Введение стр.3
Понятие и виды профессий стр.4
2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5
3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6
4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8
Заключение стр.10
Список использованной литературы стр.11
Приложение 1 «Анкета» стр.12
ВВЕДЕНИЕ
Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.
Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей – цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;
- проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;
- изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;
- провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.
В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.
В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:
- введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;
- основной части, состоящей из 4 параграфов;
- заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;
-списка использованной литературы;
-приложения.
В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.
Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ
Профессия - от латинского слова profession– «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками [4].
Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования [1].
Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.
В современном мире множество самых разнообразных профессий.
Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.
По характеру труда:
- Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда – учитель, научный сотрудник, врач.
- Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера – художник, модельер.
По уровню квалификации:
- Профессии, требующие высшего образования;
- Профессии, требующие среднего профессионального образования;
- Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом [2, 5]:
- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.
- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.
- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.
- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.
- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.
2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?
Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:
- выбранная профессия будет для него интересна;
- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;
- можно будет найти работу по выбранной профессии.
К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:
1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;
2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;
3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.
3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО
Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.
По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются [3]:
1.Специалисты высшего уровня квалификации – 22,6% от общего числа потребности в работниках,
в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук – 6,4%;
специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения – 8,2%;
Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения – 8,8%;
Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности – 7,8%;
Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 7,7%
Водители и машинисты подвижного оборудования – 7,3%.
Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики – 9,3%
В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут [6]:
1. Инженерные специальности.
2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
3. Нанотехнологии.
4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
5. Маркетинг и продажи.
6. Специальности, связанные с сервисом.
7. Логистика.
8. Экология.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
10. Химия.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.
Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).
Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?
Самые распространенные ответы на данный вопрос:
Менеджер, экономист, бизнесмен – 16,6%;
юрист – 6,9%;
дизайнер – 4,2%;
инженер, IT-специалист – 15,2%.
Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).
Ответы на вопрос представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ответы на второй вопрос анкеты
Выбранная профессия |
Наиболее часто встречающиеся ответы (выбранные школьные предметы) |
Менеджер, экономист, бизнесмен |
обществознание, математика |
Дизайнер |
рисование, геометрия, история |
Юрист |
обществознание, история, литература |
Инженер, IT-специалист |
математика, химия, физика |
Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.
Третий вопрос анкеты:
Выбери для себя подходящую характеристику:
3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).
3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).
3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).
3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).
3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).
По ответам на данные вопросы я постарался определить соответствие выбора профессии профессиональному типу личности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты ответов на третий вопрос анкеты
Выбранная профессия |
Профессиональный тип личности |
Менеджер, экономист, бизнесмен |
Человек-человек, человек-техника |
Дизайнер |
Человек-искусство |
Юрист |
Человек-человек, Человек-информация |
Инженер, IT-специалист |
Человек-техника |
Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.
Вопрос четвертый анкеты:
Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.
Наиболее популярные ответы:
Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.
Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.
Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:
«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»
На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.
Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).
Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).
Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).
10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL : www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).
Приложение 1
АНКЕТА
Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________
Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________
Выбери для себя подходящую характеристику:
3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.
3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.
3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.
3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.
4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________