КАК И ПОЧЕМУ ЛГУТ ДЕТИ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК И ПОЧЕМУ ЛГУТ ДЕТИ

Филиппова А.А. 1
1
Бражникова М.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление:

1. Введение. Цели и задачи исследования. …………………………………..…3

2. Почему дети лгут……………………………………………………………..…3

3. Анализ отношения детей и подростков ко лжи………………………………....4

3.1. Тест для родителей «Часто ли ваш ребенок прибегает к обману?»…..4

3.2. Тест для подростков «Виды лжи»…………………................................ 5

3.3. Анализ тестирования подростков и их отношения к различным видам

лжи……………………………………………………………………. .….5

  1. Способы распознавания обмана ……………………….…………………..8

  2. Методы искоренения лжи …………………………………………………...8

  3. Заключение….……………………………………………………...………….9

Список литературы………………………………….………………….…...…11

Приложения

  1. Введение.

Общаясь со своимисверстниками, я заметила, что все хоть когда–нибудь обманывают. Обманывают своих друзей, родителей, учителей. Я задумалась, почему так происходит и на самом ли деле все дети лгут? Честность входит в набор качеств, которые родители испокон веков стремятся привить своим детям, а потому каждый случай лжи их так огорчает. Отношение к детской лжи может быть различным. Однако следует помнить, что если ребенок лжет постоянно, то потом ему будет очень сложно остановиться. Детская ложь сначала забавляет взрослых, а потом начинает огорчать. Мне захотелось разобраться в истоках этого явления. Что приводит малышей к тому, что они начинают лгать?

Цель моего исследования – изучить, как дети относятся ко лжи, выяснить все ли дети лгут и что можно сделать, чтобы ложь не стала пороком человека на всю его жизнь.

Гипотеза:лгут все дети, но не все вырастают лгунами.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные источники, посвященные проблеме исследования.

  2. Выяснить, насколько дети откровенны со взрослыми.

  3. Определить отношение детей к различным видам лжи.

  4. Определить способы распознавания обмана детьми.

  5. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по выявлению и предупреждению лживости в поведении ребенка.

  1. Почему дети лгут.

Прочитав книгу Елены Николаевой «Как и почему лгут дети», а также, побеседовав с моими взрослыми родственниками, я поняла, что с ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Я задумалась, почему взрослые так боятся детской лжи? Так стремятся, во что бы - то ни стало искоренить этот порок? Когда взрослые впервые замечают, что их ребенок обманывает? До сих пор психологи полагали, что дети начинают обманывать с черырёхлетнего возраста, но британский доктор Васудеви Редди утверждает, что осознанно обманывать родителей малыши начинают ещё во младенчестве. Он провёл исследование, в котором участвовали больше 50 детей и их родителей, которым Редди предложил рассказать всю правду об их малышах. В результате психолог выяснил, что детки начинают лгать с шести месяцев. Васудеви говорит, что ложь начинается с «поддельного крика» и притворного смеха — младенцы быстро узнают, что такое поведение гарантирует внимание родителей. «Поддельный крик — одна из самых ранних форм обмана, и младенцы используют его даже при том, что у них всё в порядке. Я в этом убедилась сама, когда заметила, что моя племянница Катя примерно с четырех месяцев, когда плачет, делает паузы и ждет, чтобы услышать, отвечает ли ей мама, и только потом кричат снова. С восьми месяцев дети осваивают более сложные обманы, например, скрывают запрещённое действие или пытаются отвлечь внимание родителей (Катя рисует на стенах, но мы никогда этого не замечаем). А лукавить детям приходится всякий раз, когда им хочется выйти из рамок одобряемого взрослыми поведения. Другими словами, мы, дети, лжем, когда хотим избежать наказания или порицания, мы отмалчиваемся и скрытничаем, оберегая свое право на тайну, на собственную независимость. Так ли это? Попробуем разобраться.

3. Анализ отношения детей и подростков ко лжи.

3.1 Я провела исследование на учениках пятого класса нашей школы. Вопросы, составленные для их родителей, помогут выяснить как много детей в этом классе боятся быть откровенными со взрослыми. В анкетировании принимали участие 20 родителей (приложение 1 табл. 1)

Для наглядности результатов тестирования я составила диаграмму (прил.3 диаграмма 1), из которой видно, что 45% опрошенных говорят о том, что всё таки дети обманывают, пытаются скрыть какие - то свои поступки и причина одна – боятся наказания, 40% опрошенных хоть и редко, но всё же сталкивались с тем, что их ребёнок был замечен во лжи, не всегда говорил правду – умалчивал. Причина – избежать наказания, желание не расстраивать родителей. У 15% опрошенных - дети часто прибегают к обману и причин много: это и избежать наказания, и желание не расстраивать своих близких и друзей, желание выглядеть в глазах других лучше и интереснее или наоборот не выглядеть глупо, некоторые обманывают просто так - без причины.

По результатам анкеты видно, что одна из главных причин лжи ребенка — его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. Когда ребенок врет взрослым, то тем самым пытается сигнализировать, что в его мире не всё в порядке. Ложь ребенка может позволить родителям понять, что творится в его душе, что его мучает, вызывает беспокойство и даже страх. Поэтому не стоит торопиться с наказаниями.

Есть ли еще другие причины детской лжи. Чтобы разобраться в этом вопросе, я попросила своего классного руководителя провести классный час на интересующую меня тему.

3.2. На классном часе я предложила моим одноклассникам ответить на вопросы анкеты. В анкете представлены вопросы по выявлению причин детской лжи. В опросе участвовали 24 ученика 8 «б» класса (приложение 2 табл. 2)

3.3. Анализ тестирования детей и их отношения к различным видам лжи.

Дискуссия с одноклассниками и анкетирование позволили мне понять, как относятся дети и подростки ко лжи и почему они лгут. По вопросам анкеты «Виды лжи» видно, какие еще могут быть причины детской лжи.

а) Первые два вопроса анкеты указывают нам на этикетную ложь. Из составленной мною диаграммы видно, что такие дети есть (приложение 3 диаграмма 2). Это самый распространенный и безобидный вид лжи. Все об этом знают и потому сами должны делать поправку при восприятии этого вида лжи.

б) Ложь во благо или ложь во спасение, направленная на то, чтобы защитить другого человека, оградить его от беды. Обман не будет пороком, если он заменит правду, которая несет боль близким людям. О том, что этот вид лжи существует видно из 3, 4, и 5-го вопросов анкеты (приложение 2 табл. 2) К такой лжи прибегают примерно половина опрошенных (приложение 3 диаграмма 3)

в) Еще один достаточно безобидный вид лжи - ложь-фантазия, при котором ложь не направлена на причинения вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. К этому же виду лжи можно отнести и хвастовство с преувеличением чтобы выглядеть в глазах других людей более привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашена. Выявить этот вид лжи помогут вопросы анкеты № 6,7 и 8 (приложение 2 табл. 2). Примерно 15% детей нашего класса фантазируют. Из составленной мною диаграммы это наглядно видно (приложение 4 диаграмма 4).

г) Ложь-оправдание - связана с защитой своих действий, и главная ее цель – это оправдание себя для смягчения наказания. На этот вид лжи указывают 9,10 и 11 вопросы анкеты (приложение 2 табл. 2).

Из составленной диаграммы видно, что достаточно много детей нашего класса лгут, чтобы оправдаться (приложение 4 диаграмма 5).

д) Еще один вид лжи – это умолчание – 12,13,14 вопросы анкеты (приложение 2 табл. 2). Многие считают, что умолчание не является ложью. Дети предпочитают скрыть правду, нежели произнести ложь. Так ведь легче! Не надо обдумывать подробности. Да и само умолчание представляется для нас меньшим грехом. К сожалению и этот вид лжи в нашем классе достаточно распространён (приложение 4 диаграмма 6).

е) Сплетни. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях. На этот вид лжи указывают вопросы анкеты 15 и 16 (приложение 2 табл. 2). 30% моих одноклассников считают, что сплетни безобидны, а еще больше считают, что они неизбежны (приложение 5 диаграмма 7).

ж) Рассмотрим еще один вид детской лжи - ложь-самопрезентация. Вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа. Он чаще применяется в отношении малознакомых или незнакомых людей, которым неизвестны обстоятельства реальной жизни говорящего. Эта ложь применяется также при желании ребенка самоутвердиться. 17,18 и 19 вопросы указывают на эту ложь (приложение 2 табл. 2).Чуть больше половины опрашиваемых детей предпочитают приукрасить свой образ в глазах собеседников (приложение 5 диаграмма 8).

з) Причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. На это нам укажет последний вопрос анкеты (приложение 2 табл. 2).

Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от детей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, взрослые оказывают на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, не успевают в школе, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. Из составленной мною диаграммы видно, что большинство детей прибегают к этому виду лжи (приложение 5 диаграмма 9).

4. Способы распознавания обмана

Как же понять, что ребенок лжет и что с этим делать.

1.Рассказывая что-то или отвечая на вопрос, ребенок подносит руки к губам, как бы закрывая ими рот. Психологи объясняют этот жест подсознательной попыткой "не выпустить ложь изо рта"

2.Говоря неправду, дети стараются:

- не смотреть в глаза;

- покашливают во время разговора;

- переспрашивают или повторяют заданный им вопрос;

- неосознанно прикасаются к носу.

  1. Методы искоренения лжи.

Как воспитывать в детях честность?

Изучив литературу и побеседовав с детьми и взрослыми, для того, чтобы воспитать в детях честность, я предлагаю:

1. Веритьребенку.Как правило, дети на доверие отвечают тем же. Важно, чтобы и ребенок мог довериться.

2. Надо объяснить, что на правде "держится мир", Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

3. Если ребенок врет, не стоит устраивать скандалы и кричать, надо сесть рядом с ним, обнять его, рассказать какие чувства испытываются, когда узнаешь, что тебя обманывает близкий дорогой человек.

4. Не надо учинять унизительных допросов. Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его – бесполезно.

5. Необходимо вознаграждать за честность. Самая трудная ситуация: когда ребенок признался, как быть с наказанием за проступок? Если наказать его, то в следующий раз он может не признаться. Если не наказать, то он может не понять, что совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Надо дать ему возможность исправиться.

6. Показывать своим примером. Не лгать при ребенке. Если такая ситуация случилась, и дети стали свидетелями, то обязательно надо признать, что совершили ошибку, сказав неправду, что это иногда случается в жизни.

  1. Заключение

При любом конфликте многие взрослые считают себя правыми — только потому, что они взрослые. Очень часто требуют подчинения, поведения «по правилам», не желая задуматься над тем, что у ребенка, даже самого маленького, может быть свое мнение; взрослые позволяют себе этим его мнением пренебречь только потому, что это мнение ребенка.

Ложь помогает ребёнку уцелеть как личности, не сломаться под гнетом ограничений и запретов, исходящих от взрослых. Так ребенок оберегает "личное пространство".

Дети вынуждены лгать из страха, во избежание наказания.

Итак, из проведенного мною исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. В начале жизненного пути лгут все люди,однако станет ли ложь личностной чертой человека или нет, зависит от реакции взрослого на детскую ложь. Именно поэтому одни дети перестают лгать, а другие начинают делать это часто и с каждым днем все искуснее и искуснее.

В заключении я хочу пожелать всем детям и подросткам выбрать правильный жизненный путь, ведь в дальнейшем ложь не будет помощником, она будет только мешать, она может привести на скамью подсудимых, может расстроить все жизненные планы.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

Список литературы:

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., Академия, 1995.

  2. Каптерев П.Ф. О детской лжи. – СПб., Русская школа, 1890.

  3. Николаева Е. Как и почему лгут дети – психология детской лжи. СПб., Русская школа, 2011.

  4. http://www.psychologos.ru/articles/view/deti_nachinayut_lgat_s_pelenok

5. http://3-years.ru/vospitanie/pochemu-deti-vrut.html

6. http://www.lietested.ru/test_na_opredelenie_lji.htm

Приложение № 1

Анкета «Часто ли ваш ребенок прибегает к обману?»

 

Вопросы

да

Нет

1

Как вы считаете, часто ли ваш ребенок прибегает к обману?

6

14

2

Ребенок не признается сам, если в школе он получил плохую отметку.

7

13

3

Прячет ли ребенок дневник?

2

18

4

Часто ли ребенок выдумывает разные небылицы, чтобы привлечь внимание или избежать наказания?

9

11

5

Часто ли ребенок притворяется больным, пытаясь избежать неприятного занятия (контрольная в школе, уборка и т.п.)?

4

16

6

Вы не уверены, что ребенок тратит выделенные ему деньги по назначению (на завтрак в школе, проезд и т.п.).

3

17

7

Сваливает ли ребенок свою вину обычно на других (на брата/сестру, сверстников и т.п.)?

4

16

8

Ребенок обычно не выполняет данные вам обещания.

2

18

Таблица 1

Приложение № 2

Анкета для выявления причин детской лжи

 

Вопросы

да

Нет

1

Друзья явно задержались у тебя в гостях, У тебя свои дела, но ты убеждаешь их еще немного посидеть

4

20

2

Кто-то обидно пошутил в твой адрес, но ты делаешь вид, что не обиделся

18

6

3

Ты не скажешь другу, что случайно узнал о намерении учителя вызвать в школу его родителей.

12

12

4

Ты считаешь, что бывают такие случаи, когда ложь бывает во благо

24

0

5

Если ты узнаешь, что твоего друга недолюбливают одноклассники, Ты не скажешь об этом ему, чтобы он не расстраивался

13

11

6

Ты часто фантазируешь и склонен преувеличивать, когда рассказываешь о себе друзьям или родителям

5

19

7

Тебе нравятся рассказчики, которые приукрашивают свой рассказ в ущерб правдивости сообщения

2

22

8

Ты предпочитаешь, когда люди рассказывая о себе, придерживаются фактов и не фантазируют, и сам стараешься делать также

22

2

9

Ты готов привести несуществующие аргументы, смягчающие твою вину, когда тебя в чем-то обвиняют

15

9

10

Ты предпочитаешь сказать неправду, чем потерять симпатию со стороны друга

18

6

11

Ты любишь ссылаться на несуществующую болезнь, когда тебя обвиняют в невыполнении какого-либо поручения или работы

11

13

12

Ты умеешь так ответить на вопрос, чтобы не сказать о себе ничего лишнего

16

8

13

Ты стараешься ничего не рассказывать одноклассникам о своей семье

14

10

14

Ты стараешься не рассказывать родственникам подробности своей жизни, чтобы зря их не волновать

19

3

15

Ты считаешь, что сплетничать – безобидное дело

7

17

16

Ты считаешь, что сплетни неизбежны, и поэтому бороться с ними бессмысленно

20

4

17

Тебе чаще всего приходится обманывать ради того, чтобы не испортить впечатления о себе.

9

13

18

Тебе легко удается изобразить внимательного слушателя, когда говорит учитель, хотя Твои мысли при этом очень далеко

16

8

19

При знакомстве с новыми людьми, ты приукрашиваешь себя, чтобы создать хорошее впечатление о себе

12

12

20

Тебе приходится обманывать близких, чтобы не огорчать их

18

6

Таблица 2

Приложение № 3

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Приложение № 4

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Приложение № 5

Диаграмма 7

Диаграмма 8

Диаграмма 9

 

17

 

Просмотров работы: 1971