ИНТЕРНЕТ – КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНТЕРНЕТ – КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Воронова Ю. 1Фоменко В. 1Черемина А. 1
1
Скутельникова Г.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

1. Введение …………………………………………………………… стр.3-5

2. Глава I. Классификация интернет - среды………………………… стр.6-7

3. Глава II. Данные социологического исследования………………..стр.8

4. Глава III. Анализ законодательства РФ в области интернета…….стр.9

5. Заключение……………………………………………..……………стр.10

6. Список используемых источников и литературы…………………стр.11

7. Приложение № 1. Таблица «Анализ результатов социологического опроса»………………………………………………………………. стр.12

Введение

Главное отличие человека от животного заключается в развитии и совершенствовании. Люди не стоят на месте. Жажда познания движет обществом. Посредством знаний, а также при помощи разнообразных институтов, человек постоянно совершенствуется, познает что-либо новое и тем самым двигает общество вперед. Этот процесс осуществляется человечеством с древнейших времен. С момента появления первых государств этот институт стал основным заказчиком воспитания подрастающего поколения. Именно государство определяло, каким должен быть его гражданин, какими качествами, нравственными установками должен обладать.

Тема нашего проекта «Интернет – как источник формирования мировоззрения молодежи».

Проблема.

В настоящий момент сформировался огромный массив информации, к которому имеет доступ любой желающий. Глобализационные процессы размыли границы государств, культур, и следствием этого стал процесс неконтролируемого получения, переработки и применения знаний без учета специфики конкретной ситуации и места. Основные социальные институты: государство, семья, церковь утратили роль верховного арбитра и воспитателя. Данная проблема свойственна всем странам мира.

Актуальность.

Переходя на новый виток развития, человечество изменило способы и источники передачи знаний. Интернет в XXI веке – главная мировая информационная сеть. Всё более популярными становятся разнообразные информационные технологии и ресурсы. Время требует создавать новых специалистов, которые способны будут разобраться в огромном потоке информации при помощи IT-технологий. Скорость, движение и знания – вот те факторы, которые определяют, окажешься ли ты успешным или нет. Жизнь в информационном обществе усложнилась и дети все чаще обращаются за ответом на свои вопросы к более авторитетному советчику – Интернету. Сети стали важной частью жизни людей. И сейчас в XXI веке по-другому быть не может. Маленький человек один на один остается с огромным мало контролируемым потоком информации. Именно поэтому данная тема актуальна.

Цели проекта:

  1. Определение роли Интернета в формировании мировоззрения молодого поколения.

  2. Рассмотрение процесса контроля государством получения информации молодежью в Российской Федерации.

Реализация целей обусловлена необходимостью решения поставленных задач:

  1. Классифицировать информационную среду, используемую молодежью;

  2. Провести социологический опрос;

  3. Анализ данных социологического опроса;

  4. Анализ законодательства РФ в области информационных технологий;

  5. Представление выводов и внесение предложений.

Гипотеза.

Мы предполагаем, что в настоящее время Интернет является одним из основных учителей (воспитателей) подрастающего поколения, при этом процесс получения и качество информации, влияющей на формирование мировоззрения молодежи, почти не контролируется.

Объект исследования:

Процесс формирования мировоззрения молодежи.

Предмет исследования:

Роль Интернета в формировании мировоззрения молодежи.

Вид проекта:

Исследовательский, межпредметный, групповой, краткосрочный.

Работа включает в себя введение, основную часть, которая состоит из главы I «Классификация интернет-среды», главы II «Данные социологического исследования», главы III «Анализ законодательства РФ в области интернета» и заключения.

Основным методом исследования был выбран социологический опрос (по-научному метод опроса), т.к. он позволяет получить сведения от группы индивидов, а не от отдельного представителя за короткий промежуток времени. Данные опроса могут использоваться для анализа и получения реальной картины в разрезе различных вопросов, исследуемых категорий респондентов, что позволяет проецировать ответы на большие группы с высокой точностью.

Основные используемые источники:

- «Об информации и информационных технологиях, защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ;

- «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» от 29.12.2012г. № 436-ФЗ;

- «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 02.07.2013г. № 187-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ «О правилах хранения и распространения информации…» от 31.07.2014г. № 759;

- «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ от 05.05.2014г. № 97-ФЗ;

- Совместное заявление по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12.02.2016 года в Гаване (Куба).

2. Глава I. Классификация интернет-среды.

В своей работе нами был произведен анализ различных источников в сети интернет с целью их дальнейшей классификации и определения наиболее распространенных. Ниже представлена классификация ресурсов.

  1. Социальные сети - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для взаимодействия людей в Интернете:

  • соц.сеть, целью которой является объединение с людьми для принятия действий по важнейшим глобальным проблемам, подписание различных петиций, выдвижение значимых проблем (Avaaz; Change.org);

  • соц.сеть для обмена фотографиями (Instagram; Tumblr; Flickr);

  • соц.сеть для обмена видеозаписями (Youtube; Periscope);

  • соц.сеть, предназначенная для ведения блогов- публичного дневника с комментариями (Ficbook (книга фанфиков); Twitter; Livejournal);

  •  
    • соц. сеть, объединяющая людей для совместных покупок, шопинга (SPpokupki.ru);

    • соц. сеть, дающая возможность задавать людям интересующие вас вопросы открыто или анонимно (Ask.fm, Спрашивай.ру).

    • соц.сеть для изучения иностранных языков (Lingleo; Pen4pals; Lang8; Busuu);

    • соц.сеть для знакомств ( Kiss.ru ; Badoo.com);

    • соц. сеть, предназначенная в основном для общения и взаимодействия людей (Facebook; Vk.com; Одноклассники);

    • соц.сеть для путешественников (Couchsurfing.com).

  1. Ресурсы для торговли:

  • интернет-магазины (Ebay, Alibaba);

  • сайты объявлений купли-продажи товаров и услуг (Ozon.ru, Enter.ru, Avito; Slando.ru);

  • сайты объявлений продажи товаров и услуг со скидками (Morecookies.ru; Kupikupon.ru);

  1. Электронные ресурсы знаний:

  • электронные библиотеки ( Bookz.ru ; ЛитМир ; LibOk.Net и т.д.);

  • познавательные порталы ( Wikipedia ; Мир фактов и т.д.);

  • подготовка к экзаменам (РешуЕгэ ; ЕГЭIГИА и т.д.);

  • кулинарные порталы ( Kuking.net ; Gastronom.ru и т.д.);

  • дистанционное обучение (сайты учебных заведений).

  1. Новостные информационные каналы:

  • СМИ (Lenta.ru и т.д.);

  • афиши (KudaGo.com; 2do2go.ru; Afisha.ru и т.д.);

  • спорт-порталы (Sports.ru ; Чемпионат и т.д.).

  1. Развлекательные ресурсы:

  • онлайн - просмотр фильмов (Gidonline.club ; kinogo.co, Moiserialy.net);

  • онлайн- прослушивание музыки (Яндекс.Музыка ; 300Kbit.fm; Best-muzon.com и т.д.);

  • скачивание фильмов, сериалов, музыки и т.п. (Moova.ru ; V-torrente.ru);

  • сайты каналов и радиостанций (СTC.ru ; Radiolikefm.ru и т.д);

  • онлайн-редакторы фотографий, видео и музыки (Avatan.ru ; Life.Film ; Mp3cut.ru и т.д.);

  1. Онлайн-игры (!!!)

  2. Удаленная работа (на сайтах компаний).

  3. Электронные платежи - Онлайн-банки ( Яндекс-деньги, КИВИ, Сбербанк-онлайн и т.д.)

9. Мобильные приложения, работающие с помощью Интернета (Skipe, WhatsApp Messenger ; Viber.com и т.д.)

Таким образом, на основании предложенной классификации были сформулированы вопросы, используемые при проведении опроса.

3. Глава II. Данные социологического исследования

Для выполненной поставленной цели был проведен социологический опрос респондентов, относящихся к МАОУ СОШ № 14 мкр.Железнодорожный. в категорию опрашиваемых вошли учащиеся 5,6,7,8,9,10,11 классов. Всего в опросе приняли участие 384 человека. Опрос проводился анонимно в феврале 2016 года силами учащихся 10А класса.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Какие интернет - ресурсы вы чаще всего используете?

2.Когда у тебя возникают проблемы, где ты ищешь их решение?

3.Какому источнику информации вы доверяете больше всего?

4.Мешают ли вам возрастные ограничения при посещении сайтов?

5.Как часто вы посещаете сайты, которые не рекомендованы детям до 18 лет?

Ответы предлагалось выбрать из трех представленных.

Результаты опроса отражены в таблице (Приложение №1).

Анализ результатов позволяет выявить следующие закономерности:

1. В основном молодежь использует интернет-ресурсы для общения между собой.

2. Несмотря на то, что учащиеся больше доверяют взрослым, советов они спрашивают у них только в одной трети случаев. Это тревожный знак: молодежь осознает, что наиболее достоверную информацию предоставляют взрослые (родители), но обращаются к ним за помощью редко, предпочитая использовать иные источники: сверстников и интернет.

3. Ответы, полученные от респондентов на 4 и 5 вопросы ясно показывают: молодежь имеет доступ практически к любым информационным ресурсам, при этом почти 40% учащихся регулярно пользуются не рекомендованными детям сайтами. Так же имеется большая вероятность того, что реальные данные еще негативнее.

4. Глава III. Анализ законодательства РФ в области интернета

Развитие информационных технологий заставляет многие государства мира принимать практические меры по контролю распространения (доступа) информации среди граждан. Каждая страна имеет свои особенности. Россия не исключение. Осознав важность и сформулировав основные критерии в использовании интернет-среды (информационных технологий) в Российской Федерации сформировано и активно развивается законодательство в области информационных технологий. Законодательство РФ направлено на решение следующих основных задач:

  1. Пресечение противоправных антигосударственных действий граждан и организаций.

  2. Нарушение авторских прав.

  3. Введение возрастного ограничения к распространению информации.

Все эти мероприятия носят запретительный характер и направлены на недопущение противоправных действий.

Существуют два основных способа:

- выявление запрещенных материалов и путей их распространения с целью уголовного преследования;

- блокировка сайтов с целью ограничения доступа.

Государство осуществляет акцент на экономических интересах и борьбе с экстремизмом. На моральную основу и духовное начало внимание почти не обращается. Это проявляется в наличии большого числа недобросовестных рекламодателей, ангажированных СМИ, присутствие большого количества онлайн игр, далеких от гуманистического начала. Сайтов огромное количество, поэтому они, и информация размещенная на них, не проходит сплошной фильтрации. Открывая новости, мы не догадываемся, что они представляют опасность, т.к. источниками становятся непроверенная, возможно заведомо искаженная в определенных целях, информация. При этом авторы, как правило, никакой реальной ответственности не несут и очень часто не являются авторитетными специалистами.

5.Заключение

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, роль интернета в формирование мировоззрения молодежи безусловно велика. При этом государство осознает проблему информационной безопасности, но сфера ее контроля распространяется все-таки на уголовные преступлениями. Роль иных институтов – родителей, церкви в сфере контроля информации, получаемой молодежью из интернета не зафиксирована, носит бессистемный характер и определяется только конкретными людьми. Технические средства блокировки от нежелательной информацией мало распространены и требуют активного пропагандирования. Не случайно, на исторической встрече Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоявшейся в Гаване 13.02.2016г., было подчеркнута необходимость ограничения негативного влияния мировой системы, основанной в первую очередь на информационных технологиях, на молодежь планеты.

Мы считаем, что мир без интернета уже не возможен, но самостоятельное получение неограниченного объема информации молодежью является недопустимым и требует принятия срочных мер на различных уровнях.

Предлагается:

  1. Поднять в общественных сетях данную проблему для формирования позиции гражданского общества и ее донесения до органов власти.

  2. Изучить международный опыт по данной проблематике.

  3. Пропагандировать среди учащихся и их родителей способы предотвращения использования подозрительных сайтов имеющимися техническими ресурсами в среде Интернета, Активно вовлекать представителей церкви в формирование мировоззрения молодежи.

Данная работа имеет практическое значение, и ее результаты могут быть использованы на родительских собрания в школах при формировании текущих планов работы.

6. Список используемых источников и литературы

  1. «Об информации и информационных технологиях, защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ;

  2. «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» от 29.12.2012г. № 436-ФЗ;

  3. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 02.07.2013г. № 187-ФЗ;

  4. Постановление Правительства РФ «О правилах хранения и распространения информации…» от 31.07.2014г. № 759;

  5. «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ от 05.05.2014г. № 97-ФЗ;

  6. Совместное заявление по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12.02.16 г. в Гаване. http://www.patriarchia.ru/db/372074.html

Приложение 1. Результаты социологического опроса

п/п

Содержание вопроса / ответа

Кол-во респондентов

% от общего числа

1

Какие интернет - ресурсы вы чаще всего используете?

384

100%

 

а) соц.сети;

238

62%

 

б) информационные

78

20%

 

в) развлекательные

68

18%

2

Когда у тебя возникают проблемы, ты ищешь их решение:

384

100%

 

а) в интернете

93

24%

 

б) просишь совет у родителей

127

33%

 

в) обращаешься к сверстникам

164

43%

3

Какому источнику информации вы доверяете больше всего?

384

100%

 

а) родителям

231

60%

 

б) информации на сайте

105

27%

 

в) СМИ

48

13%

4

Мешают ли вам возрастные ограничения при посещении сайтов?

384

100%

 

а) мешают

56

15%

 

б) не мешают

231

60%

 

в) мешают иногда

97

25%

5

Как часто вы посещаете сайты, которые не рекомендованы детям до 18 лет?

384

100%

 

а) иногда

107

28%

 

б) никогда

227

59%

 

в) часто

50

13%

Просмотров работы: 1449