СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ДЕТИ ВОЙНЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ДЕТИ ВОЙНЫ

Тухтаева Карина Шухрадовна 1
1
Царева В.А. 1
1-
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3

Глава 1.

Дети Великой Отечественной в масштабах страны и региона 4

Глава 2.

Дети войны – порздневчане 6

Заключение 10

Список источников и литературы 11

Приложения

Приложение 1. Категории населения, относящиеся к детям войны 12

Приложение 2. Лист опроса для проведения интервью с детьми войны Порздневского сельского поселения 13

Приложение 3. Список детей войны Порздневского поселения, принявших участие в анкетировании 14

Приложение 4. Сведения о категориях населения, относящихся к детям войны 15

Приложение 5. Дети войны, не имеющие льгот 16

Приложение 6. Результаты анкетирования 17

Приложение 7. Результаты анкетирования (продолжение) 18

Приложение 8. Работа с источниками в архивном отделе администрации Лухского муниципального района 19

Приложение 9. Ходатайство в Совет депутатов Порздневского поселения об оказании помощи детям войны 20

Приложение 10. Макет экспозиционно-выставочного комплекса «Дети Великой Отечественной войны 21

Введение

Всё меньше остаётся людей, переживших Великую Отечественную войну. Заслуженным вниманием и уважением в нашем государстве пользуются участники войны и труженики тыла. Но забытым оказалось поколение людей, которых называют «подранками» войны. В последнее время в СМИ всё чаще поднимается проблема детей военной поры. Общество начинает признавать, что росли они в ужасных нечеловеческих условиях, работали с малых лет, подорвали здоровье и заслуживают внимания и заботы, т.к. пришли в этот мир «через двери войны». Авторы исследования обратили внимание на проблему детей войны во время сбора материалов для Книги Памяти Порздневского поселения «Порздневчане в годы Второй мировой».1 Беседуя с фронтовиками и работниками тыла, часто приходилось слышать, что очень трудно было детям. Война лишила их детства. Тогда и появилась мысль пополнить школьный музей экспозицией о детях войны.

Поэтому цель нашего исследования: подготовить материалы для создания экспозиционно-выставочного комплекса «Дети Великой Отечественной войны», и развернуть его в фойе Порздневского КДК к 9 мая 2016 года. Основные задачи, которые нужно решить для достижения цели: выяснить, кого можно отнести к данной категории населения, сколько детей войны проживает в настоящее время в Порздневском поселении; провести их анкетирование, записать воспоминания; выявить их проблемы, привлечь к ним внимание населения и органов власти.

Рамки поиска ограничиваются территорией Порздневского сельского поселения до укрупнения в 2010 году, т.к. на ней, в основном, располагались населённые пункты порздневской зоны в годы войны. Одним из источников стал федеральный закон «О ветеранах»,2 знакомство с которым показало, что среди ветеранов России категория «дети войны» отсутствует. Другими источниками служили похозяйственные книги 1940 – 1946 годов и другие документы, хранящиеся в Архивном отделе администрации Лухского района. Похозяйственные книги населённых пунктов, располагавшихся в сороковые годы на территории Порздневской сельской администрации, имеются далеко не в полном объёме. Из существовавших в войну 83 сёл и деревень1 книги были переданы в архив только по 34 населённым пунктам. Важными источниками стали также материалы встреч с детьми войны, сравнительный анализ которых позволил представить общую картину их жизни в военное лихолетье и в настоящее время. Многие факты нашли подтверждение в воспоминаниях тружеников тыла, хранящихся в музее школы, в документах Порздневской администрации и территориального управления социальной защиты населения (ТУСЗН) по Лухскому району.

В ходе исследования при помощи работников сельской библиотеки были изучены публикации в районной газете. С сентября 2012 по декабрь 2015 года на страницах «Родной нивы» напечатано 15 материалов, посвященных детям войны, проживающим в Лухском районе (см. список литературы). Книга «Порздневчане в годы Второй мировой» помогла выявить среди детей войны тружеников тыла и проанализировать их рассказы о жизни в военное лихолетье. Ресурсы Интернета позволили выяснить, каким образом решается проблема детей войны в масштабах страны и отдельных регионов.

На первом этапе работы мы изучали законы, документы, публикации, пытались установить, существует ли официальный статус «дети войны». Основным содержанием второго этапа стали личные встречи с детьми войны по месту жительства. На заключительном этапе исследования шел подбор материалов о жизни респондентов в войну, их помощи фронту, об условиях их жизни в настоящее время, проводился сравнительный анализ.

Глава 1.

Дети Великой Отечественной в масштабах страны и региона

Работу над первой главой мы начали с поиска ответов на теоретические вопросы. Прежде всего, требовалось чётко ответить на вопрос: кого можно отнести к категории населения «дети войны»? Свидетелям схватки с фашизмом сейчас должно быть более 70-80 лет. Один из известных законов о людях преклонного возраста – федеральный закон «О ветеранах». Нашли его в Интернете, проработали, но ни в одной статье не говорится о статусе «дети войны». Решили обратиться за помощью в администрацию Порздневского поселения. В местном органе власти нам пояснили, что детьми войны считают тех, кто родился в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945г. и предоставили список, куда были включены 122 фамилии. Однако ссылки на закон в администрации не оказалось. Попробовали получить более подробную информацию в территориальном управлении социальной защиты населения по Лухскому району. На наши вопросы ответила руководитель ТУСЗН Т.П. Малинская. Она сообщила, что нормативные акты, где раскрывается статус «дети войны», работникам управления не известны. К ним поступил запрос из департамента соцзащиты Ивановской области, в котором рекомендовалось составить списки жителей района, которые родились в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945г. Но почему именно этот период нужно рассматривать? Ответ на этот вопрос попытались найти в Интернете. Оказывается, в Государственную Думу РФ был внесён проект федерального закона «О детях войны». Хотя проект пока не стал законом, но в нём предлагается относить к категории «дети войны» тех граждан, которые родились и постоянно проживали на территории Советского Союза в названный период.1 В некоторых субъектах федерации подобные проекты уже стали законами. Перед нами встал следующий вопрос: существует ли законодательное определение изучаемой категории в Ивановской области? Вновь обратились к Интернету. В регионах, где статус «дети войны» определён местным законодательством, им предусмотрены льготы.1 Существует и в Ивановской области закон № 11-03 от 15.02.2006 года «О мерах поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла». Именно в соответствии с данным нормативным актом в нашей области получают привилегии труженики тыла и ветераны труда (записано со слов руководителя ТУСЗН по Лухскому району Т.П. Малинской). Возникает вопрос: относятся ли дети войны к этим льготным категориям? Проработав названный закон с внесёнными изменениями, мы вновь не обнаружили категории «дети войны».2 Однако здесь, как и в ФЗ «О ветеранах», устанавливаются меры социальной поддержки труженикам тыла и ветеранам труда, дата рождения которых позволяет отнести их к «детям войны».

Изучив указанные законы, мы пришли к выводу, что среди детей войны можно выделить несколько категорий, имеющих различный социальный статус. (Приложение № 1) Остаётся открытым вопрос: каждый ли «подранок» военного лихолетья имеет хотя бы один из перечисленных статусов, дающий право на льготы? Ответ на него мы нашли, работая над второй главой.

Глава 2.

Дети войны – порздневчане

Долгие десятилетия без должной заботы оставались те, кто появился на свет во время лихолетья. В год 65-летия Победы стали появляться публикации на тему «Почему забыли детей войны?» В 2011 году было создано Общероссийское движение в их защиту. В Ивановской области зарегистрирована общественная организация «Дети войны». В Лухском районе организовано её отделение.3 Мы проанализировали публикации в местной газете с момента появления в районе отделения организации «Дети войны». Ежегодно в «Родной ниве» несколько статей посвящалось жизни детей военного поколения. О порздневчанах мы нашли три материала. В каждом говорится о жизни в военное время. Кручинин В.А., 1936 г.р., в письме в редакцию пишет, что ему, «как и многим ровесникам, особо врезалась в память пора потерянного детства». Он хорошо помнит страх, когда над головами появлялись самолёты с чёрными крестами на крыльях, летящие на Горький, горе матери, когда пришла похоронка на отца. На всю жизнь запомнилось ощущение голода и вкус пищи военной поры: «К ночи мать придёт с работы, испечёт кокур из берёзовых шишек или колокольца, отдоит корову. И для нас эти кокуры с молоком были самой лучшей едой. Со страхом ожидали прихода зимы: выживем или нет. Каждая картофелина была на вес золота, ей дорожили, как пасхальным яйцом».1 Кручинина Н.П., 1935 г.р., детство в тылу описывает так: «Рано утром мы убегали из дома за лесными дарами, потом шли в школу, а после уроков вновь бежали в лес, чтобы собрать ещё хоть немного ягод или грибов».2 В третьей публикации Локтева В.А., 1930 г.р., сожалеет, что удалось закончить лишь четыре класса и рассказывает о работе в колхозе и дома: «Ко всему деревенские дети были привычны: и косить, и жать серпом рожь с овсом, и убирать лён. Ходили по грибы-ягоды в лес, помогали ухаживать за домашними животными».3 Анализ публикаций показывает, что у пяти-десяти летних детей детства практически не было: они мало ходили в школу, им постоянно не хватало еды, заботы о доме брали на себя, рано начинали работать. Материалы «Родной нивы» во многом перекликаются с воспоминаниями тружеников тыла, помещённых на страницах книги «Порздневчане в годы Второй мировой». Десятерых из них можно отнести к категории «дети войны». Странички их воспоминаний могут стать основой для создания одного из стендов новой экспозиции. (Приложение № 10)

В школьном музее хранятся записи ребёнка войны В.И. Жеглова. Об остальных детях тыла, проживающих на территории Порздневского сельского поселения в настоящее время, ни в литературе, ни в музее материалов не оказалось. Поэтому авторы исследования разработали листы опроса (Приложение № 2) и посетили 83 ребёнка войны по месту жительства. (Приложение № 3) Почему не встретились со всеми в соответствии со списком администрации поселения? Во-первых, об одном приравненном к участникам Великой Отечественной войны и десяти тружениках тыла материал нами уже собран и опубликован. Поэтому при анализе мы использовали 11 анкет, заполненных в 2012 году. Во-вторых, трое отказались общаться с авторами работы, сославшись на плохое самочувствие. В-третьих, двадцать пять временно отсутствуют. Мы посетим их, когда появится возможность.

В листы опроса было включено 11 вопросов. Первые два дали подтверждение, что каждого из 122 старожилов по дате рождения и месту жительства можно отнести к категории «дети войны». Третий и четвёртый вопросы помогли проследить изменение состава семей за четыре года лихолетья. Лишились кормильца 35 детей. (Приложение № 6) Их отцы не вернулись с фронта. Два ребёнка остались круглыми сиротами. У Клочковой В.А. отец пропал без вести, мать умерла. Саталова З.Д. потеряла не только родителей, но и двух братьев. Вернулось домой 59 фронтовиков. Но восемь из них вскоре умерли от последствий ранений или стали инвалидами. (Приложение № 6) Бенёхин Н.И. дождался отца с фронта, но тот вскоре умер. В семью Батева А.В. отец вернулся инвалидом, а двое детей умерли от голода. Пашина В. Н. с грустью рассказала, что у неё было четверо братьев и сестёр, но они все умерли в первые годы после войны. У Красильниковой Н.М. родились два брата и умерли в раннем детстве. Родители Поповой З.В. растили десятерых детей. Шестерых отобрала война. Из 94 семей только 19 смерть обошла стороной. Работая с похозяйственными книгами, мы с особым интересом изучали состав семей в войну наших респондентов. Например, семьи Батёва А.В., Осина Ю. М., Румянцева Л.А., Смирнова В.А., Стальновой Г.А. и Музлова В.А. имели четверых детей, Сметаниной В.П. – пятерых. К сожалению, провести сравнительный анализ по похозяйственным книгам в полном объёме оказалось невозможным, т. к. по многим населённым пунктам архивные документы не сохранились. Но, проработав имеющиеся материалы по Порздневскому и Филинскому сельским Советам, мы смогли сделать следующие выводы: в Порзднях многодетных семей в военные годы было заметно меньше, чем в населённых пунктах Филинского сельского Совета, общее количество многодетных семей к концу войны заметно уменьшилось. Причин было несколько, их объяснили респонденты в анкетах.

Во время бесед мы просили старожилов вспомнить подробности жизни в тылу и трудности, которые приходилось преодолевать. У многих, конечно, лихолетье не сохранилось в памяти, т. к. они были ещё младенцами. Но те, кто помнит военные годы, рассказывают о них сквозь слёзы. Детям войны запомнился постоянный голод, они мечтали когда-нибудь поесть досыта хлеба и картошки. Другая трудность, которую отмечали респонденты – зимний холод, т. к. некому было заготавливать дрова. У ребятишек и взрослых постоянно не хватало элементарных предметов первой необходимости – одежды и обуви. Часто на всю семью были одни валенки, а иногда и одна пара худых резиновых сапог. Это была одна из основных причин, почему дети не ходили в школу. Наглядно иллюстрируют реальные детские невзгоды записи в протоколах заседаний сессий Порздневского сельского Совета депутатов трудящихся: «Причиной неуспеваемости является плохая посещаемость, невыполнение домашних заданий, недостаточность учебников и бумаги… Большим недостатком является значительный отсев учащихся. Основная причина отсева – отсутствие у детей одежды и обуви».1 (Приложение № 8) Кроме того, родители и дети отодвигали учебу на второй план, т.к. считали более необходимым детский труд в личном подсобном хозяйстве. А с двенадцати лет каждый ребёнок по закону должен был работать в колхозе или в других организациях. Многие мечтали закончить школу после Победы. Ответы на вопросы о лишениях тыловой жизни будут отражены в материалах экспозиционно-выставочного комплекса в виде воспоминаний.

Седьмой вопрос анкеты помог выяснить, что сейчас большинство опрошенных проживают с близкими людьми. Но есть и такие, которые являются одинокими. Следующие вопросы помогли систематизировать сведения о категориях населения, относящихся к детям войны, которые проживают на территории Порздневского сельского поселения. (Приложения № 4, 7) Часть респондентов имеют звание «Ветеран труда» и пользуются льготами на федеральном или региональном уровне. Некоторое количество ветеранов государство поддерживает как тружеников тыла и одного как приравненного к участникам Великой Отечественной войны. Несколько старожилов имеют социальные льготы по инвалидности, а остальные дети войны социально не защищены. Они не относятся ни к одной категории населения, которым предусмотрена социальная поддержка. (Приложение № 5)

Заключительный вопрос был направлен на выявление проблем ветеранов. Анализируя ответы респондентов на вопрос о том, в какой помощи они сейчас нуждаются, мы убедились, что дети лихолетья «смотрят на жизнь через призму войны». Они привыкли иметь только самое необходимое, надеяться только на себя. Скорее всего, поэтому лишь 13 человек признались, что им нужна помощь. Авторы исследования составили таблицу, указав конкретные проблемы, и кто может их решить. Эти данные включены в ходатайство, которое направлено в администрацию поселения. (Приложение №9) Расчистить зимой снег и помочь летом в огороде мы сможем сами. Но есть материальные проблемы, которые, мы надеемся, помогут решить местные органы власти и управление соцзащиты. Таким образом, результаты анкетирования показали, что среди порздневчан есть несколько категорий, которых можно отнести к детям войны, помогли составить их социальный портрет и выявить проблемы.

Заключение

Участники войны и труженики тыла пользуются у порздневчан заслуженным авторитетом. Администрация поселения чествует их в День Победы, краеведы школы выпустили Книгу Памяти, ежегодно проводят операцию «Ветеран живёт рядом». Но дети войны, не относящиеся к названным категориям, обделены подобным вниманием. Необходимо признать заслуги детей войны, пока ещё не поздно. Сделать всё, чтобы они почувствовали, что о них помнят, уважают их многолетний труд, сожалеют, что война лишила их детства. Изученные при помощи анкет социальные условия жизни позволят оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Материалы выставочного комплекса «Дети Великой Отечественной войны» помогут привлечь к ним внимание односельчан.

Список источников и литературы

Источники

  1. Архивный отдел администрации Лухского муниципального района.

Фонд 21. Опись 1. Дело 2. Книга протоколов заседаний сессий Порздневского сельского Совета депутатов трудящихся 1941–1947 гг.

Фонд 19. Опись 1. Похозяйственные книги. 1940-1942 гг.,1943-1945 гг.

Фонд 21. Опись 1. Похозяйственные книги. 1940-1942 гг.,1943-1945 гг.

  1. Списки жителей Порздневского сельского поселения, относящихся к категории «Дети войны». Списки предоставлены администрацией ПСП.

  2. Материалы историко-краеведческого музея Порздневской средней школы. Воспоминания Жеглова В.И. о Великой Отечественной войне. 2004.

  3. Материалы встреч с жителями Порздневского сельского поселения, проведенных в ноябре-декабре 2015 года (см. список респондентов в приложении № 3).

Литература

  1. Балахонова К., Батева О., Голубева Н., Никошина Н., Перова Ю., Петров Н., Пилинович В., Соловьёва А., Тухтаева К. Порздневчане в годы Второй мировой. Фурманов. «Издательский Дом Николаевых». 2014.

  2. Волкова Н. Её адрес – Советский Союз//Родная нива. 2015. № 3.

  3. Кошокина Е. О чём мечтаешь, юбиляр?//Родная нива. 2015. № 3.

  4. Смирнова Е. Была молода, а сейчас бегут года//Родная нива. 2012. № 67.

  5. Рубцова Г.А. И смотрим на жизнь через призму войны//Родная нива. 2012. № 74.

  6. Рябинкина Л.Н. Мы – дети войны //Мысли и дела. Инф. листок № 26 обл. профсоюза работников образования. 2015.

  7. Чевакина Е.Н. «Вам, дети тыла, помнятся всегда полуголодные и злые лихолетья…»//Родная нива. 2013. № 92.

  8. Чевакина Е.Н. «Вот бы мне сейчас Елецкого сплясать!»//Родная нива. 2014. № 75.

  9. Чевакина Е.Н. Жить да радоваться // Родная нива. 2013. № 67.

  10. Чевакина Е.Н. «Мы детства не знали…» //Родная нива. 2013. № 35.

  11. Чевакина Е.Н. «Нам родная земля помогает» //Родная нива. 2015. № 4.

  12. Чевакина Е.Н. «Не могу жить без школы» //Родная нива. 2015. № 3.

  13. Чевакина Е.Н. Светлая женщина //Родная нива. 2015. № 20.

  14. Чевакина Е.Н. Семья – настоящее богатство //Родная нива. 2015. № 47.

  15. Чевакина Е.Н. След времени //Родная нива. 2015. № 12.

  16. Чевакина Е.Н. Уважение и почёт //Родная нива. 2014. № 50.

  17. Ягодкина Я. Женщина, дарящая хорошее настроение //Родная нива. 2014. № 22.

Электронные ресурсы

  1. Закон Ивановской области № 11-03 от 15.02.2006 года «О мерах поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла». URL. http://www.socialnaya-podderzhka.ru/ivanovskaja_oblast/zakon

  2. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ. URL.//www.consultant.ru

  3. Дети войны: льготы и выплаты 2015 в России. URL.//Subsidii.net

Просмотров работы: 814