НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ АСКЕРОВЫХ.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ АСКЕРОВЫХ.

Аскеров Марат Расулович 1
1
Аскерова Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Национальная индентификация…………………………………….5

1.1. Понятие национальной идентификации как приобщение личности к особенностям определенной нации ………………………………………………..5

1.2. Приобщение иностранцев к культурным ценностям России (факты из истории)………………………………………………………………………………6

Глава 2. Национальная идентификация на примере семьи Аскеровых ……..8

Заключение …………………………………………………………………………10

Библиографический список………………………………………………………..11

Приложения...…………………………………………………………………...12-13

Введение

На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской), обратился император Николай 1:

- Вы думаете, все эти люди вокруг нас – русские?

- Конечно, Ваше Величество….

- А вот и нет. Это – татарин, это – немец, это – поляк, это – грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.

- Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?

- А вот, все вместе они русские!

Историческая быль

Этот диалог царя и маркиза характеризуют Россию, как многонациональное государство. В Российской Федерации проживает более 190 народов. Все эти народы объединяют проблемы нашего государства, победы, радости и горести. Все больше смешанных браков, появляются дети, которые не всегда могут дать четкий ответ на вопрос: «кто ты?». Как правило, потомки от смешанных браков отвечают, что они русские, хотя внешние данные говорят о противоречии. Я решил исследовать эту тему и ответить на вопрос «Кто я?», так как мой папа по своей национальности кумык, родом из Кизилюртовского района республики Дагестан, а со стороны мамы было много предков от смешанных браков.

Гипотеза: принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а приобщением к его культурным ценностям и святыням.

Объект: многонациональный народ России

Предмет: осознание своей принадлежности к русскому народу семьи Аскеровых.

Цель нашей работы: выяснить, с каким народом семья Аскеровых себя идентифицирует.

Задачи:

1.Изучить научную литературу по данному вопросу, биографии знаменитых иностранцев, проживающих на территории России.

2. Провести опрос семей, в состав которых входят люди разных национальностей.

3. Взять интервью у прабабушки.

3. Изучить генеалогическое древо семьи Аскеровых.

4. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Методы работы:

1. Теоретические:

- Сбор информации.

- Изучение и анализ литературы по данной теме.

2. Практические:

- Опрос.

- Изучение семейных архивов.

- Интервьюирование.

Анализ современных исследований в направлении данной темы дает основание полагать, что тема исследована достаточно глубоко, но исследование на примере конкретных семей из Котласа Архангельской области не так много.

Работа выполнялась в декабре 2015 года. Она состоит из введения, двух глав, в которых рассматривается теоретические и практические вопросы, связанные с этнической идентичностью не только современных людей, но и знаменитых людей прошлых столетий, заключения и приложений.

В теоретической части нашего исследования мы познакомились с работами и публикациями авторов статей, которые разместили свои работы на различных сайтах, таких как «Исторические справки», «Краткая биография».

Во второй главе описано исследование семей.

В заключении даются выводы о важности и необходимости данного исследования и его практического выхода.

Чтобы глубже и точнее рассмотреть этот вопрос, автор исследования изучил архивы своей семьи, а также провел опрос других семей, которые проживают в Котласском районе, имеющих многонациональные корни.

Глава 1. Национальная идентификация

Глава 1.1. Понятие национальной идентификации как приобщение личности к особенностям определенной национальности

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам [1].

Понятие «нации» рассматривается с разных точек зрения. Можно выделить два основных подхода к определению данной категории. Представители первого подхода рассматривают нацию как совокупность лиц, являющихся гражданами одной страны, государства. Такое определение имеет место быть, когда идет речь, например, об Организации Объединенных Наций, когда государства выступают именно как государства - нации. В такой интерпретации основанием нации, ее обязательной составляющей, выступает гражданское самосознание.

Сторонники второго подхода отождествляют нацию с этносом. И определяют ее как этническую группу, обладающую самосознанием и самоопределением своей государственности, национально-территориальной и культурной принадлежности.

Перемешивание населения, создание городов и империй размывает национальную идентичность. Так, например, человек является таджиком и русским одновременно, таджиком по рождению, по внутреннему ощущению, по многим поведенческим стереотипам. Русским по языку, на котором думает и видит сны, по культуре, к которой принадлежит. Такие люди чувствуют общность с теми, кто связан с ними общими идеями и интересами. Для них нет проблем, на каком языке общаться: если сообщество, к которому принадлежит человек, живет в Лондоне, то человек будет говорить и думать по-английски, даже, если по своей национальности он - таджик.

К наиболее общим чертам, которые характеризуют национальную идентичность, относятся:

1) историческая территория;

2)язык, верования, традиции;

3)культурные ценности;

4) нормы и законы, действующие в обществе [2].

В некоторых научных источниках указано на то, что не всегда можно четко квалифицировать, где заканчивается этническая принадлежность и начинается национальная [3]. В качестве примеров приведены курды. Не понятно, являются ли они отдельной нацией, если да, то почему у них нет своего государства?

Таким образом, изучив исследования на данную тему, мы делаем вывод, что национальную идентичность можно определить как самоидентификацию личности себя с определенной этнической группой на основе общности происхождения, культуры и языка.

Глава 1.2. Приобщение иностранцев к культурным ценностям России (факты из истории)

Лефорт Франц Яковлевич, российский адмирал, сподвижник Петра I.

Родился в Женеве в семье торговца. Состоял на военной службе во Франции и в Голландии. В 1675 году с датским посланником прибыл в Архангельск, откуда перебрался в Москву и поселился в Немецкой слободе.

В 1689 г. он одним из первых явился в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поддержать Петра в борьбе против царевны Софьи Алексеевны [4].

Говорили, что за время служения России, Лефорт «стал русским по духу, приобрел загадочную русскую душу и даже заслужил русской отчество – Яковлевич». Он покровительствовал иностранцам, но вместе с тем привлекал на государственную службу и продвигал способных русских людей.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 1729 года в городе Штеттине в Пруссии. Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. Стремясь как можно быстрее выучить русский язык, будущая императрица занималась по ночам, сидя у открытого окна на морозном воздухе. Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину [5].

Екатерина Великая полностью идентифицировала себя с русским народом, доказательством тому служат многочисленные факты, например, она приняла православие, получив имя при крещении Екатерины Алексеевны, подданные часто называли ее барыней.

Все эти люди внесли неоценимый вклад в развитие России в разные исторические периоды, хотя все были людьми другой национальности. Они были патриотами именно нашей страны, и, не смотря ни на языковые различия, веру, менталитет, они смогли влиться в русский народ.

Глава 2. Национальная идентичность на примере семьи Аскеровых

Изучив архив семьи Аскеровых, выяснили, что по материнской линии произошло вливание нескольких наций. (Приложение А). В советское время у бабушки Тамары Ивановны с дедушкой Алексеем Рафаиловичем в паспортах была прописана национальность «русский». Рассмотрев родословное древо моего дедушки по матери – Аскеровой Натальи Алексеевны, выяснили, что его прабабушку звали Натальей Виссарионовной, дочь ссыльного грузина Виссариона, которая жила до гражданской войны на Виледи. В голодное время Наталья пошла на заработки. Таких девушек называли «казачиха». С Виледи она прошла через Лальск, и в одной Учецкой деревне вышла замуж за крестьянина Федора.

Корни дедушки по отцу - Лычакову Рафаилу Афанасьевичу малоизвестны, так как прадедушки нет уже более 20 лет. Но часто прабабушка Лычакова Валентина Григорьевна слышала семейные рассказы о людях, которых называли по прозвищам: «баку», «тарту», «чубарцы». Прабабушка полагает, что это связано с выходцами из Азербайджана, Эстонии и Украины. На родину дедушки - в город Лузу Кировской области часто ссылали людей из разных мест. Корни бабушки Тамары Ивановны практически не изучены, известны лишь прадедушка Михеев Иван Александрович и прабабушка Михеева Лидия Дмитриевна, в паспорте которых числилась запись «русский».

Мой папа – уроженец республики Дагестан Кизилюртовского района селения Темираул. В этом селе исконно проживают люди, которые относят себя к национальности «кумык». Они говорят на кумыкском языке, который отличается мягкостью произношения от остальных языков Дагестана. Религия исповедания – ислам. Люди этого села чтут традиции и обычаи предков, почитают старших.

Не смотря ни на то, что папа – кумык, мама – «смесь» национальностей, я не отождествляю себя ни с одной из приведенных выше национальностей, народностей. Безусловно, по вероисповеданию являюсь мусульманином, папа старается привить нам с братьями традиции своих предков, их обычаи, согласно вере. Мое имя - Аскеров Марат Расулович говорят о том, что вряд ли меня можно отнести к русской нации. Считаю себя русским человеком, патриотом России.

Мой брат Аскеров Азамат Расулович полностью со мной солидарен.

Изучив архивы семьи, мы решили провести опрос людей, предки которых имеют различные нации и выяснить, с какой нацией они себя идентифицируют. Мы исследовали 3 семьи, членам которых мы предложили ответить на некоторые вопросы на осознание принадлежности (Приложение Б).

Первая исследуемая нами семья по национальному составу состоит из татар и русских. Вторая семья по своему национальному составу состоит из молдаван и кумыков. Третья семья состоит из азербайджанцев и печорцам – коми народность.

Анализируя результаты опроса, мы пришли к выводу, что все эти семьи идентифицируют себя с русским народом, не забывая при этом про свои корни. Они гордятся тем, что живут на территории Российской Федерации. Они прекрасно разговаривают на своих родных языках, при этом, не имея акцента, разговаривают на русском языке. На вопрос: почему вы относите себя к русским, отвечают, что живут среди русских людей. Они придерживаются традиций и обычаев людей, которые живут в Котласе.

Автор исследования и его семья также отвечали на вопросы опросников.

Ответы на поставленные вопросы дают возможность полагать, что при наличии «в крови» на биологическом уровне генов других наций, люди, проживающие на территории Котласского района много лет, считают себя русскими людьми. Им не чужды традиции, обряды, менталитет русского народа.

Приезжая на малую родину папы я не чувствую себя там «своим», поскольку практически не знаю языка, за исключением некоторых фраз, не настолько глубоко отождествляю себя с мусульманином в полном смысле слова, потому что люди из села Темираул очень набожны, они соблюдают посты, молятся. Мы с удовольствием приезжаем на праздник Ураза – байрам, принимаем участие в праздничных мероприятиях, но находясь дома, в Котласе, мы своей семьей его не празднуем. Когда в России празднуют Рождество, наши знакомые и близкие люди поздравляют нас, а мы их с праздником.

Заключение

Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать выводы:

1. Изучили научную литературу по данному вопросу, биографии знаменитых иностранцев, проживающих на территории России, которые идентифицируют себя с русскими.

2. Провели опрос семей, в состав которых входят люди разных национальностей.

3. Взяли интервью у прабабушки.

3. Изучили генеалогическое древо семьи Аскеровых.

4. Проанализировали и обобщили полученные данные.

Проанализировав родословное древо моей семьи, трудно сделать однозначный вывод о том, к какой нации меня можно соотнести. Но в данном исследовании мы рассматривали не нацию, а национальную идентичность. Анализ ответов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что большинство семей, члены которых отличаются по национальному признаку, идентифицируют себя как «русский народ».

Гипотеза о том, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а приобщением к его культурным ценностям и святыням полностью подтверждена и оправдана.

Мы доказали, что, не смотря на смешение множества национальностей предков, автор исследования полностью идентифицирует себя с русским народом.

Считаем, что значимость данного исследования велика, поскольку в последнее время смешанных браков все больше, но жить нам всем приходится в одном государстве, на одной территории, но с разным менталитетом, вероисповеданием и языком, поэтому все вместе мы – русские.

Полученные данные можно использовать на классных часах, при исследовании национальной идентификации других детей.

Библиографический список

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальная_идентичность

  2. http://studopedia.ru/2_16352_kultura-kak-sposob-natsionalnoy-samoidentifikatsii.html

  3. http://www.intelros.ru/readroom/nlo/121-2013/19692-nacionalnye-identichnosti-i-identifikaciya-nacionalnogo.html

  4. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-franca-leforta

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II

Приложение А

Генеалогическое древо семьи Аскеровых

 

Аскерова Наталья Алексеевна

Аскеров Расул Качакович

 

 

Лычаков Алексей Рафаилович

 

 

Лычаков Рафаил Афанасьевич

 

 

Кузнецова Валентина Григорьевна

 

 

«баку», «чубарцы», «тарту»

Михеева Тамара Ивановна

 

 

Кузнецов Григорий Прокопьевич

Фролова Надежда Алексеевна

 

 

Дудина Лидия Дмитриевна

Михеев Иван Александрович

 

 

Устинья Фролова

 

 

Кузнецов Прокопий Афанасьевич

 

 

Наталья Виссарионовна

 

 

Федор Фролов

 

 

Виссарион (ссыльный грузин)

 

Приложение Б

Опросник «Осознание национальной принадлежности»

1. К какой национальности ты себя относишь?

2. Почему?

3. Есть ли вторая национальность, к которой ты себя также относишь?

4. К какой национальности относятся твои родители и родные?

Отец

Мать

Дедушка со стороны отца:

Бабушка со стороны отца:

Дедушка со стороны матери:

Бабушка со стороны матери:

Родные, которые для тебя являются особенно значимыми

5. Если бы Вам пришлось выбирать национальность, то какую бы Вы выбрали?

13

Просмотров работы: 1443