья/София, самое популярное среди учениц 1-4 классов встречается в списке учениц среднего звена гимназии 12 раз/24%,т.е. входят в число популярных имен гимназии.
Среди старшеклассниц школы, самыми популярными оказались имена Анастасия (такое имя носят 16 учениц/53%); Дарья/Дарина (8 повторений,/27%); имя Евгения и Мария занимают третью позицию в рейтинге(встретились нам по 5 раз/17%).Имена, популярные в начальной школе и среднем звене: Софья/София (4 повторения), Екатерина (2 повторения) не вошли в рейтинг популярных среди старшеклассниц.
По представленным в таблице 2 данным «Женские имена учителей и работников школы»
(Приложение 2) можно сделать следующие выводы:
Ономастикон женских имен работников школы разнообразен и насчитывает 24 имени.
Лидер среди женских имен - Татьяна (встречается 12 раз, составляя 16%). На второй позиции – имя Елена (встречается 9 раз, составляя 10,7%). На третьей позиции - имя Светлана (встречается 8 раз, составляя 9,3%). Популярные женские имена среди работников школы - Наталья, Наталия (встречается 7 раз), имя Ольга (встречается 5 раз).
Список редких имен (встречающихся 1 раз) насчитывает 8, составляя 11%.
По данным управления ЗАГС администрации Липецка (декабрь 2014 года) лидирующее несколько лет имя Анастасия в 2013 году уступила первенство Марии. Именем Мария с начала года названо 160 девочек, Анастасий – 148. Варвара и Виктория поделили третье место. Каждым из этих имен названо 123 девочки. На четвертом месте в Липецке Полина, их 121. Затем идут Дарья - 111, Ксения – 109, Анна – 107. И завершает восьмерку Валерия. Обладательницами этого имени по данным на 1 декабря стали 99 девочек [4].
Если проследить периодичность повторения русских имен, популярных в советские годы, то в наши дни их с полным правом можно отнести к разряду редких. В 2013 году по две Галины, Тамары, Раисы и всего по три Нины, Лиды, Любы. В разряде редких - имена Вера и Надежда – 15 и 10 соответственно. Судя по рейтингу, популярнейшие женские имена позднего СССР — Наталья, Ольга и Елена — не попали в десять самых массовых. Всего по десять в списке записей актов Светлан и Елен. Девочек с именем Наталья всего восемь. А немного иное, но похожее на него имя Наталия, встречается в книге регистрации всего пять раз. Из редких имен в Липецке в этом году в единичном экземпляре появилась Матрона, Устина, Христина, Ася, Любава, Богдана (Богом данная), Марфа, Ивонна, Златослава. Также зарегистрированы по две Серафимы, Дарии, Василины, Пелагеи. Из прежде распространенных, всего одна Жанна, Эмма, Ираида. И ни одной Ларисы. Поубавилось не так давно популярных Екатерин. Их набралось с полсотни. Зато 46 некогда редких Ангелин и 45 Алис.[5]
Имя Валентина, которое носит автор исследования, встретилось нам среди учениц школы всего 2 раза, также среди статистических данных управления ЗАГС администрации Липецка имя Валентина не упоминается в числе популярных и, следовательно, относится к редким именам.
Нами были проведены исследования по выявлению самого популярного мужского имени, результаты, которого мы занесли в таблицу 3 «Мужские имена учащихся» (Приложение)
Из полученных данных мы сделали следующее выводы:
Ономастикон мужских имен учеников школы разнообразен и насчитывает 80 имен: 54 имени - в начальных классах, 55 – в среднем звене, 34- среди старшеклассников).
Бесспорным лидером среди мужских имен является имя Александр (встречается в списках 29 раз/23%). Популярными мужскими именами среди учащихся школы стали: на второй позиции Никита (24 повторения/19,2%), на третьей - Данил/Даниил (21 повторение/17%). На четвертой позиции имена Иван и Михаил (по 20 повторений/16%), на пятой – Артем (19/15,2%).
Список редких имен (встречающихся 1 раз) насчитывает 28/35%.
Самым популярным мужским именем в начальной школе является Иван (такое имя носят 12 учеников/22%), на второй позиции - Александр и Михаил (по 10 повторений/18%), третье место принадлежит имени Артем/Артемий (8 повторений/15%).
В рейтинге популярности мужских имен в среднем звене первая позиция принадлежит имени Данил/Даниил/Данила (родители дали такое имя 15 сыновьям/27%), на втором месте Александр (14 повторений/ 25%), на третьем месте - Никита (13 повторений/24%). Имя Иван, популярное среди учеников начальной школы, встречается в списках 7/13% раз, Михаил – 8/14,5%, Артем/Артемий - встречается по 9 раз/16,4%, т.е. входят в число популярных в гимназии.
Среди старшеклассников школы, самыми популярными оказались имена Александр (5 учеников/15%), Никита и Алексей (по 4 повторения/12%). На третьей позиции - имя Артем (3 повторения/9%). Популярные в начальной школе и среднем звене имена Иван носит 1 ученик, Данил – 2 ученика, Артем - Михаил - 2 ученика.
По данным управления ЗАГС администрации Липецка (декабрь 2014 года) Александр уступил первенство Артему. Кстати, многие из забытых русских имен, которые сегодня снова входят в моду, на самом деле никогда не были на Руси особенно популярны. Так, еще Пушкин отмечал, что такие имена, как Агафон, Филат, Фекла практически никогда не встречались среди дворян и были распространены только среди крестьян, которых нарекали без согласия родителей, по Святцам. Но это уже в прошлом.[6]Как и в 2013 году, Артем и Александр стали самыми часто встречающимися именами среди новорожденных липчан. Такими именами названы 177 и 166 человечков соответственно. В прошлом году Александров было больше. На третьем месте Дмитрий – 156 представителей мужского народонаселения, на четвертом Иван – 137, на пятом Михаил – 132, на шестом Кирилл – 130. Завершают восьмерку популярных имен 130 Максимов и 124 Матвея. А дальше в наименьшем количестве следуют Егор, Ярослав, Никита, Андрей. Мы наблюдаем как число Иванов, стремительно уменьшавшееся весь двадцатый век, резко пошло в рост в двадцать первом. Списки наиболее распространенных русских имен быстро меняются. За последние пять лет стало весьма популярным имя Матвей. А вот в единичном экземпляре сегодня - Трофим, Ян, Эрнест, Авдей, Авраам, Гордей, Аркадий. - Давая имена своим детям, если, скажем, папа – представитель не русской национальности, а мама русская, то чаще всего женщина отдает предпочтениям традициям мужа.
В целом, ономастикон нашей гимназии, т.е. круг собственных имен, употребляемых социальной общностью, отличается значительной устойчивостью и традиционностью. Это объясняется общностью и однотипностью формирующих факторов: экономических, географических, этнографических и других.
Однако, следует отметить, что в выделенных возрастных категориях популярные имена (как среди женских, как и среди мужских) совпадают не во всех случаях. Так, популярное среди
учеников начальных классов имя Иван (встречается 12 раз), среди учеников старшего звена не вошло в список популярных. А имя Алексей, занимающее вторую позицию среди мужских имен старшеклассников, не является распространённым среди мужских имен учеников начальной школы. Для того чтобы определить причины таких различий, следует учитывать факторы, которые влияют на выбор имени ребенка.
2.2 Сравнительная характеристика имён двух поколений
Изучив данные алфавитных книг школы, книгу личного состава МБОУ гимназии №19 и классные журналы за 2014-2015 учебный год, составив рейтинг самых популярных имен, мы провели сравнительный анализ имен двух поколений - нынешних учеников школы с одной стороны и работников школы и группы родителей – с другой.
Сходные и отличительные черты в женских именах разных поколений
Общие черты |
Особенности |
Ономастикон женских имен учащихся и работников школы разнообразен |
Лидером среди женских имен среди учащихся стало имя Анастасия, а среди взрослых – Татьяна, причем среди учащихся имя Татьяна встречается лишь 14 раз, а имя Анастасия среди исследуемого списка имен учителей и работников школы не встретилось ни разу (0%). |
Список женских имен в разных возрастных категориях практически одинаков |
Женский список имен среди учащихся насчитывает большее количество имен, чем у взрослых, он более подвержен изменениям. |
Разрыв между именем-лидером и именами, занимающими 2-ю и 3-ю позиции среди школьниц высок (до 10 позиций), а среди взрослых он составляет 2-1 позиции. |
|
Редкие имена чаще встречаются в группе учащихся, во многом это обусловлено интеграцией в ономастикон школы именословов других народов. |
Мы выяснили, что среди работников школы только 5 мужчин. Чтобы достоверность социологического исследования оказалась истинной (выборка должна составлять не менее 35 человек), мы дополнили список мужских имен работников школы, списком имен родителей учащихся 11 классов, так как эти респонденты принадлежат к одному поколению (всего 62 человека). Занесли данные в таблицу 4 (Приложение) и получили следующие результаты:
Ономастикон мужских имен старшего поколения не отличается разнообразием и составляет 26 имен.
Бесспорным лидером среди мужских имен является имя Сергей (встречается в списке 8 раз/13%). Вторую позицию занимает имя Александр (7 раз/11,3%), на третьей - Юрий, Андрей, Владимир (по 5 повторений/8%).
Список редких имен (встречающихся 1 раз) – насчитывает 15/24%.
Западные заимствования мужских имен единичны, и, напротив, очень широк круг русских имен, также встречаются имена, свидетельствующие об иной национальности носителей (Нуфтарпашай, Вагиф, Магомед).
Статистический анализ показывает, что выбор личных имен представляется свободным, но частота того или иного выбора в различных возрастных группах оказывается поразительно сходной.
Есть существенные отличия в развитии женского и мужского ономастиконов. Несмотря на то, что женский список насчитывает такое же количество имен, как и мужской, он более подвержен изменениям.
Набор мужских имен, в целом, более традиционен. Его отличают большее постоянство и стабильность. Западные заимствования мужских имен единичны, и, напротив, очень широк круг вернувшихся, исконно русских имен. Это важно, поскольку именно мужские имена, становясь со временем отчествами, могут в значительной степени повлиять на дальнейшее сохранение и развитие русского именного словаря.
Сегодня в России установился довольно постоянный и компактный ассортимент наиболее употребительных имен. Число реально используемых имен сократилось в течение последних десятилетий с 240 до 105, фактически их стало еще меньше, так как многие употребляются очень редко. Например, 5 – 7 мужских имен охватывают почти ¾ всех новорожденных мальчиков. Сжатие современного именника представляет уже вполне конкретную проблему. Сходные, но значительно более острые проблемы сужения национального именника уже побудили правительства Италии и Швеции принимать решения о реформе актов гражданского состояния [7].
2.3. Социологический аспект мотивов выбора имени.
Современная мода на имена - общественная мода, в которой проявляется общественный, а не индивидуальный вкус. Это подтверждается большой однородностью современного школьного именника.
Есть такая теория, что имена должны отдыхать. Например, имя Иван. В начале 20-го века на каждую 1000 человек приходилось 245 Иванов, а после революции резко отказались от этого имени. Это имя отдыхало очень долго, снова его стали давать в 1960-ые годы. Сейчас Иванов 60-70 на 1000 имен. Имя снова стало популярным.
В 60-ые годы прошлого века очень часто стало появляться имя Юрий. Это связано с открытием эры космонавтики и полетом Юрия Гагарина в космос. Популярным это имя было и сразу после революции 1017 года. До 1917 года это имя было неофициальным вариантом имени Георгий, он Георгием крестили, а дома звали Юрием.
Императрица Екатерина дала своим внукам имена в честь Александра Невского, Константина Великого и княгини Ольги.
Сейчас малышам, в основном, дают имена в честь бабушек и дедушек. Это очень древняя традиция, характерная для славян и викингов.
С женскими именами было все сложнее. Вплоть до революции они давались только по церковному календарю. В церковном именнике было всего 20 имен, а девочки рождались каждый день. Так что имя давали по близким датам к крещению.
Большое значение при выборе имени имеет фонетико-психологический фактор, под которым понимается возникновение определенных эмоциональных ассоциаций, вызываемых сочетаниями звуков.
Желание прослыть оригинальным заставляет некоторых родителей давать своим детям редкие, необычные имена.
Имя в рамках языка социальной коммуникации отделяет «своих» от «чужих». Оно играет важную роль в понимании социальных позиций: в оценке человека, когда оно выступает как символ его рода, и когда доброе имя зарабатывается в процессе социальной жизни, свершенных дел. Имя вбирает в себе известность, социальное признание, его даже поминают в молитвах.
Чрезвычайно интересным представляется исследование социологического аспекта мотивов выбора имен учеников школы. Мы провели анкетирование среди учащихся 7-х классов (Приложение), результаты которого заключили в таблицу:
Класс, количество опрошенных человек |
Причины выбора имени |
Предпочтение к имени |
|||||
Это редкое имя и уникальное |
Это модное имя |
Подбирали благозвучное имя к отчеству |
Меня назвали так, посмотрев в православный календарь |
Меня назвали в честь… |
Другое |
||
7 «А» 31/24 учащихся |
3 |
1 |
4 |
5 |
8 |
3 |
Положительное |
7 «Б» 31/24 учащийся |
2 |
1 |
1 |
5 |
6 |
9 |
Положительное. |
7 «В» 29/29 учащихся |
5 |
- |
3 |
5 |
9 |
7 |
Положительное. |
ИТОГО 91 учащихся |
10/11/% |
2/2,2% |
8/9% |
15/16,5% |
23/25,3% |
19/23,5% |
Положительное. |
Мы узнали, что основными факторами, определяющими выбор личных имен учащихся гимназии стало стремление избежать трудных, неблагозвучных сочетаний с отчеством; большинство родителей назвали своих детей в честь отцов, дедушек, прадедушек, бабушек; «модными» именами названы 2 учащихся, редкими - 10. Влияние религии (православных традиций) в выборе имени подтвердили 15 опрошенных.
Имена бывают красивые и не очень, звучные и незвучные, но, как правило, для носителя оно всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. Проводя анализ анкеты, мы выяснили, что большинству респондентов нравится собственное имя, однако большая часть учеников (70%) не знает значения своего имени и затрудняются ответить, почему они носят это имя. Ликвидируя этот пробел, мы осмелились предложить свою версию формирования ономастического пространства школьного коллектива.
Мы пришли к необходимости выяснить значение и происхождение редких имен. Нами был использован и переработан материал, представленный в Словаре русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского, также мы использовали материал «Справочника личных имен народов РСФСР» под редакцией А. В. Суперанской. (Приложение. Словарик редких и часто встречающихся имен МБОУ гимназии №19 города Липецка).
По нашему мнению, на формирование ономастического пространства сегодня в большей степени влияют средства массовой информации. Они занимают важное место в культурном пространстве современного общества. Образцы именования в большей степени задаются типажами массовой культуры, герои которой «доказали» свою успешность. Также на изменение ономастического пространства особым образом влияют интеграционные процессы, благодаря которым в ономастиконе школы наряду с русскими появляются имена других народов.
Отметим возвращение и широкое распространение забытых, исконно русских имен, что свидетельствует о росте национального самосознания, возрождения народного интереса к отечественной истории. А с конца 80-х годов, наблюдается возврат к православным ценностям – выбору имени по святцам, написанию имен в соответствии с нормами церковнославянского языка.
Сотрудники ЗАГС города Липецка отмечают характерную особенность некоторых молодых родителей: каждый хочет видеть своего ребёнка неповторимым, уникальным, поэтому старается выделить его из общей массы хотя бы необычным, звучным именем, рассчитывая, видимо, что судьба у него тоже будет под стать имени - яркая и выдающаяся.
Заключение
Подводя итог анализу списка имен гимназии можно утверждать, что:
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Изменения, произошедшие во всех сферах жизни нашего общества за последние годы, коснулись и такого глубоко личного внутрисемейного вопроса как выбор имени для ребенка. Количество используемых имен на протяжении последних лет выросло, что свидетельствует о более индивидуальном подходе к выбору имени.
Отметим возвращение и широкое распространение забытых, исконно русских мужских и женских имен, что, несомненно, свидетельствует о росте национального самосознания, возрождении интереса к своим корням, к отечественной истории культуре.
Наблюдаются существенные отличия в развитии женского и мужского ономастиконов. Несмотря на то, что женский список насчитывает такое же количество имен, как и мужской, он более подвержен изменениям. Набор мужских имен, в целом, более традиционен. Его отличают большее постоянство и стабильность.
В десятку самых популярных как женских, так и мужских имен вошли имена, которые в последние 3 года пользуются популярностью в Липецке.
Наша гипотеза о том, что ономастикон гимназии разнообразен и отражает традиции, ценности, и изменения в жизни общества нашла свое подтверждение.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования учителями и классными руководителями для проведения уроков обществознания, литературы, классных часов, будет интересен ученикам и их родителям.
Перспектива работы видится в исследовании и сравнении ономастического пространства гимназии в разные периоды работы образовательного учреждения. В настоящее время автором ведется сбор информации для данного исследования. Одним из вариантов может также стать изучение ономастического пространства разных школ города.
Литература и информационные ресурсы:
Алфавитная книга МБОУ гимназии №19 города Липецка в 6-ти томах.
Книга личного состава МБОУ гимназии №19 города Липецка. 03-04, 2014.
Классные журналы за 2013-2014, 2014-2015 учебный год.
Вострикова. Н. Великолепная восьмерка. Стали известны популярные имена года. [строка доступа: http://lipetskinfo.ru/news/full/96779/].
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. – М.: Русский язык, 1999.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии, изд. 2. М., 1988
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного.- М.1973.
Тарасов Д.Я. Социально-философский анализ феномена имени в российской культуре // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки», № 2, 2007. С.136 – 149. [строка доступа: university.tversu.ru/aspirants/abstracts/docs/...]
Тихонов А.Н., Бояринова Л.З. Словарь русских личных имен. - М., 1995
Федоров В.В., Тарасов Д.Я. Феномен имени в российской культуре // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». Вып. 2, 2007. С. 36 – 48
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Onomast/Leon_AngIm.php
Шайкевич А.Я.Социальная окраска имени и его популярность. [строка доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302404]
Шайкевич А.Я. Русские личные имена XX века//Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики. М.: Наука, 1970. С. 84 -91
http://www.wikiznanie.ru
http://www.peoples.ru/name/
Словарь личных имен Н.А. Петровского [строка доступа: http://slovari.ru/default.aspx?p=226 ].
Примечание
Попов С. А. Ономастика в России. Имена собственные в нашей жизни. [строка доступа http://onomastika.ru]
Шайкевич А.Я.Социальная окраска имени и его популярность. [строка доступа http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302404]
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного.- М.1973. С.79.
Вострикова. Н. Великолепная восьмерка. Стали известны популярные имена года. [строка доступа: http://lipetskinfo.ru/news/full/96779/].
Там же.
Вострикова. Н. Великолепная восьмерка. Стали известны популярные имена года. [строка доступа: http://lipetskinfo.ru/news/full/96779/].
Тарасов Д.Я. Социально-философский анализ феномена имени в российской культуре // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки», № 2, 2007. С.136 – 149. [строка доступа: university.tversu.ru/aspirants/abstracts/docs/...]
Приложение I
Таблица 1. Женские имена учащихся
№ пп |
Имена (1-4 классы) |
Кол-во повторений |
Имена (5-9 классы) |
Кол-во повторений |
Имена (10-11 классы) |
Кол-во повторений |
|
|
Александра |
6 |
Алевтина |
1 |
Александра |
3 |
|
|
Алёна |
1 |
Александра |
9 |
Алёна |
3 |
|
|
Алина |
3 |
Алена |
4 |
Алина |
2 |
|
|
Алия |
1 |
Алеся |
1 |
Анастасия |
16 |
|
|
Альбина |
1 |
Алина |
9 |
Анна |
4 |
|
|
Анастасия |
11 |
Алиса |
3 |
Валентина |
1 |
|
|
Ангелина |
2 |
Альфия |
1 |
Варвара |
1 |
|
|
Анна |
11 |
Анастасия |
24 |
Вероника |
2 |
|
|
Арина |
2 |
Ангелина |
5 |
Виктория |
2 |
|
|
Беатриса |
1 |
Анна |
14 |
Владлена |
1 |
|
|
Валерия |
6 |
Арина |
5 |
Дарина |
1 |
|
|
Варвара |
5 |
Валентина |
1 |
Дарья |
7 |
|
|
Вероника |
5 |
Валерия |
11 |
Евгения |
5 |
|
|
Виктория |
8 |
Варвара |
1 |
Екатерина |
2 |
|
|
Виолетта |
1 |
Василиса |
1 |
Елизавета |
2 |
|
|
Дарина |
1 |
Вера |
2 |
Ирина |
1 |
|
|
Дарья |
8 |
Вероника |
2 |
Ксения |
1 |
|
|
Диана |
3 |
Виктория |
14 |
Лада |
1 |
|
|
Ева |
1 |
Виталия |
1 |
Маргарита |
1 |
|
|
Евгения |
5 |
Галина |
1 |
Мария |
5 |
|
|
Екатерина |
8 |
Дарина |
2 |
Олеся |
1 |
|
|
Елена |
3 |
Дарья |
13 |
Ольга |
2 |
|
|
Елизавета |
5 |
Диана |
2 |
Полина |
2 |
|
|
Злата |
1 |
Евгения |
3 |
Рената |
1 |
|
|
Кира |
1 |
Екатерина |
15 |
София |
2 |
|
|
Кристина |
5 |
Елена |
1 |
Софья |
2 |
|
|
Ксения |
4 |
Елизавета |
13 |
Таисия |
2 |
|
|
Лидия |
1 |
Инесса |
1 |
Татьяна |
4 |
|
|
Лилия |
3 |
Ирина |
6 |
Юлия |
4 |
|
|
Маргарита |
1 |
Кира |
1 |
Яна |
3 |
|
|
Марина |
2 |
Кристина |
3 |
|||
|
Мария |
7 |
Ксения |
4 |
|||
|
Марьяна |
1 |
Лилия |
2 |
|||
|
Милана |
1 |
Любовь |
1 |
|||
|
Надежда |
1 |
Людмила |
1 |
|||
|
Нина |
1 |
Марина |
2 |
|||
|
Ольга |
5 |
Мария |
12 |
|||
|
Полина |
7 |
Марта |
1 |
|||
|
София |
3 |
Мессалина |
1 |
|||
|
Софья |
15 |
Милена |
1 |
|||
|
Таисия |
1 |
Надежда |
2 |
|||
|
Татьяна |
5 |
Наталья |
6 |
|||
|
Ульяна |
3 |
Натлия |
1 |
|||
|
Юлия |
4 |
Нелли |
1 |
|||
|
Яна |
2 |
Оксана |
1 |
|||
|
Олеся |
2 |
|||||
|
Ольга |
6 |
|||||
|
Полина |
9 |
|||||
|
Регина |
1 |
|||||
|
Светлана |
4 |
|||||
|
Снежана |
1 |
|||||
|
София |
1 |
|||||
|
Софья |
11 |
|||||
|
Татьяна |
5 |
|||||
|
Ульяна |
3 |
|||||
|
Эвелина |
1 |
|||||
|
Элеонора |
1 |
|||||
|
Юлия |
7 |
|||||
|
Яна |
3 |
Таблица 2. Женские имена учителей и работников гимназии
№п/п |
ИМЯ, ОТЧЕСТВО |
Частотность употребления |
Итого |
|
АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА |
1 |
1 |
|
ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА |
1 |
1 |
|
ВЕРА ЕВГЕНИЕВНА |
1 |
1 |
|
ГАЛИНА ВАЛЕРИЕВНА |
1 |
5 |
|
ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
|
|
ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
|
|
ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА |
1 |
7 |
|
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА ИВАНОВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА ПЕТРОВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА |
1 |
|
|
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА |
1 |
1 |
|
ИРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА |
1 |
1 |
|
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА |
1 |
1 |
|
ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА |
1 |
2 |
|
ЛИДИЯ ГЕННАДИЕВНА |
1 |
2 |
|
ЛИДИЯ КОНСТАНТИНОВНА |
1 |
|
|
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА |
1 |
3 |
|
МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
2 |
|
МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
|
|
МАРИЯ ЯКОВЛЕВНА |
1 |
1 |
|
НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА |
1 |
2 |
|
НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА |
1 |
|
|
НАТАЛИЯ БОРИСОВНА |
1 |
7 |
|
НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА |
1 |
|
|
НАТАЛЬЯ АРКАДЬЕВНА |
1 |
|
|
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА |
1 |
|
|
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА |
1 |
|
|
НАТАЛЬЯ КИМОВНА |
1 |
|
|
НИНА ВАСИЛЬЕВНА |
2 |
3 |
|
НИНА ВАСИЛЬЕВНА |
||
|
ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА |
1 |
2 |
|
ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
|
|
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
5 |
|
ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА |
1 |
|
|
ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
РИММА ЕВГЕНЬЕВНА |
1 |
1 |
|
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА |
1 |
8 |
|
СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
12 |
|
ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА |
2 |
|
|
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА |
||
|
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА ФЁДОРОВНА |
1 |
|
|
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА |
1 |
2 |
|
ЕЛЕНА ПРОХОРОВНА |
1 |
|
|
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА |
1 |
2 |
|
ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА |
1 |
|
|
ЛАРИСА ИВАНОВНА |
1 |
|
|
ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА |
1 |
2 |
|
ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА |
1 |
|
|
НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА |
1 |
|
|
НИНА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
ОЛЬГА ВЛАДИСЛАВОВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА ИВАНОВНА |
1 |
|
|
СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА |
1 |
|
|
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА |
1 |
Таблица .3. Мужские имена учащихся.
№ пп |
Имена (1-4 классы) |
Кол-во повторений |
Имена (5-9 классы) |
Кол-во повторений |
Имена (10-11 классы) |
Кол-во повторений |
|
АЛЕКСАНДР |
10 |
АЛЕКСАНДР |
14 |
АЛЕКСАНДР |
5 |
|
АЛЕКСЕЙ |
5 |
АЛЕКСЕЙ |
5 |
АЛЕКСЕЙ |
4 |
|
АНДРЕЙ |
5 |
АНАТОЛИЙ |
1 |
АНАТОЛИЙ |
1 |
|
АНТОН |
3 |
АНДРЕЙ |
11 |
АНДРЕЙ |
2 |
|
АРСЕНИЙ |
2 |
АНТОН |
11 |
АНТОН |
1 |
|
АРТЕМ |
7 |
АРКАДИЙ |
1 |
АРСЕН |
1 |
|
АРТЕМИЙ |
1 |
АРСЕН |
1 |
АРТЕМ |
3 |
|
БОРИС |
1 |
АРСЕНИЙ |
1 |
БОГДАН |
1 |
|
ВАДИМ |
1 |
АРТЕМ |
9 |
ВАДИМ |
1 |
|
ВАЛЕРИЙ |
2 |
АРТЕМИЙ |
1 |
ВАЛЕРИЙ |
1 |
|
ВАСИЛИЙ |
1 |
БОГДАН |
1 |
ВЛАДИМИР |
1 |
|
ВИКТОР |
1 |
БОРИС |
1 |
ВЛАДИСЛАВ |
1 |
|
ВИТАЛИЙ |
1 |
ВАДИМ |
1 |
ВЯЧЕСЛАВ |
1 |
|
ВЛАДИМИР |
3 |
ВАЛЕРИЙ |
1 |
ГОР |
1 |
|
ВЛАДИСЛАВ |
1 |
ВИКТОР |
1 |
ДАНИИЛ |
2 |
|
ВЯЧЕСЛАВ |
1 |
ВИТАЛИЙ |
2 |
ДЕНИС |
1 |
|
ГЕННАДИЙ |
1 |
ВЛАДИМИР |
4 |
ДМИТРИЙ |
2 |
|
ГЕОРГИЙ |
3 |
ВЛАДИСЛАВ |
7 |
ЕВГЕНИЙ |
1 |
|
ГЛЕБ |
1 |
ВЯЧЕСЛАВ |
4 |
ЕФИМ |
1 |
|
ДАНИИЛ |
1 |
ГЕОРГИЙ |
1 |
ИВАН |
1 |
|
ДАНИЛ |
1 |
ГЛЕБ |
2 |
ИГОРЬ |
1 |
|
ДАНИЛА |
2 |
ГРИГОРИЙ |
2 |
ИЛЬЯ |
2 |
|
ДЕНИС |
1 |
ДАНИИЛ |
7 |
КИРИЛЛ |
1 |
|
ДМИТРИЙ |
5 |
ДАНИЛА ДАНИЛ ДАНИИЛЬ |
8 |
КОНСТАНТИН |
1 |
|
ЕВГЕНИЙ |
2 |
ДЕМЬЯН |
1 |
МАКСИМ |
2 |
|
ЕГОР |
7 |
ДЕНИС |
3 |
МАТВЕЙ |
1 |
|
ЗАХАР |
1 |
ДМИТРИЙ |
11 |
МИХАИЛ |
2 |
|
ИВАН |
12 |
ЕВГЕНИЙ |
6 |
НИКИТА |
4 |
|
ИГНАТ |
1 |
ЕГОР |
4 |
ПАВЕЛ |
2 |
|
ИГОРЬ |
2 |
ЗАХАР |
1 |
РОМАН |
1 |
|
ИЛЬЯ |
5 |
ИВАН |
7 |
РУСЛАН |
1 |
|
КИРИЛЛ |
7 |
ИГОРЬ |
2 |
СЕРГЕЙ |
2 |
|
КОНСТАНТИН |
1 |
ИЛЬЯ |
4 |
ТИМОФЕЙ |
1 |
|
ЛЕОНИД |
1 |
КИРИЛЛ |
4 |
ЯКОВ |
1 |
|
МАКСИМ |
7 |
КОНСТАНТИН |
1 |
||
|
МАКСИМИЛИАН |
1 |
ЛЕВ |
2 |
||
|
МАТВЕЙ |
5 |
МАКСИМ |
6 |
||
|
МИХАИЛ |
10 |
МАТВЕЙ |
3 |
||
|
НИКИТА |
7 |
МИХАИЛ |
8 |
||
|
НИКОЛАЙ |
1 |
НИКИТА |
13 |
||
|
ПАВЕЛ |
2 |
НИКОЛАЙ |
1 |
||
|
ПЕТР |
3 |
ОЛЕГ |
2 |
||
|
ПРОХОР |
1 |
ПАВЕЛ |
6 |
||
|
РОМАН |
1 |
РАУЛЬ |
1 |
||
|
СВЯТОСЛАВ |
1 |
РОМАН |
3 |
||
|
СЕМЕН |
3 |
РУСЛАН |
2 |
||
|
СЕРАФИМ |
1 |
САРКИС |
1 |
||
|
СЕРГЕЙ |
6 |
СЕМЕН |
3 |
||
|
СТЕПАН |
3 |
СЕРГЕЙ |
3 |
||
|
ТИМОФЕЙ |
1 |
СТАНИСЛАВ |
1 |
||
|
ТИМУР |
1 |
СТЕПАН |
1 |
||
|
ТИХОН |
1 |
УСТИН |
1 |
||
|
ФЕДОР |
3 |
ФЕДОР |
1 |
||
|
ФИЛИПП |
1 |
ЮРИЙ |
2 |
||
|
ЯРОСЛАВ |
1 |
Таблица 4.Мужские имена работников школы и родителей учащихся
№п/п |
ИМЯ |
Количество имён |
Итого |
|
Работники школы |
Родители |
|||
|
Александр |
2 |
5 |
7 |
|
Вагиф |
1 |
1 |
|
|
Константин |
1 |
1 |
|
|
Олег |
3 |
3 |
|
|
Валентин |
1 |
1 |
|
|
Евгений |
1 |
1 |
|
|
Виктор |
1 |
2 |
3 |
|
Алексей |
1 |
1 |
|
|
Сергей |
8 |
8 |
|
|
Юрий |
5 |
5 |
|
|
Нуфтарпашай |
1 |
1 |
|
|
Леонид |
1 |
1 |
|
|
Иван |
1 |
1 |
|
|
Игорь |
3 |
3 |
|
|
Вадим |
1 |
1 |
|
|
Михаил |
1 |
3 |
4 |
|
Андрей |
1 |
4 |
5 |
|
Владимир |
5 |
5 |
|
|
Валерий |
2 |
2 |
|
|
Альфред |
1 |
1 |
|
|
Дмитрий |
2 |
2 |
|
|
Роман |
1 |
1 |
|
|
Константин |
1 |
1 |
|
|
Геннадий |
1 |
1 |
|
|
Магомед |
1 |
1 |
|
|
Николай |
1 |
1 |
Приложение II
Анкета «Социологический аспект мотивов выбора имени ребенка»
Ваше имя____________________________________________________
Класс________________________________________________________
Знаете ли вы, что означает ваше имя_____________________________
Побеседовав с родителями, выясните и запишите, почему родители вам дали такое имя
А) это редкое имя, уникальное
Б) это модное имя
В) подбирали благозвучное имя к отчеству
Г) меня назвали так, посмотрев в православный календарь
Д) меня назвали в честь…
Е) другое (свой вариант)
Вам нравится собственное имя? (да/нет)
Приложение III
Редкие мужские и женские имена в ономастиконе гимназии
№п/п |
Мужские имена |
Значения |
Женские имена |
Значения |
|
ВАСИЛИЙ |
Верховный правитель, царь, царский, царственный (греч.). |
АЛИЯ |
Пер. с арабского "высшая, возвышенная". |
|
ГЕННАДИЙ |
от греч. – «благородный, великородный» |
АЛЬБИНА |
от лат. "белая" |
|
ГЕОРГИЙ |
ЕГОР, ЕГОРИЙ, ЮРИЙ. Земледелец; добавочное имя верховного греческого божества Зевса как покровителя земледелия. |
АЛЕВТИНА |
отражение (греч.). |
|
ГОР |
армянское имя (Գոռ) "грозный, страшный, ужасный" либо от от (գոռոզ)[goroz] "гордый, грозный, надменный, чванливый" 2. от латинского hora "время, время года, пора, час" 3. славянское "горец, горный" 4. от английского (gore) "запёкшаяся кровь; кровопролитный; кровавый" 5. от персидского (گو)[gou] " храбрый, отважный; герой, витязь" 6. арабское (غار) "лавр" 7. В египетской мифологии Гор (Хор) - бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца |
АЛЬФИЯ |
Имя Альфия татарское, мусульманское, казахское.Краткая форма имени Альфия. Аля. Имя Альфия образованно от названия первой буквы греческое алфавита «альфа», что означает «первая». Также имя очень популярно в мусульманских странах, в переводе с арабского означает «близкая к Аллаху». Уменьшительно |
|
ДАНИИЛЬ |
Мой судья - Бог (евр.). |
БЕАТРИСА |
|
|
ДЕМЬЯН |
от греч. – «благодатный»; |
ВИТАЛИЯ |
от лат.- «жизненный»; |
|
ЕФИМ |
от греч. – «благочестивый»; разговорное Ефимий; старое Евфимий |
ВЛАДЛЕНА |
«Владимир Ильич Ленин» (русское, советское имя) |
|
ЗАХАР |
ЗАХАРИЯ, Память Божия (евр.). |
ВИОЛЕТТА |
от лат. – «фиалка» |
|
ГЕОРГИЙ |
от греч. – «земледелец»; народное Егор от греческого) земледелец; народное - Егор |
ГАЛИНА |
от греч. – «спокойная, безмятежная» |
|
ЗАХАР |
от древнеевр.-«памятный Богу»; разговорное Захарий |
ЕВА |
от древнееврейского) живая; производные Евка. |
|
ИГНАТ |
ИГНАТИЙ, Огненный (лат.). |
ЗЛАТА |
от слав. – «золотая» |
|
ЛЕОНИД |
Сын льва, "львоподобный" (греч.). |
ИНЕССА |
чистая, непорочная (испанское, русское, православное, католическое имя) |
|
МАКСИМИЛИАН |
Возможно, сложение имён Максим и Емилиан (лат.) |
ЛАДА |
(от древнерусского) любимая, милая; производные Ладонька, Ладуся, Ладушка. |
|
ПРОХОР |
Руководитель хора (греч.) |
ЛИДИЯ |
от греческого названия области в Малой Азии |
|
РАУЛЬ |
испанская и португальская (Raul) форма немецкого имени Ральф "красный волк" |
ЛЮБОВЬ |
от старославянского – «любовь» |
|
РОМАН |
Римский, из Рима (лат.) |
ЛЮДМИЛА |
от старорусского- «людям милая» |
|
САРКИС |
армянское (Սարգիս) от латинского [sergius] (Сергиус) "послушный". |
МАРТА |
от арамейского – «госпожа, владычица» |
|
СВЯТОСЛАВ |
Святая слава (слав.) |
МЕССАЛИНА |
итальянское "месса, обедня" |
|
СЕРАФИМ |
Дословно - огненный ангел, иносказательно - небесный, ангельский, пламенный (евр.). |
МИЛЕНА |
от славянского – «милая» |
|
СТАНИСЛАВ |
от польского – «славнейший»; |
МАРЬЯНА |
произошло от слития двух разных имен – Анна и Мария, что в переводе означает «печальная грация». |
|
ТИМОФЕЙ |
Чтущий Бога (греч.) |
МИЛАНА |
изящество, польза (чешское, русское, славянское имя) |
|
ТИМУР |
от тюрк. «железный» |
НЕЛЛИ |
от греческого – «светлая»; производные Неля, Нэла. |
|
ТИХОН |
Удачливый (греч.) |
НИНА |
(от греческого) имени образователя Сирийского государства Ниноса; |
|
ОКСАНА |
странница (украинское, русское, православное имя) |
||
|
ФИЛИПП |
Любитель лошадей (верховой езды) (греч.). |
РЕГИНА |
от латинского - «царица»; производные Регина, Рена, Рина, Гина. |
|
УСТИН |
от латинского – «справедливый» |
РЕНАТА |
от латинского - «возродившийся»; |
|
ЯРОСЛАВ |
старославянское имя "ярый и славный; славящий Ярилу (бога солнца)". |
ТАИСИЯ |
от греческого – «принадлежащая Изиде» (богине плодогодия, воды, ветра, мореплавания); |
|
ЯКОВ |
ИАКОВ, Последующий (дословно - хватающий за пятку), иносказательно - второй по рождению из двух близнецов (евр.). |
СНЕЖАНА |
белая, как снег (славянское имя). |
|
ЭВЕЛИНА |
от древнееврейского «жизненная сила»; |
||
|
ЭЛЕОНОРА |
от греческого –«сострадание, милосердие» |
Приложение IV
Словарь
Антропоним - Любое собственное имя, которое может иметь человек (или группа людей), в том числе личное имя, отчество, прозвище, псевдоним и др.
Антропонимика - (от греч. antropos - человек и onyma - имя) - раздел ономастики, в котором изучаются происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование собственных имён людей.
Ономастика - раздел языкознания, наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.
Ономастикон - совокупность имён собственных на определенной очерченной территории, у отдельного народа, по историческим различным периодам или в отдельном литературном произведении.
Ономастическое пространство – совокупность имен, характерных для жителей одной и той же местности, различное у жителей отдаленных территорий.
Социология - (от лат. societas — общество и logos — слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.
Социолингвистика - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, исследующая проблемы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык.
Социальное пространство- совокупность всех социальных статусов того или иного общества.
Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.
Социальная коммуникация - Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка
Социологическая выборка1.Выборка – это отобранная для исследования часть объекта, т.е. выборочная совокупность;2. Выборка – это методы и процедуры отбора единиц изучаемого объекта, которые подлежат исследованию (от которых собирается информация), т.е. методика отбора;Основа выборки – это описание (перечень) всех единиц наблюдения исходной совокупности, который используется для отбора единиц отбора и наблюдения. Чаще всего понятие применяется к ед. наблюдения.