ПОВЫШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОВЫШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Егорова Д.С. 1
1МБОУ СШ №16 г.Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание
  1. Введение____________________________________стр. 3

  2. Основная часть_______________________________стр. 4

  3. Результаты исследования______________________стр. 8

  4. Заключение__________________________________стр. 10

  5. Список использованной литературы_____________стр. 10

  6. Приложение_________________________________стр. 11

6.1. Приложение 1. График 1(a)_________________стр. 11

6.2. Приложение 2. График 1(б)_________________стр. 11

6.3. Приложение 3. График 2___________________стр. 12

6.4. Приложение 4. График 3___________________стр. 12

6.5. Приложение 5. График 4___________________стр. 13

6.6. Приложение 6. График 5___________________стр. 13

6.7. Приложение 7. Русские классики____________стр. 14

6.8. Приложение 8. Зарубежные классики_________стр. 15

6.9. Приложение 9. Современные писатели________стр. 16

6.10. Приложение 10. Обложки популярных книг___стр. 18

Введение

Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можемему сделать.

Сесиль Лупан.

Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к проблеме читательской потребности среди молодого поколения. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д. Ушинский, - Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”.Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Общество все более озабочено снижением интереса молодежи к чтению, поэтому 2015 год был объявлен Годом литературы. Огромное количество мероприятий, популяризирующих чтение, проведено в России в прошлом году. Вся страна с упоением читала рассказы А.П.Чехова и «Войну и мир» Л.Н. Толстого в прямом эфире. Всё это не могло не сказаться на читательском интересе молодежи. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Именно поэтому в 2013 году было предложено ввести обязательный экзамен по литературе, а с 2014 года выпускники сдают этот экзамен как допуск к основным экзаменам. Стало ли это стимулом для увеличения читательского спроса, будет ли достигнута цель – вернуть нашей стране авторитет самой читающей страны в мире – эти вопросы привлекли моё внимание.

Цель моей работы – сравнить интерес к чтению у молодого поколения до введения обязательного экзамена по литературе и после.

Задачи исследования –

  • Изучить литературу по данной теме

  • Изучить спрос книг в библиотеках и книжных магазинах

  • Изучить читательский интерес у учеников старших 10-11 классов и студентов высших учебных заведений.

  • Изучить, обработать и проанализировать всю имеющуюся у меня информацию

В моём исследовании я использовала следующие методы:

  • Поиск интересующей меня информации по данной теме

  • Опрос учеников старших классов (10-11 классы)

  • Опрос студентов высших учебных заведений

  • Сбор информации в библиотеках, а конкретно в ЦБ им. Короленко и в городской библиотеке №5

  • Сбор информации в книжных магазинах, таких как «Букварь», «Дом Книги» и «Читайна»

  • Сравнительный анализ, полученный в ходе изучения результатов опроса и собранной информации

Основная часть

В настоящее время проблема развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка, а профессиональная ориентация в школе приводит к явлению «профессионального кретинизма». Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Так телевидение, УКВ радиостанции, интернет, доступность разнообразной печатной продукции – все это не может не играть роль в жизни человека. По оценке психологов, основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и, как результат, отказывается от чтения. В настоящий момент (с введением в школьную программу новых стандартов) преобладают формы обучения информационного, а не поискового направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном» виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой. И как следствие – это низкая коммуникативная, языковая и филологическая компетенция и эстетическая глухота наших выпускников. О незнании самых элементарных фактов из истории как русской, так и любой другой литературы, самых насущных, необходимых норм современного русского языка ярко свидетельствует социологические опросы, и всяческие "Что? Где? Когда?", «Кто хочет стать миллионером» и т. д.

Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед обществом стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшее в настоящее время главенствующее место компьютерные игры, социальные сети и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом. Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:1. усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло.3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек :“Ты теперь большой, читай сам.”)4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

В данной работе я попытаюсь ответить на вопрос: « Помогают ли принятые меры правительства и общества (Год литературы, обязательное сочинение по литературе и т.п.) поднять интерес к чтению молодого поколения, уйти от «профессионального кретинизма». Для этого я решила провести опрос не только учащихся старших классов, но и студентов 2-3 курсов высших учебных заведений, которым не пришлось сдавать письменный экзамен по литературе.

Были предложены следующие вопросы:

  • 1) Любишь ли ты читать?(Если нет, то указать причину)

  • 2) Чем ты занимаешься в своё свободное время (кроме чтения)?

  • 3) Давно ли увлекаешься чтением?

  • 4) Какой литературе отдаёшь предпочтения (зарубежнаяотечественная) и почему?

  • 5) Книги какого жанра любишь читать?

  • 6) Есть ли любимые писатели? (если да, то перечислить)

  • 7) Какие книги (из прочитанных) очень запомнились? Какие бы ты перечитал?

  • 8) Как можно заинтересовать молодое поколение новинками современной литературы, да и вообще чтением книг? Кто это должен делать?

  • 9) Напиши несколько книг из современной литературы, которые ты считаешь популярными

Также в опросе был предоставлен список книг из школьной программы, и опрашиваемые должны были отметить те книги, которые они прочитали. По результатам опроса и школьники, и студенты прочитали почти все книги из этого списка.

  • А.С. Пушкин – «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

  • Н.В. Гоголь – «Тарас Бульба», «Мёртвые души», «Шинель»

  • М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», «Мцыри»

  • Л.Н. Толстой – «Война и мир», «Анна Каренина»

  • Ф.М. Достоевский – «Преступление и наказание», «Идиот»

  • И.С. Тургенев – «Отцы и дети», «Накануне»

  • М.А. Булгаков – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

  • А.П. Чехов – «Вишнёвый сад», «Чайка» и др. рассказы

  • М.А. Шолохов – «Судьба человека», «Тихий Дон»

  • Максим Горький – «На дне», «Детство»

  • Стихи Тютчева, Фета, Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой

В этом же опросе был ещё предоставлен список современных популярных книг по данным интернета. К сожалению, почти все книги, кроме книг Пауло Коэльо, Харуки Мураками и Бориса Акунина, из этого списка большинству опрошенных оказались незнакомыми.

  • Мариам Петросян – «Дом, в котором…»

  • Дина Рубина – «На солнечной стороне улицы»

  • Александр Чудаков – «Ложится мгла на старые ступени»

  • Людмила Улицкая – «Медея и её дети»

  • Елена Катишонок – «Жили-были старик со старухой»

  • Захар Прилепин – «Грех», «Санькя» и др.

  • Михаил Веллер – «Легенды Невского Проспекта»

  • Ефросинья Керсновская – «Сколько стоит человек»

  • Борис Акунин – «Приключения Эраста Фандорина»

  • Яхина Гузель – «Зулейха открывает глаза»

  • Пауло Коэльо – «Алхимик», «11 минут», «Вероника решает умереть» и др.

  • Харуки Мураками – «Норвежский лес», «Охота на овец», «К югу от границы на восток от солнца» и др.

Я предположила, что при возникновении читательской потребности школьник, студент захочет не просто прочитать книгу, но и сохранить ее у себя, т.е. купит в магазине. Именно поэтому я решила обратиться и к работникам книжных магазинов «Букварь», «Дом Книги» и «Читайна».

Я задавала им следующие вопросы:

  • Увеличилось ли количество покупателей художественной литературы?

  • Какие книги пользуются спросом (из художественной литературы)?

  • Люди какого возраста покупают классику и современную художественную литературу?

Но всё-таки большое количество и школьников старших классов, и студентов ВУЗов за учебной литературой обращаются в библиотеки, поэтому я обратилась туда - ЦБ им. Короленко, городская библиотека №5

При работе в библиотеках библиотекарям были заданы такие вопросы:

  • Как часто берут книги ученики (1998-1999 г.р.)?

  • Как часто берут книги студенты (1995-1997 г.р.)?

  • Что берут читать ученики (1998-1999 г.р.)?

  • Что берут читать студенты (1995-1997 г.р.)?

Результаты исследования

После сравнительного анализа, полученного в ходе изучения результатов опроса и собранной информации, я увидела, что 83% от всех опрошенных учеников старших классов на вопрос "Любишь ли ты читать?" ответили "да", 17% - "нет". Среди опрошенных студентов процент читающих больше: 86% ответили, что любят читать, а 14% - нет. (Приложение 1 и приложение 2)

Основными вариантами ответов на вопрос "Чем ты занимаешься в своё свободное время (кроме чтения)?" были: "гуляю", "учу уроки", "занимаюсь спортом", "рисую", " Провожу время за компьютером, TV ". Как видно из графиков, многие школьники и студенты проводят часть свободного времени за компьютером и телевизором. Разумеется, студенты проводят больше времени за учёбой, чем школьники. Также видно, что и те, и другие посвящают своё свободное время спорту. Но поскольку у школьников больше свободного времени, чем у студентов, то поэтому они чаще проводят своё время на свежем воздухе.(Приложение 3)

По ответам на вопрос "Давно ли ты увлекаешься чтением?" стало видно, что каждый из опрошенных начал интересоваться чтением в разном возрасте. В основном большинство начало читать в возрасте 10-13 лет.

Также меня интересовал вопрос: «Какая литература больше интересуется молодое поколение (отечественная или зарубежная). Большинство опрошенных школьников и студентов предпочитают читать и зарубежную, и отечественную. Я считаю, что это иллюстрирует устойчивый интерес к чтению и вполне устойчивый.(Приложение 4)

Следующий вопрос был о любимых жанрах. И у студентов, и у школьников на первом месте стоит фантастика и фэнтези. По-видимому, это проявление инфантильности моего поколения: уход от реальных проблем в мир фантастики и грёз. Следующие любимые жанры у школьников - классика, приключения и детективы. У студентов же на втором месте - детективы, затем - классика, а после почти на одном уровне стихи и приключения.(Приложение 5)

В графе "любимые писатели" большинство указало русских классиков, таких как А.Пушкин, М.Лермонтов, М. Булгаков, Л. Толстой, С. Есенин, А.Куприн, А.Чехов, Н.Гоголь(Приложение 7) и зарубежных - Джек Лондон, Жюль Верн, Чарльз Диккенс, Майн Рид, Шекспир, Толкиен(Приложение 8). Но многие указывали также и современных писателей, таких как Стивен Кинг, Борис Акунин, Рей Бредбери, Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Чак Паланик, Джоан Роулинг (Приложение 9).

К книгам, которые очень запомнились опрошенным, они относят следующие: "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце", "Ромео и Джульетта", "А зори здесь тихие...", "Гранатовый браслет" и "Олеся", "Три товарища", "Гарри Поттер", "Вероника решает умереть", "Кладбище домашних животных", "Властелин колец", "Вино из одуванчиков".(Приложение 10)В библиотеках ученики старших классов берут книги чаще, чем студенты. Но они преимущественно спрашивают литературу по школьной программе. Студенты высших учебных заведений в библиотеках берут книги меньше, но помимо учебной литературы, они интересуются мистикой и фантастикой (фэнтези).

По словам продавцов, спрос художественной литературы в книжных магазинах за последние 2 года значительно увеличился. Приобретают в основном зарубежную литературу (и классику, и современную). Возраст покупателей варьируется от 15 лет и до 35.

Опрос среди студентов показал , что они более активно используют различные электронные гаджеты для чтения или покупают книги в магазинах.

По данным центральной библиотеки им. Короленко, количество читающих среди учеников старших классов значительно увеличилось. По их мнению, такое изменение произошло из-за введения в 2014 году обязательного экзамена по литературе.(Приложение 6)

Заключение

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

  1. Получается, что за последние 2 года количество читателей среди учеников старших классов увеличилось в связи с введением обязательного экзамена по литературе. Это доказывает график 5.

  1. Количество читателей вообще увеличивается. В этом можно убедиться, посмотрев графики. На мой взгляд, это связано:

  • С рекламной кампанией, посвященной Году литературы ( 2015 год).

  • С доступностью книг благодаря Интернет-ресурсам.

  • С введённым обязательным экзаменом по литературе

Но, к сожалению, абсолютно все читатели мало знакомы с новинками современной литературы. Из предоставленного мной списка почти все книги оказались неизвестными молодому читателю. На мой взгляд, не хватает популяризации такой литературы.

Я думаю, что для этого нужно проводить следующие мероприятия:

  • ввести в школе факультативный курс современной русской литературы;

  • работники библиотек должны организовывать знакомство с новинками современной литературы. Например, проводить выставку какой-либо одной книги, или выставку конкретного писателя и его книг, или устроить презентацию новинок в школах, институтах, техникумах;

  • те же самые мероприятия могут провести и работники книжных магазинов;

  • учитывая то, что молодому поколению более интересно мнение своих сверстников, я предлагаю в Интернете периодически устраивать флешмобы, пропагандирующие творчество современных писателей.

Список использованной литературы

И. И. Тихомирова Интерес к чтению: Как его пробудить? // Школьная библиотека. — 2001. — N 6. — С. 14-17

Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей // Первое сентября. — 2000. — N 8. — С. 3

Источник: http://ua-ru.info/

kremlin.ru/events/president/news...

Приложения

Приложение 1. График 1(a)

Приложение 2. График 1(б)

Приложение 3. График 2

Приложение 4. График 3

Приложение 5. График 4

Приложение 6. График 5

Приложение 7. Русские классики

А.С. Пушкин М.Ю.Лермонтов

А.П. Чехов М.А. Булгаков

Приложение 8. Зарубежные классики

Джек Лондон Жюль Верн

Чарльз Диккенс Д.Р.Р.Толкиен

Приложение 9. Современные писатели

Стивен Кинг Борис Акунин

Рей Бредбери Харуки Мураками

Пауло Коэльо Чак Паланик

Джоан Роулинг

Приложение 10. Обложки популярных книг

Просмотров работы: 1804