ВЛИЯЮТ ЛИ СИЛОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯЮТ ЛИ СИЛОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ?

Аскеров Азамат Расулович 1
1
Аскерова Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1 Влияние различных видов спорта на учебную успеваемость школьников……………………………………………………………………..……5

1.1 Виды спорта…………………………………………………………5

1.2 Различные точки зрения о пользе спортивных занятий для подростков……………………………………………………………………………5

Глава 2 Интерференция занятий силовыми видами спорта на школьную успеваемость подростков……………………………………………………………………………8

Заключение..………………………………………………………………………10

Библиографический список……………………………………………………….11

Приложения…………………………………………………………………..…12-14

Введение

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения

Анджело Моссо

Социальные изменения, происходящие в обществе (глобальная компьютеризация) обуславливают необходимость актуальность нашей работы. Автор данной работы несколько лет посещает спортивный клуб «Атлант», занимаясь рукопашным боем, самбо, универсальным боем, а также посещает бассейн, то есть ведет здоровый образ жизни, проявляет успехи в учебной деятельности. Поэтому тема данной работы «Влияют ли занятия силовыми видами спорта на школьную успеваемость» следует считать важной на сегодняшний день.

Гипотеза: ознакомившись с некоторыми статьями в прессе и учебной литературе, можно предположить, что проводимые исследования подтвердят наличие зависимости школьной успеваемости детей от их занятости в спортивных секциях по силовым видам.

Объект: школьная успеваемость

Предмет: занятия силовыми видами спорта, как один из компонентов формирования школьной успеваемости.

Цель исследовательской работы: выявление влияния занятий силовыми видами спорта на школьную успеваемость.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Установить зависимость между подростками, занятыми спортом и успеваемостью в школе.

  3. Провести анкетирование детей, интервьюирование тренера.

  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Методы работы:

  1. Теоретические:

- Сбор информации.

- Изучение и анализ литературы.

2. Практические:

- Интервьюирование.

- Анкетирование.

- Опрос.

Разработанность: анализ современных исследований в направлении данной темы дает основание полагать, что тема исследована недостаточно. Имеются исследования, как спорт в целом влияет на школьную успеваемость, но более узкой теме по универсальному бою, боксу, самбо посвящено мало работ.

Работа выполнялась в декабре 2015 года. Она состоит из введения, двух глав, в которых рассматривается теоретические и практические вопросы, связанные с силовыми видами спорта и влиянием их на школьную успеваемость подростка, заключения, библиографического списка и приложений.

В теоретической части нашего исследования мы познакомились с работами и публикациями авторов статей, которые разместили свои работы на различных сайтах, таких как РИА Федерал Пресс, газета «Человек XXI».

Во второй главе описаны методы и результаты работы.

В заключении даются выводы о важности и необходимости данного исследования и его практическом выходе.

При выполнении работы изучена информация на различных сайтах, статьи, заметки в газетах. Чтобы глубже и точнее рассмотреть этот вопрос, автор исследования беседовал с тренерами спортивных клубов, а также брал интервью у четырехкратного чемпиона мира по дзюдо.

ГЛАВА 1. Влияние различных видов спорта на учебную успеваемость

ГЛАВА 1.1. Виды спорта

Видов спорта в мире огромное множество, от авиамодельного спорта до экстрима, подробнее остановимся лишь на некоторых единоборствах.

Самбо - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР в результате синтеза многих национальных видов единоборств и, в частности, борьбы дзюдо. Является одним из видов борьбы в одежде. Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое [1].

Знаменитые самбисты – братья Емельяненко Федор и Александр.

Рукопашный бой - схватка без применения огнестрельного оружия, либо вообще без оружия [2]. Рукопашный бой – исконно-русский вид. Русский рукопашный бой – это основанные на опыте наших великих предков, отечественные современные технологии, позволяющие побеждать любого противника в любых условиях. Это мощное интеллектуальное оружие, используя которое с холодной логикой и четким расчетом, можно одержать победу в любом поединке, даже на первый взгляд противник превосходит оппонента по весу и силе[3].

Бокс - контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках [5]. Знаменитые боксеры: Николай Валуев, Константин Цзю.

В данном параграфе мы изучили те виды спорта, влияние которых на школьную успеваемость мы исследовали.

ГЛАВА 1.2. Различные точки зрения о пользе спортивных занятий для подростков

Специалисты проанализировали успеваемость более двух тысяч испанских школьников в возрасте от 6 до 18 лет и сравнили их с их физическими данными: кардиореспираторным потенциалом, силой мышц и двигательной активностью. Как известно, эти показатели влияют на состояние здоровья, и каждый из них может оказывать влияние на мозговую деятельность. «Поскольку все эти показатели тесно связаны между собой, очень важно было выяснить, какой же из них сильнее всего связан с показателями успеваемости», - говорит ведущий автор исследования Ирене Эстебан-Корнейо.

Как оказалось, наиболее тесная связь была между успеваемостью и двигательной активностью. Так, дети с низкой двигательной активностью не достигали успехов и в учебе. И наоборот, дети, которые активно занимались спортом, показывали хорошие результаты в учебе [6].

Американские ученые доказали, что физкультура влияет на мозг ребенка, а у учеников, активно занимающихся спортом, лучше показатели в учебе.

Исследователи наблюдали за детьми и подростками, отмечая физические показатели и их умственное развитие. Успехи в учебе часто были связаны с ростом силы мышц и другими параметрами, пишет «Газета.ru» [7].

Уже ни у кого не возникает сомнений, для того, чтобы быть здоровым и гармонично развитым необходимо давать своему организму хотя бы минимальные физические нагрузки. Ученые исследовали, как именно спорт влияет на структуры мозга.

Спорт имеет прямое отношение к выработке веществ, которые отвечают за синтез новых нейронов и поддержание их «в рабочем состоянии». Кроме того, особенно сильное влияние вещества оказывает на гиппокамп. Ученые предполагают, что именно в этой зоне мозга располагаются центры, связанные с памятью и способностям к обучению.

Исходя из этих данных, можно заключить, что спорт – одно из прекрасных средств для развития мозга в молодом возрасте и сохранения нервной системы у зрелых и пожилых людей.

Другое исследование, проведенное ранее, показало, что профессиональные игроки в американский футбол также весьма способны к обучению. По всем тестам они демонстрировали высокий уровень развития способностей к обучению: вниманию, восприятию, памяти, речи, интеллекту [8].

Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек, начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества [9].

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что доказано влияние спорта на всестороннее развитие подростка.

ГЛАВА 2. Интерференция занятий силовыми видами спорта на школьную успеваемость

Так как цель нашего исследования выявить влияние спорта на школьную успеваемость, первое, что мы сделали – это составили анкету для учащихся 6-11 классов. В анкете было предложено ответить на 9 вопросов. Цель анкетирования – выявить, как ученики относятся к спорту в целом и к силовым видам спорта, а именно: рукопашный бой, самбо, бокс, в частности. Также с помощью анкетирования было выявлено количество детей, которые посещают спортивные секции и сколько раз в неделю дети занимаются спортом.

Выяснилось, что из 38 человек, возраст которых колеблется от 12 до 18 лет, к спорту относятся положительно 21 человек, 2 – нейтрально, 1- плохо. 15 человек предпочитают футбол, волейбол, баскетбол, 13 человек предпочитают силовые виды спорта (бокс, рукопашный бой, самбо), 3 человека предпочитают теннис и 3 человека – легкую атлетику. На вопрос: «По какой причине вы не занимаетесь спортом?», 2 ученика ответили, что ленятся, 1 считает, что нет таланта, 1 виной тому видит отсутствие денег, 1 человек – вследствие инвалидности. 12 человек занимаются спортом ежедневно, 4-5 раз в неделю – 4 человека, 2-3 раза – 12 человек. После того, как дети начали заниматься в спортивных секциях, лучше стали учиться 7 человек, хуже – 1 человек, качество знаний осталось на том же уровне – 14 человек, затруднились ответить на этот вопрос 13 человек. К силовым видам спорта, таким, как рукопашный бой, самбо, бокс, универсальный бой положительно относятся 11 человек, 8 человек считают данные виды отличными, нейтрально относятся 15 человек, 4 человека – плохо. На вопрос: влияют ли силовые виды спорта на успеваемость, 23 человека считают утвердительно, 9 человек отрицательно и 6 человек затрудняются ответить (Приложение А).

Вывод по данному анкетированию можно сделать следующий: большая часть подростков нашей школы положительно относится к занятиям спортом, дети занимаются с удовольствием. Почти 50% респондентов положительно относятся к тем видам спорта, которые мы исследуем. Более, чем 50% исследуемых считают, что силовые виды спорта, в данном случае единоборства положительно влияют на школьную успеваемость.

В условиях школы – интерната мы узнали у воспитателей классов информацию по количественному составу воспитанников среднего и старшего звена, чтобы выявить и соотнести количество обучающихся и «хорошистов»; количество детей, занимающихся спортом и количество детей с хорошим качеством знаний по предметам. Проанализировав данную информацию, можно сделать вывод, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Класс

Количество детей

Количество «хорошистов»

Количество детей, занимающихся спортом

Количество детей с хорошей успеваемостью и занимающихся спортом

Процентное соотношение детей

6

22

13

5

3

13.6%

7

20

10

7

5

25%

8

17

8

8

5

29.4%

9

20

7

3

1

5%

10

9

7

7

7

77.7%

11

13

5

8

5

38.4%

Данные таблицы наглядно показывают процентное количество детей, которые занимаются спортом, а также успешно справляющиеся со школьной нагрузкой. Сравнительная диаграмма представлена в приложении Б. Таким образом, обобщая эту информацию, мы убеждаемся в том, что занятия спортом оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Далее наше исследование строилось на основе интервью с тренером спортивного клуба «Атлант», мастером спорта по самбо Шошкиным Александром Александровичем (Приложение В).

Александр Александрович считает, что подростки, безусловно, должны заниматься спортом, а каким именно, решать дети должны сами или с родителями, исходя из возможностей и желания каждого. На главный вопрос, на котором строится вся работа «влияют ли занятия данными видами спорта на успешное обучение» Александр Александрович ответил следующим образом: «Конечно, влияет. Когда ученики в клубе тренируются, они должны уметь просчитать все возможные ходы противника, как в шахматах, только вместе с этим нужно вовремя применить определенный прием, именно конкретный, а не любой. Поэтому во время тренировок развивается логическое мышление, комплексное мышление, самоконтроль».

Также мы побеседовали с четырехкратным чемпионом мира по дзюдо Василием Эдуардовичем, который помогает ребятам улучшить результаты по борьбе, знакомит с дзюдо. Он также солидарен с мнением тренера, считая, что именно эти виды спорта оказывают положительное влияние на школьную успеваемость подростков.

Заключение

Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать выводы:

  1. Изучили литературу по данному вопросу.

  2. Установили зависимость между подростками, занятыми спортом и успеваемостью в школе.

  3. Провели анкетирование детей, взяли интервью у тренера.

  4. Проанализировали и обобщили полученные данные, которые еще раз убеждают в правильности поставленной цели.

Анализ ответов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что большинство детей предпочитают заниматься спортом, а значит, хотят поддерживать свое тело здоровым, пропагандируя окружающим здоровый образ жизни.

Считаем, что значимость данного исследования велика, поскольку в последнее время дети все больше живут в виртуальном мире интернета, пренебрегая движениями, которые продлевают нашу жизнь. А в случае с силовыми видами спорта, ежедневные тренировки – это не только здоровый образ жизни, но и возможность самообороны при нападении, умение постоять за себя и своих близких. Полученные данные можно использовать на классных часах в классе, тем самым пропагандируя здоровый образ жизни.

Наша работа будет интересна подросткам, особенно мальчикам, хотя и девушки также посещают тренировки по универсальному бою, так как большинство из них хорошо учатся в школе, а те, которые немного отстают от своих товарищей, возможно, будут интенсивнее заниматься, а, следовательно, и улучшат свои качества знаний.

Библиографический список

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самбо

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рукопашный_бой

  3. https://mensby.com/reporting/festivals/4900-russian-championship-2014

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дзюдо

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бокс

  6. http://www.infox.ru/03/fitness/2014/06/19/Dostignut_uspyehov_v_print.phtml

  7. http://world.fedpress.ru/news/america/1403250943-zanyatiya-sportom-vliyayut-na-intellekt

  8. http://chelovek21.info/terra-incognita/81-kak-sport-vliyaet-na-intellekt

  9. http://alfacentrsport.ru/publ/raznoe/vlijanie_sporta_na_formirovanie_lichnosti/vlijanie_sporta_na_formirovanie_lichnosti_chast_2/5-1-0-20

Приложение А

Анкета «Отношение к спорту»

  1. Ваш возраст?

  2. Как вы относитесь к спорту?

  3. Каким видом спорта вы занимаетесь или отдаете предпочтение?

  4. Если вы не занимаетесь спортом, то по какой причине?

  5. Сколько дней в неделю вы занимаетесь спортом?

  6. Доставляет ли это вам удовольствие?

  7. Как вы стали учиться после того, как начали посещать спортивные секции?

  8. Как вы относитесь к таким видам спорта, как самбо, рукопашный бой, универсальный бой, бокс?

  9. По вашему мнению, влияют ли занятия силовыми видами спорта на школьную успеваемость?

Приложение Б

Сравнительная диаграмма по количеству детей, которые хорошо учатся и успешны в спорте

Приложение В

Вопросы к тренеру спортивного клуба «Атлант» Шошкину А.А.

  1. Александр Александрович, скажите, пожалуйста, считаете ли вы необходимостью занятия спортом для детей подросткового возраста?

  2. Считаете ли вы, что занятия такими видами спорта, как единоборства, влияют ли на успешное обучение подростков?

  3. Что у подростков развивается на тренировках ?

14

Просмотров работы: 14162