НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ С 1930-2016ГГ.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ С 1930-2016ГГ.

Астахова Е.А. 1
1МОУ Смеловская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение 3

Глава 1 Национальный вопрос в истории нашей страны 4

1.1 Национальный вопрос во время правления И.Стралина 4

1.2. Национальная политика в эпоху Хрущева и Брежнева 5

1.3. Межнациональные отношения после распада СССР. 7

1.4 Межнациональные конфликты в России в наши дни 9

Глава 2. Толерантность – путь к спасению 14

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

Одной из актуальных проблем современного общества является борьба с нарастающим экстремизмом и агрессией. Воспитанию толерантности, наряду с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое внимание, как это было отмечено на уровне государства в обращениях президента.

Толерантность как необходимое качество демокра­тического мышления в современной России требует формирования устано­вок толерантного сознания у российских граждан и в особенности у школьников.

Выбор темы исследовательской работы не является случайным. Наше мнение таково, что работу, по воспитанию толерантности, стоит строить на контрастах безжалостного отношения к людям и безвозмездной отдачи себя во имя спасения человечества. Сейчас национальный вопрос обостряется на фоне процессов глобализации и обострениям межнациональных отношений во многих регионах мира. Причины такой ситуации кроются в противоречии между тенденцией универсализации политики и права, которая в сфере межнациональных отношений выражена как признание этнонациональных прав и свобод. Унифицирующая функция глобализации в сфере этнокультуры фактически приводит к возрастанию обратных тенденций не только в общественном сознании, но и в политико-правовой практике многих государств.

К сожалению, политико-правовая практика часто идет по пути нивелирования этнокультурной определенности либо основывается на прямом или косвенном регулировании этнического состава населения. Последнее наглядно представлено в правовой национальной политике государств Западной Европы и США, что является прямым нарушением принципов и норм прав и свобод человека и может привести к нарастанию межнациональных проблем. При этом необходимо признать, что универсальных политико-правовых технологий решения этой проблемы не существует, поскольку во многом содержание национального вопроса определяется особенностями истории, культуры, социума народов, представляющих единое государственное целое.

Для России национальный вопрос всегда был предметом особого внимания. Государство, в котором проживает более 180-и национальностей, должно рассматривать национальную политику одним из основных приоритетов в своей деятельности по обеспечению безопасности и процветания граждан.

Поэтому главной целью нашей работы - способствовать формированию толерантного сознанию в нашей стране.

Для достижение поставленной цели нами поставлены задачи:

  1. Исследовать межнациональные отношения в нашей стране с 1930-1990 гг..

  2. Рассмотреть межнациональные отношения в наши дни

Глава 1 Национальный вопрос в истории нашей страны1.1 Национальный вопрос во время правления И.Стралина

Влияние модели сталинской национальной политики на межнациональные отношения продолжалось вплоть до распада СССР.

В исторической литературе в советский период отмечалось, что национальную политику в СССР во многом определили представления о советском федерализме [15]. Она представлялась как форма перехода народов, стоявших на разных ступенях экономического и культурного развития, к полному государственному единству наций, к единой социалистической республике без выделения в ее составе частей по национальному признаку. В то же время федерация мыслилась как форма, обеспечивающая сближение и слияние наций. Форсирование процесса, начиная с образования СССР и ускорение его с конца 30-х гг., предоставляет возможность сделать вывод о политике интернационализации [6]. Полагалось, что русская нация ответственна за исторически ᴄᴫᴏсжившееся фактическое положение народов Российской империи и была обязана путем уступок устранить это неравенство.

В середине 30-х гг. XX в., в условиях надвигавшейся войны и провозглашении победы социализма, было объявлено о преодолении недоверия между народами и торжестве дружбы. Но при этом дальнейшее форсирование сближения должен был обеспечивать опять-таки русский народ, нареченный ради этого великим и первым среди равных. В этих же целях и тогда же ему был “присвоен” еще один двусмысленный титул “старшего брата”, который теперь уже якобы добровольно, в отличие от 20-х годов, взял на себя заботу о других советских народах. Одновременно русским отводилась главная роль борцов за коммуʜᴎϲтическое счастье всех народов Земли [3]

В годы войны и послевоенные годы режима И.В. Сталина отмечается противоречивость национальной политики в СССР. Так на сайте Бигреферат.ру / bigreferat.ru приводятся примеры грубого произвола по отношению к другим нациям. Целый ряд народов Поволжья, Кавказа и Крыма в полном составе был выселен из мест исконного проживания.

1.2. Национальная политика в эпоху Хрущева и Брежнева

Задуманная Сталиным политика ликвидации национальных республик и слиянию нерусских народов с русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, была реализована его приемником Хрущевым. По его поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал целую комплексную программу денационализации нерусских наций СССР, чтобы подготовить их слияние с русской нацией. В программе "Расцвет и сближение наций" ставилась задача: превратить русский язык в родной язык она как всех нерусских народов - как предварительное условие создания единой коммунистической нации[10]

Методы и каналы руссификации предусматривались многообразные. Главные из них:

1. В связи со школьными реформами 1958 года был принят закон, согласно которому изучение национального языка и обучение на национальном языке в национальных школах считались делом добровольным. Родители, думая об успешной карьере своих детей и хорошо зная, что дорога "наверх" идет через русскую школу, отдают своих детей в светские школы, где образование ведется на русском языке.

2. В словарный фонд национальных языков намеренно вносятся русские слова и русская терминология. Русское новое словообразование в связи с развитием техники предлагается включить в национальный язык, хотя национальное словообразование сразу дало бы понять, о чем речь.

3. Массовая колонизация славянским населением Туркестана и Кавказа с установкой создания там славянского большинства в общем национальном составе республик[4]

Такая практика русификации началась еще при Сталине, но широко проводилась в эру Хрущева. По данным специалистов, в тюрко-татарском словаре за 1958 год в два раза больше русских слов, чем это было в словаре 1929 года, а в узбекском словаре словаре зарегистрировано за тот же период 20 процентов слов русского происхождения." [5]

Если в школах к литературе партия применяет прямые и открытые методы русификации, то существуют сферы, где она прибегает к косвенным и скрытым методам для достижения той же цели:

1. Массовая миграция славянского, преимущественно русского населения в нерусские республики;

2. новостройки - заводы, фабрики, совхозы - в национальных республиках создаются со смешанным "интернациональным" контингентом рабочих из разных народов, чтобы они между собой вынуждены были говорить по-русски;

3. в армии нет национальных формирований не только из-за недоверия к националам, но еще для того, чтобы, смешивая национальных солдат с русскими, поставить их в условия необходимости изучения русского языка;

4. места заключения(тюрьмы, лагеря, ссылки) тоже являлись и являются школой "интернационального воспитания" наций на русском языке.

Хрущев сначала придерживался этого сталинского порядка, но вносил коррективы в непоследовательную политику Сталина. Вскрыв уголовные преступления Сталина, граничащие с народоубийством на 20 съезде партии - поголовную депортацию в Среднюю Азию и Казахстан чеченцев, ингушей, карачаевцев,балкар, калмыков, и восстановил их автономию. Хрущев и в этом не был последователен, не реабилитировав крымских татар, месхов, немцев. Не был он последователен и в проведении старой кадровой политики в туркестанских республиках - первыми секретарями назначать местных людей." [3, Error: Reference source not found, 10]

Следует также принять во внимание, что кое-где, особенно в Эстонии, Латвии, Казахстане и восточной Украине, переселенцев из России было больше, чем местных жителей.

Таким образом, несмотря на некоторую противоречивость источников, мы видим, что национальная политика была неоднозначной. И воспринималась она также неоднозначно. Русскими, живущими в национальных республиках - как благо, националами- как зло.

1.3. Межнациональные отношения после распада СССР.

90-е годы по-разному сегодня оцениваются нашими современниками, историками, экспертами, многие в их адрес употребляют термины «лихие годы», «сложные годы». Особенно серьезной в эти годы была опасность распада нового государства Российской Федерации, потому что механизм этнонационализма, националистических тенденций, запущенный распадом Советского Союза коснулся субъектов федераций Российской Федерации. И, прежде всего, речь о национальных республиках, где начались самые разнообразные процессы достижения суверенитета в увеличенном размере, и даже идеи отделения. В то же время эта вся ситуация вызвала целый ряд межнациональных конфликтов, которые были рядом с Российской Федерацией на просторах нового государства СНГ, что тоже не могло не отражаться на внутренней обстановке. Национальный вопрос выплеснулся на улицы, на митинги, на шествия[1,3,13]

И сюда на ложились очень серьезные процессы, которые происходили на Северном Кавказе, в республиках Поволжья. Это осетино-ингушский конфликт, события вокруг Чеченской республики. Тогда определенные люди говорили о республике Ичкерия. Очень серьезные и мощные настроения сепаратизма были в республике Татарстан, других республиках Поволжья. В целом, ситуация была очень острая и национальный вопрос, вопрос единства Российской Федерации, фактически, стал одним из главных для существования нашего государства. И это в условиях, когда еще отсутствовали правовые механизмы решения национального вопроса, в условиях, когда даже реально-действующей Конституции у нас не было до 1993-го года. Очень сложная обстановка требовала того, чтобы в процесс сохранения единства государства включились наиболее сознательные политики, люди, которые осознавали эту ситуацию. Здесь можно отметить законодателей (второй состав Государственной Думы), государственных деятелей (Б.Ельцин, В. Путин и др.) и многих других[7,13]

К середине 90-х годов были разработаны и приняты основные законодательные акты, направленные на гармонизацию и формализацию межнациональных отношений, и разрешение межнациональных споров и противоречий. Среди таких законов можно назвать: закон о реабилитации репрессированных народов, закон о национально-культурной автономии, о правах и гарантиях прав коренных и малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока; о языках, о культуре, было принято необходимое законодательное поле о религии. Здесь очень важно добавить закон, который сыграл большую роль в защите прав граждан на интересы национальные, на вероисповедальные ценности, на языковые отношения. Вот все это позволило гармонизировать межнациональные отношения и вывести национальный вопрос в правовое поле. Это позволило перевести решение национальных вопросов на уровень переговоров, в совещательные комиссии, которые тогда очень эффективно работали, и находили согласие не только с органами власти, но и между собой.

Одним из таких примеров является учреждение «Московский дом национальностей», который был создан, возник в результате такого согласительного процесса национальных организаций, национальных диаспор города Москвы. Аналогичные процесс происходили и по стране. Даже знаменитая фраза о Борисе Николаевиче Ельцине: «Берите суверенитета, сколько проглотите», она сейчас оценивается с точки зрения нынешней ситуации, сильной вертикали власти, стабильного государства, устойчивого государства, которое уже имеет традиции. А в то время федеральный центр был слаб, и вот это заявление Борис Николаевич сделал на митинге, сделал он его в Казани перед многотысячными толпами народа, и в какой-то степени это сбило вот этот накал протестное, желание идти с оружием в руках идти громить, чего-то делать и решать[1,5,10,11,13]

А вначале 2000-х годов вертикаль власти укрепилась, начало восстанавливаться единое правовое поле государства, посмотрели на законы, на Конституцию наших республик, и увидели, что там много записей, которые говорят об опасности распада. Например, в конституции республики Тыва было право объявлять войну и заключать мирные соглашения с иностранными государствами. А в конституции республики Татарстан не были прописаны вопросы единства с Российской Федерацией на тот момент. В результате такой гибкой политики федерального центра, было укреплено единство страны и предотвращен ее распад[16,18]

  1.  
    1. Межнациональные конфликты в России в наши дни

К сожалению, в стране победившей фашистскую Германию также возникают конфликты между нациями. Проанализировав различные средства массовой информации, мы приводим краткий обзор крупнейших межэтнических столкновений, который указывает на уязвимость нашей страны перед этим явлением.

21 апреля 2001 года в Москве около 200 человек устроили погром на рынке в Ясеневе. Выкрикивая расистские лозунги, они разгромили около 30 палаток. Пострадали десять человек, преимущественно торговцы-азербайджанцы.

30 октября 2001 года в Москве, на рынке около станции метро «Царицыно» и в районе станций «Каховская» и «Каширская» , произошли столкновения, в которых участвовали около 300 человек. Молодые люди, вооруженные металлическими прутьями, избивали торговцев с Кавказа.

В мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области произошла драка между русскими и чеченцами, в которой участвовали около 400 человек. Поводом стало изнасилование чеченцем местной девушки.

7 июля 2002 года произошёл межэтнический конфликт в Красноармейске, в результате которого пострадали около двух десятков армян.

В сентябре-октябре 2003 года в Нальчике было зафиксировано сразу несколько случаев избиения студентов из Чечни. Массовые драки произошли 15 сентября и 17 сентября. В каждой участвовали по 200—300 человек, пострадали более 50. По данным СМИ, поводом могла стать ссора в маршрутном такси, в результате которой несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.

14 февраля 2005 года в городе Искитим Новосибирской области порядка 20 местных жителей подожгли более десятка домов в цыганском поселке. Акция мотивировалась борьбой с «цыганским наркотрафиком» . После погрома город покинули порядка 400 цыган.

23 марта 2005 года в Новороссийске 150—200 казаков избили несколько десятков армян и разгромили несколько принадлежавших им магазинов и кафе. Причиной стало ранение казака в произошедшей накануне драке.

6 августа 2005 года на почве бытовой ссоры произошла масштабная драка между жителями селений Мосхоб (Дагестан) и Новосельская (Чечня) . Серьезно пострадали трое аварцев и 24 чеченца.

18 августа 2005 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами. Причиной стало убийство юноши-калмыка. После похорон 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома.

23 сентября 2005 года в Нальчике произошла драка между местными и чеченскими студентами, в которой участвовали около 200 человек. Спустя час у стен Кабардино-Балкарского госуниверситета прошел митинг с требованием выгнать всех чеченцев из города.

22 августа 2006 произошел межэтнический конфликт в городе Сальске между местным населением и представителями дагестанской диаспоры. Убито 3 местных жителей.

29 августа — 3 сентября 2006 года произошёл межэтнический конфликт в Кондопоге, Карелия. Поводом для начала конфликта стал спор пьяных посетителей с владельцем ресторана (участники конфликта были ранее судимы, и занимались по свидетельству милиции рэкетом) . После драки к ресторану подъехала группа чеченцев, которые убили двух русских рядом с рестораном «Чайка» . Возмущённые местные жители сожгли ресторан и разгромили другие заведения, принадлежавшие выходцам с Кавказа.

25 июля 2010 года - конфликт в оздоровительном лагере «Дон» на Кубани привел к массовой драке чеченцев и местных жителей. Поводом послужил слух об оскорблении кавказцами одной из отдыхающих. В результате конфликта 9 человек получили легкие травмы. Туапсинский районный суд Краснодарского края позднее приговорил к условным срокам шестерых участников драки.

11 декабря 2010 года - непосредственным поводом для беспорядков стало убийство 6 декабря 2010 года болельщика «Спартака» Егора Свиридова уроженцом Кабардино-Балкарии Асланом Черкесовым. 11 декабря футбольные фанататы и ультраправые националисты устроили шествие в память о Свиридове и с требованием к правоохранительным органам провести беспристрастное расследование дела. После шествия, которое прошло на севере столицы, до 5000 человек собрались в центре города на Манежной площади на несанкционированным митинг. Во время акции начались беспорядки: толпа прорвала кордон полиции, были избиты несколько кавказцев и граждан среднеазиатских республик. Всего в ходе столкновений пострадали около 30 человек. Успокаивать националистов на площадь приезжал лично глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, позднее ставший министром внутренних дел России.

12 июня 2011 года - в День России в Кобралове случилась массовая драка между местными жителями и представителями дагестанской диаспоры. В результате пострадали несколько человек. По официальной версии, поводом для потасовки послужил бытовой конфликт. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».

2 июля 2011 года - конфликт в уральском поселке произошел между местными жителями и представителями закавказских народов и цыганами, по версии основателя фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, причастными к наркоторговле. Причиной конфликта стала ссора недавно поселившегося в поселке цыгана Валентина Лебедева с местными жителями. Лебедев собрал и возглавил группу из вооруженных огнестрельным оружием людей (около 20 человек), которая отправилась в поселок автоколонной. На въезде в Сагру путь им преградили местные жители. Завязалась перестрелка, в ходе которой один из приезжих был убит.

20 июня 2012 года - конфликт в Приангарье случился между местными жителями и работающими на пилораме гражданами Китая. Причиной стал провал в переговорах о закупочной стоимости леса. После того, как жители начали штурмовать пилораму, китайские рабочие попытались раздавить тракторами несколько машин, в которых находились погромщики. Завязалась потасовка. Конфликт удалось погасить благодаря посредничеству поселковой администрации. В драке пострадали десятки человек, трое оказались в больнице. Полиция задержала 18 участников потасовки. Дело было возбуждено по статье «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». По данным ФМС, всего в Иркутской области проживает около 11000 китайцев.

22 июня 2012 года - конфликт в поселке Демьяново произошел между местными жителями и уроженцами Дагестана. Причиной напряженности послужила потасовка в кафе между хозяином пилорамы, выходцем из Северного Кавказа, и двумя жителями поселка. Через два дня из Коми на легковых автомобилях прибыли около 40 земляков предпринимателя. Еще через день около полусотни местных жителей собрались у пилорамы, чтобы выяснить отношения с семьей и гостями бизнесмена. Драку предотвратила прибывшая к месту событий полиция. Инициаторам конфликта суд назначил штраф. Один из участников потасовки был приговорен к году условно.

Июль 2013 года - 6 июля в Пугачеве случился конфликт между 20-летним местным жителем Русланом Маржановым, недавно демобилизовавшимся после службы в ВДВ, и 16-летним уроженцем Чечни Али Назировым. Ссора (то ли на бытовой почве, то ли из-за девушки) быстро переросла в драку. В потасовке Назиров смертельно ранил Маржанова ударом скальпеля. Гибель местного жителя вызвала волнения в городе. После похорон собравшиеся на стихийный митинг пугачевцы потребовали выселить выходцев из северокавказских регионов. За несколько дней были предотвращены разгром кафе «Халяль» и перекрытие участка федеральной трассы. В город были стянуты дополнительные силы полиции и военных, объясняться с жителями пришлось саратовскому губернатору Валерию Радаеву[13, 15]

Из обзора видно, что идеология расизма жива и в нас самих. Очень легко не увидев внутреннего содержания, по одним лишь внешним признакам начать большой конфликт, где выигравших нет и не будет.

Глава 2. Толерантность – путь к спасению

Одной из важнейших общественных проблем в настоящее время является воспитание толерантной личности. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны самой личности. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.

С самого раннего детства люди должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом. Людей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Еще в садике, школе, на совместных практических заданиях дети должны усвоить, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получить основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и сделают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии [2, 6, 8, Error: Reference source not found, 12, 14]

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, и должен осуществляется всей социальной действительностью, окружающей каждого человека. Толерантное сознание должно формироваться под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Именно тогда сформируется толерантность как особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальности, религиозной социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

Заключение

В наше время все чаще люди вспоминают про времена фашиской идеологии, основанной на расовой ненависти и превосходстве «избранных». Нам сложно понять, почему фашистская идеология позволяла так обращались с ничем неповинными людьми. Мы не принимаем идеологию, которая оправдывала издевательства, пытки, унижения и убийства людей, которые всего лишь другой национальности или же религии…

С того времени прошло 70 лет, человечество должно было усвоить уроки и жить в мире и спокойствии. Но, к сожалению, и в наше время разносится гул межнациональных конфликтов, происходит разделение людей по цвету кожи, происхождению, религиозных убеждений и т.п.

Писать об этом тяжело. Нам очень больно от того, что тысячи людей погибают из-за несформированного толерантного сознания. Видь только внутреннее убеждение в необходимости толерантного поведения позволит человечеству преодолеть межнациональную конфронтацию и значит выжить.

К счастью для будущего человечества, тема воспитания толерантности привлекает к себе все большее количество людей. Пишутся статьи, проводятся различные конкурсы, разрабатываются системы воспитания о развитии толерантности. И это совершенно верно, толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования толерантного сознания у российских граждан и в особенности у школьников. Ведь каждый человек должен понимать, что нужно ценить других людей. Вместе, дополняя друг друга, мы достигнем мира и гармонии.

Выполняя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что работу по воспитанию толерантности, стоит строить на контрастах безжалостного отношения к людям и безвозмездной отдачи себя во имя спасения человечества. Ярким примером является антисемитизм во время Второй мировой войны, событие, вошедшее в историю под названием Холокост. Только наглядных примеры истории заставят каждого задуматься и принять для себя толерантное поведение.

При поиске материала мы получили навык работы с литературой, интернетом, со средствами массовой информации и навыки совместной исследовательской работы. Мы бы хотели продолжить работу над этой темой, провести анализ развития толерантного сознания в нашем регионе и разработать занятия, способствующие его развитию.

Также мы планируем выступать по данной проблематике перед учащимися школы, района, принять участие в обсуждении данной проблемы в различных форумах и конкурсах работ школьников, студентов и преподавателей.

Список литературы
  1. Амелин В.В. «Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов» [Электронный ресурс] URL: akorda.kz(дата обращения: 17.11.2015).

  2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  3. «Библиофонд» представляет собой некоммерческий информационный портал [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/(дата обращения: 11.02.2016).

  4. Большая онлайн библиотека [Электронный ресурс] URL: e-Reading www.e- reading.by(дата обращения: 19.12.2015).

  5. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: Wikipedia.org(дата обращения: 9.02.2016).

  6. Деклорация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

  7. Иванов, В. Межнациональные конфликты и конкретные механизмы их преодоления /В. Иванов // Конфликты и консенсус. - 1991. - №1.

  8. Как воспитать толерантность [электронный ресурс] http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm (дата обращения: 25.01.2016).

  9. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. - М.: ИД «ФОРУМ - ИНФРА - М», 2008. - 432 с.

  10. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1.

  11. Семенов, В.М. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России /В.М. Семенов, Е.В. Матюнина // Социально - гуманитарные знания. - 2001. - №2. - С. 287 - 300.

  12. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

  13. СМИ онлайн SO-L.RU[Электронный ресурс] URL: So-l.ru(дата обращения: 19.02.2016).

  14. Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2. - С.61-66.

  15. Тарасов А. «Право наций на самоопределение как важнейший демократический принцип» [Электронный ресурс] URL: www.saint-juste.narod.ru(дата обращения: 10.10.2015).

18

Просмотров работы: 870